Роджер бэкон и его борьба против схоластической медицины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роджер Бэкон (около 1214–1292) — английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Профессор богословия в Оксфорде, имевший глубокие познания в математике, физике и химии. Роджер Бэкон, биография которого стала символом передовой мысли, одним из первых подверг критике схоластику, призывая просвещённые умы к опытному изучению природы.

Ранние годы

Точная дата рождения философа неизвестна, предположительно это был 1214 год. Родился Бэкон в английской деревушке Илчестер, графство Сомерсет.

Семья Роджера была зажиточной и смогла обеспечить наследнику достойное по тем временам образование. Так, в детские годы он на дому прилежно изучал арифметику, геометрию, астрономию. Мальчик был хорошо знаком с произведениями античных авторов, занимался музыкой.

В возрасте 13 лет Роджера отдали на обучение в Оксфордский университет, где ему предстояло провести ближайшие 8 лет. По окончании обучения Бэкон получил ученую степень по искусству.

Поиск жизненного пути

При изучении краткой биографии Бэкона Роджера стоит отметить, что он приобрёл большую популярность среди образованных парижан благодаря своим смелым спорам со схоластами — философами-богословами, чьи убеждения были основаны не на научных познаниях, а на церковных догмах.

В 1250 году Бэкон вернулся в Оксфорд, где стал преподавать в университете. В этот же период он вступил во францисканский орден. Несмотря на то, что Бэкона подозревали в занятиях чёрной магией и отказе от Католической церкви, слава о нём быстро распространялась в округе.

Философские труды

В 1257 году лекции Бэкона в Оксфорде оказались под запретом, а сам философ получил приказ в срочном порядке оставить город и перебраться во францисканский монастырь в Париже.

В 1268 году Роджеру Бэкону разрешили вернуться в Оксфорд, где вновь продолжил заниматься науками. Особым уважением у Бэкона пользовалась математика. Он считал её наиболее достоверной и несомненной наукой, с помощью которой можно проверять данные всех остальных дисциплин. Кроме того, он утверждал, что математика — самая лёгкая из наук и доступна каждому.

В этот период Роджер Бэкон закончил работу над двумя трактатами: Communia mathematica (сочинение по математике) и Communia naturalium (сочинение по физике).

Роджер Бэкон жил во времена, когда в Европе всем заправляла религия. Однако он не боялся резко критиковать невежество и порочность духовенства, которое душило науку на корню и не давало обществу развиваться. Бэкон открыто выступал против схоластики и нелестно отзывался о популярных авторитетах современности (Фома Аквинский, Альберт Великий).

В результате Бэкон был обвинён в ереси и в 1278 году был заключён в тюрьму на 12 лет. Оказавшись на свободе, философ принялся работать над сочинением Compendium studii theologiae. Этот труд так и не был окончен и до сегодняшнего дня дошёл лишь в отрывках.

Личная жизнь

Судя по истории жизни Роджера Бэкона, его гораздо больше интересовала наука, нежели личная жизнь. Учёный никогда не был женат, не имел детей. Все свои силы он направлял на научную деятельность.

Алхимия – по сути своей – не считалась, да и до сих пор не считается наукой. Хотя её вполне обоснованно можно отнести к истокам таких сфер, как химия, физика, даже в какой-то степени медицина. То есть если бы алхимию называли наукой, тогда она была бы тесно взаимосвязана с вышеописанными. Но к сожалению, или к счастью, она уже утратила возможность на существование. Но почему? Почему то, что мы называем псевдонаукой, на самом деле – если хорошенько разобраться – является началом начал, прародителем естественных наук? И почему мы позволили себе забыть об этом? Вопросы эти действительно интересные, в особенности если говорить не столько о самой химии, сколько о медицине. Казалось бы, каким образом связаны между собой область, изучающая химические элементы, с наукой о здоровье человека?

Связь медицины и алхимии – как таковую – проследить трудно. Но нам доступна информация о врачевателях Средневековья, которые были не поняты не только обществом, но и церковью в особенности. Бытовало мнение, что они занимались магией, совершали различные ритуалы и имели отношение к тёмным силам. Но что мы имеем на самом деле? Врачевателями той эпохи были именно алхимики, которые лишь имели свои взгляды на природу вещей и на самого человека, стремились изучить их свойства и преуспеть в этом. Но это вовсе не говорит о том, что лекари были некомпетентны в медицине, ведь они лишь применяли на практике те способы и средства, которые им навеяли суеверия, что господствовали в ту эпоху. Алхимики использовали то, что даровала им природа – те самые группы химических элементов и различные эликсиры, которые были изготовлены из их соединений [2].

kar1.tiff

Рис. 1. Алхимический рисунок и гравюра

До современного человека дошло немало информации о различных учёных, философах и даже монахах, которые были увлечены алхимией и отдали жизнь на её изучение. Но подавляющее большинство из них мало задумывались о том, что алхимия не ограничивается лишь процессом создания золота, превращения низших химических элементов в высшие. Они не стремились отыскать взаимосвязь её с другими областями знаний – физикой, медициной. Но были и те алхимики, которые в своей деятельности сделали уклон именно на медицину, которые старались объединить эти две науки в оно целое [3].

kar2.tiff

Рис. 2. Статуя Роджера Бэкона

Известный английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон был одним из тех, кто задолго до Парацельса высказал мысль о том, что алхимия должна быть направлена на лечение людских недугов [4]. Он-то и стал одним из первых алхимиков, который обратил внимание на медицинские знания и знания о материи, на их связь. Его прозвали Удивительным доктором, но не за открытия в области медицины, а за его философские утверждения, которые поразительно отличались от убеждений философов того времени. Несмотря на то, что Бэкон большую часть жизни посвятил именно философии, он также занимался и алхимией, что и стало для него роковым – в итоге его отлучили от церкви за ересь и занятия чёрной магией. Но было ли это так на самом деле?

Казалось, что естествоиспытатель всё же не отступает от своей основной идеи – получения Философского камня, и это верно. Но нужно учесть тот факт, что в процессе изучения данного вопроса Роджер Бэкон всё больше убеждался в том, что именно этот путь – совершенствование металлов, превращение их в золото – обеспечивал не только поддержание наилучшего состояния здоровья человека, но и обретение бессмертия. То есть философ мыслил шире, не думал лишь о себе и собственном состоянии, а встал на путь, который должен был привести к более масштабным результатам.

На трактатах Роджера Бэкона не закончились поиски взаимосвязи между алхимией и медициной. Более того, именно этот выдающийся философ навёл последующие поколения на нужные мысли [4]. Позднее многие философы и известные алхимики высказывали свои предположения, касающиеся данного вопроса, но практически все они повторяли слова своего предшественника. Главным отличием было лишь то, что с каждым веком данные утверждения становились все более и более весомыми, аргументированными, но суть их всегда заключалась в одном и том же и вела к одному прародителю – Удивительному доктору.

И потому нельзя утверждать, что алхимия – лженаука и ей нет места среди современников. Необходимо также воспринимать алхимию серьёзно, не обращая внимания на огромное количество предубеждений и те предрассудки, которые связаны с ней. Достаточно лишь обратиться к истокам, забыв на мгновение о вере в существование магии и сверхъестественных сил, и они непременно приведут именно к алхимии. Будь то область химии, физики и, что самое главное, медицины.

В данной статье описывается историческая связь философии и медицины, а также рассматривается влияние философских взглядов Френсиса Бэкона на развитие медицинской науки. Цели и задачи медицины, сформулированные в эпоху великого философа Френсиса Бэкона, остаются актуальными и на современном этапе развития общества.

Ключевые слова

Обзор

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Цель данной работы – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать вклад и отражение философской методологии Френсиса Бэкона в медицинской практике.

Задачи:

1. Показать историческую взаимосвязь философии и медицины как теории и практики.

2. Проанализировать основные взгляды Ф. Бэкона на развитие медицинской науки

Статья

Медицина в системе наук является неким проблемным полем естествознания и гуманитарных наук, в том числе философии. Последняя способствует развитию понятийного аппарата всей практической медицины. К тому же, она способствует развитию научно-мировоззренческих взглядов врача и творческого потенциала в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. Так же стоит отметить, что философия формирует имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры. Вместе с философией медицина постигает сложнейший мир жизни человека и управляет его здоровьем. При этом медицина сама является объектом специального философского познания. Еще 5 веке до н.э. великий Гиппократ обозначил общие контуры медицины в категориях античной философии. В Новое время с философскими концепциями Ф. Бэкона, И. Канта и других мыслителей, связано оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу жизнедеятельности человека.

Следует отметить, что для медицины связь с философией является средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Взаимосвязь медицины и философии существовала всегда, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле, и до сих пор является актуальной.

Такая способность – результат взаимодействия с философией, снабдившей медицину предметно-понятийным методом клинического мышления. Только совместными усилиями данные науки могли успешно развиваться, при этом человек для них является общим объектом познания. Так же, обе эти науки заинтересованы в здоровом образе жизни который есть гармоничное единство физического и духовного здоровья. Медицина и философия являются связующим звеном между культурой и жизнедеятельностью человека. Сейчас ни экономика, ни политика, ни образование, ни культура, ни спорт не способны полноценно функционировать и развиваться без медицинский и философских знаний.

Медицинские знания, как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, являются непреходящими общечеловеческими ценностями. Стоит заметить, что только медицинские знания и опыт врачевания напрямую воздействуют на процессы, направленные на сохранение здоровья людей, развитие здорового образа жизни целых народов, а так же каждой отдельной личности. В связи с этим, специфика медицины приобретает еще более ценное специальное гуманитарное значение, она мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование. [2]

По сути, в данных требованиях Бэкона можно проследить продуманную программу научной работы в медицине на несколько веков вперед, вплоть до нашего времени.

Бэкон пытался освободить медицинскую науку от шарлатанства. Он вообще повсюду старается очистить науки от их суеверных и суетных примесей. Такова была его цель относительно астрологии, магии, физиогномики, то же самое он хотел бы сделать в отношении медицины. Она должна сохранять здоровье, исцелять болезни, продолжать жизнь; поэтому медицина распадается на диететику, патологию и макробиотику; последней, не находимой им в числе медицинских наук, он приписывает большое значение.

Заключение.

Рассмотрев сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются.

Ф.Бэкон внес большой вклад в развитии медицины, он прогнозировал ее развитие и заглядывал на многие столетия вперед. Он поставил задачи, практическое решение которых могло быть только делом далекого будущего и реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых.

Литература

1) Саркисов Д.Ю. Философия в системе медицинского образования. / Д.Ю. Саркисов – М.: Клиническая медицина, 1999. - 21 с.

2) Серапонтов В.Д. Философия и медицина. / В.Д. Серапонтов, А.А. Корольков - ЛГУ, 1986. - 212с.

3) Бэкон Ф. Новый органон. / Ф.Бэкон – М.: Директмедиа Паблишинг, 2002.-283с.

4) Бэкон Ф. О достоинстве и силе наук / Ф.Бэкон, А. Субботин – М.: Мысль, 1977. – 490с.

5) Новая Атлантида. / Сирано де Бержерак Савиньен, Бэкон Фрэнсис, Верас Дени, под ред. Клименко А. Ю. – М.: Алгоритм, 2014.- 399с.

6) Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. / Гай Светоний Транквилл, М. Л. Гаспаров - М.: Наука, 1993. – 232с.

7) Субботин Л.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии / Л.Л. Субботина – М., 1971. – 536 с.

8) Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. / С.М. Марчукова – М.: Медицина, 2003. – 272 с.

9) Литвинова Е.Ф. Фрэнсис Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. / Е.Ф. Литвинова – М.: Философия, 2014 – 250 с.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Средневековье

Позднее Средневековье

Позднее Средневековье Роджер БэконРоджер Бэкон (1214–1292) внес существенный вклад в развитие естествознания и философии позднего Средневековья. Исходные принципы его философии состоят в том, чтобы преодолеть преграды в сознании людей. По Р. Бэкону, существуют четыре

48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот

48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот Иоанн Дунс Скот (ок. 1265–1308) – выдающийся мыслитель Средневековья. Он развивал оригинальное учение, в котором подверг критике воззрения Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, сторонников Аверроэса и других средневековых мыслителей.

49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма

49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма Расцвет номинализма приходится на XIII–XIV века. Главные представители – Уильям Оккам (ок. 1285–1349), Жан Буридан (ок. 1300–ок. 1358), Николай из Отрекура (ок. 1300–после 1350) и др.В номинализме определяющее значение получает идея

РОДЖЕР БЭКОН ИЗБРАННОЕ

Более позднее предисловие

Более позднее предисловие (Конца 1879 года)Настоящая попытка рассказать историю древних греческих философов отличается своей краткостью от других подобных ей. Краткость же достигается тем, что упоминается лишь самая ограниченная часть учения каждого философа,

7.4. Закат схоластики (Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон)

7.4. Закат схоластики (Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон) В западной философии последователями теории двойственной истины были шотландский философ Иоанн Дунс Скот и английские мыслители Уильям Оккам и Роджер Бэкон. Так, например, Дунс Скот полагал, что Бог сотворил мир

Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон. Закат схоластики

Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон. Закат схоластики В западной философии последователями теории двойственной истины были шотландский философ Иоанн Дунс Скот и английские мыслители Уильям Оккам и Роджер Бэкон. Так, например, Дунс Скот полагал, что Бог сотворил мир не

Закат схоластики. Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон

Закат схоластики. Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон В западной философии последователями теории двойственной истины были шотландский философ Иоанн Дунс Скот и английские мыслители Уильям Оккам и Роджер Бэкон. Так, например, Дунс Скот полагал, что Бог сотворил мир не

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ …частичное продвижение вперед не означает заблуждения… От Альберто Нокса не было ни слуху ни духу целую неделю. Не получала София и открыток из Ливана. Зато в разговорах с Йорунн они то и дело возвращались к открыткам, найденным в Майорстуа. Йорунн

Роджер Пенроуз Обращение к читателю

Роджер Пенроуз Обращение к читателю Посвящаю эту книгу светлой памяти моей дорогой матери, почившей прежде, чем эта книга увидела свет Как читать математические формулыВ некоторых частях этой книги я решился прибегнуть к математическим формулам. Меня не устрашило

Читайте также: