Родословная льва николаевича толстого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Род Толстых – самый многочисленный из звездных династий. По самым скромным подсчетам, в 25 странах мира живут порядка 350 потомков Льва Николаевича. И многие из них, как и прославленные предки, играют в общественной жизни заметную роль.

Дворянский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе с двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтий.

Родоначальником Толстых стал правнук Индриса Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые представители фамилии были военными. Эта традиция сохранялась долго, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы. С начала XVIII века потомки Петра Андреевича Толстого носят титул графа. Старшая, нетитулованная ветвь рода происходит от старшего брата первого графа Толстого – Ивана Андреевича, который приходился свояком царю Федору Алексеевичу.

Здесь представлены самые известные Толстые. Чтобы отобразить всех, одного родового дерева не хватит – нужен целый сад

Лев Николаевич (1828–1910): знаток человеческих душ

Он начал носить крестьянскую рубаху, ел только простую еду, открывал столовые для малоимущих семей. Но Софья Андреевна была против, чтобы разбазаривали наследство ее детей, которых у супругов родилось аж тринадцать (пять умерли в раннем детстве). Кстати, никто из них так и не добился на литературном поприще славы, как отец. Хотя пробовали писать Татьяна Львовна, Лев Львович и Илья Львович. Все дети в разные годы эмигрировали из Советского Союза, кто-то потом вернулся. Кроме старшего, Сергея Львовича, который пережил на родине Октябрьскую революцию, стал композитором и даже получил орден Трудового Красного Знамени.

За свои критические высказывания в адрес церкви Лев Николаевич был предан анафеме. Хотя Толстой писал, что сам отказался от церкви. В 2001 году праправнук писателя Владимир Ильич подавал прошение Патриарху пересмотреть то решение церкви. Но получил отказ.

Примерно за месяц до смерти Лев Николаевич тайно покинул имение в Ясной Поляне, бросил жену, детей, и уехал скитаться по стране. Скончался в возрасте 82 лет от воспаления легких на станции Астапово Рязанской губернии. Похоронен в Ясной Поляне.

Алексей Николаевич (1882–1945): презрение Ахматовой, пощечина от Мандельштама

Алексей Толстой был женат четыре раза. От трех браков имел четверых детей: Марьяна Толстая стала доктором технических наук, Никита Толстой – физиком, Дмитрий Толстой – композитором, приемный сын Федор Волькенштейн – физикохимиком.

Татьяна Никитична (1951): генетическая связь с дедом

Татьяна Толстая // фото: Global Look Press

Она признается, что известная фамилия ей иногда мешала.

– Я понимаю Алексея Николаевича, когда его читаю. Как он кладет фразу, как и почему увидел то или иное. То есть какая-то у меня генетическая память, – говорит о дедушке известная писательница Татьяна Толстая.

А вот два ее сына не пошли по литературной стезе. Старший – Артемий Лебедев, знаменитый дизайнер, руководитель собственной студии. Кстати, как часто случается у Толстых, у него многодетная семья – воспитывает 10 детей. Младший – Алексей Лебедев – фотограф, программист, живет в Америке.

Владимир Ильич – советник президента // фото: Global Look Press

У Владимира Толстого от двух браков четверо детей. Старшая дочь – Анастасия – окончила Оксфорд и стала профессором по русской литературе. Она замужем за писателем, депутатом Госдумы Сергеем Шаргуновым.

Фекла Толстая // фото: Global Look Press

Праправнучку Льва Николаевича на самом деле зовут Анной. Творческий псевдоним – Фекла – она выбрала, памятуя, что так отец ее называл в детстве. Сегодня она теле- и радиоведущая.

– Главный секрет Толстых не только в том, что у нас знаменитый предок, – размышляет Фекла. – Я каждый день слышала от отца (Никита Толстой, внук второго сына писателя – Ильи Львовича Толстого. – Ред.) очень доброжелательные, чаще всего веселые рассказы о своем деде, которого не застала, о его сестре, тетке моего отца, и людях из семьи Толстых. И главное, что удалось из них вынести: семья – это важная основа. Конечно, в какой-то степени это тоже наследство Льва Николаевича, который осознанно шел к тому, чтобы у него была большая счастливая семья: долго выбирал супругу, они родили 13 детей, создали в Ясной Поляне семейное гнездо. На меня не так производил впечатление портрет довольно сурового старика с бородой, как то, что этот старик похож на моего отца и деда.

Праправнук Льва Николаевича сегодня – телеведущий, депутат, вице-спикер Государственной думы. Это он выступал с инициативой сделать президентство Путина бессрочным. Предложил пересмотреть Конституцию, где сказано, что международное право имеет верховенство над национальным. Он же в свое время высказывался за передачу Исаакиевского собора церкви. Также за некоторые высказывания его обвиняли в антисемитизме. Интересно, как бы отнесся к такой бурной деятельности потомка сам граф Лев Николаевич Толстой?!

Все мы со школьных лет знаем, что был он очень знатного происхождения, но все это - абстракции, поскольку конкретикой большинство из нас, как правило, не интересовались.

Сегодня мы посмотрим, насколько это возможно - кем были предки этого действительно великого человека.

Сперва рассмотрим его семью в целом.

Портреты даны каруселями - не забывайте листать!

Граф Николай Ильич Толстой (1794 - 1837 гг.) был офицером, в отставку вышел полковником. Участвовал в войне 1812 года, был красив, весело провел молодость и благополучно спустил все огромное состояние, которое унаследовал. Дела требовали поправки - поэтому красавец выгодно женился на приданом знатной, но некрасивой старой девы. Они прожили 8 лет, после чего жена его умерла. Дела его окончательно пошли в гору после получения наследства от дальней родственницы, жить бы и радоваться, но - нет. Когда все в жизни было хорошо он внезапно умер, упав посреди улицы. От некоего кровяного удара.

От матери даже портрета нормального не осталось.

Между тем она была княжеского рода, и реальная, а не мифическая знатность Льва Толстого уходит в глубь веков именно по материнской линии. Княжна Мария Николаевна Волконская, в браке графиня Толстая (1790 - 1830 гг.) вышла замуж уже неприлично старой, по меркам того времени - в 30 лет. Почему? Потому что была страшна, как смертный грех. И только прижатый в угол страшным оскалом бедности кавалер сделал, наконец, ей предложение - исключительно приданого ради.

Черты лица маменьки можно легко обнаружить в ее сыне Льве. Тот же громадный нос и та же топорность. Они были похожи как близнецы, только его мать была, естественно, женщиной.

Человеком она была хорошим. После получения в наследство огромного состояния выдала замуж свою компаньонку - англичанку, дав за ней огромное приданое. Была достаточно образована, много занималась детьми. Умерла после несчастного случая - катаясь на качелях сильно ударилась головой о перекладину, это привело к воспалению мозга, сильным странностям в поведении и к смерти.

Отец писателя по характеру монстром не был. Более того, он был человеком добрым, мягким, несколько слабохарактерным. Два одиночества нашли друг друга в браке, заключенном по откровенному финансовому расчету, и. нашли общий язык и жили вполне счастливо.

У них было 5 детей. 4 сына и дочь.

Вот фото всех сыновей.

Про великого писателя мы уже знаем - рассмотрим остальных.

Граф Николай Николаевич Толстой (1823 - 1860 гг.)

На общем снимке он - второй слева.

Был офицером, артиллеристом, 12 лет служил на Кавказе. Дома его называли Коко. Отличался скромностью, добротой, очень любил детей и сочинял для них сказки. Тоже был писателем, публиковал в журналах свои небольшие произведения. Писал при Кавказ, про охоту, приключения. Был очень приятным человеком. В могилу его свел туберкулез. Умер на руках у Льва Николаевича, который его безмерно любил.

Граф Сергей Николаевич Толстой (1826 - 1904 гг.)

На общем снимке первый слева.

Внешностью пошел не в мать. Был красавцем. Служить ему не понравилось, так что он удалился в свое имение и наслаждался жизнью. Любил охоту, музыку, песни, цыган. С одной цыганкой (Марией Шишкиной) жил в своем имении, прижил от нее 11 детей, из которых 7 умерли, и после 16 лет совместной жизни, так и не женившись, влюбился в сестру жены Льва Толстого - Татьяну Берс. И на ней тоже не женился, и цыганку бросить обещал, но не мог. В общем, в итоге Берс помолвку с ним разорвала, женился он на своей цыганке, и стал мизантропом. Уго имение находилось рядом с имением Льва, и они всю жизнь близко общались. К концу жизни сильно болел, похудел, у него вытек глаз, и он мог глотать только жидкость. К его кончине Лев не успел - но сам вынес тело брата на руках из дома и отнес в церковь.

Граф Дмитрий Николаевич Толстой (1827 - 1856 гг.)

На общем снимке рядом со Львом, других снимков не осталось.

Закончил (как и Сергей, кстати) математический факультет Казанского университета. Получил хорошее наследство. Потом ударился в религию. Не пил, не курил, с дамами не общался, тянулся к монахам. Потом, внезапно, ударился в разгул - начал пить, курить и бегать по проституткам. Первую проститутку, Машу, с которой он познакомился - выкупил, и с ней жил в своем имении. Умер от чахотки.

Теперь посмотрим дочь.

Графиня Мария Николаевна Толстая (1830 - 1912гг.)

В 16 лет была выдана замуж за дальнего родственника (тоже Толстого, так что фамилию не меняла), который на 17 лет был старше ее. Родила 4 детей. Брак не удался. Муж изменял, и через 10 лет Мария с ним развелась, забрав и детей.

Потом родила еще одну, внебрачную дочь от иностранного любовника, потом хоронит двух сыновей, ударяется в религию и уходит в монастырь. Перед смертью принимает схиму.

Теперь, когда мы немного разобрались с семьей, в которой родился Лев Николаевич, посмотрим на его мужских предков со стороны отца.

Граф Илья Андреевич Толстой (1757 - 1820 гг.) тайный советник, казанский губернатор в 1815 - 1820 годах.

Был человеком, который любил праздник. Для обеспечения себе постоянного праздника жизни выгодно женился на богатой наследнице. Родили четверых детей. Жизнь проходила в сплошных гуляньях, балах, пирах, карточной игре, до тех пор, пока все состояние жены не было промотано. После этого, для поправки дел, выхлопотал через родственников место казанского губернатора - и жизнь заискрилась дальше. Правда, тут же посыпались наверх жалобы от местного дворянства на финансовые аферы и постоянные злоупотребления. Прибыла проверка. Аферы подтвердились. Так же была обнаружена недостача казенных средств. В итоге незадачливый управленец был отстранен, и вскоре покончил собой.

Илья Андреевич Толстой. мягкий, веселый, не очень умный, но щедрый и доверчивый дед Льва Николаевича.

Пелагея Николаевна Горчакова (1762—1838), жена. бабушка льва Толстого. Вышла замуж безнадёжной старой девой, была недалёкая, малообразованная, очень избалованная, практически не говорила по русски.

Илья Андреевич Толстой. мягкий, веселый, не очень умный, но щедрый и доверчивый дед Льва Николаевича.

Граф Андрей Иванович Толстой (1721 - 1803 гг.)

Граф начинал жизнь из опалы, которая пала на его родителей и простым солдатом. Однако, потом и родительское имущество и титул он получил обратно. Он участвовал в нескольких войнах, потом работал в Москве управленцем и закончил карьеру с чином действительного статского советника. Женат был на к няжне Александре Ивановне Щетининой (1727 - 1812) . У супругов было 23 ребенка, но до взрослого возраста дожили 10. Супруги жили душа в душу.

Граф (1724—1727) Иван Петрович Толстой (1685 - 1728 гг.)

Был при отце. А через него - и при Петре Первом. Скажем так - самостоятельно ничем не отличился. Но вместе с отцом впал в немилость после смерти Екатерины Первой и вместе с ним был сослан на Соловки, где от суровых условий содержания скончался. Могила затерялась.

Зато 2 раза был выгодно женат - на княжне Прасковье Ивановне Троекуровой (имел от нее дочь), и на Прасковье Михайловне Ртищевой (1693—1748) , в этом браке было 9 детей. Все состояние отца дети потеряли, но потом, вместе с титулом, частично оно было возвращено Елизаветой Петровной.

Прапрапрадед.

Граф (1724—1727) Пётр Андреевич Толстой (1645 - 1729 гг.)

Сподвижник Петра Первого, первый граф Толстой. По матери принадлежал к Милославским, но во время успел переметнуться на другую сторону. Вообще отличался большой гибкостью. Именно он убедил вернуться на родину царевича Алексея, прекрасно зная, что там его ждет. Петр ему в итоге очень доверял, Меншиков благоволил, карьера стремительно шла в гору. Стал главой Тайной канцелярии, сенатором. Отметился на дипломатической службе, получил огромные поместья и титул. Все рухнуло в результате интриг после смерти Екатерины Первой. Лишился абсолютно всего (как и его потомки) и был сослан в Соловецкий монастырь, где и скончался в жутких условиях.

Был женат на Соломониде Тимофеевне Дубровской (ум. 1722) , с которой имел двух сыновей. Оба умерли в ссылке до него.

Прапрапрапрадед.

Андрей Васильевич Толстой . Л нем известно только то, что он был окольничим.

Вообще, род Толстых по официальной версии прослеживается с 14 века, когда некий немец (скорее всего, если он вообще был - литовец) Индрис с двумя сыновьями Литвином и Зимонтеном прибыл в Чернигов и все они крестились там под именами Леонтия, Константина и Федора. Однако никаких документов о них, или об их потомках не сохранилось. Первые, документально засвидетельствованные Толстые всплывают в 17 веке , а уж все эти древности появились вместе с графским титулом Петра Андреевича.

Сами понимаете, что при их плодовитости, они быстро породнились с очень многими аристократическими родами, где вообще, если присмотреться все были родственниками)

А теперь бегло посмотрим предков по матери.

Бегло, потому что главная проблема для моего блога при демонстрации отечественных родословных - отсутствие самого предмета демонстрации - то есть портретов.

И здесь у нас совсем не густо.

Дед (по матери)

Князь Николай Сергеевич Волконский (1753 - 1821 гг.) . Очень невнятная биография. Чем - то все время занимался, где - то служил, При Екатерине Второй вроде бы и при дворе находился, но на каких - то теневых ролях. При Павле Первом отметился военным губернатором Архангельска, но быстро ушел на покой и занялся воспитанием дочери, которую изводил своим ехидным характером.

Дочерей вообще - то у него в браке было две, но выжила только одна - мать нашего гения.

Родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щёкинский район Тульской области).

Отец – граф Николай Ильич Толстой (+ 1837), участник Отечественной войны 1812; мать – Мария Николаевна (+ 1830), урожденная Волконская.

Детство. Учеба

В младенчестве Лев Толстой потерял мать, в отрочестве - отца. После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переезжает в Казань, к опекунше П.Юшковой (+1876). Никакого религиозно-нравственного образования Лев Толстой в детстве не получил. Да и какую нравственность могла привить ребенку тетушка, которая "всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с замужнею женщиной"?[1]

Позже он напишет в "Исповеди":

"Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я с 15-ти лет стал читать философские сочинения, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть. "

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо. О последнем известно его признание: "В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста". [2].

". Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь. ", - писал о. Иоанн Кронштадтский [3]

В 1905 году, будучи уже 77-летним стариком, Толстой писал: "В моей жизни было два великих и благотворных влияния: Руссо и Евангелие. "

В 1843 году Толстой поступает в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем переводится на юридический факультет, на котором фактически не учится; ведет светский образ жизни. В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.

Последующие четыре года проводит в исканиях: пытается переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847) [4], живет светской жизнью в Москве (1848), едет в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определяется на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

В конце 1853 переводится в Дунайскую армию и участвует в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии.

В эти же годы у Толстого появляются мысли об "основании новой религии". Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта 1855 года он пишет:

"Разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить всю жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле."

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

В 1855 году приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с И.Тургеневым, И.Гончаровым, А. Островским,Н. Чернышевским. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди": "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел".

Осенью 1856 году вышел в отставку ("Военная карьера - не моя. ", - пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Находясь за границей, Толстой много внимания уделяет европейской системе воспитания и образования.

В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Лондоне познакомился с Герценом, посетил лекцию Диккенса.

В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука".

Рассказы "Три смерти", "Казаки"

"Во мне есть, и в сильной степени, християнское чувство; но и это (религия природы) есть, и это мне дорого очень. Это чувство правды и красоты, а то чувство личное, любви, спокойствия. Как это соединяется, не знаю и не могу растолковать; но сидят кошка с собакой в одном чулане, — это положительно"

В рассказе "Три смерти" заключён своего рода код к пониманию творчества Толстого. Всё бытие мира он рассматривает всегда как бы на трёх уровнях: на уровне природы (дерево), народа (мужик) и цивилизации (барыня). В каждое событие, в каждого человека он вглядывается пристально и пытливо: к какому уровню бытия принадлежит это событие или этот человек и какую в связи с этим долю правды заключает в себе? И всегда природа становится эталоном истинного восприятия бытия, мужик всегда природным нутром ощущает правду, принадлежность же к цивилизации всегда уродует душу человека.

Оленин - главный герой рассказа "Казаки" (1863)- тяготеет к натуральному существованию. Это тяготение есть, по сути, подсознательное снятие с себя всякой ответственности и всякой вины за свой грех. [5]

"Война и мир","Анна Каренина".

Портрет Льва Толстого. Худ. И.Н. Крамской, 1873
Портрет Льва Толстого. Худ. И.Н. Крамской, 1873
В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С осени 1863 года он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

В 1873 году Толстой избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (в 1900 – почетным академиком).

Роман "Анна Каренина" есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о переступлении, постоянном пере-ступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) — и неизбежном наказании — и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом "Мне отмщение, и Аз воздам".[6]

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. Худ. И.Репин, 1887
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. Худ. И.Репин, 1887
В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в 1882 участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 - 86), и делает вывод: ". Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!"

"Вся его философия сводилась отныне к морали. - пишет И.А. Ильин- И в этой морали было два истока: сострадание, которое он называет "любовью", и абстрактный, резонерствующий рассудок, который он называет "разумом"". [7]

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

"Эту точку зрения, — отмечает И.А. Ильин, — можно назвать аутизмом (аутос по-гречески значит сам), т. е. замыканием в рамках самого себя, суждением о других людях и вещах с точки зрения собственного разумения, т. е. субъективистская беспредметность в созерцании и оценке. Толстой — аутист: в мировоззрении, культуре, философии, созерцании, оценках. В этом аутизме суть его доктрины". [8]

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм. Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры, Катехизис святителя Филарета, Послание восточных патриархов, Догматическое Богословие митрополита Макария. И всё то, что стоит за этими трудами.

Осенью 1883 года Толстой знакомится с Владимиром Георгиевичем Чертковым (+1936). В.Г.Чертков сразу вошел в ближайшее окружение Толстого, став его первым другом-единомышленником. Вскоре после знакомства Толстой записал в дневнике: "Он удивительно одноцентренен со мной". Несмотря на разницу в возрасте (более 25 лет) между ними установились глубокие дружеские отношения, со временем Чертков стал Толстому самым близким человеком и "воистину. злым гением Толстого"[9].

В 1890-е гг. Ясная Поляна становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.

Во 2-й половине 90-х гг. Толстой много сил отдает защите религиозных сектантов – молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду.

Отлучение от Церкви

Лев Толстой во время болезни с дочерью Татьяной, 1902
Лев Толстой во время болезни с дочерью Татьяной, 1902
В 1899 году в журнале "Нива" был напечатан роман "Воскресение". Прямые, грубые и кощунственные выпады в адрес Православной Церкви имели место в главах 39 и 40.

20-22 февраля 1901 года состоялось специальное Определение Священного Синода за №557, где было засвидетельствовано отпадение писателя от Православной Церкви.

В "Ответе Синоду", Толстой писал:

"То, что я отвергаю непонятную Троицу, и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. Бога же — духа, Бога — любовь, единого Бога — начало всего не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме Бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли Бога, выраженной в христианском учении". "И я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым".

В 1902 году Толстой написал легенду "Разрушение ада и восстановление его". Софья Андреевна, жена писателя, вспоминала: "Это сочинение пропитано истинно дьявольским духом отрицания, злобы, глумления надо всем на свете, начиная с Церкви. А дети — Саша, еще неразумная, и Маша, мне чуждая — вторили адским смехом злорадствующему смеху их отца, когда он кончил читать свою чертовскую легенду, а мне хотелось рыдать. ".

Последние годы жизни. Уход из Ясной Поляны. Кончина

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения "несоответствием жизни с верованиями".

22 июля 1910 года Толстой, под влиянием Черткова, написал завещание, в котором отказывался от прав на сочинения, написанные им после 1881 года.

В ночь на 28 октября 1910 года Толстой в сопровождении доктора Д.П. Маковицкого навсегда уходит из Ясной Поляны. В письме жене он пишет: "Кроме всего другого, я не могу больше жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста - уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни".

Толстой посетил Оптину Пустынь и свою сестру, монахиню М.Н. Толстую, в Шамординском монастыре. В Оптиной Пустыни ходил вдоль церковных стен, но так и не зашел на территорию монастыря. "К старцам сам не пойду. Если бы сами позвали, пошел бы" - передает слова Толстого Д.П. Маковицкий в своем дневнике.

В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября 1910 года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: "Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана".

Ольденбург С.С., историк:

"Для власти вставала трудная задача: как отнестись к чествованиям памяти Толстого. Государь нашел выход: на докладе о кончине Л.Н. Толстого он поставил отметку: "Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего, во времена расцвета своего дарования, в творениях своих родные образы одной из славнейших годин русской жизни. Господь Бог да будет ему Милостивым Судией". Государственная власть не приняла участие в гражданских похоронах Толстого. Великого писателя похоронили на холме около Ясной Поляны; в похоронах участвовало несколько тысяч человек, в большинстве - молодежи".

Основные произведения

Рассказы, в т. ч.:

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

Драматургия:

Педагогические сочинения, в т.ч.:

Религиозно-философские сочинения:

Критика, в т.ч.:

Дневники (1847—1910)

Литература

  • Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
  • Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
  • Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
  • Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
  • Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911—1913
  • Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
  • Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
  • Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006 Толстой и Достоевский,2000
  • Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002 , свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
  • Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
  • Толстая А. Л. Отец: Жизнь Льва Толстого, 1989
  • Толстая С. А. Дневники, 1978
  • Толстой И. Л. Мои воспоминания, 1969
  • Толстой Л. Л. В Ясной Поляне: Правда об отце и его жизни, 1923
  • Чертков В.Г. О последних днях Льва Николаевича Толстого, 1911
  • Чертков В.Г. Уход Толстого, 1922

Использованные материалы

[2] Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Берлин, 1921

[3] Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902

[4] эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857

[5] Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.

[7] Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Drevo tlt.jpg


Генеалогическое древо Толстых показывает родство между шестью представителями древнейшего одного из известнейших русских родов: писателями Алексеем Николаевичем, Алексеем Константиновичем, Львом Николаевичем и Татьяной Никитичной Толстыми, а также телеведущими Фёклой Толстой и Петром Толстым.

Источники информации: Толстой С.М. Древо жизни. Толстой и Толстые. – Москва, 2002.

Читайте также: