Род и государство в риме энгельс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Римское государство сФормировалось нз городской обАДПіы ~tnivit~a-sV ir^пCnвоначально представляло собой Социально-политическую организацию, во многом сходную с греческими полисами. Ho возникло оно в несколько иныхусловиях. Коренное население Италии, по преимуществу земледельческое, не знало городов. Оно подобно их ближайшим соседям галлам разделялось на округа (pagi), которые сложились очень рано и существовали наряду с кровно-родственными делениями. B моменты общей опасности население сходилось в укрепленные убежища, обнесенные валом и рвом. Римская городская община, соответствующая на италийской почве грецеским полисам, по-видимому, возникла путем объединения таких укрепленных пунктов.

C момента основания Рима и до 509 г^а гтп w.^a. у pийлян существовал родовой строй, который находился лже вТтадии разложения. Наряду с земледелием и скотоводством важным занятием насе-чрния Римя Льтло pe-

МССЛО. ЭарОЖТЯЛЯГТ, тпрггт.пя

Предание гласит, что легендарный основатель Рима, первый его царь Ромул, разделил землю между членами городской общины так, что каждый из них получил по 2 югера земли (около 0,5 га). Это были приусадебные участки, поскольку, по мнению большинства историков, пахотные земли у римлян долгое время считались собственностью всей городской общины (ager publicus). Пахотная земля, луга, пастбища и другие угодья предоставлялись во владение и пользование отдельным семьям городской общиной.

Приусадебные участки являлись собственностью всей семьи и переходили по наследству. Глава семьи распоряжаться неограниченно этим участком не мог. Количество рабов в римской городской общине в этот период было невелико, и рабство носило.еще патриархальный характер. Рабы входили в состав семьи, и эксплуатация их труда не достигла такой интеиСивности, как это было в эпоху наивысшего развития рабовладельческого способа производства.

Родовая организация римлян имела черты, которые былйьевойетвенжд друіим народам c^yc~faновлeниeм пат- риархата. Основной социальной единипей р.оловой^хрга- низации был экзогамный птпппгкий роя. Члены рода, кроме общего владения землей, были связаны взаимным правом наследования, должны были защищать друг друга, имели общий родовой культ, общерелигиозные празднества, общее кладбище, право носить общее родовое имя и принимать посторонних в состав родовой организации. Следы родового строя у римлян сохранились в последующие периоды римской истории, в частности в римских именах[68].

Роды у римлян были разделены на семьи (familia), которые усиливались по мере ослабленияродовых отношений и становились основными общественными ячейками римского общества. ХарактернойпЩ2ХОЙ^*ш- ской семьи была почти неограниченная власть ее гла- вы, который имел над всеми членами семьи право жиз- Ш'ЧГ смерти. Наряду с резко выраженным патриархальным характером римской семьи в ней сохранились и следы матриархата. Ф. Энгельс пишет, что у римлян жена пользовалась большей свободой и уважением, чем у греков.

Патриции, клиенты и плебеи. Особенностью в образовании Римского государства было наличие противоре* чий между родовой организацией римского народа (po- nulus Komanus) и стояшим вне~ёе плебсом.

Общее количество родов в Риме, как говорит традиция, было 300. Десять родов составляли кѵоию. которая была также войсковойи религиозной единицей.J3o- главе курии стоял кури.он. Десять курий составляли jrm6v (племя)Т Римский народобразовался из трех племен.

Энгельса, на племенах лежит печать искусственного образования, и, как полагают некоторые историки, первоначальная родовая организация была искусственно перестроена в военных целях[69].

Вопрос о составе римской городской общины весьма сложен, поскольку в источниках и в историч^СКой науке имеется много расхождений. По общепринятому мнению положение различных групп населения в римской городской общине было следующее.

Значительную группу неполноправных граждан Римл Доставляли плебеи. СТни~Д?Шіи лично ігйбболными- • ' — _____________________________________ -------------------------------------------------- имели право собственности на землю, должны были

------ fT?l,'l Ill I ГГ'ТПГЛГЛТ! ГГ~ OTf)MRnTh BOfiHHVio слѵжбѵГ Плебеи

ШГГли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т. e. обладали гражданской правоспособностью (jus commer- cii), за исключением права вступать в брак с патрициями и патрицианками (jus connubii). Поэтому они не нуждались в патронате. Ho плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины: участвовать в народных собраниях,заниматьразлнчиыедолж- иости и получать землю при разделе государственных земель.

Относительно образования каждой из этих групп имеются неясности и противоречия.

Таким образом, С. И. Ковалев считает, что в составе первоначального плебса был силен нѳ латинский, а этрусский элемент. Однако в работе, опубликованной в 1956 году в соавторстве с E. M. Штаерманом, С.

И. Ковалев. высказывает другую точку зрения. Он полагает, что среди многочисленных гипотез, пытающихся объяснить происхождение плебса, наиболее вероятной является та, которая считает их новым элементом для римской общины. Частью это были жители покоренных Римом латинских общин, которым оставили свободу, частью иммигранты, добровольно переселившиеся в Рим. G этими переселенцами коренные граждане — патриции не желали делиться своими правами и привиле- іиями и поэтому не допускали их в свою общину.

Родовой строй у римлян имел типические черты, которые встречаются у других народов, находившихся в стадии доклассового общества, и представлял собой поенную демократию.

Сенат. Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом' при так называемом царе (rex), yio пользовался болцдіим влиянием в решении многих вопросов и предварительно обсуждал важные дела, кото- ftmo потом принимались народным собранием. Помимо Ьгого сенат влиял на избрание царя.-

Народное собрание (куриатные комиции). Так же, мк н у греков в героическую эпоху, это собрание COC- Иѵяло из полноправных членов римских родов, мужчин, ирпоеобных нести военную службу. Ho в отличие OT об- щего собрания, существовавшего у греков, римский на-

Это собрание называлось куриатными комициями (comitia curiata). Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).

Царь. Положение так называемого царя (rex) было таким же, как и греческого басилевса. Он был военачальником, верховным жрецом и производил суд по делам об измене, мятеже и другим преступлениям,[72] считавшимся публичными.

Царь производил суд в особые присутственные дпи, на предназначенном для этого месте на площади, сидя

в колесничном кресле. Рядом с ним стояли его вестники, а перед ним лица, привлеченные к ответственности^

Царь имел неограниченное право наказания и быЛ! одновременно высшей судебной инстанцией. Никакой 1 апелляции на его решения не допускалось, хотя царь| мог предоставить окончательное решение дела народѣ ному собранию.

Жреческие коллегии. БоЛьшое значение имели Древнем Риме жреческие коллегии.

■ Мерно распределена между патрициями, но торговым и E промышленным богатством, хотя и не очень развитым, • обладали плебеи.

Стремление плебеев к уравнению.в правах с полно-

■ правиыми римлянами усиливалось тем обстоятельством, Ічы онн не были полноправными и в то же время несли

■ иге тяготы военной службы.

Результатом этой ожесточенной борьбы была новая

!■ІЬ'Ліітическая организация, приписываемая римскому l лзрю из этрусской династии Сервию Туллию.

Реформа Сервия Туллия. Реформа Сервия Туллия 1 (VI в. до н. э.) равна по своему историческому значе- ■ пню реформам Солона 594 г. до н. э. и Клисфена 509 г. і;м н. э., так как она завершила процесс превращения K римской родовой общины в государство.

Самое главное в реформе Сервия Туллия — это но- (. і i классификация всего населения по имущественно- ■jrt\ цензу. Эта классификация распределяла и обязан-

пости военной службы, и политические права. Весьма важным моментом этой реформы является включение плебеев в состав новых народных собраний (центуриат- ных комиций).

Появляется принцип территориального деления населения. Римское государство было разделено на известное количество округов, сохранивших название триб. Однако эти трибы не имели ничего общего со старыми племенными трибами, так как они не совпадали с племенными делениями и были установлены для учета землевладения. B начале республики встречаются 4 городских трибы и 16 или 17 сельских триб. Каждая триба имела выборного главу, на обязанности которого лежало определение имущественной состоятельности граждан и сбор податей.

Bce мужское население в зависимости от имущественного положения, которое определялось количеством земли, находящейся во владении данного лица, было разделено на 5 разрядов. Bce разряды были разделены на цеитурии (сотни), имевшие один голос в народном собрании. Первому разряду было дано 80 центурий, второй, третий и четвертый имели по 20 центурий, а пятый— ЗО центурий. Кроме этого, вне разрядов были 18 центурий всадников, из которых шесть состояли только из патрициев, были две центурии ремесленников, две центурии музыкантов и, наконец, одна центурия пролетариев, т. e. совершенно неимущих. Всего бьІло 193 центурии.

Имущественное положение граждан вначале выражалось не в денежных единицах (accax), а определялось размером землевладения (от 20 до 5 югеров).

Оценка имущественного положения римских граждан происходила периодически через пять лет и сопровождалась религиозной церемонией.

Bce граждане должны были вооружаться за свой собственный счет. Вооружение соответствовало имущественному положению и предопределяло место в боевом строю. Всадники получали от государства лошадей, co-

держание которых оплачивалось гражданами, не отбывавшими воинской повинности (вдовами и самостоятельными несовершеннолетними). Они платили особую подать. Кроме того, все граждане должны были платить соответствующую особую подать на другие нужды обороны. Эта подать не была постоянной и возвращалась уплатившим в случае.удачного окончания войны из военной добычи.

При абсолютном большинстве в 97 голосов достаточно было единодушного решения первого класса и всад- пиков (98 центурий), чтобы даже пе испрашивать мнения остальныхцентурий.

Благодаря этой реформе появился новый вид народного собрания — центуриатные комиции, права которых

настолько расширились с течением времени, что они совершенно оттеснили на задний план куриатные коми- ции.

B советской исторической и историко-юридической пауке сложилось мнение, что оснований для отрицания достоверности этой реформы нет. Разумеется, нельзя щпускать мысли, что эта реформа представляет собой только результат деятельности Сервия Туллия. Ha самом деле это был, по-видщиому, длительный процесс преобразований, происходивших в Древнем Риме на протяжении нескольких столетий.

Неясным остался до настоящего времени вопрос о событиях в Древнем Риме после реформы Сервия Тул- лия. ' •

Наиболее вероятным является предположение, высказанное в советской исторической науке, что в Риме в конце VI в. до н.' э. произошло закономерное падение военной демократии, вызванное разложением первобытнообщинного строя и усилением знати. Этот процесс усложнился борьбой двух течений в рядах патрициата римского и этрусского и потому завершился насильственным переворотом: изгнанием последнего царя Тарк- виния, захватившего насильственным путем власть после свержения и убийства им своего тестя Сервия Туллия. Победила в этой борьбе римская патрицианскаязнать[74],

Читайте также: