Роберт лихи техники когнитивной терапии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 820 стр. 225 иллюстраций
  • Жанр:з арубежная психология, п рактическая психология, п сихотерапия
  • Теги:п оведенческая психология, п озитивная психология, п сихотехники, р абота над собой, э моциональные состоянияРедактировать

© 2017 The Guilford Press

A Division of Guilford Publications, Inc.

© Серия «Сам себе психолог, 2020

Предисловие к русскому изданию

Книга плотно упакована полезными инструментами и техниками, которые расширят репертуар начинающих и опытных когнитивных терапевтов. Распаковка этого материала тесно коррелирует с его практическим использованием, поскольку когнитивно-поведенческим терапевтам, чья методология построена на теориях научения, хорошо известно, что знания не работают сами по себе, их необходимо превращать в умения усердными тренировками, кропотливой обратной связью и супервизиями. Ибо в трудной ситуации вы не подниметесь на вершины своих ожиданий, а упадете на дно своих навыков. Автором подробно описано многообразие методов, основанных на фактических данных, которые могут быть использованы для решения конкретных проблем клиентов и терапевтических задач. Терапевты заново откроют или впервые изучат серию эффективных способов выявления и оспаривания дисфункциональных мыслей и основных убеждений; смогут изменять паттерны беспокойства, самокритики и поиска одобрения; будут готовы замечать, идентифицировать и анализировать личные схемы; научатся присоединяться к эмоциональной сфере человека и влиять на эмоциональные процессы; получат арсенал методов для активации и использования нового опыта для клиента. Каждая техника в этой книге описана в фирменном стиле Роберта Л. Лихи – подробно, понятно и проиллюстрирована яркими запоминающимися примерами.

Захватывающего чтения и эффективной практики, дорогие коллеги!

Дмитрий Викторович Ковпак, врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей медицинской психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации

Об авторе

Предисловие

Надеюсь, интеграция описанных техник и стратегий в практику позволит коллегам проходить сквозь неизбежно возникающие в работе барьеры, помогая пациентам осваивать новые навыки для преодоления жизненных трудностей. Ни одну технику нельзя считать панацеей от всех бед, ни одна модель не является совершенной. В мире, полном ограничений, именно дополнительные копинг-навыки могут стать фактором, определяющим, удастся ли достичь в процессе психотерапии действительно значимых изменений – или движения вперед не будет. Эти навыки – основа необходимой каждому из нас профессиональной гибкости.

Благодарности

Один из самых приятных моментов в написании книги – возможность признать влияние и поддержку, которые я получал на протяжении этих лет. Во-первых, я хочу поблагодарить Джима Наготта, который оставался моим редактором с самой первой книги, выпущенной мной в издательстве The Guilford Press. Я признателен Джейн Кейслар и Дженни Тэнг из Guilford, а также редактору Маргарет Райан, чей добросовестный труд помог воплотить эту книгу в реальность.

В свое время на мои взгляды повлияли работы большого количества специалистов, начиная с Аарона Бека, основателя когнитивной терапии. Я также хотел бы отметить влияние идей Джилл Абрамсон, Лорен Аллой, Арнуда Арнтца, Дэвида Барлоу, Джудит Бек, Дэвида Бёрнса, Дэвида А. Кларка, Дэвида М. Кларка, Франка Даттилио, Кита Добсона, Майкла Дугаса, Эдны Фоа, Пола Гилберта, Эллисон Харви, Стивена Хейса, Стефана Хофманна, Эмили Холмс, Шери Джонсон, Марши М. Линехан, Дуга Меннина, Кори Ньюмена, Кристин Пурдон, Стэнли Дж. Рахмана, Джона Рискинда, Пола Салковскиса, Дэбби Сукман, Джона Тисдейла, Денниса Тёрча, Адриана Уэллса, Марка Уильямса, Джеффри Янга и Зиндела Сигала. Я в огромном долгу перед коллегами из Американского института когнитивной терапии: за долгие годы сотрудничества они неоднократно выслушивали мои идеи, которые затем попадали в мои книги. Мне хочется отдельно поблагодарить Мелиссу Хоровитц, Лауру Олифф, Сьюзан Паулу, Мию Сэйдж, Скотта Вудруффа, Марен Уэстфаль и Пеггили Вупперман. Я также хочу выразить признательность своему ассистенту Синдху Шивайи, которая без устали трудилась и на всех этапах сбора информации и подготовки текста выкладывалась даже больше, чем требовалось. Мне хочется поблагодарить друга и коллегу из Британской ассоциации поведенческой и когнитивной психотерапии Филипа Тата, который направлял и поддерживал меня на протяжении долгих лет.

И, конечно же, где бы я был, чего бы добился без моей милой, заботливой, мудрой жены Хелен, которая щедро делится со мной своим чувством юмора и поддержкой? Ей я и посвящаю эту книгу.

Часть I
Когнитивная терапия: начало

Глава 1
Введение

Со времен Бека и Эллиса когнитивная модель существенно расширилась. Изначально упор в ней делался на конкретное содержание мышления: типичные категории мыслительных искажений в автоматических мыслях, лежащие в их основе допущения и глубинные схемы или убеждения. Особое внимание в классической когнитивной модели уделялось необходимости определения того, как схемы влияют на внимание, память и поддержание убеждений, не приносящих пользы. Таким образом, подчеркивалась роль предвзятости восприятия и схематизированной обработки информации в отстаивании негативных убеждений у людей в состоянии депрессии, даже несмотря на наличие позитивной информации, которая могла бы противоречить их убеждениям.

В современной формулировке исходное строение когнитивной модели сохранено и расширено: считается, что расстройства личности характеризуются устойчивыми схемами в отношении себя и других, а также стилями компенсации, избегания и подкрепления схем. Кроме того, благодаря концепции режимов были выделены систематические, взаимосвязанные паттерны реакций, организующие процесс познания, мотивационное поведение, межличностное функционирование и эмоциональные реакции в соответствии с постоянными самоподдерживающимися системами: например, гневом, манией или депрессией (Beck & Haigh, 2014). Режим— конструкт высшего порядка, который отвечает за координацию разнообразных компонентов и служит поддержанию режима и его расширению на новые сферы жизни.

Когнитивная модель, безусловно, внесла существенный вклад; но и другие модели способствовали возникновению ряда формулировок, стратегий и техник, доступных психотерапевтам на сегодняшний день. В частности, в этом новом издании отмечено влияние метакогнитивной модели Уэллса (2007, 2008, 2011); модели поведенческой активации Мартелла, Димиджан и Херман-Данн (2010); терапии принятия и ответственности (ACT) Хейса, Стросала и Уилсона (2003); диалектической поведенческой терапии (DBT) Линехан (2015); терапии, сфокусированной на сострадании (Gilbert, 2009); а также других подходов. Кроме того, я включил в эту книгу научные идеи, связанные с когнитивной природой принятия решений (Kahneman, 2011), осознанности (Teasdale et al., 2012), а также данные, собранные мной в ходе изучения эмоциональных схем (Leahy, 2015).

Как станет понятно из нескольких первых глав, согласно когнитивной модели, депрессия, тревога, гнев и другие проблемы поддерживаются, активизируются и усугубляются из-за мыслительных искажений. В их основе лежат схемы – устойчивые паттерны организации информации вокруг существовавшей ранее идеи. Концепция схем не нова для психологии и восходит еще к Бартлетту и Пиаже. В 1970-х годах большое внимание схемам уделялось также в психологии мышления и социального познания – исследователи изучали их роль в избирательном внимании, памяти и интерпретации информации. Таким образом, когнитивная модель отчасти сформировалась в результате революции, произошедшей в те годы в понимании психологии обработки информации. Хотя как модель Бека, так и модель Янга подтверждают, что схемы вырабатываются в раннем детстве, исследования показывают, что схемы могут формироваться в любые периоды жизни и не осознаваться человеком (Bargh & Morsella, 2008; Andersen, Saribay, & Przybylinski, 2012; Fiske & Macrae, 2012). Такие схемы действуют автоматически, но когнитивная модель предполагает возможность сознательного получения доступа к ним с помощью ряда техник. Итак, в некотором роде цель психотерапии заключается в том, чтобы тайное сделать явным.

В когнитивной психотерапевтической модели особое внимание уделяется психологическому просвещению пациента в отношении базовых допущений в его рассуждениях, а также природы используемого в терапии подхода. Терапевт может уже на первой сессии дать понять, что их работа с пациентом будет сосредоточена на том, что он думает и делает в определенные моменты времени, как можно иначе смотреть на происходящее и вести себя, как выполнение домашней работы между сессиями послужит целям самопомощи и позволит обобщить выводы, сделанные в ходе встречи. Кроме того, зачастую в когнитивной терапии используется библиотерапия: терапевт выдает пациенту информационные материалы по разным вопросам и рекомендует полезные для терапевтического процесса книги.

Когнитивная терапия не пропагандирует силу позитивного мышления. Терапевту не нужно превращаться в чирлидера-оптимиста. Мы предлагаем пациенту оценивать аргументы за и против его убеждений, обдумывать возможные последствия использования иных подходов к осмыслению происходящего. Важно понять, что одну такую оценку мыслей нельзя считать вердиктом на всю оставшуюся жизнь. Нам постоянно поступает новая информация. Реальность – система изменяющаяся. Подобный взгляд на действительность позволяет пациенту поверить в возможность пересматривать убеждения и менять поведение, в способность принимать новые решения и рассматривать новые стратегии. Поиск решений – естественное изменяющееся состояние, существующее в динамической системе с непрерывной обратной связью, в том числе через мысли, поведение и результаты деятельности. Такая естественная, открытая, динамическая система отношения к мыслям, поведению и новым стратегиям – настоящее эпистемологическое противоядие для беспомощности и безнадежности. Мы всегда можем по-новому взглянуть на происходящее, всегда остается что-то, чего мы еще не пробовали делать.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Роберт Лихи Техники когнитивной психотерапии [litres]

Техники когнитивной психотерапии [litres]: краткое содержание, описание и аннотация

Книга Роберта Лихи незаменима для специалистов и студентов, которые работают в методике когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор описывает способы помочь клиентам выявить и изменить мысли, провоцирующие создание проблем, основные убеждения, приводящие к тревоге, модели самокритики и поиска одобрения. В этой книге он учит исследовать личные схемы мышления; справляться с болезненными эмоциями; достигать целей. Каждая техника включает в себя яркие примеры и сопровождена диалогами.

Роберт Лихи: другие книги автора

Кто написал Техники когнитивной психотерапии [litres]? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Роберт Лихи: Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой

Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой

Роберт Лихи: Техники когнитивной психотерапии [litres]

Техники когнитивной психотерапии [litres]

Роберт Лихи: Ревность. Как с ней жить и сохранить отношения

Ревность. Как с ней жить и сохранить отношения

Роберт Лихи: Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни

Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни

Роберт Лихи: Не верь всему, что чувствуешь. Как тревога и депрессия заставляют нас поверить тому, чего нет [litres]

Не верь всему, что чувствуешь. Как тревога и депрессия заставляют нас поверить тому, чего нет [litres]

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Роберт Лихи: Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой

Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой

Роберт Лихи: Ревность. Как с ней жить и сохранить отношения

Ревность. Как с ней жить и сохранить отношения

Уильям Дж Кнаус: Когнитивно-поведенческая терапия тревоги [Пошаговая программа] [litres]

Когнитивно-поведенческая терапия тревоги [Пошаговая программа] [litres]

Роберт Лихи: Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни

Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни

Аарон Бек: Когнитивная психотерапия расстройств личности

Когнитивная психотерапия расстройств личности

Тео Цаусидис: Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей

Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей

Техники когнитивной психотерапии [litres] — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Фото


Форма 8.18. Стать песчинкой*

Волнуясь о чем-то, мы невольно помещаем себя в центр событий: пытаемся представить, что о нас подумают, что с нами случится, что мы должны сделать. Нашему беспокойному сознанию кажется, что мы огромны и очень важны. Но попробуйте на минуту вообразить себя песчинкой на бескрайнем пляже – в окружении миллиардов таких же песчинок. Все они одинаковые. Всех их ветер носит из стороны в сторону.

Подумайте о том, что вас беспокоит, и запишите это в левой колонке приведенной ниже формы. Заполняя среднюю колонку, представляйте себя песчинкой среди миллиардов других таких же песчинок. Вообразите, как движетесь туда, куда вас несет ветер или волна, на секунду отпустите все, затеряйтесь в огромном окружающем мире. Удержите этот образ в своей фантазии. Какие мысли и чувства возникают у вас? В правой колонке опишите, почему было бы полезно научиться отпускать ситуации, представляя себя маленькой песчинкой.

Беспокойство заставляет нас с головой погружаться в происходящее. Иногда нам кажется, что все вертится вокруг нас: что о нас подумают, что с нами произойдет, что нам нужно сделать. Но вместо того, чтобы поддаваться этому давлению, представьте, как поднимаетесь над обстоятельствами и наблюдаете за происходящим с балкона, расположенного значительно выше. Просто смотрите вниз. Такой выход из ситуации позволит вам на какое-то время избавиться от необходимости на что-либо влиять или волноваться о будущем. В левой колонке опишите, что вы думаете и чувствуете, когда беспокоитесь. В средней колонке укажите, что вы увидели бы, если бы смотрели на происходящее с воображаемого балкона. В правой колонке отметьте, что вы думали и чувствовали бы, стоя на этом балконе.

Фото


Форма 8.20. Машина времени*

Иногда мы переживаем из-за того, что другие подумают о событии, в котором мы принимали непосредственное участие. Однако людям свойственно забывать. Они думают о том, что происходит в их жизнях, и вряд ли их внимание постоянно направлено на нас. Представьте, что вы сели в машину времени и попали в будущее. Что будут думать другие люди о событии, которое вас беспокоит, в разные периоды времени в будущем?

Фото


Форма 8.22. Это не проблема*

Многие возможные события беспокоят нас, потому что нам кажется, что они обернутся для нас серьезными проблемами. Однако можно взглянуть на происходящее иначе. Вполне вероятно, что, даже если случится то, чего вы так боитесь, вы с этим справитесь и найдете другие источники радости и смысла.

Фото


Форма 8.23. Беспокойство о пугающей фантазии*

Для начала определите, какой самый главный страх скрывается за текущим беспокойством. Оцените преимущества и недостатки его существования. Затем представьте образ и высказывание, наиболее ярко его олицетворяющие, и постарайтесь на протяжении 15 минут на них сосредоточиться. Каждые три минуты оценивайте уровень тревоги и записывайте этот показатель в таблице.

Роберт Лихи - Техники когнитивной психотерапии [litres]

Роберт Лихи - Техники когнитивной психотерапии [litres] краткое содержание

Книга Роберта Лихи незаменима для специалистов и студентов, которые работают в методике когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор описывает способы помочь клиентам выявить и изменить мысли, провоцирующие создание проблем, основные убеждения, приводящие к тревоге, модели самокритики и поиска одобрения. В этой книге он учит исследовать личные схемы мышления; справляться с болезненными эмоциями; достигать целей. Каждая техника включает в себя яркие примеры и сопровождена диалогами.

Техники когнитивной психотерапии [litres] - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Фото



Форма 8.11. Почему я не учусь на прогнозах, которые делал раньше*

Иногда мы понимаем, что сделанные в прошлом предсказания не оправдываются, – и тем не менее не замечаем, как допускаем те же ошибки, прогнозируя будущее сейчас. Наверняка у вас есть свои причины рассуждать именно таким образом. В приведенной ниже таблице перечислите все возможные причины того, почему вы считаете, что ваша нынешняя тревога для вас важнее, чем прошлый опыт.

Фото



Форма 8.12. Аргумент – контраргумент*

Фото



Форма 8.13. Продуктивное и непродуктивное беспокойство*

Время от времени все мы беспокоимся. Важно, является ваше текущее волнение продуктивным или нет? Продуктивными мы считаем переживания, которые стимулируют на конкретные действия, то есть это тревога о событиях, которые действительно вероятны. Непродуктивное беспокойство связано с возможными событиями, наступление которых, однако, крайне маловероятно.




Форма 8.14. Назначение времени для беспокойства*

Приведенная ниже форма поможет отслеживать беспокойство, возникающее у вас днем и ночью. Каждый день выделяйте полчаса исключительно для того, чтобы волноваться. Если тревога появляется в любое другое время, записывайте вызывающие ее мысли в приведенную ниже форму.




Форма 8.15. Реализация негативных предсказаний: самоисполняющиеся пророчества*

Фото



Форма 8.16. Наводнение неопределенностью*

Фото



Форма 8.17. Выход из ситуации / Исчезновение*

Фото



Форма 8.18. Стать песчинкой*

Волнуясь о чем-то, мы невольно помещаем себя в центр событий: пытаемся представить, что о нас подумают, что с нами случится, что мы должны сделать. Нашему беспокойному сознанию кажется, что мы огромны и очень важны. Но попробуйте на минуту вообразить себя песчинкой на бескрайнем пляже – в окружении миллиардов таких же песчинок. Все они одинаковые. Всех их ветер носит из стороны в сторону.

Подумайте о том, что вас беспокоит, и запишите это в левой колонке приведенной ниже формы. Заполняя среднюю колонку, представляйте себя песчинкой среди миллиардов других таких же песчинок. Вообразите, как движетесь туда, куда вас несет ветер или волна, на секунду отпустите все, затеряйтесь в огромном окружающем мире. Удержите этот образ в своей фантазии. Какие мысли и чувства возникают у вас? В правой колонке опишите, почему было бы полезно научиться отпускать ситуации, представляя себя маленькой песчинкой.

Беспокойство заставляет нас с головой погружаться в происходящее. Иногда нам кажется, что все вертится вокруг нас: что о нас подумают, что с нами произойдет, что нам нужно сделать. Но вместо того, чтобы поддаваться этому давлению, представьте, как поднимаетесь над обстоятельствами и наблюдаете за происходящим с балкона, расположенного значительно выше. Просто смотрите вниз. Такой выход из ситуации позволит вам на какое-то время избавиться от необходимости на что-либо влиять или волноваться о будущем. В левой колонке опишите, что вы думаете и чувствуете, когда беспокоитесь. В средней колонке укажите, что вы увидели бы, если бы смотрели на происходящее с воображаемого балкона. В правой колонке отметьте, что вы думали и чувствовали бы, стоя на этом балконе.

Фото



Форма 8.20. Машина времени*


Известно, что в процессе когнитивно-бихевиоральной терапии (CBT) пациент обучается навыкам контроля за дисфункциональными мыслями и дезадаптивными моделями поведения. Контроль за мышлением позволяет управлять эмоциями и, следовательно, ощущениями. На мой взгляд, еще один важный компонент когнитивной сферы, который следует учесть в процессе работы с пациентом — это его установки или ожидания.

Курс когнитивно-бихевиоральной терапии

Когнитивные искажения

В CBT психотерапевт и пациент работают неточными мыслями, которые усиливают негативные стереотипы мышления или эмоции. Стоит перечислить несколько достаточно типичных негативных стереотипов поведения.

Фильтрация — игнорирование всего положительного и хорошего в жизни, чтобы сосредоточиться исключительно на отрицательном. Это ловушка фиксации на одном негативном аспекте ситуации, даже если она окружена множеством хороших вещей.

Генерализация или чрезмерное обобщение — это использование одного эпизода, случая или момента времени в качестве единственного доказательства для общего вывода. Например, тот, кто слишком обобщает, может провалить важное собеседование и вместо того, чтобы отмахнуться от него как от одного неудачного опыта и повторить попытку, он приходит к выводу, что он не способен пройти собеседование и никогда не получит предложение о работе.

Поспешные выводы — подобно чрезмерному обобщению, это искажение связано с ошибочными рассуждениями на основе поспешных выводов. В отличие от чрезмерного обобщения одного случая, поспешные выводы относятся к тенденции быть уверенным в чем-то без каких-либо доказательств. Например, пациент может быть уверен, что кто-то значимый для него его не любит, при этом не имея никаких реальных доказательств этой гипотезе, или он может верить, что его опасения оправдаются до того, как у него появится шанс действительно узнать что произойдет с ним на самом деле. Возможно, здесь речь идет о преувеличенном доверии к своей интуиции или недостаточном внимании к анализу фактов и мелочам.

Катастрофизация — это искажение предполагает ожидание того, что худшее случится или уже произошло, основываясь на инциденте, который далеко был не так катастрофичен, как его воображает пациент. Например, он может допустить небольшую ошибку на работе и быть убежденным, что она испортит проект, над которым он работал, что его начальник будет в ярости, а он потеряете работу. При этом пациент преуменьшает важность положительных вещей и аспектов, таких как прошлые достижения на работе или его сильные личные качества.

Персонализация — это искажение, когда человек считает, что все, что он делает, влияет на внешние события или других людей, каким бы иррациональным это ни было. Человек с таким искажением будет чувствовать, что он играет преувеличенную роль в плохих вещах, которые происходят вокруг него. Например, человек может полагать, что опоздание на несколько минут на встречу привело к ее срыву и что все было бы хорошо, если бы он пришел вовремя. Вероятно, к этой ошибке мышления следует отнести идеи отношения, по типу все, что происходит в окружающем мире имеет ко мне отношение.

Ошибки локуса контроля — это искажение включает в себя ощущение, будто все, что с пациентом происходит, является результатом чисто внешних сил или полностью зависит от его собственных действий. Иногда то, что происходит с нами, происходит из-за сил, которые мы не можем контролировать, а иногда из-за наших собственных действий, но искажение предполагает, что это всегда одно или другое. Мы можем предположить, что трудные сотрудники виноваты в нашей собственной не звездной работе, или, альтернативно, предположить, что каждая ошибка, которую делает другой человек, вызвана чем-то, что мы сделали. Иными словами, речь идет о необходимости баланса между внешним и внутренним локусом контроля в каждой конкретной ситуации.

Справедливость — нас часто беспокоит справедливость, но это беспокойство может доходить до крайностей. Как все мы знаем, жизнь не всегда справедлива. Человек, который всю жизнь ищет справедливости во всем своем опыте, в конечном итоге обижается и несчастен. Иногда все идет по-нашему, а иногда нет, как бы справедливо это ни казалось.

Читайте также: