Модель эго состояний по берну кратко

Обновлено: 04.07.2024

Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, которая описывает поведение человека как индивидуально, так и в составе группы. Данная модель включает в себя не только психологический и конфликтологический подход, но и философский.

Трансакционный анализ основывается на психоанализе и представляет собой особую модель, изложенную простым и доступным языком. Он основывается на положение о том, что один и тот же человек, находясь в определенной ситуации, может функционировать по-разному, исходя из нахождения в определенном эго-состоянии. Каждый человек может самостоятельно думать, обучаться, принимать решения, открыто выражать свои чувства, причем не только дома, но и на работе, в школе, при общении со сверстниками или соседями, т.к. в любых местах, где существуют люди.

Основы данной теории были разработаны и описаны Эриком Берном, а также рядом других психотерапевтов. Ученые в самых разных областях также занимались изучением трансакционного анализа. Первые исследования в данной области были опубликованы еще в 1960-х годах, однако пик общественного интереса к рассматриваемой проблеме пришелся на начало 1970-х годов.

Эго-состояния

Согласно теории трансакционного анализа в каждом человеке существуют три состояния, которые можно описать следующим образом:

  1. Родитель. Данное состояние содержит поведение и установки, которые переняты человеком извне, в основном, от родителей или наставника. Они выражаются в предубеждении, заботливом отношении к некоторым людям, возможности назидания, влияния на ребенка, в том числе и находящегося внутри нас.
  2. Взрослый. Данное состояние не зависит от возраста личности и ориентировано на восприятие человеком текущей действительности. Человек получает объективную информацию, организует свою деятельность определенным способом, являюсь хорошо приспособленным, стрессоустойчивым и находчивым. Также он способен спокойно рассуждать, без паники находить разрешение проблемных ситуаций.
  3. Ребенок. Данный тип содержит такие побуждения, которые имеются у ребенка и возникают естественным путем – это ранние детские переживания, реакция на проблемные ситуации и конфликты, выражаемые как в отношении себя, так и в отношении других. Данное состояние отвечает также за творческие качества личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, когда личность чувствует, действует, думает, разрешает конфликты, она поступает по определенному сценарию. Если человек действует так, как действовали его родители в проблемных ситуациях, он действует в соответствии с эго-состоянием родителя. Когда человек соотносит свои действия с текущей реальностью, действует объективно – находится в состоянии взрослого. Когда он ведет себя подобно ребенку, задействуя модель детского поведения – это состояние ребенка.

Берн также выделял трансакцию как единицу общения. По его мнению, она состоит из стимула и реакции. Во время общения мы обмениваемся состояниями, которые имеются у нас. При этом трансакции бывают трех видов:

Рисунок 1. Теория трансактного анализа Э.Берна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структурирование времени

Эрик Берн предполагал, что люди способны по-разному проводить свое время, исходя из чего, структурировал его по видам. Он выделял следующие виды структурирования времени:

  • уход;
  • ритуалы;
  • времяпровождение;
  • деятельность;
  • игры;
  • интимность.

По мнению ученого, все вышеперечисленные способы способны удовлетворить запрос человека в тех или иных областях, в том числе удовлетворить практически все потребности человека.

Уход он рассматривал в качестве замкнутости, когда между людьми отсутствовала коммуникация, то есть человек уходит от общения с другим человеком, прекращает контакт.

Ритуалы – это привычные, повторяющиеся действия, которые не всегда несут смысловую нагрузку, однако важны для человека с той целью, чтобы наладить какую-либо сферу деятельности. При этом выделяют неформальные ритуалы, например, воспроизводимые дома, и официальные, например, дипломатический этикет.

Времяпровождение представляет собой разговоры между людьми о проблемах и событиях, в том числе носящих и ритуальный характер. Как правило, разговоры всегда запрограммированы, так как в конкретном коллективе можно говорить лишь на определенные темы, допускаемые людьми. При этом подсознательно люди понимают, на какую тему можно говорить в данном коллективе, а на какую нет.

Наиболее сложным видом общения являются игры, так как в них одна сторона всегда стремится добиться превосходства на другой и получить за это вознаграждение, то есть присутствует некая скрытая мотивация.

Совместная деятельность представляет собой реализацию деятельности между людьми, например, в офисе, на работе, дома при реализации бытовых функций и так далее.

Интимность также выступают в качестве особой формы взаимодействия людей. Например, между супругами возникает двухсторонняя близость, которая предусматривает свободное от игры общение, предполагающее заинтересованность между лицами и полную открытость. В качественных отношениях супруги предстают друг перед другом неприкрытыми, без лишних эмоций.

Почему мы иногда говорим друг с другом будто на разных языках? Получаем ответ словно не на свою реплику? Или неожиданно сами для себя реагируем неадекватно на невинные замечания? На эти вопросы может ответить трансакционный анализ.

2222299_podrazhanie774x320 (700x289, 28Kb)

Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:

  • Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
  • Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем

Три основные позиции в общении

Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.

  • Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
  • Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
  • Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение

2222299_upl_1520548718_25517 (700x525, 43Kb)

Немного подробнее о каждом из них.

Эго состояние Родитель

Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.

Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

2222299_Rebenok600x900 (466x700, 316Kb)

Как работают эго-состояния?

Все три состояния – очень важны.

Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.

Проблемы трех состояний личности

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Рассмотрим их подробнее.

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.

Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным

2222299_YaREBENOK_RODITEL_VZROSLII_4768x292 (700x266, 36Kb)

Наблюдая за тем, какая из этих ролей, как и когда в нас доминирует – внутренний Ребенок, Родитель или Взрослый – мы приблизимся к возможности слышать себя и управлять своими реакциями, поведением, научимся предупреждать или конструктивно решать конфликты в семье и на работе, в дружбе и любви.

Ведь каждый из нас гораздо больше, чем эти роли. Мы те, кто может осознанно управлять своими ролями.

Мы можем стать сами себе режиссерами.

2222299_161611 (500x500, 33Kb)

Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.

Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
  12. Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающий человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну

Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам .Далее у вас идет интерпретация. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми : Родительское, Взрослое, Детское.

Интерпретация:

Признаки актуализации эго – состояния: Эго состояние Ребенка

Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

  1. Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.

Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Как настроить коммуникацию в команде на нужную тональность?

Даже находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все равно живут в разных мирах. Раскрывая эту мысль, американский психолог Эрик Берн создал концепцию, согласно которой личность по-разному проявляет себя в зависимости от внутренних процессов и внешней ситуации.

Матрешка Берна – визуальная модель личности, состоящей из трех ключевых состояний, оперируя которыми человек взаимодействует с окружающим миром.

История вопроса. Эрик Берн пытался развивать концепцию эго-образа еще во времена работы врачом-психиатром в вооруженных силах США. В период с 1954 по 1958 год он разрабатывал такие направления трансакционного анализа:

Три состояния человека по Эрику Берну

Согласно модели Берна, человек может находиться в одном из трех состояний: Родитель, Взрослый или Ребенок. Он жонглирует ими, выбирая нужную роль в зависимости от контекста – уровней и целей коммуникаций и взаимоотношений. По сути, это три ипостаси каждого человека, не возвышающиеся одна над другой. Визуально Берн представлял их в виде трех одинаковых по размеру кругов.

Три состояния человека по Эрику Берну

Матрешки Берна (Родитель, Взрослый, Ребенок)

Характеристики Родитель, Взрослый, Ребенок по Берну

Файлы для скачивания:

Как избежать конфликта при взаимодействии с окружающими

Процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей Берн назвал трансакциями. Они делятся на стимул и реакцию. Есть несколько видов трансакций:

Дополняющие, или параллельные – при таком взаимодействии, когда стимул одного человека дополняется реакцией другого, почти не возникает конфликтных ситуаций. Коммуникации могут длиться долго и без помех.

Скрытые трансакции распознать сложнее, так как одна сторона в них задействует сразу несколько эго-состояний. К примеру, если человек говорит одно, а подразумевает другое. В этой ситуации он сам может не осознавать, в какой роли находится.

Как пользоваться Матрешкой Берна в управлении командой

Руководитель, научившийся определять, с каким эго-состояним сотрудника ему предстоит иметь дело, может предвидеть его реакцию во время постановки задачи и сделать так, чтобы тот был готов выполнить ее максимально эффективно. Рассмотрим это на простом примере.

Матрешка Берна в управлении командой, пример

Вариант ответа эго состояние/работа с возражениями


1 Berne, E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. Grove Press.

banner

Эго-состояния по Берну относятся к трансактному анализу, на который опираются многие психологи. Данный анализ помогает найти истоки проблем, связанных с общением.

Я – родитель

Я – ребёнок

Берн считает данное состояние самым ценным, так как оно сохраняется до самой старости и так или иначе есть практически у каждого человека. Эго-состояние захватывает контроль над поступками и мыслями человека, но проявляется оно редко. Восторженность, упрямость, любовь к творчеству и всему новому – проявление этого состояния.

Я – взрослый

Однако если застрять в состоянии взрослого надолго, человек потеряет вкус и интерес к жизни. Стоит изредка отдавать контроль внутреннему ребёнку или родителю, но не предаваться этим состояниям слишком часто, так как это ведёт к появлению неврозов.

Человек, желающий добиться баланса между эго-состояниями, должен:

  • Заняться восстановлением этого самого баланса;
  • Выявить и устранить заложенные родителями программы поведения;

Эго-состояния по Берну – это совокупность разных состояний, возникающих в тот или иной момент жизни. Грамотная работа с этими состояниями не только позволяет найти причину всех поведенческих проблем и реакций, но и пересмотреть взгляды на жизнь.


Рубрики

Состояния личности и коммуникации
Автор: Филонович С. Р.

Хотя каждый человек характеризуется устойчивым типом личности и доминантной модальностью, состояние личности меняется во времени под воздействием как внутренних психических процессов, так и внешних воздействий. Психологическая теория, с помощью которой можно довольно эффективно описать переходы между разными состояниями человеческой психики, называется трансактным анализом.

Трансактный анализ был основан американским психотерапевтом Эриком Берном в 1955 г. Берн описал три "Я"-состояния, в которых может находиться каждый человек и которые попеременно, а иногда и вместе определяют характер внешней коммуникации. "Я"-состояния - нормальные психологические феномены человеческой личности.

Три "Я"-состояния по Э. Берну

РОДИТЕЛЬ (Р) - уверенность в правоте своих моральных требований, авторитетный тон, покровительство и защита слабых, "наша совесть", "автопилот, принимающий обыденные рутинные решения, и тормоза, автоматически удерживающие человека от опрометчивых поступков", в то же время безапелляционность суждений, догматизм, сознание своего превосходства, присвоение права наказывать и т.д.

Девиз - должен, нельзя.

ВЗРОСЛЫЙ (В) - расчет, контроль за собственными действиями, контроль за действиями двух других "Я"-состояний, трезвые оценки, понимание относительности догм, ориентация на действия, в то же время излишний скептицизм, скованность (недостаток импровизации), ограниченность фантазии, недооценка эмоциональных сторон жизни и т.п. Канал получения знаний, требующий волевого и физического усилия.

Девиз - целесообразно, полезно.

ДИТЯ (Д) (или ребенок) - источник желаний, влечений, потребностей; радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность, доверчивость, а в то же время страхи, капризы, недовольство, робость, неуверенность, беспомощность, несдержанность. Эмоциональный канал, самый быстродействующий.

Девиз - хочу, нравится.

Согласно теории Берна, трансакции, т.е. единицы коммуникаций, делятся на три большие категории: параллельные, перекрестные и скрытые - в зависимости от того, какие состояния соединяет стимул и реакция. Примеры соответствующих трансакций показаны на рис. 3.13; 3.14; 3.15.


Примером параллельной трансакции может быть такой диалог:

Начальник - Лена, вы отправили письмо, которое я подписал вчера вечером?

Секретарь - Я отнесла его в экспедицию. Если хотите, я проверю, отправлено ли оно.


Следует обратить внимание на то, что характер трансакции сильно зависит от того, каким образом произнесена реплика. В частности, если вопрос в приведенном выше примере задан руководителем спокойным, ровным тоном, то стимул исходит из состояния "взрослый" и адресован тому же состоянию секретаря. Если же этот вопрос задается раздраженным тоном, то этот стимул можно рассматривать как исходящий из состояния "родитель" и адресованный состоянию "дитя" собеседника. Если при этом секретарь отвечает ровным тоном, то возникает перекрестная трансакция, где стимул соединяет состояния "родитель - дитя", а ответ - "взрослый - взрослый" (см. левую схему рис. 3.14).


Упражнение 26.

Если вы уловили смысл описания трансакций по Берну, то попробуйте составить трансакции (т.е. придумайте две реплики: стимул и ответ), соответствующие правым схемам на рис. 3.13; 3.14. Постарайтесь придумать трансакции, относящиеся к деловому общению.

Попробуйте озвучить придуманные трансакции, обращая внимание на тон, которым произносятся реплики.

Более сложным видом трансакции является скрытая трансакция. Она происходит как бы в двух измерениях. Одно из них называется социальным и описывает формальную сторону общения. Второе измерение, психологическое, отражает подтекст сказанного. Очевидно, что описание одного и того же события в этих двух измерениях может выглядеть по-разному.

На рис. 3.15 показана схема скрытой трансакции, которую можно проиллюстрировать следующим примером.

Начальник (выходя из кабинета, смущенным тоном) - Леночка, вы не находили последний вариант моего доклада на Совете директоров?

Секретарь (строго) - А вы все проверили у себя на столе?

В данном случае на социальном уровне происходит общение взрослых людей. Психологически же смущенный потерей документа начальник обращается к секретарю за помощью из состояния "дитя". Поскольку это, по-видимому, случается не в первый раз, секретарь отвечает из состояния "родитель", как бы подразумевая: "У вас на столе всегда такой беспорядок, там может затеряться любая бумага".

Скрытые трансакции могут быть весьма эффективными. Они позволяют людям "сохранять лицо" в трудных ситуациях или не обострять отношения, если приходится разговаривать о щекотливых вопросах. Однако для того, чтобы скрытая трансакция сработала, необходимо, чтобы ее "прочли" оба собеседника.

Если вы хотите сделать коммуникации эффективными, необходимо увидеть, на какой позиции находится ваш партнер, и знать, в какое ваше "Я"-состояние направлен коммуникативный стимул. В зависимости от этого вы можете сохранить характер трансакции (если она параллельная и вас устраивает) или попытаться ее изменить.

Изменение трансакции наиболее эффективно осуществляется путем так называемой амортизации, т.е. признания тезиса партнера, даже если вы с ним не согласны. Амортизация позволяет сохранить параллельный характер трансакции на первом шаге общения, а затем перевести коммуникацию в нужное русло. В деловом общении обычно наиболее эффективны трансакции типа "ВВ-ВВ".

Упражнение 27. Изменение характера трансакций

Участникам упражнения предлагается определить тип трансакций по репликам "стимул" и "реакция", а затем предложить варианты амортизации и перевода коммуникаций на трансакции типа "ВВ-ВВ". Ниже приведены примеры, которые могут быть использованы в упражнении.

Пример 1

Продавец: У вас какая-то проблема?

Покупательница (возмущенно): А еще рассуждают об этом хваленом немецком качестве! Мой новый телефонный аппарат так ни разу и не включился!

Пример 2

Продавец: Что именно интересует вас в нашем магазине?

Покупательница (оглядываясь по сторонам): Да я даже не знаю. Здесь все такое симпатичное. Муж сказал мне, что нам нужен новый телефонный аппарат, старый я разбила еще на прошлой неделе.

Пример 3

Продавец: Гарантия на все оборудование, которое вы можете купить в нашем магазине, - 1 год. Покупатель: Знаю я эти гарантии! Если что случится, набегаешься за свои же денежки!

Метод, позволяющий с помощью амортизации подавить агрессию собеседника, получил название "психологического айкидо". Его автор, М.Е. Литвак, считает одним из лучших мастеров психологического айкидо известного литературного героя - бравого солдата Швейка.

. Отойдя от капитана Сагнера, полковник Шредер остановился перед Швейком и пристально посмотрел на него. В этот момент швейковскую внешность лучше всего характеризовало его круглое улыбающееся лицо и большие уши, торчащие из-под нахлобученной фуражки. Его вид свидетельствовал о полнейшей безмятежности и об отсутствии какого бы то ни было чувства вины за собой. Глаза его вопрошали: "Разве я натворил что-нибудь?" и "Чем же я виноват?".

Полковник суммировал свои наблюдения в вопросе, обращенном к писарю:

- Идиот? ( И увидел, как открывается широкий, добродушно улыбающийся рот Швейка.

- Так точно, господин полковник, идиот, - ответил за писаря Швейк.

[Один из героев книги подпоручик Дуб, разговаривая с солдатами, обычно произносил:

"Вы меня знаете? Нет, вы меня не знаете! Вы меня знаете с хорошей стороны, но вы меня узнаете и с плохой стороны. Я вас доведу до слез". Однажды Швейк столкнулся с подпоручиком Дубом.]

- Ты чего здесь околачиваешься? - спросил он Швейка. - Ты меня знаешь?

- Осмелюсь доложить, я бы не хотел узнать вас с плохой стороны.

Подпоручик Дуб от дерзости онемел, а Швейк продолжал:

- Осмелюсь доложить, я вас хочу знать только с хорошей стороны, чтобы вы не довели меня до слез, как изволили обещать в прошлый раз.

У подпоручика Дуба хватило духу лишь на то, чтобы завопить:

- Проваливай, каналья, мы еще с тобой поговорим.

"Похождения бравого солдата Швейка"

Источник:
С.Р. Филонович. Лидерство и практические навыки менеджера. - Москва: Инфра-М, 2000

Читайте также: