Риза фахретдин биография на русском кратко

Обновлено: 02.07.2024

Уроженец татарской деревни Кичучат (современный Альметьевский район РТ) Ризаэтдин Фахретдин не нуждатеся в особом представлении. Это просветитель-энциклопедист, литератор, редактор, религиозный деятель. Родился и учился в татарских деревнях Самарской губернии, потом жил в Уфе, потом – в Оренбурге, потом опять в Уфе.

Самый главный итог жизни Ризы Фахретдина – это знаменитый свод “Асар” с биографическими сведениями о многих религиозных деятелях Волго-Уральского региона. Риза-казый не разделял их по этническому признаку. Для ученого были одинаково дороги биографии и имамов из Заказанья, и из далекого Зауралья. Как и "Асар", все произведения Фахретдина – повести и педагогические наставления - были адресованы широкой тюркской аудитории.

На долгие годы судьба связала бывшего татарского имама из Бугульминского уезда с Уфой – городским центром Уфимской губернии, а потом уже столицей Башкирской АССР. Ризаэтдин Фахретдин сначала служил судьей (казыем) Оренбургского магометанского духовного собрания, а в советские годы был назначен на должность муфтия этого же учреждения.

В дореволюционном паспорте Р.Фахретдина в графе звание, действительно, было указано не крестьянин, а башкирец дер. Кичучатовой. Кстати, исконно татарской деревни. Хотя в сословном отношении почти все татарские деревни Бугульминского уезда были очень пестрыми. Например, в 1900 году в Альметьево проживали государственные крестьяне, башкиры и тептяри. Аналогичной была ситуация и в родной деревне Р.Фахретдина в Кичучатово. Таким образом, подобные вольности, допускаемые при интерпретации документов, представляются лишь попыткой фальсификации истории. Например, в паспорте Р.Фахретдина, выданном в той же Варваринской волости 17 марта 1912 года, его звание так же указано как башкир д.Кичучатовой Бугульминского уезда. Но сословное звание мы никак не можем приравнять к национальности человека, так же как не может быть людей крестьянской или мещанской национальности.

Другое дело, что сам Р.Фахретдин, очевидно, не придавал большого значения национальному вопросу, он идентифицировал себя, прежде всего, как мусульманина. Как и многие дореволюционные татарские деятели литературы и науки, ученый отличался особым мировоззрением. В его картина мира центральное место занимала тюркская культура во всем ее многообразии.

Но, безусловно, Р.Фахретдин интересовался историей своей семьи, собственным происхождением, составил шэджере рода и выяснил, что его дальние предки прибыли в Бугульминский край из Горной стороны, из деревни Шырдан (современный Зеленодольский район РТ). Символично, что в соседней деревне Малый Шырдан родился другой татарский просветитель – Каюм Насыри.

Впрочем, сам Ризаэтдин Фахретдин сохранил дореволюционные установки и в 1920-1930-е годов. Он остался в стороне от татаро-башкирского культурного размежевания, инициированного революционной властью.

Но новая национальная карта бывшей Российской империи, с советскими автономиями, актуализировала вопросы, связанные с титульными нациями. Вместе с административными границами необходимо было огородить новые области собственными историями, алфавитами и грамматиками, литературой и т.д.

Таким образом, несомненно то, что татарская семья Фахретдиновых внесла значительный вклад в развитие башкирской культуры. И это является закономерным следствием их уважительного отношения к соседнему народу. А когда в приоритете было звание “советский гражданин”, некоторые из потомков Р.Фахретдина в зависиомости от обстоятельств записывались башкирами. Вероятно, определялось это исключительно их географическим местоположением (казанские были татарами, уфимские – башкирами). Но такое легковесное отношение к своему происхождению сегодня наводит тень на память знаменитого основателя династии и порождает различные спекуляции на этнические темы. И это самое грустное, ведь не к такому финалу стремился выдающийся просветитель Ризаэтдин Фахретдин.

Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Биография

4 января 1859 г., село Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне Альметьевский район – 12 апреля 1936, город Уфа.

После окончания медресе в деревне Нижние Чершилы Бугульминского уезда занимался преподавательской деятельностью.

В 1887 г. выдержал испытания на должность имама .

В 1889–1891 гг. имам -хатиб мечети в деревне Ильбяково Бугульминского уезда.

В 1891 г. избран кази (судьей) Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (Уфа). Привел в порядок архив Духовного Собрания, положил начало археографической обработке его фондов и публикации наиболее ценных документов.

Вел пропаганду научных знаний, выступал за реформирование мусульманского образования, много внимания уделял проблемам истории татарского народа, его культуре и философии, проблемам мусульман в современной России.

В дореволюционный период вышло более 60 книг Р.Фахретдина (многие из них выдержали 5–6 переизданий, некоторые – 10–12), а также более 700 публикаций на страницах газет и журналов.

Депутат Миллэт Меджлиси (в его работе не участвовал), член Духовного управления.

В 1918 г. переехал в Уфу.

Р.Фахретдину удалось сохранить систему начального мусульманского образования, количество мечетей, кадровый состав духовенства и структуру управления.

В 1925 г. он в качестве почетного гостя принимал участие в торжествах, посвященных 200-летию Академии наук.

В 1926 г. возглавлял делегацию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) на Всемирном конгрессе мусульман в Мекке, был избран вице-президентом конгресса.

Риза Фахретдин. Живи тысячу лет. Первая серия. 2009

Труды

Труды об общественной жизни мусульман и их положении в России, по истории и мусульманской философии; толкования положений шариата и хадисов ; по основам этики, морали, педагогики.

Доказывал, что ислам времени пророка Мухаммада не только не противоречит современной действительности, а, наоборот, предполагает необходимость толкования его догматов в соответствии со знаниями нового времени.

Риза Фахретдин. Живи тысячу лет. Вторая серия. 2009

Литература

Творчество Ризы Фахретдинова: исследования, материалы. Уфа, 1988.

Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1996.

Татарские интеллектуалы: исторические портреты. Казань, 2005.

Ризаэтдин Фәхретдин: фәнни-биографик җыентык = Ризаэтдин Фахретдинов: научно-биографический сборник. Казань, 1999.

Переведите нам любую сумму нажав на кнопку. Деньги пойдут на на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии


    4 часа 49 минут назад
    5 часов 8 минут назад
    18 часов 59 минут назад
    1 день 22 часа назад
    2 дня 5 часов назад
    2 дня 6 часов назад
    2 дня 19 часов назад
    3 дня 22 минуты назад
    3 дня 5 часов назад
    3 дня 15 часов назад

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:

Ученный и просветитель Риза Фахретди́нов

Село Кичучатово

музей ученного и просветителя в д. Кичучатово

Село Кичучатово

село Кичучатово, Альметьевский район РТ

Ученный и просветитель Риза Фахретди́нов

семейное древо ученного Фахретдина

Село Кичучатово

минарет в селе Кичучатово

Ученный и просветитель Риза Фахретди́нов

рукописное издание

В 1891 году переехал в Уфу, где служил казыем в Оренбургском магометанском духовном собрании.

В декабре 1917 года участвовал в работе III Всебашкирского учредительного курултая (съезда). На нём Р. Фахретдинов был избран в состав Кесе-Курултая — предпарламента Башкурдистана.
Являлся уполномоченным Башкирского шуро по Караван-Сараю в г. Оренбурге.

В 1922 году избран муфтием Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири.
В 1927 году ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов — 14 825.
Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, от 90 до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности.
Фахретдинов протестовал против закрытия мечетей, арестов и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на положение религии Ислама в СССР.

Ученный и просветитель Риза Фахретди́нов

Семья
Жена — Нурджамал (Нуризиган) Абдулнасыровна, в браке с 1885 года
Сын — Габдрахман (1887—1936)
Сын — Габдулахад (1889—1938),
Сын — Габдрашид (1892—1953)
Дочь — Зайнаб (1893—1985).
Сын — Сагид (1900—1944)
Дочь — Асьма (1906—1993).

Память
В 1989 году именем Р. Фахретдинова названо медресе в Уфе, ныне — Российский исламский университет ЦДУМ имени Р. Фахретдина.
C 2009 года в Уфе проводятся Фахретдиновские чтения.
В 2013 году в г. Чистополь в честь Р. Фахретдинова названа улица

Ученный и просветитель Риза Фахретди́нов

издательство журнала Шура (Совет)

Ученный и просветитель Риза Фахретди́нов

1926 год - паломничество в Мекку

Ученный и просветитель Риза Фахретди́нов

в музее - село Кичучатово

Директор мемориального музея Фахретдинова, который находится в Альметьевском районе, Диляра Гимранова рассказала, что очень многие его посетители, особенно из-за рубежа, знают о Фахретдине даже больше, чем мы. По ее словам, нужно переводить труды выдающегося просветителя не только на русский, но и на другие языки.

В 1917 году ученый был избран казыем — мусульманским судьей ДУМ России и Сибири (ныне — ЦДУМ), в 1922-м — муфтием. Все свое свободное время посвятил науке и работе с архивами. Фахретдин известен как пропагандист научных знаний, истории, литературы, философии. На открытии выставки говорили, что Риза хазрат — безусловный лидер татарской нации, любивший повторять, что развитию нет предела.

На открытие выставки пришли и многочисленные потомки ученого. Например Зуфар Афендин — правнук младшего брата Фахретдина — пришел на выставку со своими сыновьями. Своему младшему сыну Хасану он показывал родословную ученого — шежере, указывая в нем место своей семьи.

К слову, именно во время председательства муфтия Фахретдинова в качестве казыя — мусульманского судьи — впервые в мире была выбрана женщина Мухлиса Буби. Беспрецедентный случай для мусульманского сообщества. Она переизбиралась на эту должность в течение 20 лет и являлась правой рукой и помощницей муфтия. Буби руководила отделом по семейным делам, а позднее была секретарем духовного управления. В этом году в Татарстане также отмечается 150-летие со дня рождения просветительницы.

Перед свадьбой Фахретдин подарил своей будущей жене дорогой красивый чайный сервиз. Уже на исходе жизни Гульджамал абыстай, чувствуя скорый уход, подарила по одной паре из этого набора всем своим детям на память. Они и передали этот раритет в дар музею.

На одной из видеохроник Фахретдин в 1921 году показывает османский Коран делегации из США. Дело в том, что в эти годы Поволжье накрыл жуткий голод, и муфтий обратился за помощью в американскую администрацию помощи (англ. American Relief Administration, ARA). Американцы отзываются, узнав, что Фахретдин — уважаемый среди мусульман человек. Они собирают значительную сумму денег и продовольствия и привозят ее в Поволжье. Один из сыновей муфтия Габдрахман Фахретдинов с 1919 по 1921 годы работал заведующим инструктором-администратором американской администрации помощи, курируя сбор и распределение средств в Поволжье. Позже, в 1936-м, Габдрахман был репрессирован, а в 1937 году он скончался в тюрьме.

Муфтий Фахретдин одевался скромно. Он говорил, для того, чтобы быть имамом, недостаточно одеть чалму, нужно учиться, учиться и учиться.

Известный ученый, историк, просветитель, педагог, муфтий, общественный деятель, центральная фигура в татарской, мусульманской, общественной, культурной, религиозной, литературной жизни XIX–XX веков Ризаэтдин Фахретдин умер в 1936 году в кругу семьи в возрасте 78 лет. Репрессии, в отличие от сыновей, его не затронули. Похоронен Фахретдинов на старом татарском кладбище Уфы.

Читайте также: