Ритм это в изобразительном искусстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ритм в изобразительном искусстве


Ритм — равномерное чередо­вание повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Груп­пу таких объектов можно на­звать ритмическим рядом или композиционным строем в кар­тинной плоскости. У каждого ря­да есть главная фигура, задер­живающая внимание,— акцент. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ря­де называются интервалами, а пространства, отделяющие один ритмический строй от другого,— паузами.

Ритм в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа . С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску.


Ритмические построения достигаются с помощью различных элементов симметрии , а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиционного характера — контрастами или соответствиями масс, отдельных предметов, линий , зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен , пространственных членений и пр.

Ритмическая организация способствует достижению гармонической ясности или острой экспрессии художественного образа , чёткости восприятия произведения зрителем.

Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности.


Ритм является прежде всего одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме ( ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.). Однако ритм в природе и ритм в искусстве — это не совсем одно и то же.

Подражая некоторым видам ритма в органической и неорганической природе, искусство делает ритм одним из важных средств композиции .

Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические.

Одни художники ритм считают правилом композиции (например, А. А. Дейнека), другие — закономерностью, третьи — средством, организующим началом композиции .

Понимая ритм как организующее начало, Е. А. Кибрик пишет:

«Ритмическая основа композиции выражает внутреннюю закономерность идейного замысла художника. Эта особая закономерность присутствует в каждом идейном замысле, и умение найти соответствующий ему композиционный строй или ритм является залогом художественности в произведении.

К вышесказанному можно сделать некоторые уточнения и добавления.


Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции . Его действенность основывается на законах композиции , на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции . Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения.

Связь ритма в искусстве с законами композиции и с объективной действительностью проявляется в специфической форме. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Волковой:

Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма . В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции , в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.

Искусство Древней Греции, хорошо усвоившее явление ритма и симметрии , сделало шаг вперед по сравнению с искусством Египта. Изображение человека в более естественных позах, в более активных движениях позволило древнегреческим художникам через разнообразные ритмы добиваться выразительности композиций . Определенный ритм мы видим в росписях греческих ваз. Ритмически построены живописные композиции классического периода Греции.

Если в искусстве Древней Греции главным объектом был человек, изображенный объемно, в активном движении, то в средневековом искусстве художник вынужден был под давлением религиозных догм отказываться от передачи свободно движущихся в реальном пространстве фигур. Но явление ритма сохраняется и в этом искусстве . Например, в иранской миниатюре композиция строилась на ритмической основе . Часто изображались растительные формы, извивающиеся стебли, которые образовывали изысканные ритмические мотивы .

В эпоху Возрождения передача ритма считалась одной из трех главных задач композиции . Эти три задачи композиции — перспектива (трехмерное пространство), ритмическое расчленение плоскости и точка зрения — впервые были осознаны художниками раннего Возрождения (об этом свидетельствуют их монументальные фрески ).

Правила композиции , которые разрабатывали мастера эпохи Возрождения, в XVI-XVIII веках остаются в арсенале искусства , а ритмике придается еще большее значение. В компоновке живописных произведений появляется сложный узор, гармония света, тени и цвета .


Это достигается художником благодаря спокойному, ритмическому чередованию светлых и темных пятен от левого к правому краю картины.


Сформулировав понятие, пе­рейдем к некоторым особенно­стям применения данного прави­ла. Например, при строгом чере­довании фигур, объемов, оттен­ков цвета с точным соблюде­нием интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получит­ся орнаментальная сетка. В на­туре же все гораздо разнообраз­нее, интереснее, а ритм, если вни­мательно посмотреть на пред­ставленные иллюстрации, созда­ет впечатление движения в раз­ных направлениях: влево - вправо, вверх — вниз, от цент­ра — к центру, вокруг оси и да­же в глубь пространства от зри­теля.

Прежде чем выполнить само­стоятельно композицию с приме­нением этого закона, предла­гаю несколько упражнений с ва­риантами ритмического построе­ния.

Приготовьте необходимые ма­териалы: тушь, гуашь, бумагу, а также инструменты: каранда­ши, кисти, ручки с редисными и плакатными перьями, ножницы и клей. Сделаем несколько этю­дов, где обратим внимание на та­кие условия:

  1. Выдержать ритмический ряд при постоянной величине фигур, пятен, но с увеличением или уменьшением интервалов.
  2. Выполнить эскиз, где равно­мерно возрастает или убывает по величине ряд фигур (одной формы), а интервалы постоянны.
  3. Построить композицию из ритмических рядов, в которых фигуры, пятна, объемы посте пенно меняются в тоне — от бе лого к черному и обратно (мож но применить и цвет с измене­ нием насыщенности).
  4. Нарисовать несколько рит­мических рядов с изменением ве­личины фигур, интервалов и да­же тона. Это задание поможет нам наиболее свободно ориенти­роваться в картинной плоскости.


Ритмическое построение эски­зов с применением цвета значи­тельно расширит наши возмож­ности и обогатит познанием тайн живописи. Каждый цвет с по­мощью ритма может развивать­ся в плоскости, пространстве картины, меняя насыщенность, величину элементов, составляю­щих композицию. Это позволяет усиливать или ослаблять фраг­менты картины, выделять глав­ное (акценты).

Для более яркого впечатления движения можно расположить ритмические ряды фигур под наклоном, а один или несколько объектов оставить в привычном спокойном положении (в стати­ке).

Ритмом можно остро выделить центральную фигуру — доми­нанту, полнее выразить настрое­ние сюжета. И, наконец, ритми­чески выстраивая композицию, мы значительно расширяем диа­пазон технических средств и приемов работы. Так, для пов­тора одних и тех же элементов можно применять аппликацию, печать с помощью клише из кар­тона, линолеума.

Знание композиционных зако­номерностей (не только упомяну­тых) дает возможность по-ново­му осознать художественное творчество как неповторимое, рукотворное явление.

Приветствую всех после новогодних праздников! Вы уже вошли в ритм рабочей жизни? Я вот только-только вхожу, скидываю лишние проблемы и килограммы. А что есть ритм в принципе? Есть связь между вашим рабочим днем, фотографией и эпохой возрождения. Посмотрим, какая? Ведь ритм в искусстве это.

Определение

ритм в широком смысле слова представляет собой гармоничное, то есть равномерное, чередование каких-либо элементов в любой сфере жизни.

Начнем с законов природы. Времена года, день и ночь, активность и сон – все это ритмичные действия. Да даже дыхание и сердцебиение – гармонично повторяющиеся процессы.

Ритм в искусстве это1

Станок на производстве ритмичен, он делает одинаковые действия через одинаковые промежутки времени. Ваш рабочий режим, скорее всего, гармоничен. Утром вы стаете в одно время, начинаете работу, скажем, в 9 и выполняете ее до 6. И так каждый день.

Даже если вы не считаете себя гармонично сложенным, ваш режим точно можно так определить. Так что вы в любом случае гармоничны.

Но ритм, он не только в повседневной жизни. Он везде. Например, многие обои имеют орнамент – гармонически повторяющиеся узоры.

Ритм в искусстве это2

И это мы еще не ушли в тему искусства. Это простые бытовые моменты. Может, пора с этим бытом ненадолго распрощаться?

Музыка

О чем думает человек, когда слышит слово ритм? Скорее всего, о мелодиях. Я так точно. Что же еще может быть более ритмичным, чем марш или вальс?

В музыке ритм выполняет такие задачи, как приятное звучание, легкость в танцах, песнях, даже строевой подготовке. Вы же знаете, что вальс танцуется на 3 счета? Или рок-н-ролл. И мелодии для вальса гарантируют танцующим, что будет три счета, а потом общая ритмичность повторится.

Ритм в искусстве это3

Музыкальный ритм создается гармоничным чередованием пауз, звуков и повторяющихся композиций.

Посмотрите на ноты детской песенки. Она вся делится на отрезки по 4 ноты.

Ритм в искусстве это4

Таким образом, под нее можно танцевать любые танцы на 4 счета. Это и есть музыкальная гармония.

Сюда же можно включить стихи и песни, как частный случай стихов. Чем более ритмичный стих, что определяется ударениями, повтором гласных или слогов рифмой, тем легче воспринимается и учится это стихотворения. Позвольте мне не углубляться в виды ритма, метры, кратности и прочие очень интересные, но не очень веселые вещи. Может, отдельный статьей?

Архитектура

Архитектура – возвышенное или приземленное искусство? Ритмом тут будет чередование и повторение элементов. И давайте посмотрим на шедевры архитектуры и совсем приземленные вещи.

Начнем с шедевров. Например, готический стиль постройки. Красиво, ритмично. Будто нотный стан рассматриваешь.

Ритм в искусстве это5

Обратите внимание, что к повторяющимся элементам обязательно прилагаются акценты – элементы, которые притягивают взгляд.

Но немного приземлимся и посмотрим на Зимний дворец.

Ритм в искусстве это6

Поменяйте окна на ноты, а колонны – на такты. Наверное, получится прекрасная танцевальная мелодия. Это ли не гармония?

И напоследок – жилой дом. Не обычная хрущевка, конечно, под ноты окон панельной многоэтажки не всем хочется танцевать.

Ритм в искусстве это7

Такие вот полезные повторения в архитектуре. Вы поняли, что такое архитектурный ритм? Если остались вопросы, то и это тема, достойная отдельной статьи. Только чирикните и я напишу:)

Изобразительное искусство

Часто под изобразительным искусством понимают исключительно живопись, но разве карандашные наброски и штампованные обои – не искусство?

Но вернемся к более высоким материям. Как можно найти музыку, то есть ритм, в картинах?

Первый и самый банальный способ – повторяющиеся формы, фигуры и детали.

Ритм в искусстве это8

Эта картина является классическим примером ритмичности изображения. Вся картина поделена на две половины, которые как бы уравновешивают друг друга по весу. На обеих половинах есть люди, повторяющиеся фигуры, а также копья.

Здесь художник не настаивает на точном повторении элементов, как не настаивают и многие мелодии. Но, в целом, картина выглядит весьма гармоничной. В композиции нет перекоса ни в цветах, ни в количестве фигур. Зато есть акценты и общий фон.

Вот пример ритмичной фотографии.

Ритм в искусстве это9

Фотография симметрична и навевает мысли о нотном стане.

Но хватит примеров. Зачем же нужны эти повторения?

Зачем он необходим нам?

Ритм и гармония притягивает наш взгляд. Повторение элементов, неважно насколько явное сознанию, неосознанно, интуитивно привлекает внимание. Люди всегда стремятся выбрать что-то более гармоничное, где виден замысел автора или природы, а не просто нагромождение деревьев или палок.

И первая причина – ритм нужен, чтобы скрыть несовершенство своей работы. Даже бессмысленный набор слов, поставленный в правильную рифму и ритм, обретает художественную ценность.

Ритм в искусстве это10

Лучшим примером будут детские стихи. Ничуть не умаляю их ценность и нужность, но они составлены для детей, с использованием простых слов и незатейливых сюжетов.

Ну и второй вывод, ритмичность поможет улучшить произведение.

И вот пример неудачного ритма фотографии.

Ритм в искусстве это12

В кадре получается два визуально равнозначных объекта, но по смысловой нагрузке фонарь должен быть менее значим. Такая фотография цепляет взгляд своей несуразностью и нарушением ритма.

В визуальном искусстве ритм может быть основой всей композиции. Например, архитектура. Расставьте окна Эрмитажа в случайном порядке и здание потеряет шарм и красоту.

В фотографии ритм создается цветами, пятнами, линиями или объектами. И фото, основой которой является ритм, будет изображением стаи птиц или построения людей, например, в армии.

Ритм в искусстве это13

А вот пример повторения цветов и пятен

Ритм в искусстве это14

Ритм в искусстве это15

Поставьте на последнем фото фонари в случайном порядке – и взгляду даже не за что будет зацепиться. Фотография станет бессмысленной и неинтересной.

Но не везде ритм жизненно необходим.

Ритм в искусстве это16

На фото выше ограждение можно легко убрать, смысл фото не изменится. Она может бежать в лесу, коридоре коммуналки или на фоне забора. Так что на некоторых фотографиях ритм – просто способ сделать фото лучше, а не единственное достоинство кадра.

Но ритм может помочь еще и выделить объект в кадре. Как показать, что эта женщина – смысл всей фотографии?

Ритм в искусстве это17

Поставьте ее в толпу, но выше, ярче или делающей что-то наперекор. И, вжух, – с помощью толпы, ритмической массы, вы выделили свою героиню.

Ритм, в широком смысле слова, – инструмент композиции, делающий произведение искусства более ценным, гармоничным и осмысленным.

Как же улучшить свою фотографию или рисунок с помощью ритма?

Теория и примеры – это круто, но далеко от практического приложения. Как же нам создать шедевр, просто используя гармонию и повторяющиеся элементы?

Ну, если надумаете строить дом, то помните об окнах и декоративных элементах, которые лучше делать на одном уровне относительно друг друга, повторяющимися и в одном стиле. Но дома мы строим нечасто, учить писать музыку и стихи я не возьмусь, а про фото могу рассказать.

Сначала решите, в качестве какого элемента вас интересует ритм. Это основа кадра, интересное дополнение или просто фон?

Фонари и колонны – самый простой пример ритма, как основы изображения. Вот еще пример, уже из живописи Караваджо.

Ритм в искусстве это18

Все фигуры на картине расположены веером от правого нижнего уровня. Вы можете вообще делать любые варианты гармонии: веер, линии, ноты, круги.

А если гармония – лишь фон? Тогда вот вам несколько примеров.

Самый простой вариант – колонны, деревья или лестницы. Просто найдите классный объект в центр композиции и вперед.

Ритм могут создавать и другие люди. Фотографию толпы я уже прикладывала, но вот еще вариант:

Ритм в искусстве это20

В заключении

Если вы хотите сделать ВАУ фотографию или рисунок – используйте такой крутой инструмент, как ритм. Впрочем, если вы строите дома, хотя бы из спичек, или пишете стихи – ритм вам тоже понадобится. Кстати, присылайте свои стихотворения и идеи сделать наше искусство более ритмичным.

И на сегодня все, буду ждать вопросов и идей. Что осталось непонятным в теме ритма? В какие разделы важно углубиться или что еще затронуть? Обязательно оставьте свой комментарий, чтобы мы могли стать лучше.

Аналогия с музыкой и ключевая мысль

Ноты в музыке имеют определённую длительность и высоту звучания. Также, между ними могут быть паузы. Таким образом, звуки рождают мелодию и ритм. Подобно звукам в музыке, в изобразительном искусстве повторяющиеся объекты композиции должны интересно ритмоваться. А достигается это не благодаря длительности и высоте звучания, а посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними. В качестве примера давайте рассмотрим пейзаж.

Ритм в пейзаже. Три основные величины: большая, средняя, малая

001 Ритм в композиции

Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В дизайнерской композиции, в станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации… Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. При чём, это не только три величины. Это может быть и пять и десять величин… Три перечисленных выше размера, это только основа. Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.

Ритм в композиции с изображением людей

002 Ритм в композиции

Такому же анализу можно подвергнуть любое произведение изобразительного искусства. Если говорить о дизайне, то даже грамотно сделанный рекламный баннер тоже будет содержать разные величины основных графических элементов: текстовый блок, фото, геометрические фигуры и т. п. Или взять к примеру, дизайн интерьера. Ритм большого, среднего и малого можно проследить даже здесь.

Ритм в натюрморте

003 Ритм в композиции

Ритм в изображении летящих птиц, облаков, повторяющихся элементов (досок заборов, ступеней лестниц…)

004 Ритм в композиции

005 Ритм в композиции

006 Ритм в композиции


Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

✔️ СИММЕТРИЯ

• Симметрия - греческое слово, означающее соразмерность. Под термином симметрия греки понимали соразмерность художественных форм и частей художественного произведения.
Установка на симметрию является одной из основополагающих установок человеческого восприятия. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы. Симметричные композиции легче воспринимаются, так как симметрия – один из самых простых способов уравновесить композицию.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.


• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.


• Центральная симметрия - перенос происходит через центральную точку схода. Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси.


• Винтовая симметрия - образуется вращательным спиралевидным движением точки или линии вокруг неподвижной оси. Создается в объемных композициях, но возможно и условное графическое изображение.


• Трансляционная симметрия - преобразование, при котором каждая точка фигуры (тела) перемещается в одном и том же направлении на одно и то же расстояние.
Чтобы задать преобразование параллельного переноса достаточно задать вектор, которой называется осью переноса.


• Симметрия подобия - представляет собой своеобразный аналог предыдущих симметрий с той лишь разницей, что она связана с одновременным уменьшением или увеличением подобных частей фигуры и расстояний между ними. Простейшим примером такой симметрии являются матрешки.


• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

✔️ РИТМ И МЕТР

• Ритм - от греч. rhythmos - мерное течение.
Ритм – повтор элементов в определенной последовательности.
Ритм – одно из основных организующих средств композиции.
• Метр – частный случай ритма – представляет собой повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков.


В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.


Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

Существуют определенные границы в восприятии метрического ряда. Метрический ряд, составленный из минимального количества элементов - трех, воспринимается как нечто завершенное. Если добавить еще несколько элементов, то ряд из завершенного превратится в бесконечный. 3-5 повторов - еще не ряд, так как такое количество элементов можно подсознательно подсчитать. Если же количество элементов больше 6-7, то они воспринимаются как группа.
Для наилучшего восприятия ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься.
Добиться этого можно при помощи акцентирования элементов, расположенных по краям метрического повтора.


Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

• Еще один тип ритма - ритмическая амплитуда. Ритмическая амплитуда - величина колебания ритмических единиц, перпендикулярная ритмической направленности (в отличие от ритмического хода, где развитие интервалов идет вдоль ритмической направленности). В изобразительном искусстве функцию ритмической амплитуды определяет масштаб.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

• ПРОПОРЦИИ
Пропорциональность – соразмерность частей и целого, что прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом.
Пропорциональность - одно из ключевых средств композиции, так как размерные отношения элементов формы – это та основа, на которой строится вся композиция.


Другие виды пропорциональных отношений:
- арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
- геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
- квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
- ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.


• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.


✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

Взаимосвязи элементов композиции могут строиться по трем вариантам: контраст, нюанс и тождество.
Наиболее активным и выразительным является контраст.
• Контраст (фр.) - это резкое различие элементов композиции, сочетание противоположных характеристик – высокого и низкого, линий и пятен, тёмного и светлого.
Контраст является мощным средством усиления выразительности, так как противоположные характеристики подчеркивают друг друга и оттеняют. Светлое рядом с темным кажется светлее, изящное рядом с грубым кажется еще утонченнее, и т.д.
Поэтому с помощью контраста легко выделить композиционный центр. При использовании контраста необходимо соблюдать меру, так как очень сильный контраст может визуально разрушить форму.


Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.



• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ


• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.



✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА


Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.


Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Читайте также: