Людовик i благочестивый кратко

Обновлено: 04.07.2024

После смерти основателя могущественной империи франков короля и императора Карла I Великого императорский престол унаследовал единственный из оставшихся в живых его сыновей Людовик I Благочестивый.

Своим наследником Людовик провозгласил старшего сына Лотаря. При жизни же императора Лотарь становился его соправителем.

В то же время, как и прежде, сыновья правителя получали наделы, хотя управляли ими под верховной императорской властью:

- Провинции империи Аквитания, Васкония, Испанская марка отошли к Пипину I.

- Бавария и Каринтия — к Людовику II.

- Будущий император же и соправитель отца Лотарь получил бóльшую часть земель империи.

Позже у Людовика родился еще один сын — Карл II, и император вновь произвел перераспределение земель между сыновьями, чтобы выделить надел и тому. Это, однако, вызвало недовольство старших братьев, которые во главе с Лотарем начали войну против отца.

В конце концов в 834 г. императорские войска разбили войско Лотаря. Строптивому сыну удалось вымолить у царственного отца прощение, но он был лишен титула императорского соправителя, а надел его был урезан так, что под властью он сохранил лишь Италию — самую южную провинцию империи.

В 840 г. Людовик Благочестивый умер, а его дети, прежде восстававшие против отца, начали враждовать друг с другом.

Людовик Благочестивый был младшим сыном Карла Великого и его жены Хильдегарды. Сразу после рождения был коронован в качестве короля Аквитании. В юности Людовик I Благочестивый участвовал в многочисленных военных походах Карла. В 801 г. Людовик Благочестивый взял Барселону, в 809–811 гг. существенно расширил границы Испанской марки.

Людовик Благочестивый смог заключить удачный союз с королем данов, Гаральдом, и склонить его к принятию крещения. В 819–822 гг. Людовик Благочестивый совершил несколько удачных походов против славян, однако распространение влияния франков на славян столкнуло их с болгарами, с которыми Людовик Благочестивый долго боролся и лишь в 838 г. сумел восстановить власть франков в Паннонии.

Правление Людовик Благочестивый было омрачено борьбой с собственными сыновьями. В 818 г. после смерти своей жены Ирменберги, император женил во второй раз на Юдифи. В 823 г. она родила сына Карла. В 829 г. под влиянием Юдифи Людовик Благочестивый объявил о новом разделе империи. Карлу отходили Эльзас, Алемания, часть Бургундии. Это решение Людовика Благочестивого вызвало недовольство его сыновей и части духовенства. В 830 г. сейм в Компьене отрешил его от власти, а Юдифь была насильно пострижена в монахини.

Однако новый сейм, созванный самим Людовиком Благочестивым вернул ему власть. Людовик Благочестивый объявил о новом разделе, по которому Лотарю доставалась только Италия. Последовал новый мятеж. В 833 г. противоборствующие стороны сошлись на Красном поле. Армия Людовик Благочестивый изменила ему и перешла на сторону его сыновей, восставших против отца — Лотаря, Людовика и Пипина. Людовик Благочестивый снова был отрешен от власти. Но уже в 834 г. Людовик и Пипин перешли на сторону отца в борьбе против Лотаря. Лотарь был разгромлен при Блуа, лишен титула соправителя Людовика Благочестивого, но был помилован.

На несколько лет империя была умиротворена, однако в 837 г. был произведен очередной раздел, совершившийся в пользу Карла. В разгар очередной схватки с недовольными детьми Пипина и Людовиком Людовик Благочестивый умер 20 июня 840 г. Похоронен в церкви Св. Арнульфа в Меце.

Иллюстрации:

Золотая монета с изображением Людовика Благочестивого;

Денье Людовика Благочестивого;

Сцена короноации Карлом Великим Людовика Благочестивого в качестве императора Запада;

Коронация Людовика Благочестивого в качестве короля Аквитании.

Исторические источники:

Историки эпохи Каролингов / Пер. с лат. и примеч. М.С. Петровой и др. Науч. ст. А.И. Сидорова Отв. ред.: А.И. Сидоров. М., 2000. 277 с.;

ЛЮДОВИК I БЛАГОЧЕСТИВЫЙ

Поход в Испанию проив мавров (800). Подавление восстания в Васконии (801). Второй поход в Испанию (802). Защита побережья от норманнских набегов (806). Поход на Тортосу (в 810 году). Подавление восстания басков (летом 812 года). Подавление восстания Бернарда Итальянского (817). Подавление восстания бретонцев (818 года). Подавление восстания бретонцев (822—825 годов). Поход в подчинённую Людевиту Паннонскую Хорватию (в 819 году). Война с болгарами (в 827 — 830 годах). Смута во Франкском государстве (830 — 834 годы).

ЛЮДОВИК I БЛАГОЧЕСТИВЫЙ - основные битвы:

Осада Барселоны (801). Взятие Таррагона, Ортона, Луцера, Вилла-Рубеа (802). Битва в долине Валла-Ибана (802, с маврами).

Король Аквитании (с 781 года), король франков и император Запада (с 814 года ) из династии Каролингов

Людовику Благочестивому было всего 3 года, когда Римский Папа возложил на него корону Аквитании.

Карл Великий сделал все возможное, чтобы подготовить сына к управлению страной. Людовик получил прекрасное военное и общее образование. Как и отец, он прекрасно разбирался в богословии и науках, знал множество языков и при этом отлично обращался с боевым луком. При этом он был настоящим семьянином и, вступив в брак, в побочных связях замечен не был (оба ребенка, признанных незаконнорожденными, появились на свет до первой свадьбы).

В 813 году Карл призвал Людовика из Аквитании в Ахен, отвел в церковь и при собрании вельмож велел взять императорскую корону с алтаря и надеть себе на голову. Тем самым подчеркивалось, что власть дается Людовику исключительно от Бога. После этого Карл объявил сына своим соправителем и отпустил в Аквитанию, однако вскоре пришло известие, что Карл Великий умер.

Еще до приезда в Ахен Людовик резко начал менять порядки на свой вкус. Первым делом он сослал в монастыри своих распутных сестер, а также большую часть придворных дам. Их любовников частично казнил, частично постриг с монахи. Также он поступил со многими людьми, пользовавшимися влиянием при Карле. Лишь своему племяннику Бернгарду он разрешил вернуться в Итальянское королевство. Затем Людовик произвел раздел имущества Карла. Его побочным детям не досталось ничего, зато монастыри получили щедрые пожертвования. Своего старшего сына Лотаря он сделал королем Баварии, а Пипина - королем Аквитании.

Раздел империи Карла Великого

В июле 817 году Людовик Благочестивый неожиданно короновал Лотаря как императора и объявил своим соправителем. Это не понравилось Бернгарду Итальянскому, который, будучи сыном старшего брата Людовика после его смерти мог рассчитывать на корону. Он отказался подчиниться решению императора и начал собирать войско. Узнав об этом, Людовик двинул армию через Альпы. Бернгард, не успев собрать достаточно сил, испугался и вместе с друзьями поехал просить прощения у императора. Людовик отдал Бергнарда под суд, состоящий из королевских вассалов, и тот приговорил его к смерти.

Людовик не решился утвердить приговор, и ограничился ослеплением Бернгарда. Однако экзекуция была совершена с такой жестокостью, что два дня спустя Бернгард умер. Друзья Бернгарда были брошены в темницу или пострижены в монахи.В октябре 818 года скончалась Ирменгарда. С горя Людовик вновь решил уйти в монастырь, однако приближенные уговорили его жениться во второй раз. Было объявлено нечто вроде конкурса красоты, на который съехались самые прекрасные дочери вельмож со всей империи. Людовик остановил выбор на Юдит, дочери баварского графа Вельфа. Он влюбился в Юдит так горячо, как может влюбиться немолодой мужчина в юную девушку. Будучи не только красивой, но и образованной, Юдит старалась разделять ученые занятия мужа, чем совершенно очаровала его и подчинила своему влиянию. Влияние старых советников императора стало ослабевать, уступая влиянию молодой жены и ее семьи.

После рождения Карла императрица уговорила мужа дать ему равную долю с детьми от первого брака. В 829 году он получил герцогство Швабское. Однако враги императрицы не дремали. Они пустили слух, что Юдит находится в связи с королевским казначеем и хочет сделать его императором. Старшие сыновья Людовика тоже ненавидели мачеху и ожидали от нее всяких козней.

В 830 году Людовик Благочестивый пошел в поход против бретонцев. Пипин Аквитанский вместо того, чтобы помочь отцу, занял Париж. На его сторону перешли императорские войска. Лотарь выразил поддержку брату. Людовик Баварский, находившийся при своем отце, тайно покинул лагерь и присоединился к мятежникам. У Людовика осталось так мало войска, что он не мог сопротивляться. Императрице Юдит, скрывавшуюся в одном из монастырей, братья предложили выбор: или самой постричься в монахини, или уговорить постричься императора. Людовик заявил, что не может бросить престол, не посовещавшись с вельможами. Юдит, вернувшуюся ни с чем, постригли в монастыре святой Радегонды. Пипин созвал в Компьене съезд вельмож, которые должны были решить судьбу его отца. Людовик вошел в зал заседаний с подчеркнутой скромностью и, отказавшись сесть на трон, стал оправдываться в своих деяниях. Это так тронуло вельмож, что они окружили Людовика, чтали утешать его и буквально силой усадили на трон. Тем не менее, Людовик был лишен верховной власти, которая была передана Лотарю.

Однако среди монахов, приставленных к Людовику, оказался один, ловкий и хитрый, по имени Гунтбальд. Вместо того, чтобы склонять Людовика к окончательному отречению, он предложил ему свою помощь. Поехав к Людовику Баварскому и Пипину, Гунтбальд красочно описал им унижения, которым подвергся их отец по воле Лотаря. Одновременно он намекнул им, что при молодом Лотаре они не будут иметь столько самостоятельности как при слабом отце. Лотарь подготовил новый съезд дворян, на котром по его замыслу Людовик долджен был окончательно отречься от престола, однако младшие братья неожиданно вступились за отца. Съезд постановил вернуть Людовику верховную власть и возвратить жену. Юдит с большими почестями вернулась во дворец и поклялась в своей невиновности. Папа Григорий IV аннулировал ее пострижение. На очередном съезде дворян в Ахене в 831 году был составлен документ о новом разделе государства. Лотарь, сохранив императорскую корону, получил во владение только Италию. Карл же получил королевский титул, а в добавок к Швабии - Бургундию, Прованс, Дофине и еще ряд земель. Таким образом, все вренулось в исходное состояние. Юдит сохранила огромное влияние на мужа. Карл получил едва ли не больше земель, чем старшие братья. Те чувствовали себя обиженными и злились на мачеху.

Первым выразил недовольство Пипин. Он отказался приехать на очередной съезд в Тьонвиль. Людовик лишил его королевского титула и передал Аквитанию Карлу. Пипин поднял восстание. Его поддержали Людовик Баварский, Лотарь и папа Григорий IV. Братья собрали большое войско близ Кольмара. Воспользовавшись нерешительностью императора, поддержкой папы и всеобщей нелюбовью к Юдит они переманили на свою сторон практически всех приближенных Людовика. Тот вместе с женой и младшим сыном был вынужден сдаться. Его вновь принуждали постричься в монахи, но он оставался непреклонен. Его признали виновным в тяжких преступлениях и лишили права носить оружие - он принял это со смирением, явился в церковь святого Медарда в одежде кающегося грешника и при большом стечении народа исповедовался в грехах, после чего отдал меч архиепископу Эббону. Покаяние императора произвело такое впечатление на собравшихся, что Людовик Баварский объявил о своей поддержке отца и стал собирать войско во Франкфурте-на-Майне. Лотарь делал то же в Бургундии.

1 марта 834 года Людовику Благочестивому была возвращена императорская власть. Он предложил Лотарю мир, но тот отказался. В решающем сражении близ Блуа Лотарь был разбит и был вынужден на коленях вымаливать прощение. Людовик отпустил его, однако из всех владений оставил лишь Южную Италию.

В 837 году по настоянию жены Людовик объявил о создании королевства для Карла со столицей в Париже. Год спустя Лотарь и Людовик Баварский попытались вновь объединиться против отца, но тот нанес предупреждающий удар, захватив Франконию и оставив бунтовщикам лишь Баварию.В 839 году скончался Пипин Аквитанский, и Людовик произвел последний раздел государства между Лотарем и Карлом. Людовик Баварский и дети покойного Пипина участия в этом разделе не принимали. Те подняли мятеж, и Людовику пришлось вести войну на два фронта. Весной 840 года в Зальце его свалила с ног тяжелая лихорадка. Болезнь усиливалась день ото дня, и 20 июня Людовик Благочестивый умер.

Александр Сидоров

Историк Александр Сидоров о сыне Карла Великого, идее единства Каролингской империи и отношениях монарха с церковью

FAQ: Людовик I Благочестивый

FAQ: Людовик I Благочестивый

FAQ: Людовик I Благочестивый

FAQ: Людовик I Благочестивый

FAQ: Людовик I Благочестивый

Над материалом работали

Александр Сидоров

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра Истории исторического знания Института всеобщей истории РАН

Император Людовик Благочестивый (778–840) – личность со сложной и трагической судьбой. Ему, столь приверженному порядку и стабильности, довелось жить в эпоху бурных перемен. Необычайно набожный и миролюбивый, он вынужден был наказывать и казнить. Постоянно стремившийся к сохранению духовного и политического единства, он сам разрушил его. Жизнь этого человека – постоянная трагедия – и государства, и личная.

Его отец, император франков Карл I Великий (743–814), принадлежал к самым выдающимся персонажам европейской истории. Он стал легендой еще при жизни. Масштабы его деяний потрясали воображение современников и потомков. В результате нескольких десятилетий беспрерывных военных походов Карл подчинил своей власти огромную территорию, а упорной реформаторской деятельностью в области государственного управления, церкви, литературы, искусства, образования сумел превратить державу франков в самое мощное государство западного мира. В Аахене, при королевском дворе он собрал выдающихся ученых, поэтов, богословов, архитекторов из самых отдаленных уголков. Его двор стал центром духовной и интеллектуальной жизни тогдашней Европы. Карла любили и почитали друзья и соратники, а на врагов одно его имя наводило великий страх. Пасмурным январским днем 814 г. великий император умер, оставив трон единственному из переживших его сыновей – Людовику.

Следующие четыре года он безвыездно прожил там, не видя своих родителей.

Ни мать, ни отец не проявляли о нем особой заботы. Для VIII–IX вв. подобное отношение к детям являлось вполне нормальным. В те времена детство вообще не считалось каким-то особым и самоценным периодом в жизни человека. Родители мало интересовались детьми. Они начинали воспринимать их с того момента, когда те включались в жизнь взрослых. Это происходило очень рано, и трехлетний король в принципе ничем не отличался от тридцатилетнего. Подданные видели в нем представителя правящего клана, обладавшего частью его харизмы и персонифицировавшего собой его власть в определенной части королевства.

Аквитанское окружение Людовика составляли преимущественно люди духовного звания: монах Бенедикт, ставший со временем важнейшим советником короля по церковным вопросам, священник Элизахар, глава королевской канцелярии, королевский библиотекарь Эббон, занявший позднее архиепископскую кафедру в Реймсе. Именно этим людям юный король был обязан ранним пробуждением крайней религиозности. С самых юных лет он привык по многу часов молиться. Он не пропускал ни одного поста и ревностно выполнял все религиозные предписания. Государственными делами Людовик занимался мало, всегда с большой неохотой и старался перепоручить их решение кому-либо из своих советников. При полнейшем попустительстве ответственных лиц дела велись из рук вон плохо, королевская казна пустела, а феодалы всеми правдами и неправдами присваивали себе государственное имущество. Людовик даже как-то пожаловался отцу, что его только называют королем. И Карл был вынужден лично принять соответствующие меры.

Однако отец всячески воспротивился этому. Интересы государства стояли для Карла на первом месте, тем более, что два его старших сына неожиданно умерли. Так, что Людовик был просто обязан занять в будущем отцовское место. Карл всячески стремился пробудить у него интерес к мирской жизни и светским делам, женил его на красавице алеманнке, заставлял каждый год участвовать в военных походах, принимать посольства. Людовик был послушен отцу во всем, как и подобало благочестивому сыну. Однако внутренне он нисколько не менялся. Все больше в нем проявлялась склонность к созерцательности и интенсивной внутренней рефлексии. Людовика влекли не звон оружия и пышность государственных собраний, а тишина церкви в час утренней молитвы. Он много читал. Хорошо знал античную литературу, но главным образом Библию и труды отцов церкви. Благо латынью и греческим, в отличие от отца он владел в совершенстве.

Когда после смерти Карла Великого Людовик стал императором, начались серьезные изменения всего общественного уклада, которые с годами привели к самым печальным последствиям, Поначалу, правда, ничего нового как – будто не намечалось. Людовик казался достойным преемником своего отца. Он был почти идеален, душевная красота великолепно сочеталась в нем с телесным совершенством. Вот какой портрет оставил нам один из его современников: “Людовик был умеренно высокого роста, но довольно высок, со светлыми глазами, открытым лицом, нос у него длинный и прямой, губы не слишком толсты, не слишком тонки, высокая грудь, широкие плечи, сильные мышцы, так что никто не мог с ним равняться ни в стрельбе из лука, ни в метании копья: руки его были длинны, пальцы прямые; ноги длинные и относительно тонкие: ступни большие, голос мужественный. В латинском и греческом он был хорошо обучен. Во всех писаниях он отлично понимал не только духовный и нравственный смысл, но и смысл тайный. Он был не скор на гнев, но зато быстр на милость. Он был необыкновенно щедр. В пище и питье был умерен, в одежде прост. Он никогда не хохотал громко, и даже когда при больших торжествах являлись за его столом актеры, шуты и мимы с певцами и музыкантами. он ни разу не смеялся до того, чтобы можно было видеть его белые зубы. Ежедневно перед обедом он наделял милостыней бедных”. Возможно, этот портрет весьма далек от реальности. Но люди, жившие больше десяти веков тому назад, видели своего императора именно таким .

Как бы то ни было, но уже очень скоро стало ясно, что прежние времена ушли безвозвратно. К тому имелся целый ряд объективных и субъективных причин. Пожалуй, самым важным являлось то, что при Карле Франкское королевство достигло своих естественных границ. Дальнейшее его территориальное расширение потребовало бы чрезмерного напряжения сил и перестройки всей общественной организации. Ни то, ни другое, не представлялось возможным. Конечно. Людовик тоже вел войны. Однако в массе своей они носили оборонительный характер и велись на границах империи: с арабами на юге, норманнами на севере, славянами на востоке. Завоевательные войны перестают играть определяющую роль в существовании державы франков, но зато начинают разгораться войны внутренние. Раньше внешний враг заставлял объединяться, забывая о внутренних распрях. Теперь последние снова вышли на первый план. Да и сама агрессия, переполнявшая, людей, за много десятилетий привыкших к войне, не находила выхода.

Не менее важными оказались и субъективные причины наметившихся изменений. Они крылись в глубоких психологических различиях отца и сына. Карл, будучи верующим человеком, оставался прежде всего политиком, забывающим, когда это нужно, о морали. Кроме того он не отказывал себе в мирских радостях. Он имел нескольких жен, часто менял наложниц и сквозь пальцы смотрел на не слишком-то добродетельную жизнь своих дочерей и придворных. При дворе кормилось немалое количество проституток, содержанок, а то и мальчиков, предлагавших определенного рода услуги. Что касается церкви, то активно используя ее в государственной политике, Карл крепко держал ее в руках и светские интересы всегда ставил выше религиозных. Людовик же, как и отец, страстный охотник и меткий стрелок, в отличие от Карла, был целомудрен, скромен и склонен критически оценивать собственные поступки. Постоянные сомнения в их правильности делали Людовика легко управляемым. Фавориты сменялись при его дворе постоянно.

Резко изменилось и положение церкви в государстве. Очень скоро она высвободилась из-под влияния светской власти и начала сама контролировать ее. При дворе ведущую роль стали играть представители духовного звания, главным образом старые аквитанские сподвижники Людовика, такие, как Бенедикт и Элизахар. Во многом благодаря их усилиям в сознании Людовика сложилось новое представление об императорской власти. Император мыслился теперь не “собирателем земель”, каким был Карл, а пастырем вверенного ему единого христианского народа, который король призван был вести к спасению и с которым должен был построить “Град Божий”.

В 817 г., произошло событие, которому суждено было иметь поистине роковые последствия для истории Франкского королевства. Внешне оно выглядело ничем не примечательным. Теплым апрельским вечером, Людовик как обычно возвращался во дворец после богослужения, следуя по открытой деревянной галерее, соединявшей церковь с палатами. Внезапно раздался страшный треск и прогнившие балки, не выдержав тяжести дощатой обшивки, с грохотом обрушились на короля и его свиту. Многие были сильно ранены, но сам император уцелел, отделавшись лишь несколькими царапинами. Однако он пыл крайне напуган и, может быть, впервые отчетливо представил себе возможные последствия своей внезапной смерти. Что стало бы тогда с его женой, детьми, королевством, христианским народом? Да и сам он достаточно ли сделал для спасения собственной души? Мучительные вопросы, мучительные сомнения!

Последствия не заставили себя ждать. Некоторое время спустя появился документ, озаглавленный Ordinatio imperii, что можно перевести как «обустройство, реорганизация, упорядочение империи”. Главная его цель – урегулировать болезненный вопрос наследования трона с сохранением политического, а следовательно и религиозного единства. По традиции все королевство нужно было поровну разделить между сыновьями, но можно ли делить единый христианский народ? Людовик вышел из положения следующим образом. Императорский титул получал старший сын Лотарь, который с этого момента становился соправителем отца. Два других сына получали по небольшому королевству на окраинах империи: Пинин – Аквитанию, Людовик Юный – Баварию. Младшие братья должны были подчиняться воле старшего в военной и дипломатической сферах. В случае смерти одного из младших братьев новый раздел не предусматривался, в случаях же смерти Лотаря вельможи должны были избрать императором одного из оставшихся сыновей. Это решение мало кого удовлетворило. Церковное окружение Людовика склонно было рассматривать этот раздел, ни в коей мере несовместимым с идеей “Града Божьего”. Младшие сыновья императора расценили это как нарушение традиции и затаила на отца обиду.

Однако душевного успокоения императору это не принесло. Людовика не оставляла мысль о том, что кровопролития можно было избежать, что жестокость его обрушилась на людей, большей частью ни в чем не повинных. Тем более, что многих из них он сам спровоцировал на восстание. Стремясь загладить вину, император кое-кого приказал вернуть из ссылки, сводным братьям подарил хорошие аббатства. А в 822 г., не выдержав угрызений совести, принес при большом стечении светских и духовных феодалов публичное покаяние. Многие современники увидели в его покаянии только одно – слабость, а для управления державой франков нужны были совсем иные качества.

В 823 г. у августейшей четы родился мальчик. Дальновидная Юдифь настояла. чтобы ребенка в честь деда назвали Карлом – с таким именем он в будущем не остался бы на вторых ролях. Во время торжеств, устроенных по этому поводу, мало кто отдавал себе отчет, сколь проблематичным окажется развитие этой ситуации. Ведь рано или поздно должен был встать вопрос о переделе наследства, уже с таким трудом поделенного и скрепленного кровью стольких людей. Опасность возможных перемен понимал Людовик. Даже Юдифи понадобилось целых шесть лет, чтобы заставить его изменить условия “Ordinatio”. Наконец, в 829 г. император заявил, что выделяет Карлу Швабию. Это в первую очередь ударило по интересам Лотаря. Вокруг него сплотились все недовольные. При дворе возник заговор, направленный против Юдифи и Бернарда Септиманского. Их обвинили в прелюбодеянии и устроили судебный процесс. На какое-то время их влияние было подорвано – Юдифь даже попала в монастырь, а Бернард вынужден был бежать.

Сцена насилия детей над родным отцом произвела большое впечатление на собравшихся. Кое-где в толпе слышались возгласы сожаления, А уже к декабрю в разных частях империи началась мобилизация сторонников Людовика. В стане победителей единства тоже не оказалось. Пипин Аквитанский и Людовик Баварский, недовольные чрезмерным усилением власти Лотаря, покинули его и присоединились к императорской партии. Отшатнулось от Лотаря и большинство прелатов, Свержение помазанного папой императора они посчитали слишком опасным прецедентом. Обстановка вновь накалилась. Противоборствующие стороны уже были готовы взяться за оружие, но Людовик категорически отверг возможность своего освобождения насильственным путем. К счастью, все обошлось без кровопролития._ Хватило простой демонстрации сил со стороны Людовика Юного и Пипина, чтобы Лотарь бежал, оставив свою жертву в руках противника. 1 марта 834 г. Людовик был торжественно коронован в Сен-Дени, а в феврале 835 г. повторно помазан в Меце. Семь архиепископов при этом пели псалмы, а Эббон Реймский во всеуслышание объявил, что Людовик был смешен незаконно.

И на сей раз император отказался от насилия в преследовании своих врагов, ограничившись лишь высылкой Лотаря в Италию. И опять многие увидели в этом слабость, недопустимую для властителя. С другой стороны, Людовик безуспешно пытался соединить несоединимое. В этом заключалась его глубокая личная трагедия.

Видимо, не случайно в последние годы жизни Людовик со все большей апатией относился к власти. Он практически перестал заниматься государственными дедами, предоставив это Юдифи и своим приближенным, а все свободное время посвящал молитве и пению псалмов. Единственное, к чему он еще проявлял интерес – это будущее Карла. 6О-летний старик испытывал прямо-таки болезненную привязанность к младшему сыну, которому едва исполнилось 12. Он уже никого не хотел слушать, и ослепленный запоздалой отцовской любовью, совершал поступки, которые подчас не поддавались никакой логике. Словно забыв, кому он больше всего обязан своим возвращением на трон, Людовик в 836 г. отнял у Пипина в пользу Карла всю Нейстрию и Бретань, а в 838 г., после смерти Пипина, лишил его сына, Пипина II, отцовского наследства и отдал Карлу Аквитанию.

Император спешил. Чувствуя приближение смерти, он стал до крайности суеверен и страшно тяжело переживал различные знамения. А их как назло становилось все больше – странные кометы, неурожаи, нашествие саранчи, засуха и, наконец, солнечное затмение весной 840 года. Ничего хорошего это не предвещало. Готовясь подавить мятеж Людовика, он начал собирать войска, даже вызвал из Италии Лотаря, однако в начале лета 840 г, внезапно занемог – временами невыносимо сдавливало грудь, становилось трудно дышать. Недалеко от Майнца, на одном из рейнских островов для императора поставили палатку, в надежде, что свежий воздух хоть немного облегчит недуг. Но это не помогло.

Умирал Людовик медленно и страшно. Боли в груди усиливались, а любое принятие пищи вызывало рвоту. В течение сорока последних дней он питался только хлебом, возносил хвалу Господу за этот неурочный пост. Покуда хватало сил, он беспрестанно молился, то и дело осеняя себя крестным знамением. Умер он 20 июня 840 г., в воскресенье. Ни жены, ни детей рядом не было. Только его сводный брат Дрого, архиепископ Меца, позаботился о бренных останках императора. В присутствии большого количества епископов, аббатов, графов, вассалов и простого люда, он заботливо похоронил его прах в церкви св. Арнульфа, легендарного основателя великого клана Каролингов.

Источник: Сидоров А.И. Людовик Благочестивый // Вопросы истории. 2000. № 1. С. 146 - 151.

Читайте также: