Исмаилизм в исламе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начало исмаилитского движения относится к середине VIII в. и связано с расколом среди шиитов по вопросу о преемнике шестого шиитского имама Джафара ас-Садика (см. Джафариты). После того как он, вопреки традиции, лишил права на имамат своего старшего сына Исмаила (ум. в 762 г.) и провозгласил наследником младшего сына Мусу Казима, часть шиитов сочла этот акт незаконным, что и послужило причиной образования секты. Но поскольку Исмаил умер раньше отца, исмаилиты признали своим главой и седьмым имамом сына Исмаила (внука Джафара) Мухаммада. С этого момента сторонники сохранения имамата в потомстве Исмаила в противоположность остальным шиитам стали называть себя исмаилитами. Раскол носил чисто политический характер, и поначалу никаких богословских разногласий между исмаилитами и другими шиитами не было.

1) мустаджиб – новообращенный, не знающий о существовании тайной доктрины;

2) маазун (допущенный), которому тайное учение сообщалось частично;

4) худджа – верховный проповедник, глава региональной сети организации и знаток тонкостей внутренней доктрины;

5) имам – непогрешимый носитель Высшего знания, решения которого по всем вопросам подлежали беспрекословному подчинению;

Верующие первых двух степеней посвящения составляли основную массу общины. Посвященные третьей и четвертой степеней были элитой секты. Наконец, имам (реальный глава исмаилитов) обладал в их глазах божественной властью, но кто он и где находится, фактически никто не знал.

Однако все ограничилось созданием государства, мало чем отличающегося от других современных ему исламских стран: были созданы соответствующие ведомства, введены налоги, в покоренные области отправлены наместники. Многие берберы вскоре разочаровались в результатах борьбы, и ал-Махди пришлось утверждать свою власть казнями. На протяжении всего существования Фатимидского халифата то и дело происходили восстания. Тем не менее, наступательный потенциал молодого исмаилитского государства оказался чрезвычайно большим. Потомки ал-Махди быстро распространили свою власть на всю Северную Африку до берегов Атлантического океана. Окончательное покорение Магриба произошло при правнуке первого халифа – аль-Муиззе. Этот халиф был государем рассудительным и прозорливым, глубоко вникал во все вопросы управления и умел подбирать способных исполнителей. К тому же, он был лишен какого бы то ни было фанатизма и сумел примирить с новой династией местное суннитское и христианское население. В 958 г. ал-Муизз направил на запад войско под командованием талантливого военачальника Джаухара, который, укрепив власть Фатимидов в Тахарте и Сиджилмассе, взял Фес и достиг берегов Атлантического океана. Последние непокорные берберские вожди были привлечены подарками и раздачей должностей. После этого похода под власть фатимидского халифа отошло все североафриканское побережье до границ с Египтом. Кроме того, его власть признали Сицилия и Калабрия (населенная мусульманами область в Южной Италии). Завершив завоевания на западе, ал-Муизз обратился на восток, где ему противостояла правящая в Египте династия Ихшидидов. В 969 г. он овладел Египтом, в том же году началось строительство новой столицы – Каира (неподалеку от прежней столицы – Фустата). В центре города со сказочной быстротой выросли два роскошных дворца – Восточный и Западный, соединенные подземным переходом. К югу от Восточного дворца располагалась величественная мечеть Аль-Азхар. В 973 г. ал-Муизз вместе с гробами своих предков, в сопровождении двора, слуг и воинов торжественно вступил в новую столицу.

Начался самый блестящий период в истории Халифата, а Фатимиды, долгое время задвинутые на задворки исламского мира, вышли теперь на его авансцену. В 974 г. ал-Муизз двинул армию дальше на север, и вскоре была завоевана вся Южная Сирии с Дамаском. Его сын ал-Азиз в 978 г. присоединил к владениям Фатимидов не только Сирию, но и Хиджаз (западное побережье Аравии со священными городами Меккой и Мединой). Исмаилитский Египет выдвинулся в число сильнейших и богатейших мусульманских государств того времени. Правда, блестящий период его истории продолжался недолго – армию пришлось пополнять тюрками, которые жестоко враждовали с берберами. Этому способствовала, кроме всего прочего, и разница в вероисповедании: берберы были в основном шиитами, а тюрки – суннитами. Даже на улицах Каира между ними происходили схватки, а в Сирии шла настоящая война.

Сам ал-Хаким был личностью необычной, а египетские историки сообщают, что каждое появление халифа оказывалось впечатляющим и поразительным. Он обладал громовым голосом, и никто не мог выдержать взгляда его больших темно-голубых глаз. Ал-Хаким всегда появлялся перед народом в простой одежде, не имея ни одной драгоценности. В его общении было много своенравия и непостоянства, соединенных с жестокостью, безбожием и суеверием. Молился он, обратившись к планете Сатурн, и был убежден, что находится в постоянном общении с дьяволом.

В 1017 г. ал-Хаким неожиданно умерил свои гонения на христиан и евреев, предоставив им возможность свободно исповедовать свою религию. Вместе с тем, он как будто окончательно уверовал в свою божественность. Титул имама был передан Хамзе ибн Али, который развернул энергичную деятельность по распространению нового учения. Несколько раз подданным объявляли, что халиф является божеством, но культ его в Египте так и не утвердился.

25-летнее правление ал-Хакима закончилось совершенно неожиданно. Каждый вечер халиф выезжал на сером осле из дворца, проезжал по улицам города и отправлялся в пустыню. Выехав однажды в 1021 г. таким образом из города, он отпустил своих слуг и не вернулся, а через несколько дней слуги обнаружили изувеченного осла и одежду халифа. Ни его самого, ни его тело с тех пор никто не видел. О его божественности в Египте больше не вспоминали, зато из среды фатимидских исмаилитов выделилась община хакимитов (или друзов), обожествлявших халифа ал-Хакима. Они считали его конечным воплощением Мирового Разума и ожидали его возвращения в конце времен. В Ливане образовалась их многочисленная община, которая дала начало новой этноконфессиональной общности, практически вышедшей за рамки ислама. Эти общины в горных районах Сирии и Ливана существуют и по сей день.

Если до прихода к власти династии Фатимидов в 909 г. большой разницы между фатимидскими исмаилитами и карматами не было, то основание Халифата привело к окончательному размежеванию между ними. После же смерти ал-Хакима Халифат Фатимидов вошел в эпоху смут и упадка. Центральная власть утратила всякое влияние. Дворцовые интриги, убийство министров и других высокопоставленных лиц, мятежи и восстания стали обычным явлением. От Халифата стали отделяться Сирия, Тунис, Алжир, Марокко. В 1048 (или в 1051 г.) Тунис признал власть багдадского халифа из рода Аббасидов, в Алжире тогда же утвердилась самостоятельная династия Хаммадидов, Марокко перешло под управление Альморавидов, в самом Египте разразилась война между тюрками и негритянской гвардией. Смута, сопровождавшаяся сильнейшим голодом и эпидемией чумы, продолжалась семь лет. Страна была разорена до предела, погибло почти три четверти населения. Разбой армии затронул даже дворец правителя, из которого солдаты вынесли всю мебель, так что халифу пришлось некоторое время сидеть на простой циновке.В 1071 г. норманны завоевали Сицилию, а затем и Сирию, где халифу ал-Мустнасиру пришлось столкнуться с новым грозным врагом – турками-сельджуками, овладевшими Иерусалимом и Дамаском. Захватчики были ревностными суннитами, и поэтому местное население было готово их поддержать.

В 1094 г., после смерти ал-Мустансира, в среде исмаилитов произошел очередной крупный раскол. Согласно завещанию халифа, ему должен был наследовать старший сын Низар, однако визирь Шаханшах передал престол его младшему (седьмому по счету) сыну ал-Мустали, который не имел никакой реальной власти и находился в полной зависимости от своего визиря. В 1095 г. Низар бежал в Александрию и попытался поднять восстание, его схватили, и дальнейшая его судьба неизвестна. Однако сторонники Низара вскоре образовали свою секту с центром в Иране. И если сторонники ал-Мустали (мусталиты), преобладавшие в Египте, представляли собой умеренное течение в исмаилизме, то сторонники Низара (низариты), верившие в близкое пришествие имама-Махди из потомков Низара, были крайне радикальными.

Конец существованию исмаилитского государства в Иране положила внешняя сила. В июне 1256 г. к Аламуту подошли главные силы монгольской армии во главе с ханом Хулагой. В ноябре тогдашний глава секты имам Хуршах объявил о своей капитуляции, вышел из крепости, облобызал ноги хану и по его требованию разослал гонцов с приказом о капитуляции во все концы своей державы. Государство низаритов прекратило существование. Несмотря на это, низариты по-прежнему внушали своим соседям почтительный ужас, а Иран еще в течение шести веков продолжал оставаться центром низаритского движения.

Однако, потеряв большинство своих крепостей под натиском монгольского правителя Хулагу-хана, низариты начали переселяться в Индию, где впоследствии образовался их главный центр. Духовными преемниками низаритов являются современные влиятельные исмаилитские общины бохра в Индии (в Бомбее), возглавляемые имамом с титулом Ага-хана. В 1841 г., после одного из восстаний, глава секты Ага-хан I, который считался 46-м низаритским имамом, бежал из Ирана и в 1946 г. поселился в Бомбее. Используя сетевой принцип социальной организации, исмаилитам-низаритам удалось создать успешно функционирующую транснациональную социально-экономическую структуру, которая в XX в. органично вписалась в глобальный истеблишмент. Нынешний Ага-хан является одним из богатейших людей мира, оказывающих влияние на политические процессы. Он является праправнуком Ага-хана I, считается 49-м имамом низаритов и с 1957 г. руководит общиной.

Современные центры исмаилитов известны своей гуманитарной и благотворительной деятельностью, направленной преимущественно на поддержку единоверцев в различных регионах мира. Община исмаилитов-низаритов в Индии, называемая также ходжа и рассматриваемая иногда как торговая каста, сыграла значительную роль в постколониальном разделе Британской Индии и создании государства Пакистан. Выходцами из низаритов-ходжа были основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна и ряд видных политических деятелей этой страны, в частности, семейство Бхутто. В настоящее время общины исмаилитов существуют более чем в 20 странах Азии и Африки, а также в странах Запада. Наиболее крупные из них – в Индии, Пакистане, Кении, Танзании, а также в Северном Афганистане и Таджикистане (Бадахшан). См. также Низариты, Мусталиты.

И смаилизм (араб. الإسماعيلية‎ — al-Ismā‘īliyya, перс. اسماعیلیان‎ — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионо в.Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году.

В 760 году Джафар ас-Садик, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата. Ряд специалистов полагает, что причиной передачи права наследования имамата младшему сыну, являлось то, что Исмаил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя направлениями ислама, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же, вокруг Исмаила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов. Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исмаила надежды на существенные перемены в социально-политической жизни шиитских общин.

Пытаясь обосновать свои взгляды, исмаилиты создали изощренное религиозно-философское учение в духе восточных гностиков. Согласно этой системе, все в мире существует в двух планах: явном, поверхностном, и тайном, глубинном. То же самое относится и к Корану. Есть его внешняя, открытая для всех сторона – захир , а есть некая скрытая суть, доступная только знающим и посвященным в тайны – батин.

Здесь как видно, есть и священная семерка, как число пророков. Семь, и не более того.

После падения Фатимидского халифата в XI веке центр исмаилитов переместился из Египта в Сирию, а затем в Персию. Но центр общины исмаилитов в Персии, Аламут, пал в XIII веке в результате нашествия монгольских завоевателей.

После этого исмаилиты осели разрозненными общинами в разных странах, преимущественно в Персии и Центральной Азии, например, в Горном Бадахшане, афганских провинциях Бадахшан и Баглан, а также в Сирии, Индии, Израиле и других странах. В 1830 году Ага Хасану Али Шаху, 46-му имаму исмаилитов, шахом Персии был дарован почетный наследный титул Ага Хана.

По учению исмаилитов, после эры пророков наступила эпоха имамов. Они хранят и истолковывают истину, открытую натиками и разъясненную самитами. Имамов тоже шесть. Последний, седьмой имам будет в то же время и седьмым пророком , он объединит в себе и натика, и самита, и пророка, а имя ему – Мухаммед. Это и будет махди, мессия, спаситель мира. Это гностицизм в мусульманском обличье, имевший тот же дух и ту же головокружительную широту, которая стала притягательной для его приверженцев. Исмаилиты создали внутреннюю иерархию, где неофит постепенно поднимался по ступеням посвящений, получая все более глубокие и сакральные знания, в том числе самое главное – имя и местонахождение скрытого имама. И этот таинственный имам, таящийся где-то до времени, но готовый в любой момент выйти из неведомого места и перевернуть весь мир, придавал жизни исмаилитов ту предапокалиптическую остроту, которая делала их учение таким живым и притягательным.

подписывайтесь на мой канал

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Исмаилиты , или ismâ`îlisme является общим шииты , как представляется , VIII - го века. Его членов называют исмаилитами , исмаилиенами (по- арабски : اسماعيلي , исмаили ). Его название происходит от седьмого имама шиизма Исмаила бен Джафара . Исмаилизм не является специфически персидским, арабским или индийским; она имеет долгую историю, сложную и далеко не унифицированы, она разделена на несколько ветвей ( mubârakiyya , khattâbiyya , qarmates , друзы , мусталиты , Низари , deptimain ).

Последователей исмаилизма называют исмаилитами или исмаилитами ; их не следует путать с измаильтянами, потомками Измаила , пророка ислама и библейского патриарха .

Исмаилизм имеет сходство с суннизмом. Более того, из-за своего эзотеризма исмаилизм квалифицируется как батинийа .

Резюме

Столп исмаилитского ислама

Однако некоторые рассматривают только шесть столпов, за исключением верности имамам и джихаду.

История

Истоки исмаилизма восходят к смерти шестого шиитского имама Джафара ас-Садика в 765 году , преемника Али ибн Аби Талиба . Таким образом, прото-исмаилиты появляется VIII - го века.

В Mu`tazilites основал первую школу рационалистической теологии в исламе; очень быстро она становится основной школой интеллектуальной элиты второго века хиджры . Многих шиитов привлекает рационалистическая теология мутазилитов. Это интеллектуальное и политическое распространение ускорилось и углубилось во втором веке хиджры. Династия Аббасидов занимается переводом греческой философии и науки , персидской литературы и мудрости , способствуя распространению и развитию интеллектуальных знаний.

Длительный имамат Джафара ас-Садика (34 года) - это период потрясений для шиитских имамов. Как и его предшественники, он не предпринимает никаких политических действий. На уровне доктрины это, вероятно, служит шиизму, который переживает этот трудный период с учением и благоразумием имама Джафара ас-Садика.

Происхождение исмаилизма

  • Twelver скажем qu'Ismâ`îl умер раньше своего отца, и в смерти Джафара аль-Садыка, имамат был переведен Муса аль-Казим , младший брат Исмаила;
  • Большинство исмаилитов, в mubarakiyya, утверждают , что, если Ismâ`îl умер задолго до его отца, то имамат был автоматически переведен на сына Исмаила, Мухаммеда ибн Исмаила , так как Ismâ`îl никогда не назначен Муса аль-Казим , как преемник. Хотя некоторые утверждают, что известие о смерти Исмаила является уловкой Джафара ас-Садика, чтобы защитить своего старшего, но на самом деле Исмаил пережил своего отца и действительно стал имамом;

«Имам является продолжателем пророчества, и его передача осуществляется по четкому поручению от старого к новому имаму. Если Исмаил получил это двойное материальное и духовное наследство от своего отца, то только он и только он может передать его своему потомству. Законный имам - Мухаммад, сын Исмаила, а не Муса аль-Казим. "

Мухаммад ибн Исмаил был скрыт от глаз мира, а также его четыре потомка, чтобы не вызвать гнев халифа Аббасидов, поскольку последний знал, что Исмаил был назначенным имамом. Их называют скрытыми имамами .

Концепция имамата начала формулироваться, и основные черты этого все еще зарождающегося института обрели форму и стали центральной темой, усиленной Имамом Джафаром ас-Садиком. Трудно объяснить такое распространение идей, которые придавали политике и теологии такое же значение, как и метафизике.

Фатимидский период (882-1171 гг.)

С 1060 года территория Фатимидов была сокращена до Египта. В 1077 году королевство кварматистов исчезло после поражения от коалиции вождей арабских племен.

После смерти последнего Фатимидов халифа аль-Адид , то 13 сентября 1171 г. , Салах аль-Дин присоединит халифат к Багдаду, тем самым вернув его к суннизму.


Реформатский исмаилизм Аламута

Во времена Фатимидского халифата исмаилиты узнают о новом разрыве в 1094 году со смертью халифа Аль-Мустансира Биллаха, который передал владение имаматом своего старшего сына Низара своему младшему Мостали . После его смерти некоторые из них приняли верность Мостали, именно они продолжили дават Фатимидов, другие остались верны имаму Низару. Этот раскол породит две соперничающие группы: низарийа и муста'лийа .

Тогда дело имама Низара нашло защитника в лице Хасана ибн ас-Саббаха, который организовал знаменитые исмаилитские командования в Иране и, в частности, крепость Аламут в горах к юго-западу от Каспийского моря . Рамадан 17 559 ( 8 августа 1164 г. ) Имам Хасан II , новый Великий Магистр Низаритских Исмаилитов, провозгласил Великое Воскресение ( Киямат аль-Киямат ) перед всеми последователями, собравшимися на высокой террасе Аламута, то есть наступление чистого ислама, духовного, свободного от любого законнический дух.

Когда крепость Аламут была разрушена монголами в 1256 году, реформатский исмаилизм Аламута ушел в подполье под покровом суфизма .

Последователи реформированного исмаилизма Аламута, которых сегодня в Индии называют ходжами, признают Ага-хана своим лидером .

Богословие

Исмаилиты исповедуют сложный гнозис под влиянием неоплатоников и различных традиций богооткровенных религий. С самого начала они отличались особым подходом к религии. Для них ислам содержит два дополнительных принципа: один экзотерический ( захир ), представленный Мухаммадом и шариатом (религиозным законом), другой эзотерический ( батин ), переданный в духовной экзегезе имама того времени ( имама ал- заман ). Только имамы являются хранителями этого знания ( илм ), которое они получают напрямую ( таид ) от Бога и которое подобно пророческой мудрости. Таким образом, исмаилиты являются адептами аллегорической интерпретации текстов, которые должны вести верующих к познанию высшей Истины, которое постепенно разворачивается в последовательные слои. Их доктрина восходит к шиизму во многих его аспектах, но отличается от него в некоторых моментах.

Чтобы сохранить безопасность и неприкосновенность преданных, была использована техника сокрытия такийа .

В Аламут , в низариты будет реформировать исмаилизм, окончательно отказавшись от исламских ритуальных предписаний , чтобы сосредоточиться исключительно на эзотерической стороне своей веры.

Установление 1-го шиитского халифата стало вызовом авторитету аббасидских халифов, офиц. представителей суннитского ислама, и взглядам суннитских ученых, определявших суннизм как единственно верное толкование ислама. В 969 г. Фатимиды покорили Египет и перенесли столицу халифата в основанный ими Каир. Фатимидам удалось включить в состав халифата страны от Магриба до Хиджаза, Палестины и Сирии и на один год (1058/59) взять под контроль Багдад, столицу Аббасидов.

В 1094 г., после смерти халифа аль-Мустансира, И. раскололись на сторонников его старшего сына Низара (низаритов) и младшего сына Мустали (мусталитов), к-рый был признан очередным халифом. Низар поднял восстание в Александрии, но был схвачен и казнен в 1095 г. Низариты стали преобладающим направлением среди И. Ирана и стран арабского Машрика, а мусталиты - в Сев. Африке, включая Египет, и др. странах, подчиненных Фатимидам. С кон. XI в. отмечается постепенный упадок Фатимидского халифата. Все поздние халифы были, как правило, марионетками в руках везиров, последний из к-рых, Салах-ад-Дин, в 1171 г. упразднил власть Фатимидов.

На севере Ирана в 1090 г. низаритский проповедник даи Хасан ибн ас-Саббах (1055-1124) создал гос-во с центром в горной крепости Аламут. В качестве религ. языка И. Ирана Хасан ибн ас-Саббах утвердил персидский, а не арабский, что стало 1-м подобным прецедентом для столь значительной мусульм. общины. На протяжении аламутского и более поздних периодов низариты Ирана, Афганистана и Ср. Азии создавали свою лит-ру исключительно на персид. языке.

После провозглашения в 1501 г. имамитской ветви шиизма гос. религией гос-ва Сефевидов для И. Ирана сложились более благоприятные условия. Тем не менее при ранних Сефевидах низариты подвергались преследованиям. Чтобы избежать казни, низаритский имам Шах-Тахир аль-Хусайни был вынужден в 1520 г. покинуть Иран и поселиться в Индии. Низаритские имамы восстановили центр имамата в Анджудане (Энджедане, Центр. Иран), в кон. XVII - нач. XVIII в. перенесли его в сел. Кахак (Кохек) ( Дафтари. 2004. С. 200). Низаритам Ирана удалось возобновить связи с общинами в др. странах. Особый успех проповедь низаритов имела в Индии (Синде и Гуджарате).

Несмотря на то что в Иране сохранилась одна из самых крупных общин И.-низаритов, там не существует исмаилитского совета. Ага-хан IV возложил руководство исмаилитской общиной Ирана на 2 комитета, находящиеся в Тегеране и Мешхеде (с 1973). Члены комитетов назначаются имамом из числа кандидатов, выдвигаемых низаритской общиной. Контроль за их деятельностью осуществляет имам. И.-низариты Ирана сохранили традиционную общинную организацию. По различным подсчетам, в Иране проживает свыше 100 тыс. И.-низаритов. Ок. половины живет в остане (пров.) Хорасан, в юж. районах и в городах Каэн, Бирдженд, Моменабад, Несрабад, Моздаб, в сел. Хошк.

Одной из самых многочисленных является исмаилитская община Афганистана, в свою очередь разделенная на 2 крупные группы: исмаилитов-хазарейцев, возглавляемых наследственным пиром Сеидом Насир-шахом Нодири, и исмаилитов афганского Бадахшана (Дарваз, Шигнан, Ишкашим, Вахан), к-рыми руководят многочисленные наследственные пиры и халифы (заместители пира).

И.-хазарейцы в основном проживают в Хазараджате, в районе Доши пров. Баглан, а также в Кабуле. Общину на протяжении 2 веков возглавляют представители рода сеидов Кайани. Первым офиц. главой общины из этого рода стал Абдул-шах Хади. В 30-х гг. XIX в. он получил от имама И.-низаритов Ага-хана I фирман (указ) о назначении пиром И.-хазарейцев Афганистана. В эпоху правления Хафизуллы Амина И.-хазарейцы подвергались репрессиям. При Бабраке Кармале (1979-1986) и Наджибулле (1986-1992) пиры Кайани стремились не участвовать в гражданской войне. Сеиду Мансуру Нодири удалось установить хорошие отношения с кабульским режимом и с нек-рыми лидерами оппозиции (Бурхануддином Раббани, Ахмад-шахом Масудом и др.), обезопасив границы компактного проживания И.-хазарейцев в пров. Баглан. Он создал там собственную администрацию, сформировал вооруженные отряды и организовал сеть торговых и финансовых учреждений. Когда талибы захватили власть в Кабуле в 1996 г., руководство И.-хазарейцев вошло в антиталибский альянс. Из-за преследований со стороны талибов Сеид Мансур Нодири и некоторые др. руководители И. были вынуждены эмигрировать из страны.

Вторая самостоятельная группа И.-низаритов Афганистана проживает в пров. Бадахшан. Она управляется местными пирами, к-рые, как правило, передают свой пост по наследству. Каждый пир в зависимости от количества дворов, входящих в его паству, имеет определенное количество халифов, к-рые занимаются сбором закята (обязательного налога на имущество и доходы, идущего на нужды общины) и следят за соблюдением традиц. обрядов и обычаев. Летом 2002 г. Ага-хан IV издал фирман, призывающий упразднить функции пиров как наследственных лидеров местного исмаилизма.

Значительное количество И.-низаритов проживает в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. К нач. 30-х гг. XX в. религ. лидеры таджик. И. были репрессированы или бежали за границу. В 1936 г. Правительство СССР приняло решение о закрытии границы с Афганистаном, что отрицательно сказалось на связях местных И. с единоверцами за рубежом, восстановленных только после распада СССР. С кон. XX в. в ГБАО ведет активную деятельность Фонд Ага-хана.

В религиозно-философской доктрине И.

Читайте также: