Римское право в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Знакомясь с анонсом данного мероприятия, я пришла к следующему выводу. Как представляется, тема круглого стола сформулирована удачно, поскольку в теме ставится лишь вопрос о месте и роли римского права в системе теоретических основ современной юриспруденции, но ответ на этот вопрос остаётся дискуссионным. Что касается темы доклада уважаемого доктора философских наук, профессора Игоря Дмитриевича Невважая, то согласиться с такой постановкой вопроса не могу. Игорь Дмитриевич уже в теме своего доклада утверждает, что римское право является теоретической основой юридической науки. Но так ли это? Во всяком случае, относительно российской современной юриспруденции это вряд ли можно признать правильным.

Во-первых, если и говорить о какой-то значимой роли римского права в системе теоретических основ современной юриспруденции, то следует вести речь только о римском частном праве, поскольку современная теория публичного права далека от римского публичного права.

Во-вторых, безусловно, римские юристы внесли несомненный вклад в развитие юридической доктрины частного права, обозначив очень многие институты, теоретические юридические конструкции которых разработали уже последующие поколения учёных юристов. Неслучайно, римское право базируется не на теоретических постулатах, а на каузальной деятельности римских юристов, что, собственно, и является наиболее привлекательным для современных юристов в римском праве. Из всей кодификации Юстиниана именно Дигесты наиболее значимы для развития современной юридической науки и для формирования юридического мышления будущих практических юристов.

Римским юристам не было знакомо понятие субъективных прав, правоотношений, юридических лиц и т.д. Римские юристы не создали теории права. Вот почему невозможно настолько переоценивать роль римского права в создании теоретических основ современной юриспруденции, признавая римское право такой теоретической основой. Попробую пояснить это на конкретных примерах.

Российская юридическая наука представляет право в двуликом обличии – как право объективное (предписания норм права) и право субъективное как права и обязанности в правоотношении. Правоотношения являются важнейшим элементом в механизме правового регулирования, понятия которого тоже не знали римские юристы. Подобно этому санкции в праве также двулики. В объективном праве – это часть правовой нормы, устанавливающая последствия неисполнения (карательные или восстановительные санкции) или исполнения (поощрительные санкции) предписаний правовых норм. В субъективном праве – это правовые средства охранительного воздействия, применяемые компетентными органами в правоотношении. Такие средства включают в себя, в первую очередь, меры защиты и меры ответственности. Иногда эти меры совпадают. В таком случае их различие строится лишь на функциональном уровне, в зависимости от того, чьи интересы являются объектом направленности этих мер – правонарушителя или потерпевшего. Однако существуют и такие меры защиты в тесном смысле слова, которые направлены исключительно на защиту интересов стороны в правоотношении и никак не могут считаться мерами ответственности.

Объединение этих двух различных представлений о праве даёт юридическая конструкция механизма правового регулирования, в которой воплощается жизнь права, его функционирование. Ведь сами по себе законы мертвы, если не воплощаются (не функционируют) в жизни общества через систему правоотношений. Это определяет состав механизма правового регулирования, включающего нормы права, правоотношения и индивидуальные акты применения правовых норм (в том числе и санкции) как основные компоненты механизма[1].

Римские юристы не выработали понятия субъективных прав, юридических фактов. Им не было знакомо понятие механизма правового регулирования, что на сегодняшний день является основными юридическими конструкциями, входящими в теоретическую основу современной юриспруденции.

Основное назначение права в обществе – регулирование общественных отношений: их организация и охрана. В связи с этим в теории права различают организационную и охранительную функцию права. Эти функции находят специфическое воплощение в отраслевых функциях права. Представляется, что в зависимости от степени вмешательства права и самих участников правоотношений в правовом регулировании следует особо выделить функцию саморегулирования, свойственную частноправовым отраслям. Эта функция осуществляется в рамках, предписанных нормами объективного права, однако основную роль здесь выполняют сами участники правоотношений.

Ещё одна проблема возникает в процессе правового регулирования общественных отношений в той или иной стране, а именно, какие правовые системы регулируют общественные отношения на территории конкретного государства, иными словами, включает ли правовая система государств только национальное право. Объектом нашего анализа является правовая система Российской Федерации. Здесь высказывания римских юристов и последующие научные интерпретации римского права дают нам больше материала для понимания места и роли римского права в системе теоретических основ современной юриспруденции.

Ограничивается ли правовая система России только российским национальным правом?

Естественно, что в правовую систему России, прежде всего, входит российское национальное право.

Таким образом, в нормативную правовую систему РФ включаются нормы международного права, национальные правовые нормы и нормы права иностранных государств в соответствии с национальными и унифицированными коллизионными нормами. В последнем случае приоритет в силу оговорки о публичном порядке (ст. 1193 ГК РФ, ст. 167 СК РФ) отдаётся российскому праву.

В российской юриспруденции применяется ещё одно понятие – система права как структура расположения отраслей и отдельных институтов по отраслям. Система российского права представляет собой совокупность отраслей права, в свою очередь содержащие отраслевые системы права. Например, система российского гражданского права включает общие положения, вещное право, обязательственное право, наследственное право. Гражданское право РФ структурировано по пандектной системе, тогда как система римского права представляет собой институционную систему.

А теперь обратимся к высказываниям римских юристов по этим проблемам.

В первом предложении этого высказывания Ульпиана речь идёт о системе публичного права, его основных подразделов. Что касается второго предложения, то речь идёт уже не о системе римского частного права, а о различных правовых системах, которые параллельно действовали в Римском государстве на протяжении столетий, выполняя при этом различные функции и охватывая различные слои населения.

Нетрудно заметить, что здесь речь идёт о правовых системах Римского государства. Вывод: в Римском государстве действовали цивильное право (ius civile), преторское право (ius pretorium), право народов (ius gentium), естественное право (ius naturale).

Цивильное право представляло собой национальную систему права, древнее право Римской городской общины. Преторское право – более поздняя система римского права, призванное распространить предписания цивильного права на всё население Римского государства.

Цивильное и преторское право – это исторические системы норм римского частного права. нетрудно заметить существование исторических периодов развития римского права: архаическое римское право или древнейшее римское право; предклассическое, классическое, постклассическое, право Юстиниана. Следует заметить, что не все авторы так детально определяют исторические периоды в развитии римского права.

Право народов – то, которым пользуется всё человечество. Нетрудно заметить в этой правовой системе зачатки современного международного права, его основных принципов (справедливость, добросовестность и разумность) и общепризнанных международных норм права.

Менее всего ясно понятие естественного права. Понятие естественного права у разных римских юристов различно: Павел определял естественное право как то, что всегда справедливое и доброе. Ульпиан – как то, которому природа научила всё живое, как людей, так и животных, птиц и рыб; Гай отождествлял его с правом народов и определял как право, которое естественный разум установил между всеми людьми, как будто бы отождествляя право народов с естественным правом.

Право народов и естественное право.

А теперь обратимся к понятию системы права.

Подведём некоторые итоги. Римское право, бесспорно, является богатейшим юридическим материалом, на базе которого последующими поколениями юристов создавалась теоретическая основа современной юриспруденции, но как раз в теории права римские юристы не были столь успешны и последовательны, как современные юристы. Именно поэтому, отмечая значительную роль римского права для создания законченной теоретической основы современной юриспруденции, мы не можем отвести ему роль её теоретической основы. Очевидно, эта тема неисчерпаема, её невозможно раскрыть в кратком выступлении. Спасибо за внимание.

[1] Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

[2] Хрестоматия по римскому праву: учебное пособие /сост.: М.А. Акимова, И.П. Кожокарь, В.А. Леус. Саратов, 2017. С. 22.

[3] Дигесты Юстиниана /перевод с латинского; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.,2000. С. 87.

Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья — всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право

Римское право — это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами — правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства

Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб — не владеет. В этом — основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда (статья 37):

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу гражданину. То есть — Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча давалась определенная награда. Уж какую форму принимала награда — миску похлебки или большое количество напечатанных цветных фунтиков — фантиков — это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Патриции и плебеи

Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты — это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю — патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium — право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:

  • Патриции, обладающие всеми правами по рождению;
  • Плебеи, чьи права ограничены и описаны в специальных законах.

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения:

Вчитайтесь в Конституцию РФ (статья 17):

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть — патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть — ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого — плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим — это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и — впоследствии — империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя — Imperium Romanum
Известна также как:

  • Византийская империя,
  • Ромейская Империя,
  • Васили́я Роме́он,
  • Романия,
  • Греческое царство.

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя — Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх — Drittes Reich, буквально — Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом — Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере — Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:

Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:

4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали — Романовы (Римские, от Рома-Рим).

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский — это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципахрабовладения.

Символика

Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции, которые дали название фашистскому движению:
— Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista)

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей. Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности — на барельефе Исаакиевского собора.

То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить — насколько он преуспел в этом.

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента.

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же — лабрис. Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:

  • LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба.
  • LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы — символ правосудия.
  • LiBRa, мера веса — римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации.
  • LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев.
  • LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, — Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй — к свободнорожденным патрициям.
  • LaBoR, труд и прочая, и прочая…

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова:
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos, “bundle”)…

Факелос. По древнегречески — ФАКЕЛОС. Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty — статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции — это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу — широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты — рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат — выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов — соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов — можете не сомневаться, применяется Римское право.

Подданство и гражданство

Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае — рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно — переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию — Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть — сменить хозяина.

Еще раз — раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:

Что такое государство

И снова глупый вопрос — что такое государство?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также — первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права — никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Учитывая, что граждане рабы — это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Читайте также: