Резолюция о федеральных учреждениях российской республики кратко

Обновлено: 02.07.2024

В принятой III Всероссийским съездом Советов резолюции “ О федеральных учреждениях Российской Республики” уточнялись формы установления отношений между центральной властью и будущими республиками, определялись высшие органы власти и их функции, устанавливалась компетенция местных органов власти.

Структура высшей государственной власти определялась в резолюции следующим образом:

а) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, созываемый не реже одного раза в три месяца;

б) избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), являющийся верховным органом власти в периоды между съездами;

в) избираемые ВЦИК правительство федерации—Совет Народных Комиссаров (СНК).

Все местные дела должны были решаться исключительно местными Советами. При этом за верховной властью признавались право регулирования отношений между Советами и решение возникающих между ними разногласий, а также проведение мероприятий, осуществляемых лишь в общегосударственном масштабе, не нарушавших при этом прав отдельных, вступающих в федерацию национальных республик.

В седьмом пункте резолюции съезд поручил ВЦИК разработку основных положений Конституции Российской Федеративной Республики для внесения их на следующий съезд Советов.

Резолюция, как и Декларация, оставляла открытым вопрос о конкретных формах федерации—автономия или какая–то иная форма объединения.

Таким образом, III Всероссийский съезд Советов законодательно закрепил систему советов как организацию власти и федерацию национальных республик как систему государственного устройства. Съезд полностью одобрил деятельность советской власти по основным вопросам внутренней и внешней политики, наметил пути дальнейшего развития советского государства и решения сложнейших вопросов национального и государственного характера.

38 Правовая политика Советского государства (1917-1920 г.).

38.1. Национализация средств производства.

Октябрьская революция произвела коренные изменения в социальном строе России. Генеральная их линия означала переход от прежней общественно–экономической формации к новой—социалистической. Коммунистическая партия, придя к власти, стала незамедлительно осуществлять свою программу, проводить в жизнь идеи Маркса и Ленина о переходе к социализму. Исходя из этого учения следовало обобществить средства производства, сделать их собственностью трудящихся, народа, его государства.

Обобществление средств производства проводилось в первую очередь путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность государства.

Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян. Национализация удовлетворяла вековые чаяния крестьян о землице, облегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла ее обороноспособность. Однако со временем в психологии пользователей земли сложилось отношение к ней как к вещи ничтожной, с которой можно обращаться безжалостно и бесхозяйственно.

Обобществление средств производства в деревне уже в первый послереволюционный период пошло и по линии производственного кооперирования. Наиболее распространенной формой колхозов в это время были коммуны.

Труднее происходило обобществление средств производства в городах. Однако переходный период к национализации промышленности оказался довольно коротким. Этот процесс развернулся уже в конце 1917 г. Самой первой была национализирована Липинская мануфактура близ подмосковного города Орехово-Зуево.

На первом этапе (осень 1917 г.–весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных, так и местных.

С весны 1918 г. начался второй этап—национализации не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности.

Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Уже в первый период существования Советского государства были национализированы и другие объекты—частные бани, железные дороги и пр.

Социалистический сектор с самого начала пополнился и таким имуществом, которое перешло Советскому государству, так сказать, в виде трофея революции. Оно стало правопреемником прежнего, получив в свою собственность казенные промышленные предприятия и землю, государственный банк, казенные железные дороги.

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдитирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.

В принятой III Всероссийским съездом Советов резолюции “ О федеральных учреждениях Российской Республики” уточнялись формы установления отношений между центральной властью и будущими республиками, определялись высшие органы власти и их функции, устанавливалась компетенция местных органов власти.

Структура высшей государственной власти определялась в резолюции следующим образом:

а) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, созываемый не реже одного раза в три месяца;

б) избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), являющийся верховным органом власти в периоды между съездами;

в) избираемые ВЦИК правительство федерации—Совет Народных Комиссаров (СНК).

Все местные дела должны были решаться исключительно местными Советами. При этом за верховной властью признавались право регулирования отношений между Советами и решение возникающих между ними разногласий, а также проведение мероприятий, осуществляемых лишь в общегосударственном масштабе, не нарушавших при этом прав отдельных, вступающих в федерацию национальных республик.

В седьмом пункте резолюции съезд поручил ВЦИК разработку основных положений Конституции Российской Федеративной Республики для внесения их на следующий съезд Советов.

Резолюция, как и Декларация, оставляла открытым вопрос о конкретных формах федерации—автономия или какая–то иная форма объединения.

Таким образом, III Всероссийский съезд Советов законодательно закрепил систему советов как организацию власти и федерацию национальных республик как систему государственного устройства. Съезд полностью одобрил деятельность советской власти по основным вопросам внутренней и внешней политики, наметил пути дальнейшего развития советского государства и решения сложнейших вопросов национального и государственного характера.

Правовая политика Советского государства (1917-1920 г.).

Национализация средств производства.

Октябрьская революция произвела коренные изменения в социальном строе России. Генеральная их линия означала переход от прежней общественно–экономической формации к новой—социалистической. Коммунистическая партия, придя к власти, стала незамедлительно осуществлять свою программу, проводить в жизнь идеи Маркса и Ленина о переходе к социализму. Исходя из этого учения следовало обобществить средства производства, сделать их собственностью трудящихся, народа, его государства.

Обобществление средств производства проводилось в первую очередь путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность государства.

Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян. Национализация удовлетворяла вековые чаяния крестьян о землице, облегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла ее обороноспособность. Однако со временем в психологии пользователей земли сложилось отношение к ней как к вещи ничтожной, с которой можно обращаться безжалостно и бесхозяйственно.

Обобществление средств производства в деревне уже в первый послереволюционный период пошло и по линии производственного кооперирования. Наиболее распространенной формой колхозов в это время были коммуны.

Труднее происходило обобществление средств производства в городах. Однако переходный период к национализации промышленности оказался довольно коротким. Этот процесс развернулся уже в конце 1917 г. Самой первой была национализирована Липинская мануфактура близ подмосковного города Орехово-Зуево.

На первом этапе (осень 1917 г.–весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных, так и местных.

С весны 1918 г. начался второй этап—национализации не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности.

Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Уже в первый период существования Советского государства были национализированы и другие объекты—частные бани, железные дороги и пр.

Социалистический сектор с самого начала пополнился и таким имуществом, которое перешло Советскому государству, так сказать, в виде трофея революции. Оно стало правопреемником прежнего, получив в свою собственность казенные промышленные предприятия и землю, государственный банк, казенные железные дороги.

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдитирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.

Рабочий контроль.

Сложное капиталистическое хозяйство нельзя было одним махом сделать социалистическим. Чтобы овладеть производством, рабочим нужно было научиться им управлять. Поэтому национализация проходила постепенно и поэтапно. Переходной ступенью к национализации стал рабочий контроль. Этот институт родился еще до Октября, вскоре после Февральской революции, и имел своей целью, прежде всего контроль над деятельностью предпринимателей в интересах правильного и разумного ведения производства. В декабре 1917 г. ВЦИК объявил рабочий контроль государственным институтом. Он сыграл большую роль в деле борьбы с саботажем предпринимателей. Одновременно органы рабочего контроля выполняли и еще одну важную функцию—они учили рабочих управлять производством.

Рабочий контроль осуществлялся фабрично–заводскими комитетами и устанавливался на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались Советы рабочего контроля, центральным органом становился Всероссийский Совет рабочего контроля. Органы рабочего контроля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, контролировать деловую переписку и документацию. Решение органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий, обжаловать их можно было только в вышестоящих органах рабочего контроля.

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и сол­датских депутатов открылся. На нем представлено гро­мадное большинство Советов. На съезде присутствует и ряд делегатов от крестьянских Советов. Полномочия соглашательского Центрального Исполнительного Коми­тета окончились. Опираясь на волю громадного боль­шинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на со­вершившееся в Петрограде победоносное восстание ра­бочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки.

Временное правительство низложено. Большинство членов Временного правительства уже арестовано.

Советская власть предложит немедленный демокра­тический мир всем народам и немедленное перемирие на всех фронтах. Она обеспечит 2 безвозмездную пере­дачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов, отстоит права солдата, проведя полную демократизацию армии, уста­новит рабочий контроль над производством, обеспечит своевременный созыв Учредительного собрания, озабо­тится доставкой хлеба в города и предметов первой необходимости в деревню, обеспечит всем нациям, насе­ляющим Россию, подлинное право на самоопределение.

Съезд постановляет: вся власть на местах переходит кСоветам рабочих, солдатских и крестьянских депута­тов, которые и должны обеспечить подлинный революци­онный порядок.

Съезд призывает солдат в окопах к бдительности и стойкости. Съезд Советов уверен, что революционная армия сумеет защитить революцию от всяких посяга­тельств империализма, пока новое Правительство не добьется заключения демократического мира, который оно непосредственно предложит всем народам. Новое Правительство примет все меры к тому, чтобы обеспе­чить революционную армию всем необходимым, путем решительной политики реквизиций и обложения имущих классов, а также улучшит положение солдатских семей.

Корниловцы — Керенский, Каледин и другие — дела­ют попытки вести войска на Петроград. Несколько отря­дов, обманным путем двинутых Керенским, перешли на сторону восставшего народа.

Солдаты, окажите активное противо­действие корниловцу Керенскому! Будь­те настороже!

Железнодорожники, останавливайте все эшелоны, посылаемые Керенским на Петроград!

Солдаты, рабочие, служащие — в ваших руках судьба революции и судьба демо­кратического мира!

Да здравствует революция!

Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Делегаты от крестьянских Советов.

Декреты Советской власти, М., 1957, т. 1, с. 8—9.

2* Декрет Совета Народных Комиссаров о печати

27 октября (9 ноября) 1917 г.

В тяжкий решительный час переворота и дней, не­посредственно за ним следующих, Временный революци­онный комитет вынужден был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных оттен­ков."

Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая социалистическая власть нарушила, таким образом, основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати.

Рабочее и Крестьянское правительство обращает внимание населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную до­лю прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс.

Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в кри­тический момент, когда новая власть, власть 2 рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы. Вот почему и были приняты временные и экстренные меры для 3 пресечения потока грязи и кле­веты, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса.

Как только новый порядок упрочится,— всякие адми­нистративные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широко­му и прогрессивному в этом отношении закону.




Считаясь, однако с тем, что стеснение печати, даже в критические моменты, допустимо только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:

Общее положение о печати

1) Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) при­зывающие к открытому сопротивлению или неповинове­нию Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сею­щие смуту путем явно клеветнического извращения фак­тов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно наказуемого характера.

2) Запрещения органов прессы, временные или по­стоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.

3) Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нор­мальных условий общественной жизни.

Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов (Ленин)

ЦГАОР, ф. 1235, оп. 17, д. 1, л. 9. Копия.

Декреты Советской власти, т. 1, с. 24—25.

3*. Резолюция ВЦИК по вопросу о печати 1

4(17) ноября 1917 г.

Закрытие буржуазных газет вызывалось не только чисто боевыми потребностями в период восстания и по­давления контрреволюционных попыток, но и являлось необходимой переходной мерой для установления ново­го режима в области печати, такого режима, при кото­ром капиталисты — собственники типографий и бумаги не могли бы становиться самодержавными фабриканта­ми общественного мнения.

Дальнейшей мерой должна быть конфискация част­ных типографий и запасов бумаги, передача их в собственность Советской власти в центре и па местах с тем, чтобы партии и группы могли пользоваться технически­ми средствами печатания сообразно своей действитель­ной идейной силе, т. е. пропорционально числу своих сторонников.

Исходя из вышеизложенного, Всероссийский Цент­ральный Исполнительный Комитет категорически отвер­гает 2 всякие предложения, клонящиеся к восстановле­нию старого режима в деле печати, и безоговорочно поддерживает в этом вопросе Совет Народных Комис­саров против претензий и домогательств, продиктован­ных мелкобуржуазными предрассудками пли прямым прислужничеством интересам контрреволюционной бур­жуазии.

4*. Резолюция ВЦИК о праве СНК издавать декреты 3

4(17) ноября 1917 г.

Центральный Исполнительный Комитет по поводу внесенного запроса устанавливает:

1. Советский парламент рабочих масс не может иметь ничего общего по своим методам с буржуазным парламентом, где представлены разные классы с противопо­ложными интересами и где представители правящего класса превращают регламент и наказ в орудие законо­дательной обструкции.

2. Советский парламент не может отказать Совету Народных Комиссаров в праве издавать без предвари­тельного обсуждения Центральным Исполнительным Комитетом неотложные декреты в рамках общей про­граммы Всероссийского съезда Советов.

3. В руках Центрального Исполнительного Комитета сосредоточивается общий контроль над всей деятель­ностью Совета Народных Комиссаров и возможность сменять Правительство или отдельных его членов.

4. Вместе с тем Центральный Исполнительный Ко­митет выражает свое сожаление по поводу того, что представители левых эсеров, из среды которых вышел запрос, не нашли возможным принять на себя прямое участие в Правительстве, а стало быть, и в выработке всех неотложных декретов.

5*. Резолюция III Всероссийского съезда Советов о федеральных учреждениях Российской Республики

15(28) января 1918 г.

1)Российская Социалистическая Советская Респуб­лика учреждается на основе добровольного союза наро­дов России, как федерация советских республик этих народов.

2) Высшим органом власти в пределах федерации является Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Сол­датских и Крестьянских Депутатов, созываемый не ре­же, чем через три месяца.

российским Съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Россий­ской Социалистической Федеративной Советской Респуб­лики.

V Всероссийский Съезд Советов поручает Народному Комиссариату Просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

1*. Обращение Второго Всероссийского съезда Советов

к рабочим, солдатам и крестьянам о победе Октябрьской революции и ее ближайших задачах'

25 октября (7 ноября) 1917 г.

Рабочим, солдатам и крестьянам!

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и сол­датских депутатов открылся. На нем представлено гро­мадное большинство Советов. На съезде присутствует и ряд делегатов от крестьянских Советов. Полномочия соглашательского Центрального Исполнительного Коми­тета окончились. Опираясь на волю громадного боль­шинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на со­вершившееся в Петрограде победоносное восстание ра­бочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки.

Временное правительство низложено. Большинство членов Временного правительства уже арестовано.

Советская власть предложит немедленный демокра­тический мир всем народам и немедленное перемирие на всех фронтах. Она обеспечит 2 безвозмездную пере­дачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов, отстоит права солдата, проведя полную демократизацию армии, уста­новит рабочий контроль над производством, обеспечит своевременный созыв Учредительного собрания, озабо­тится доставкой хлеба в города и предметов первой необходимости в деревню, обеспечит всем нациям, насе­ляющим Россию, подлинное право на самоопределение.

Съезд постановляет: вся власть на местах переходит кСоветам рабочих, солдатских и крестьянских депута­тов, которые и должны обеспечить подлинный революци­онный порядок.

Съезд призывает солдат в окопах к бдительности и стойкости. Съезд Советов уверен, что революционная армия сумеет защитить революцию от всяких посяга­тельств империализма, пока новое Правительство не добьется заключения демократического мира, который оно непосредственно предложит всем народам. Новое Правительство примет все меры к тому, чтобы обеспе­чить революционную армию всем необходимым, путем решительной политики реквизиций и обложения имущих классов, а также улучшит положение солдатских семей.

Корниловцы — Керенский, Каледин и другие — дела­ют попытки вести войска на Петроград. Несколько отря­дов, обманным путем двинутых Керенским, перешли на сторону восставшего народа.

Солдаты, окажите активное противо­действие корниловцу Керенскому! Будь­те настороже!

Железнодорожники, останавливайте все эшелоны, посылаемые Керенским на Петроград!

Солдаты, рабочие, служащие — в ваших руках судьба революции и судьба демо­кратического мира!

Да здравствует революция!

Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Делегаты от крестьянских Советов.

Декреты Советской власти, М., 1957, т. 1, с. 8—9.

2* Декрет Совета Народных Комиссаров о печати

27 октября (9 ноября) 1917 г.

В тяжкий решительный час переворота и дней, не­посредственно за ним следующих, Временный революци­онный комитет вынужден был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных оттен­ков."

Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая социалистическая власть нарушила, таким образом, основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати.

Рабочее и Крестьянское правительство обращает внимание населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную до­лю прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс.

Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в кри­тический момент, когда новая власть, власть 2 рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы. Вот почему и были приняты временные и экстренные меры для 3 пресечения потока грязи и кле­веты, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса.

Как только новый порядок упрочится,— всякие адми­нистративные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широко­му и прогрессивному в этом отношении закону.

Считаясь, однако с тем, что стеснение печати, даже в критические моменты, допустимо только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:

Общее положение о печати

1) Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) при­зывающие к открытому сопротивлению или неповинове­нию Рабочему и Крестьянскому правительству; 2) сею­щие смуту путем явно клеветнического извращения фак­тов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно наказуемого характера.

2) Запрещения органов прессы, временные или по­стоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.

3) Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нор­мальных условий общественной жизни.

Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов (Ленин)

ЦГАОР, ф. 1235, оп. 17, д. 1, л. 9. Копия.

Декреты Советской власти, т. 1, с. 24—25.

3*. Резолюция ВЦИК по вопросу о печати 1

4(17) ноября 1917 г.

Закрытие буржуазных газет вызывалось не только чисто боевыми потребностями в период восстания и по­давления контрреволюционных попыток, но и являлось необходимой переходной мерой для установления ново­го режима в области печати, такого режима, при кото­ром капиталисты — собственники типографий и бумаги не могли бы становиться самодержавными фабриканта­ми общественного мнения.

Дальнейшей мерой должна быть конфискация част­ных типографий и запасов бумаги, передача их в собственность Советской власти в центре и па местах с тем, чтобы партии и группы могли пользоваться технически­ми средствами печатания сообразно своей действитель­ной идейной силе, т. е. пропорционально числу своих сторонников.

Исходя из вышеизложенного, Всероссийский Цент­ральный Исполнительный Комитет категорически отвер­гает 2 всякие предложения, клонящиеся к восстановле­нию старого режима в деле печати, и безоговорочно поддерживает в этом вопросе Совет Народных Комис­саров против претензий и домогательств, продиктован­ных мелкобуржуазными предрассудками пли прямым прислужничеством интересам контрреволюционной бур­жуазии.

4*. Резолюция ВЦИК о праве СНК издавать декреты 3

4(17) ноября 1917 г.

Центральный Исполнительный Комитет по поводу внесенного запроса устанавливает:

1. Советский парламент рабочих масс не может иметь ничего общего по своим методам с буржуазным парламентом, где представлены разные классы с противопо­ложными интересами и где представители правящего класса превращают регламент и наказ в орудие законо­дательной обструкции.

2. Советский парламент не может отказать Совету Народных Комиссаров в праве издавать без предвари­тельного обсуждения Центральным Исполнительным Комитетом неотложные декреты в рамках общей про­граммы Всероссийского съезда Советов.

3. В руках Центрального Исполнительного Комитета сосредоточивается общий контроль над всей деятель­ностью Совета Народных Комиссаров и возможность сменять Правительство или отдельных его членов.

4. Вместе с тем Центральный Исполнительный Ко­митет выражает свое сожаление по поводу того, что представители левых эсеров, из среды которых вышел запрос, не нашли возможным принять на себя прямое участие в Правительстве, а стало быть, и в выработке всех неотложных декретов.

5*. Резолюция III Всероссийского съезда Советов о федеральных учреждениях Российской Республики

15(28) января 1918 г.

1)Российская Социалистическая Советская Респуб­лика учреждается на основе добровольного союза наро­дов России, как федерация советских республик этих народов.

2) Высшим органом власти в пределах федерации является Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Сол­датских и Крестьянских Депутатов, созываемый не ре­же, чем через три месяца.

российским Съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Россий­ской Социалистической Федеративной Советской Респуб­лики.

V Всероссийский Съезд Советов поручает Народному Комиссариату Просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

В принятой III Всероссийским съездом Советов резолюции “ О федеральных учреждениях Российской Республики” уточнялись формы установления отношений между центральной властью и будущими республиками, определялись высшие органы власти и их функции, устанавливалась компетенция местных органов власти.

Структура высшей государственной власти определялась в резолюции следующим образом:

а) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, созываемый не реже одного раза в три месяца;

б) избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), являющийся верховным органом власти в периоды между съездами;

в) избираемые ВЦИК правительство федерации—Совет Народных Комиссаров (СНК).

Все местные дела должны были решаться исключительно местными Советами. При этом за верховной властью признавались право регулирования отношений между Советами и решение возникающих между ними разногласий, а также проведение мероприятий, осуществляемых лишь в общегосударственном масштабе, не нарушавших при этом прав отдельных, вступающих в федерацию национальных республик.

В седьмом пункте резолюции съезд поручил ВЦИК разработку основных положений Конституции Российской Федеративной Республики для внесения их на следующий съезд Советов.

Резолюция, как и Декларация, оставляла открытым вопрос о конкретных формах федерации—автономия или какая–то иная форма объединения.

Таким образом, III Всероссийский съезд Советов законодательно закрепил систему советов как организацию власти и федерацию национальных республик как систему государственного устройства. Съезд полностью одобрил деятельность советской власти по основным вопросам внутренней и внешней политики, наметил пути дальнейшего развития советского государства и решения сложнейших вопросов национального и государственного характера.

Читайте также: