Резервы человеческой психики кратко

Обновлено: 05.07.2024

от франц. reserve — запас, от лат. reservoir — сберегать, сохранять) — в общем случае под резервом понимается запас чего-либо на случай надобности. Применительно к человеку этот термин взят из теории надежности. Резервирование — главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Основными видами резервирования является структурное (наличие дополнительных элементов, которые при необходимости могут заменить основные) и функциональное (наличие определенных функциональных возможностей, при которых система сохраняет работоспособность). Все виды резервирования связаны с введением определенной избыточности. Примером структурного резервирования у человека является, напр., то обстоятельство, что при многомиллиардной избыточности нейронов коры головного мозга одновременно работает лишь их небольшая часть. Функциональное резервирование у человека связано с расширением его функциональных возможностей. При этом могут быть достигнуты поистине фантастические результаты. Напр., космонавт Н. Рукавишников посадил вручную космический корабль в условиях перегрузки, значительно превышающей допустимые нормы. Артист И. Певцов будучи заикой от рождения путем мобилизации своего воображения смог преодолеть этот недуг. Штангист М. Дикуль смог после пятилетней неподвижности из-за травмы спины стать артистом цирка. И хотя эти примеры связаны с расширением возможностей различных функциональных систем организма, их роднит то обстоятельство, что это расширение связано прежде с Р. п. Именно психика управляет всеми процессами в организме, а также нашим поведением и деятельностью. Значение Р. п. очень велико в деятельности человека. Установлено, что оптимальный темп деятельности и количество перерабатываемой информации составляют 65 — 75% возможностей человека. Остальные 25 — 35% резервируются. Это необходимо на случай ошибки в работе и ее исправления, флюктуации (колебания) внимания, непредвиденных обстоятельств. Такой режим деятельности позволяет длительное время сохранять высокую работоспособность. Говоря о Р. п. в деятельности человека, нужно выделить два аспекта. Первый — повышение функциональных (более широко — профессиональных) возможностей есть процесс их структурного резервирования, т. е. того, что принципиально может выполнить человек. Второй — в процессе деятельности эффективное, продуктивное ее выполнение возможно при резервировании наличных функциональных возможностей (текущее резервирование возможностей). И в первом и во втором случаях универсальным критерием резервирования следует считать величину 25 — 35% от максимальных возможностей человека. Важной задачей является нахождение способов активизации Р. п. Общий подход заключается в активности жизненной позиции, в тех целях, которые ставит перед собой человек. Только в преодолении объективных обстоятельств и самого себя раскрываются скрытые возможности человека. В более конкретных случаях речь может идти об умении человека контролировать свое психическое состояние и управлять им (саморегуляция состояния), самореализации и самоактуализации заложенного в каждом человеке потенциала, активном переключении с одного вида деятельности на другой, включении компенсаторных механизмов, использовании аутогенной тренировки и-т. п. (А. Л. Козлова).

РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ (от франц. reserve — запас, от лат. reservoir — сберегать, сохранять) — в общем случае под резервом понимается запас чего-либо на случай надобности. Применительно к человеку этот термин взят из теории надежности. Резервирование — главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Основными видами резервирования является структурное (наличие дополнительных элементов, которые при необходимости могут заменить основные) и функциональное (наличие определенных функциональных возможностей, при которых система сохраняет работоспособность). Все виды резервирования связаны с введением определенной избыточности. Примером структурного резервирования у человека является, напр., то обстоятельство, что при многомиллиардной избыточности нейронов коры головного мозга одновременно работает лишь их небольшая часть. Функциональное резервирование у человека связано с расширением его функциональных возможностей. При этом могут быть достигнуты поистине фантастические результаты. Напр., космонавт Н. Рукавишников посадил вручную космический корабль в условиях перегрузки, значительно превышающей допустимые нормы. Артист И. Певцов будучи заикой от рождения путем мобилизации своего воображения смог преодолеть этот недуг. Штангист М. Дикуль смог после пятилетней неподвижности из-за травмы спины стать артистом цирка. И хотя эти примеры связаны с расширением возможностей различных функциональных систем организма, их роднит то обстоятельство, что это расширение связано прежде с Р. п. Именно психика управляет всеми процессами в организме, а также нашим поведением и деятельностью. Значение Р. п. очень велико в деятельности человека. Установлено, что оптимальный темп деятельности и количество перерабатываемой информации составляют 65 — 75% возможностей человека. Остальные 25 — 35% резервируются. Это необходимо на случай ошибки в работе и ее исправления, флюктуации (колебания) внимания, непредвиденных обстоятельств. Такой режим деятельности позволяет длительное время сохранять высокую работоспособность. Говоря о Р. п. в деятельности человека, нужно выделить два аспекта. Первый — повышение функциональных (более широко — профессиональных) возможностей есть процесс их структурного резервирования, т. е. того, что принципиально может выполнить человек. Второй — в процессе деятельности эффективное, продуктивное ее выполнение возможно при резервировании наличных функциональных возможностей (текущее резервирование возможностей). И в первом и во втором случаях универсальным критерием резервирования следует считать величину 25 — 35% от максимальных возможностей человека. Важной задачей является нахождение способов активизации Р. п. Общий подход заключается в активности жизненной позиции, в тех целях, которые ставит перед собой человек. Только в преодолении объективных обстоятельств и самого себя раскрываются скрытые возможности человека. В более конкретных случаях речь может идти об умении человека контролировать свое психическое состояние и управлять им (саморегуляция состояния), самореализации и самоактуализации заложенного в каждом человеке потенциала, активном переключении с одного вида деятельности на другой, включении компенсаторных механизмов, использовании аутогенной тренировки и-т. п. (А. Л. Козлова).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое "РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ" в других словарях:

УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Способ обучения иностранным языкам, при котором за минимально возможный временной интервал достигается максимально возможный результат; при этом учащиеся не только не испытывают перегрузок в овладении учебным материалом, но… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ — НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ. Содержание: I. Классификация Н. б. и связь с б нями других органов и систем. 569 II. Статистика нервных болезней. 574 III. Этиология. 582 IV. Общие припципы диагностики Н. б. 594 V.… … Большая медицинская энциклопедия

Ста́рость. Старе́ние — Старость, старение. Старость закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма;… … Медицинская энциклопедия

ИНТЕГРАЛЬНАЯ (ПОЛНАЯ) ЙОГА — (или супраментальная йога): учение, принадлежащее в 20 в. йогу и философу Шри Ауробиндо. Он попытался объединить в своей практике элементы многих йог и разрабатывал. четырехсторонний путь: Йога знания для разума, для мудрости, Йога Бхакти для… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Голубев, Анатолий Николаевич — (р. 26.07.1925) спец. по истории рус. филос.; ст. ред. филос. литературы. Род. в Москве. Окончил филос. ф т МГУ (1962) и асп. Ин та нар. хозяйства (1970). С 1962 на ред. работе (1962 1966 ст. ред. ж. "ФН"; 1966 1978 ред. изд. по науч.… … Большая биографическая энциклопедия

Латвийская Советская Социалистическая Республика — (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

Материнство — функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологический (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальный (воспитание ребёнка будущего гражданина своей страны) аспекты. Повсюду в… … Сексологическая энциклопедия

Белкин, Арон Исаакович — Арон Исаакович Белкин Дата рождения: 28 октября 1927(1927 10 28) Дата смерти: 27 апреля 2003(2003 04 27) (75 лет) Страна … Википедия

Психическая атака — Психическая атака[Прим. 1] наступательный тактический приём, при котором атакующая сторона предпринимает фронтальную атаку плотным строем без поддержки авиации и артиллерии и без принятия мер боевого обеспечения, в частности без попыток… … Википедия

Научно-популярное изложение возможностей и закономерностей самоорганизации, самопрограммирования психики, творчества вообще очень широкий круг вопросов (всего по чуть-чуть).

Описание

Наше время, отмеченное огромными социальными изменениями, бурными преобразованиями в области науки и техники, невиданным усложнением условий внешней среды и межличностных отношений, представляет повышенные требования к психике человека, её пластичности и активности.

Краткое содержание

Наше время, отмеченное огромными социальными изменениями, бурными преобразованиями в области науки и техники, невиданным усложнением условий внешней среды и межличностных отношений, представляет повышенные требования к психике человека, её пластичности и активности.

В книге доктора медицинских наук Л. П. Гримака в популярной форме излагаются научные данные, характеризующие возможности и закономерности самоорганизации и самопрограммирования психической деятельности, пути их использования, даются полезные практические рекомендации.

Об авторе

Гримак Леонид Павлович (1931 2008) доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы. Ярчайший представитель российской психотерапии, стоявший у истоков целого ряда медицинских специальностей и научных направлений авиакосмической и экологической медицины, медицины чрезвычайных ситуаций, восстановительной медицины. Русский интеллигент, ученый, врач и целитель, прошедший по этой земле трудным, высоким и радостным путем любви к людям путем Духовной Личности.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Леонид Гримак Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности

Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности: краткое содержание, описание и аннотация

Наше время, отмеченное огромными социальными изменениями, бурными преобразованиями в области науки и техники, невиданным усложнением условий внешней среды и межличностных отношений, предъявляет повышенные требования к психике человека, ее пластичности и активности. В книге доктора медицинских наук, профессора Л . П. Гримака в популярной форме излагаются научные данные, характеризующие возможности и закономерности самоорганизации и самопрограммирования психической деятельности, раскрываются пути их использования, даются полезные практические рекомендации.

Леонид Гримак: другие книги автора

Кто написал Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Леонид Гримак: Общение с собой. Начала психологии активности

Общение с собой. Начала психологии активности

Леонид Гримак: Тайны гипноза. Современный взгляд

Тайны гипноза. Современный взгляд

Леонид Гримак: Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности

Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности

Леонид Гримак: Гипноз и преступность

Гипноз и преступность

Леонид Гримак: Психологическая подготовка парашютиста

Психологическая подготовка парашютиста

Леонид Гримак: Моделирование состояний человека в гипнозе

Моделирование состояний человека в гипнозе

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Леонид Васильев: Таинственные явления человеческой психики

Таинственные явления человеческой психики

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Леонид Гримак: Гипноз и преступность

Гипноз и преступность

Леонид Гримак: Моделирование состояний человека в гипнозе

Моделирование состояний человека в гипнозе

Леонид Гримак: Общение с собой. Начала психологии активности

Общение с собой. Начала психологии активности

Леонид Гримак: Тайны гипноза. Современный взгляд

Тайны гипноза. Современный взгляд

Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Гримак Леонид Павлович

«РЕЗЕРВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ.

Издание второе, дополненное


Фото

В настоящее время значительная часть молодежи уже осознает, что средняя, да и высшая, школа оставляет их в удручающем неведении относительно психологических знаний и психологической культуры. Отсюда чуть ли не каждый серьезный жизненный шаг, а их в юности немало, обнаруживает полное отсутствие навыков самоорганизации и саморегуляции. Этим можно объяснить ту популярность, которой пользуются лекции, посвященные возможностям человеческой психики, публичные демонстрации таких возможностей, не пустуют семинары и кружки, где изучаются прикладные проблемы психологии. Учитывая эту растущую потребность в психологических знаниях, при подготовке настоящего издания книги автор старался усилить в ней материалы, дающие научное обоснование проблем психологии активности человека, показать ее многогранность и разноплановость. Хотелось, кроме того, наглядно показать, что любые явления, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни, имеют и психологический план, осуществляющийся по особым законам, которые нельзя безнаказанно игнорировать. Безусловно, окружающая действительность может способствовать либо, наоборот, препятствовать развитию личности, реализации ею психологической и социальной активности, но заменить личность в осуществлении ею волевого или интеллектуального усилия, морального выбора никто не в состоянии.

Читайте также: