Ресурсы политической власти кратко

Обновлено: 04.07.2024

  1. Власть – это один из серьезнейших способов влияния, которое один человек может оказывать на других, навязывая свою волю, ценности и мировоззрение;
  2. Власть представляет собой достижение определенных целей (в первую очередь связанных с усилением своего влияния на других людей);
  3. Власть как возможность использовать определенные средства для дальнейшего развития и усиления своего влияния;

Власть эквивалентна политической системе. Политическая система обязана быть конструктивной, основываться на принципе созидательности. Это значит, что она должна быть реализована путем гармонизации отношений между людьми, их потребностей и интересов как большинства населения. Тем не менее, политическая система и власть может нести разрушительные последствия, поскольку нередко реализуются вопреки интересам большинства жителей государства. Это ведет к плачевным последствиям, к разделению общества на тех, кто поддерживает текущий политический режим и тех, кто выступает против него.

Основания власти и политической системы

При исследовании власти, политической системы и ее оснований, необходимо иметь в виду социальную сущность власти. Она определяется следующими аспектами: во-первых, политическая система исходит из интересов общества, возникает в нем. Люди осознают, что без контроля за их деятельностью, без властного начала наступит хаос, которую приведет к саморазрушению социальных связей. Во-вторых, политическая система, если она принята большей частью общества, обеспечивает упорядочение интересов населения, регулирует его целостность, а также отношения между отдельными людьми или более широкими социальными группами.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура политической системы включает в себя следующие компоненты:

  1. Источники политической власти – авторитет человека или отдельной социальной группы, сила и престиж, закон, которому он следует. Особую роль играет богатство, личные качества, харизма, умение убеждать, быть услышанным, заинтересовать публику и избирателя;
  2. Основания власти – в первую очередь экономический аспект (ресурсы государственной власти и политической системы), социальные, юридические и правовые основания для совершения деятельности, административно-силовые меры, а также культурные и информационные ресурсы;
  3. Субъекты власти – институты государства (экономические, политические, социальные, духовные, образовательные, трудовые и многие другие), само государство, политическая элита и лидера политических партий и общественных организаций, которые вправе осуществлять власть и решения по будущему страны;
  4. Объекты политической системы – непосредственно индивид как гражданин государства, избиратель. Также объектом становится более обширная социальная группа или класс;
  5. Функции власти, такие, как контроль, руководство, принятие особо важных решений, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества. Также к функциям относится мобилизация, координация, управление и организация различных органов и систем для их целесообразного функционирования и регулирования более узких сфер жизни человека;
  6. Ресурсы власти – насилие, принуждение, убеждение, традиции, правовая составляющая. Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи.

Ресурсы власти и политической системы

Осуществление власти и устойчивость политической системы определяется использованными при этом методами, а также ресурсами. Все ресурсы могут подразделяться по отдельным особым критериям. Одна из первых классификаций ресурсов была предложена Н. Макиавелли. В ее основе лежат мотивы, которые двигают человеком при совершении каких-либо действий и поступков в рамках осуществления своей власти.

Ресурсы, относящиеся конкретно к реализации власти, могут подразделяться по характеру воздействия, а также по своим сферам, на которые они могут беспрепятственно оказать влияние. Соответственно, авторами выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы политической системы.

При использовании нормативных ресурсов политической системы власть и человек, который обладает ею, оказывает особое влияние на мировосприятие личности, на его поведение. Регулируется она посредством социальных норм, которые способны постоянно меняться. Также важную роль играют правила взаимодействия индивидов, поскольку в разных условиях они пользуются совершенно разными средствами для общения и достижения поставленных целей. К ценностям и нормативным ресурсам относятся свобода личности, автономность ее деятельности от деятельности государства, ответственность за совершенные поступки или сказанные слова.

Власть и политическая система могут оказывать влияние на условия существования и жизнедеятельности людей. При этом полностью удовлетворяются их запросы и требования (повышение зарплаты, снижение налогов). Также появляется возможность улучшить условия труда, бытовые условия. Ресурсы такой группы называются утилитарными, направленными на создание благоприятных условий для человека и членов его семьи.

Третий вид ресурсов – принудительные (авторитарные). Человек боится за свою жизнь и жизнь близких, поэтому готов выполнять все условия, которые ставит перед ним политическая система. Сюда входит боязнь насилия, угрозы увольнения или потери собственного имущества.

Политологический словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Наука-Спектр . Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов . 2008 .

Полезное

Смотреть что такое "РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ" в других словарях:

Ресурсы и источники политической власти — Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником… … Политология. Словарь.

Ресурсы — Ресурс Ресурс средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурс (техника) объём работы, на который рассчитывается машина, здание и т. д. После исчерпания ресурса не гарантируется безопасная работа,… … Википедия

ТЕОРИИ ВЛАСТИ — множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно субстанциональные и реляционные. Атрибутивно субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут либо как самодостаточный предмет или вещь . В русле этого … Политология: словарь-справочник

Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Ближний и Средний Восток — обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского … Географическая энциклопедия

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских о вах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав … Географическая энциклопедия

Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика) Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)


↑ Субъекты и объекты власти

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы;
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни.
  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения,
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

↑ Функции власти

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

↑ Источники и ресурсы власти

  • авторитет,
  • сила,
  • закон,
  • богатство,
  • знание,
  • престиж,
  • социальный и политический статус,
  • тайна,
  • интерес и т.д.
  • экономические
  • социальные
  • культурно-информационные, духовно-идеологические
  • силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;
  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

Власть в обществе имеет свои параметры:

– масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;

– время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;

– объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;

– пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует.

Характерные признаки политической власти:

– верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества;

– моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений;

– всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества;

– наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.

Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.

Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.

Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.

Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.

Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.

Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.

Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти.

Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.

Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.

Для демократического общества характерно, что общество может быть и объектом, и субъектом власти. В обществе недемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ – это только объект власти.

Отношение объекта политической власти к ее субъекту может быть различным: от добровольного подчинения до ожесточенного сопротивления. Это зависит от того, какие требования предъявляются объекту, какие методы воздействия. Например, патриархальные традиции формируют покорный, зависимый народ, а традиции демократические – активное в гражданском плане население.

Политологические школы о власти

Политическая наука на протяжении всей истории своего существования пыталась изучить природу власти и представляла различные ее интерпретации.

Марксистская школа (К. Маркс) связывает феномен власти с отношениями собственности и экономическим господством правящего класса. Политическая власть является лишь порождением экономической власти, а государство является институтом экономически господствующего класса, который при помощи государства становится еще и политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Бихевиористская школа (Г. Лассуэлл) трактует власть как особый тип поведения в человеческом обществе: одни должны руководить, направлять, управлять, другие – подчиняться, следовать.

Системная школа (Т. Парсонс, Д. Истон) основывается на понимании власти как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивая таким образом собственную стабильность.

Психологическая школа (З. Фрейд) разделяет взгляды бихевиористов на власть как результат поведения индивидов. Однако акцент делается ими на раскрытии субъективной мотивации подобного поведения, выявлении его источников в сознании и подсознании человека.

Структурно-функционалистская школа (Р. Мертон) характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и подчинения в обществе. В соответствии с этим подходом в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть контролирует ресурсы и средства управления, воздействуя на общество поощрением и наказанием.

Реляционистская школа (М. Вебер) трактует власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать воздействие на других, направлять, изменять, преобразовывать их поведение. При этом Вебер, например, понимает под государством такой политический институт, который претендует на монополию легитимного (законного) насилия. Государство, по Веберу, есть такое отношение господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие как средство управления.

Типология власти

Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.

Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):

– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);

– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.

Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.

Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:

– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);

– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);

– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).

Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.

Типология власти по широте охвата различных структур:

– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;

– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);

– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);

– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).

Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:

– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;

– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;

– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;

– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).

Легитимность власти

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);

– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);

– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.

Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Патриархальные устои рассматриваются как нерушимые, несоблюдение их ведет к применению карательных санкций.

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером являются современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения политических реформ или революционного преобразования общества. История человечества знает множество подобных лидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образ лидера создается не только за счет выдающихся личностных данных, но и формируется целенаправленно аппаратом управления (при помощи СМИ, различных акций и т. д.).

Выделяют три уровня легитимности власти:

– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

Разделение властей

Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.

Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:

– законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.);

– исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например);

– судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).

Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного государства представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания. В Англии в Палату лордов входят пэры наследственные, пожизненные и не передающие титул по наследству, а также представители англиканской церкви.

Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган. В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ, в США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд США.

В Российской Федерации законодательная власть представлена Президентом РФ и Федеральным Собранием (Государственная Дума и Совет Федерации). Функции исполнительной власти выполняет Правительство РФ. Гарантом конституционности деятельности первых двух властей выступает Конституционный Суд РФ.

Читайте также: