Реставрация исаакиевского собора кратко

Обновлено: 18.05.2024

14 ноября 1928 г. собралась комиссия в составе заместителя заведующего государственной реставрационной мастерской П.А. Всеволожского, хранителя и архитектора собора Н.П. Никитина и двух инженеров - Терлецкого и Быкова, чтобыподвести итоги реставрации гранитных полов и ступеней восточного западного и северного портиков.

В ходе проверки провели измерение наклона осей всехколонн портиков и установили, что почти все колонны в той или иноймере отклонились в сторону стен здания - предельная величина отклонения составляла 14—15 сантиметров. Все углы зданиятакже отклонились на 13—14 сантиметров. Было принято решение укрепить гранитные пьедесталы под колоннами, которые имели наибольшееотклонение. После того как были сняты бронзовые базы колонн, оказалось, что часть пьедесталов имеет большие трещины и сколы. Пришлось пьедесталы стянутьжелезными хомутами, а трещины залитьспециальным раствором.

Для предотвращения разрушения колонн собора были изготовлены цилиндрические кольца из специального сталистого железа, которое по своим качествам превосходило обычное Это обошлось в 320 рублей. Проведение сложныхреставрационных работ,вызванных продолжающейся коррозией, потребовало укладки бетонав промежутки между мозаикой и стеной. Работы такого характера проводились вплоть до 1949 г.

В 1929 г. было проведено первое геодезическое исследование Исаакиевского собора под руководством архитектора Н.П.Никитина. В результате удалось установить, что за время своего существования Исаакиевский собор получил неравномерную осадку по оси с юго-востока на северо-запад. Северо-западный угол здания оказался ниже юго-восточного на 47 см. После этого частично была восстановлена мраморная облицовка. Спустя 10 лет, в 1939 г. выйдет монография Н. П. Никитина по истории храма.

Во время Великой Отечественной войны собор значительно пострадал. В послевоенное время вновь проводились ремонтно-реставрационные работы. Сегодня памятник архитектуры является неотъемлемой культурной составляющей Санкт-Петербурга. С 1990 г. в соборе возобновлены церковные службы, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.









Реставрационные работы в Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор является памятником архитектуры федерального значения, всемирно известным объектом культурного наследия.

История реставрации Исаакиевского собора насчитывает 176 лет. Впервые необходимость проведения восстановительных работ в храме возникла ещё в 1841 году, то есть за 17 лет до завершения строительства.

Причинами этого стали, прежде всего, огромный вес храма и его неравномерная осадка, вызванная разновременной постройкой восточной и западной частей здания. Это вызвало различные деформации, отклонение от вертикали колонн портиков, появление трещин в стенах и пилонах, нарушение мраморной облицовки. Всё это требовало проведения длительных и трудоёмких ремонтных и реставрационных работ, которые начались ещё на завершающем этапе строительства собора. Хотя в целом Монферрану удалось устранить эти повреждения, но с тех пор Исаакиевский собор нуждается в постоянном наблюдении и исследовании.

Помимо перечисленных конструктивных особенностей здания ситуацию усугубляет ещё и его местоположение. Исаакиевский собор является единственным в мире памятником подобного масштаба, находящимся за 60-й параллелью, в условиях северного приморского климата, на болотистой почве, в непосредственной близости от водной артерии. С каждым годом усиливается агрессивное техногенное воздействие. Таким образом, памятник находится в чрезвычайно сложных условиях и требует к себе пристального внимания.

Подчеркнём, что художественная и историческая ценность Исаакиевского собора обуславливает высокие требования к тщательности и продуманности его реставрации. Конструкции, фасады и интерьеры здания нуждаются в постоянном наблюдении и непрерывной научной реставрации.

Здесь следует пояснить два принципиально важных тезиса. Первый – об обязательной научной основе реставрации, и второй – о непрерывности реставрационного процесса.

Научная реставрация – это целый комплекс мероприятий, проводимых на основе научных исследований и направленных на сохранение и передачу будущим поколениям культурного наследия. Поэтому реставрацией занимается музей, в состав которого входит научное подразделение, обеспечивающее реставрацию необходимыми научными документами, основанными на архивных материалах.

Второй тезис касается непрерывности реставрационного процесса. Это требование обусловлено особенностями самой конструкции здания, его колоссальным весом, спецификой росписей в интерьере храма и другими причинами. Состояние инженерно-архитектурных конструкций и художественной отделки собора нуждается в постоянном, непрерывном мониторинге и проведении своевременных ремонтно-реставрационных работ. А это в свою очередь требует непрерывного стабильного финансирования.

В настоящее время деньги на проведение обследования и реставрации здания обеспечивает Музей из собственных средств, поступающих от уставной деятельности. Поэтому Музей с уверенностью планирует долговременные реставрационные работы и заключает контракты с компаниями-исполнителями.

На сегодняшний день Исаакиевский собор – один из немногих крупных музеев России, работающий без федерального финансирования. Музей полностью формирует бюджет на реставрацию, ремонт и содержание храмов-памятников из собственных средств, поступающих от уставной деятельности. За десятилетие с 2006 по 2016 год Музей направил на реставрацию и ремонт Исаакиевского собора 770 миллионов 697 тысяч рублей.

Проведённые Музеем работы колоссальны по объёму и сложности. Они достойны самого подробного освещения. Коснемся лишь самых общих реставрационных направлений, реализованных Музеем за последние 10 лет.

Сначала сделаем краткий обзор внешних реставрационных работ. Первый раздел, который мы рассмотрим, – реставрация наружной скульптуры.

Скульптура играет значительную роль в художественно-символическом решении фасадов и интерьера Исаакиевского собора. Здание украшают 350 статуй, скульптурных групп, рельефов и горельефов. Из них 50 находятся снаружи. Для создания наружной скульптуры применялись разные техники: техника литой бронзы, гальванопластика, смешанная техника. Со временем использование разнородных по своим характеристикам материалов вызвало целый комплекс проблем. Скульптура оказалась подвержена всем видам коррозии. Следует отметить, что скульптурный ансамбль Исаакиевского собора стал одним из первых в истории примеров создания столь масштабных произведений искусства методом гальванопластики. Медные статуи укреплены на металлических каркасах. Со временем этот биметаллический характер конструкций усугубил разрушающее воздействие внешней среды: появились трещины и коррозия металла, грозящие обрушению фигур.

Работы велись несколько лет. Поскольку у реставраторов ещё не было опыта работы со столь крупными объектами, выполненными в технике гальванопластики, первым этапом стала разработка технологии реставрации. В итоге реставрация велась с применением таких новейших методов, как холодное газодинамическое напыление. Реставраторы также использовали нано-материалы, не применявшиеся ранее при работе с петербургскими памятниками. Например, при помощи этих материалов был восстановлен слой патины, химический состав которой идентичен первоначальному. Реставрационные работы завершились в ноябре 2011 года. Их стоимость составила около 21 млн. рублей.

При обследовании выяснилось, что реставрации требуют не только фигуры ангелов, но и элементы балюстрады, на которых были выявлены многочисленные дефекты и повреждения. В ходе работ также было проведено усиление металлических опор и устранены дефекты основных несущих строительных металлоконструкций. Изначально предполагалось, что для проведения комплексной реставрации потребуется 12 лет, однако все намеченные работы удалось завершить в 2015 году. Их стоимость составила 125 миллионов рублей. Эти деньги Музей выделил полностью из собственных средств.

Следующим крупным блоком работ стала реставрация звонниц Исаакиевского собора и воссоздание колоколов, которые были сняты и утрачены в конце 20-х годов ХХ века. Первый 10-тонный Полиелейный колокол был установлен в декабре 2012 года. Спустя год, в день 310-летия Санкт-Петербурга, после полуденного выстрела пушки впервые раздались 12 ударов колокола Исаакиевского собора – так было положено начало новой городской традиции.

Позднее ещё 14 колоколов заняли свои места на юго-восточной звоннице собора. В ноябре 2015 года на северо-западную звонницу был поднят и установлен Главный – Праздничный – колокол весом в 17 тонн.

Все колокола для Исаакиевского собора были воссозданы по историческим чертежам Огюста Монферрана на Колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже.

С 2015 года ведётся реставрация самой высотной части Исаакиевского собора – светового фонарика, который находится на высоте 90 метров. В числе запланированных работ и реставрация большого креста Исаакиевского собора.

Теперь обратимся к внутренним реставрационным работам.

К ним относятся реставрация всех видов камня, мраморных полов, малахитовой облицовки полуколонн алтарной части, воссоздание бронзовых позолоченных торшеров и лампад главного иконостаса. Сюда же входят такие технические работы, как усиление металлоконструкций; комплекс работ, связанный c системой вентиляции, отопления и теплоснабжения собора; ремонт электрический сетей. А также новая архитектурно-художественная подсветка интерьера Исаакиевского собора.

Отдельная задача, которую решает Музей, – поддержание оптимального температурно-влажностного режима в соборе. Это сложное и дорогостоящее мероприятие, но оно необходимо для сохранения ценных пород камня и росписей и продления срока действия уже проведённых реставрационных работ. В настоящее время для этого в соборе созданы все необходимые условия.
Из обширного списка внутренних работ мы рассмотрим лишь один, но наиболее репрезентативный аспект – восстановление росписей и икон.

Монументальные росписи и иконы Исаакиевского собора представляют собой уникальную коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850 годов. Их авторами стали крупнейшие представители русской академической школы ХIХ столетия

Техника росписей, выполненных масляными красками по загрунтованной штукатурке, оказалась неустойчивой к петербургскому климату. Первые реставрационные работы потребовались уже в ХIХ столетии.

В 2010 году Музей начал реставрацию крупноформатных икон, находящихся в нишах подкупольных пилонов. Трудоемкие и кропотливые работы проводились по методике, специально разработанной и утверждённой на научно-реставрационном совете Музея. Реставрационные работы завершились в 2013 году.

В 2011–2012 годах проводилась реставрация росписей барабана центрального купола.

В 2016 году завершилась комплексная реставрация придела св. Екатерины.

Стоимость работ составила более 90 миллионов рублей.

В настоящее время аналогичные работы ведутся в юго-восточной части собора.

Мы коснулись лишь малой части того огромного массива реставрационных работ, которые непрерывно ведутся в Исаакиевском соборе.

Научная реставрация подобного уровня и масштаба возможна лишь при условии глубокого изучения архивных материалов по истории строительства и реставрации здания. Другим необходимым условием является тщательное и систематическое обследование конструкций и декора с использованием самых современных методов. А это, в свою очередь, требует непрерывного и стабильного финансирования, которое обеспечивает уставная деятельность Музея.

За сохранение нынешнего музейного статуса Исаакиевского собора выступил Российский комитет международного совета музеев (ИКОМ). Приведу выдержки из этого документа:

«Система законодательства РФ устанавливает серьёзные требования в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия. На протяжении многих десятилетий музейные работники Исаакиевского собора бережно сохраняли не только само здание, но и тысячи предметов, включённых в состав Музейного фонда Российской Федерации и являющихся неотъемлемыми составляющими интерьера собора и его истории

Исаакиевский собор является одним из памятников, составляющих объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, соответственно Россия несёт международные обязательства, с которыми всё это время успешно справлялся музей

О.А.Жарковская
специалист научно-редакционного отдела, искусствовед









Реставрация Исаакиевского собора

Комплексная реставрация потребовалась Исаакиевскому собору уже через пятнадцать лет после освящения и открытия. Такие факторы, как большая масса здания, разновременность постройки восточной (ринальдиевской) и западной частей, портики, возведённые раньше стен, привели к неравномерной осадке и деформации отдельных частей сооружения. Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Всё это потребовало проведения длительных и трудоёмких реставрационных и ремонтных работ, которые начались, по существу, ещё на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда О. Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов.

В дальнейшем подобные работы не прерывались, та или иная часть здания постоянно находилась в лесах.

В 1867 году в местах соединений медных листов кровли были обнаружены трещины, в которые просачивалась влага, повреждая кладку стен. В течение двух лет проводился ремонт кровли, водосточных труб, а также была выполнена реставрация медной обшивки стилобата главного купола.

В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины.

Под руководством академика Е. А. Сабанеева в 1873 году начались работы по выравниванию колонн портиков, определившие начало первой комплексной реставрации храма. В течение 25 лет были устранены основные дефекты конструкции здания, мраморной облицовки, проведена реставрация живописи.

В конце 1870-х годов на крыше собора установили чугунные ходовые мостики, устроили желоба и перила вокруг фонарика. Позже вновь потребовала ремонта кровля собора.

Из-за примеси сернистого колчедана рускеальский мрамор наружной облицовки не противостоял атмосферным воздействиям и интенсивно разрушался. Вследствие перепадов температуры, снега, дождя, а также последствий неравномерной осадки в мраморе появлялись трещины, сколы кромок, каверны, выпадали куски облицовки, обрушивались части карнизов и модульоны. Упавшие мраморные модульоны во время ремонта были заменены пустотелыми медными копиями, окрашенными под мрамор. Утраты наружной отделки были восполнены флорентийским мрамором бардиллио — более устойчивым к погодным условиям, но отличающимся от рускеальского более тёмным цветом.

В начале XX века частично восстанавливали мраморную облицовку, ремонтировали кровлю, водопровод, калориферы.

Духовые печи и калориферы в подвальных помещениях и аттиковой галерее, установленные в XIX веке, не обеспечивали теплом колоссальный объём здания, что в первую очередь сказывалось на состоянии росписей. Это заставляло задумываться о мерах по сохранению уникальной живописи, прежде всего в плафоне главного купола. Несколько раз предпринимались попытки усовершенствовать отопительную систему, предотвратить переохлаждение верхней части. Вместе с этим проводились частичные работы по реставрации живописи аттика, в т. ч. регулярная очистка от копоти и сажи.

Ежемесячный осмотр здания, контроль и наблюдение за его состоянием, а также все работы по реставрации с 1865 по 1918 год осуществляло Технико-художественное совещание, в постоянный состав которого входили штатный архитектор и смотритель собора. Работы проходили ежегодно в плановом порядке и финансировались государством. В 1919 году содержание здания по договору о безвозмездном пользовании взяла на себя приходская община, которая не смогла обеспечить должное качество эксплуатации грандиозному сооружению. Почти десять лет не работала вентиляция, собор был лишён регулярного отопления, не ликвидировались протечки. Это привело к разрастанию плесени, разрушению живописных и мозаичных произведений, мраморной облицовки и лепного золочёного орнамента.

В связи с ухудшающимся состоянием здания собор в 1928 году был переведён в полное ведение Наркомата просвещения (Наркомпроса). Реставрационные и ремонтные работы были возложены на Ленинградские государственные реставрационные мастерские под руководством А. П. Удаленкова.

Первоочередными дорогостоящими работами стали ремонт кровли и работы по исправлению гранитных колонн, некоторые из которых отклонялись от вертикального положения вследствие неравномерной осадки здания: произведённая нивелировка показала, что западная часть здания осела на 47 см больше восточной.

Неотложными были ремонт водопровода, калориферов, подъёмника, электропроводки, пожарных рукавов, уборных. Были вставлены разбитые стекла, исправлены оконные рамы в подвале, решётки и замки, исправлены пятники дверей и запаяны трещины в бронзе, очищены от грязи и копоти стены, карнизы, пояски и бронзовые украшения внутри собора, произведён ремонт наружной и внутренней облицовки.

Целый комплекс реставрационных работ, который планировалось продолжать, прервала Великая Отечественная война. Она стала тяжёлым испытанием для собора. Несмотря на принятые меры (в небе висели аэростаты, позолоту куполов покрыли маскировочной краской, окна заложили мешками с песком), собор сильно пострадал от бомбёжек, артобстрелов, сырости и холода.

В октябре 1941 года рядом с собором разорвался снаряд, осколки которого частично разрушили мраморную облицовку северной стены и повредили гранитные колонны портика на глубину 10–15 см. Взрывной волной были выбиты стекла. В мае 1942 года другой снаряд пробил медную кровлю и разорвался на своде малого купола. В январе 1943 года у собора разорвалась бомба, взрывная волна частично выбила стекла уникального витража в алтарном окне.

Ещё больший ущерб был нанесён собору в результате нарушения температурно-влажностного режима. С начала войны здесь не работала отопительная система, снег и дождь проникали внутрь через разошедшиеся швы и пробоины в кровле.

Живопись на стенах и сводах была сильно загрязнена, её лак потемнел и разлагался, осыпался красочный слой, местами штукатурка отставала от кирпичной кладки. Была утрачена большая часть золочёной лепнины на сводах и карнизах. В неудовлетворительном состоянии находились также и мозаики. При том, что сама смальта не пострадала, разрушалась цементная основа и мастика, на поверхности выступал известковый налёт. Тяжелее всего влажность и сырость сказались на мозаиках парусов, имеющих площадь порядка 40 кв. м сферической поверхности. Сильно пострадала наружная мраморная облицовка.

Практически сразу после снятия блокады в январе 1944 года в Ленинграде началась деятельность по восстановлению монументальных памятников, дворцово-парковых и городских ансамблей. Проводились работы по консервации, обмеры, фотофиксация и сбор научных материалов для реставрации. А вскоре после Победы, 1 июля 1945 года, была организована Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома (с 1950 года — Специальные научно-реставрационные производственные мастерские, СНРПМ), которая положила начало ленинградской школе реставрации, возникшей в условиях, когда возрождение памятников отечественной культуры было поистине общим делом, своего рода национальной идеей.


Перед началом реставрации живописи по каждой картине были составлены схемы с указанием состояния красочного и штукатурного слоёв. Красочный авторский слой укрепляли составом из пчелиного воска, канифоли, скипидара и спирта. Места его отставания от штукатурки после нанесения укрепляющего состава в горячем состоянии проглаживали через кальку утюгами. Такой способ позволял надёжно скрепить красочный слой со штукатуркой и предохранить его от влажности. Поверхностные загрязнения удаляли составом из спирта-ректификата и скипидара. Эти работы позволили предотвратить дальнейшее разрушение росписей наиболее пострадавших картин в аттике, алтарях и нишах пилонов.

Немало усилий потребовала реставрация витража в алтарном окне. Это уникальное произведение состоит из 21 рамы, в годы войны в 13 из них цветное стекло было выбито. Его заново изготавливали после нескольких экспериментов, проведённых сотрудниками Ленинградского технологического института им. Ленсовета. Расписанное специальными красками стекло оказалось не только многослойным, но и различной толщины; для каждой группы стёкол требовалось подобрать различную температуру плавления. Восстанавливали витраж специалисты экспериментальных мастерских и кафедры керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной под руководством Е. В. Поповой. Однако при следующей реставрации витража в 1998 году выяснилось, что эти работы носили скорее характер консервации. В то время в Ленинграде не было опытных витражистов. При реставрации даже не демонтировались металлические рамы витража. Нижняя часть картины по характеру росписи, некоторым провалам в тоновом решении отличалась от подлинной композиции. Грубо, штрихами кистью, акварельными красками по стеклу были исполнены облака.

При реставрации витража в 1998 году его полностью демонтировали. Все модули подгонялись по рисунку на стекле, что обеспечило точность композиции. Стекло применялось более толстое, склейка велась на медную фольгу, по примеру мировой практики реставрации старинных витражей. Для прочности поверхность собранных модулей перед установкой в раму прошпаклевали специальной мастикой. В ходе этих работ уточнили рисунок облаков и плаща Христа, восстановили наружную раму с высокопрочным стеклом. Для ухода за уникальной картиной между рамами установили алюминиевые конструкции с переходными мостиками.

Много труда было затрачено на воссоздание повреждённых лепных орнаментов. Утраченные фрагменты заново отливали из алебастра и с помощью специальных штырей устанавливали на место, полировали, покрывали лаком морданом и заново золотили сусальным золотом.

Позеленевшие в годы войны рельефы дверей собора покрыли искусственной патиной, предохранительным составом из воска, скипидара и красителей.

Мрамор обрабатывали карборундовыми наждачными кругами, снимая верхний слой на 1,5–2 мм. Первоначально трещины заделывались цементом с мраморной крошкой, эпоксидной смолой. Мрамор промывали и полировали. Всего обработано было 11 600 кв. м камня, сделано более 10 000 вставок.

Во время послевоенной реставрации было реконструировано освещение Исаакиевского собора. В 1957 году на галереях, карнизе главного алтаря, вокруг плафона главного купола были установлены люминесцентные лампы, по углам здания — мощные софиты. Детали убранства стали доступны для обозрения.

Важным этапом послевоенных работ стала реконструкция отопительной системы. В 1950-е годы здание было подключено к городской теплосети, средняя температура воздуха поднялась с 7 до 17–20 градусов, а влажность снизилась до 50–60 %.

Послевоенная комплексная реставрация собора была завершена в 1963 году. Во время этих работ было сделано геодезическое обследование состояния Исаакиевского собора. Его результаты показали, что обнаруженная в 1929 году неравномерная осадка собора прекратилась.

Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году. Была зафиксирована равномерная осадка здания на величину до 5 мм.

Широкомасштабные реставрационные работы в музее были проведены в период подготовки к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. В начале 2000-х годов отреставрировано более 10 000 кв. м мраморной облицовки фасадов, которая получила трёхкратную защиту с гарантией на несколько десятков лет; расчищен от многолетней грязи и копоти гранит; отреставрированы большие бронзовые врата с восполнением утраченных ещё в 20-е годы ХХ века элементов скульптур. Одновременно восстанавливалась медная кровля, металлоконструкции чердаков, бронзовые горельефы фронтонов, золочёные надписи портиков и угловая скульптура фасадов. Был промыт и очищен от загрязнений главный купол собора.

В интерьере были отреставрированы световые галереи, очищены позолота и мрамор иконостаса и киота иконы Тихвинской Божией Матери, восполнены знаки в надписях на пилонах и знаки на крестах в руках ангелов больших врат.

Новое тысячелетие привнесло в реставрационную сферу новые технологии, методы и материалы, которые позволяют проводить работы на более высоком уровне. Вместе с тем большое значение уделяется грамотному использованию и эксплуатации здания, возраст которого насчитывает уже порядка двухсот лет. Его фактическое состояние на сегодняшний день определяется как климатическими и антропогенными факторами, так и в большей степени конструктивными особенностями: колоссальным весом, инженерно-архитектурными конструкциями, спецификой росписей в интерьере храма и другими причинами.

Начиная с 2006 года по заказу музея в соборе велись работы по усовершенствованию системы теплоснабжения с использованием программ вычислительной аэродинамики, которые стали первым в России примером подобных расчётов для разработки рекомендаций по теплоснабжению столь уникальных сооружений. После первоочередных работ по теплоизоляции пола чердачного помещения были реконструированы внутренние и наружные тепловые сети, система воздушного отопления и вентиляции. На сегодняшний день в соборе действует автоматизированная воздушная система отопления, включающая в себя специально оборудованный тепловой пункт и 9 вентиляционных установок, соединённых с датчиками и контроллерами, образующими единую сеть. Данная система управляется с автоматизированного рабочего места оператора.

Создание и соблюдение благоприятных климатических условий, наряду с постоянным наблюдением и своевременными реставрационными работами, позволяют обеспечить оптимальный режим сохранности интерьера собора, и в первую очередь монументальной и станковой живописи, что является одной из первостепенных задач музея.

Особое внимание уделяется реставрации уникальной коллекции монументальной религиозно-исторической живописи, хранящейся под сводами Исаакиевского собора. Работы планируется закончить к 2029 году. Такой большой временной промежуток обусловлен как финансированием реставрационных работ, осуществляемым на средства музея, так и неограниченным доступом посетителей. Для сохранения цельного эстетического восприятия убранства Исаакиевского собора строительные леса деликатно маскируются баннерной сеткой.

В 2011–2012 годах проводилась реставрация росписей барабана центрального купола.

За всеми видами камня в интерьере ведётся постоянный мониторинг и, в случае необходимости, производится текущий ремонт. Поддерживаются в надлежащем состоянии мраморные полы, сохранившиеся со времён Монферрана, но имеющие выщерблины и выбоины. Произведена мастиковка мраморных плит пола, регулярно проводится покрытие предохранительным составом.

По авторской методике В. И. Мезенцева была проведена и в 2015 году закончена реставрация малахитовой облицовки всех полуколонн алтарной части. Удалена старая некачественная облицовка, восполнены утраты, произведена очистка камня. На сегодняшний день ведутся аналогичные работы по реставрации лазуритовых вставок в алтарной части и лазуритовой облицовки колонн, фланкирующих царские врата. Подобная работа осложняется тем, что за полтора века произошла деструкция мастики, на которой крепился мозаичный набор пластиночек камня к металлическому основанию. Общие климатические проблемы внутри собора усугублялись жаром от горящих в XIX веке свечей на больших торшерах перед иконами главного иконостаса.

Начиная с 2007 года ведутся работы по реставрации наружной скульптуры. Выполненная в различных техниках (литьё, выколотка, гальванопластика) скульптура подвержена различного рода коррозиям. При обследовании выяснилось, что повреждение тонких металлических оболочек, изготовленных гальванопластическим способом, местами составляло более 40 %. Каркасы также были разрушены временем из-за коррозионных процессов. Проблема усугубляется техногенными факторами и высокой парусностью скульптуры, находящейся на большой высоте и обдуваемой сильными ветрами.

Вместе с этим выполнено усиление металлоконструкций подкровельного пространства и начаты масштабные работы по реставрации конструкций светового фонарика, самой высокой части Исаакиевского собора. При обследовании, выполненном ещё в 2009 году, были обнаружены дефекты и повреждения элементов конструкций. В 2016 году были установлены леса, что позволило сделать обширные вскрытия для детального обследования. В ходе работ выяснилось, что чугунные элементы несущих конструкций, а также железные соединительные элементы имеют коррозийные повреждения. Многочисленные дефекты и повреждения были обнаружены на элементах несущей конструкции креста и облицовке купола.

В 2017–2018 годах на фонарике ведутся работы по удалению пыли и ржавчины, замене утеплителя, произведена замена чугунных плит покрытия площадки. Проведена разборка части креста и наружной медной обшивки со спуском и отправкой её в мастерскую. В связи с реставрационными работами внутренней части фонарика выполнен демонтаж скульптуры голубя. Работы планируется завершить к декабрю 2018 года.

В 2015–2016 годах были отреставрированы 12 фонарей на портиках собора, их оснастили механизмами для опускания.

Отдельно следует отметить большую работу по воссозданию колокольного звона. В начале 1930-х годов все колокола собора были отправлены на переплавку, и долгое время Исаакиевский собор молчал. В начале 2000-х годов администрацией музея было принято решение о воссоздании голоса собора, подготовлена проектная документация, отреставрированы подвесы на колокольнях. Первым был отлит и в декабре 2012 года установлен на северо-восточной колокольне 10-тонный полиелейный колокол. В 2013 году на юго-восточную колокольню подняли набор из 14 колоколов, а в конце 2015 года на северо-западную колокольню установили самый большой 16-тонный колокол. Каждый день современная автоматизированная система — электронный звонарь приводит в действие 16 колоколов.

Исаакиевский собор — всемирно известный объект культурно-исторического наследия, сохранность которого всегда была одной из государственных задач. Поэтому к эксплуатации собора предъявляются повышенные требования, а его непрерывная реставрация требует исключительно научного подхода. Такой подход на сегодняшний день собору обеспечивает государственный музей, который осуществляет непрерывный мониторинг и обеспечивает для своевременных ремонтно-реставрационных работ научную базу на основании архивных документов, исторических чертежей и фотографий. Все методики утверждаются КГИОП, к работам привлекаются высококвалифицированные специалисты и надёжные подрядные организации.

Исаакиевский собор является одним из самых известных образцов классической постройки 18 века, притягивающий ежегодно миллионы туристов со всего мира. Воздвигнутый на том же месте, где располагался собор преподобого Исаакия Далматского, храм постепенно завоёвывал сердца горожан и гостей города. Сейчас он является визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Храм вмещает более 12000 человек и имеет площадь около 4000 кв.м. По размерам Исаакиевский собор уступает лишь нескольким храмам в мире: собору Святого Павла в Англии, собору Святой Марии во Флоренции и собору Святого Петра в Ватикане, а по количеству легенд, связанных с его постройкой, - не уступает никому.

История постройки

история постройки

Таким, каким мы привыкли видеть Исаакиевской собор сегодня, он был не всегда. История постройки всех вариантов собора насчитывает более 100 лет, а началась она в 1710 г., почти сразу после основания Санкт-Петербурга.

Деревянная церковь имени Исаакия Далматского была возведена на месте бывшего чертёжного амбара. В 1712 г. в ней венчались Пётр I и его вторая жена - Екатерина I.

Уже в 1717 г. церковь стала нуждаться в реконструкции и началось строительство нового здания, уже каменного. Пётр I заложил первый камень будущей постройки, но и она просуществовала всего несколько десятилетий.

Несколько раз во Вторую Исаакиевскую церковь била молния, в итоге грунт под зданием начал оседать, из-за того, что церковь находилась на берегу реки Невы. Стало ясно, что здание нужно кардинально перестраивать или переносить в другое место. В 1760 г. было принято решение о постройке нового храма.

Созданный при Павле I в 1802 г. Третий Исаакиевский собор вызвал много насмешек и возмущения у современников того времени. Завершённый и освящённый храм сразу же назвали не соответствующим парадной застройке центра города и объявили о его перестройке.

Конечный вариант собора получил своё название в честь Святого Исаакия, в день памяти которого родился Пётр I. Александром I был объявлен конкурс на возведение храма, но ни один из представленных проектов ему не пришёлся по душе по различным причинам.

В итоге только через 9 лет началось строительство по проекту молодого французского архитектора Огюста Монферрана, представившего на одобрение Александру I 24 изображения здания в различных вариациях.

В 1819 году началась закладка нового храма. В 1858 состоялось освящение собора в присутствии Александра II и членов Императорской семьи.

архитектор огюст монферан

Для возведения Первой Исаакиевской церкви в 1710 году из Голландии прибыл архитектор Герман ван Болес. Постройка получилась одноэтажной и простой в оформлении.

К возведению Второй Исаакиевской церкви приложили руку сразу несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Гаэтано Киавери, Яков Неупокоев и Михаил Земцов. После пожара церковь отстраивалась уже по проекту Пьетро Трезини, до того, как храм решили перенести в другое место.

Создание проекта Третьей Исаакиевской церкви было поручено Савве Чевакинскому, чьё творение так и не было реализовано, но, по утверждениям современников, идея переноса собора на другое место предложена именно им. Следующий проект собора принадлежал Антонио Ринальди, но и в этот раз храм был достроен только до карниза.

Закончена Третья Исаакиевская церковь была благодаря проекту итальянца Винчензо Бренне, храм получился несуразным и не приглянулся вошедшему на престол Императору Павлу I.

В конкурсе на строительство Исаакиевского собора приняли участие лучшие зодчие того времени: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Василий Стасов и другие. Но, после того, как рисунки будущего собора Огюста Монферрана были одобрены Александром I, ему было в 1818 г. доверено разрабатывать проект возведения Собора.

Небольшой опыт в строительстве, молодой возраст - всё это привело к тому, что в проекте были допущены грубейшие ошибки, о чём в своей докладе указал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи.

Строительство пришлось прекратить. Окончательно собор был закончен лишь в далеком 1858 году, под руководством того же Огюста Монферрана, создавшего новый масштабный проект в стиле классицизм.

Внешний вид собора

внешний вид собора

При одном только взгляде на Исаакиевский собор сразу становится понятно, что храм отличается от себе подобных. И не только своей монументальностью, но и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

На строительство храма было выделена колоссальная по тем временам сумма - 23 000 000 рублей. К сведению, дом в те времена можно было построить за 130-140 рублей.

При строительстве использовались 43 породы минералов, для цоколя - гранит, для стен - серый рускеальский мрамор. Гранит для Исаакия привозили с берегов Финского залива на специальных судах в виде огромных гранитных блоков.

Исаакий украшают 112 колонн, выполненных из цельного камня. Со всех сторон собор декорирован колонными портиками, на них красуются фигуры 12 апостолов и фронтоны, украшенные горельефами скульптора Ивана Витали на библейский манер. Благодаря идее этого же скульптора в оформление собора удачно вписались дубово - бронзовые двери. На них изображены сцены из жизни Иисуса Христа и фигуры святых.

Особенность колоннады

особенности колоннады

Описание колоннады Исаакиевского собора заслуживает отдельного внимания. Впервые в истории гранитные монолитные блоки были подняты на высоту более 40 метров.

Сейчас колоннада Исаакия является самой известной смотровой площадкой г. Санкт - Петербурга. Подняться на неё можно только пешком по винтовой лестнице, но, поднявшись, вы не забудете эти впечатляющие виды на центр города и реку Неву никогда.

Внутреннее убранство собора

внутреннеее убранство собора

Однозначно, храм выделяется не только благодаря своему размеру, но и богатому убранству как снаружи, так и внутри.

Только камней, использовавшихся для выкладки мозаики, было более 20 видов. Помимо уже названных, - это малахит, ляпис - лазурит, порфир и бадахшанский лазурит.

В росписи храма и выкладке мозаики Исаакиевского собора участвовало большое количество именитых художников: Василий Шебуев, Пётр Басин, Карл Брюллов и Фёдор Бруни. Все работы по украшению храма выполнены с исключительным изяществом, что демонстрирует высочайшее мастерство русских мастеров.

В Исаакиевском соборе три алтаря: главный посвящен Исаакию Долматскому, левый посвящен Великомученице Екатерине, а правый - Александру Невскому.

Интересные факты

интересные факты

  1. Из - за того, что грунт, на котором был построен собор, болотистый, потребовалось вбить больше 10 000 свай.
  2. Они держат собор и сейчас. И для того, чтобы они по всему периметру были одинаковой высоты, архитектор придумал затопить карьер водой. Когда вода поднялась, сваи обрезали по уровню водной зеркальной поверхности.
  3. Существует легенда, что собор строился так долго не из-за сложности проводимых работ, а потому, что некий провидец предсказал Огюсту Монферрану смерть после окончания строительства. Так и произошло. Именитый архитектор скончался через месяц после освящения храма.
  4. Лишь в 1990 году в Исаакие впервые была проведена церковная служба после перерыва с 1922 года.
  5. Сейчас собор имеет статус музея, но в нём по расписанию проводятся и богослужения.
  6. При украшении внутренней части Исаакиевского собора было задействовано 400 кг золота.
  7. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после полного окончания строительства Исаакия, которое было закончено в 1916 году. Что примечательно, Николай II отрёкся от престола через год - в 1917.
  8. В 1930х годах в соборе находился музей антирелигиозной направленности.
  9. Строительство храма было сфотографировано, данная фотография является одной из первых, сделанных в нашей стране.
  10. Во время революции в 1922 году из храма было изъято 22 кг золота и более 22 тонн серебра на нужды голодающих Повольжья

Собор во время Блокады Ленинграда

собор во время блокады ленинграда

До сих пор в Исаакиевском соборе сохранились следы от обстрелов и даже фрагменты снарядов. А стены пострадали от холода: во время Великой Отечественной войны храм не отапливался.

Жители Ленинграда собственноручно покрывали храм тёмно-зелёной краской, чтобы закрасить огромный, бросающийся в глаза золотой купол. Хотя под прямой удар собор ни разу не попал. Многие говорили, что немецкие войска использовали его как ориентир на местности.

В военные годы Исаакий использовался как хранилище. В него из пригорода Ленинграда, Летнего Дворца Петра I и Музея Истории города свозили музейные экспонаты, которые не успели эвакуировать. Так что все музейные ценности целых 900 дней пролежали в безопасности, а перед собором жители города разбили огород, где во время блокады выращивали капусту.

Собор сегодня

собор сегодня

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. Лишь в 1963 году закончилась реставрация Исаакиевского собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а памятник Фуко, свидетельствующий о том, что Земля вращается, сняли.

Как уже упоминалось, в 1990 году в храме была совершена первая, после долгого перерыва, Божественная литургия Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 2005 году между музеем-памятником “Исаакиевский собор” и Санкт-Петербургской Епархией было подписано соглашение о совместной деятельности. Сейчас службы в храме проводятся каждое воскресенье и в праздничные дни, а также концерты и экскурсии для детей и взрослых.

Заключение

Исаакиевский собор поражает не только своей роскошью, красотой, но и необычной судьбой.

Множество перестроек, попадание снарядов, смена архитекторов, гибель рабочих при строительстве - всё это сделало Исаакиевский собор тем памятником культуры и шедевром мировой архитектуры, пережившим века и вобравшим в себя всю прелесть классического стиля постройки.

Автор статьи : Дарья Мичкова

достопримечательности ташкента

Ташкент - столица солнечного Узбекистана, один из самых крупных городов Центральной Азии. История этого великого города насчитывает более две тысячи Read more

достопримечательности дании

Вы собрались в путешествие и не знает на какой стране остановиться? В путешествиях важны комфорт, организованность и безопасность. И с Read more

замки румынии

Румыния - страна на юго-востоке Европы с богатой историей и удивительными легендами о вампирах. От великолепных Румынских пейзажей кружится голова, Read more

тони роббинс

Раскрыть свой скрытый потенциал, преуспеть в бизнесе, преодолеть препятствия в жизни или научиться их обходить, быть счастливым и успешным – всё это Read more

фото

Главный купол.
Фигуры ангелов на
барабане купола.

фото

фото

фото

Ангелы со светильниками.
Ск. группа на аттике
ск. И. П. Витали

фото

фото

фото

1. Рельеф фронтона северного портика
"Воскресение Христа".
2. Рельеф фронтона восточного портика
"Исаакий Далматский останавливает
императора Валента".
ск. Ф. Т. Лемер. [03]

фото

4. Рельеф фронтона южного портика
"Поклонение волхвов".
4. Рельеф фронтона западного портика
"Св. Исаакий благословляет императора
Феодосия и его жену Флаксиллу".
ск. И. П. Витали. [03]

фото

Рельеф фронтона западного портика
"Св. Исаакий благословляет императора
Феодосия и его жену Флаксиллу".
ск. И. П. Витали.
Фото - Mary, 2012.

фото

фото

Фото -
Валерий Глотов, 2013.

фото

фото

фото

12 статуй евангелистов
и апостолов.
[03]

фото

04. Апостол Павел.

фото

10. Апостол Варфоломей.
Статуя на углу
западного фронтона.
ск. И.П. Витали

фото

11. Апостол Марк.
Статуя на крыше
западного портика.
ск. И. П. Витали.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фигуры ангелов на
барабане купола.
ск. И. Герман.

фото

фото

фото

Фото - Вид на Исаакиевский собор и площадь. Одноэтажный особняк на певой половине фотографии -

старое здание германского посольства, на левой части фотографии здание на месте гостницы "Астория".

Скульптурное оформление

Создавая проект скульптурного убранства собора, Монферран использовал традиционные для классицизма формы и образы. Он находит интересные и своеобразные решения. В оформлении фасадов главную роль играют скульптурные композиции, преимущественно в венчающих частях здания: это рельефы во фронтонах, скульптуры на аттике и балюстраде барабана купола, барельефы дверей.

Общий проект скульптурного убранства был создан Монферраном. В программе конкурса, объявленного Комиссией, указывалось, что в барельефах на фронтонах должно быть не менее 11 фигур и не более 13, что высота фигур должна составлять 5 м, а барельефы следует исполнять в трех плоскостях, чтобы пластика их воспринималась объемно с удаленных точек.

Для создания скульптур были приглашены скульпторы И. П. Витали, Ф. Т. Лемер, П. К. Клодт, С. С. Пименов, А. В. Логановский и др. Комиссия, образованная в составе профессоров Академии художеств, давала заключение по каждой модели перед отправкой ее в литейную мастерскую.

Витали является автором расположенных на углах и вершинах фронтонов статуй апостолов и евангелистов.

Для отливки скульптур внутреннего и наружного оформления Монферран использовал способом гальванопластики, изобретение русского академика Б. С. Якоби.

Рельефы трех больших двустворчатых дверей Витали выполнил при участии ск. Р. Залемана по рис. Монферрана. Двери составлены из гальванопластических и литых филенок на дубовой основе. Четырехъярусная композиция дверей состоит из прямоугольных барельефных панно, заключенных в кессоны. Проект оформления трех наружных дверей собора Монферран разрабатывал в 1840-1841 гг. Двери главного, западного, входа украшают фигуры апостолов Петра и Павла. Многофигурные композиции южных дверей посвящены сюжетам из жизни Александра Невского и князя Владимира. На филенках северных дверей изображены сцены из жития св. Николая и Исаакия Далматского.

24 фигуры ангелов установлены на балюстраде над каждой колонной барабана купола. Скульптуры, выполненные ск. И. Германом.

фото

фото

фото

1930 г.
(добавил Rain)

фото

Фото времен ВОв.

фото

фото

Фото - С.Г. Шимановский
(добавил Ладада)

фото

фото

фото

фото

Фото времен ВОв.

фото

фото

Открытка 1944 г.
(добавил Nipnip)

фото

фото

Послевоенная реставрация
Исаакиевского собора.
1945-1950 гг.
(добавил Ладада)

фото

фото

фото

фото

после 1917

12 июля 1928 г. в Райсовет Центрального района было направлено предписание расторгнуть договор с "двадцаткой", передав собор и имущество Управлению Уполномоченного Наркомпроса. Имущество, не представлявшее историко-художественного значения - в Госфонд для реализации.

В конце 1919 собор перешел под управление "двадцатки", а три года спустя был ограблен при пресловутом „изъятии церковных ценностей“, когда чекисты вывезли 48 кг золота и 2200 кг серебра. В 1923 и 1927 власти пытались закрыть собор из-за якобы "неправильной эксплуатации", но преуспели в этом лишь 14 июля 1928, отняв здание у обновленцев под предлогом плохого его состояния. 10 декабря 1930 в нем открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и отданы в переплавку все колокола.

Годы ВОв

В годы Великой Отечествееной войны в подвалах собора хранились эвакуированные коллекции из пригородных дворцов-музеев. В период блокады Ленинграда собор стал убежищем и для музейных работников и их семей. Всю блокаду они выполняли работу по сохранени. уникальных музейных фондов. Исаакиевский собор тогда называли Объединенным хозяйством музеев. Весной 1942 г. большинство музейных работников были эвакуированы. В соборе остались хранители музейных экспонатов, пожарная охрана и бойцы противовоздушной обороны дежурили на колоннаде. В декабре 1943 г. снаряд покалечил одну из колонн западного портика. Колонны, кровля, витраж собора пострадали от обстрелов, холод и сырость вредно повлияли на на внутреннее художественное убранство. В 1944 г. после освобождения пригородов Ленинграда группа музейных работников и экспонаты направились в освободившиеся пригороды.
В память о ВОв-е на стилобате западного портика установлена бронзовая доска:"Это следы одного из 148 478 снарядов, выпушенных фашистами по Ленинграду в 1941-1944 гг.".

после 1945

Рестарация внутреннего убранства собора началась в 1945 г., продолжается и сегодня. Ее проводят специальные научно-реставрационные мастерские. На первом этапе реставрацией руководил арх. А. Л. Ротач. В 1947-1950 гг. росписи аттика была законсервирова. Картины пилонов были сняты. В 1947 картины перевезли в Русский музей. Их реставрировали под руководством Н. В. Перцева. В 1954-1958 гг. отреставрировали росписи Ф. А. Бруни в центральном нефе и главном алтаре, и П. В. Басина в приделах св. Екатерины и св. Александра Невского. В 1959-1963 гг. восстановили живопись западной части, плафон и росписи барабана главного купола. Мозаики пострадали меньше, чем живопись. Их очистили. В аварийном состоянии находились мозаики в парусах. К 1949 г. монтаж и реставрация мозаик была завершена. В то же время проведена реставрация витражей. К 1969 г. восстановили пол главного зала.

В соборе существовала воздушная система отопления. 24 чугунных калорифера в подвале нагревали и подавали воздух в воздуховоды в кладке. В 1970-е гг. в здании установили современную систему отопления и подключили ее к теплоцентрали города, что создало благоприятные условия для сохранения художественного убранства собора.

С 1957 г. собор имел статус музея-памятника.

В 1927 г. была проведена нивелировка здания и установлено, что западная часть имеет осадку на 48 см больше восточной. Произвели работы по укреплению оснований колонн.
В 1968 г., когда недалеко прокладывалась линия метро, были проведены инженерные изыскания, которые показали, что положение здания стабилизировалось.

фото

Исаакиевская площадь.
Альбом Ленинград. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964. (добавил Mary)

фото

Адмиралтейский пр. 1985 г.
Фото - Кашин П. В.
(добавил Ладада)

фото

Из альбома -
Бунатян Г. Г.
". Оград узор чугунный".
Лениздат, 1990

фото

Топ-план 2004
(добавил IVa )

фото

Фото - Альбом "Санкт-Петербург
с птичьего полета" -
СПб.Изд."Новатор", 2012. С.33
(добавил nikspb)

фото

Фото - Альбом "Санкт-Петербург
с птичьего полета" -
СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.28
(добавил nikspb)

фото

фото

(фото из сети)
(добавил Mary)

фото

фото

10 декабря 1930 в Исаакивском соборе открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет.

01. Описание Исаакиевского собора в С.Петербурге. в тип. импер. Академии Художеств Гогкефельдена и К. 1865.
02. Описание Исаакиевского собора в С.Петербурге. С.Петербург. Типография М. Меркушева, Невский пр., 8. 1903.
03. Montferrand. Eglise cathédrale de Saint-Isaac.1845. 1820?

Исаакиевский собор (альбом). 1845.
04. Альбом иконостасов. С.-Петербург. Изд. Императорского С.-Петербургского общества архитекторов. С.-Петербургс. 1904.
05. Путеводитель по церквям г. С.-Петербурга и ближайших окрестностей. . С.-Петербург, изд. Книжного магазина Вера и Знание. 1906.
06. Бутиков Г. П. Музей "Исаакиевский собор". Лениздат .1991
07. Чеканова О. А. Огюст Монферан. Санкт-Петербург. Стройиздат. 1994.
08. Ротач А. Л., Чеканова О. А. Монферан (Зодчие нашего города). Лениздат. 1979.
09. Якирина Т. Н., Карпович И. Д. Исаакиевский собор (Туристу о Ленинграде). Лениздат. 1972.
10. Толмачнва Н. Ю. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. Паритет. 2003.
11. Исаакиевский собор. Музей-памятник. (набор открыток) Изокомбинат Художник РСФСР. Ленинград. 1981.
12. Любезников О. А. Исаакиевский собор в 1917-1920-е. Проблема музефикации. Санкт-Петербург. 2017.
13. Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга. Лениздат. 2005.
14. Глушкова В. Г. Путешествие по храмам и монастырям С-Пб. Исторический путеводитель. 2015.
15. Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди (Зодчие нашего города). Лениздат. 1976.

16. Никитин Н.П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны.

Изд. Ленинградского отделения Союза архитекторов. Ленинград. 1939.

(Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад трудящихся, С. 176-177; добавил: Сергей Г )

Внушительное здание собора оформлено четырьмя портиками с колоннами коринфского ордера. Плоскости стен прорезаны большими арочными окнами. Углы украшены пилястрами. По сторонам установлены четыре колокольни. Собор завершается высоким барабаном, увенчанным золоченым куполом с восьмигранным фонариком. Стены облицованы серым гранитом.

Внутри и снаружи собор украшен скульптурой, выполненной скульпторами И. П. Витали, Н. С. Пименовым, П. К. Клодтом и др.

Многочисленные живописные и мозаичные картины покрывают стены и своды внутри собора. Они исполнены художниками К. П. Брюлловым, Ф. А. Бруни, П. В. Басиным и др.

Во внутренней отделке использованы многие породы ценных камней - лазурит, малахит, порфир и мраморы различных оттенков.

Там же находим известие, что в будущем году предположено устроить газовое освещение канделябр на углах аттика, снаружи собора. Газовое освещение проектировано уже давно, но проект оставался без выполнения за неимением денежных средств. Недавно были произведены опыты, показавшие практичность и полную применимость проекта газового освещения, которое в торжественных случаях будет служить украшением для всей прилегающей к собору местности. Такое же освещение положено устроить снаружи для стеклянного запрестольного образа, в виду того, что работа эта обойдется значительно дешевле одновременно с газовым освещением аттика. Для прекращения доступа прохожих к углам собора, будут устроены железные решетки и, согласно ходатайству г. обер-полицмейстера, будут положены, для удобства публики, плитные переходы от углов соборного тротуара к углам тротуара дома военного министерства и Исаакиевского сквера. В предупреждение несчастий с рабочими при очистке зимой снега, заявлена необходимость устройства новых люков в медных крышах восточного и западного фронтонов и железных сводов с площадками под крыши фронтонов.

фото

фото

фото

Вид с крыши дома
по адресу:
пер. Пирогова, д.18
(маркерный скетч)
(добавил ArtRi4ik)

Читайте также: