Мексика отношения с россией кратко

Обновлено: 02.07.2024

В следующем году Россия и Мексика отметят 130 лет со дня установления дипломатических отношений. Российско-мексиканские связи не только имеют давнюю историю, но и обладают уникальным характером. Как развивается взаимодействие России с этой латиноамериканской страной на современном этапе? Что стоит ожидать в ближайшем будущем в рамках российско-мексиканского сотрудничества?

На протяжении более ста лет Мексика по-прежнему остаётся одним из ключевых партнёров России в Латинской Америке как на региональном уровне, так и на международной арене. В основе стабильного и постоянно развивающегося двустороннего взаимодействия лежат давние отношения, построенные на дружеских принципах, взаимовыгодном сотрудничестве, уважении интересов друг друга, а также близости или совпадении подходов к множеству современных проблем. Начало взаимных контактов между двумя странами восходит к рубежу XVIII-XIX веков. Двусторонние дипломатические отношения между Россией и Мексикой были установлены в 1890 году.

25krauzeWeb articleLarge

После Октябрьской революции 1917 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Мексикой 4 августа 1924 года. Однако, 26 января 1930 года они были разорваны, а затем восстановлены в 1942 году. В период своего изгнания Лев Троцкий переехал в Мексику из Норвегии. Президент Мексики Ласаро Карденас (исп. – Lázaro Cárdenas del Río) встретил его весьма радушно. В мексиканской столице Троцкий жил в доме художника Диего Риверы.

В начале 30-х годов XX века дипломатические контакты между СССР и Мексикой были формально прерваны, но уже в 1942 г. восстановлены в полном объёме. Именно в тот год Советский Союз учредил первое тогда в Латинской Америке посольство СССР. В период Второй мировой войны степень росийско-мексиканского взаимодействия возросла. Мексика выступила единственным латиноамериканским государством, которое в июне 1941 г. официально осудило фашистскую агрессию против Советского Союза. После окончания Второй мировой войны СССР и Мексика совместно с союзниками по антигитлеровской коалиции стали инициаторами создания Организации Объединенных Наций. В 1943 году в мексиканской столице был открыт первый корпункт информационного агентства ТАСС в Латинской Америке.

n910

Со временем между Россией и Мексикой установилась практика регулярных политических контактов на различных уровнях. В 2004 г. состоялся первый в истории визит Президента Российской Федерации в Мехико, за которым в 2005 г. последовал ответный визит главы мексиканского государства в Москву. Российские министры иностранных дел побывали с официальными визитами в Мексике в 1996, 2005 и 2010 годах. Главы мексиканского внешнеполитического ведомства посещали Россию в 1997, 2000, 2008, 2011, 2017 годах.

HZ3udEwhzwDWn11wyzKAqbSdMM5marm7

Как отмечают экономические аналитики, объём торговли России с Мексикой в 2019 г. достиг $2,9 млрд, что является весьма высоким показателем. Однако, данная годовая отметка не столь значительна для стран с таким потенциалом, как Россия и Мексика. Оба государства находятся близко в рейтинге стран по размеру ВВП: Мексика занимает 15-ю строчку, Россия – 12-ю. Как отмечают российские и мексиканские представители, сегодня приоритетной задачей является создание и внедрение совместной торговой стратегии, ведь в экономической сфере обеим странам ещё предстоит большая работа.

В 1919 г. советским консулом в Мексике был назначен М. М. Грузенберг (псевдоним Бородин). Бородин должен был способствовать установлению дружественных отношений между Советской Россией и Мексикой, а также, по возможности, заключению торгового соглашения между двумя странами. В Мексике Бородин был тепло принят руководством социалистической партии, а также самим Каррансой. Бородин принял значительное участие в создании Коммунистической партии Мексики; по его инициативе и с согласия Каррансы было создано Латиноамериканское бюро Коминтерна, которое должно было способствовать укреплению связей между коммунистическими группами в разных странах Латинской Америки. [3]

В декабре 1919 г. Бородин выехал в Москву. [4]

До 1920 г. в Москве функционировало мексиканское консульство. [5]

В мае 1920 г. Совет народных комиссаров РСФСР получил от консула Мексики в Петрограде К. Бауэра записку с предложениями о развитии экономических связей между двумя странами. [6]

В годы гражданской войны в России Мексика оказывала ей продовольственную помощь. [7]

В 1922 г. правительство Обрегона, заявило о непризнании консулом России В. Вендхаузена, который был направлен в Мексику еще царским правительством и оставался там несмотря на визит Бородина. [8]

В 1924 г. Мексика стала первой американской страной, установившей (а по сути, восстановившей) дипломатические отношения с Советским Союзом: 2 августа 1924 г. назначенный полномочным представителем СССР в Мексике С. С. Пестковский получил агреман мексиканского правительства. [9]

С 1926 г. послом СССР в Мексике была известная революционерка Александра Коллонтай. [10]

В 1930 г. Мексика разорвала дипломатические отношения с СССР. [11]

После вступления США во Вторую мировую войну Мексика разорвала дипломатические отношения с Германией, Италией и Японией, а в мае 1942 г., после того как немецкие подводные лодки напали в Карибском море на два мексиканских танкера, объявила им войну. [12]

В ноябре 1942 г. были восстановлены дипломатические отношения между Мексикой и СССР. [13]

В 1943 г. в Мексике был открыт первый корреспондентский пункт советского информационного агентства ТАСС на территории Латинской Америки. [14]

В 1973 г. Эччеверия стал первым президентом Мексики (и первым некоммунистическим латиноамериканским лидером), посетившим СССР. [15]

В 1978 г. в ходе своего визита в Советский Союз Лопес Портильо (от имени всех латиноамериканских стран) и Л. И. Брежнев подписали Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолько). [16]

В 2004 г. состоялся официальный визит Президента России В. Путина в Мексику, а в 2005 г. — ответный визит В. Фокса. [17]


Президент России Владимир Путин с президентом Мексики Висенте Фоксом на саммите АТЭС в Чили ; Ноябрь 2004 г.

В 1806 году Российская империя при императоре Александре I приступила к реализации амбициозного плана [ цитата необходима ] по расширению своей деятельности на Аляске (поселение с 1780-х годов) и в Калифорнии (тогда находившееся под контролем Испанской империи ). В 1806 году русский дипломат и исследователь Николай Резанов прибыл в Калифорнию, чтобы обеспечить производство продуктов питания для русских пушных колоний. В 1812 году Русско-американская компания основала Форт Росс на территории современной Северной Калифорнии. [1]

Мексика и Россия официально установили дипломатические отношения 1 декабря 1890 года в Мехико , где барон Роман Розен представлял императора Александра III . В 1891 году в мексиканской столице открылась первая российская миссия. [1] Во время соответствующих оборотов; 1910–1920 гг. В Мексике и 1917 г. в России; дипломатические отношения между двумя странами практически отсутствовали.

В 1922 году Россия вошла в состав Советского Союза . В августе 1924 года Мексика стала первой страной в Америке, которая установила отношения с Советским Союзом. [2] В 1926 году Советы назначили Александру Коллонтай , первую женщину-посланницу в мире, своим послом в Мексике. [2]

В мае 1942 года Мексика вступила во Вторую мировую войну , объявив войну державам оси, и таким образом стала союзником Советского Союза. Дипломатические отношения между странами возобновились в ноябре 1942 года. В 1973 году президент Мексики Луис Эчеверриа стал первым мексиканцем и первым некоммунистическим главой латиноамериканского государства, посетившим Советский Союз. В 1978 году во время официального визита президента Мексики Хосе Лопеса Портильо в Советский Союз Мексика от имени Латинской Америки и Советского Союза подписала Договор Тлателолко, который запрещает «испытания, использование, производство, производство или приобретение любым означает любое ядерное оружие "в Латинской Америке и Карибском бассейне. [1]

В феврале 2020 года министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Мексику и встретился со своим коллегой Марсело Эбрардом . Оба министра иностранных дел обсудили текущие отношения между двумя странами и празднование 130-летия дипломатических отношений между двумя странами. [7]


Встреча президента Мексики Энрике Пенья Ньето и президента России Владимира Путина на саммите G-20 в Гамбурге , Германия ; Июль 2017 г.

Визиты на высоком уровне из Мексики в СССР / Россию [2] [8]

  • Президент Луис Эчеверрия (1973)
  • Президент Хосе Лопес Портильо (1978)
  • Президент Карлос Салинас де Гортари (1991)
  • Президент Висенте Фокс (2005)
  • Президент Фелипе Кальдерон (2012)
  • Президент Энрике Пенья Ньето (2013)
  • Министр иностранных дел Клаудиа Руис Массьё (2015)
  • Министр иностранных дел Луис Видегарай Касо (2017 г.)

Визиты на высоком уровне из России в Мексику

  • Президент Владимир Путин (2004, 2012)
  • Министр иностранных дел Сергей Лавров (2010, 2020)

Обе страны подписали несколько двусторонних соглашений, таких как Соглашение о культурном, научном и экономическом сотрудничестве (1968 г.); Соглашение о спортивном сотрудничестве (1968 г.); Соглашение о внешнеполитическом сотрудничестве (1968 г.); Соглашение о запрещении хранения ядерного оружия в Мексике (и в Латинской Америке ) (1973 г.); Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (1996 г.); Соглашение о сотрудничестве в использовании ядерной энергии в мирных целях (2013 г.) и Меморандум о взаимопонимании между иностранными дипломатическими учреждениями обеих стран (2017 г.). [1] [9]

В первой половине 2018 года более 31000 граждан России посетили Мексику с целью туризма. [10] В свою очередь, более 13 000 граждан Мексики посетили Россию для участия в чемпионате мира по футболу FIFA 2018 . [11] Есть прямые рейсы между Канкунами и Москвой с NORDWIND Airlines .


В 2018 году двусторонняя торговля между двумя странами составила 2,3 миллиарда долларов США. [12] Основные статьи экспорта Мексики в Россию: текила, пиво, говядина и автомобили. Российский экспорт в Мексику включает: химические продукты, металлы, вертолеты и боеприпасы. [12] Мексика - третий по величине торговый партнер России в Латинской Америке. [4] Российские транснациональные компании , такие как Силовые машины работают в Мексике и мексиканских многонациональных компаний , таких как Grupo Omnilife , Grupo Maseca , Nemak, Cemex , Mabe, KATCON, Metalsa и Gruma [13] работают в России. [4]

Московкин Владимир Михайлович 1 , Прижигалинский Андрей Валерьевич 2 , Паулина Валойс 3
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, профессор кафедры мировой экономики
2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, магистрант кафедры мировой экономики
3 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, магистр кафедры мировой экономики


Аннотация
С помощью сетевой поисковой машины Google Scholar идентифицированы зарубежные работы по международным сравнениям, в которых участвовали Россия и Мексика. Эти сравнительные исследования охватывали от 2 до 7 стран и относились к актуальным экономическим, финансовым, политическим, социокультурным, экологическим и медицинским проблемам.

Vladimir M. Moskovkin 1 , Andrey V. Prizhigalinskiy 2 , Paulina Valois 3
1 Belgorod National Research University, professor of World Economy Department
2 Belgorod National Research University, undergraduate of World Economy Department
3 Belgorod National Research University, master of World Economy Department


Abstract
Through the web search-engine Google Scholar, there were the foreign works on international comparisons identified, wherein Russia and Mexico took part. These comparative studies covered from 2 to 7 countries and related to the actual economic, financial, political, sociocultural, ecological and medical problems.

Изучая двусторонние внешние связи и сравнения между двумя странами, очень полезно обратиться к библиометрическим экспериментам с помощью Google Scholar и Google Books [1].

Покажем это на примере России и Мексики. Для изучения полноты изученности российско-мексиканских связей и сравнений, в первом приближении достаточно сделать поиск с помощью вышеуказанных инструментов по следующим словосочетаниям: Russia and Mexico, Mexico and Russia, Россия и Мексика, Мексика и Россия, Russian-Mexican relations, Russian-Mexican comparison, Russian-Mexican cooperation, Russian-Mexican trade, Mexican-Russian relations, Mexican-Russian comparison, Mexican-Russian cooperation, Mexican-Russian trade, российско-мексиканские отношения, российско-мексиканские связи, российско-мексиканские сравнения, российско-мексиканская кооперация, российско-мексиканское сотрудничество, мексикано-российские отношения, мексикано-российские связи, мексикано-российские сравнения, мексикано-российская кооперация, мексикано-российское сотрудничество.

Таблица 1 – Встречаемость словосочетаний, относящихся к российско-мексиканским отношениям. Google Scholar. Google Books. 20 мая 2016 г.

Поиск по всему документу

Поиск по названию документа/ полнотекстовые документы

Поиск по всему документу

Всего полнотекстовых документов, с учетом их дублирования в таблице 1, было найдено 17. Из них 16 было англоязычных. Проделаем ниже краткий их обзор.

Работа [7] представляет собой сравнительный исторический анализ взаимосвязи между экологической активностью и отношениями между государством и обществом в 20-м веке в России и Мексике. Она анализирует три основных течения энвайронментализма (или инвайронментализма; environmentalism), которые зародились в очаге социальных революций – в Мексике в 1910 году, и в России в 1917 году, а также те роли, которые каждое из течений играло в процессе демократизации, начавшейся в 1980-х годах. Исследование основано на критической оценке и синтезе следующих теоретических областей: коллективное действие, общественные движения, смена (изменение, преобразование) политического режима и переход к демократии. Научная литература и печатные источники (пресс-источники) используются, чтобы подкреплять и оценивать добытые из них сведения за счет всесторонних и качественных интервью с экологическими активистами, исследователями, юристами и журналистами, а также данными включенного наблюдения (participant observation; тип исследования, введенный в научный оборот Э. Линдеманом, предполагающим сбор информации через непосредственное участие исследователя в событиях и действиях, совершаемых участниками изучаемой группы), проводимого автором в России и Мексике. Основные выводы исследования двукратны: 1) экологическая активность влияет на социальную, а не на политическую демократизацию; 2) тип экологической активности, который имеет наиболее существенное влияние на социальную демократизацию называется социальным энвайронментализмом – движение, которое придает особое значение синергетическому эффекту между борьбой за социальную справедливость и гражданскими правами, с одной стороны, и борьбой против ухудшения состояния окружающей среды, с другой стороны [7].

В статье [8] отмечается, что в 1987 году две страны, имеющие важнейшее значение для США – Россия и Мексика – встали на путь амбициозных экономических реформ. Несмотря на различные исторические, культурные и политические наследия, обе державы были вынуждены взаимодействовать в контексте глобальных политических и экономических преобразований, которые выдвинули рыночные механизмы в центр все более и более интегрированной и конкурентной мировой экономики. В этом зарождающемся порядке эффективность, производительность и частные инвестиции во все большей степени признаются в качестве эффективных, и, следовательно, преимущественных детерминант (решающих факторов) национального прогресса и экономического развития. Напротив, иконы коммунистических и социалистических государственных систем – централизованное планирование (госплан), государственные отрасли народного хозяйства, автаркические экономические структуры и огромный административный бюрократизм – стали восприниматься как факторы, препятствующие росту и национальной экономической безопасности. Отвечая на этот вызов, политические курсы, проводимые и Россией и Мексикой, стремятся к поиску эффективных рыночных систем, которые предоставят улучшенное социальное обеспечение и интеграцию в мировую экономику. Для достижения этой цели они (Россия и Мексика) приняли меры, которые в настоящее время являются стандартным арсеналом режимов экономических реформ во всем мире, такие как приватизация, деколлективизация сельского хозяйства, а также снижение внутренних барьеров для торговли и иностранных инвестиций. Результаты их усилий, однако, разнятся. Несмотря на то, что к сравнению стран с различным историческим прошлым стоит подходить с большой осторожностью, во всем мире целый ряд важнейших политических вызовов (проблем) распределяется (делится) по программам экономических реформ. Даже там, где характеры мер, принимаемых реформистскими правительствами (такие как либерализация цен и продажа государственных предприятий), похожи, такие факторы, как темп и последовательность реформ и гарантия государственной поддержки могут радикально повлиять на конечный результат. В значительной степени благодаря различиям в том, как проводятся реформы, Россия и Мексика стоят на пороге различных экономических перспектив: Мексика, показывающая значительный потенциал, и Россия, имеющая дело с продолжающимися трудностями и долгосрочной неопределенностью. Сравнение имеющихся вариантов развития, взятых на вооружение в России и Мексике, указывает на ряд ключевых требований (необходимых условий) для успешного реформирования централизованной экономики [8]. Эта статья написанная, исключительно, с либеральных позиций контрастирует с работами [2, 6], в которых доказывается наличие общих черт в развитии рассматриваемых стран, включая наличие авторитарных инструментов “управляемой демократии”, которая несет стабильность этим странам.

В работе американского исследователя из университета Колорадо Е.С. Овермана, опубликованной в 1995 г. [9], рассматривается глобальный феномен приватизации, который принимает различные формы, приводит к той или иной степени успеха и влечет за собой широкий спектр положительных и отрицательных последствий. Это трехлетнее исследование сравнивает достижения приватизации в Китае, Мексике и России. Оно было проделано на основе постоянных взаимных визитов экспертов этих стран, сочеталось с формальными и не формальными интервью, причем в Китае и России они брались у правительственных чиновников и ученых, а в Мексике у представителей бизнеса. Серия международных форумов была проведена на базе Graduate School of Public Affairs при университете Колорадо. В работе отмечается, что вышеуказанные страны преследовали и претворяли в жизнь различные политические стратегии, экономические цели, финансовые модели и модели права собственности, а также административные средства приватизации. Каждое рассматриваемое государство столкнулось со специфическими экономическими и социальными последствиями (результатами) своих попыток приватизации. Последовательный набор предпосылок (необходимых условий) для успешной приватизации описан в данной статье. Показано, что приватизация во многом зависит от культурного наследия и социополитического контекста, в котором она имеет место быть [9]. Отмечено, что при проведении приватизации в Мексике уже сложился институт частной собственности, в отличие от Китая и России. На наш взгляд, глубокий и не афишируемый смысл проведения этого исследования состоял в том, чтобы изучить возможности и перспективы участия западных компаний в приватизации громадной государственной собственности России и Китая, которые пошли по пути либеральных реформ.

В работе [10] изучены проблемы страхования сбережений населения, как очень бедных (Бангладеш, Эфиопия, Мали), так и более богатых стран (Россия, Мексика). В ней синтезируются результаты пяти исследований МИИПроП (Международного исследовательского института продовольственной политики – IFPRI) с использованием панельных данных по домашним хозяйствам (панельными называют данные, содержащие сведения об одном и том же множестве объектов за ряд последовательных периодов времени) Бангладеша, Ефиопии, Мали, Мексики и России. Исследована степень, в которой домашние хозяйства способны застраховать и защитить свои сбережения и уровень потребления от конкретных (специфических) экономических шоков и колебаний в реальных доходах. Уровень страхования потребления (consumption insurance) определяется степенью, в которой темп роста потребления домашних хозяйств коварьируется (от сущ. ковариация) с темпом роста доходов домашних хозяйств. Все тематические исследования показывают, что потребление продуктов питания застраховано (обеспечено) лучше, чем непродовольственное потребление, от идиосинкразических (специфических) шоков. Корректировки непродовольственного потребления, по всей видимости, выступают в качестве механизма для частичного страхования продовольственного потребления от последствий изменений доходов. Потребление продуктов питания, скорее всего, также будет охвачено неформальными страховыми механизмами (договоренностями) на уровне общины (сообщества людей), в отличии от непродовольственного потребления. Домашние хозяйства используют портфель (пул) контр рисковых (анти рисковых) стратегий, но не могут быть все в равной степени в состоянии использовать их. Малоимущие (бедные) домашние хозяйства, скорее всего, в меньшей степени способны использовать механизмы, которые зиждутся на первоначальном богатстве как дополнительном обеспечении. В этой связи, публичные (государственные) трансфертные программы должны иметь более пере распределительный эффект [10].

В работе [11] оценивается эффективность показателей нидерландского социолога Герта Хофстеде, определяющих культурные характеристики различных народов, применительно к задачам городского планирования в разрезе шести стран – США, Мексики, Сербии-Черногории, России, Японии и Южной Кореи. Это исследование основано на классической работе Г. Хофстеде 2001 г., в которой многовариантный анализ на основе пятимерной модели автора был проведен для более чем пятидесяти стран мира. В основе модели лежало анкетирование, содержащее 26 вопросов на 6 языках, по которым с помощью сто балльной шкалы оценивались пять показателей: дистанцированность от власти (Power Distance, PDI), избежание неопределенности (Uncertainty Avoidance, UAI), индивидуализм (Individualism, IND), напористость (Masculinity, MAS), стратегическое мышление или ориентация на долговременные цели (Long-term Orientation, LTO). В работе [11] были приведены первичные результаты исследования Г. Хофстеде по рассматриваемым шести странам (табл. 2).

Таблица 2 – Матрица показателей Г. Хофстеде для 6-ти рассматриваемых стран

Читайте также: