Религия японии в 18 веке кратко

Обновлено: 07.07.2024

К основным японским религиям относятся синтоизм и буддизм. Ограниченное распространение получило и христианство, число последователей которого составляет менее 1,5 % населения Японии. В настоящее время также появляются так называемые новые религии, представляющие собой синтез разнообразных элементов различных религиозных систем, чаще всего на базе учения определенной буддийской школы. (Конфуцианство, оказавшее огромное влияние на формирование японской государственности и общества, к религиям не относится и воспринимается в качестве этической, но не религиозной системы. Конфуций, в отличие от Будды и Христа, не был обожествлен.)

Синто

В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов. Нарушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.

Буддизм

Японские религии — общие черты

Согласно данным последнего социологического опроса, на 2010 год 100 с лишним миллионов японцев причисляли себя к синтоистам, 85 миллионов — к буддистам, а 1,9 миллиона человек заявили о приверженности христианству. При этом общая численность населения Японии на тот момент составляла 128 миллионов человек. Ситуация, при которой число верующих превосходит население страны, немыслима для западных культур и совершенно естественна для Японии. Даже будучи христианином, японец не отказывает себе в удовольствии поучаствовать в синтоистских празднествах или попросить у Тэндзин — божества, покровительствующего образованию и ученым, —помощи при сдаче экзаменов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В XVIII в. в Японии прочно утвердились синтоизм и конфуцианство.

Синтоизм– религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в сверхъестественные силы духов и во множество богов;

Буддизм – сёгунат использовал для подчинения себе народа, в XVIII в. стали закрываться все буддийские храмы.

Конфуцианская теория – проповедуемая китайским философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему правителю.

Япония в 17-18 вв.

План работы 1 Социально – политический строй Японии Внешняя политика сёгуната Токугавы Роль религии в Японии 4 .Культура Японии эпохи Токугавы

План работы

1 Социально – политический строй Японии

  • Внешняя политика сёгуната Токугавы
  • Роль религии в Японии

4 .Культура Японии эпохи Токугавы



I . Социально-политическое положение Японии в XVII веке. 260 княжеств с населением 18 млн. человек, из которых 80 % занято в с/х.

I . Социально-политическое положение Японии в XVII веке.

  • 260 княжеств с населением 18 млн. человек, из которых

80 % занято в с/х.

I . Социально-политическое положение Японии в XVII веке. Микадо – японский император – номинальный правитель 1603 г. – власть захватил сёгун (военачальник) Токугава Иэясу Установлен военный порядок

I . Социально-политическое положение Японии в XVII веке.

  • Микадо– японский император – номинальный

Токугава Иэясу

Установлен военный порядок

сёгун (военачальник) Токугава Иэясу

сёгун (военачальник) Токугава Иэясу

Двоевластие в Японии

Сёгуны реально правили государством.

Столица – г. Киото

Столица – г. Эдо , резиденция сёгунов.

Крупные города Японии

Эдо, Киото, Осака, Нагоя, Нагасаки, Хаката

Феодальная структура сёгуната 1.Кугэ – аристократическое окружение императора 2.Даймё – богатые феодалы

Феодальная структура сёгуната

1.Кугэ – аристократическое окружение императора

2.Даймё – богатые феодалы

Социальная структура сёгуната: СИ-НО-КО-СЁ СИ – самураи; самые богатые слои населения и сёгуны Социальная структура КО – ремесленники НО – крестьяне СЁ - торговцы

Социальная структура сёгуната: СИ-НО-КО-СЁ

СИ – самураи;

самые богатые слои населения и сёгуны

Социальная структура

ремесленники

СЁ - торговцы

Внешняя политика сёгуната Токугавы

  • Династия Токугава налаживает контакты с иностранцами.
  • 1542 г.–португальцы, первые иностранцы, обосновались на о. Кюсю и принялись насаждать католическую религию.

1614 г. – указ, запрещающий принимать

иностранную веру

1637 г. – восстание жителей г. Симабар на о. Кюсю

против порядка Токугавы

1638 г. – Япония объявлена страной, совершенно

закрытой для иностранцев.

порт Нагасаки, 2 раза в год, корейские и китайские корабли

Ввоз научной и религиозной литературы, ценили открытия в области техники, медицины

Роль религии в Японии. В XVIII в. в Японии прочно утвердились синтоизм и конфуцианство. Синтоизм – религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в сверхъестественные силы духов и во множество богов; Буддизм – сёгунат использовал для подчинения себе народа, в XVIII в. стали закрываться все буддийские храмы. Конфуцианская теория – проповедуемая китайским философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему правителю.

Роль религии в Японии.

В XVIII в. в Японии прочно утвердились синтоизм и конфуцианство.

Синтоизм – религия, которая произошла из религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в сверхъестественные силы духов и во множество богов;

Буддизм – сёгунат использовал для подчинения себе народа, в XVIII в. стали закрываться все буддийские храмы.

Конфуцианская теория – проповедуемая китайским философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему правителю.

Архитектура

Чайная церемония

Живопись

Синтоизм суть религии – кратко.

Простыми словами, синтоизм – это не совсем религия в классическом понимании этого термина, а скорее философия, идея и культура основанная на религиозных верованиях. В синтоизме не существует определенных канонических священных текстов, нет формальных молитв и обязательных ритуалов. Вместо этого, варианты поклонения очень сильно различаются в зависимости от святыни и божества. Очень часто в синтоизме принято поклонятся духам предков, которые согласно верованиям, постоянно окружают нас. Из вышесказанного можно сделать вывод, что синтоизм — это очень либеральная религия, нацеленная на создание всеобщего блага и гармонии с природой.

Происхождение религии. Где возник Синтоизм.

В отличие от многих других религий, Синтоизм не имеет основателя и определенной точки зарождения во времени. Народы древней Японии долго практиковали анимистические верования, поклонялись божественным предкам и общались с духовным миром через шаманов. Многие из этих практик перекочевали в так называемую первую признанную религию – Синто (Синтоизм). Это случилось в период культуры Яёй примерно с 300-го года до нашей эры по 300-й год нашей эры. Именно в этот период некоторым природным явлениям и географическим особенностям были дани имена различных божеств.

Основные понятия и принципы в синтоизме.

  • Чистота. Физическая чистота, духовная чистота и избегание разрушений;
  • Физическое благополучие;
  • Гармония должна присутствовать во всех вещах. Она должна поддерживаться для предотвращения дисбаланса;
  • Продовольствие и плодородие;
  • Семейная и родовая солидарность;
  • Подчинение личности группе;
  • Почтение природы;
  • Все в мире имеет потенциал как для хорошего, так и для плохого;
  • Душа (Тама) мертвых может влиять на жизнь, прежде чем она присоединяется к коллективному Ками своих предков.

Синтоизм боги.

Богами создателями считаются: Богиня творения и смерти — Идзанами и ее муж Идзанаги . Именно их принято считать создателями островов Японии. Дальше по иерархии, верховными божествами принято считать богиню солнца – Аматерасу и ее брата Сусаноо –бога моря и бури.

К другим значимым божествам в синтоизме можно причислить бога-богиню Инари, которая считается покровительницей риса, плодородия, торговли и ремесленничества. Посланник Инари — лиса, популярная фигура в храмовом искусстве.

  • Эбису – бог удачи и трудолюбия, который считается покровителем рыбаков и торговцев;
  • Дайкоку – бог богатства и покровитель всех крестьян;
  • Бисямонтэн – бог воин-защитник, бог богатства и процветания. Очень почитаем среди военных, врачей и служителей закона;
  • Бэндзайтэн – богиня морской удачи, любви, знаний, мудрости и искусства;
  • Фукурокудзю – бог долголетия и мудрости в поступках;
  • Хотэй – бог доброты, сострадания и добродушия;
  • Дзюродзин – бог долголетия и здоровья.

Вообще пантеон синтоистских богов очень велик и в него входят различные божества, отвечающие практически за все аспекты человеческой жизни.

Святыни и алтари в Синтоизме.

Самая важная святыня Синтоизма — это Великая святыня Исе (Храм Исэ), посвященная Аматерасу со вторичной святыней богине урожая Тоёукэ.

Синтоизм и Буддизм.


Эти знаменитые на весь мир ворота стали символом Японии. Что они означают? Почему они одновременно считаются и символом большой удачи, и проходом в потусторонний мир? Поэтому в Японии принято, что человеку, которого постигла удача, следовало пожертвовать храму тории.


Тории Отэн-мон или божественные врата являются одними из самых больших священных ворот. Находятся они в Киото и были построены в 1985 году вместе с храмом Хэйан Дзингу. Они находятся в 1.5 км от самого святилища.

Но тории бывают и такими. Очень скромными.

Легенда гласит, что однажды богиня-солнце Аматэрасу рассердилась на своего брата бога грома Сусаноо за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля, спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю. Тогда по совету одного мудреца они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. Напротив входа поставили зеркало, и когда Аматэрасу увидела своё отражение, мир снова озарился светом. С тех пор тории стал символом удачи и процветания.

Принципы Синтоизма

Одним из основных принципов синтоизма – это жизнь в гармонии с природой и у людей между собой. Выказывалось уважение к императорской семье, как к божественной родословной.

Причем считается, что и боги, и люди и духи умерших, просто сосуществуют друг с другом, поскольку все находятся в круговороте перевоплощений.

Принципы синтоизма основаны также на том, что если человек живет с чистым и искренним сердцем и видит мир таким как он есть, то он уже по этой причине добродетелен и находится на своем месте.

В синтоизме зло – это отсутствие гармонии, ненависть и эгоизм, нарушение общего порядка, существующего в природе.

Синтоизм государственная религия Японии

В 1868 году Синтоизм в Японии становится государственной религией, до 1947 года, когда приняли новую конституцию и почему-то император перестал считаться живым богом.

Что касается современного синтоизма, то и в настоящее время в Японии существуют десятки тысяч храмов, где проводятся ритуалы божеств или духов предков. Храмы обычно строят на природе, в красивых местах.

Центральным местом в храме является алтарь, на котором ставится какой-то предмет, в котором находится дух божества. Этим предметом может быть и камень, и часть дерева, и даже табличка с надписью.

А еще в синтоистском храме могут существовать отдельные места для приготовления священной еды, для заклинаний и танцев.

Существую целые сборники книг, как правильно выполнять обряды богов, как в обычных храмах, так и в храмах императорского двора. Синтоизм служил сплочению японского народа, ведь считается, что сначала существовали именно боги, и они дали рождение, как Японии, так и династии китайских императоров.

Величественны японские красные ворота, возвышающиеся над водой, у святилища Ицукусима.



Миядзима - остров плывущих ворот. Тории стоят прямо в море.

Школьники и косули на каждом шагу


Самые большие тории.

Одни из самых больших японских ворот находятся на входе в синтоистское святилище Хэйан-дзингу. Само строение изображает Императорский дворец в Киото.


Вторым по популярности и узнаваемости памятником Японии с воротами в японском стиле является святилище Фусими Инари Тайся, расположившийся в Киото. Здесь тысячи торий, поставленных одни за другими, образуют своеобразную галерею, аркаду, таинственную и загадочную.



Тысячи торий в самом знаменитом в Киото Фусими Инари. Коридор длиной почти в пять километров ведет по горе в пять главных молелен храма. Примечательно и то, что все тории, расположенные здесь, - это пожертвования частных лиц или больших корпораций.

Храмы Синто


Храм Исэ — главная синтоистская святыня в Японии. Синтоизм, наряду с буддизмом, является основой религией в Японии.









На подступах к храму всегда есть небольшой бассейн или водоем для проведения очистительного ритуала. Непременный атрибут синтоистского храма — толстая веревка, сплетенная из рисовой соломы. Ритуал посещения храма очень прост. В месте для омовений верующий ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот, после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым.


Комаину – это скульптурные изображения животных, похожих на льва или собаку, расположенные по обе стороны входа в святилище или с двух сторон Павильона поклонения.

Храмы Синто внутри







Приблизившись к храму, верующий может позвонить в колокол, если таковой имеется — чистое звучание колокола отпугивает злых духов и умиротворяет душу. Далее, опустив в стоящий перед алтарём деревянный решётчатый ящик монету, два раза хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание божества, очень тихо либо вообще мысленно произносит короткую молитву произвольной формы и кланяется.

Красивые зарисовки в храмах и вокруг







Японцы с детства привыкают к национальным одеждам. Эта кроха послала мне "Хай" своей крохотной ручкой. (Правда оператор я не очень:)


Пагоды на каждом шагу

 (700x468, 63Kb)


Философия синтоизма.
Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, являются покровителями семей и родов. Другие ками представляют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.
Богиня Аматэрасу.

 (700x525, 106Kb)

Синтоизм и буддизм.
Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами.
Синтоистский храм.

 (500x333, 108Kb)

Буддистский храм.

 (700x571, 66Kb)

Японский самурай приготовился к совершению обряда сэппуку(харакири). Данный обряд осуществлялся путем вспарывания живота острым клинком вакадзиси.

Культ синтоизма.
Храмы.
Храм, или святилище синто — место, где отправляют ритуалы в честь богов. Существуют храмы, посвящённые нескольким богам, храмы, в которых почитаются духи умерших определённого клана, а в храме Ясукуни почитаются японские военные, погибшие за Японию и императора. Но большинство святилищ посвящаются одному определённому ками.
В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция сооружения таких святилищ появилась не позже VI века.

 (424x450, 59Kb)

Часть храмового комплекса Тосегу.

Храмовый комплекс Эдипу.

 (600x450, 58Kb)

Сады духа: храм Кодайдзи.

 (346x450, 31Kb)


Священнослужители.
Священники синто именуются каннуси. В наше время все каннуси разделяются на три разряда: священнослужители высшего ранга — главные священники храмов, — называются гудзи, священники второго и третьего рангов, соответственно, нэги и гонэги. В старину рангов и званий священников было существенно больше, кроме того, поскольку знания и должность каннуси передавались по наследству, существовало множество кланов священнослужителей. Помимо каннуси, в ритуалах синто могут принимать участие помощницы каннуси — мико. В крупных храмах служит несколько каннуси, а кроме них также постоянно работающие при храмах музыканты, танцовщики, различные служащие. В маленьких святилищах, особенно в сельской местности, на несколько храмов может приходиться всего один каннуси, причём он нередко совмещает занятие священника с какой-либо обычной работой — учителя, служащего или предпринимателя. Ритуальное облачение каннуси состоит из белого кимоно, плиссированной юбки (белой или цветной) и чёрной шапочки. Надевают его только для религиозных церемоний, в обычной жизни каннуси носят обыкновенную одежду.
Каннуси.

 (286x423, 80Kb)


Синтоизм в современной Японии.
Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой — лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто. В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники синто проходят очень красочно, сопровождаются, в зависимости от традиций конкретной провинции, факельными шествиями, фейерверками, костюмированными военными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.
Современный синтоистский священник.

 (320x450, 31Kb)


Золотой зал храма Тосюндзи - усыпальница представителей рода Фудзивара.

 (678x450, 51Kb)

Комплекс храма Ицукусима на острове Миядзима (Префектура Хиросима).

 (661x450, 60Kb)

Монастырь Тодайдзи. Зал Большого Будды.

 (500x450, 36Kb)

Древнее синтоистское святилище Идзумо Тайся.

 (700x469, 162Kb)

Храм Хорюдзи [Храм процветания Закона] в Икаруга.

 (664x450, 52Kb)

Старинный павильон во внутреннем саду синтоистского храма.

 (669x450, 56Kb)

Храм Хоодо (Феникса). Буддийский монастырь Бёдоин (префектура Киото).

 (480x311, 25Kb)

о. Бали, Храм на озере Братан.

 (674x450, 74Kb)

Пагода храма Кофукудзи.

 (673x450, 57Kb)

Храм Тосёдайдзи - главный храм буддийской школы Рицу

Читайте также: