Религия в средневековье кратко

Обновлено: 08.07.2024

Средневековая Европа в течение раннего и в начале высокого Средневековья стала христианской.

Еще в раннем Средневековье ислам проник в Европу — арабы завоевали Пиренейский полуостров, и Реконкиста (т.е отвоевание захваченных арабами земель) была по существу религиозной войной. Затем ислам был принесен на Балканский полуостров в результате завоеваний турками-османами.

Мир ислама в средние века был гораздо многочисленнее мира христианского, занимал значительно большие территории. К востоку от мусульман проживали приверженцы еще одной мировой религии — буддизма. Многие народы Азии, Африки, Америки исповедовали свои собственные религии. Религиозные ценности являлись одной из важнейших характеристик той или иной средневековой цивилизации.

Буддизм в азиатских цивилизациях. Родиной буддизма была Индия. В течение нескольких веков учение Будды привлекало к себе немногочисленных отшельников. В начале нашей эры буддизм приобрел огромное влияние на своей родине. Этому во многом способствовало возникновение нового направления в этой религии — Махаяны. Именно Махаяна превратила буддизм из малочисленной секты отшельников в мировую религию. Первоначальный буддизм (Хинаяну) многие ученые даже не считают религией, ибо Будда, например, почитался там как учитель, но отнюдь не бог. Основные положения учения Будды в Махаяне сохранялись, например представление о бесконечной цепи перерождений живых существ с воздаянием за хорошие поступки в прежней жизни, осознание того, что жизнь — это страдание, и избавиться от этого бесконечного круговорота перерождений с их земными страданиями можно, лишь достигнув нирваны (небытия). Но такой путь к спасению был доступен для избранных, изолировавших себя от остального мира. И в Махаяне появилось более доступное для многих людей учение о рае и аде (пусть как о временных состояниях человека перед очередным перерождением). Будда превратился в божественное существо во множестве обличий, появились роскошные храмы с пышными украшениями, была создана сложная система богослужений и обрядов. Однако Индии буддизм не удержался и был вытеснен индуизмом, который освящал то, что отрицал буддизм, разделение на касты.

Тем не менее буддизм широко распространился в регионах Азии — в Китае, Корее, Японии, Юго-Восточной Азии, Индонезии, Средней Азии и т.д. Нередко самая старая из мировых религий сосуществовала с местными религиями, и вместо религиозной нетерпимости (без чего трудно представить христианство и ислам) в ряде азиатских цивилизаций происходило взаимопроникновение различных религиозных систем.

Во многих монастырях имелись библиотеки. Монастырям принадлежало большое количество земли, зависимых людей. Это вызвало недовольство конфуцианцев и императоров, и в середине в. многие буддийские монастыри были закрыты. Однако буддизм в Китае сохранился и оставался существенной частью религиозной жизни китайцев.

Большинство населения Китая молилось в храмах всех трех религий. Учение конфуцианства, активно внедрявшееся императором и чиновниками, воспринималось как необходимые правила поведения в обществе, семье, с подчинением низшего высшему, младшего старшему. Даосизм с его древними верованиями во множество духов, гаданиями, предсказаниями давал выход чувствам человека. Буддизм же давал человеку надежду на избавление от невзгод жизни, на лучшую будущую долю.

Многие храмы, монастыри и настоящими шедеврами архитектуры, как, например, Золотой храм в Японии, являющийся самым большим деревянным сооружением в мире. Храмы украшались скульптурами, фресками, барельефами. Буддийские монастыри в Средневековье были настоящими центрами культуры. Там жили и творили ученые, художники, хранились и переписывались религиозные тексты, научные трактаты, эпические произведения.

Ислам в средневековых цивилизациях Азии и Африки. Ислам, возникший в начале VII в., является самой молодой из трех мировых религий. Родина ислама — Аравийский полуостров, основателем этой религии был Мухаммед. Процесс распространения ислама среди арабов был непосредственно связан с объединением арабских племен в одно государство под началом Мухаммеда. В отличие от буддизма и христианства ислам приобрел положение государственной религии еще при жизни своего основателя.

Вскоре после смерти пророка была составлена священная книга мусульман — Коран. Это запись изречений Мухаммеда, которые, по его словам, он получил от Аллаха через посредничество архангела Джебраила. В в. было составлено и священное предание мусульман — Сунна. Сунна представляет собой записи устных преданий о поступках, высказываниях самого Мухаммеда по тому или иному поводу.

Главный догмат ислама — вера в одного Бога (Аллаха), все остальные боги — ненастоящие. Именно эта идея — необходимость для всех арабских племен отказаться от поклонения множеству ложных богов и принять истинную веру в Аллаха — использовалась Мухаммедом и его сподвижниками для объединения арабов. При последующих завоеваниях арабами-мусульманами других стран большую роль сыграла и другая идея — джихада, т.е. священная воина с неверными. В соответствии с этим представлением воины, павшие в войне за ислам, сразу и навсегда попадут в рай. Они будут избавлены от страшного суда в конце света, на котором Аллах вынесет свои окончательный приговор каждому человеку. Представление о том, что все в мире предопределено Аллахом, также способствовало успеху завоевании воин-мусульманин бесстрашно шел в бой будучи увенным, что без воли на то Аллаха ни один волос не «падет с его головы.

Мир ислама отнюдь не исчез с падением Арабского халифата. В новых государствах, образовавшихся на его территории, по-прежнему господствовал ислам. Более того, мир ислама значительно расширился в результате турецких завоеваний в Малой Азии и на Балканах, завоеваний мусульман в Индии, походов марокканских султанов в Тропическую Африку, торговых контактов мусульманских купцов с городами Африканского побережья Индийского океана. Мир ислама и по территории и по количеству населения в Средневековье был намного большим, чем мир христианский. Враждебность между ними возникла еще во время походов арабов на Византию и в Западную Европу. Эта вражда особенно обострилась в ходе крестовых походов западноевропейцев, когда обе воюющие стороны обращались к лозунгам священной войны против иноверцев, а затем в результате турецких завоеваний.

На протяжении Средневековья шииты подвергались гонениям, под знаменем шиизма нередко вспыхивали народные восстания с идеями социального равенства.

Ислам глубоко проник в сознание и быт его приверженцев. Мусульмане верили, что все в мире происходит по воле Аллаха. Суд в исламских странах происходил по нормам шариата — свода религиозных и юридических правил, основанных на положениях Корана и Сунны. Для каждого мусульманина была обязательна ежедневная пятикратная молитва, раз в год в течение месяца — пост с запретом есть в дневное время. Строго регламентировалось даже то, что можно употреблять в пищу и пить. Запрещалось, например, есть свинину и пить вино.

Ислам не поощрял изображений живых существ. В средневековом исламском искусстве мы редко встретим изображения людей и животных. Зато особым совершенством отличались орнаменты, архитектурные сооружения, из которых особым изяществом выделялись мечети. Мечети были не только местом для молитв и проповедей, но и местом массовых собраний жителей, где обсуждались и решались их насущные дела. При мечетях существовали и школы.

Живой бог-правитель возглавлял многочисленное жречество, представители которого не только соверши обряды, гадания, лечили больных, но и уча-твовали в судебных разбирательствах.

Достаточно сложными были религиозные верования в цивилизациях Америки, где поклонялись богам, которые олицетворяли небесные светила. Солнце, например, было главным богом инков, а верховный инка считался его сыном. Инки обоготворяли природные стихии, верили во множество богов, от которых зависел урожай.

По верованиям ацтеков, во Вселенной постоянно происходит борьба двух противоположных начал (света и тьмы, жизни и смерти). Мир развивается по циклам, в каждом цикле, длившемся чуть более 50 лет, был свой бог Солнца. Конец каждого цикла сопровождается страшными катастрофами с бедствиями для обитателей земли. Ацтеки считали: чтобы избежать всемирной катастрофы, богам нужно постоянно приносить человеческие жертвы, иначе без пищи боги умрут, а это вызовет гибель Вселенной. Майя считали особенно важным приносить человеческие жертвы богу Солнца, чтобы солнце не обессилело и не остановилось на небе.

В американских цивилизациях слой жречества был весьма многочисленным и влиятельным. Обычно один из главных богов в религиях индейцев считался основателем жречества и письменности. Жрецы не только контролировали духовную жизнь населения американских государств, но и вели астрономические наблюдения, предсказывали погоду, были хранителями календаря, имевшего важное значение для земледельческих работ.

В средние века основные центры цивилизации возникали на окраинах прежнего античного мира, и там создавались новые мощные очаги культуры. Это Западная Европа, Византия, Ближний и Дальний Восток.

В каждом из этих центров художественная культура имела свое неповторимое лицо. Но, несмотря на это, можно выделить следующие общие черты и особенности всей средневековой художественной культуры:

1. Стремление к универсализму, обобщенности;

2. Объединение наследия древних цивилизаций с энергией молодых народов;

3. Столкновение христианских идей и языческих представлений;

4. Развитие религиозной, светской и народной культур;

5. Прикладной характер искусства в последний период расцвета ремесленного труда;

6. Выражение основных жизненных позиций через систему условностей, символов и аллегорий;

7. Обращение к внутреннему миру человека. Умение видеть его духовную красоту не только в телесно прекрасном образе. Восприятие души и тела как двух противоположных начал, в которых душе отдавалось предпочтение;

8. Господство религиозного мировоззрения.

В средние века формируется новый религиозный тип культуры, пришедший на смену мифологическому. Религия стала одной из главных движущих сил этой эпохи, ей принадлежит роль фундаментальной мировоззренческой основы духовной жизни Средневековья. Три мировые религии: христианство в Европе, буддизм и ислам – на Востоке – на протяжении всего Средневековья определяли философию и художественную культуру. Сформировавшиеся на почве национальных религий, они объединили верующих независимо от их этнических, языковых и политических связей.

Главная цель мировых религий – познать самого себя, окружающий мир и Бога. Основателей всех трех религий волновали одни и те же вопросы. Как устроен мир? Почему не все люди счастливы? Почему они умирают? Что есть Бог? Они давали на них в чем-то разные, но все же весьма схожие ответы.

Человеку каждой эпохи присущи свои представления о мире, о природе и обществе, о времени и пространстве. Античный человек был частью вечного гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством. Основными добродетелями античности были справедливость, мудрость, мужество.

Такая переориентация сознания на мир идеальный, духовный становится главной тенденцией средневековой культуры, основу которой составили три мировые религии: христианство, буддизм и ислам.

Буддизм – самая ранняя по времени из мировых религий – зародился в VI веке до н.э. в Индии. Согласно этому вероучению, земная жизнь человека – это страдание, и только после смерти его душа с помощью Будды сможет достигнуть блаженства – нирваны.

В древних буддийских легендах рассказывается об основателе этой религии – Будде как о реальном человеке, сыне царя небольшого североиндийского государства, жившем в 623-544 гг. до н.э. Его звали Сиддхартха Гаутама.

— правильный образ жизни

По буддийскому учению восьмеричного круга перерождений, или колеса жизни, после смерти люди возрождаются в одном из шести миров бытия. И от поведения человека зависит, в каком из шести состояний будет его перерождение в следующей жизни. Гаутама искал способ выйти из круга перерождений и обрести покой и блаженство в состоянии нирваны. Буддизм, в отличие от других религий, предоставляет каждому человеку возможность стать буддой, если он сумеет изменить свою жизнь.

Христианство является второй по времени возникновения и самой распространенной сегодня в мире религией. Оно возникло в I веке в восточной части Римской империи – Палестине. Сначала его носителями были преследуемые властью секты верующих в единого бога Иисуса Христа – Спасителя.

Литературными источниками изучения раннего христианства являются канонические книги Нового завета: четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) – повествующие о земной жизни Иисуса Христа, неканонические произведения – легенды, не признанные церковью, так называемые апокрифы, сочинения апологетов, т.е. защитников христианства от литературных врагов, и отцов церкви.

Источник: Вачьянц А. Три мировые религии Средневековья //Искусство. Июль 2000. №25.

Рубрики Библиотека> Это интересно! Метки: буддизм, ислам, культура, христианство

Как мы помним, ещё в эпоху Древнего мира возникли такие религии, как христианство, иудаизм, буддизм. В Средние века христианство стало господствующей религией во всех странах Европы. В европейских городах возводились красивейшие христианские храмы, которые и по сей день поражают воображение.

shutterstock_1717989523.jpg

Среди стран, принявших христианство в качестве господствующей религии, была и Древняя Русь. Это произошло в конце \(X\) века.

Крещение_Руси.jpg

Исповедующие иудаизм евреи в Средние века были лишены государства и рассеяны среди других народов, но сохранили свою религию.

Fotokon Shutterstock.jpg

Возникший в Индии буддизм в Средние века получил широкое распространение во многих странах Восточной Азии.

shutterstock_1075025648.jpg

В Средние века возникла новая мировая религия — ислам. Его основателем стал пророк Мухаммед, живший в Аравии в конце \(VI\) — начале \(VII\) веков. Он призывал всех уверовать в единого Бога, на основе его проповедей была составлена главная священная книга ислама — Коран. Мусульманами — так называют последователей ислама — впоследствии стали не только арабы, но и многие другие народы.

Христианство, иудаизм, буддизм, ислам и сегодня исповедуют многие люди, в том числе и в нашей стране.

Еще одна причина влиятельности церкви, особенно в раннее средневековье - это общий культурный упадок, вырождение античной культуры, наступившее после V с. Разрушались политические, культурные связи, большинство населения стала аграрным. Грамотность превращается в редкость. На смену классической приходит вульгарная (народная) латынь. В таких условиях именно церковь выступает хранителем античного культурного наследия. Священники оказываются самым образованным людьми.

В период раннего и среднего Средневековья католическая церковь контролировала все сферы жизни человека: от политики до духовного мира личности. Каждый шаг человек делал с разрешения духовенства. Эта позиция привела церковь к двойной морали. Церковь требовала от прихожан строгого соблюдения всех моральных норм, но себе позволяла невозможное.




Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни.

Еще одна причина влиятельности церкви, особенно в раннее средневековье - это общий культурный упадок, вырождение античной культуры, наступившее после V с. Разрушались политические, культурные связи, большинство населения стала аграрным. Грамотность превращается в редкость. На смену классической приходит вульгарная (народная) латынь. В таких условиях именно церковь выступает хранителем античного культурного наследия. Священники оказываются самым образованным людьми.

В период раннего и среднего Средневековья католическая церковь контролировала все сферы жизни человека: от политики до духовного мира личности. Каждый шаг человек делал с разрешения духовенства. Эта позиция привела церковь к двойной морали. Церковь требовала от прихожан строгого соблюдения всех моральных норм, но себе позволяла невозможное.

Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни.

В раннем средневековье в духовно-культурной сфере усиливается роль религии и духовенства. Выработалась система отношений светской и церковной властей. В течение первого тысячелетия нашей эры в Западной Европе христианство из сообщества гонимых немногочисленных сторонников учения Христа превратилось в мощную надгосударственную силу.

Симония – приобретение за деньги церковных должностей.

Целибат – это обязательное безбрачие духовенства.

Григорий VII боролся с императором Генрихом IV за инвеституру.

Инвеститура – это право назначения на церковные должности.

Григория VII канонизировали в 1606 году.

Готовые работы на аналогичную тему

Цезаропапизм – это термин, используемый для обозначения отношений между властью императора и церковью в Византии, в которых император выступал главой Церкви.

Религия в средневековых обществах востока

В арабском мире VII–X века ислам определял все стороны общественной и государственной жизни.

Буддизм не удовлетворял интересы правящих кругов Индии. В его лоне возникли разнообразные секты, которые выступали против кастовых и варновых привилегий, проповедовали идеи экономического и религиозного равенства. В противовес буддизму происходит восстановление и реформирование древней брахманистской религии, на базе которой возник индуизм. В индуизме не было церковной иерархии и церковного аппарата. Брахманы по праву рождения становились духовными наставниками верующих, которым предписывалось повиноваться под страхом гнева богов. Индуизм вытеснил буддизм, который распространилсяв основном за пределами Индии.

  • между государем и чиновниками;
  • между родителями и детьми;
  • между мужем и женою;
  • между младшими и старшими братьями;
  • между друзьями.

Читайте также: