Религия в новое время кратко

Обновлено: 05.07.2024

Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных ру­бежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значи­тельную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиа­не их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Аф­рику. Однако, если на юго-западе Европы мусульманское население, таким образом, резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как пра­вославных, так и католиков, часть которых была вынуждена при­нять веру завоевателей — ислам.

Католическая церковь к нача­лу Нового времени выглядела, как ни­когда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а пор­тугальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из З. Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся ар­хитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.

Цер­ковь по-прежнему активно занималась предпринимательской деятельностью. Благодаря разнообраз­ным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижи­мого имущества, которым распоряжа­лась с большой для себя выгодой. Важной статьёй её доходов была си­мония— продажа церковных долж­ностей, представлявшая собой завуа­лированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму де­нег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за испол­нение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой(от лат. - без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмез­дия в загробной жизни.

Как видим, кризис церкви н. XVI века мало отличается от подобных явлений X-XI вв. (призыв монахов Клюни к очищению церкви) или XIII в. (создание ордена-нищих францисканцев, доминиканцев).

Лютеранство.

Эти тезисы благодаря печатному станку Иоганна Гутенберга, разошлись по всей Германии в огромном количест­ве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их ис­правления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его тре­бованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церков­ных отношений.

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притяза­ния обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противо­поставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только искренне верящий человек. Показа­телем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной люб­ви к Богу Лютер считал благонравное поведение. Он осуждал аске­тизм, но требовал чётко разделять церковные и мирские интересы.

Единственным источником истины Лютер провозглашал Священ­ное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на не­мецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исклю­чительно к разъяснению смысла Священного Писания.

Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения ду­ховенства как особого сословия. Его место должны были занять про­поведники (пасторы),отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и цели­бат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли ин­дульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мне­нию, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жиз­ни церковных сановников.

В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге с изложением основных прин­ципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, бли­жайший сподвижник Лютера. Согласно новым принципам вероучения упразднялись пышные богослужения, а также по­читание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (главной церковной службы, соверша­емой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное мес­то в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная ор­ганизация сохранялась, но из подчинения папе римскому она пере­ходила в ведение светских монархов.

К сер.30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северных районах Германии (Пруссия, владе­ния древнего Тевтонского ордена), а также на землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония).

Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.

Реформация и крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.)

Еще одним идейным документом восставших, который стал проектом имперской реформы, стала "Гейльброннская программа",подготовленная Венделем Гиплером.Она отражала интересы, прежде всего зажиточных горожан, предусматривала введение в интересах развития торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а также ликвидацию внутренних таможенных барьеров. "Гейльброннская программа" была направлена на централизацию германского государства.

Отсутствие единого сильного руководства, неспособность к объединению крестьянских отрядов в одно большое войско привело в конечном итоге к их поражению.

Кальвинизм.

Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Ре­формации выступил французский богослов Жан Кальвин,живущийв Женеве (Швейцария).

В его воззрениях было много общего с лютеранством. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Ве­рующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, ведь под личиной благонравия нередко скрыва­ются ханжество и лицемерие.

Кальвин положил в основу своих воззрений учение оБожествен­ном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждо­му его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное бла­женство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его за­слуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются ус­пех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональ­ной деятельности.

Кальвинизм про­возглашал новые моральные ценности — умеренность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

Привле­кательность кальвинизма также объяснялась тем, что на место официаль­ной церкви он ставил самоуправляющиеся религиозные общины, независимые от духовных и светских властей. Этим кальвинизм от­личался от лютеранства, которое фактически превратилось в госу­дарственную религию.

Кальвинизм получил распространение главным образом во Фран­ции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В кон­це XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называ­ли пуританами.

Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Поводом для этого стало желание короля Генриха VIII развестись со своей женой и запрет папы Климента VII. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу и сам стал назна­чать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требо­вание Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монас­тыри, имущество которых отошло к государству.

Важнейшее значение имел Акт оверховенстве, провозглашавшийкороля главой английской церк­ви. Реформация в Англии приняла необратимый характер после восшествия на престол королевы Елизаветы в 1559 г. В начале её правления парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви и принял Акт об унификации, согласно которому все англи­чане обязывались совершать богослужения в соответствии с прави­лами реформированной церкви.

Контрреформация

Одним из наиболее действенных средств религиозной борьбы становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491-1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и рас­пространение католицизма в Европе и во всем мире. В от­личие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церков­ные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на обществен­ную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию моло­дёжи и государственной службе. В разных странах создавались учеб­ные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, вы­полняли их дипломатические поручения.

Религиозные войны.

Столкновение Рефор­мации и Контрреформации привело к многочисленным религиозным войнам,в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. За­частую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Ни­дерландское восстание 60-70-х гг. XVI века), борьбы фео­дальных семей и группировок за власть (французские рели­гиозные войны 2 пол. XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габ­сбургами XVI - XVII вв.).

В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации.

В Германии в ходе реформации ряд немецких княжеств перешли в лютеранство вместе со своими подданными, что привело к конфликту с католиками и императором. Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католиче­ские княжества, начали борьбу с протестантами, которая за­кончилась поражением императора Карла V. В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, кото­рый установил полную независимость князей в религиозных во­просах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла, и Карл V отрекся от власти.

Во 2 пол. XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государ­ства. Протестантскими были в основном северные страны — Анг­лия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

Во Франции во 2 пол. XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугено­тами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассальное королевство на юге страны) Антуан Бурбон (позднее его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колиньи. Вождя­ми католиковбыли герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти и поэтому гугенотами стали многие знатные люди. Буржуазия чаше придерживалась католичества.

На первых порах борьба не являлась непримиримой и в 08.1572 г. между противниками был заключен мир. Протестанты получили право занимать госу­дарственные должности, проводить свое богослужение. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадь­бу съехались гугеноты. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами.

23.08.1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея католикинапали на гугенотов. В ходе варфаламеевской резни погиб адмирал де Колиньи, а Генрих Наваррский бежал. В Париже было перебито ок. 3 тыс. гугенотов, после чего резня перекину­лась в провинцию. Война вспыхнула с новой силой в ходе, которой погибли многие вожди противоборствующих сторон.

В 1589 г. Генрих IV Наварр­скийстал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж, а в 1598 г. король провоз­гласил Нантский эдикт,завершивший религиозную войну.

Като­лицизм оставался господствующей религией, но гугеноты полу­чили свободу вероисповедания, сохранили за собой ряд крепос­тей, вооруженные силы. Этот конфликт привел к гибелипочти миллиона человек.

Внутренний конфликт с самого начала осложнялся иностранным вмешательст­вом. Гугенотов поддерживала английская королева Елизавета и гер­манские протестантские князья, католиков — испанский король Фи­липп II и его итальянские союзники. В свою очередь, французские гугеноты оказывали поддержку своим единоверцам в Нидерландах, боровшимся за независимость от католической Испании.


Урок рассказывает о религиозных противоречиях в Европе и положении католической церкви. Анализируются причины начала Реформации и деятельность Мартина Лютера. Особое внимание уделено реформационному движению в Германии и событиям, повлиявшим на подписание Аугсбургского мира.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Религия и церковь в начале Нового времени. Начало Реформации"

В ходе урока вы узнаете о религиозных противоречиях в Европе, положении католической церкви, учении Мартина Лютера и Реформации в Германии.

Религиозные противоречия в Европе. В XVI веке большая часть европейского населения исповедовала христианство. Оно разделялось на две ветви – католицизм и православие.

Католики проживали в основном в Западной Европе и относились к Римско-католической церкви. У католиков был общий духовный лидер – папа римский.

Православные составляли большинство населения Восточной Европы. В процессе исторического развития возникло несколько самостоятельных церквей. Они не имели общего лидера.

Между двумя ветвями христианства постоянно возникали разногласия. Причин тому было несколько:

попытки пап подчинить своему влиянию православных европейцев (сделать это они пытались посредством церковных уний).

Южные и юго-восточные европейцы имели тесные контакты с мусульманами. Еще в период Средневековья на Пиренейском полуострове проживали арабы, которых в Европе называли маврами. Но после окончания Реконкисты арабы массово переселились в Северную Африку. А те, кто остался в Европе, приняли христианство.


На Юго-Востоке количество мусульман увеличилось после османского завоевания. Пала Византийская империя. Многие балканские народы вынужденно приняли ислам. Это были жители Болгарии, Македонии, Сербии и многие другие.

В Европе также проживали иудейские общины. Изначально это были выходцы из Ближнего Востока, пришедшие вместе с арабами на Пиренеи. Со временем они расселились по всей Европе.

Католическая церковь. Римско-католическая церковь в период позднего Средневековья была достаточно могущественной. После начала Великих географических открытий она распространила свое влияние на разные части света. Достигалось это посредством миграции населения и деятельности миссионеров.

Популяризацией церкви занимались деятели искусства эпохи Возрождения, которым покровительствовали римские папы.

Католическая церковь оставалась равнодушной к критике со стороны простых людей, недовольных расхождением между тем, что проповедовали духовники и их поступками.

Высшие духовные лица погрязли в роскоши и вели себя как князья, они не соблюдали церковные обеты и устав.

Церковь получала огромную прибыль от различных поборов. Например, десятины или платы за обряды. Она же стала крупным собственником имущества, как движимого, так и недвижимого.

Активно шла торговля индульгенциями – грамотами об отпущении грехов.

Люди жаловались на утрату веры, полное равнодушие к религии, уклонение от обрядов. Все эти явления связывались с пороками, в которых погрязла католическая церковь. Стали появляться призывы к ее реформе.

Мартин Лютер. 31 октября 1517 года монах и теолог Мартин Лютер выступил с критикой церковной практики продажи индульгенций. Этому предшествовало издание папой Львом X буллы о продаже индульгенций для сбора средств на строительство Собора святого Петра и спасения человеческих душ.


В октябре 1517 в окрестностях германского Виттенберга появился монах Тецель, ездивший с двумя большими ящиками. Один из них был наполнен индульгенциями, а другой – деньгами, вырученными за продажу. Это вызвало возмущение Лютера.

Первоначально Мартин Лютер осуждал лишь отдельные проявления недостатков церкви. Однако все его предложения остались без внимания со стороны высшего духовенства. А сам Лютер подвергся гонениям, превратившись в оппозиционера. Итогом его деятельности стала революция в религиозно-церковных отношениях.


Свои тезисы Мартину Лютеру удалось распространить с помощью печатного станка, на котором он отпечатал множество экземпляров своей работы. Вскоре его идеи нашли массовую поддержку. Началась Реформация – общественное движение в Западной Европе, возникшее в XVI веке и направленное на проведение церковной реформы.

Одной из задач Реформации стала разработка новой этики и морали, которыми люди могли бы пользоваться в повседневной жизни.

Мартин Лютер подверг критике желание духовенства стать посредником между людьми и Богом. Обоснованием этим попыткам служило церковное учение о спасении души через соблюдение обрядов.

Учение Лютера основывалось на спасении души верой. А показателем любви к Богу являлось благопристойное поведение человека. Мартин Лютер считал, что нужно четко разделить религиозные, светские, церковные и мирские интересы. А наивысшей ценностью объявил трудолюбие. Лютер называл важным любой труд, приносящий пользу и доход.

Лютер хотел, чтобы было упразднено духовенство как сословие. Вместо них нужно назначить пасторов, отличающихся от простых людей только осведомленностью в религиозных вопросах.

Источником веры, по мнению Мартина Лютера, должна быть только Библия и каждый человек может ее изучать самостоятельно, не прибегая к помощи церкви. В свою очередь задача церкви – разъяснить смысл Писания при необходимости. В период своего изгнания Лютер сделал первый перевод Библии на немецкий язык.

Лютер призывал церковь отказаться от всех поборов, десятины, продажи индульгенций и роскошного убранства.

В 1520 году была издана папская булла об отлучении Лютера от церкви, однако он сжег ее.


Реформация в Германии. Народ был взволнован идеями Лютера. Среди его сторонников были как простые люди, так и князья.

В 1524 – 1525 годах шла Крестьянская война. Предводитель восстания Томас Мюнцер считал, что, если крестьяне и ремесленники возьмут власть в свои руки, они смогут восстановить в мире порядок, который будет соответствовать божественному замыслу.

В 1530 году собрался Аугсбургский Рейхстаг, где основные принципы лютеранства изложил Филипп Меланхтон. Его идеи касались в основном обрядовой стороны учения.

Были упразднены пышные богослужения и почитание икон.

Вместо мессы вводилось простое богослужение, основанное на проповеди пастора.

Из семи таинств сохранены были только крещение и причастие.

Церковь переходила в подчинение светских правителей.

Борьба длилась на протяжении нескольких лет, пока в 1555 году не был заключен Аугсбургский мир, по которому католики и протестанты уравнивались в правах, а население германских земель исповедовало ту религию, которой придерживался князь.

Сторонники лютеранства появились и в других государствах Европы, преимущественно Северной. Это были Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия и Прибалтика.

Давайте подведем итоги.

К началу XVI века в Европе обозначились противоречия между разными религиозными течениями.

Призывы к реформе католической церкви были связаны с недовольством населения ее действиями.

Согласно Аугсбургскому миру католики и протестанты Германии были уравнены в правах.


Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных рубежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значительную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиане их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Африку. Те, кто рискнул остаться, приняли христианскую веру (их называли морисками). Но если на юго-западе Европы мусульманское население таким образом резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как православных, так и католиков, часть которых была вынуждена принять веру завоевателей — ислам.

Кроме христиан и мусульман, в Европе издавна имелись сравнительно немногочисленные иудейские общины. Они объединяли потомков выходцев с Ближнего Востока, которые ещё в Средние века вслед за арабами-завоевателями пришли на Пиренейский полуостров и оттуда уже расселились по другим странам.

2. Сила и слабость католической церкви. Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из Западной Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.


Торговля индульгенциями в церкви. 1520 г.


Продавец индульгенций. Карикатура XVI в.


Папа в роли антихриста. 1545 г. Карикатура

Важной статьёй её доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (лат. sine cura — без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни.

Современники сетовали на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение верующих от исполнения церковных обрядов, упадок нравов, связывая все эти отрицательные явления с пороками и злоупотреблениями духовенства. Отовсюду звучали призывы к реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб её прямому назначению — заботе о спасении душ верующих.

3. Выступление Лютера. В этих условиях огромный отклик получили 95 тезисов против индульгенций, с которыми 31 октября 1517 г. выступил немецкий богослов, профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер. Эти тезисы он направил церковному начальству, но благодаря печатному станку, гениальному изобретению Иоганна Гутенберга, они разошлись по всей Германии в огромном количестве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их исправления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его требованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церковных отношений.


Гравюра, противопоставляющая бедность Христа и богатство папы. Около 1540 г.

Выступление Лютера положило начало Реформации — широкому общественному движению, развернувшемуся в западноевропейских странах в начале XVI в. и направленному на осуществление церковной реформы.

Реформация решала многообразные задачи. Особенно насущной была разработка новой этики и морали — системы норм и правил, которыми руководствуется человек в повседневной жизни.

Единственным источником истины Лютер провозглашал Священное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на немецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исключительно к разъяснению смысла Священного Писания и возбуждению религиозного чувства верующих.

Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения духовенства как особого сословия. Его место должны были занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и целибат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли индульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мнению, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жизни церковных сановников.

4. Реформация в Германии. Противники Лютера добились его отлучения от церкви, а когда это не помогло, провозгласили на Вормсском рейхстаге 1521 г. (представительном собрании Священной Римской империи) имперскую опалу над ним и его сторонниками. Но Лютера выручили единомышленники. Курфюрст Фридрих Саксонский предоставил ему убежище в замке Вартбург.

Тем временем в Германии, разбуженной выступлением Лютера, закипели религиозные и политические страсти. Под знамёна Реформации встали как широкие слои верующих, признававших справедливой критику католицизма, так и многие князья, мечтавшие увеличить свои владения за счёт церковных земель.

Под влиянием реформационного движения Шпейерский рейхстаг в 1526 г. предоставил право каждому из князей самостоятельно решать церковный вопрос. Многие из них осуществили в своих владениях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель. Но в 1529 г. католики, напуганные масштабом перемен, добились подтверждения Вормсского эдикта. В ответ 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали называть протестантами.

К середине 30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северо-западных и северо-восточных районах Германии — Вестфалии, Померании, Мекленбурге и т. д. Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Восточной Прибалтике.

5. Кальвинизм. Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Реформации выступил французский богослов Жан Кальвин. В 1536 г. по приглашению местных протестантов он приехал в Женеву. Это была небольшая городская республика (один из кантонов Швейцарской конфедерации), которой удалось освободиться от власти герцога Савойского. Женева так понравилась Кальвину, что он решил остаться в этом городе навсегда.

В его воззрениях было много общего с лютеранством. Единственным источником Божественной истины он считал Священное Писание. Он отвергал епископальный строй католической церкви, её пышную обрядность, поклонение иконам и мощам святых, призывал к упразднению монашества и закрытию монастырей. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Верующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, которое в оценке искренности веры человека в Бога исходило из весьма зыбкого критерия. Ведь под личиной благонравия нередко скрываются ханжество и лицемерие.

Кальвин положил в основу своих воззрений учение о Божественном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждому его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное блаженство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его заслуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются успех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональной деятельности.

Хотя кальвинизм возник позже лютеранства, во многих странах он постепенно приобрёл значение основного реформационного учения, противостоящего католицизму. Разные группы и слои общества нашли в нём нечто созвучное своим интересам и идеалам. Предпринимательским элементам импонировала этика кальвинизма. Дворянству и родовой знати он служил идейным знаменем борьбы против центральной власти, в защиту традиционных вольностей.

Кальвинизм получил распространение главным образом во Франции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В конце XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называли пуританами.

6. Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Священной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись. Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Он присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требование Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монастыри, имущество которых отошло к государству.

Даже эти ограниченные достижения Реформации едва не были утрачены, когда в 1553 г. корону Англии унаследовала Мария, дочь Генриха VIII от брака с Екатериной. Воспитанная в духе преданности католицизму, она снова отдала английскую церковь под власть папы римского и подвергла преследованиям сторонников Реформации.

За жестокости и насилия, творившиеся во время её правления, она получила прозвище Марии Кровавой. В 1558 г. английские протестанты добились избрания королевой Елизаветы, дочери Генриха VIII от второго брака, не признанного католической церковью. Елизавета I вернулась к церковной реформе, которую начал её отец.

Орден иезуитов (или Общество Иисуса) был образован в 1534 г. по инициативе испанского дворянина Игнатия Лойолы. В отличие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церковные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на общественную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию молодёжи и государственной службе. В разных странах создавались учебные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, выполняли их дипломатические поручения.

Инквизицией назывались церковные суды, рассматривавшие дела о преступлениях против веры и церкви. В отличие от обычных гражданских судов, руководствовавшихся идеалом справедливости, признававших право обвиняемых на защиту, они были орудием наказания лиц, заведомо признанных церковью виновными в преступлениях, им приписываемых. Основанием для обвинительного приговора служили доносы, оговоры и самооговоры, вырванные под пыткой. Только признание и раскаяние могло в таком суде сохранить жизнь обвиняемому. Нераскаявшихся грешников суд инквизиции обычно приговаривал к сожжению на костре — аутодафе (порт, auto de fe — акт веры). Особой жестокостью прославилась испанская инквизиция, которую в конце XV в. возглавлял великий инквизитор Томас Торквемада. Именно на нём лежит ответственность за изгнание мавров из Испании, а также массовые преследования морисков и иудеев.

В 1542 г. папа Павел III реорганизовал инквизицию с учётом испанского опыта борьбы с инакомыслящими. В Риме был создан Высший апостольский трибунал, позднее получивший название Священной канцелярии.

В 1543 г. великий инквизитор Караффа распорядился, чтобы печатание книг осуществлялось только после предварительного разрешения инквизиции. Так возникла цензура печати. В 1559 г. в Риме был опубликован первый список запрещённых книг, или Индекс. Не только за печатание и продажу запрещённых книг, но даже за их чтение и хранение людям грозило наказание. Священная канцелярия и Индекс были окончательно упразднены католической церковью лишь в 1966 г.

Программу борьбы с Реформацией принял Тридентский собор 1545—1563 гг. Он подтвердил, что Священное предание, т. е. решения церковных соборов, папские постановления и т. д., должно почитаться наравне со Священным Писанием, право толкования которого было оставлено церкви. Собор сохранил в неприкосновенности и обряды католической церкви. В силе остался обет безбрачия, который были обязаны давать католические священники. Вместе с тем он принял важные решения о реформе управления и нравов церкви. Была, наконец, запрещена торговля индульгенциями. По решению Тридентского собора в каждом епископстве создавалась семинария (институт) для обучения священников. Постановления Тридентского собора положили начало реформе католической церкви, направленной на повышение её авторитета и влияния в обществе.

Суровые преследования протестантов и умеренные реформы позволили католической церкви предотвратить распространение Реформации в Южной Европе.

Франция стала ареной ещё более кровопролитных войн. С перерывами они продолжались с 1562 по 1598 г. В их истории одним из самых трагических эпизодов были массовые убийства гугенотов в ночь на 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь). Религиозные войны закончились, когда предводитель гугенотов Генрих Наваррский, унаследовавший корону Франции (и поэтому принявший католическую веру), издал в 1598 г. в г. Нант эдикт (указ) о веротерпимости. Католицизм сохранил статус государственной религии. Вместе с тем гугеноты получили право свободно исповедовать свою веру на территории всей страны, за исключением Парижа.

9. Освободительная война в Нидерландах. В ответ на притеснения протестантов ещё в 1566 г. вспыхнуло восстание в Нидерландах, которые по воле Карла V вместе с испанской короной унаследовал Филипп II. На борьбу с повстанцами он направил войска под командованием герцога Альбы. Однако кровавый террор, развязанный испанскими властями, не достиг цели. Восстание переросло в освободительную войну против испанского владычества, которую возглавил принц Вильгельм Оранский. В ходе этой войны Нидерланды разделились на две части. В 1581 г. семь протестантских провинций Северных Нидерландов объявили о низложении испанского короля и образовании независимого государства, которое получило название Республика Соединённых провинций. Для краткости её именуют также Голландией (по названию одной из семи провинций). Населённые преимущественно католиками Южные Нидерланды остались под властью Испании.

Несмотря на перемирие 1609 г., заключённое сроком на 12 лет, Испания не признала независимость Голландии. В 1621 г. война возобновилась, но уже как один из эпизодов Тридцатилетней войны 1618—1648 гг.

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: индульгенция, лютеранство, реформация, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформация.

1. Назовите причины возникновения реформационного движения в Западной Европе. При ответе прокомментируйте иллюстрации к параграфу.

3. Сравните лютеранство и кальвинизм. Какое из этих учений более последовательно выражало умонастроение буржуазии.

4. В чём состояли особенности устройства и вероучения англиканской церкви? Запишите не менее четырёх тезисов, отражающих Англиканский символ веры.

1. Поразмышляйте, случайно ли реформационное движение активно распространилось именно в XVI в. Как оно было связано с другими сферами жизни европейского общества?

2. Назовите два направления Контрреформации. Перечисленные в параграфе события соотнесите с этими направлениями. Сделайте выводы.

4. Рассмотрите карту 3 на вклейке и определите территории и государства, где сохранилось католичество, а где распространился протестантизм. Какое из этих религиозных течений пользовалось наибольшим влиянием в Европе?

Эхо эпохи

21. . Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, Он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении.

Почему Мартин Лютер выступал против индульгенций?

Мы полагаем Бога Господом и Устроителем всего сущего и утверждаем, что Он по своей премудрости изначально предопределил всё то, что должно совершиться, и теперь своею силою осуществляет предрешённое. Отсюда мы заключаем, что не только небо, земля и все неодушевлённые творения управляются Его провидением, но также намерения и воля людей, поскольку Бог направляет их к предначертанной Им цели. Если всякое процветание есть знак благословения Бога, а всякая беда — знак Его проклятия, то судьбе не остаётся места в том, что происходит с людьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Религиозные противоречия в Европе. Сила и слабость католической церкви. Выступление Мартина Лютера. Реформация и Контрреформация.

Религия и церковь в начале Нового Времени

Религия и церковь в начале Нового Времени

Религиозные противоречия в Европе

Сила и слабость католической церкви

  • Сила:
  • Распространение католичества в Новом Свете и Азии (миссионерство);
  • Прославление художниками, скульпторами, архитекторами.
  • Слабость:
  • Расхождение между словами и делами (евангельская простота и стяжательство);
  • Прелаты вели себя как светские князья;
  • Монахи не соблюдали целибат;
  • Торговля должностями;
  • Продажа индульгенций;

= Люди утрачивали веру в Бога.

Торговля индульгенциями

Торговля индульгенциями

Выступление Мартина Лютера 31 октября 1517 г. Мартин Лютер направил 95 тезисов против продажи индульгенций; Выступление Лютера породило Реформацию; Необходимость новой этики и морали: Спасет свою душу только искренне верующий человек; Осуждение аскетизма; Высшая моральная ценность – трудолюбие; Единственный источник истины – Библия; Отказ от поборов, десятины, торговли индульгенциями и частной собственности; Церковь должна была отказаться от роскоши.

Выступление Мартина Лютера

  • 31 октября 1517 г. Мартин Лютер направил 95 тезисов против продажи индульгенций;
  • Выступление Лютера породило Реформацию;
  • Необходимость новой этики и морали:
  • Спасет свою душу только искренне верующий человек;
  • Осуждение аскетизма;
  • Высшая моральная ценность – трудолюбие;
  • Единственный источник истины – Библия;
  • Отказ от поборов, десятины, торговли индульгенциями и частной собственности;
  • Церковь должна была отказаться от роскоши.

Мартин Лютер прибивает свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в г. Виттенберге.

Реформация в Германии

Особенности Реформации в Англии

  • Монарх – инициатор Реформации. Генрих VIII пожелал развода с Екатериной Арагонской, но папа Климент VII развод не разрешил;
  • В 1534 г. Генрих VIII объявил о выходе из подчинения английской церкви римскому престолу;
  • Монарх сам назначил епископов. Высшее должностное лицо – архиепископ Кентерберийский, который одобрил развод.
  • Контрреформация при Марии Кровавой в 1553 г.;
  • Возвращение к англиканской церкви при королеве Елизавете в 1558 г.

Генрих VIII и Екатерина Арагонская

Мария Кровавая

Мария Кровавая

Особенности Реформации в Англии

Елизавета I

Контрреформация Контрреформация - борьба католической церкви против протестантизма; Два направления борьбы: Умеренное – просветительское направление; Радикальное – никакое насилие не являлось чрезмерным. Создание ордена иезуитов в 1534 г. Игнатием Лойолой. Иезуиты занимались воспитанием молодежи и подготовкой к государственной службе; Инквизиция (церковные суды). Раскаяние могло сохранить жизнь, непризнание вины вело к аутодафе. Испанская инквизиция Томаса Торквемады боролась с еретиками, морисками, евреями. Он же занимался изгнанием мавров из Испании.

Контрреформация

  • Контрреформация - борьба католической церкви против протестантизма;
  • Два направления борьбы:
  • Умеренное – просветительское направление;
  • Радикальное – никакое насилие не являлось чрезмерным.
  • Создание ордена иезуитов в 1534 г. Игнатием Лойолой. Иезуиты занимались воспитанием молодежи и подготовкой к государственной службе;
  • Инквизиция (церковные суды). Раскаяние могло сохранить жизнь, непризнание вины вело к аутодафе.
  • Испанская инквизиция Томаса Торквемады боролась с еретиками, морисками, евреями. Он же занимался изгнанием мавров из Испании.

Игнатий Лойола вручает Павлу III устав ордена иезуитов

Контрреформация Папа Павел III реорганизовал инквизицию в 1542 г. Создание апостольского трибунала. С 1543 г. для печати книг было необходимо разрешение инквизиции. Тридентский собор: Равное почитание Священного предания и Священного писания; Толкование исключительно за церковью; Сохранение целибата; Запрещены индульгенции; Создание семинарий при каждом епископстве для обучения священников. Суровое преследование протестантов и церковная реформа предотвратили распространение протестантства в Южной Европе.

Контрреформация

  • Папа Павел III реорганизовал инквизицию в 1542 г. Создание апостольского трибунала. С 1543 г. для печати книг было необходимо разрешение инквизиции.
  • Тридентский собор:
  • Равное почитание Священного предания и Священного писания;
  • Толкование исключительно за церковью;
  • Сохранение целибата;
  • Запрещены индульгенции;
  • Создание семинарий при каждом епископстве для обучения священников.
  • Суровое преследование протестантов и церковная реформа предотвратили распространение протестантства в Южной Европе.

Читайте также: