Религия в каменном веке кратко
Обновлено: 07.07.2024
Благое дело ДЕЛАЕТЕ ! Бог в помощь.!
Спасибо БОЛЬШОЕ,Валентин! Пока только начало, но сама по себе тема весьма интересная и перспективная.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Зарождение мифологического сознания. Древнейшие верования и культы.
Вокруг обитало огромное количество зверей, наделённых когтями, клыками, рогами, копытами, панцирями, шерстью. Они, зачастую, были больше, сильнее, проворнее человека, и, как следствие, были более приспособлены к окружающему миру. В таких условиях, скорее всего, главной заботой, мыслью, желанием, задачей нашего далекого предка было Выживание, которое зависело от удачной охоты на Зверя и благосклонности сил Природы.
Итак, вот два главных приоритета первобытной культуры: Природа и Зверь . И то, и другое вызывало страх, и преклонение, так как человек, практически никак не мог на них влиять, они же имели для людей колоссальное, первостепенное значение.
Нам в этом случае помогает научное знание, но поскольку в те времена науки не было, то её заменила мифоло́гия . Все природные явления в этом случае наделялись человеческими свойствами, то есть одушевлялись – буквально, наделялись душой. Таким образом, появилось одно из древнейших верований – аними́зм (от латинского - анима - душа) – одушевление всей природы.
Мир, в сознании древних людей, населяется Духами – великими и малыми, добрыми и злыми, верхними (небесными) и нижними (земными и подземными). Эти Духи, в представлении первобытного человека, вступают друг с другом в отношения разного рода, совершают какие-то действия, с ними что-то происходит. Всё это находит отражение в явлениях природы.
Предположим, дождь, как природное явление, можно объяснить с помощью мифа следующим образом - Дух Неба обиделся (расстроился, заболел и т.п.) и заплакал. Следовательно, дождевые капли – это Небесные слезы. Миф становится некоей закреплённой в сознании человека историей, имевшей место однажды и повторяющейся через каждый определённый период времени, например, восход и заход солнца или цикличность смены времён года и т.п. Так рождалась мифология, а вместе с нею - мифологическое сознание - своеобразное представление об устройстве и функционировании мира (подменяющее собой научное знание). Вместе с этим зарождалась и религия .
С предками, но уже мифологическими, был связан и ещё один из древнейших, и распространенных повсеместно, культов. Первобытный человек, также, как и мы, задумывался о собственном происхождении. Напомним, что и сегодня эта тема ещё обсуждаема, и не имеет однозначного ответа – кто-то верит в Божественное происхождение человека, кто-то согласен с дарвиновской теорией эволюции, кому-то хочется, чтобы человечество было занесено на Землю из космоса и т.д.
Многие народы сохранили мифы, в которых некое священное животное, стояло у истоков нации или государства. Например, вспомните волчицу, вскормившую будущих основателей Рима. Миф о происхождении тюрков тоже рассказывает о волчице. Культы священных животных в Индии, Древнем Египте и других древних цивилизаций напрямую связаны с тотемизмом.
Для выживания рода или племени важно было заботиться не только о душах предков, но и о продолжении рода в потомках. Поэтому важнейшее значение приобретает женское (материнское) начало. Женщина начинает занимать доминирующие позиции в племени. Наступает период матриархата. Поклонение всем плодоносящим (материнским) силам природы получило название Культ Великой Матери . Отголоски такого поклонения женщине мы можем видеть и сегодня у некоторых народов, где, например, фамилия ребенку передается не по отцовской, а по материнской линии.
Конечно, в этом рассказе мы упомянули лишь о тех верованиях, которые, скорее всего, были распространены на всей территории расселения древнего человека и которые отчасти сохранились и сегодня. Важно отметить, что именно создание первобытными людьми мифологической картины мира, верований и культов с полным правом можно назвать первыми проявлениями духовной культуры человечества.
Удивительно, но скорее всего, именно сложение мифологической картины мира, определённых культов и ритуалов, послужило началом и появлению искусства в первобытном обществе. О чём я расскажу в следующей публикации.
О первобытной культуре вы можете почитать и другие статьи автора, пройдя по ссылкам ниже :)
Если вы интересуетесь историей мировой культуры и искусства, то у меня уже вышли циклы публикаций по следующим темам:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Ранние формы религии в период каменного века.
Вопрос о происхождении религии возник в XIX веке в связи с теорией Х. Дарвина о происхождении человека от животного через эволюцию, поскольку у животных нет религии, то религия должна как-то возникнуть. Для ответа на этот вопрос существуют два разных подхода: редукционистский (атеистический), психологический и конфессионально-психологический.
1. Натуралистическая теория-страх породил богов, обожествление сил природы.
2.Теория животных (Э. Тейлор) – Из снов человек предположил, что у него есть душа, со временем она вырождалась в религию.
3. Государственная политической теории (Макиавелли) - это религия, которая была придуманы правителями, Власть над народом поддерживать.
4. Обычная теория (Руссо) Религия изобретена так же, как и гражданские законы
1. Теория Фрейда-Религия как невроз
2. Теория преанимизма Мороза-Религия как игра и др.
Религия основана на откровении Бога о себе.
Теория промоционализма (В. Шмидт, Э. Ленг, Н.Кедр) – возникновение политеизма и так далее обусловлено различными искажениями первоначального монотеизма.
Религия верхнего палеолита.
Для более раннего периода в жизни гоминидов и для Homo sapiens, живущих одновременно с неандертальцами. Характерной формой умершего ритуала является время захоронения с последующим хранением черепа потомков умерших, неандертальцы изначально хранили умерших в специально сделанных для этого могилах, предавая их земле. Этот тип захоронения был обнаружен недалеко от Мустье в 1908 году. Мертвым придали положение, типичное для спящего человека (символ – сон смерти, но обязательно последующее пробуждение к новой жизни), положили кремнева, оружие и куски жареного мяса. Затем появление могильных курганов (земля беременна). Культ богини-Матери-Земли (палеотической Венеры). Память о потопе. Зарождение земледелия, имевшего сакральное значение «пища предков".
Развитие ритуального земледелия, скотоводства для жертвоприношений. Календарь для отображения священных дней.
Города Иерихон и Чатал-Хуюк.
Храмы-святилища, в них рога как символ божества.
Культ богини-матери Земли приобретает магическое значение (торг с богами). Религия служит потребностям сельского хозяйства.
Обожествление природы: Земля как великая богиня.
Культ воскрешения зерна.
Требовательные жертвы в том числе. и люди (человек как лучшая жертва).
Культ мегалитов (мегалиты – совокупность крупных камней).
Дольмены, как изумленные жеребцы, закрывали курганы.
Лингвиры - это отдельный камень, встроенный в землю вертикально группами по кругу.
Долгое время человечество не имело религиозных верований и не нуждалось в них, так как не имело нужды объяснять для своего понимания те или иные природные стихии.
Только у палеоантропов или неандертальцев, как еще называют вторую стадию эволюции человека, живших 80-50 тысяч лет назад, в пещерах ученые находят намеки на доказательства зачатков религиозных верований.
Жизнь этой локальной группы людей протекала во время ледникового периода, когда климатические условия были крайне суровы. Эти условия, по мнению ученых, и явились главным толчком к попытке понять и объяснить природные катаклизмы и явления.
Главным доказательством зачатков религии, ученые предоставляют погребения этих древних людей. Палеоантропы хоронили своих собратьев в небольших углублениях, в своих пещерах-домах, но в необычных позах – на боку с подогнутыми коленями.
Что именно имели в виду неандертальцы, так хоронившие своих мертвецов, доподлинно неизвестно. Но, в сравнении с частью древних племен, например Новой Гвинеи, хоронившие покойников связанными, дабы обезопасить себя от мертвецов, можно сделать выводы о наличии определенной идеи, зарождающейся веры в нечто, пока не обретшее ясные религиозные черты.
Кроманьонцы, следующий этап развития эволюции, более походящие на современного человека и жившие около 30 тысяч лет назад, были более развиты в религиозных представлениях и развитии искусства.
Доказательством служат их погребения, в которых найдены не только останки. К погребенному человеку клали и предметы быта, и орудия труда.
А доказательством их веры в загробную жизнь является сама процедура погребения. На умершего человека надевали украшения и натирали охрой, клали рядом его орудия труда и все, чем он пользовался при жизни, полагая, что все эти вещи пригодятся ему и в загробном царстве.
Так зародился погребальный культ.
Древний человек испытывал первобытный страх и полное бессилие перед силами и явлениями природы. Жизнь его проходила в постоянной борьбе с окружающим миром.
Именно не способность понять и объяснить такие явления, как гром, дождь, холод, землетрясения или пожары, постоянно угрожающие существованию и влекли за собой голод, нападения зверей, эпидемии, сотнями уносившие жизни собратьев, устойчиво сформировали в человеке естественный страх перед необъяснимым.
Именно потому, что сознание Кроманьонцев уже достигло определенного уровня развития и люди начали задумываться о причинах происходящего, и возникла религия.
Задав вопрос и не найдя на него ответа, человек приписывал происходящее кому-то более могущественному.
Зачатки искусства ученые начали находить еще в раннем палеолите, около 33 тысяч лет назад до н.э. Это было отображение образа жизни человека того времени, занимавшегося, в основном, охотой. Доказательством служат и примитивные жилища, и настенные рисунки, изображающие животных и людей, и первые статуэтки.
В более поздние периоды неолита и энеолита развилось искусство орнамента.
Часть антропологов считают эпоху Кроманьонского человека начальной точкой возникновения искусства.
Эти люди имели большее сходство с современным человеком. У них был выраженный заостренный подбородок, узкая голова. А главное, Кроманьонец имел развитую речь, что способствовало сильнейшему развитию навыков с помощью способности договариваться между собой.
Техника изготовления орудий и скульптуры передавалась из поколения в поколение. Например, проще обрабатывать камень после сильного прогрева его на огне.
При раскопках были найдены сотни фигурок животных пронзенных острыми дротиками, что доказывало веру в колдовство и идею свыше.
Однако археологами доказано, что орудия труда появились практически на миллион лет ранее, чем предметы искусства.
Читайте также: