Религия в эпоху просвещения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Просветители были едины в понимании причин существования религии, полагая, что религия - это результат фанатизма, невежества и обмана. В свое время была популярной идея Вольтера (1694 - 1778) о том, что религия возникла тогда, когда встретились глупец и мошенник. Негативное отношение к религии распространялось и на эпоху средневековья, которая считалась досадным зигзагом в истории человечества. В эпоху Просвещения появляется много антицерковной, антирелигиозной литературы. Вольтер пишет антицерковные публицистические работы, П. Гольбах (1723 - 1789) - антирелигиозные памфлеты "Разоблаченное христианство" и "Карманное богословие", где он показывает нелепости и противоречия Библии.

Если по вопросу о причинах существования религии просветители были едины, то вопрос о существовании бога был предметом острых споров между ними. Среди просветителей были как атеисты, так и деисты.

Деизм - это учение, согласно которому бог, сотворив мир, больше не вмешивается в его дела, в закономерное течение событий. И мир в дальнейшем развивается самостоятельно, в соответствии с природными законами, которые являются всеобщими и доступными для познания.

Таким образом, в деизме богу отводится только роль создателя мира, его первопричины. Происходит отказ от идеи провиденциализма. Кроме того, некоторые просветители (Вольтер) считали, что религия необходима как опора морали.

ОТНОШЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ К НАУКЕ

Просветители верили в науку, ее безграничные возможности. Они считали, что век религии должен смениться веком разума. Общество будет переустроено на разумных началах, на основе научных знаний. Эта идея наиболее полно выражена в философской формуле Гегеля: "Все разумное - действительно". Просветители считали, что необходимо бороться против религиозных суеверий, пропагандировать достижения наук. И сами они много делали для этого. Прежде всего следует отметить, что основные силы французского Просвещения с 1751 по 1780 гг. концентрировались вокруг издания "Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел". Всего вышло 35 томов этого издания. Ответственным редактором и автором большинства статей был Д. Дидро (1713 - 1784).

Для просветителей были характерны исторический оптимизм, вера в культурный прогресс, культ разума, науки. Культурный прогресс они понимали как совершенствование разума, распространение знаний.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ

ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ


Большое внимание просветители уделяли проблемам воспитания. Это прежде всего Дж. Локк (1633 - 1704), К. А. Гельвеций (1715 - 1771), Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Просветители считали, что нравственность, добродетель - это результат воспитания. К. Гельвеций писал, что под воздействием воспитания люди, как флюгеры, способны поворачиваться в ту или другую сторону. Просветители были противниками сословной системы воспитания. Они отстаивали идею природного равенства способностей людей, считали, что воспитание должно соответствовать человеческой природе, естественным склонностям ребенка. Одним из главных средств воспитания просветители считали искусство.

ОТНОШЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ К ИСКУССТВУ

Просветители считали, что искусство не должно быть забавой и развлечением. Искусство должно выполнять познавательную и воспитательную функции: искоренять пороки, воспитывать нравственные добродетели и гражданские качества. Кроме того, просветители считали, что искусство должно быть доступно всем. Д. Дидро писал, что "искусство должно дойти до самой убогой хижины самого незначительного из граждан".

Особое место в системе искусств просветители отводили театру, поскольку именно театр способен с наибольшей силой воздействовать на нравы людей. Просветители даже преувеличивали воспитательные возможности театра. Д. Дидро был убежден, что достаточно посмотреть хороший спектакль, как злодеи раскаются в своих преступлениях, а нравственные люди еще более утвердятся в своих добродетелях. В период французской буржуазной революции реализовалась на практике установка просветителей на моральность и доступность искусства.




КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В НЕМЕЦКОЙ

КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Немецкая классическая философия - это важный этап в истории мировой философской мысли, который охватывает почти целое столетие (с середины XVIII до середины XIX в.). Немецкая классическая философия выступает как продолжение и вместе с тем как критика философии Просвещения. Просветители рассматривали человека как продукт социальной среды, объект просвещения и воспитания, и это обрекало его на пассивность. В немецкой классической философии человек рассматривается как субъект, то есть как активное, творческое, деятельное существо, создающее разнообразный мир культуры. Однако деятельность человека понимается только как духовная деятельность. Поэтому понятия "сознание", "дух", "мышление", "познание" - центральные для немецкой классики.

Основоположником немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у Канта теснейшим образом связаны с проблемой человека.

Кант понимает культуру, как совокупность всех достижений человечества, созданных им в процессе развития своих природных задатков.

В зависимости от трех видов задатков Кант выделяет три стороны в развитии культуры:

1. культура умения - навыки, умение пользоваться определенными вещами для достижения необходимых целей;

2. культура общения - развитие задатков цивилизованности;

3. моральность - развитие нравственных качеств человека.

Кант проводит различие между культурой и цивилизацией. И. Кант полагает, что цивилизация - это внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием.

Это внешняя воспитанность, благопристойность, учтивость, хорошие манеры. Кант считает, что цивилизация основывается не на внутренней свободе, а на формальной дисциплине людей. Цивилизация не освобождает людей от власти эгоистических устремлений, а придает последним всего лишь респектабельный характер. Поэтому и в условиях цивилизации сохраняются взаимное соперничество и вражда между индивидами, народами и государствами. Выходом из этого состояния может стать только нравственное совершенствование человечества. Развитие нравственности является центральным звеном культурного прогресса, высшей целью культурного развития.

Проблемы нравственности и этики (учение о морали) Кант рассматривает в работе "Критика практического разума" (1788). Этика Канта оказывается теснейшим образом связанной с религией, с верой в бога. Кант отрицал теоретические доказательства бытия бога. Он считал, что бога нельзя постичь с помощью науки, в него можно только верить. В этике Канта бог - это нравственный идеал, без устремленности к которому человек остается зверем. Поэтому именно факт существования нравственности является доказательством бытия бога.

Кант пытается определить специфику морали.

1. Он обосновывает положение о том, что мораль должна иметь абсолютный, вне временной, внеисторический характер.

2. Мораль не может быть обусловлена какими-то внешними факторами - расчетом, выгодой, стремлением к счастью или наслаждению.

Нравственное поведение вообще не может иметь внешних мотивов. Единственным внутренним мотивом нравственного поведения выступает долг.

В сжатом виде учение Канта о нравственности изложено в категорическом императиве. Категорический императив - это нравственный закон, безусловное предписание, как следует поступать человеку.

Категорический императив Канта основан на конфуцианской и библейской заповеди: поступай по отношению к другому так же, как ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Другая формулировка категорического императива Канта звучит следующим образом: относись к другому человеку как к цели, а не как к средству для достижения собственных целей.

Проблемы эстетики и искусства Кант излагает в работе "Критика способности суждения" (1790). В ней идет речь о нашей способности воспринимать прекрасное. Согласно Канту, источник прекрасного составляет внутренняя целесообразность. Условием, эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Другое условие эстетического отношения связано с тем, что это должно быть именно чувство и переживание красоты.

Кант определяет прекрасное как гармоничную форму, "целесообразное без цели".

Крупнейшим представителем немецкой классической философии был Г. В. Ф. Гегель (1770 - 1831). Это крупнейший диалектик Нового времени. Он разрабатывал диалектику на идеалистической основе. У Гегеля развивается абсолютная идея (мировой дух, мировой разум). Она является первоосновой мира, проявляется во всем многообразии явлений действительности, выступает движущей силой исторического процесса. Идея проходит три стадии в своем развитии, существует в трех формах. Соответственно трем этапам развития идеи философия Гегеля включает три раздела:

1. логику;

2. философию природы;

3. философию духа.

Проблемы культуры Гегель рассматривает в третьем разделе своей философской системы - в философии духа. Применяя диалектический метод, Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такой грандиозной и стройной логической картины до него не создавал ни один мыслитель. Развитие культуры во всем многообразии ее проявлений впервые предстало как закономерный целостный процесс.

Культура предстает у Гегеля как реализация мирового разума, воплощение его творческой силы.

Материальная культура - это воплощение мышления в предметно-чувственных формах. Например, дом - воплощенный в камне замысел архитектора, машина - воплощенная в технике мысль инженера.

Духовную культуру Гегель рассматривает как совокупную духовную деятельность человека. Проблемы духовной культуры анализируются им в учении об абсолютном духе. Ступенями развития абсолютного духа и соответственно важнейшими видами духовной культуры у Гегеля выступают искусство, религия и философия. Искусство Гегель определяет как воплощение идеи в конкретных чувственных образах. Гегель применяет к анализу искусства принцип единства исторического и логического. Он показывает неравномерность развития определенных видов искусства. Каждая эпоха имеет ведущее искусство, наиболее отвечающее ее духовным потребностям и историческому своеобразию.

Стадии развития искусства выделяются Гегелем в зависимости от соотношения между идеей и ее внешним образом. Первую стадию развития искусства Гегель называет символической. Это искусство древних восточных цивилизаций (Египет, Индия). Здесь внешний образ лишь намекает на идею, форма преобладает над содержанием, материальное подавляет духовное. Ведущим видом искусства является архитектура.

Вторую стадию развития искусства Гегель называет классической. Это искусство Древней Греции эпохи расцвета. На этой стадии идея и ее образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу. Ведущий вид искусства - скульптура.

Третью стадию развития искусства Гегель называет романтической. Это искусство средневековья и Нового времени. Здесь духовный, субъективный элемент преобладает над внешней формой. Ведущие виды искусства - живопись, музыка, поэзия.

Для Гегеля прекрасное - это идеал, то, что превосходно в своем роде. Например, греческое искусство классического периода. Гегель расценивает прекрасное в природе значительно ниже, чем прекрасное в искусстве. Прекрасное в искусстве выступает как идеал, гармония содержания и художественной формы.

Религия и философия - это более высокие формы самораскрытия абсолютного духа. В них абсолютная идея полностью познает себя. Они различаются тем, что религия основана на представлениях, а философия - на понятиях. Философия - это постижение современной ей эпохи в понятиях.

Важное место в теоретической системе Гегеля занимает учение о развитии всемирной истории. Основу и единство исторического процесса Гегель видел, в движении мирового разума. Мировой разум воплощается на каждом историческом этапе в культуре того или иного народа, становится его народным духом. Критерий общественного прогресса - это прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы.

Гегель различает три основные этапа мировой истории:

1. Восточный мир (Китай - Индия - Персия). На Востоке еще не существует свободы индивида. Здесь был свободен лишь один - деспот. Поэтому духу этих народов присущи повиновение и покорность.

2. Греко-римский мир. В Греции и Риме уже свободны некоторые - граждане. Поэтому здесь появляются индивидуальности, "исторические личности" ( А. Македонский, Ю. Цезарь). В Риме личность формируется как субъект правовых отношений.

3. Германский (христианский) мир. Он воспринимался Гегелем как воплощение всеобщей свободы, которая исходит от христианской религии.

Актуальность исследования вопроса в частности обуславливается значительным вкладом французских просветителей в развитие идей естественного права и общественного договора в концепцию разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, гражданских прав, обязанностей государства перед народом и права народа на свержение государственной власти.

В отличие от Англии, где между собой боролись крупные конфессии, Франция была почти исключительно католической страной с небольшим числом кальвинистских общин. Для французских мыслителей вопрос о терпимости к другим конфессиям стоял ничуть не острее, чем вопрос об отношении к безрелигиозным гражданам.

Степень разработанности проблемы. Анализом религиозных и общественных взглядов французских просветителей занимались такие ученые, как Л.П.Карсавин, П.М.Бицилли, А.Я.Гуревич, М.Блок, Ж.Дюби, Я.Буркхардт, Э.Гарен, Л.М.Баткин, Р.И.Хлодовский, А.Х.Горфункель и др.

Цель: исследовать тему религии и общества в трудах французских просветителей.

1. Изучить проблемы социологии религии;

2. Выявить основные идеи французский просветителей;

3. Исследовать этические концепции французского Просвещения о религии и обществе.

Объектом исследования является период в культурной истории Западной Европы, а именно эпоха Просвещения.

Предметом же исследования стало творчество наиболее ярких философов — мыслителей этого периода в разрезе соотношения вопросов религии и общества.

К методологическим основаниям исследования можно отнести: единство сравнительно-исторического, историко-типологического, феноменологического, культурно-исторического и текстологического методов анализа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Факторы способствующие становление эпохи французского Просвещения

Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения

Особенности мышления Просвещения идет от гуманизма Ренессанса и в социнианства, а также деизма, сформировавшегося в Англии в XVII веке.

Философские системы, которые во второй половине XVII столетия начали выдвигать иные идеи на смену прежней философской науке (ДЕКАРТ, ЛОКК, ЛЕЙБНИЦ), также по-своему подготовили почву для эпохи Просвещения. Новые открытия и теории в области естествознания (Ньютон) и правоведения (ГРОЦИЙ, ПУФЕНДОРФ) способствовали формированию новых концепций, которые в течение XVIII века постепенно становятся общепринятыми. В области богословия определенным образом подобному развитию способствовал пиетизм.

Исторически оптимизм Просвещения обуславливался тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Именно появление на исторической сцене буржуазии с ее мирскими, практическими интересами объясняет тот пафос, с каким просветители воевали против метафизики.

Особенности религиозных взглядов в эпоху Просвещения

В это период (с конца 16 до середины 19вв.) происходят значительные изменения во взаимоотношениях между философией и религией. Философия подготавливает почву для самостоятельного существования, а роль религии ослабевает, и начинают доминировать светские концепции, опирающиеся на человеческий разум. Это связано с тем, что возрастают потребности экономического развития европейских государств, с связи с чем увеличивается потребность в эмпирических данных, их систематизации и изучении причинно-следственных связей. Естествознание стремится к познанию действительности, которого не давала религиозная вера. Выявляются конкретные факты в разнообразных областях человеческой деятельности через обращение к чувственному познанию. Через систематизацию развивается теоретическое мышление, на основе чего создается новая картина мира. Это подрывает монополию богословия на объяснение происхождения мира.

Кроме того, Бэкон является родоначальником современной экспериментальной науки и английского материализма. Его философию можно назвать эмпирической, она опирается на опыт и эксперимент, которые являются основой формирования нового научного метода. Бэкон предложил индуктивный метод познания, который заключался в постепенном обобщении фактов, которые наблюдались с помощью опыта. Суть эмпирического метода заключалась в обязательном использовании при анализе эмпирических фактов человеческого разума. Путь к истине идет через непрерывное и постепенное обобщение частных фактов к более общим положениям, а от них затем к общим аксиомам. Бэкон – сторонник двойственности истины. Божественную истину он не отрицает, но у философии есть право на свою истину.

Французские мыслители-просветители 18 в. сделали Бога, религию, ритуалы церкви объектом критики впервые в истории общественно-политической мысли. Они поставили под сомнение право религии на существование. Богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и в том, что сдерживали развитие человека и выступали средоточием зла на земле. Рассмотрим некоторые идеи и высказывания французских мыслителей-просветителей.

Все творчество Вольтера проникнуто антицерковными настроениями. Он не отрицал религии как таковой, но требовал религиозной свободы. Считая, что в основе всех видов познания лежит опыт, Вольтер делает из этого вывод, что человек по природе своей общественное существо, что общественное устройство жизни должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей.

В историю 18 в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: всё должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения.

Философия Просвещения охватывает период 16 – 18 вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки.

Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);

Проблема научного метода и шире – проблемы познания – всегда находились в центре внимания философии Просвещения. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам.

Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент – важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме.

Читайте также: