Религия марийцев кратко и понятно

Обновлено: 30.06.2024

Мари́йская традицио́нная рели́гия (мар. Чимарий й ӱ ла ) — народная религия марийцев, основанная на марийской мифологии, видоизменённой под влиянием монотеизма. В последнее время, за исключением сельской местности, носит неоязыческий характер [1] .

Содержание

История и особенности

Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, видоизменились и был создан образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).

Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарем, при этом всегда учитывается положение луны и солнца. Общественные моления проходят, как правило, в священных рощах (к ӱ сото). Молением руководит онае ҥ , карт (карт кугыза).

Г. Яковлев выделяет, что у луговых марийцев есть 140 богов, а у горных — около 70 [2] . Впрочем, часть этих богов, вероятно, возникла из-за неправильного перевода.

Прими в дар жеребёнка молодого в знак нашего почтения и уважения, не давай в обиду злым духам

Из других богов и духов у марийцев можно назвать:

В современное время моления производятся богам:

  • Поро Ош Кугу Юмо — верховный, самый главный бог.
  • Шочынава — богиня рождения.
  • Тӱнямбал сергалыш.

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Название


Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Численность


Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:

  • Кировская область — 29,5 тыс. чел.
  • Татарстан — 18,8 тыс. чел.
  • Удмуртия — 8 тыс. чел.
  • Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
  • Пермский край — 4,1 тыс. чел.
  • Казахстан — 4 тыс. чел.
  • Украина — 4 тыс. чел.
  • Узбекистан — 3 тыс. чел.

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.


Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.


Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.


Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Мужчины

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.


Женщины

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.


Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Жилище

Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.


Жизнь

Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.


Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Религия


Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава — богиня земли
  • Пурышо — бог судьбы
  • Азырен — сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.


Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.


Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

Известные марийцы



Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

Попробуйте угадать, какая вера у марийцев? Христианство? Что-то восточное? Нет, всё мимо. У этого народа России собственная религия. И многие из нас ничего никогда о ней не слышали. Не беда — сейчас исправим ситуацию.

Марийцы — небольшой народ в республике Марий Эл, их вера — марийская традиционная религия

Перед разговором о том, какая вера у марийцев, нужна пара слов о них. Что это за народ? Мы его знаем под разными названиями: мары, черемисы и т.д. Преимущественно это люди, населяющий Республику Марий Эл.

Если и это ничего не говорит нашим читателям, то здесь на помощь придёт география и другие источники. Мы же сосредоточимся на религиозной стороне вопроса.

Только коротко приведём основные данные о марийцах:

  • их около 550 тысяч;
  • есть несколько внутренних групп марийцев: горные, луговые и пр;
  • этот народ имеет собственную веру — марийскую традиционную религию.

Марийцы почитают единого Бога и ряд второстепенных божеств — сил природы

Но разве один только термин ответит нам на вопрос о том, какая религия у марийцев? Будь то буддизм или православие, разъяснений бы не понадобилось. Однако здесь речь о чём-то уникальном, не знакомом широкому читательскому кругу.


Марийская традиционная религия частично напоминает тенгризм. Это тоже почитание сил природы и преклонение перед ними

В этом чувствуется влияние Востока — причём дальнего. Подобный взгляд на наш мир характерен в большей степени для Китая, чем для России или, скажем, Индии.

Марийская религия знает много имён богов, но более других в ней всегда почитали верховного бога по имени Ош Кугу-Юмо — Большой Белый Бог. Таким образом, это не простой политеизм, а генотеизм (монолатрия) — форма, промежуточная между едино- и многобожием.

Если опираться на мнение профессора религоведения Андрея Борисовича Зубова, то всякая религия проходит путь от монотеизма к политеизму, а значит, вера марийского народа находится на первой ступени деградации религиозного сознания. Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все исследователи.

Сам религиозный путь марийцев противоречит идее об изначальном единобожии. Этот народ в течение XIX века пришёл к представлению о Едином Божестве. Впрочем, всегда можно трактовать это как возвращение к изначальной вере, а не этап в эволюции религиозного сознания.

Верховный Бог марийцев — Кугу-Юмо

Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог) считается главным богом марийского народа. Это владыка высших и низших богов.

Да, он не так на слуху, как Зевс или Вишну, но по качествам — не менее могущественное существо. Кугу-Юмо обитает в верхнем мире (у марийцев есть своя космология из семи небес).

Кугу-Юмо — бог неба, что напоминает далеко не одного верховного бога: Юпитер, Дьяус, Один, Тенгри и пр. Пожалуй, трудно найти самое главное существо, которое бы не ассоциировали с небом.


Один из мифов изображает верховного бога марийцев в виде птицы. Птицы-демиурги — это популярный мифологический образ, который можно встретить в самых разных культурах

Его дыхание — ветер, радуга — просто атрибут, всего лишь лук в его руках. У Кугу-Юмо есть престол и даже колесница с огненными конями.

Особенно интересно представление том, что Юмо восседает на огромно дубе. Ясное дело, что речь о Мировом Древе. Схожий миф есть у скандинавов, где на дереве долгое время провисел Один.

Да что там Один! Ходить далеко не надо: у близкой к марийцам Мордвы рассказывают про то, что главный бог Чам-паз тридцать лет спит на Мировом Древе.

Нельзя тут не упомянуть, что некоторые вольные толкователи Священного Писания пытаются связать с этим мифом и Иисуса Христа, распятого в неком смысле тоже на дереве. Но ясное дело, что христианские богословы скептично смотрят на такую параллель и считают её надуманной.

Ещё интересные черты Юмо:

  1. Молот. И ещё одна параллель со Скандинавией! Именно молотом орудует бог Тор. Случайность ли это? Учитывая северную родню марийцев, вряд ли.
  2. Молнии-стрелы. У какого только божества не имелось такого оружия! Это всегда бог-воин, который при помощи стрел одолевает страшное чудовище. Примеров десятки: Индра и Вритра, Зевс и Тифон, Геракл и Гидра, Мардук и Тиамат и др. Вот и Юма при помощи того же оружия сражается со злым духом.
  3. Происхождение из яйца. Для финских народов Мировое яйцо — важный мотив. Богиня Ильматар, похожая на греческую Эвриному и месопотамскую Тиамат, хранила яйцо, снесённое некой изначальной уткой. Юмо тоже происходит из яйца, снесённого подобной уткой. В этом мифе Юмо — селезень, и у него есть брат, настроенный враждебно. Это напоминает средневековый образ дьявола. Что не удивительно: марийская религия многое заимствовала из христианский преданий и перерабатывала. Например, говорится, что Юмо вылепил человека из глины.


Молот Тора был настолько тяжел, что его никто не мог поднять

Марийцы приносили в жертвы коней и поклонялись богам в священных рощах

Религиозная практика марийцев уже не та, что была раньше (впрочем, где как). Многие люди уже не так черствы к братьям нашим меньшим.

Однако история помнит о том, какие ужасные обряды проводили люди древности. И это характерно для сознания древнего человека. Храм — довольно позднее место поклонения.

Прежде люди отлично понимали, что Бог находится везде, а природа — куда больше выступает в качестве Его храма, нежели стены какого-то здания.

Священные рощи нам более всего известны по античной традиции. В них проводили некоторые религиозные мистерии. Да и сегодня кто не слышал про Богемскую рощу? Традиция массового моления на природе осталась, хотя и трансформировалась.


Одна из священных рощ марийцев в республике Марий Эл

Среди древних иудеев тоже существовали такие рощи или, как минимум, священные деревья. Их связывают с культом богини Ашеры. Её символ — дерево. Здесь переплетаются вместе легенды о мировом Древе и Древе познания добра и зла, хотя реконструировать изначальный миф вряд ли возможно.

Во многих религиях, от Скандинавии до Индии был ритуал жертвы коня: животное привязывали под деревом на верную погибель. Именно этот обряд и проводили предки марийцев.


Впрочем, в жертву языческому богу приносили и других животных

Моления не исчерпывались одними жертвами. По сей день верующие марийцы обращаются к высшим силам в двух типах мест для поклонения:

Есть свои традиции для похорон, свадеб и других событий.

Многие марийцы сочетают свою веру с православием

Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.

Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.

Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.

Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.

С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.

Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.

Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию


Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру

В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.

Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.

Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.

Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.

Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.


Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания

Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.

Православные имеют подавляющий процент среди верующего населения

У православия сложились трудные отношения с марийцами. Попытки христианизировать эту область предпринимали ещё с первых лет после присоединения к Руси. Успеха они не имели.


С XVIII века марийцев начали христианизировать насильно. В итоге народ лишь утвердился в негативном отношении к христианству, а многие его представители охотно примкнули к восстанию Емельяна Пугачёва

Хотя и сегодня у православия не всё гладко в этих землях, количество верующих христиан (пусть даже номинально верующих) очень велико — преобладающий процент.

В 1993 году образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Она включает 8 благочиний и имеет два монастыря. Идёт активное строительство и реставрация православных храмов.

Верующие с энтузиазмом занимаются просветительской деятельностью.

Главная проблема местного православия — конфликт с представителями традиционной марийской религии. Будущее сильно зависит от способности обеих сторон договориться.

марийское язычество отвратительные мужики

Большую часть жизни я живу рядом с язычниками и, говоря нынешним языком, мне норм. Причем речь идет не о каких-то банальных неоязычниках или ньюэйджевых торчках-индуистах. И чтобы уточнить еще больше: я говорю не метафорически, и это не тот вид текста, в котором я иносказательно буду называть какую-то группу населения многобожниками и бичевать их пороки.

Речь идет о настоящих, олдскульных, натуральных язычниках — и их верования одновременно интереснее, банальнее и безумнее, чем вы могли себе представить. Попутно я буду приводить более-менее близкие культурные ассоциации, просто чтобы было удобнее и мне, и вам.

Марийцы

марийское язычество отвратительные мужики

Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.

марийское язычество отвратительные мужики

Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла

В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.

Местные и их верования

Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.

К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.

марийское язычество отвратительные мужики

Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.

марийское язычество отвратительные мужики

Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.

В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.

Что представляет собой марийское язычество

марийское язычество отвратительные мужики

Эта разумная и терпимая вера, тем не менее, требует жертв. Осокин с довольной улыбкой рассказывает, в какой ужас приходили православные миссионеры, обнаруживая за околицами зажиточных и красивых, как с пасторальной картинки, марийских деревень настоящие капища:

— А там жрецы в белых одеждах, летят пух и перья, бьют птицу и скот, хлещет кровь!

Я, конечно, не Фрэзер и даже не Элиаде, но кое-что описать и проанализировать все же могу. Как устроена марийская религия? Здесь есть несколько ключевых вещей: священные рощи, жрецы и культ Юмо.

марийское язычество отвратительные мужики

Определить священнослужителя всегда легко по странной шапке

По всей вероятности, уже к приходу русских марийцы находились между многобожием и единоверием, то есть по их представлениям верховное божество является всезнающим, безличностным и как бы разлитым по всей вселенной, а другие боги являются чем-то вроде его заместителей. В то же самое время, Юмо имеет свой характер, норов и даже внешний вид и как бы некую подслеповатость к людским делам.

Все, что я тут рассказываю звучит слегка по-лавкрафтовски: одни из последних в Европе настоящих язычников, жертвоприношения и прочее — но на деле это не так жутко и мистично, как может показаться на первый взгляд. Человек осмысливает божество, перенося на него свои представления о власти. Он экстраполирует их и доводит до предела: китайцы считали верховное божество императором, скандинавы эдаким верховным вождем-конунгом и так далее.

марийское язычество отвратительные мужики

Котлы для варки приношений на священной горе Чумбылат

В представлении марийцев, Юмо — это нечто вроде сельского старосты, но в масштабах Вселенной. Он повелевает всем и знает все, но при этом он же своеобразно хитроват, любит, когда люди обращаются к нему за помощью, а также ценит вкусные подачки и даже самогон.

Кроме того, Юмо строг, справедлив и по какой-то причине обожает танцы и блины. Короче говоря, больше похоже на председателя колхоза, чем на трансцендентную сущность.

В общем, при всей экзотичности, марийское язычество — это такая милая сельская религия, где все по-своему просто, по-деревенски рационально и уютно.

Оно и понятно: у пахарей, охотников и скотоводов не было времени и сил на то, чтобы создавать развитую и сложную мифологию. Религия должна была быть полезной и понятной, как соха или молоток, и делать жизнь трудяги хотя бы немного слаще и осмысленнее.

В завершение расскажу три типичных истории. Все они, так или иначе, связаны с похоронами, но это нормально: похороны — чуть ли не единственный случай, когда огромная масса родственников собирается вместе.

История номер 1. Похороны прабабки

Моя прабабка умерла в 95 и поэтому считалась чем-то вроде местной реликвии. Перед смертью она завещала, чтобы ее любимый правнук, то есть я, ехал на кладбище на ее гробу. Всем идея показалась просто отличной: так я непременно унаследую ее долголетие. Мне было 5 лет, и я помню этот день до сих пор — реально жуткое переживание.

Другая часть тех же похорон: был пойман огромный черный петух, ему отрубили палец и этим обрубком на стыке гроба и его крышки начертили несколько крестов.

Как я понимаю, чтобы бабуля не возвращалась.

История номер 2. Похороны кузена

Тяжелая история: двоюродный брат, у которого были проблемы со здоровьем, решил вопрос просто, спрыгнув с крыши многоэтажки. Его смерть была экстраординарной, поэтому его не только не хотели отпевать в православной церкви, но и родственники решили провести обряды по-максимуму.

Во-первых, каждый из пришедших должен был принести какой-нибудь алкогольный напиток и вылить в общую банку (об этом ниже). Дальше: самый дальний родственник из присутствующих должен был надеть вещи покойного и ходить в них большую часть дня. Этим родственником оказался русский паренек Вася из Сибири, муж одной из кузин.

Как вы понимаете, Вася был не просто шокирован, но натурально боялся, что мы все тут — сраные сатанисты и теперь похороним его вместе с усопшим. В конце всех мероприятий родственники вышли и разожгли прямо во дворе спального района огромный костер, где и сожгли эти вещи.

Зрелище полусотни людей, жгущих одежду в костре и обмазывающихся алкоголем, смутило соседей настолько, что они на всякий случай сообщили полицейским. Но те и похлеще вещи видали, сами понимаете.

История номер 3. Прогулка по кладбищу

В любой культуре есть специальные люди, которые отвечают за преемственность культурных кодов. Среди нашей родни такой человек — моя тетушка. В ее обязанности входит очень важная, но редкая в наши дни процедура: во время посещения умерших на кладбище она обязана обходить могилы, читая определенные формулы.

Суть в том, что никто не должен располагаться у могил для поминовения до тех пор, пока человек вроде моей тети не обойдет все могилы и не поприветствует лежащих в ней. Формула не особо четкая, все делается приблизительно: приветственные слова вслух и обязательные подробные рассказы с новостями из мира живых.

Так, к примеру, рассказывалось даже о том, что я поступил в аспирантуру, и все в таком духе. Рядом с могилами полагается обильно есть и выпивать, а также веселиться и травить интересные истории: усопшие жаждут убедиться, что у живых все хорошо, сытно и весело, грустных людей осаживают и уговаривают хотя бы изобразить бодрый настрой.

марийское язычество отвратительные мужики

Когда читаешь о подобных доисторических обрядах, происходящих на Борнео, в Индии или Гренландии, они всегда воспринимаются как великолепная и чарующая экзотика. Когда являешься свидетелем чего-то подобного, да еще и с детства, то все кажется просто неимоверной дикостью; происходящее кажется глупым и пугающе иррациональным, хочется быстрее убраться подальше.

Контраста религиозным обрядам марийцев добавляет их обыденный контекст: описания марийских традиций рисуют в воображении что-то загадочное и древнее, хотя на самом деле многое происходит во дворах панельных домов, неподалеку от футбольных коробок — горит костер, стоит жрец в странной шапке, на гробу с начертанными на нем странными символами куда-то едет человек.

Читайте также: