Отношение к солдатам наполеона в романе война и мир кратко

Обновлено: 02.07.2024

Портрет героев

Прежде всего, Кутузов и Наполеон сравниваются внешне. Русский фельдмаршал – человек старый, грузный, больной. Ему тяжело передвигаться и вести активный образ жизни, которого требует обстановка военного времени. Утомленный жизнью полуслепой старик не может, по мнению представителей светского общества, стоять во главе армии. Таково первое впечатление о Кутузове.

То ли дело бодрый молодой французский император. Здоров, активен, полон сил и энергии. Только читатель странным образом чувствует симпатию к пожилому человеку, а не к блистательному герою. Такого эффекта писатель добивается с помощью незначительных деталей в портрете своих персонажей. Описание Кутузова бесхитростно и правдиво. Описание Наполеона проникнуто иронией.

Главная цель

Фельдмаршал Кутузов ставит перед собой совершенно другие цели. Он не стремится к власти и почестям, равнодушен к людской молве. Старый человек оказался во главе армии по желанию русского народа и по велению долга. Его цель – защитить свою Родину от ненавистных захватчиков. Путь его честен, поступки справедливы и осмотрительны. Любовь к Отчизне, мудрость и честность руководят действиями этого человека.

Отношение к солдатам

У самовлюблённого императора Наполеона иное отношение к своему бравому войску. Для него имеет ценность только собственная персона. Судьба окружающих его людей ему безразлична. Наполеону доставляет наслаждение разглядывать поле битвы, усеянное мёртвыми и ранеными телами. Он не обращает внимания на переплывающих бурную реку улан, готовых погибнуть на глазах у своего обожаемого императора. Не чувствуя ответственности за жизни слепо верящих в него людей, Наполеон заботится о своём комфорте, благополучии и славе победителя.

Сила и слабость полководцев

История всё расставила по своим местам. Отечественная война 1812 года была с позором проиграна французской армией, несмотря на великие планы Наполеона. В решающей битве под Бородино император растерян и подавлен. Его гениальный ум неспособен понять, какая сила заставляет противника вновь и вновь подниматься в атаку.

Толстой писал не о реальном человеке Наполеоне, а создавал ОБРАЗ Наполеона. Для автора это был человек, лишенный простоты, добра и правды. Поэтому образ получился сатирический. Для Наполеона война - это игра, а люди - пешки в этой игре. Сам же он - полководец - сверхчеловек, который один знает, как расставить эти пешки.
"Последней степенью подлости" называет Толстой бегство полководца от своей "непобедимой"армии.

Как ты думаешь? , если он свою армию бросил в Египте. Медали он называл пуговицами за которые солдат выполнит что угодно.

Наполеон относился к свей армии с любовью. Он знал своих подчинённых поимённо (не только генералов, но даже многих рядовых!) . Для того то бы запомнить имя, он имел привычку записывать его на отдельный листок, таким образом подключая и визуальную память, а затем выбрасывал его и уже никогда не забывал. Почти все великие люди обладали феноменальной памятью.

Портрет: описание внешности, речи, манер поведения

Наполеон в описании Толстого — невысокий человек с полным, моложавым лицом. Автор отмечает, что в 1812 году лицо Бонапарта было жёлтое и опухшее, а фигура — потолстевшая, с выставленной вперёд грудью и животом — имела осанистый, представительный вид.

Наполеон по национальности был итальянцем, поэтому, будучи раздражённым, энергично жестикулировал. Ходил он быстрыми твёрдыми, решительными шагами, немного откинув назад голову.

Характер и поступки

Наполеон равнодушен к окружающим, но он хочет выглядеть в их глазах великим человеком, которому присущ не только выдающийся ум, но и высокие чувства. В сцене, когда перед Бородинским сражением Бонапарту привезли из Парижа портрет его сына, и он театрально любовался им, видна вся фальшь и позёрство этого человека. Наполеон понимал, что его слова и действия в этот момент будут историей.

Бонапарт привык, что его поведение, действия, слова вызывают восхищение у окружающих, и это ещё больше развило в нём тщеславие, уверенность в своей правоте всегда и во всём.

Отношение к войне и солдатам

Бонапарт перед сражениями для поддержания у своего войска боевого духа произносил пафосные речи. Они записывались, чтобы сохранить их для истории.

Наполеон не появлялся на местах сражений даже в ключевые моменты, располагался подальше от этих мест, поэтому его распоряжения часто не выполнялись, так как либо то, о чём он распоряжался, было уже сделано, либо не могло быть выполнено из-за объективных причин.

Наполеон относился равнодушно не только к судьбе своих солдат, но и вообще к своей армии. Главной заботой его было всегда выглядеть величественно. Но ему пришлось забыть о своём величии при бегстве из России. Он ехал в тёплой шубе, оставив позади своих гибнущих и замерзающих солдат. Так Россия развеяла в прах мечты Наполеона о его мировом господстве.

Отношение Толстого к Наполеону

Вывод

Характеристика образа Наполеона может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Наполеон Бонапарт является выдающимся полководцем, государственным деятелем, императором французов в 1804 - 1814 и 1815 гг.

О внешности Наполеона Бонапарта в романе сообщается следующее:

"Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели. " (том 1 часть 3 глава XIV)

"В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом. " (в 1805 г., том 1 часть 3 глава XIV)

". в маленькой шляпе, с андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом чепраке. " (том 2 часть 2 глава XXI)

"Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия. " (том 3 часть 1 глава VI)

Napoleon-Bonapart-Vojna-i-mir-Tolstoj-obraz-harakteristika-vneshnost
Наполеон
(актер В. Стржельчик).
Фильм "Война и мир" 1965 г.

"Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. " (Наполеону в 1812 г. около 40 лет, том 3 часть 1 глава VI)

". Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости. " (том 4 часть 2 глава XVIII)

"Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. " (том 2 часть 2 глава XXI)

". он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную. " (том 3 часть 2 глава XXVI)


По происхождению Наполеон Бонапарт является итальянцем:

"С свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. " (том 3 часть 2 глава XXVI)

". на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья. " (том 1 часть 3 глава XIV)

". с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи. " (эпилог часть 1 глава III)

"Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. " (Наполеон о себе и императоре Александре I, том 3 часть 1 глава VII)

"С которого года в службе? - спросил он с той привычной аффектацией* грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. " (* с аффектацией - то есть притворно, неестественно) (том 3 часть 2 глава XXIX)

"Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все-таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. . проходя мимо высокого гвардейца. остановился против него.

". но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. " (том 1 часть 1 глава VI)

"Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. " (том 1 часть 1 глава IX)

"Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его. " (том 3 часть 1 глава VI)

". он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди. " (том 3 часть 1 глава VI)

". тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. " (том 3 часть 1 глава VI)

"Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. " (том 3 часть 1 глава II)

". непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему. " (том 3 часть 1 глава II)

"Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли. " (том 3 часть 1 глава VI)

"Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это. " (том 3 часть 1 глава VII)

". Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла. " (том 4 часть 2 глава II)

"Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья. " (том 3 часть 2 глава XXVIII)

". Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употребленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска. " (том 3 часть 2 глава XXXIV)

По словам Наполеона, он участвует в войне с Россией в 1812 г. не по своему желанию, а потому что его вынудили:

"Вы говорите, я начал эту войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. " (том 3 часть 1 глава VI)

Отношение Толстого к Наполеону в романе "Война и мир"

Свое отношение к Наполеону Толстой подробно излагает в эпилоге романа, в частности в части 1 главах I - IV. Также в тексте романа автор передает свое мнение о Наполеоне в виде мыслей своих героев.

Так, Толстой считает Наполеона ограниченным человеком. Это заявляет как сам Толстой от первого лица, так и его главный герой Андрей Болконский:

"А сам Бонапарте! Я помню самодовольное и ограниченное его лицо на Аустерлицком поле. " (мысли Андрея Болконского о Наполеоне, том 3 часть 1 глава XI)

". искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. " (автор о Наполеоне, эпилог часть 1 глава III)

Лев Толстой не считает Наполеона гениальным полководцем. Автор утверждает, что люди приписывают французскому полководцу гениальность, которой не было:

". той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону. " (том 3 часть 2 глава XXVII)

". Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. " (том 3 часть 2 глава XIX)

"Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать. " (том 1 часть 1 глава IV)

"Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека. " (виконт Мортемар) (том 1 часть 1 глава IV)

Толстой называет Наполеона выскочкой и человеком без убеждений, который блягодаря странным случайностям обретает успех. Свое мнение Толстой выражает как от лица автора, так и в виде мыслей Ипполита Курагина:

"Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. " (автор о Наполеоне, эпилог часть 1 глава III)

"Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место. " (эпилог часть 1 глава III)

". ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы. – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. " (том 4 часть 2 глава VIII)

". последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что‑то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок. " (том 4 часть 3 глава XVIII)

". и, вместо гениальности, являются глупость и подлость, не имеющие примеров. " (эпилог часть 1 глава III)


Это был цитатный образ и характеристика Наполеона Бонапарта в романе "Война и мир" Толстого: описание внешности и характера героя, портрет в цитатах, отношение Толстого к Наполеону и пр.

Читайте также: