Религия и семья кратко

Обновлено: 30.06.2024

Определение семейной религии. - Семейная религия предполагает воспитание детей согласно Божьей воле. Каждый член семьи должен получать уроки у ног Христа, и интересы каждого нужно строго охранять, чтобы сатана не мог прельстить и увести от Христа. К этому должна стремиться каждая семья, исполнившись решимости не слабеть и не падать духом. Когда родители прилежны и бдительны в своем наставлении и воспитывают своих детей, взирая на славу Божью, то они сотрудничают с Богом и Бог сотрудничает с ними в деле спасения детей, за которых умер Христос1.

Религиозное воспитание означает гораздо больше, чем простое обучение. Это подразумевает, что вы должны молиться со своими детьми, учить их приближаться к Иисусу и говорить Ему о всех своих нуждах. Это подразумевает, что вы должны показывать в своей жизни, что Иисус является всем для вас и что Его любовь делает вас терпеливыми, добрыми, выдержанными и вместе с тем твердыми в воспитании детей согласно вашим принципам, как это было у Авраама2.

Ваше поведение в семейной жизни точно отмечается в небесных книгах. Тот, кто хочет стать святым на небе, должен сначала стать святым в своей семье. Если отцы и матери являются истинными христианами в семье, то они будут полезными членами церкви и будут способны вести дела в церкви и в обществе таким же образом, как управляют своими семейными делами. Родители, пусть ваша религия не будет простым исповеданием, но станет реальностью3.

Религия должна быть частью домашнего воспитания. - Религией в семье весьма пренебрегают. Люди проявляют больший интерес к зарубежным миссиям. Они позволяют себе свободомыслие и таким образом стараются успокоить свою совесть, считая, что исполнение дела Божьего компенсирует их пренебрежительное отношение к домашним обязанностям, призывающим их подавать правильный пример в семье. Но дом - это их особое поле, и Бог не принимает никаких оправданий за нерадивое отношение к этому полю4.

В доме, где религия воплощается на практике, совершается великое благо. Религия побудит родителей исполнять именно ту работу, которую Бог предназначил для их семьи. Дети будут расти в благоговении перед Богом и Его волей5.

Причиной того, почему современная молодежь не проявляет больше интереса к религии, является их несовершенное воспитание. Когда детям позволено потворствовать своим страстям или когда непослушание вашим правилам остается безнаказанным, то это не является проявлением истинной любви к ним. Куда клонится ветка, туда склоняется и дерево6.

Если религия должна влиять на общество, то она должна в первую очередь влиять на семью. Если дома дети воспитывались в любви и страхе Божьем, то когда вырастут, они будут соответственно воспитывать и своих детей, таким образом принципы истины будут насаждаться в обществе и производить ощутимое влияние в мире. Религию нельзя исключать из домашнего воспитания7.

Семейная религия имеет более важное значение, чем церковная. - В семье закладывается основание для процветания церкви. Все, что оказывает влияние на домашнюю жизнь, проявляется и в церковной жизни; поэтому церковные обязанности должны начинаться с дома8.

Когда мы имеем хорошую семейную религию, то будем иметь превосходную общественную религию. Делайте свой дом твердыней. Посвящайте свои семьи Богу и после этого говорите и поступайте дома, как христиане. Будьте добры, выдержаны и терпеливы в семье, сознавая, что вы являетесь учителями. Каждая мать - это учитель, и при этом она должна быть ученицей в школе Христа, чтобы знать, как учить, чтобы правильно формировать и созидать характеры своих детей9.

Там, где отсутствует семейная религия, исповедание веры ничего не стоит. Многие обманывают себя, полагая, что характер будет преобразован в пришествие Христа, но перемена в сердце не произойдет при Его явлении. Мы должны не только раскаяться здесь в недостатках своих характеров, но и победить их благодатью Христовой, пока время испытания продлевается. Семейный очаг - это место для приготовления к небесной семьей

Семейная религия весьма необходима, и наши слова в доме должны быть правильными, иначе наше свидетельство в церкви не будет ничего значить. Если вы не будете проявлять кротость, доброту и учтивость в своей семье, то ваша религия будет тщетна. Если бы семейная религия была более истинна, то в церкви было бы больше силы11.

Ужасная ошибка - медлить с религиозным воспитанием. - Весьма печально, когда детям позволено расти без познания Бога12.

Родители совершают ужасную ошибку, когда пренебрегают религиозным воспитанием своих детей, полагая, что в будущем у них будет все хорошо и что когда они станут старше, то сами будут стремиться приобрести религиозный опыт. Разве вы не понимаете, родители, что если в их сердцах вы не будете насаждать драгоценное семя истины, любви, качеств характера, пригодных для неба то сатана засеет поле сердца плевелами? 13

Зачастую детям позволяют расти без религии, потому что родители считают их слишком юными, чтобы предписывать им христианские обязанности.

Вопрос долга детей в отношении религиозных дел должен быть решен положительно без колебаний, пока они являются членами семьи14.

Родители - представители Бога для своих детей, их обязанность - говорить детям, что они должны делать и чего не должны делать, проявляя твердость и полное самообладание. Каждое усилие, сделанное для них с добротой и сдержанностью, будет вырабатывать в их характерах настойчивость и решительность.

. Отцы и матери должны своевременно позаботиться о том, чтобы ребенок считал нарушение субботы, пренебрежение общественным богослужением и семейной молитвой не меньшим грехом, чем воровство. Родители своими руками должны строить преграды15.

С самых ранних лет нужно начинать благоразумно воспитывать детей в духе Христа, и это воспитание необходимо продолжать. Пока сердца детей восприимчивы, их нужно учить важным истинам. Родителям следует помнить, что они живут, говорят и действуют в присутствии Бога16.

Родители, каким путем вы следуете? Движимы ли вы идеей, что в религиозных вопросах ваши дети должны быть освобождены от всяких ограничений? Может быть, вы оставляете их без совета и наставления в их детские и юношеские годы? Позволяете им поступать так, как им заблагорассудится? В таком случае вы пренебрегаете своими. Богом вам данными обязанностями17.

Адаптируйте наставления для детского возраста. - Когда малыши становятся способными понимать, родители должны рассказывать им об Иисусе - открыть драгоценную истину о Младенце из Вифлеема. Старайтесь запечатлеть в умах детей чувство простого благочестия, адаптированное для их лет и способностей. Приводите своих детей в молитве к Иисусу, ведь Он сделал возможным для них учиться религии, как они учатся выговаривать слова родного языка18.

В самом раннем возрасте дети восприимчивы к Божественному влиянию. Господь берет этих детей под Свою особую опеку, и когда они воспитываются в страхе Господнем, то становятся помощью, а не помехой для своих родителей19.

Родители сообща поддерживают религию в семье. - Отец и мать ответственны за поддержание религии в семье20.

Пусть мать не берет на себя столько забот, чтобы это мешало ей уделять время духовным нуждам своей семьи. Пусть родители обращаются к Богу за руководством для своей работы. Стоя на коленях перед Ним, они приобретут истинное понимание своих важных обязанностей, и так они могут доверить своих детей Тому, Кто никогда не ошибается в Своих советах и наставлениях.

Отец семейства не должен допускать, чтобы все заботы, связанные с духовным наставлением, ложились на мать. Отцам и матерям предстоит сделать большую работу, и они оба должны внести свою лепту в дело приготовления своих детей к великому суду21.

Родители, передавайте детям свой религиозный опыт. Заключайте их в объятия своей веры и посвящайте их Христу. Не позволяйте чему-либо послужить причиной и оправданием того, чтобы снять с вас обязанность правильно воспитывать своих детей; не позволяйте никаким мирским интересам отвлекать вас от них. Никогда не допускайте, чтобы ваша христианская жизнь могла разлучить вас с детьми. Приводите их с собой к Господу; наставляйте их, чтобы открыть им Божественную истину. Пусть они общаются с теми, кто любит Бога. Приводите их к народу Божьему как детей, которым вы стараетесь помочь сформировать характеры, пригодные для вечности22.

Религия в семье - разве с нею можно упустить что-то важное? В каждой семье будет совершаться именно та работа, которую Бог предназначил для нее. Дети будут расти в страхе Господнем. Они будут воспитаны и обучены не для того, чтобы стать приверженцами светского общества, но чтобы стать членами Господней семьи23.

Дети смотрят на родителей, чтобы получить пример последовательной жизни. - Все оставляет свой отпечаток в юных умах. Они изучают выражение лица, прислушиваются к голосу и в точности подражают манерам поведения. Раздражительные и сварливые отцы и матери дают своим детям такие уроки, что впоследствии эти родители отдали бы весь мир, если бы он им принадлежал, только бы дети избавились от влияния подобных наставлений. Дети должны видеть в жизни своих родителей последовательность, которая согласуется с их верой. Живя последовательной жизнью и проявляя самообладание, родители могут созидать характеры своих детей24.

Бог чтит хорошо организованную семью. - Отцы и матери, которые делают Бога первым в своих семьях, которые учат своих детей, что начало мудрости - страх Господень, прославят Бога перед ангелами и людьми, представляя миру хорошо организованную, дисциплинированную семью, которая любит Бога и повинуется Ему вместо того, чтобы восставать против Него. Христос не чужой в этих семьях; Его имя наречено на домах, где почитают и прославляют его. Ангелы радуются в доме, где Бог является верховным Правителем, где детей учат уважать религию. Библию и их Творца. Такие семьи могут претендовать на обетование: "Тех, кто чтит Меня, и Я почту"25.

Как Христос приходит в дом. - Когда Христос пребывает в сердцах, то Он обитает и в семье. Отец и мать сознают, насколько важно жить в повиновении Святому Духу, так что ангелы небесные, которые служат тем, кто наследует спасение, будут их учителями в доме, воспитывая и наставляя их, чтобы они могли обучать своих детей. Дома можно организовать небольшую церковь, которая будет чтить и прославлять Искупителя26.

Делайте религию привлекательной. - Делайте христианскую жизнь привлекательной. Говорите о стране, в которой последователи Христа будут иметь свой дом. Когда вы будете делать это. Бог будет наставлять ваших детей на всякую истину, исполняя их желанием готовить себя для обителей, которые пошел приготовить Христос для тех, кто любит Его27.

Родителям не следует заставлять своих детей лишь соблюдать форму религии, но они должны представить им вечные принципы в привлекательном свете28.

Родители должны сделать религию Христа привлекательной, проявляя радость, христианскую вежливость и нежное сострадательное расположение; но они должны быть твердыми, требуя уважения и послушания. В сознании ребенка нужно воспитывать справедливые принципы29.

Мы должны побуждать молодых поступать справедливо. Серебра и золота недостаточно для этого. Будем же открывать им любовь, милость и благодать Христа, совершенство Его слова и радость победы. Прилагая эти усилия, вы совершаете дело, которое будет стоять всю вечность30.

Почему некоторые родители не имеют успеха. - Некоторые родители, хотя они и называют себя религиозными, не учат своих детей, что нужно служить Богу и повиноваться Ему, что удовольствия и влечения не должны противоречить Его желанию обитать в них. "Начало мудрости - страх Господень". Эта истина должна отразиться в каждой жизни, в каждом характере. Верное представление о Боге через познание Христа, Который умер, чтобы мы могли получить спасение, должно запечатлеться в их умах31.

Вы можете думать, родители, что у вас нет времени, чтобы делать все это, но вы должны уделять время для своей работы в семье, в противном случае сатана восполнит этот недостаток. Исключите из своей жизни все, что препятствует выполнению этой работы, и воспитывайте своих детей в Его наставлениях. Не соблазняйтесь ничем преходящим, живите экономно, снисходя к нуждам друг друга, но, ради Христа, не пренебрегайте своим религиозным воспитанием и воспитанием своих детей32.

Каждый член семьи должен быть посвящен Богу. - Предписания, данные Моисеем относительно праздника Пасхи, полны значения и должны исполняться родителями и детьми в наше время.

Отец должен был исполнять обязанности священника в семье, и если он умирал, то оставшийся в живых старший сын должен был исполнять этот торжественный акт, кропя дверной косяк. Это символизирует дело, которое должно совершаться в каждой семье. Родители должны собрать своих детей в дом и представить им Христа, как их Пасху. Отец обязан посвятить каждого обитателя своего дома Богу как это делал каждый отец в день Пасхи. Опасно доверять эту серьезную обязанность другим33.

Пусть родители-христиане примут решение, что они будут верны Богу, и пусть они соберутся вместе со своими детьми в своих домах, как собирались израильтяне, окропив дверные косяки кровью, которая символизировала Христа как Того, Кто один может защитить и спасти, чтобы ангел-губитель прошел мимо охраняемого Спасителем дома. Пусть мир видит, что в доме действует нечто большее, чем человеческое влияние. Пусть родители поддерживают живую связь с Богом, становясь на сторону Христа и показывая при поддержке Его благодати, что родительское содействие приносит великое благо34.

Семья относится к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные действия совершались в рамках этой первоначальной социальной структуры. На этой основе возникло предположение: семья и религия находятся между собой в такой тесной связи, что семья может быть понятна именно как "естественный" носитель религии, как религиозное образование.
Эта точка, зрения была развита французским историком: Н.Д.Фюстель де Куланжем в работе "Античный город" (1864), а также английским востоковедом В. Робертсон Смитом применительно: к древнеарабскому обществу. Правда, то, что Фюстель де Куланж называл семьей, более точно можно было обозначить понятием "род". По мнению автора, "семья" в этом смысле была первоначально единственной формой общества, но христианство разрушило эту семью.

Точка зрения, рассматривающая семью как сакральное образование, обычно подтверждается ссылками на то, что во многих обществах религиозные ритуалы совершались в рамках семьи и огонь домашнего очага считался священным. Довольно часто и в настоящее время семья является тем местом, где совершаются религиозные ритуалы, но при этом следует помнить, что то, что мы называем семьей сегодня, существенно отличается от того, что было семьей в древних обществах.

В ходе развития и внутренней дифференциации общества его институциональные образования разделились на две сферы — частную и общественную области жизни. Семья во многом утратила черты, общественной (публичной) организации, которыми была наделена в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни. В то же время Р.Белла, прослеживая религиозную эволюцию, показывает, что в ней происходит "приватизация" религии (эта тенденция фиксируется также в теориях секуляризации). Религиозные верования и религиозная ; практика в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора, частным делом. Возможно, с этим связано то обстоятельство, что сегодня в первую очередь многих привлекают те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни.

В свою очередь, и деятельности современной христианской церкви значительную долю составляет именно то, что связано с семьей — ритуальное оформление, ее увеличения и уменьшения, бракосочетания, религиозное воспитание детей. Церковные деятели склонны сегодня рассматривать семью как главную и нерушимую базу организованной религии в ее традиционных формах.

Действительно, в современном обществе существует тесная связь между церковью и семьей. Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность в большей степени обращена к женщинам и детям, среди церковных преобладают мероприятия, связанные с семьей, среди прихожан сегодня в церкви большинство составляют женщины.

Тем не менее, в ряде отношений взаимосвязь семьи и религии представляется в настоящее время не столь уж однозначно нерушимой; во всяком случае, понимание существа и характера этой связи требует принять во внимание те изменения, которые претерпели и семья, и религия, как повлияли эти изменения на отношения между ними.

Прежде всего в общественном сознании произошло изменение в оценке значимости и необходимости ритуального сопровождения таких событий как рождение ребенка, бракосочетание и смерть. Сегодня достаточно значительному числу людей представляется возможным обойтись без церковного ритуала в этих случаях. Очень часто, ритуалы рассматриваются как желательные потому, что они имеют эстетические достоинства, или просто потому, что "так принято", т.е. они утратили прежний "жизненно-необходимый смысл". Большинство проявлений жизни утрачивают свое прежнее сакральное измерение. Смерть в современном обществе воспринимается, в отличие от прежнего, преимущественно как "удел старости". Во всяком случае, в отличие от того общества, которое изучал Б.Малиновский, в современном практически больше не существует такой социальной группы, в которой смерть одного из членов воспринималась бы как угроза ее существованию. Это пример, показывающий изменение социального смысла и значения многих ритуалов, продолжающих еще существовать.

Если внимательно присмотреться к продолжающим совершаться ритуалам и составу их участников, то во многих случаях обнаружится отсутствие четко определенной по Составу и численности социальной группы, которая является их носителем. Это происходит по причине столь очевидного ослабления родственных связей; часто они поддерживаются чисто номинально и не рассматриваются как обязывающие к определенным поступкам, участию в семейных церемониях. Возрастающее различие социальных позиций среди родственников приводит к тому, что нередко контакты в социально оформленном ритуальном выражении заменяются более "приватными", "интимными" и в оформлении семейных событий, т.е. без церковного ритуала. Короче говоря, современная семья не является тем незыблемым фундаментом церковно-ритуалыюй деятельности, каким она была в традиционном обществе. Часто без церковного ритуала считают возможным обойтись, заменяя его тем или иным эквивалентом, не имеющим отношения к церкви и религии. Семья большей частью, перестает быть местом проведения общественных ритуалов (государственных праздников).

Парсонс констатирует, что оба институциональных комплекса в процессе дифференциации были лишены прежнего значения. Это не означает, что в результате социальной дифференциации семья и религия вообще "утратили значение", такой вывод был бы поверхностно упрощенным. Роль церкви, как отмечает Парсонс начинается тогда, когда первоначальная связь с матерью и зависимость от семьи частично разрушаются, уступая место восприятию общественных ценностей.

Однако Парсонс приходит к выводу, что в результате утраты прежних функций и значения между семьей и церковью в современном обществе возникает расхождение, которого прежде в таком размере не существовало, что современная семья не является больше той социальной единицей, которая имела сакральное значение и в пределах которой осуществлялась религиозная жизнь, религиозные ритуалы, "социальное тело" которых она составляла.

Выводы современных социологов не опровергают полностью тех заключений, к которым пришел Фюстель де Куланж, если помнить, что "семья" античного общества была иной но сравнению с современной семьей и ее можно было бы обозначить как "род". Эта структура выступала носителем и началом "семенных культов" и сакрализованных генеалогий, у нее были свои религиозные символы, и хотя это не является безусловно обязательным и достоверно подтвержденным — такая семья могла почитаться как "священная вещь" (в понимании Дюркгейма). Такая семья (клан, род) обладала необходимым для сакрализуемой "вещи" качеством — долговременностью.

Однако в большинстве обществ, поднявшихся над примитивным этапом эволюции, семья не является долговременным социальным институтом. Эти относится и к традиционной семье, которая на протяжении XIX и XX вв. в развитом обществе все больше уходит в прошлое и утрачивает ряд функций, которые выполняла прежде. Так называемая одноветвевая семья, в которой совместно живут три поколения, была приспособлена к стабильному аграрному обществу. Формой семьи, наиболее приспособленной к условиям индустриального общества, является нуклеарная семья. Таким образом, в процессе социального развития происходил распад более крупных семейных единиц. Нуклеарная семья обособляется от более широких групп родственников. Родственные связи в индустриальном обществе ослабляет наряду с другими факторами то обстоятельство, что социальная мобильность обусловливает часто разное общественное положение членов семьи, что порождает различия в стиле жизни и возможностях братьев и сестер, а вместе с этим подчас и взаимное непонимание и отчуждение.

Функции, которые утрачивает семья (как кооперативное трудовое объединение, например), не являются все же для нее неотъемлемыми и определяющими в ней главное. Это главное остается -социализация детей, точнее — начальная и совершенно особая ее фаза. Она решается в универсальной, как эмпирически установлено, относительно длительной связи между немногими лицами (чаще всего, кроме отца и матери, — бабушка и Дедушка) с новорожденными. В этой фазе происходит то, что психологически можно обозначить как образование первичного доверия, и вне семьи никакой другой институт не может обеспечить его возникновение. Но именно эти-то глубинные характеристики семьи являются столь интимными, что недоступны не только социологическому измерению, но и вообще всякому объективирующему выражению. Можно полагать, что в этом смысле семья не детерминируется социологически фиксируемыми отношениями с другими социальными институтами, включая церковь и религию. С учетом сказанного обратимся теперь к вопросу об отношении религии к семье, имея в виду свойственное "религиям спасения" понимание семьи и поучения, касающиеся семейной жизни, т.е. нормативный аспект отношения религии к семье.

Религии спасения, такие, как буддизм и христианство, должны были пройти долгий путь поисков, прежде чем им удалось найти способ совместить признание общественно полезных функций семьи с их индифферентным отношением к общественной жизни "в миру" как проявлением основной религиозной установки неприятия мира.

Первоначально отношение христианской религии к семье и браку было скорее негативным: привязанность к семейному очагу и верность родственным обязательствам вступали в противоречие с исключающей все остальные узы приверженностью религиозной группе. Это объясняется особенностями процесса возникновения религий спасения как религии универсальных, которым приходилось утверждаться в противодействии традициям "народных религий". Если иудаизм, из которого выросло христианство не которым оно должно было размежеваться, во времена проповеди Иисуса основание семьи и рождение детей поднимал до религиозно-нравственного долга, то в высказываниях, вкладываемых в уста Иисуса, звучит негативное отношение к приверженности семье, вплоть до отрицания того, что дети должны заботиться о том, чтобы похоронить умершего отца.

В посланиях ап. Павла нет осуждении обычной семейной жизни, но все же предпочтительнее для тех, кто это может, быть свободным от семейных уз: "неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене". Поэтому "кто непоколебимо тверд в сердце своем п, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву,— тот хорошо поступает". Монах посвящает себя служению Богу, давая обет безбрачия.

Правда, уже в посланиях и относящейся к этому времени неканонической литературе начинает утверждаться в качестве нормы постоянство в семейной жизни, взаимная ответственность супругов, отцовские обязанности. Преобразования христианских представлений о семье и браке совершалось довольно медленно и этот процесс растянулся до позднего средневековья, завершившись тем, что христианство превратилось и главного глашатая обстоятельно разработанной морали семьи: запрет внебрачных отношений, нерасторжимость брака и т.д. Правда, во всей своей строгости христианское учение о семье и браке никогда не могло быть осуществлено. Само же церковное право рассматривает определенные возможности признания недействительными брачных уз и расторжения брака.

Учения о семье и браке, нормы семенных отношении, устанавливаемые разными конфессиями, оказывают определенное влияние,— как это показывают данные исследований, — на поведение приверженцев соответствующих конфессий. В какой-то мере, церковь способна осуществлять в этом отношении функцию социального контроля. Данные, полученные до начала 60-х гг., свидетельствовали, например, о том, что католики но сравнению с протестантами реже вступали в смешанные браки, реже прибегали к абортам, у них было меньше разводов, семьи были более многодетными. В интерпретации этих данных возникли расхождения. Одни видели и этих данных результат церковной социализации. Другие считали, что решающее значение имеют различные ценностные ориентации у протестантов и у католиков. Например, более высокая мобильность у протестантов находит проявление и в большей семейной мобильности, поскольку развод интерпретируется просто как прекращение отношений, которые уже не обеспечивают партнерам желаемой цели-—обретения счастья.

Исследования последнего времени показывают, что с конца 50-х гг. на протяжении двух-трех десятилетий изменения шли в развитых Западных странах в одном направлении: католическое население все в большей степени перенимало "протестантские" ценностные ориентации и образцы поведения. Этот феномен можно рассматривать как подтверждение того, что обозначаемые как "протестантские" ценности — независимо от их религиозного происхождения — возможно были одновременно социокультурными доминантами, в то время как другие религиозно обоснованные ценности со временем утрачивали влияние. Так, например, католики фактически пренебрегают церковным запретом на использование средств прерывания беременности (но крайней мере в большинстве развитых индустриальных обществ).

Процессы изменения структуры семьи, ее функций, ценностных предпочтений включены в общин процесс социальных перемен в обществе и одним из факторов, воздействующих па изменения в семье и браке, является влияние религии и церкви. В каком направлении идет это влияние, в какой мере оно ощутимо в масштабах общества, какова динамика этого воздействия — это вопросы, которые еще требуют всестороннего изучения.

Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

Оглавление

Введение
Глава 1
1.1. Семья в Исламе
1.2 Семья в Буддизме
1.3 Семья в Христианстве
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

1.1. Семья в Исламе

1.2 Семья в Буддизме

1.3 Семья в Христианстве

Возможные ассоциации со словом семья – быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале – о первопричинах возникновения семьи, о мотивах к ее созданию…

Религия – способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо – обратная связь, связь с источником, причиной.)

Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения – у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.

При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция – сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность – в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.

Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии – например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.

Патриархат в различной степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде – это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года – сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть – детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он – дитя, малый, невзрослый.

Следующая ступень в эволюции – отрыв сексуальности от деторождения и резкое снижение рождаемости. Сексуальность теперь свойство индивидов и характеристика взаимоотношений людей. Секс выходит за пределы брака и исчезает двойная мораль.

Индивидуализация личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают.

Состоять в браке – священная обязанность мужчины. Безбрачие – тяжкий грех. Муж обязан:

* прилично содержать жен,

* защищать их от всех опасностей,

* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки – собственность жен, их нельзя отнять),

* обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,

* оставить имущество по завещанию.

* рожать детей и их воспитывать,

* не покидать женскую половину дома (правило парды),

* выполнять домашние работы (и больше никаких других).

Большое число детей повышает статус замужней женщины.

Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.

Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны – состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.

Согласно учению Будды, чтобы последовать этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, порвать все элементы связи и дать обет безбрачия.

Однако многие люди не ощущают в себе призвания принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста, и на них снизойдёт великое благословение. Поэтому Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.

Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нём созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного на другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.

Обязанности мужа

Существует пять способов, которыми хороший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:

- уважительное к ней отношение;

- признание её авторитета;

- проявление своей любви к ней с помощью подарков.

Обязанности жены

Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:

- хорошее ведение домашнего хозяйства;

- гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;

- забота об имуществе семьи;

- мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.

Также Будда говорил, что хорошая жена:

- относится к мужу с любящей симпатией, как мать;

- проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;

- рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;

- послушна и верна ему, как верный слуга семьи.

Бракосочетание

Согласно традиции перед женитьбой человек, исповедующий буддизм, должен провести хотя бы три месяца в монастыре, чтобы изучать буддизм и совершенствовать свою духовную жизнь. Только после такого обучения человек считается того, чтобы стать мужем. Обычно первым вопросом к жениху бывает, завершил ли он своё пребывание в монастыре.

семейный супружеский ислам индуизм

Нынешн ий брак устроен и функционирует так,

как если бы он изобретался каким-то третьим полом

с целью – основательно досадить первым двум.

Итак, что же христианство говорит о семье? Но прежде чем начать рассуждать об этом, стоило бы посмотреть, как, вообще, современная социология определяет семью? Ведь, христианство не делает революций и не изобретает чего-то абсолютно нового. Напротив, оно принимает сложившиеся порядки, как они есть, и только влагает в них новый дух жизни. Так обстояло дело с общественным устройством, так было и с семьей

И вот в энциклопедических справочниках есть несколько формулировок, которые кратко можно суммировать так: "Семьей называется группа, состоящая из двух лиц разного пола и из общих рожденных в браке детей. Она основана на взаимном доверии и намерении пожизненного сожительства. Всякая другая связь, не основанная на браке и на намерении пожизненной продолжительности, исключающая наличие в такой общности детей, не есть семья… Семья же созидается посредством брака, т. е. пожизненной связи мужчины и женщины, вступающих в родовые отношения".

Вывод прост, в основе семьи лежит брак. Но легко сказать - брак! Гораздо труднее ответить, что это такое?

Этот вопрос задавали себе многие мыслители, их мнения можно приводить десятками, но среди них наиболее интересны христианские богословы, которые видели в браке божественную норму жизни.

Интересное толкование брака дал известный богослов 5-го века блаженный Феодорит Кирский. В комментарии на стихи книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два плоть едина" (Быт. 2, 24), он говорит, что здесь как раз и начинается тот первоначальный закон, который был установлен после создания женщины и затем вошел в природу людей.

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы


Семья является важнейшим социообразующим элементом. Она всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей, была основой бытия общества. Будучи ценностью, семья в то же время является хранилищем нравственных устоев, традиций и обычаев, важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека.

В современном мире существует множество концепций происхождения института семьи. Одни придерживаются убеждения, что семья – продукт эволюции человечества, иные считают ее необходимой формой социального устройства и межсоциальных связей. Носители религиозной традиции убеждены в божественном происхождении семьи и семейных ценностей. Религиозная жизнь, опыт обращенности к горнему миру подсказывают, что брак и семья – не просто союз двух людей, но таинство становления личности супругов, когда муж и жена уже не просто два независимых друг от друга атома, а новый организм. Этот организм – живой. Он может расти, устремляясь вверх, цвести, приносить добрые плоды, но может и болеть, чахнуть и, в конце концов, погибнуть.

Только в соработничестве с Богом муж и жена становятся творцами своего собственного дома счастья. Всякая попытка построить семейное благополучие без опоры на Божественного Создателя – обречена на неуспех. В основе религиозной семьи лежит совместная любовь супругов к Богу. Если два луча стремятся к общей точке, то они неизменно приближаются друг к другу, пока не объединятся в один яркий луч света, в котором уже не видно одного и другого, но присутствует лишь одно. И, напротив, лучи потерявшие общую точку устремления, движутся хаотично – то пересекаясь друг с другом, то рассеиваясь в разные стороны.

Христианство возносит семью до высот богочеловеческого общения. Оно относится к семье как к малой Церкви. Как Церковь есть общество верных, объединенных любовью к Христу, так и семья – община мужа и жены, их чад, соединенных взаимной любовью, преданностью, жертвенностью и ответственностью. Муж в семье, как Христос в Церкви – добрый, кроткий, но в то же время взыскательный пастырь.

Ислам также привнес в жизнь народов новый образ семьи, утвердив в поколениях бережное отношение к семейным ценностям. Исламская доктрина отвела важнейшее место в семье мужу и жене, определила образ семейных взаимоотношений, обязанности супругов друг к другу, а также к детям и обязанности детей, в свою очередь, к родителям.

Итак, мы приходим к выводу, что именно религия возводит брак и семейные отношения из грубо чувственного или социально прагматического измерения в духовную и обоготворенную сферу. Никакая человеческая идеология, философская концепция или социальная доктрина не смогли дать институту брака и семьи столько, сколько предложено религией, связующей человека с Творцом.

Верующим людям не нужно доказывать друг другу божественное происхождение брака и наличие божественной искры в семейных ценностях, которые родственны самым высоким нравственным идеалам. Основная битва сегодня происходит в плоскости столкновения секулярного и религиозного мировоззрений. Современный мир стремительно теряет религиозную традицию, опору на многовековой религиозный опыт предшествующих поколений, в том числе и в области брака и семьи. Из лексического оборота постепенно исчезают такие слова, как целомудрие, чистота, супруги и супружеская любовь. Их место занимают медицинские термины: гендерная принадлежность, половое партнерство, сексуальная ориентация. Даже мужа и жену теперь часто именуют партнерами в браке. Налицо процесс обиологичивания, главенства анатомического начала там, где изначально было отведено место духовному. Мы столкнулись с глобальным кризисом семьи и семейных отношений.

В современной Европе, например, ставится под сомнение монополия брака, как союза мужчины и женщины. Это происходит не только на уровне умов и рассуждений, но и на законодательном уровне, и в сфере практической жизни. Создание и государственная регистрация гомосексуальных союзов в ряде стран Европы – подтверждение печальной тенденции морального падения европейского общества.

Уже сегодня в либеральном лагере мирового сообщества идут рассуждения о том, что и самой традиции в качестве регулятора процессов общественной жизни не существует, поскольку международное право не знает такого термина как традиция. По мнению либералов, можно вести речь только о культуре и культурном многообразии. Однако через отвержение традиции в религиозной, семейной и нравственной сферах происходит утрата цельности человеческой жизни, ее смысла, понимания путей развития человеческого сообщества, разрыв с опытом предшествующих поколений.

В окружающем нас мире нет иной более действенной силы, чем религиозная, которая могла бы защищать богодарованную человечеству семью. Уровень опасности таков, что сегодня требуется объединение усилий всех религиозных людей, для которых будущее человеческого рода не пустой звук, а предмет заботы и молитв.

Голос людей веры по вопросу сохранения семьи и семейных ценностей должен звучать громко и авторитетно, отзываясь на дискуссионных площадках, в студенческих аудиториях и коридорах чиновников международных организаций. Носители религиозной традиции должны предложить мировому сообществу взгляд на природу брачно-семейных отношений, который бы не зависел от политической или иной конъюнктуры, но являлся выражением религиозного опыта. Именно поэтому в 2006 году на Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве была впервые озвучена инициатива создания группы религиозных лидеров высокого уровня в партнерстве с ЮНЕСКО, которая могла бы давать экспертные оценки и заключения по актуальным вопросам современности, таким как: проблема прикрытия религией терроризма и экстремизма, причина и следствие мирового финансово-экономического кризиса, пути его преодоления, проблематика сохранения святых мест и мест религиозного поклонения, соотношение свободы слова и самовыражения и религиозных чувств верующих.

У сотрудничества религиозных лидеров большой потенциал. Их совместное свидетельство о правде и добре способно стать в современном мире серьезной силой, с которой должны будут считаться международные организации и учитывать голос людей веры при принятии глобальных решений.

[1] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова. Т. 5. М., 1847. С. 59.

Читайте также: