Религия и душевное здоровье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смиренное принятие болезни, терпеливое несение этого периода, надежда на помощь не только врачей, но и Того, Кто силен врачевать все болезни - все эти качества были всегда типичны для людей высокого духа в период болезни. Каждый человек должен иметь такое отношение к болезни как образец для подражания. Именно такое принятие болезни открывает возможность духовного возрастания, служит успокоению человека пред лицом труднопереносимых страданий, является источником утешения; самопознания и духовного подъема в несчастии (Ясперс). Биологическое понимание болезни, как одной из форм проявления нарушений всеобщего закона приспособления к условиям существования, требует объективного выяснения причин и механизмов этого (в данном случае нарушенного) приспособления, знание причин и механизмов развития этих нарушений является основой для помощи организму в преодолении повреждений, внесенных болезнью, и мобилизации защитных, компенсаторных механизмов, помогающих устранить или, по крайней мере, уменьшить проявления болезни. Общечеловеческое отношение к болезни, как оно отразилось в жизни, философских и художественных произведениях, связано с пониманием несовершенства человеческой природы, какого-то исходного ее нарушения и повреждения. Для одних (как Ницше) это повреждение изначальное, выявляющее порочность самой человеческой личности. Для других оно-результат какой-то глубокой метафизической духовно-нравственной катастрофы, совершившейся в глубинах человеческого духа и извратившей первозданную гармонию человеческой личности, которая теперь является для человека заданной и искомой. Всякая болезнь и особенно психическая, вызывает недоумение. удивление, протест. Человек проходит ряд ступеней - уровней от дисгармонии, декоординации структурных частей его личности, до их распада, дезинтеграции, деградации. В ряде случаев на разных этапах болезни происходит заострение отдельных качеств личности, выявление ранее незамеченных творческих возможностей и даже какой-то особой мудрости и нравственной высоты этих людей (примеры ДОН Кихота, Гамлета, князя Мышкина и многих других). Эти общечеловеческие и философские попытки определять сущность здоровья и болезни могут иметь определенный интерес.

  1. безусловных рефлексов -врожденных биологических потребностей и инстинктов,
  2. условных рефлексов, отражающих конкретный опыт личности и
  3. третьей инстанции - второй сигнальной системы, отражающей в речевой и обобщенной абстрактной форме высшие достижения человеческой истории и культуры.
  1. Религиозные переживания человека, как проявления болезни, когда больной воспринимает их как откровение, как реальность, ложная мистика по терминологии западных психологов и психиатров состояние прелести, прельщения по терминологии православных подвижников.
  2. Религиозные переживания больного человека, их роль в борьбе с болезнью и значение их для компенсации последствий болезни.
  3. Религиозные переживания, связанные с болезнью: могут ли они быть источником положительного религиозного опыта?

Ответ на эти вопросы требует внимательного анализа соотношения духовных и душевных процессов при различных психических заболеваниях (патологических формах) с учетом характера течения и стадии болезни, а также клинического состояния (синдрома), в котором болезнь проявляется на той или иной стадии развития. Для нашей задачи целесообразно иметь в виду современное разделение трех видов психических заболеваний в зависимости от их течения и степени участия органически деструктивных мозговых процессов в их развитии.

1-я группа болезней, в основе которых лежат соматические заболевания и органические процессы в головном мозге. Психопатологические проявления здесь отражают установленные физические изменения. Их точная квалификация, а не только психопатологический анализ является конечной целью врача: правильно поставленный диагноз открывает пути к лечению и помощи больному. Эти органические заболевания мозга в собственном смысле дают около 28% всех больных, находящихся на лечении в психиатрических больницах и диспансерах. Сюда относятся травмы и опухоли мозга, последствия энцефалитов и менингитов, мозговые специфические инфекции (сифилис мозга и прогрессивный паралич), склероз головного мозга, атрофические старческие и предстарческие заболевания, состояния врожденного слабоумия и умственной отсталости. Эта сравнительно простая для понимания группа болезней, оставляет еще нерешенные вопросы в связи с отсутствием совпадения и параллелизма между тяжестью болезни мозга и психическими нарушениями. Есть тяжелые психозы при умеренно выраженном страдании мозга, и есть тяжелые соматические мозговые поражения при умеренно выраженных нарушениях психики и даже при ясном сознании и душевном здоровье до самой смерти.

  1. Маниакально-депрессивный психоз, циклотимия, вся группa аффективных психозов, типичные и атипичные формы их.
  2. Шизофрения с различными ее формами и вариантами течения (медленно текущие. так называемые вялые - благоприятные формы, периодические приступообразно-рецидивирующие формы, непрерывно текущие бредовые формы и юношеские злокачественно-текущие заболевания).
  3. Генуинная наследственная эпилепсия.

При всех этих заболеваниях установлено определенное значение наследственного предрасположения, что дает основание признавать их эндогенную природу при определенном значении факторов внешней среды, воспитания, психических травм, защитных механизмов и сопротивляемости личности для выявления этого наследственного предрасположения, которое не считается роковым. Анатомические находки в мозгу отсутствуют при маниакально - депрессивном психозе, не характерны для шизофрении, при эпилепсии коррелируют с течением болезни и возможно являются не причиной, а следствием повторяющихся припадков, (эпилепсические заболевания при органических процессах в мозгу относятся к 1-й группе болезней).

  1. Психопатии, патологические характеры (врожденные и приоб ретенные в связи с неблагоприятными условиями воспитания) типа возбудимых, эмоционально лабильных, патологически замкнутых, эмоционально холодных, конституциональных астеников, неврастеников, инфантильных, эмоционально лабильных истеричных, эгоцентричных инертных упрямцев, склонных к сверхценным (переоцениваемым) и бредовым образованиям (одержимых идеями ревности, сутяжничества, изобретательства, реформаторов обшества), фантазеров, сексуально извращенных и т д Незрелость суждения и черты инфантильности являются общей особенностью большинства этих больных
  2. Неврозы, невротические реакции и затяжные невротические развития личности возникающие в ответ на психотравмирующие ситуации у конституционально слабых или неуравновешенных личностей, в особенности тогда, когда они оказываются несостоятельными пред лицом непосильных требовании или сверхсильных раздражителей окружающей среды Разделяют неврозы истерические навязчивые, фобические, ипохондрические, психастенические.

К этим формам врач будет подходить в поисках соматических и биологических причин и почвы, на которой они развились Психотера певт постарается устранить психотравмирующие причины или по крайней мере научить больного правильно на них реагировать Опытный духовник поможет больному преодолеть моральные причины, дефекты воспитания, помочь больному достигнуть здорового уровня в духовной жизни, найти посильные и вызывающие интерес занятия и профессию, преодолеть моральные затруднения Здесь психотерапевтическая работа часто связана с глубоким анализом душевных переживании и многолетним воспитанием, ведением больного, психагогика (от греческого ago веду) как вид психотерапии В зависимости от убеждении и возможностей больного он часто обращается за этим к духовнику Но даже и врачи психотерапевты в этих случаях аппелируют к моральной стороне личности и обязательно обращают внимание на наличие совести и чувства вины у больного.

Один человек видит в болезни выход и выгоду для себя (при истерии), у другого моральная реакция на симптом болезни возбуждает протест, будит совесть, способность к критике (Вайцзеккер). Американскии психиатр Карпмен в своей классификации пограничных состоянии (неврозов и психопатии) даже полностью отходит от медико-биологической точки зрения и придает решающее значение моральной самооценке больного и той реакции, которую вызывает только отрицательную реакцию, ибо психопаты бездушны, беззаботны, лишены чувства вины Жизнь у них проходит в примитивном животном плане Они не считаются с внешними обстоятельствами Их поведение определяется животными инстинктами неподчиняющимися диктату сознания. Они не способны на сложные эмоциональные реакции. Карпмен даже предложил заменить термин "психопатия" термином "анэтопатия" (патологическое отсутствие морального чувства). Один из последователеи его Р.Миллер на этом основании предложил такой дифференциально-диагностический признак:

Если у больного есть совесть и чувство вины, это не психопатия, а только невроз. У психопата нет совести и чувства вины. В лучшем случае только чувство неудобства от тех или иных проявлении психопатического характера. Мы так подробно привели здесь эту крайнюю чисто морализирующую точку зрения для того, чтобы показать, что она далека от объективной медико биологической и социальной характеристики психопатии, от научно медицинского и психотерапевтического подхода. Ибо христианский подход не заменяет, не подменяет медико-биологического подхода, а лишь его дополняет и обогащает. Эта морализирующая точка зрения по существу чужда и христианскому подходу к больным с психическими аномалиями; она противоречит всему многовековому опыту православной Церкви и в частности, монастырской психиатрии, заветам Христа о помощи больным и приведенному выше правилу епископа Игнатия Брянченинова. Но подробнее об этом речь 6удет идти в последуюших главах, при описании отдельных форм заболеваний и конкретных примеров. Здесь в заключение этих вводных глав необходимо сказать о том, важном что объединяет усилия всех трех представителей науки и религии, которые призваны врачевать душевные недуги, врача, представляющего медико-биологическую точку зрения, психотерапевта, используюшего методы психического воздействия на больного и духовника, представляющего религиозную точку зрения и использующего методы духовно-душевного воздействия. Все они в процессе работы с больными имеют одну общую задачу: помочь больному осознать свою болезнь, критически отнестись к симптомам болезни, к своим недостаткам, дефектам психики (интеллекта, темперамента, характера и поведения). Врач, использующий методы биологического и лекарственного (психофармакологического) воздействия для подавления бреда, галлюцинаций, возбуждения или депрессии, будет видеть успех своего лечения, если больной начинает понимать болезненное происхождение этих симптомов, относиться к ним, как к явлениям чуждым его личности. Такое критическое отношение говорит о выздоровлении. В других случаях больной говорит врачу: это было в прошлом (голоса, бред воздействия, колдовства, одержимости), а теперь этого нет. они меня оставили и не беспокоят. Такие больные иногда так и не понимают болезненного происхождения симптомов, но зная, что лекарство помогает их преодолеть, сами приходят к врачу в момент обострения или начинают вновь принимать назначенное ранее и помогавшее ранее лекарство. Врач в этих случаях констатирует неполное выздоровление, временное послабление хронической болезни, ремиссию с неполной критикой к болезни, с двойственным амбивалентным колеблющимся, неустойчивым отношением к ее симптомам.

Врач-психотерапевт сосредоточит внимание на тех симптомах, которые имеют психическое психогенное происхождение, которые связаны с психотравмирующими переживаниями (депрессия, навязчивые идеи, страхи, ипохондрические идеи) или с тяжелой реакцией на физическое или психическое заболевание, имеющие органическое, мозговое происхождение (склероз мозга, эпилепсия, шизофрения) или обусловлены конституцией, болезненным предрасположением (патология характера, психопатия). Во всех этих случаях задачей психотерапевта является выяснить путем детального исследования происхождение болезни, явные или скрытые психологические и конституциональные корни болезни объяснить их больному, довести до его сознания, помочь их осознать, критически оценить, преодолеть методами психотерапии, рациональной психотерапии разъяснением, разубеждением, внушением, гипнозом. самовнушением. аутогенной тренировкой, наконец воспитательной работой психологическими методами и т.д. Осознание с помощью врача порою давно забытых или вытесненных из сознания травмирующих переживаний помогает больному освободиться от их влияния (katarsis-древних греков). Правильное разумное отношение к психопатическим чертам характера или к болезненным влечениям с применением необходимой биологической терапии также облегчает состояние таких больных. В этих стадиях болезни нужна систематическая психотерапия и продолжение лекарственной, называемой теперь поддерживающей терапией.

Пред духовником стоит та же задача: помочь больному правильно критически отнестись к психической болезни, осознать ее и активно ей противостоять, пользуясь в необходимых случаях помощью врача. Верующий человек, живущий здоровой духовной жизнью, постоянно контролирует себя, состояние своего сердца, слышит голос совести, по мере духовного роста осознает свои грехи, может тяжело переживать раскаяние (плач о грехах), но в молитве, в покаянии, в литургии находит облегчение, освобождение и радость (печаль, которая от Бога производит неизменное покаяние ко спасению - ведет к духовному оздоровлению. Совсем иная печаль мирская, депрессия, которая не проходит от молитвы и покаяния, приводит человека в состояние тоски, отчаяния, уныния, "производит смерть".

Духовник должен уметь показать пришедшему к нему болезненный характер такой депрессии, является ли она результатом чрезмерной болезненной реакции на ту или иную потерю (близких людей, дорогих вещей, состояния) или результатом нарушения мозговой деятельности, витальной депрессией, эндогенной, циркулярной или даже шизофренической (т.е. происходит от природы, от естества). В таких случаях необходимо кроме лекарственной терапии постоянно и терпеливо напоминать больному, что это болезнь и она пройдет (аффективные психозы теперь доступны терапии). Также необходимо привести больного к осознанию болезни при противоположных состояниях -возбуждения, переоценки своих сил. горделивых бредовых мыслей о своем богатстве, об исключительных способностях, об изобретениях мирового значения, об исключительном понимании и праве всех учить, обличать (паранойя - бред изобретательства, реформаторства. сутяжничества. ревности и т.п.). В этих случаях, задача длительного и упорного лечения привести больного к самокритической оценке своего состояния. То же самое и при галлюцинациях, бредовых идеях воздействия, навязчивых идеях, осо бенно тягостных для верующего человека непреодолимых навязчивых идеях и автоматических, нерегулируемых волей идеях хульного содержания, (т.н. хульных мыслях). Они требуют длительного лечения. Духовник своим авторитетом должен помочь больному понять, что эти идеи не являются результатом воздействия злого духа, бесоодержимости, а происходят от болезненного состояния центральной нервной системы, от естества, от природы То же самое относится и к галлюцинациям и голосам ободряющего, критикующего, императивного характера или типа повторяющихся озарений,, откровений. Во всех этих случаях нужна особая трезвость оценки, правильный духовный диагноз и умение различить духовные явления от болезненных На примерах в дальнейшем изложении будет показано, что опыт в частности православных подвижников помогает отличить подлинно духовные переживания от болезненных, которые при отсутствии критического к ним отношения неизменно приводят верующего в состояние прелести.


Многие века медицина и религия находились в тесной взаимосвязи. Очень многие религиозные служения и традиции преподносятся в качестве заботы об окружающих людях. Например, в иудаизме, исламе и индуизме одними из главных правил являются правила чистоты и гигиены, поскольку эти религии прославляют благотворительность как большое достоинство и заслугу. В древней литературе упоминается о том, что первые больницы практически выросли на так называемых убежищах для больных, инвалидов и немощных. Что касается христианства, то оно также учило, что тело человека требует заботы и доброго отношения, поскольку принадлежит Богу. К тому же, как известно, в этой религии во главе стояло мнение о бессмертной душе, но тело требует не меньшей заботы, чем она. Таким образом, христианская религия породила мнение о том, что путь к физическому здоровью у человека лежит в первоочередном разрешении духовных вопросов.

Как известно, помимо христианства, о большом влиянии духовного здоровья на физическое утверждали далеко не все религии. Например, если индуисты придавали особое значение различным святым местам, которые способствовали исцелению, то ислам, в свою очередь, учил тому, что Аллах обеспечил естественное лечение для любой болезни, которую он послал. Примерно того же мнения придерживался и буддизм, где утверждалось, что лечение болезни – это исключительно медицинская проблема, хотя и не отрицалось, что духовное здоровье важно для физического.

Но долгие века религия и медицина сосуществовали мирно. Часто медицина использовалась в качестве некоего подтверждения религиозной природы мироздания, тем самым подчеркивая наличие Бога-творца как первопричины этого мироздания.

Мировая история утверждает, что традиции врачевания в храмах зародились еще в культурах стран Древнего Востока, а позднее пришли и в Грецию и Египет. Записи о существовании больниц при храмах археологи обнаружили при расшифровке глиняных табличек, запечатанных в глиняные конверты-ларцы. Как правило, здесь лечили не только знатных особ и служителей храмов, но и рабов. На основании этого ученые сделали вывод, что врачевание уже в те времена было отдельной профессией, но тем не менее находилось под покровительством религии.

Достаточно популярные в настоящее время системы гимнастических упражнений были различными ритуальными движениями, молитвенными позами и системами медитаций, которые сопровождали религиозные церемонии в странах древнего мира. При этом остается скрытой внутренняя душевная работа, которая играла большую роль в процессе лечения. К тому же даже инструменты древних врачевателей часто предполагали не только физическое воздействие на больного: например, в Древнем Китае иглы для иглоукалывания первоначально имели внутри отверстие, поскольку считалось, что по нему от врача к больному проходила целительная энергия янь. С ее помощью организм больного должен был избавиться от преобладания энергии инь.

Вплоть до конца XIX века анатомические наблюдения в медицине служили в качестве доказательства божественности творения. Еще в Средневековье греховность многих людей являлась едва ли не главной причиной эпидемии чумы, поэтому крайне необходимой признавалась массовость религиозной активности как лекарство против распространенности этой болезни. Однако городские власти были против подобного распространения всяких религиозных собраний и призывали к карантину.

Только в XIX веке происходит постепенное отделение медицины от религии. С этого времени утверждается мнение о том, что болезни все появляются из-за микробов, а не из-за кары Божьей, а медицина тем самым становится все более и более общепринятой. Это было характерно практически для всех мировых религий. Однако примерно тогда же появляются группы и общины, которые по-прежнему отстаивали свою точку зрения о том, что здоровьем и болезнью управляют темные силы. Например, отдельные религиозные движения, как среди христиан, так и среди мусульман, считают, что анатомически объекты вроде клетки или глаза, вероятно, были только лишь разработаны Богом.

Однако по сей день серьезное влияние могут иметь различные религиозные убеждения на способы, с помощью которых получены новые медицинские методы и технологии. Весьма позитивные инновации с точки зрения науки и медицины зачастую религией встречаются в штыки. Например, когда доктора в европейских странах начали программы прививок в XIX веке, многие религиозные группы были критически настроены по отношению к способу, которым это делалось, так как это сильно уродовало человеческие тела, потому что они, по их мнению, были созданы по образу и подобию Бога. Если смотреть на все с позиции современности, то большие прения между медициной и религией в наше время встречаются по поводу трансплантации органов. Хотя эта смелая и опасная медицинская процедура олицетворяет все достижения современной науки, она категорически не приветствуется в любой религии.

В качестве другого примера можно привести и тот факт, что немало времени потребовалось на то, чтобы различные культуры и религии принять определение смерти мозга, которая является главной в трансплантации органов. Как правило, основное количество органов для пересадок поступает от людей, которые по закону определены как пациенты с умершим мозгом. У них органы сохраняются благодаря функционированию с помощью аппаратов поддержания жизнедеятельности в отделении интенсивной терапии и имеют либо небольшую, либо нулевую мозговую активность. Эти пациенты, согласно медицинской практике, являются превосходным источником материалов для пересадки, потому что, кроме мозга, у их других органов есть высокий шанс быть здоровыми и функционирующими. Как правило, с согласия семьи пациента органы могут быть изъяты и быстро пересажены.

Однако в настоящее время мирно существует другое взаимодействие религии и медицины – народная медицина. Религия всегда придавала форму ее нормам и правилам, культурным традициям. Однако с развитием социальной структуры общности, все более усложнявшимися религиозными отношениями это взаимодействие нередко получало самостоятельное развитие, поэтому реальное содержание народной медицины становится во многом отличным от религии.

Подобная медицина, как известно, не только лечит, но в некоторой мере предупреждает заболевания, обеспечивая профилактическую, санитарно-гигиеническую помощь. В связи с этим ее предписания для здоровых людей в религиозной форме осуществлялись на всех этапах жизненного цикла человека - от рождения до смерти. Скорее, даже еще до рождения, так как народная медицина стремится регулировать сексуальное поведение в период беременности.

Надо сказать, что с помощью так называемых предписаний этот вид медицины воздействует на формы сексуальных отношений, репродуктивное поведение человека, контрацепцию, рождение и воспитание ребенка, брак и на ритуалы погребальных обрядов.

Всем известно, что православная церковь, да и не только она, категорически настроена против широкого распространения и тем самым оправдания абортов. В ее понимании аборт – это явно выраженный признак моральной деградации и угроза будущему человечества. В связи с этим церковь выступает в защиту этих нерожденных детей, считая их наиболее уязвимыми и зависимыми человеческими существами. Тем не менее церковь вовсе не отвергает женщин, совершивших аборт, а призывает их к покаянию и к преодолению этого греха через молитву. Но если существует реальная угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, рекомендуется проявлять снисхождение. Поэтому церковь настаивает на проявлении врачом максимальной ответственности за постановку диагноза, который может подтолкнуть женщину на прерывание беременности. Таким образом, согласно церковным канонам, врач должен должным образом сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.

Развитие различных биомедицинских технологий приводит к распространению так называемых репродуктивных прав. Это, в свою очередь, предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. Поэтому церковь не оправдывает неестественные пути к деторождению, поскольку они не имеют никакого отношения к замыслу Творца жизни, а потому и не могут быть нравственно оправданными. По мнению церкви, если супруги не могут зачать детей в силу различных причин, а разные терапевтические и хирургические методы лечения не приносят никакого результата, то им просто необходимо смириться с невозможностью иметь детей и считать это как особое жизненное призвание. Но православная религия в данной ситуации учитывает возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. Согласно русской православной церкви к допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Однако церковь выступает против различных операций, которые связаны с донорством половых клеток, поскольку они нарушают исключительность брачных отношений, тем самым допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство и материнство, заведомо освобожденных от обязательств по отношению к тем, кто является так называемым плотью от плоти анонимных доноров. Использование донорского материала, по мнению церкви, подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, нескольких родителей – социальных и биологических. Церковь считает, что вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка заказчикам, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Согласно религиозным канонам, подобная методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

Особого внимания во взаимоотношениях религии и медицины заслуживает другой факт – отношение ко всем медицинским процедурам представителей Свидетелей Иеговых. Их твердые религиозные убеждения полностью исключают возможность переливания крови. Нередко в медицинской практике подобное поведение приверженцев этой религии приводило к серьезным скандалам между медиками, стремящимися всеми силами помочь пациенту, и Свидетелями, стоящими категорически против подобных манипуляций. В некотором смысле это затрудняет оказание практически любой серьезной медицинской помощи.

Таким образом, по сей день многие вопросы медицины противоречат канонам множества религий, а многие религии, в свою очередь, категорически отказываются принимать некоторые крайне необходимые медицинские предписания и операции. Возможно, с развитием человечества острые углы между регилиозными убеждениями и достижениями медицины сгладятся, что приведет к общей цели в виде сохранения дара Божьего – человеческой жизни.

«Молодой человек справедливо отмечал свое чувство неполноценности. Было легко заметить, что стиль своей жизни он выстраивал вокруг базового чувства собственной неуверенности, — настолько сильном, что ему приходится прилагать все нравственные усилия, чтобы компенсировать его. Все эти усилия в конце концов и приводят к нервному расстройству. Нет сомнения, что его самоотречение вплоть до отказа от чая, кофе и какао на самом деле не имеет ничего общего с заботой о телесном здоровье, а скорее всего нацелено на поднятие уровня собственного престижа в глазах окружающих. Он объяснил, что благодаря этому он добивался чувства собственного превосходства над остальными ребятами в колледже. И теперь ему предстоит одержать победу над горожанами. То базовое чувство неуверенности, которое он пытается компенсировать, проявляется в его огромном желании завоевать всеобщее уважение, хотя внутренне он, вероятно, понимает, что недостоин этого. И даже свою женитьбу он использует как ступень в этой эгоцентричной лестнице, по которой он взбирается к нравственному и религиозному триумфу. Он выбрал именно эту девушку в первую очередь по причине ее способности помочь ему в достижении дальнейшего успеха. Такой мотив, конечно же, лишает его всякой перспективы достойного брака.

Такова картина эгоцентричного стиля жизни, основанная на выраженном чувстве неуверенности, которое человек пытается компенсировать при помощи нравственных и религиозных методов. Конечно же, эти методы не будут успешными. Подобный образ жизни может привести только к нервному расстройству, что и произошло с Гарольдом К.

Необходимость смысла

В чем же, исходя из предыдущего анализа, основная проблема невротика?

На предыдущих страницах мы описали многие стороны его расстройства: и борьбу с самим собой, и неумение выстраивать отношения с окружающими, и постоянное напряжение и т. д. и т. п. Все это справедливо. Но теперь нам предстоит углубиться в обсуждаемую проблему, чтобы под всеми указанными проявлениями обнаружить основной источник невроза.

Подобная неспособность невротика к самоутверждению во всем связана с его акцентированным чувством неуверенности в себе. Мы уже говорили, что каждому из нас в той или иной мере недостает уверенности, и это лишь частичная плата за нашу независимую жизнь. Но невротик, в отличие от здоровой личности, не может смириться с этим ощущением неуверенности — оно настолько его пугает, что тормозит все его действия и вгоняет в паническое состояние.

Неумение утверждаться — то же самое, что неспособность доверять. В отсутствие доверия невротику не хватает уверенности, что в свою очередь лишает его необходимой смелости или мужества. Таким образом, ему приходится совершать усилие, чтобы в той или иной ситуации добиться хотя бы обманчивой безопасности.

Все описанные качества взаимосвязаны: если бы невротик обладал силой доверия, а значит и уверенностью, равно как и смелостью, тогда он был бы способен дать утвердительный ответ жизни. Тем самым он отчасти смирился бы со своей внутренней неуверенностью, чтобы обнаружить в себе способность конструктивно ее преодолевать. Но он не может в полную силу заявить о себе — порочный круг замыкается, и бедняга приговорен к нервному расстройству. Его жизнь лишается всякого смысла. Он не способен поверить ни в себя, ни в других, ни во вселенную.

«Каково влияние атеизма на личность? Здесь мы обнаруживаем некоторые очень интересные факты.

«Большинство студентов, считающих себя атеистами, на самом деле таковыми не являются. Но в случае с Фрэнком сомнений не было. Доказательством тому является отсутствие хоть какого-то смысла в его жизни. Его личность разрушалась, наполняясь проблемами. В его жизни не было никаких устремлений. Было ясно, что он невротик.

Меня поражало, что практически каждый истинный атеист, с кем мне приходилось «иметь дело, проявлял несомненные невротические тенденции. Как же объяснить этот любопытный факт? Только ли потому мы склонны рассматривать атеистов как невротиков, что они, по определению, восстают против одного из аспектов общепринятой культуры?

«Если человеку дорого его персональное здоровье, то ему необходима хоть какая-то, хотя бы ничтожная вера в свое жизненное предназначение. Без цели нет смысла, а без смысла жизнь невозможна. Цель в личности подобна стержню электромагнита: он упорядочивает его силовые линии, позволяя ему тем самым вырабатывать необходимую мощь.

Для личностного здоровья человека, кроме цели в собственной жизни, требуется и его вера в цель всеобщего бытия. Ведь ни для кого не возможна жизнь на островке смысла в океане бессмыслия. Если вселенная лишена разума, то все, что ее составляет, должно быть не менее безумным. Именно поэтому справедлива высказанная выше идея о том, что невротику показано одновременное утверждение себя, окружающих его людей и мироздания в целом — эти три аспекта жизнеутверждения едины.

Психотерапия и теология


██ Ролло Мэй - Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. ██ Это очень простая и доступная любому человеку, желающему приобрести навыки консультирования, книга, написанная основателем экзистенциальной психологии, видным психологом, признанным специалистом в области психотерапии и консультирования. Консультант по Мэю - это тот, кому приходится разговаривать с людьми и выслушивать их чаще, чем кому бы то ни было; он учитель и друг, который ведет заплутавшего в собственных проблемах, "комплексах" и переживаниях и оттого несчастного человека к пониманию самого себя, просветлению, одухотворенности и творческому отношению к собственной жизни и к себе.

Из этого состояния очень трудно, невозможно выбраться самому.


Конечно, верующий человек должен задуматься о духовных причинах своего состояния. Ему нетрудно догадаться, что первое и главное лекарство, которое может помочь в этой ситуации, — это церковные таинства. Конечно, нам нужна и беседа с духовником, его вразумляющие и поддерживающие слова; нам могут помочь и духовные книги. Однако человек — не бесплотный дух; от стресса страдает его плоть, прежде всего, конечно, самая уязвимая часть телесной оболочки человека — нервная система: именно она изнемогает под грузом негативных переживаний. Для телесной немощи есть много научных названий: депрессия, синдром выгорания, хроническая усталость, невроз, переживание детской травмы… Но, так или иначе, здесь — замкнутый круг: духовное повреждение человека сказывается на его нервной системе, а ненормальное состояние последней подавляет в человеке духовную жизнь.

Проблема в том, что симптомы болезненных пограничных состояний человеческой психики очень похожи на проявление чисто духовного недуга, греха — уныния. И чувство богооставленности, терзающее душу христианина, может быть как следствием болезни, так и следствием нераскаянного греха.

Какие вопросы надо решать со священником, а какие — с психотерапевтом или психологом? Как различить недуг духовный и недуг телесно-душевный? Как понять, что в тебе сейчас действует — проявление греха или симптом болезни? Об этом размышляют наши авторы и собеседники.

Каждого из нас в тот или иной период жизни посещает чувство печали, тоски, тревоги. Причины для такого чувства всегда есть! Но иногда оно становится хроническим и уже само подыскивает для себя причины или, точнее, поводы. А иногда человек понимает, что не выдерживает… Все это может серьезно пошатнуть наше душевное здоровье и привести к возникновению такого расстройства, как депрессия. Что делать в такой ситуации? Как помочь себе и близким выйти из нее? Каким должно быть христианское отношение к этому заболеванию? Об этом мы беседуем с Василием Глебовичем Каледой — врачом-психиатром, доктором медицинских наук, профессором кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.


– Василий Глебович, наша действительность полна стрессов и негативной информации. А насколько наша психика приспособлена к подобным переживаниям, каковы наши возможности и от чего они зависят?

– К сожалению, та ситуация, в которой мы с вами находимся, дает нам слишком много поводов, чтобы ощутить психологический дискомфорт. Свою роль здесь играют не только сложные обстоятельства нашей частной жизни, но и — вы правы — интенсивный поток негативной, да попросту пугающей информации. Противостоять этому натиску может только человек с очень крепким внутренним стержнем, каковым, безусловно, является вера.

Но наша психика не всегда может успешно противостоять натиску негатива, психологические барьеры легко ломаются, и человек впадает в состояние депрессии, в котором ему требуется не только поддержка друзей, членов семьи, духовная помощь священника, но и помощь врачей-специалистов: психотерапевта, а может быть, и психиатра.

– Насколько распространено сегодня это расстройство — депрессия?

– Распространенность депрессии сегодня очень велика. По последним статистическим данным, в России от этого заболевания страдают около 9 миллионов человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет наиболее распространенным заболеванием из приводящих к временной утрате трудоспособности.

– С чем же связана такая распространенность депрессии в последние годы?

– Причин этому много. Это постоянное ускорение ритма жизни, увеличение интенсивности трудовых процессов, миграция, постарение населения. Однако, по мнению экспертов ВОЗ, одна из значимых причин распространения депрессии — глобальная утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Человек, имеющий четкие жизненные ориентиры, связанные с религиозными ценностями, оказывается на порядок более устойчивым, чем тот, кто живет только земными сиюминутными интересами. Человек религиозный имеет возможность отнестись к своим невзгодам как к испытаниям, которые посылает ему Спаситель.


А когда возможность такого восприятия невзгод утрачивается, наша психика становится уязвимой. Если в жизни человека нерелигиозного что-то идет не так, то он может прийти к выводу, что его жизнь полностью лишена смысла. Поэтому у таких людей нередко возникают суицидальные мысли и даже попытки самоубийства, часть из которых, увы, заканчивается летальным исходом.

– Его страшный поступок был следствием болезни?


– Можем ли мы сказать, что верующему человеку легче пережить состояние депрессии?

– Все научные исследования, подчеркну, именно научные, где есть четкая методология, говорят о том, что люди верующие на порядок стрессоустойчивее. Известный философ и психиатр Виктор Франкл, прошедший в свое время через Освенцим, говорил, что религия дает человеку духовный якорь спасения: уверенность, которую нельзя найти более нигде. В ряде современных исследований показано, что уровень религиозности человека обратно пропорционален уровню выраженности реактивной депрессии, то есть депрессии, которая возникает в ответ на столкновение с объективными жизненными ситуациями.

Понятно, что, если в жизни человека происходят серьезные несчастья, например смерть близких, он не может не переживать по этому поводу. И даже человек глубоко религиозный будет в этой ситуации испытывать боль, тоску. И это в общем-то нормальная реакция. Назвать ее греховной нельзя, но вот оставаться в ней надолго — грех.

Ненормально, если человек воспринимает эту ситуацию с холодностью и равнодушием. Но человек верующий даже самую тяжелую утрату может воспринять в религиозном контексте: да, Господь призвал к себе близкого, дорогого мне человека, да, это тяжело, но мы должны как-то это пережить.

Высокий уровень религиозности связан с большой силой духа и даже, как ни парадоксально, с верой в собственные силы. Вера в свои силы обусловлена тем, что человек ощущает помощь и поддержку от Бога даже в состоянии депрессии. Депрессия — тоже испытание, которое посылает нам Господь. И иногда это испытание бывает очень тяжким.

Однако нужно иметь в виду, что верующие, страдающие затяжной или хронической депрессией, иногда преломляют восприятие Православия через свое состояние и активно транслируют такое восприятие вовне. В их понимании Православие является очень депрессивной религией — религией скорби, слез и страха. Им кажется, что радость и христианство несовместимы. Но это, конечно же, не так. Как мы помним, апостол Павел призывал нас всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить (см.: 1 Фес. 5, 16–18).

– Среди верующих бытует мнение, что депрессия — это новое название старого греха — уныния. Так ли это?

– Конечно, грех уныния, грех печали и депрессия в медицинском смысле слова — это далеко не одно и то же. Депрессия как болезненное состояние имеет достаточно четкие критерии. Согласно международным критериям, о депрессии можно говорить, если человек находится в подавленном состоянии не менее двух недель. Но депрессия не ограничивается только печальным, унылым настроением. Имеет место так называемая депрессивная триада, которая кроме подавленного настроения (гипотимии) характеризуется идеаторной (мыслительной) и моторной заторможенностью. Настроение грустное, тоскливое, печальное (камень на сердце), определяемое как явно ненормальное для пациента, захватывает большую часть дня. Отмечается снижение и утрата стремления к активной деятельности (апатия). Утрачивается способность переживать радость, все воспринимается в пессимистических тонах. Характерно снижение уверенности в себе и собственной самооценки, беспричинное чувство самоосуждения и чувство вины. Больной считает себя ненужным и неспособным осуществлять какую-либо деятельность.

Данная симптоматика не постоянна, а проявляется в форме приступов, чаще возникающих в утренние и вечерние часы. Нередко появляются мысли о смерти и даже суицидальное поведение. Резко сужается круг интересов и способность получать удовольствие от обычно приятной деятельности. Часто отмечается раннее пробуждение (за два часа до обычного времени или ранее).

Кроме того, при депрессии отмечается целый ряд соматовегетативных нарушений (тахикардия, снижение артериального давления, головные боли, атония мышечной ткани, запоры, дисменорея и др.). В ряде случаев отмечается снижение веса.

Нередко депрессия воспринимается окружающими как проявление лени и эгоизма или плохого характера, что бывает очень трагично. В состоянии депрессии человек часто не может понять, что с ним происходит. Обращается за помощью к своим близким, а в ответ непонимание и обвинения. Возникает состояние отчаяния и суицидальные намерения…


Безусловно, между депрессией и духовными проблемами человека во многих случаях есть определенная связь. Реактивная депрессия развивается как ответ на некие негативные воздействия. Иногда эта реакция бывает неадекватной, и тогда мы можем говорить о том, что развитие депрессивного синдрома есть следствие определенной духовной слабости человека, его маловерия. Человек, который впал в подобное состояние, не доверяет Богу и не может понять, для чего он проходит через те или иные испытания.

Святые отцы подробно говорили и о причинах возникновения этих состояний. Первая причина заключается в том, что человек не получает желаемого в самом широком смысле слова. Вторая — это разнообразные гневные помыслы. Третья — прямое воздействие темных сил. Но для меня как для психиатра совершенно удивительно, что уже в IV веке святые отцы писали о том, что бывает печаль совершенно беспричинная. Будучи величайшими знатоками человеческих душ и, как сказали бы психиатры, великолепно владея клиническим методом, святые отцы видели, что человек может впасть в депрессию без какой-либо видимой причины. На современном языке причины, приводящие к подобного рода состояниям, называются эндогенными.

В этом случае болезненные переживания человека вызваны первичными функциональными нарушениями головного мозга, на уровне определенных нейромедиаторов. В тех случаях, когда депрессия имеет психогенную природу, все равно происходят такие же биохимические отклонения, которые при выраженной степени требуют медикаментозной терапии. При этом чем раньше поставлен диагноз и начато лечение, тем более вероятен успех в выздоровлении.

– Можем ли мы говорить о какой-то особой предрасположенности к депрессии? Кто, если можно так сказать, находится в зоне риска? Играет ли здесь какую-либо роль наследственность?

– Да, в некоторых случаях мы можем говорить о наследственной предрасположенности к депрессии. Причем по наследству может передаваться склонность к эндогенным депрессиям, то есть к депрессивным состояниям, которые возникают по внутренним, биологическим причинам и не связаны с неблагоприятными жизненными обстоятельствами. При этом депрессия может быть проявлением таких эндогенных заболеваний, как маниакально-депрессивный психоз и заболевания шизофренического спектра.

Конечно, к депрессиям предрасположены люди, которые имеют серьезные соматические заболевания, например онкологические или инфаркт миокарда. Около 20% женщин страдают депрессией в послеродовый период. Причем это может произойти и в благополучной семье, в которой маму долгожданного ребеночка окружили заботой и вниманием. Склонны к депрессивным состояниям также люди пожилого и старческого возраста. Это происходит из-за биохимических процессов в головном мозге, хотя играют свою роль и жизненные трудности, которых у них, конечно, очень много. Склонны к депрессивным состояниям и работники сферы ухода за пожилыми и больными людьми.

Понятно, что депрессия возникает чаще у социально незащищенных, например у безработных. Кроме того, она нередко развивается у членов семьи депрессивных пациентов. Приблизительно 20% родственников больных подвержены депрессии, в то время как родственники здоровых заболевают в 7% случаев. Риск развития депрессии среди одиноких и разведенных в два-четыре раза выше, чем среди семейных людей. При этом разведенные и одинокие мужчины рискуют больше, чем разведенные и одинокие женщин.

– Возможен ли выход из состояния депрессии без помощи врача?

– Ответ на этот вопрос зависит от степени выраженности депрессии. Специалисты различают слабую (так называемую субдепрессию), умеренную и тяжелую степени выраженности депрессии. При субдепрессии у человека снижено настроение, ему не хочется заниматься теми или иными делами, но тем не менее он справляется со своими профессиональными и семейными обязанностями. В этой ситуации обращаться к врачу и ставить вопрос о назначении тех или иных препаратов необязательно.

Человек нуждается прежде всего в поддержке окружающих, в отдыхе, в положительных эмоциях, в занятиях физическими упражнениями. Родственники пациента должны четко осознавать то, что депрессия является реально существующим заболеванием, и обеспечить страждущему максимально возможное внимание и заботу. Для верующего человека в этот момент очень важно услышать значимые слова от священника и сконцентрироваться на своей духовной жизни.


При тяжелой депрессии симптомы проявляются столь значительно, что пациент не может или почти не может не только продолжать профессиональную и социальную деятельность, но даже выполнять простые домашние обязанности. Он близок к состоянию отчаяния. Его настойчиво преследует мысль о бессмысленности жизни, возникает желание покончить самоубийством. При остром тяжелом начале диагноз депрессии может быть поставлен и ранее двух недель. Эта ситуация крайне опасна и требует немедленного обращения к врачу!

К сожалению, депрессия — это заболевание, которое может закончиться суицидом. По статистике ВОЗ, к 2020 году депрессия может стать убийцей номер один среди других заболеваний.

– Желательно ли для православного человека, чтобы специалист, к которому он обратился, был православным?

– Если мы говорим о состоянии тяжелой и умеренной депрессии, то важно как можно быстрее найти грамотного специалиста. И совершенно необязательно, чтобы он исповедовал православную веру. Дело в том, что в состоянии тяжелой депрессии человек часто просто не способен воспринять слова ни о Боге, ни о чем-либо другом.

– Все эти симптомы — это не следствие греха, а следствие тяжелой болезни?

– Да, это следствие болезни. Нельзя болезненные симптомы принимать за факторы духовной жизни. Ошибки могут быть фатальны. Классический пример такой ошибки — трагическая смерть Николая Васильевича Гоголя. Гоголь находился в состоянии тяжелой эндогенной депрессии, а его духовник архимандрит Матфей Константиновский призывал его каяться, каяться и еще раз каяться в грехах, тем самым усугубляя его состояние. Все это закончилось тем, что Гоголь практически отказался от приема пищи и умер.

– Каковы особенности духовной жизни больных различными формами депрессии? Есть ли какие-то рекомендации для священнослужителей, духовно окормляющих больных депрессией?

– Легкие формы депрессии при правильном христианском восприятии дают человеку возможность стать глубже, отстраниться от суеты, сосредоточиться на смысле бытия, на духовной жизни и стать ближе к Богу. В состоянии субдепрессии человек способен услышать обращенные к нему слова священника. Но уже при умеренной депрессии у человека может появиться ропот на Бога, он может испытывать окамененное бесчувствие, утрачивает возможность молиться, теряет надежду на милосердие Божие. А при тяжелой депрессии все эти симптомы выражены максимально. В этом состоянии жизненные факторы, которые в более легком случае могли бы пациенту помешать совершить суицид — мысли о семье, о детях, о родителях, вера в Бога, — уже не имеют для него сдерживающего значения.

– Можно ли полностью излечиться от депрессии?

– Да, можно. В большинстве случаев депрессивное состояние успешно лечится. В настоящее время в арсенале врачей имеется большое количество достаточно эффективных антидепрессивных препаратов. Но прогноз течения депрессии всегда индивидуален. Он зависит как от особенностей проявлений депрессивного состояния, так и от особенностей течения самого заболевания, в рамках которого возникла депрессия. Однако, по данным современных исследований, в 20% случаев депрессивное состояние тянется более двух лет, и тогда принято говорить о формировании так называемых затяжных и хронических депрессий.

– Это стереотипы прошлого. Человека, который сам обратился к врачу по поводу депрессии, никогда не поставят на диспансерное наблюдение. Госпитализация в психиатрические клиники в большинстве случаев добровольная. Недобровольная госпитализация возможна только при отказе от лечения человека с суицидальными намерениями. Можно обратиться к врачу-психотерапевту в поликлинике по месту жительства. Существуют консультативно-диагностические центры, где принимают врачи-психиатры и врачи-психотерапевты. В этих центрах никакого особого учета больных психиатрического профиля не ведется. Не нужно бояться обращаться за психиатрической помощью.

Читайте также: