Религиозный плюрализм это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что такое ПЛЮРАЛИЗМ простыми словами – понятие, определение кратко.

Простыми словами, Плюрализм – это концепция, которая подразумевает наличие нескольких точек зрения в отношении определенного вопроса. Другими словами, можно сказать, что плюрализм — это теория о том, что мир не является прямолинейным или имеет всего две грани. То есть, мир не делится только на черное и белое, на хорошее и плохое.

Принцип и признаки плюрализма.

Так как термин имеет весьма широкое распространение, то перечислить все конкретные аспекты и признаки в одном списке, не представляется возможным. Тем не менее можно вынести на передний план основные признаки плюрализма и сформировать из них общий принцип.

  • В первую очередь, плюрализм – это не просто разнообразие мнений, а способ активного взаимодействия со всеми существующими точками зрения.
  • Во-вторых, плюрализм – это не только толерантность по отношению к различиям, но и активный поиск взаимопонимания в разных направлениях.
  • В-третьих, это работа с уже имеющимися обстоятельствами. Это значит, что, вместо того чтобы изменять чью-то парадигму, всегда есть возможность принять ее как данность и постараться ужиться с ней.
  • В-четвертых, плюрализм основан на диалоге. Язык плюрализма — это диалог и встреча, компромисс и принятие, критика и самокритика.

Виды плюрализма.

Как уже неоднократно упоминалось ранее, термин имеет весьма широкое применение в различных областях жизнедеятельности человека. Именно поэтому мы рассмотрим только самые важные и актуальные виды плюрализма. Это:

  • Плюрализм мнений
  • Религиозный плюрализм
  • Политический плюрализм
  • Правовой плюрализм

Что такое Плюрализм мнений.

Плюрализм мнений заключается в принятии того, что у каждого человека может быть свое собственное мнение относительно того или иного вопроса. Используя именно эту концепцию, решая определенные вопросы, люди могут прийти к взаимопониманию учитывая все точки зрения. Простыми словами, можно сказать, что при разговоре с другим человеком, нужно понимать то, что и у него может быть свое мнение. И как бы оно на первый взгляд глупо не выглядело, с ним стоит считаться.

Что такое Религиозный плюрализм.

Религиозный плюрализм утверждает, что ни одна религия не может претендовать на абсолютную власть, чтобы преподавать абсолютную истину. Религиозные плюралисты отмечают, что почти все религиозные тексты представляют собой совокупность ассортимента человеческих наблюдений, задокументированных, например, как исторические рассказы, поэзии, лекции и морали. Поэтому религиозные тексты открыты для толкования, и никакая религия не может всесторонне захватывать и передавать всю правду. Хотя все религии пытаются захватить реальность, их попытки происходят в определенных культурных и исторических контекстах, которые влияют на точку зрения писателя.

Многие религиозные плюралисты утверждают, что члены других конфессий ищут одни и те же истины по-разному и что все религиозные знания ограничены человеческой ошибкой. Плюрализм не препятствует проведению собственных идей или участию в ритуалах или духовной жизни одной конкретной религии или сообщества, признавая справедливость множества других практик или интерпретаций.

Что такое Политический Плюрализм.

Политический плюрализм — одна из важнейших черт современной демократии. В отличие от тоталитаризма, плюрализм признает разнообразие интересов граждан и считает необходимым, чтобы все члены общества учитывали потребности других, проводя добросовестные переговоры.

Именно исходя из данной концепции, демократия приветствует наличие большого числа политических партий, которые будут отстаивать интересы разных групп населения.

Чтобы плюрализм функционировал успешно, все партии должны согласиться с минимальным консенсусом относительно общих ценностей, которые разделяют правила разрешения конфликтов между группами. Взаимное уважение и терпимость необходимы для того, чтобы разные группы сосуществовали в сбалансированном состоянии.

Что такое Правовой Плюрализм.

Суть правового плюрализма заключается в том, что при разрешении конфликтной ситуации, необходимо учитывать абсолютно все существующие факты. Важно выслушать мнение всех сторон и учитывать его при принятии решения. Само собой, подобная концепция подразумевает беспристрастность судьи.

Найдено научных статей по теме — 7

Религиозный плюрализм или уникальность Истины?

Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе

2017.01.027. ЛЕХМАНН К., КОЧ А. МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПЛЮРАЛИЗМА ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕ

От религиозного плюрализма к православию в обретении нравственных ориентиров в образовательном прост

В статье рассматриваются происходившие в образовательном пространстве провинциальных регионов центра РСФСР - России в конце 1980-х - 1990-е годы изменения от увлечения различными религиозными течениями и учениями деструктивных сек

Становление религиозного плюрализма в протестантских государствах (на примере Нидерландов, Финляндии

В статье на примере Нидерландов, Финляндии и Германии рассмотрен процесс становления плюрализма в протестантских государствах, сделан вывод о значении эпохи Реформации в становлении мировой религии, цивилизации и культуры.

(PANENTHE1SM)

Различия между теизмом и панентеизмом можно свести в такую таблицу:

Теизм

Панентеизм

Бог есть Творец

Бог есть управляющий

Творение было ex nihilo

Творение было ex materia

Бог верховно владычествует над миром

Бог трудится совместно с миром

Бог независим от мира

Бог зависим от мира

Бог абсолютно совершенен

Бог актуально инфинитен

Бог актуально финитен

Не считая Бога инфинитным, неизменным, суверенным Творцом мира, давшим ему бытие, панентеисты видят в Боге финитного и изменяющегося управителя делами мира, работающего в сотрудничестве с миром, чтобы достичь высшего совершенства в Своей сущности.

Разновидности панентеизма. Все панентеисты согласны между собой в том, что Бог имеет два полюса – актуальный (мир) и потенциальный полюс (вне мира). Все сходятся на том, что Бог в Своём актуальном полюсе является изменчивым, финитным и временным. Все также признают, что Его потенциальный полюс неизменен и вечен.

Основные различия в представлениях панентеистов о Боге сводятся к вопросу, является ли Бог в Своём актуальном полюсе единой актуальной сущностью (событием) или сообществом актуальных сущностей. Алфред Норт °Уайтхед (Whitehead; 1861–1947) придерживался первой точки зрения, а Чарлз Хартсхорн (Hartshorne) – второй.

Большинство других отличий имеют преимущественно методологический характер. Подход Уайтхеда – больше эмпирический, а подход Хартсхорна – более рациональный. Поэтому у Уайтхеда появляется некая форма телеологического доказательства бытия Бога, тогда как Хартсхорн известен своим онтологическим доказательством. Некоторые панентеисты, такие как Джон Кобб (Cobb), отрицают разграничение между двумя полюсами Бога. Кобб заявляет, что Бог существует как единство, а не просто в одном или другом полюсе. Однако все согласны с тем, что Бог имеет два полюса, которые можно описать так:

Первичная сущность

Последующая сущность

Всего лишь возможная

Основные воззрения в панентеизме. Хотя между панентеистами есть свои внутрипартийные разногласия, в основе их мировоззрения лежат одни и те же существенные компоненты. К их числу относятся:

Природа Бога. Все панентеисты согласны, что Бог имеет два полюса. Последующий или конкретный полюс – это Бог в реальности. Это такой Бог, каким Он актуально является в Своём существовании от момента к моменту. Это Бог в актуальной конкретности Его становления. В этом полюсе Бог финитен, относителен, зависим и всего лишь возможен в Своём бытии, находится в процессе становления. Другой полюс Бога – первичный и абстрактный. Это абстракция Бога, то, что универсально и постоянно в характере Бога, вне зависимости от того, который из миров существует. Абстрактный полюс божества даёт голую схему существования Бога, не наполняя её конкретным, частным содержанием. В этом полюсе Бог инфинитен, абсолютен, независим и необходим в Своём бытии, неизменен.

Панентеисты сходятся в том, что абстрактный полюс Бога включён в Его конкретный полюс. Его становление, Его процесс бытия характеризует всю реальность. Но это реальное существование Бога не следует понимать как статичное и не творческое бытие. Творческое начало наполняет всё сущее. А Бог – высшая творческая сила.

Бог также рассматривается как личностное существо. Имеют место разногласия, является ли Он единой актуальной сущностью (как у Уайтхеда) или упорядоченным набором актуальных сущностей (как у Хартсхорна). Но практически все панентеисты считают, что Бог – личностное существо.

Соотношение Бога со Вселенной. В панентеистическом мировоззрении последующим полюсом Бога выступает мир. Это не означает, что Бог и мир тождественны, так как Бог больше мира, и индивидуальности, составляющие мир, отличны от Бога. Однако это означает, что мир есть космическое тело Бога и что создания, составляющие мир, подобны клеткам в Его теле. Именно поэтому Бог не может существовать без какой-либо физической Вселенной. Он не нуждается в нашем мире, но Он должен сосуществовать с каким-нибудь миром. Аналогично, и мир не может существовать без Бога. Поэтому мир и Бог взаимозависимы. Более того, создания из данной Вселенной привносят ценность в жизнь Бога. Общая цель, назначение всех созданий – совершенствовать счастливое бытие Бога и тем самым помочь Ему восполнить то, чего Ему недостаёт.

Чудеса. Одно из следствий панентеистических воззрений состоит в том, что сверхъестественные явления невозможны (см. чудеса: аргументы против). Поскольку мир представляет собой тело Бога, вне Бога нет ничего, во что можно было бы вмешиваться, на что воздействовать. И действительно, Бог, по преимуществу, пассивно воспринимает активность Своих созданий, а не является активно действующей силой в мире. Он – космическое начало сопереживающее, а не активное (см. Кушнер, Харольд; ограниченный теизм). Соответственно, сверхъестественное вмешательство в мир оказывается несовместимо с сущностью панентеистического Бога. Многие панентеисты отвергают чудеса потому, что современные научные представления о мире исключают возможность подобных явлений. Такую позицию занимает Огден. Это одна из причин, почему он принимает программу Рудольфа Бультмана (Bultmann) по демифологизации содержащихся в Библии рассказов о чудесах (см. мифология и Новый Завет).

Этика. Многие панентеисты считают, что абсолютных нравственных ценностей не существует (см. нравственность: абсолютная природа). Поскольку Бог и мир пребывают в вечной текучести, не может быть абсолютного, неизменного идеала ценностей. С другой стороны, такие панентеисты, как Хартсхорн, заявляют, что универсальная основа для этики есть – это красота, гармония и интенсивность. Всё, что развивает эту основу, опирается на неё, действует в ней, есть добро, а всё остальное есть зло. Но даже при постулировании такого универсального эстетического фундамента конкретные этические предписания и правила универсальными не будут. Хотя, в общем и целом, следует содействовать красоте, а не уродству, как именно это сделать – вопрос относительный. Таким образом, хотя может существовать абсолютная основа, абсолютный базис для этики, сами ценности не абсолютны, но относительны.

Участь человека. Грядущую участь человека не нужно представлять себе как реальные небеса, или преисподнюю, или сознательное существование после смерти (см. бессмертие). Скорее, человеческие существа, как и все создания Божии, будут жить вечно только в космической памяти Бога. Тот, кто внёс богатый вклад в жизнь Бога, получит удовлетворение, зная, что Бог будет вовеки вспоминать его с любовью. Те, чья жизнь не дала Богу ничего ценного, иными словами, была нечестивой, не будут поминаться Богом с особой нежностью.

В панентеизме продолжающийся эволюционный процесс содействует вечному однонаправленному движению событий. Кроме того, Бог и человечество рассматриваются как совместные творцы истории. Однако, в отличие от теизма, конечной цели у истории нет. Вечно будет существовать непревзойдённое божество, всё уходящее ввысь в Своём совершенстве. И вечно будет существовать какой-либо мир, обитаемый творящими самих себя созданиями, всеобщей целью которых останется совершенствование бытия Бога. История не имеет начала и не имеет конца. Нет её предназначения, нет утопии, эсхатона, нет её завершения. История, как и всё остальное, всегда была, находится в процессе становления сейчас и будет продолжаться в этом процессе вечно. История не движется к какой-либо точке, она просто движется.

Оценка. Полезный вклад панентеизма. Панентеисты стремятся найти всесторонний взгляд на реальность. Они осознают, что фрагментарные концепции сущего неадекватны. Вместо этого они стараются выработать последовательный и разумно обоснованный взгляд на всё сущее, выработать завершённое мировоззрение.

Панентеистам удаётся постулировать тесную взаимосвязь между Богом и творением, не разрушая эту связь, как происходит в пантеизме. Бог пребывает в мире, но не тождественен ему. Присутствие Бога во Вселенной не уничтожает множественность, наполняющую человеческий опыт, а, напротив, поддерживает её и даже наделяет её устремлённостью и смыслом. Исходя из существования Высшего Существа, панентеисты показывают, что мир должен зависеть от Бога, как в своём возникновении, так и в продолжении своего бытия. Если бы Бога не было, мир не мог бы продолжать существовать. Панентеисты настаивают, что у Вселенной должна быть своя адекватная причина.

Панентеисты устанавливают глубинную связь своего мировоззрения с современными научными теориями. Какого бы мировоззрения ни придерживаться, науку игнорировать нельзя. Серьёзные открытия человечества в любой области или научной дисциплине должны встраиваться в мировоззрение. Коль скоро реальность действительно рациональна и непротиворечива, то всякое знание должно последовательно систематизироваться, вне зависимости от того, кто и каким образом сделал его общим достоянием. Панентеисты считают это чрезвычайно важным.

Критика панентеизма. Ниже приведены некоторые из первоочередных критических возражений.

Представления о Боге, одновременно являющемся инфинитным и финитным, необходимым и всего лишь возможным в своём бытии, абсолютным и относительным, внутренне противоречивы. Противоречие возникает, когда противоположные качества приписываются в одно и то же время одному и тому же объекту, причём в одном и том же смысле, в одном и том же аспекте. Например, высказывание о том, что ведро в одно и то же время наполнено водой и не наполнено водой в одном и том же смысле слова, внутренне противоречиво. Такого просто не бывает, потому что это логически невозможно.

Хартсхорн отвечал на обвинения в противоречивости, указывая, что метафизические противоположности никогда не относят к одному и тому же полюсу божества. Наоборот, те атрибуты, которые совместимы, такие как инфинитность и необходимость, приписывают одному полюсу, а другие атрибуты, тоже сочетающиеся друг с другом, такие как финитность и всего лишь возможность существования, приписывают уже иному полюсу. Свойства инфинитности и финитности, необходимости и всего лишь возможности бытия, хотя и приписываются одному и тому же существу в одно и то же время, относятся каждое к своему полюсу Бога (Hartshorne, Man’s Vision of God, 22–24). Христианский теист Г. П. Оуэн (Owen) отвечал на это, что, по всей видимости, никакого реального различия между двумя полюсами божества нет. Поскольку абстрактный полюс лишён какого бы то ни было конкретного, актуального существования, он должен быть голой идеей, обладающей мысленной реальностью, но не бытием (Owen, 105). Следовательно, Бог в действительности не должен быть инфинитным и необходимым, так как эти атрибуты относятся к потенциальному полюсу, которого не существует реально. В реальности Бог финитен и всего лишь возможен в Своём бытии. Или же Бог должен представлять обе стороны метафизических противоположностей в одно и то же время и в одном и том же полюсе. В первом варианте панентеистическая доктрина Бога становится бессмысленной, а во втором – противоречивой. В любом случае двухполярная концепция Бога непоследовательна.

Идея Бога как самопричинного существа противоречива. Трудно понять, каким образом некое существо могло бы стать причиной собственного существования. Думать, что такое возможно, – значит верить, что потенциальность способна сама себя актуализировать. Тогда и чашка может сама себя наполнить чаем, а сталь может сама себя трансформировать в небоскрёб. Разве может нечто быть первичнее собственного существования, чтобы дать себе это существование? А именно это пришлось бы делать самопричинному существу, чтобы получить существование. Панентеист мог бы ответить, что Бог вовсе не давал Себе существования; Он существует вечно. И в панентеистическом понимании самопричинный Бог просто создаёт Своё становление. То есть Бог производит изменения в Себе. Бог актуализирует Свою потенциальность для совершенствования.

Но это приводит к ещё одной проблеме. Если Бог выступает причиной Своего становления, а не Своего бытия, то кто или что поддерживает существование Бога? Разве может некое существо изменяться, если нет существа неизменного, дающего основу для бытия изменяющегося существа? Всё не может пребывать в текучести. То, что изменяется, переходит от потенциальности к актуальности, от того, чем не является, к тому, чем становится. Такие изменения не могут актуализировать сами себя или быть самопричинными, ведь потенциальность ещё не стала тем, чем имеет потенциал стать.

Ещё один аспект этой проблемы заключается в убеждённом знании панентеистами того, что всё сущее, в том числе Бог, относительно и изменчиво. Как может кто-либо знать, что нечто изменчиво, если нет стабильной точки отсчёта, относительно которой и определяется изменение? У теиста есть Бог с Его абсолютными, неизменными характером и волей. У панентеиста такого эталона нет. Панентеист мог бы ответить, что для него мерой неизменности служит неизменная первичная природа Бога. Но это не выглядит адекватным ответом. Ведь первичный полюс Бога представляет собой лишь абстракцию – он лишён какой бы то ни было реальности. Это может быть концептуальной мерой неизменности, но не реальной. Кроме того, панентеист, когда говорит, что Бог неизменен, имеет в виду, что Бог неизменно изменчив – Он не может не меняться постоянно и постоянно меняется к лучшему (Hartshorne, Natural Theology, 110, 276). Тем самым мы, по всей видимости, возвращаемся к тому, с чего начали, когда всё меняется, но ничто не производит изменения.

Даже если Хартсхорну удастся установить, что тотальное небытие невозможно, отсюда ещё не следуют панентеистические тезисы. Ибо это будет означать только то, что всё сущее не могло бы оказаться лишь возможным в своём бытии. Но это естественным образом приводит к теистической позиции (см. теизм), согласно которой вне мира всего лишь возможных сущностей должно быть некое Необходимое Существо. Совсем необязательно делать вывод о правильности панентеизма просто из-за того, что состояние тотального небытия невозможно.

Богословие процесса сталкивается с трудной дилеммой (Gruenler, 75–79). Бог постигает всё мироздание одномоментно, однако Бог ограничен в пространстве и во времени. Но ведь мысли существа, ограниченного в пространстве и времени, не могут распространяться хоть сколько-нибудь быстрее скорости света, у которого уходят миллиарды лет на то, чтобы пересечь Вселенную со скоростью 300 000 километров в час. И представляется, что разум, у которого уходят такие сроки на то, чтобы объять Вселенную, никак не мог бы одномоментно воспринимать и контролировать всё мироздание. С другой стороны, если разум Бога всё-таки трансцендентен пространственно-временной Вселенной и может мгновенно и одновременно объять целое, то это будут уже не панентеистические представления о Боге, а теистические.

Библиография:

___ and W. Watkins, Worlds Apart: A Handbook on World Views.

R. G. Gruenler, The Inexhaustible God: Biblical Faith and the Challenge of Process Theism.

C. Hartshorne, A Natural Theology for Our Time.

Man’s Vision of God.

The Logic of Perfection.

S. M. Ogden, The Reality of God.

Сколько людей, столько и мнений

Сегодня инакомыслие проявляется практически во всех сферах человеческого общества, поэтому это понятие как никогда актуально. Выясним, какие бывают виды плюрализма, их основные принципы и признаки.

Что такое плюрализм простыми словами

Слово плюрализм произошло от лат. pluralis – многочисленный, множественный. В словаре русского языка под редакцией Евгеньевой приводится следующее значение слова.

Плюрализм – это философское учение, утверждающее, что в основе мироздания лежит множество самостоятельных, независимых начал и видов бытия.

Толковый словарь Ушакова предлагает немного другое, но очень похожее определение термина.

Плюрализм – это позиция, согласно которой существуют несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал, оснований и форм знания, стилей поведения.

Простыми словами, плюрализм – это принцип, подтверждающий существование разных независимых друг от друга взглядов на явления, происходящие в мире, не ограничивающиеся единственно правильным.

Главная суть плюрализма не в том, что мир многообразен (это допускают все здравомыслящие люди), а в том, что каждая единица этого множества признается равнозначной другим. Нет ведущих и ведомых — все мнения равны. Более подробно смотрите тут:

Общественная жизнь

Политический плюрализм

Политический плюрализм — это принцип, провозглашающий существование многообразных равных между собой политических сил, конкурирующих за представительство в высших органах власти.

Он является одной из важных черт демократии. Признает разнообразие интересов разных групп населения и предполагает наличие неограниченного количества партий, представители которых будут отстаивать их в органах государственной власти.

Основа демократии

Признаки политического плюрализма:

  1. каждое политическое течение имеет равные между собой права;
  2. свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры;
  3. существование оппозиции, право на свободную критику действующей власти;
  4. возможность изменить направление развития государства при смене правящей верхушки; ;
  5. разделение законодательной и исполнительной властей по функциям.

Проще говоря, политический плюрализм – это многопартийная система общества.

Она будет успешно функционировать только в том случае, если все партии придут к консенсусу относительно общих человеческих ценностей. Чтобы между разными политическими объединениями был достигнут баланс, необходимы взаимное уважение и терпимость.

Религиозный плюрализм

Он подразумевает, что ни христианство, ни ислам, ни мусульманство и ни какая другая религия из множества существующих не может быть признана главенствующей.

Приверженцы такой позиции считают, что общество не должно подразделяться на различные конфессии. Они выступают против ограниченности взглядов, агрессии, насилия, проповедуя терпимость и толерантность к другим верующим.

Религия

Основные принципы:

  1. Одно существо стоит за всеми религиями.
  2. Упор на божью непостижимость.
  3. Любая религия помогает достичь человеку духовного развития.

Плюрализм признаёт справедливость множества интерпретаций веры, не препятствуя участию в ритуалах или духовной жизни религиозного сообщества.

Правовой

Когда в одном обществе существует нескольких правовых систем и применяются разные юридические механизмы при решении спорных вопросов или конфликтов, то речь идёт о правовом плюрализме.

Часто принципы одной системы не согласовываются с нормами другой, что приводит к противоречиям в обществе.

Например, на Северном Кавказе традиции коренных жителей и кодекс ислама шариат действуют наравне с законами Российской Федерации.

В философии

В основе философского плюрализма лежит идея о существовании нескольких методов и способов познания мира, равных основ и форм бытия.

На протяжении истории предмет философии изменялся в соответствии с развитием общества, науки, культуры и философских мировоззрений. Практически каждая новая философская система иначе определяла задачи и сущность (что это такое?) философии.

Человечки

Например, Платон и Сократ определяли философию как постоянный поиск истины и смысла жизни. Кант же считал, что предметом философии являются отношения всяческого познания к существенным целям человеческого разума.

В конце XIX века появились новые взгляды на место человека в мире, реальность и поиски истины. Они отразились в учениях Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Спенсера и др.

Космический плюрализм

Основная идея космического плюрализма – существование во Вселенной множества населенных миров. Впервые она возникла ещё в умах учёных Древней Греции, а в Средние века с появлением подзорной трубы только укрепилась.

Один из ярых приверженцев космического многообразия итальянский философ XVI века Джордано Бруно утверждал, что во Вселенной существует бесчисленное множество разных миров. За эти и другие отличные от большинства взгляды на устройство мира он и поплатился жизнью (был сожжён на костре инквизиторами).

Основоположник современной космонавтики Константин Циолковский в XX веке также высказал мысль о том, что Вселенная заселена более совершенными существами, чем люди.
Дискуссия о космическом многообразии продолжается и по сей день – учёные до сих пор не пришли к одному верному взгляду по этому вопросу.

Заключение

Таким образом, плюрализм – это распространенное явление в обществе. Даже в рамках одной семьи можно столкнуться с многообразием выбора религии, политической партии или мировоззренческих взглядов.

Да и в жизни каждого человека не является редкостью менять со временем свои точки зрения и приверженности к тем или иным идеям. И это абсолютно нормально.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (10)

Впервые услышал о плюрализме мнений во времена перестройки, из уст Горбачёва это звучало особенно комично. Нет никакого плюрализма, не все мнения равны, ведь мнение тех, кто представляет власть, всегда главенствует над прочими мнениями.

Говорили в своё время эксперты, что не нужно для ИП поднимать страховые платежи, власть не прислушалась, сделала по-своему, как результат, многие ИП закрылись. Власть имущие всегда будут поступать так, как считают нужным и никакие нобелевские лауреаты им не указ.

Василий: согласен. Но это распространяется не только на мнение власти и народа. Плюрализм приравнивает мнение дурака к мнению мудреца (типа они равны и выбирать нужно отдавая им равным вес).

Это опасная идеология навязывается нам, как Вы правильно заметили, с 90-х годов. Думая по такой схеме люди приравнивают преступления к подвигу.

Василий: согласен. Но это распространяется не только на мнение власти и народа. Плюрализм приравнивает мнение дурака к мнению мудреца (типа они равны и выбирать нужно отдавая им равным вес).

Это опасная идеология навязывается нам Западом, как Вы правильно заметили, с 90-х годов. Думая по такой схеме люди приравнивают преступления к подвигу.

Василий: согласен. Но это распространяется не только на мнение власти и народа. Плюрализм приравнивает мнение дурака к мнению мудреца (типа они равны и выбирать нужно отдавая им равным вес).

Это опасная идеология навязывается нам Западом, как Вы правильно заметили, с 90-х годов. Думая по такой схеме люди приравнивают преступления к подвигу.

На Западе очень многие одаренные психологи разрабатывали схемы, позволяющие переворачивать сознание людей (из других стран, естественно) так, чтобы они принимали любые передаваемые с Запада установки.

Безусловно, каждый человек может иметь собственно мнение, однако, это не означает, что он может навязывать его другим. Особенно это касается ситуаций, когда мысли приобретают форму идеи или побуждения к действию.

Дана: именно навязывании. Плюрализм позволяет манипулировать сознанием, когда все мнения приобретают одинаковый вес. Сейчас, например, в Польше это привело к тому, что нашу страну приравнивают к той, что развязала войну. Жертва стала отвественна за агрессию агрессора.

Хороший пример плюрализма мнений в одной голове — анекдот, когда блондинку спрашивают про вероятность встретить на улице динозавра, а она отвечает, что 50% (либо встречу, либо нет).

Чисто политическое словечко, на мой взгляд. 🙂 Часто используется в СМИ, в разговорной речи — редко.

Хотелось бы верить, что общество однажды дорастет до идей плюрализма и равенства, но в данный момент это просто утопия.

Я только за плюрализм мнений, нужно учитывать разные мнения, а не какое-то одно, согласитесь.

Плюрализм — это когда на ваше мнение плюют ибо у каждого свой взгляд на реальность. И до лампочки, что нет никаких доказательств — смысл в самом плевке! 🙂

Читайте также: