Религиозный фундаментализм это кратко

Обновлено: 03.07.2024

Сейчас все чаще в средствах массовой информации и из уст политиков можно услышать о такой социально значимой теме как религиозный фундаментализм .

Интересно, что особенно ярко она проявилась в конце 20 века, невзирая на то, что история зарождения фундаментализма началась давно и связана она с наступлением Нового времени — т.е. периода между Средневековьем и Новейшим временем . Первые его проблески начали виднеться в самом начале индустриальной революции.

Скульптура " Фундаментализм" датского скульптора. Каждая из букв состоит из книг. Одна целиком составлена из Коранов, другая из Библий, третья из книг Торы. Одной религии выделено несколько букв. Под буквами приведены цитаты. Часть цитат положительные, часть имеют противоположный смысл. Идея создателя показать, что трактовка текстов зависит от трактующего. Человек может попасть в ловушку фундаментализма, стоит выйти за рамки этого круга и посмотреть со стороны.

Скульптура " Фундаментализм" датского скульптора. Каждая из букв состоит из книг. Одна целиком составлена из Коранов, другая из Библий, третья из книг Торы. Одной религии выделено несколько букв. Под буквами приведены цитаты. Часть цитат положительные, часть имеют противоположный смысл. Идея создателя показать, что трактовка текстов зависит от трактующего. Человек может попасть в ловушку фундаментализма, стоит выйти за рамки этого круга и посмотреть со стороны.

Как поясняют известные религиоведы, особенно столь выдающаяся Карен Армстронг , религии развивались во взаимодействии так называемых мифа и логоса. Миф — как поэтичный набор представлений и категорий о мире реальном и потустороннем и логос как рациональное объяснение мира.

Что это означает? Мир, для человека эпохи предшествовавшей модерну , представлялся целостным. В нем соединялись уровни божественного, общественного и личного. Человек мог спрятаться в религии от жёстких условий реальности. "Новое время" разрывает эти целостные представления, вносит свои коррективы в тот мир, который представлялся человеку существующим в милости божества, не заканчивающийся рамками земного бытия, в котором человек точно знал зачем он родился, куда он идёт. И тут приходит реальность, которая ломает классическое аграрное общество.

Кстати, знаменитая и более полная цитата Маркса :

"Религиозное страдание в одном является выражением реального страдания, а в другом-протестом против реального страдания. Религия-это вздох угнетенного существа, разум бессердечного мира, как и дух бездуховных состояний. Она — опиум народа."

Человек начинает видеть себя не только частью этого мира, он становится наблюдателем, исследователем, привносит рацио в изучение окружающей действительности. Астрономы, физики и биологи того времени находятся в некотором шоке от своих открытий. Они открывают истины о том, что человек не находится в центре мироздания, что человек не является высшим творением. Затем приходит Дарвин , который стирает границу между миром животных и человека. После приходит Фрейд и говорит, что мало того, что мы животные, но мы ещё и не властны над силами, затаившимися внутри нас.

Конечно же подобные идеи не могли остаться без внимания духовных мыслителей того времени.

Религиозным идеям приходится выживать на чудом поле, поскольку индустриальная эпоха доказывает свою эффективность, приносит новые средства производства, создаёт новые условия жизни, приносит с собой медицину и прочие реальные "чудеса" о которых религия могла только мечтать. Причем приносит она это в реальный мир, а не просто в мир идей. И вот в этом периоде и возникает религиозный фундаментализм .

Фундаментализм — это агрессивна попытка выхватить обратно у десакрализованного мира свою территорию. Первыми реагируют на него авраамические религии: иудаизм , ислам и позднее протестантизм .

Как поясняет Карен Армстронг , в такие периоды рождаются два мира. В одном из них существует либерализм, демократия, секуляризм и это мир не может понять боли человека с традиционным мировоззрением и наоборот.

Причем представитель секулярного мира и представитель классического религиозного мировоззрения видят миры друг друга как агрессивные, дегуманизованные, пытающиеся уничтожить другой, чуждый им мир. Мир логоса видит мир религии полным предрассудков, отказа от реальности в пользу мифических существ, мир войн за идеи, а мир религии видит мир логоса бездушным, забравшим идею Творца-отца, показавшим одинокое человечество посреди космоса и, естественно, в своих парадигмах, религиозное сознание видит такое мышление сатанинским.

Фундаментализм наиболее ярко проявляет себя в политических системах . В качестве примера — попытка связать политику пресловутые духовные скрепы у нас; это исламистские группировки, запрещенные в России и будоражащие мир и т.д. Менее агрессивные и активные формы имеют различные секты и движения, отказывающиеся от благ цивилизации в пользу побега от цифровой реальности в скиты, ашрамы, экопоселения и в собственные иллюзорные реальности и т.д. Характерным для всех этих групп является антинаучная риторика.

Одними из первых в 20 веке проявили свою фундаменталистскую направленность американские протестанты. Некоторые современные православные копируют их "байки" об печати Антихриста в виде ИНН, отказываются признать теорию эволюции и т.д.

Одними из первых в 20 веке проявили свою фундаменталистскую направленность американские протестанты. Некоторые современные православные копируют их "байки" об печати Антихриста в виде ИНН, отказываются признать теорию эволюции и т.д.

В реалиях современности, когда развиты цифровые технологии, интернет, огромное число людей может коммуницировать и объединяться вокруг различных идей. Это формирует феномен так называемого Нового средневековья, когда глашатай даже самых бредовых идей может найти свою аудиторию, получить массовую поддержку и влиять на социально-политические реалии.

Кстати, фундаментализм проявляется не только в виде религиозных идей, он умело маскируется под видом светских политических систем. Тот же Данальд Трамп выдвигает спичи, у которых много общего с политическим фундаментализмом.

В начале 20 века людям казалось, что мир будущего — это мир науки, технологий, а религия становится частным делом каждого и вообще отходит как явление. Но где-то с началом Иранской революции , мир понял, что не все так просто. На деле оказывается, что мы сталкиваемся лицом к лицу со средневековьем в его постмодернистском виде. Когда мир поляризуется на мир технологий и мир архаичных идей. Мы живём в эпоху постсекулярного мира . В котором религия вновь выходит на арену в обрамлении фундаменталистских идей, а фундаментализм, как явление, требует публичности, он уже не может быть частным — он агрессивен и жаждет покорить весь мир.

Современность диктует новые вызовы, на которые политики и социум не знают как реагировать.

Опасным становится и расширение ареала фундаментализма. Отголоски этого наблюдаются даже в спокойных Европейских странах. Фундаментализм набирает обороты и столкнемся ли мы с эпохой Нового средневековья зависит от того, найдет ли общество пути к решению этого противоборства мировоззрений.

Спасибо, что дочитали эту статью до конца, ставьте лайк, если понравилось!

Подписывайтесь на мой канал и следите за новыми постами :)


Понятие и общая характеристика религиозного фундаментализма

Проведя анализ современной литературы по политологии, можно сделать вывод, что ныне реализовано огромное количество всевозможных политических, социокультурных, идеологических, морально-этических и прочих направлений, которые находят себе поклонников по всей планете.

И вот одним из таковых направлений сегодня является фундаментализм, дефиниция этого понятия в самом общем виде может быть представлена в таком образе:

Фундаментализм – это объединенное название радикально консервативных в своем направлении общественных, морально-религиозных и философских течений.

Также стоит сказать о том, что в определенных странах Западного мира отдельной популярностью пользуется религиозный фундаментализм. Если формировать дефиницию данного понятия, то после анализа отдельных политологических источников, она может выглядеть так:

Религиозный фундаментализм – это течение, которое характеризуется отрицательной реакцией религиозных кругов консервативного направления на процессы секуляризации. Как видите активный рост научных открытий XIX-XX вв., культурная и социальная жизнь стали отделяться от религиозной, а это привело к тому, что позиции религии стали достаточно шаткими.

Если делать общую характеристику представленного течения, то нужно обратить внимание на то, что чаще всего такой вид фундаментализма является политической реакцией общественности и самых властных ее представителей на текущие процессы глобализации и секуляризации в социуме на нынешнем этапе.

Среди зарубежных исследователей было сформировано мнение о появлении и массовом распространении указанного термина, прежде всего, с определением ряда течений протестантства в США. Сторонники данного движения ратовали за безальтернативное прочтение библейского текста Святого Письма, на корню отвергая другие толкования рационального характера.

В результате представленное определение со временем распространилось на разные похожие ответвления религиозного формата вероисповеданий классического рода.

Главным заданием для поклонников и последователей принципов религиозного фундаментализма становиться возвращение определенным конфессиям их властвующее положение в общественной среде. И одним из методов для достижения поставленной цели согласно мнению этих самых сторонников становится необходимость строжайшего и беспрекословного следования идеям и принципам Святого Писания. Любая критика не допускалась ни в каком роде, как и либеральное прочтение или трактовка контекста.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В тоже время принимая во внимание религиозную основу представленного объединения теорий, нужно сказать о том, что течения фундаментализма есть и в двух главенствующих мировых религиях – христианстве и исламе, а также еще и индуизме. Также научные деятели рекомендуют присмотреться на присутствие принципов религиозного фундаментализма в течениях, не имеющих ничего общего с религией.

Христианский фундаментализм

Характеристика протестантского фундаментализма, его идеи и взгляды, были сформированы в конце девятнадцатого века. А именно в 1895 году. В городе Ниагара-Фоллс тогда проходила библейская конференция, на которой присутствовали пасторы. Эти принципы и стали основными для данного течения.

Вот список главных из них:

Среди базовых теорий, вокруг которых продолжает происходит становление русского фундаментализма на православное основе, принято называть безальтернативный антиэкуменизм. Если говорить проще, то это не соглашение с представленными идеями христианства, сближения и объединения разных конфессий христианского направления, не принятие либералистических и индивидуалистических принципов и ценностей, постоянная их критика, поддержка монархического режима и многое подобное.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Исламский фундаментализм

Выше мы уже говорили о том, что невзирая на тот факт, что изначально воззрения фундаментализма были больше по части христианских течений, а если быть точнее, то протестантства, со временам религиозный фундаментализм начал распространяться не только в сферы с религиозной основой, но и те, которые находились вне. Поэтому ислам не стал исключением из правила. Формируя определение для исламского фундаментализма, можно сделать его в представленном виде:

Исламский фундаментализм – это одно из течений, в котором его сторонники говорят о необходимости для мусульман вернуться к строгому и беспрекословному соблюдению традиций и принципов, изложенных в Священном Коране и других святых мусульманских письмах. А также осуществляется призыв для освобождения земель мусульман от колонизаторов.

К идеям и взглядам исламского фундаментализма можно применить в политологической литература не только его оформление в теоретическом плане, но и практические попытки реализовать данные принципы. Они отличаются глобальным разнообразием, которое обусловлено еще и тем, что фундаментализм сейчас внедряется в ислам не только сторонников суннитов, но и шиитов.

К примеру, в нескольких странах представленное направление не только получило довольно значительную поддержку и распространение, но еще и стало официальной идеологией для самого государства. Ярким примером здесь выступает Иран.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19—20 вв ) на секуляризацию, т е эмансипацию, науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней Противоположная тенденция — модернизм Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций — “The Fundamentals A Testimony to the Truth” (“Основы Свидетельства Истины”, 1910—12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного Писания в каждой детали, рождение Христа от Девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека) Эти публикации вызвали ожесточенные споры между фундаменталистами и модернистами В настоящее время термин приобрел более широкое значение под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т н авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве Несмотря на то что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х гг и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америки, с типологически схожими католическими движениями (напр., Opus Dei, Communione et Uberazione), с “исламским фундаментализмом” аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др. Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в Свяшенном Писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает “веру помимо интерпретации”, что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который с его точки зрения неизбежно ведет к релятивизму, т. е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной ориентации, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории с т. зр. религиозного фундаментализма заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и “концом мира”, под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранньм народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни). Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является в отличие от консерватизма в обычном понимании современным проектом построения “нового мирового порядка”, основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении. А. И. Кырлежев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ (лат. fundamentals — лежащий в основании) — религиозные направления, свойственные любой религии, призывающие к возрождению традиционных ценностей и ориентирующиеся на консервативные социальные цели.

Основными чертами ФУНДАМЕНТАЛИЗМА являются буквальные восприятие религиозного учения и текстов священных книг, отвержение всякой возможности альтернативного истолкования Священного Писания, провозглашение неизменности догматики, требование строгого исполнения всех религиозных предписаний.

Устойчивые фундаменталистские установки характерны исламу, иудаизму, индуизму, православию, сикхизму, буддизму и многим другим религиозным общинам, тайным орденам и братствам.

Религия: понятие и функции.

Религиозное мировоззрение характерно для всех стран мира. Больше двух третей населения Земли относит себя к тому или иному вероисповеданию. Для всех религий некоторые понятия являются общими, такие как соотношения добра и зла, нравственные идеалы, смысл жизни человека и т.д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией.

Религиозная идеология — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как например в христианстве, исламе, буддизме.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между религиоведами.

Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культурная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ (лат. fundamentals — лежащий в основании) — религиозные направления, свойственные любой религии, призывающие к возрождению традиционных ценностей и ориентирующиеся на консервативные социальные цели.

Основными чертами ФУНДАМЕНТАЛИЗМА являются буквальные восприятие религиозного учения и текстов священных книг, отвержение всякой возможности альтернативного истолкования Священного Писания, провозглашение неизменности догматики, требование строгого исполнения всех религиозных предписаний.

Устойчивые фундаменталистские установки характерны исламу, иудаизму, индуизму, православию, сикхизму, буддизму и многим другим религиозным общинам, тайным орденам и братствам.

Религия: понятие и функции.

Религиозное мировоззрение характерно для всех стран мира. Больше двух третей населения Земли относит себя к тому или иному вероисповеданию. Для всех религий некоторые понятия являются общими, такие как соотношения добра и зла, нравственные идеалы, смысл жизни человека и т.д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией.

Религиозная идеология — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как например в христианстве, исламе, буддизме.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между религиоведами.

Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культурная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.

Читайте также: