Религиозные войны в англии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформа́ция во Франции (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение во Франции XVI века, направленное на реформирование Католической церкви в соответствии с её первоначальными традициями.

В XIV—XVI веках во Франции совершился переход от политического феодализма к абсолютизму через сословную монархию, в которой короли, став единственными государями страны, должны были делиться властью с представителями сословий, собиравшимися (с большими перерывами) в течение трёх веков (1302—1614).

Гугено́ты (фр. Huguenot(s)) — название с XVI века французских протестантов (кальвинистов). Происходит от франко-швейцарского eyguenot (aguynos), обозначавшего члена женевского протестантского союза против герцога Савойского. Слово eyguenot в свою очередь восходит к с.-в.-нем. eitgenôz (современное нем. Eidgenosse) — собрат, соратник, союзник. Начиная с XIV века Eidgenosse официально обозначает просто гражданина Швейцарской Конфедерации.

Религиозные (фр. Guerres de Religion) или гугенотские войны — серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Французское государство при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков — королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи — королева Англии Елизавета Тюдор поддерживала.

Резня в Васси (фр. Le massacre de Wassy) — массовое убийство французских протестантов в городке Васси в Шампани, произошедшее 1 марта 1562 года. С этого события начались Гугенотские войны, продолжавшиеся до принятия Нантского эдикта в 1598 году.

Упоминания в литературе

Контрреформации удалось остановить экспансию протестантизма на большей части Европы. В Испании и Италии успех был полным, в Ирландии и Польше – близок к этому, хотя в данных странах (особенно в Польше) протестантизмом была охвачена изрядная часть духовенства. Провал ожидал Контрреформацию в Скандинавских странах: Англии и Шотландии. И если в Англии и Шотландии многочисленная группа католиков выжила благодаря исключительному терпению верующих, то в Скандинавских странах Римско—католическая церковь полностью утратила свои позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных войн в XVI в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598 г.), который предоставлял гугенотам право свободного исповедания их религии и сохранял за ними большинство гражданских прав. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт и изгнал из Франции всех протестантов, которые отказались ему подчиниться. В Германии и Австрии, где к 1550 г. девять десятых населения отошли от Рима, в ходе Контрреформации под руководством Петра Канизия удалось остановить распространение протестантизма и отвоевать значительное число верующих; сходных успехов католики добились в Швейцарии, Венгрии, Чехии и других частях Центральной Европы. В Нидерландах лояльность к Риму вынудила Южные провинции отделиться от Северных и сохранить верность Испании, в результате чего возникли протестантская Голландия и католическая Бельгия.

Религиозные войны охватили весь христианский мир, как Западную, так и Восточную Европу. Германия, колыбель протестантской реформации, была полем религиозных сражений между 1520 и 1640 гг. Швейцария, Богемия, Польша, Венгрия и Трансильвания были разделены между католиками, лютеранами, кальвинистами и анабаптистами, постоянно сталкивающимися друг с другом. Австрийские Габсбурги, как и испанские Габсбурги на западе, были католиками; Густав-Адольф из Швеции был лидером протестантов. Впрочем, протестантско-католический конфликт в Германии и других странах Центральной и Восточной Европы протекал по иному сценарию, чем на западе. К востоку от Рейна столкновения становились все менее религиозными и менее идеологическими. Протестанты и католики были более терпимы, чем их единомышленники на западе, и более поглощены территориальными проблемами. Поводом к развязыванию Тридцатилетней войны – самой крупной из Религиозных войн – были вещи менее религиозные по сути, чем, скажем, во Франции или Голландии. При этом подобные войны носили еще более разрушительный характер. Какая ирония: сподвижники Лютера от этого конфликта страдали больше, чем все прочие европейцы, причем совершенно безрезультатно.

Не менее успешно Ришелье подавил другой источник угрозы своим планам по укреплению королевской власти – гугенотов. По Нантскому эдикту 1598 года, с помощью которого Генрих IV задумал положить конец религиозным войнам во Франции, протестантскому меньшинству даровались определенные политические и религиозные свободы (полная свобода совести и ограниченная – богослужений). Кроме того, под властью гугенотов находилось немалое число городов и крепостей, в том числе главный оплот на западе страны – почти родная экс-епископу крепость Ля Рошель.

Нельзя забывать и о том, что, несмотря на весь свой рационализм, Ришелье был кардиналом римской католической церкви, а Франция была страной преимущественно католической. Кроме того, политические смуты времен религиозных войн и начала царствования Людовика XIII заставляли кардинала в первую очередь думать о преодолении внутренней оппозиции, как при дворе, так и со стороны гугенотов. И все же осада столицы гугенотов и ее результаты показали, что первый министр Франции был не религиозным фанатиком, а веротерпимым реалистом. Он всегда проводил четкое отличие между религиозным нонконформизмом и политическим призывом к мятежу. Безусловно, Ришелье не верил в то, что можно заставить гугенотов обратиться в католицизм, но в то же время был убежден в невозможности позволить им не подчиняться короне.

Связанные понятия (продолжение)

Первая Гугенотская война (1562—1563) — вооружённый конфликт между французскими протестантами (гугенотами) и католиками, поддержанными партией королевы-матери Екатерины, ставший первой из восьми религиозных войн. Гугенотов в этом конфликте возглавлял Людовик де Бурбон, принц Конде; католиков — Франсуа де Гиз. Гугеноты потерпели ряд военных поражений, но всё же добились признания за ними ограниченной свободы вероисповедания.

Иконоборческое восстание (нидерл. Beeldenstorm) — массовые антикатолические беспорядки, прокатившиеся по ряду районов Фландрии в августе 1566 года. Послужили прологом Восьмидесятилетней войны. Зачинщиком беспорядков, начавшихся 11 августа, был Амбруаз Вилье. 22 августа беспорядки и волнения охватили Антверпен. Однако в Люксембурге и Артуа были сформированы отряды ополченцев, которые выступили против погромов. В ходе восстания ущерб был нанесен 5500 церквям и монастырям. После того как штатгальтер.

Вторая гугенотская война (1567—1568 годы) — вооружённый конфликт между французскими протестантами (гугенотами) и католиками, ставший вторым из восьми религиозных войн. Гугенотов в этом конфликте возглавлял принц Конде, католиков — коннетабль Монморанси. В военных действиях перевес был на стороне католиков, но из-за нехватки ресурсов и гибели коннетабля они были вынуждены согласиться на мир, вскоре после которого война возобновилась.

Францу́зский абсолюти́зм — абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией.

Аугсбургская лига, также Аугсбургский альянс, заключена 9 июля 1686 года как оборонительный союз между императором Священной Римской империи Леопольдом I, королём Испании Карлом II, королём Швеции Карлом XI, курфюрстом Баварии Максимилианом II Эмануэлем и некоторыми другими монархами. После присоединения в 1689 году к союзу Англии, получил название Великий альянс (англ. Grand Alliance).

Амбуа́зский за́говор — в истории Франции неудачная попытка в марте 1560 года некоторых вождей французских протестантов и династии Бурбонов захватить в плен короля Франциска II, вырвать власть из рук Гизов и передать её принцу Конде и его партии, попытка, послужившая прологом к продолжительной эпохе религиозных и гражданских войн XVI века.

Третья гугенотская война (1568—1570 годы) — вооружённый конфликт между французскими протестантами (гугенотами) и католиками, ставший третьей из восьми религиозных войн. Гугенотов в этом конфликте возглавляли принц Конде и адмирал Колиньи, войсками католиков формально командовал брат короля герцог Анжуйский (в будущем — король Генрих III), а фактически — Гаспар де Таванн. Как и в предыдущих конфликтах, победы на поле боя одерживали католики, но у них не хватало ресурсов для развития успеха, а гугенотская.

Тридцатилетняя война — военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи германской нации и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германской империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил Вестфальскую систему международных отношений.

Вальде́нсы — религиозное движение в западном христианстве. Апеллируя к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии.

Шмалька́льденская война́ (нем. Schmalkaldischer Krieg; 1546—1547) — война между императором Карлом V и протестантами Шмалькальденского союза. Первый крупный вооружённый конфликт между католиками и протестантами. Войска союза потерпели сокрушительное поражение при Мюльберге, что привело к подписанию Виттенбергской капитуляции. По ней курфюршество перешло от эрнестинской к альбертинской линии Веттинов. Бо́льшая часть земель побеждённых досталась союзнику Карла протестантскому герцогу Морицу Саксонскому.

Галлика́нство, Галликанизм (фр. Gallicanisme) — термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространённые во Франции в Средневековье и Новое время. Две основные идеи галликанства — определённая независимость национальной Церкви от папской власти и признание за государством или монархом права иметь властные полномочия во французской Церкви.

Вормсский рейхстаг (нем. Reichstag zu Worms) — заседание рейхстага, собранное новоизбранным императором Карлом V в 1521 году в городе Вормс. В нём приняли участие совет курфюрстов, совет имперских князей и совет имперских городов. Рейхстаг был открыт 27 января и длился до 25 мая 1521 года.

Война арманьяков и бургиньонов (фр. La guerre civile entre Armagnacs et Bourguignons) — гражданская война на территории Франции между феодальными группировками арманьяков и бургиньонов, которая происходила с 1407 по 1435 год. Она происходила на фоне Столетней войны и конфликтов, к которым привел Великий западный раскол.

Гражданское устройство духовенства (фр. Constitution civile du clergé) — новый церковный порядок, принятый во время Великой французской революции.

Декаполис (Десятиградье; нем. Zehnstädtebund, фр. Décapole) — союз 10 свободных городов Эльзаса. В 1354 году император Карл IV объединил десять городов (Мюлуз, Висамбур и др.) в группу, названную Декаполис. Она пережила присоединение к Франции Людовиком XIV в 1678 году и была упразднена во время Французской революции.

Политика присоединений (фр. politique des Réunions) — масштабная кампания аннексий пограничных территорий, осуществлённая правительством Людовика XIV в 1679—1681 годах.

Галлика́нское испове́дание (лат. Confessio Gallicana, фр. Confession de La Rochelle; англ. Gallic Confession of Faith или French Confession of Faith), тж. Ла-Роше́льское испове́дание — вероучительный документ, официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции. Принято на первом национальном синоде в Париже в 1559 году.

Камизары (фр. Camisard) — протестантские крестьяне-горцы Севенн, поднявшие восстание против французского короля во время войны за испанское наследство (1702 год).

Евангелическая уния или Протестантская уния (нем. Protestantische Union) — объединение восьми протестантских князей и семнадцати протестантских городов в Священной Римской империи, образованный незадолго до начала тридцатилетней войны. Основанная в 1608 году уния была возглавлена кальвинистом курфюрстом Пфальца Фридрихом IV.

Бургундские войны (1474—1477 годы) — серия военных конфликтов между Бургундским герцогством, с одной стороны, и Францией и Швейцарским союзом, с другой. Военные действия, начавшиеся в 1474 году, развивались неудачно для герцога Бургундии Карла Смелого, и завершились в 1477 году его смертью в сражении при Нанси. В результате Бургундское государство было разделено между королём Франции и династией Габсбургов, а Швейцария укрепила свою независимость и стала одним из сильнейших в военном отношении государств.

Легисты (от лат. lex — закон) — юристы, законоведы, занимавшие должности королевских советников. Разрабатывали и внедряли римское право, которое они противопоставляли праву обычному. Особое значение приобрели во Франции в XIII в. Легисты — выходцы из городских сословий, занимали административные и судебные должности в государственном аппарате; сыграли большую роль в процессе централизации Франции.

Первый Шпейерский Рейхстаг — рейхстаг Священной Римской империей, работавший с 25 июня по 27 августа 1526 года в городе Шпайер, Германия.

Гугенотские восстания (фр. Rébellions huguenotes, или Роганские войны, от имени лидера гугенотов Анри де Рогана) - восстания французских протестантов (гугенотов), в основном, на юго-западе Франции, в 1620-е годы против королевской власти. Восстания начались спустя десять лет после смерти Генриха IV, католика, который сам первоначально был гугенотом, признавшего права протестантов в Нантском эдикте. Его преемник Людовик XIII, при регентстве своей матери-католички Марии Медичи, был воспитан в ненависти.

Средневековая Франция — Франция в период средневековья. Период в истории Франции начало которого датируют 476 годом, а конец обычно относят к 1643 году — установлению абсолютной монархии во Франции.

13. Идея религиозных войн была поднята на щит идеологами разрушения Империи в XVI–XVII веках и использована для ее раскола. Проповедовали отделение государств-провинций от Великой Империи, ссылаясь на религиозные разногласия. Религиозная политика Империи в период ее роста и расцвета была совсем другой. В Империи царил принцип веротерпимости, невмешательства в сферу религиозных чувств, сосуществования церквей. В государстве мирно уживались одновременно несколько ветвей первоначально единого христианства XII–XIII веков. К ним относились православие, мусульманство, католицизм, иудаизм, буддизм и другие течения. Каждое состояло под покровительством царя-хана. Согласно новой хронологии, христианство разделилось на несколько религиозных течений сравнительно поздно, в XV–XVI веках. Но это не привело к религиозным войнам в Империи, пока в середине XVI века не вспыхнул мятеж Реформации. В нем впервые религиозные лозунги были по-настоящему использованы в целях раскола единого Царства.

За полтора века до описываемых событий началась первая из великих религиозных войн , время от времени перекраивавших карту мира. Я разумею арабскую экспансию под знаменем ислама. С 30-х годов VII века по 30-е годы VIII века в результате вооруженного натиска последователей Мухаммеда территория христианского мира сократилась в несколько раз. Потеряв самые богатые и людные страны – Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, половину Малой Азии, Кипр, Сицилию и Пиренейский полуостров – могущественные некогда христианские державы являли к концу описываемого периода узкую полосу земли от Бискайского залива до Эгейского моря, ограниченную с севера Балканами, средним течением Дуная и Рейном.

1 .Два стяга со стороны Оверни. Овернь – провинция на юге Центральной Франции. Возможно, речь идет о религиозных войнах между католиками и протестантами. Во время гугенотских войн города Оверни неоднократно подвергались нападению и грабежам со стороны то католиков, то протестантов.

Герцог Люин никогда не командовал армиями, но тем не менее состоял в чине коннетабля, то есть генералиссимуса. Он по своей бесхарактерности и опрометчивости был как нельзя более под стать самому королю и вместо того, чтоб энергически противодействовать замыслам Испании и Австрии, помогал их осуществлению, вызвав междоусобную войну в самой Франции. По совету своего премьера Людовик XIII нарушил статью Нантского эдикта, оставлявшую в руках беарнских гугенотов захваченное ими во время религиозных войн католическое церковное имущество. Гугеноты взялись за оружие. Сам король двинулся на них с армией, предводимой шестью маршалами, и обложил укрепленный протестантами город Монтобан, но вынужден был снять осаду и отступить. Неудачный исход кампании подорвал авторитет герцога Люина в глазах короля. Это так подействовало на герцога, что он умер, как уверяют, “от тревоги и огорчения”.

Тридцатилетняя война (1618–1648) была последней крупной религиозной войной в Европе. От этой войны особенно пострадала Германия, ее города и села были разрушены и разграблены, ветер носил над страной пепел пожарищ, хоронить убитых было некому. По подсчетам историков, в ходе этой варварской войны погибла треть германской нации.

XVI век стал в Европе периодом Реформации, которая переросла в вооруженное противостояние протестантов и католиков. Во Франции оно охватывает период с 1562 по 1598 год. Их участниками стали католики под предводительством династии Гизов и Гугеноты, лидерами которых были Бурбоны.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Период с 1559 по 1572 год

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 1. Религиозные войны 1562 1598.

В 1560 году, после смерти Франциска II, королем Франции стал еще один малолетний король – Карл IX. Регентом при нем стала мать – Екатерина Медичи. Она проводила политику веротерпимости, влияние Гизов стало падать. После Сен-Жерменского эдикта 1562 года образовался католический альянс в следующем составе:

  • Франциск де Гиз.
  • Коннетабль Монморанси.
  • Маршал Сент-Андре.

В 1562 этот триумвират устроил резню протестантов в селении Васси и вынудил королеву отменить эдикт. Лидером гугенотов стал принц Людовик Конде, а центром сопротивления – город Орлеан. В качестве союзников на их стороне выступили протестанты из Германии и королева Англии Елизавета I. Первая война шла около года и завершилась к весне 1563 года Амбуазским миром, который в целом подтвердил Сен-Жерменский эдикт. В ходе боев погибли Сент-Андре и Франциск де Гиз, а два других лидера попали в плен – Конде к католикам, а Монморанси к протестантам.

Вторая война в 1567-1568 завершилась в пользу гугенотов. Казна Франции была пуста, погиб Монморанси. Третья война шла с 1568 по 1570 год и снова завершилась уступками короля Карла IX гугенотам, которым стали помогать голландцы под предводительством Вильгельма Оранского. В этой войне погиб принц Конде и командование гугенотами приняли адмирал Колиньи и граф Монтгомери. Несмотря на пару поражений, они овладели городом Тулуза.

По итогам войны гугеноты получили свободу вероисповедания по всей территории Франции, кроме Парижа, а также взяли под контроль четыре крепости: Коньяк, Монтобан, Ла-Шарите Ла-Рошель.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 2. Карта религиозных войн во Франции.

Период с 1572 по 1598 год

В ходе четвертой религиозной войны произошла знаменитая Варфоломеевская ночь – резня католиками гугенотов в Париже и других городах. Число ее жертв исчисляется десятками тысяч. Во время четвертой войны не было заметных полевых сражений. Католики пытались выбить протестантов из Ла-Рошели, но ничего не достигли. Война закончилась эдиктом 1573 года, протестантские обряды разрешено было отправлять в Монтобане, Ниме и Ла-Рошели.

Пятая религиозная война 1574-1576 годов происходила при короле Генрихе III. Она интересна тем, что в ней принимали участие умеренные католики, которые выступали за гражданский мир и политику веротерпимости. Мирный договор 1576 года предоставил протестантам свободу вероисповедания по всей Франции, кроме Парижа.

Следом за ней сразу началась шестая война 1576-1577 годов. В ней перевес был на стороне католиков, которые одержали победы на суше и на море. Мирный договор 1577 года перечеркнул предыдущие уступки.

Седьмая война была также короткой, с 1579 по 1580. Мирный договор подтвердил сложившиеся порядки.

Конфликт 1584-1589 годов вошел в историю, как “Война трех Генрихов”: Генриха де Гиза, Генриха III Валуа и Генриха Бурбона (Наваррского). Первые двое были убиты, династия Валуа прервалась, а Генрих Бурбон занял королевский трон. Он, будучи гугенотом, провел последнюю войну с противниками из лагеря католиков – “Завоевание королевства” в 1589-1593 годах. Новый король был коронован, вопреки традиции, в городе Шартр, а не в Реймсе. В 1598 году Генрих IV Бурбон издал Нантский эдикт о веротерпимости. Это событие и стало финалом религиозных войн во Франции 1562-1598 годов.

Несмотря на победу над католической лигой, Генрих Бурбон сам перешел в католицизм в 1593 году. В 1595-1598 годах он провел относительно успешную войну с Испанией и положил конец иностранной интервенции.

Религиозные войны (история, 7 класс) – кратко о причинах и участниках 1562-1598

Рис. 3. Генрих IV 1598.

Что мы узнали?

В курсе истории 7 класса школьникам может быть задан доклад о религиозных войнах во Франции во второй половине XVI века. Тема довольно сложная, из-за количества событий и участников. Кратко о причинах религиозных войн во Франции можно сказать, что таковыми являются противостояние двух религиозных течений (католики и протестанты) и придворных группировок при слабых королях.

Когда лондонские театры открылись вновь после возвращения Карла II в 1660 г., они стали развлечением для высших классов. Пьесы стали манернее, легкомысленнее и проще, чем при Елизавете. Теперь женские роли играли актрисы, а пьесы ставились в декорациях, с использованием сценической техники и освещения. Но публичный театр перестал быть доходным бизнесом. На лондонской сцене между 1660 и 1700 гг. ставилось около 10 новых пьес в год (вспомним, что в 1580–1640 гг. ставились сотни пьес). Впрочем, теперь театральные труппы были небольшими, как и аудитория. Карл II был ярым поклонником театра и даже сделал Нелл Грин, самую популярную актрису того времени, своей фавориткой. Такие аристократы, как герцог Бекингемский, и сами писали пьесы. Лучшие драматурги того времени — Этеридж, Вичерли, Конгрив, Ванбру и Фаркуар — создавали свои пьесы, будучи молодыми, и быстро уходили со сцены. Джон Дриден (1631–1700) создал серию героических драм, но сцена запомнила его за его комедии манер, которые великолепно отражали циничный характер аристократов конца XVII в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Англия

Англия Ответ 1.1На коронацию Николая Первого в сентябре 1826 года из Англии приехал прославленный полководец Артур Уэлсли Веллингтон, который имел чин фельдмаршала русской армии и на прием надел русский мундир.Ответ 1.2В 1829 году Джордж Стефенсон создал первый полноценный

Англия

Англия В Англии основным, массовым, старейшим и наиболее известным обществом, связанным с кулинарией, является Вегетарианское общество Соединенного Королевства. Его штаб-квартира находится в крохотном городке Элтрикхэм в графстве Чешир (к югу от Ливерпуля). The Vegetarian Society

Англия

Англия Этот поворот России, ее своеобразное "возвращение в Европу" неожиданно для многих — получил одобрение в Лондоне. Да, с 1714 года Британией правила германская (ганноверская) династия, но никогда при дворе Святого Джеймса не говорили по-немецки. Но стоило немцам

Англия

АНГЛИЯ

АНГЛИЯ Англия также косвенно пострадала от Столетней войны, хотя военные действия велись на континенте. Непомерно возросшее налоговое бремя ложилось в основном на крестьянство, которые поставляло помимо прочего лучников в королевскую армию. Расширение рыночных

§1. АНГЛИЯ В XI-XII вв.

§ 3. АНГЛИЯ В XIV—XV вв.

§ 3. АНГЛИЯ В XIV—XV вв. Экономические в социальные сдвиги в английской деревне Во второй четверти XIV в. в английской деревне все большее распространение получает коммутация ренты и продолжается процесс дачного освобождения крестьян. Крестьянское хозяйство начинает

АНГЛИЯ

АНГЛИЯ Генрих II 54 Генрих I Генрих VII 72 Генрих V Генрих VII 63 Генрих VI Эдуард I 297 Эдуард II Мученник Эдуард IV 189 Эдуард I Эдуард IV 144 Эдуард III Эдуард V 441 Эдуард III Исповедник Эдуард VI 648 Эдуард I

Англия

Англия 1066—1087 Вильгельм I Завоеватель1087–1100 Вильгельм II Рыжий1100–1135 Генрих I1135—1154 Стефан Блуаский1154—1189 Генрих II Плантагенет1189—1199 Ричард I Львиное Сердце1199—1216 Иоанн Безземельный1216–1272 Генрих III1272—1307 Эдуард I Длинноногий1307–1327 Эдуард II1327–1377 Эдуард III1377–1399 Ричард

1. Англия

Англия в XII-XIV вв.

Англия в XII-XIV вв.

Англия

Англия Профессиональный театр, неожиданно возникший в 1570 г., был не похож на все предыдущие, ранее существовавшие в Англии. В Средние века английский театр был целиком религиозным. В более чем сотне городов ставились пьесы, прославляющие христианские мистерии. Также было

Англия

Англия BrakemineВ феврале 1944 г. под руководством подполковника Седжефилда из REME (Royal Electrical and Mechanical Engineers – Королевское общество электриков и механиков) началась разработка первой английской крылатой ракеты Brakemine с управлением по радарному лучу. Работы велись в мастерских

Англия

Англия «Авторитетные круги принимают в расчет, что антипатия доминиона к военным осложнениям в Европе, опасность, угрожающая английским интересам на Дальнем Востоке, отодвинули на второй план трудности, которые Англия должна преодолевать в Индии и в странах Ближнего и

III. Англия

III. Англия Армия мирного времени Как известно, первоначально регулярная английская армия предназначалась, главным образом, для службы в колониях а поэтому комплектовалась вербовкой охотников с продолжительным сроком действительной службы. Только лишь в последнее

III. Англия

III. Англия Армия мирного времени Как известно, первоначально регулярная английская армия предназначалась, главным образом, для службы в колониях а поэтому комплектовалась вербовкой охотников с продолжительным сроком действительной службы. Только лишь в последнее

Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками.

Содержание

Причины

Религиозная реформация XVI века вызвала целый ряд войн в Европе, — как междоусобных, так и международных.

История

XVI век

В это время католики отдельных стран протягивали друг другу руки, возлагая свои надежды на могущественную Испанию; испанский король стал во главе международной реакции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола. Это заставляло и протестантов разных государств сближаться между собой. Кальвинисты в Шотландии, во Франции, в Нидерландах и английские пуритане считали своё дело общим; королева Елизавета много раз оказывала содействие протестантам.

Генрих IV, ещё в восьмидесятых годах XVI в., предлагавший Елизавете Английской устройство общего протестантского союза, мечтал о нём и в конце своей жизни, обратив свои взоры на Германию, где раздоры между католиками и протестантами грозили междоусобием, но смерть его от руки католического фанатика (1610) положила конец его планам.

XVII век

В силу перемирия, заключённого на двенадцать лет (1609), прекратилась война между католической Испанией и протестантской Голландией; в Германии были уже заключены протестантская уния (1608) и католическая лига (1609), которым вскоре после того пришлось вступить между собой в вооружённую борьбу. Тогда же снова началась война между Испанией и Голландией; во Франции гугеноты произвели новое восстание; на северо-востоке шла борьба между протестантской Швецией и католической Польшей, король которой, католик Сигизмунд III (из шведской династии Васа), лишившись шведской короны, оспаривал права на неё у своего дяди Карла IX и его сына Густава-Адольфа, будущего героя тридцатилетней войны. Мечтая о католической реакции в Швеции, Сигизмунд действовал заодно с Австрией.

Оценка

Таким образом, в международной политике второй половины XVI и в первой половине XVII вв. видно разделение европейских государств на два вероисповедных лагеря.

Из них большей сплочённостью и более агрессивным характером отличался католический лагерь, во главе которого стояли Габсбурги, сначала испанские (во времена Филиппа II), потом австрийские (во время тридцатилетней войны). Если бы Филиппу II удалось сломить сопротивление Нидерландов, приобрести Францию для своего дома, а Англию с Шотландией превратить в одну католическую Британию, — а таковы были его планы, — если бы, несколько позже, осуществились стремления императоров Фердинандов II и III, если бы, наконец, Сигизмунд III справился со Швецией и с Москвой и употребил часть польских сил, какие действовали в России в смутное время, для борьбы на западе Европы в интересах католицизма, — победа реакции была бы полной; но у протестантизма появились защитники в лице таких государей и политических деятелей, каковы Елизавета Английская, Вильгельм Оранский, Генрих IV французский, Густав-Адольф шведский, и в лице целых народов, национальной независимости которых грозила католическая реакция.

Борьба принимала такой характер, что и Шотландии, в царствование Марии Стюарт, и Англии, при Елизавете, и Нидерландам и Швеции, при Карле IX и Густаве-Адольфе, приходилось отстаивать свою независимость вместе со своей религией, так как в католическом лагере господствовали стремления к политической гегемонии над Европой.

Католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости; протестантизм наоборот связывал своё дело с делом национальной независимости. Поэтому, в общем, международная борьба между католицизмом и протестантизмом была борьбой между культурной реакцией, абсолютизмом и порабощением национальностей, с одной стороны, и культурным развитием, политической свободой и национальной независимостью — с другой.

См. также

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: