Религиозные и светские начала в культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие светской культуры, ее общие черты с свободомыслием. Роль религии и церковных традиций в светской культуре. Проблема взаимоотношений светской и церковной культуры. Перспективы процесса религиозно-светского и светско-религиозного взаимодействия.

Рубрика Культура и искусство
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 02.04.2016
Размер файла 45,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Культура светская и церковная. Проблемы взаимоотношений

Свободомыслие: гуманизм и нигилизм

Проблема взаимоотношений светской и церковной культуры

Светская культура

Светская культура - тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т. д. ) основе.

Наша культура, как и культура других народов мира, не сводится только к религии, - существуют и другие виды духовной деятельности - искусство, мораль, наука, философия, право и т. д., - они качественно отличаются от религии, хотя могут быть, и связаны с нею.

Верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить по его правилам, его интересами. Но представитель духовенства ограничен в ведении светского образа жизни, тем более монахи, которые разрывают свои прежние общественные связи. светский церковный культура свободомыслие Светская культура, в которой религия играет немаловажную роль, сохраняет церковные традиции - обряды, праздники, их нравственный смысл и значение.

Бывает так, что люди, на первый взгляд неверующие, формально исполняют некоторые религиозные ритуалы. В качестве примера можно привести недавнее прошлое нашей страны, когда официальная идеология исключала религию из жизни человека; верующих преследовали, храмы уничтожали, как и другие символы ВЕРЫ. Однако не только представители старшего поколения, но и среднего отмечали религиозные праздники, такие, как Пасха. А на Новый год в домах издавна ставили елки со звездой на вершине - символом звезды Вифлеема, символом Рождества.

На протяжении истории религиозное сознание не единожды адаптировалось к формам светской культуры, уступая под ее воздействием некоторые свои позиции.

В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь. Дело в том, что религиозные заповеди, как правило, имеют общечеловеческие истоки.

Нравственные законы в этом случае отождествляются с религиозными, например, декалог Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа. Именно на их основе многие выдающиеся представители современности формулировали свои собственные нравственные постулаты.

Свободомыслие: гуманизм и нигилизм

Свободомымслие -- течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истин.

Но вот ещё один момент, без учёта которого мы не поймём роли свободомыслия в жизни нашей страны. Светская культура не однородна в ценностном плане, у неё много уровней и сфер бытования. Не любое учение или поведение в рамках светской культуры содействуют благу общества и личности. Вместе с тем, нерелигиозный индивид (впрочем, как и верующий) может нести в себе как высоконравственные, так и аморальные, циничные, начала.

В светской культуре могут проявляться элементы бездушия, деструктивности, нигилизма и безнравственного экстремизма. Характерные черты нигилиста - стремление к самоутверждению посредством попрания достоинства других людей, крайний индивидуализм и эгоизм, пренебрежение моралью 7 . Именно это обстоятельство нередко используется религиозными идеологами: ставя знак равенства между нигилизмом и неверием, они стремятся очернить последнее.

Тем не менее, если иметь в виду основной вектор развития светской культуры, её содержание на протяжении истории человечества, то можно с уверенностью утверждать, что она отличалась этической состоятельностью, гуманистической направленностью. В её рамках, опираясь на её ценности, люди веками отстаивали свободу и достоинство человека, его право на лучшую, достойную жизнь на земле, на безграничное творчество в любых видах человеческой деятельности.

Церковная культура

Понятие культура, к сожалению, часто воспринимают как широту и объём знаний. Если человек читал Шекспира и Данте, имеет понятие о живописи, умеет хотя бы читать на иностранных языках, то он считается культурным. То есть культуру отождествляют с образованием. На самом деле культура происходит от слова "культ", а культурность зависит от того, насколько ты заповеди Бога исполняешь. Апостол Павел говорил: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто"

В Православии и некогда во всей России под словом "культура" всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, - это был культурный человек. В русской деревне было принято здороваться с каждым встречным, и это было культурно. Культура - это боязнь оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих людей. Культура - это прежде всего уважение к ближнему.

И если вы посочувствуете, пожалеете человека, пусть даже вам неприятного, вы проявите христианскую любовь к ближнему. И ваше сочувствие не обязательно должно выражаться какими-то внешними действиями или словами. Если вы хотя бы мысленно пожелаете ему исправления, то проявите христианскую, православную заботу о нём.

Но, может быть, светская культура, свободомыслие, действительно, представляют опасность для нравственных устоев человечества, ведут к деградации общества и личности, и следует ориентироваться только на религиозное наследие?

Проблема взаимоотношений светской и церковной культуры

Исторически коллизии взаимоотношений между религиозной и светской ветвями культуры в христианском мире всегда были достаточно сложными. Религиозная культура зачастую с недоверием относилась к культуре светской, как к порождению греховного и преходящего мира. Но она и благословляла многие достижения светской культуры, и исподволь вливала в нее животворящий дух христианского мироощущения.

Светская культура часто становилась оплотом противорелигиозной оппозиции, порождала антицерковные, атеистические и нигилистические идеологии. Но во многих случаях она воплощала в себе подлинно христианские идеалы, подхватывая ту духовную эстафету, которую передавала ей Церковь. Между ними бывали периоды гармонии и времена жесткого, бескомпромиссного противостояния. Тем не менее, есть все основания считать, что между религиозной и светской культурами нет и не может быть онтологического, абсолютного и непреодолимого противоречия.

Соответствующие умонастроения вкупе с теоретическим багажом импортировались из просвещенной Европы. В самой России к тому времени уже имелись собственные ростки светскости, но они были еще слабы, а главное - сохраняли внутреннюю связь с Православием. Петру I нужна была иная идейная опора, и он нашел ее на Западе. В результате светская ветвь культуры в России прививалась и утверждалась в западноевропейской форме, и вместе с ней на русскую почву переносился типичный для западной культуры Нового времени конфликт светского и религиозного мировоззрения.

Современная жизнь породила много новых вещей и отношений и накопила много вопросов, аналогов которым не было еще 100 и даже 50 лет назад. Эти вопросы во многом освоены светской культурой, тогда как православная культура только начинает их осваивать. Все это значит, что сегодня практически все члены Церкви - по крайней мере, все те, кто не ушел от мира совсем - вынуждены жить не только по собственно религиозным, но и во многом по светским правилам и представлениям. Здесь присутствует соблазн поддаться пессимизму и вообразить Православие (и религию вообще) в современном мире чем-то вроде маленького острова, постепенно размываемого водами окружающего его со всех сторон океана, или даже куска сахара, тающего в обволакивающей и проникающей его светской среде.

Нам представляется, что пути дальнейшего развития отношений светской и православной культур в России ветвятся, и их спектр располагается между этими двумя крайними вариантами. Возможности и перспективы процесса религиозно-светского и светско-религиозного взаимодействия зависят при этом от ряда конкретных показателей.

Во-первых, в ситуации, когда одна культура претендует на то, чтобы преобразить другую, очень важно, чтобы она могла дать ей нечто уникальное, тогда как вторая, со своей стороны, должна испытывать в этом потребность как в чем-то для себя необходимом. Иными словами, первая культура должна не насаждать себя второй, а сделать так, чтобы та сама востребовала ее. Для этого в недрах той, второй культуры должна созреть потребность в духовных ценностях первой, сочетающаяся с активным интересом к ней.

Что необходимо для формирования нужной установки? Прежде всего - отслеживание и учет того, какой отклик вызывает жизнь и в особенности миссионерская деятельность Православной Церкви в массовом светском сознании. Да, это хорошо, что большая часть людей в сегодняшней России, так или иначе, симпатизирует, доверяет и сочувствует Церкви и Православию, а среди всего населения к православным причисляют себя до 50 %. Допустимо ли на этом останавливаться? Можно ли считать, что достигнутый успех необратим? Следует ли из сказанного, что эти люди действительно стали активными участниками и творцами плодотворного диалога православной и светской культур? Ответы на все эти вопросы пока, скорее всего, будут отрицательными.

В этой связи культура может быть понята как орудие осуществления человеческой воли, направленное на поиск, закрепление и раскрытие тех или иных духовных содержаний. В то же время она является и продуктом, порождением духовного акта. Как таковая, она не может привязать к себе дух, но сама она так или иначе привязана к нему и всегда выражает то или иное духовное состояние. Она всегда хранит в себе след выплавившего ее огня, хотя этот огонь может гореть или не гореть в ней. Иными словами, культура – это, по большому счету, тот человеческий язык, на котором говорят ее духовные содержания.

Культура бывает религиозной и светской. Религиозная культура – это та, которая выражает содержания, идеалы какой-либо религии. Светская культура – та, которая не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Она возникает и развивается в те эпохи, когда религия перестает непосредственно контролировать значительную часть культурного и социального пространства. Идеалы, выражаемые светской культурой, исходят из самых разных духовных источников и потому бывают весьма разнородными и противоречивыми. Если в религиозной культуре все подчиняется принципу духовного единства, то в светской этот принцип не ставится во главу угла. Поэтому по своему духовному, внутреннему содержанию светская культура может быть самой различной, многоликой и многоголосой.

Исторически коллизии взаимоотношений между религиозной и светской ветвями культуры в христианском мире всегда были достаточно сложными. Религиозная культура зачастую с недоверием относилась к культуре светской, как к порождению греховного и преходящего мира. Но она и благословляла многие достижения светской культуры, и исподволь вливала в нее животворящий дух христианского мироощущения.

Светская культура часто становилась оплотом противорелигиозной оппозиции, порождала антицерковные, атеистические и нигилистические идеологии. Но во многих случаях она воплощала в себе подлинно христианские идеалы, подхватывая ту духовную эстафету, которую передавала ей Церковь. Между ними бывали периоды гармонии и времена жесткого, бескомпромиссного противостояния. Тем не менее, есть все основания считать, что между религиозной и светской культурами нет и не может быть онтологического, абсолютного и непреодолимого противоречия.

Соответствующие умонастроения вкупе с теоретическим багажом импортировались из просвещенной Европы. В самой России к тому времени уже имелись собственные ростки светскости, но они были еще слабы, а главное – сохраняли внутреннюю связь с Православием. Петру I нужна была иная идейная опора, и он нашел ее на Западе. В результате светская ветвь культуры в России прививалась и утверждалась в западноевропейской форме, и вместе с ней на русскую почву переносился типичный для западной культуры Нового времени конфликт светского и религиозного мировоззрения.

Современная жизнь породила много новых вещей и отношений и накопила много вопросов, аналогов которым не было еще 100 и даже 50 лет назад. Эти вопросы во многом освоены светской культурой, тогда как православная культура только начинает их осваивать. Все это значит, что сегодня практически все члены Церкви – по крайней мере, все те, кто не ушел от мира совсем – вынуждены жить не только по собственно религиозным, но и во многом по светским правилам и представлениям. Здесь присутствует соблазн поддаться пессимизму и вообразить Православие (и религию вообще) в современном мире чем-то вроде маленького острова, постепенно размываемого водами окружающего его со всех сторон океана, или даже куска сахара, тающего в обволакивающей и проникающей его светской среде.

Нам представляется, что пути дальнейшего развития отношений светской и православной культур в России ветвятся, и их спектр располагается между этими двумя крайними вариантами. Возможности и перспективы процесса религиозно-светского и светско-религиозного взаимодействия зависят при этом от ряда конкретных показателей.

Во-первых, в ситуации, когда одна культура претендует на то, чтобы преобразить другую, очень важно, чтобы она могла дать ей нечто уникальное, тогда как вторая, со своей стороны, должна испытывать в этом потребность как в чем-то для себя необходимом. Иными словами, первая культура должна не насаждать себя второй, а сделать так, чтобы та сама востребовала ее. Для этого в недрах той, второй культуры должна созреть потребность в духовных ценностях первой, сочетающаяся с активным интересом к ней.

Что необходимо для формирования нужной установки? Прежде всего – отслеживание и учет того, какой отклик вызывает жизнь и в особенности миссионерская деятельность Православной Церкви в массовом светском сознании. Да, это хорошо, что большая часть людей в сегодняшней России, так или иначе, симпатизирует, доверяет и сочувствует Церкви и Православию, а среди всего населения к православным причисляют себя до 50 % [7] . Допустимо ли на этом останавливаться? Можно ли считать, что достигнутый успех необратим? Следует ли из сказанного, что эти люди действительно стали активными участниками и творцами плодотворного диалога православной и светской культур? Ответы на все эти вопросы пока, скорее всего, будут отрицательными.

[2] См.: Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории.– 1996.– № 4.– С. 35.

[3] Гиппиус З. Правда о земле (к истории русского христианства) // Мосты (Мюнхен).– 1961.– № 7.– С. 306.

Культура – особый вид действий человека, результатами которого являются как материальные, так и идеальные, то есть несвязанные с предметами объекты творчества.

План урока:

Многообразие толкований понятия "Культура"

Культуру принято рассматривать с нескольких точек зрения. К основным подходам в рассмотрении философского понятия культуры относятся:

  • технологический – все достижения человечества, выраженные в вещественных и духовных благах, например, телевизор или трагедия Шекспира;
  • деятельностный – творческая деятельность в направлении создания материальных объектов, например, написание картины;
  • ценностный – реализация принятых обществом принципов и идеалов в виде действий и предметов, например, создание учебника;
  • исторический – передача от поколения к поколению опыта и знаний, например, урок в школе;
  • нормативный – ценности и правила существования человечества (подразделяют на материальные предметы, истину, этику, эстетику), понятие нормы в культуре – это общепризнанные правила поведения, например, правила поведения за столом;
  • антропологический – деятельность человека, направленная на преобразование мира и ее результаты, например, создание скульптуры из камня;
  • семиотический – совокупность знаков и символов, которые используются в конкретном социуме, например, русский алфавит;
  • социологический – контроль обществом поведения отдельного человека, например, общественное осуждение.

В самом широком смысле культура - это совокупность взаимосвязанных результатов деятельности людей в форме творчества в исторической перспективе.

Узкое понятие культуры – это процедура и последовательность действий, в рамках которых происходит создание и распределение ценностей, выраженных в предметах и правилах поведения. Понятия искусство и культура тождественны в узком рассмотрении термина.

На основании указанного можно сделать вывод, что понятие культуры многогранно и его рассмотрение лишь с одной точки зрения недопустимо.

  1. Познавательная – изучение и структуризация взглядов на мир и эпоху. Пример: чтение книг классиков литературы прошлого века;
  2. Оценочная – разделение и дифференциация принципов и взглядов. Пример: выражение несогласия с тем, что принято в рамках общества;
  3. Регулятивная – формирование системы норм и правил в обществе (нормы морали, права, религии). Пример: принятие нового Федерального закона об образовании;
  4. Информативная – передача информации между представителями разных народностей и поколениями в рамках одного социума. Пример: обучение в одном ВУЗе представителей разных стран;
  5. Коммуникативная – тиражирование и трансляция ценностей и принципов конкретного общества. Пример: публикация в СМИ правил дорожного движения;
  6. Социализации – процесс усвоения и принятия индивидом знаний и норм социума, под влиянием которого он находится. Пример: обучение в школе.

Резюмируя, сущность и функции понятия культура многообразны, и недопустимо рассмотрение только под одним углом.


Культура массовая и элитарная

Культуру принято подразделять на массовую и элитарную. Деление понятия культура и дифференциация основана на следующих принципах:

  • доступность – сколько человек получает возможность увидеть или услышать произведение, например, показывают ли фильм во всех кинотеатрах или только в закрытом показе;
  • понятность – все ли в состоянии оценить и уловить смысл и идею, например, картины Пикассо не все готовы понять;
  • направленность – какая цель у автора, например, получение прибыли или выражение эмоций.

Общее понятие культуры и ее виды зависят не только от авторов произведений, но и от потребителей.

Элитарная культура, в отличие от массовой, ориентирована на ограниченный круг потребителей. Они должны быть подготовлены к пониманию и оценке сложных произведений. Признаки элитарной культуры:

  1. Сложность по содержанию и структуре, например, картины Малевича;
  2. Финансовая выгода не ставится как первостепенная цель, например, авторское кино;
  3. Аудитория заранее готова к восприятию и обладает эксклюзивными знаниями, например, общество ценителей авангарда;
  4. Создатели и потребители культуры – это узкая аудитория, например, поклонников балета меньше, чем тех, кто смотрит сериалы по телевидению.

Особенности элитарной культуры – предопределение развития всей культуры. Она задает тенденции в развитии науки, искусстве и религии.

Элитарная культура понятия и формы выражены в разных направлениях искусства. К произведениям элитарной культуры искусствоведы относят классическую и современную:

  • Кафка, Джойс – литературные произведения;
  • Пикассо, Малевич – живопись;
  • Тарковский – киноиндустрия;
  • Шнитхе – музыка.

Как правило, понимание элитарной культуры формируется в семье или закрытом социуме, например, в театральном кружке или музыкальной студии.

Массовую культуру иногда называют попкультурой, так как она характеризуется определенными признаками. Базовые признаки массовой культуры:

  • доступна для широкого круга лиц;
  • обращена к темам, которые интересуют многих людей и понятны всем;
  • тиражируема, то есть распространяется волновым эффектом;
  • носит коммерческий характер, цель – получение прибыли;
  • не требуется активной мыслительной деятельности, чтобы понять суть и содержание.

Указанные черты массовой культуры – характеристика всех информационных каналов, с которыми ежедневно сталкиваются люди.

Массовая культура носит паразитический характер, сведения быстро передаются от одного человека к другому. Главный инструмент – СМИ. В рамках массовой культуры периодически выделяют такое направление, как экранная. Она представляет собой сочетание компьютера и телевидения.


Особенности Западной и Восточной культуры

Принято считать, что культура зародилась на Востоке, сегодня очевидны различия в ценностях и укладах жизни. Рассмотрим ключевые особенности культур с позиции цивилизаций.

Выделяют две причины указанных особенностей Востока:

  1. Общество было привязано к сельскому хозяйству, для которого характерна цикличность и постоянство, необходимость соблюдать ритуалы;
  2. Для развитых восточных цивилизаций характерно противопоставление себя другим народам. Ими, как правило, были варвары, совершавшие набеги на богатые земли.

К примерам восточных культур относят:

    • исламская или арабская;
    • буддийская или индийская;
    • конфуцианская или китайская.

Важной особенностью восточных культур является то, что приоритет отдается деспотизму, как политическому режиму – сильная власть и отсутствие приоритета частной собственности. Упор делается на личностном развитии индивида, его духовном совершенствовании.

Восточная культура всегда отрицала резкие перемены, которые могли бы угрожать стабильности, развивалась эволюционно.

Западная культура во многом противопоставлена восточной. Во-первых, есть приоритет частной собственности, во-вторых, динамика развития. Сформировалась она только в середине пятнадцатого-семнадцатого веков в Европе. В западной культуре нарушилась связь между личностью и обществом.

Существенное влияние на западную культуру оказало христианство и его ценности. В рамках религии возвышался труд, как метод связи с Богом. Для государств характерно преобразование природы, возвышение знаний и науки. Развитие происходило под действием революционных преобразований. Например, появление радио поспособствовало развитию массовой культуры.

Еще важной составляющей Запада является демократия. Люди определяют ход развития событий, а не один властитель. Многообразие прав и свобод дает шанс каждому жить той жизнью, которой хочет.

У каждой из культур есть свои сильные и слабые стороны. Недостатки Востока связаны с привязкой человека к долгу перед обществом, а западной в безнравственности и отсутствии принципов, связанных с понятием добра и зла. Противоборство культур приводит к тому, что Запад стремится захватить ценности и блага, созданные Востоком. Уточним, чем отличается понятие культура от понятия цивилизация – второе включает в себя первое.


Национальная и народная культура

Говоря о культуре нельзя не отметить и определить такие направления, как народная и национальная. Первую иначе называют этнической, то есть принадлежащую определенному народу – этносу. К чертам народной культуры относят:

  • общий предок, как правило, родовая община;
  • общая территория или местность;
  • единый язык или диалект;
  • ментальность – то есть осознание себя, как часть социума;
  • образ жизни обусловлен природной средой, выражается в традициях и ритуалах.

К примерам народной культуры допустимо отнести былины, хороводы, празднования Масленицы.

Особенности народной культуры – неизвестность автора, групповое творчество передаваемое из уст в уста.

Национальная культура происходит или развивается из народной или пары этнических. Она представляет собой более высокий уровень развития. К ее признакам относятся:

  • язык;
  • территория, имеющая утвержденные границы;
  • письменность и литература;
  • общность социальной и экономической жизни;
  • религия – как объединение людей.

В качестве примера отметим произведения русской классической литературы.

В рамках национальной культы выделяются субэтносы. Небольшие группы с характерными признаками, несколько отличные от основной. Важной особенностью национальной культуры является то, что в ней транслируется информация на всеобщем уровне. В качестве инструментов применяются СМИ и учреждения культуры.


Религиозная и светская культура

Всю культуру допустимо подразделить на религиозную и светскую. Особенностью светского направления является то, что она не связана со сверхъестественными силами. В свою очередь религиозная – это отражение действительности посредством образов, связанных с высшими силами. Светская – это творческая деятельность человека, которая не соотносится с религиозными воззрениями людей. Выделяют три сферы светской культуры :

  1. Безразличная к религии – наука, политика, теории, отражающие жизнь, не связанную со сверхъестественными силами.
  2. Критика религии – свободомыслие, выраженное в скептицизме и рационализме.
  3. Внецерковная, не исключающая сверхъестественные силы, например, фантастические рассказы или кинофильмы.

Религиозная культура – это духовная сфера, которая появилась как результат потребностей людей. К компонентам подобной культуры относятся:

    • религиозная живопись, например, иконы;
    • религиозное зодчество в виде оформления архитектурных зданий, например, храмов и церквей;
    • религиозные книги и музыка – песнопения, а также Библия или Коран.

Отраслью культуры является и деятельность, направленная на просвещение людей.

Виды культуры: доминирующая, контркультура, субкультура

Всю культуру социума допустимо подразделить на:

  • доминирующую – основную в рамках определенного общества, он диктует принципы и ценности, которых придерживается большинство людей, например, в России христианство и его принципы преобладающие среди населения;
  • субкультуру – систему взглядов, отличную от доминирующей, присущую немногочисленной группе людей, характеризующуюся стилем, образом жизни и системой норм, сущность понятия субкультура выражена в примерах – аниме [1] , риверхед [2] ;
  • контркультуру – в отличие от субкультуры не только отличается от доминирующей, но и противостоит ей (хиппи [3] ).

Отличие субкультуры от контркультуры в пассивной позиции по отношению к доминирующей. Доминирующая форма культуры в данном контексте рассматривается, как образец и пример, то есть то, что большинством людей воспринимается как образец поведения. Разница между субкультурой и контркультурой выражена и в поведенческих реакциях ее сторонников. Например, готы [4] хоть и отличаются визуально от основной массы, не выражают агрессии. В свою очередь скинхеды [5] – противопоставляют себя нации и пропагандируют анархию, как форму устройства общества.

Рассматривая виды культур важно изучить понятия, связанные с культурой и ее взаимодействием:

  1. Понятие диалог культур или аккультурация – взаимодействие и проникновение различных культур (появление в российском языке иностранных слов).
  2. Контакт – договоренность о соприкосновении нескольких культур в долгосрочной перспективе (Олимпийские игры или Евровидение).
  3. Глобализация – объединение национальных культур в общемировую. Например, проведение олимпийских игр.

В рамках темы важно осветить понятие толерантности – терпимости по отношению к другим людям, их взглядам, принципам и ценностям.

Уточняя, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие культура, отметим, что речь идет о совокупности всех ценностей, когда-либо созданных человечеством.

Словарь

1. Аниме – течение, в котором люди перенимают образы мультяшных японских героев.

2. Риверхед – сторонники музыки в жанре индастриал, обладают отличительными чертами в гардеробе и сленге.

3. Хиппи – люди, осуществляющие пропаганду против церковных принципов, сторонники мира, не желающие работать.

4. Готы – люди, являющиеся сторонникам панк-движения и перенимающие облик музыкальных исполнителей.

5. Скинхед – представители национал-социалистической идеологии, ультраправые, выражают агрессию.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Как соотносятся светское и религиозное начала в культуре?

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н ответы на вопросы

Как соотносятся светское и религиозное начала в культуре?

Ответ

Светское государство предусматривает плюрализм религий и отсутствие религии в качестве обязательной. Религиозные начала в культуре характерны для 13-17 века , на данный момент в культуре преимущественно занимают положение светские начала.

Читайте также: