Объективный идеализм платона кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Интеллектуальная атмосфера ранней юности Платона была пронизана не только антидемократическими, но и антитираническими тенденциями. Платон презирал аристократические тюрьмы, смертную казнь и изгнание.

В возрасте 20 лет Платон встретил Сократа и оставался с ним до смерти своего учителя — около 8 лет. Под влиянием Сократа он предположил, что выход из потрясений своего времени возможен только в том случае, если вместо борьбы интересов на первый план выйдет нравственное воспитание общества.

В возрасте сорока лет Платон вернулся в Афины и открыл философскую школу, Академию, названную в честь героя Академа. Эта знаменитая Платоновская академия просуществовала в Афинах до конца античности, почти 1000 лет. Руководство этой школой стало самым дорогим делом в жизни Платона. Академия заменила Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от которой он отказался. Образование Платона было основано на методе математики. С 367 года до н.э. его ученик Платон становится Аристотелем. В кругу Академии и заканчивается жизнь Платона. Согласно легенде, Платон умер в 347 году, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Он был похоронен в Академии.

Работы Платона до сих пор находятся в центре внимания исследователей разных направлений. Исследователи выделяют три периода в творчестве Платона:

Платон — единственный философ древности, чьи произведения сохранились практически полностью: 34 диалога и Апология Сократа. Помимо диалогов, сохранились также некоторые письма Платона. Главным героем большинства диалогов является Сократ, которого Платон описывает как идеального учителя морали и философии.

Диалоги Платона имеют особую ценность: с одной стороны, он излагает свои научные концепции, с другой — новое мировоззрение. Однако философа нельзя назвать изобретателем литературной формы диалога — тогда это был довольно распространенный художественный прием в литературном кругу, находившемся под влиянием Сократа. Это может объяснить преобладающее положение Сократа в диалогах. Ведь именно он ведет разговор, и именно в его уста вкладываются самые важные выводы. В течение полувека, что писал Платон, характер диалога много раз менялся в ту или иную сторону. Диалоги более драматичны в его ранних работах и более уравновешенны и спокойны в работах более позднего периода.

Социально-политические истоки идеализма заключаются в социальной заинтересованности определенных классов и сословий воспроизводить неадекватные идеалистические построения, поддерживать их в научном обороте. Этот интерес обусловлен онтологическими функциями идеализма, которые часто дезориентируют идеологический и социальный процесс и служат эгоистичным групповым интересам. С точки зрения генезиса и реального статуса идеализм внутренне связан с фидеистическим сознанием. Возникнув как теоретическая и логическая разработка, отражение последней, идеализм функционирует как средство обоснования, оправдания веры в сверхъестественное. Основными формами идеализма являются объективный и субъективный. Человек принимает безличный универсальный разум, безличную супраиндивидуальную психику как первооснову бытия. Другой отрицает любую реальность вне человека: реальность — это продукт его ментального творчества.

Объективный идеализм Платона — общее представление

Опираясь на эти аргументы как на неоспоримые, Платон строит достаточно логически стройную систему объективного идеализма, включающую учение о бытии, обществе и человеке.

Сущность идеи в понимании Платона

Платоновская идея является родовым понятием, то есть обобщением отдельных вещей и их групп, и поэтому имеет отношение не к вещам, а к логическим абстракциям. Однако этого недостаточно.

Более того, эта идея никогда не мыслилась как простая и чисто мозговая абстракция. Платон и все платоники всегда вносили в нее художественный элемент, и она обладала тонко развитой художественной структурой. Для этого в самом царстве идей была придумана отдельная материя, тоже идеальная, оформление которой позволяло понять эти идеи художественно. Об идеальной материи даже сам Платон не делает никаких намеков.

Платоническая идея всегда мыслилась как полная жизни. Это было царство мечты и предмет всех жизненных надежд. Сама любовь мыслилась платониками как восхождение к идеальному миру и как отражение последнего на людях, их поведении, их чувствах, на различных событиях и всех обстоятельствах жизни.

Эта жизненность платоновской Идеи зашла так далеко, что сама Идея мыслилась не только как объект, и не только как принцип того или иного объекта, но и как субъект, как мысль, то есть как сама мысль. Тогда Идея оказалась тождеством субъекта и объекта, или нус-разумом, космическим разумом. В платонизме она оказалась бесконечным конечным состоянием жизни, самой жизнью. Платонизм называет эту живую систему самосознающих, саморазмышляющих и самосозерцающих идей, то есть все то, что живо само по себе и служит причиной, источником, принципом и архетипом всех живых существ и всей жизни в целом, nous-mind.

Из этого также следует, что платоновские идеи в их полном логическом совершенстве оказываются ничем иным, как богами, но не богами той первоначальной народной религии, которая была для платоников скорее объектом уважения, чем философского интереса, а логически построенными богами. В результате такие логические построения богов часто не соответствовали или лишь частично соответствовали богам народной религии. В этом отношении платонизм как философия Реставрации особенно поразителен.

Знаменитой была платоновская теория воспоминаний — теория прекрасная, как сон, но не более реальная, чем они сами. Живые архетипы чувственных вещей — идеи — живут в надзвездной сфере и образуют особый мир. Чистые, без цвета, без формы, без протяженности, они сидят там, как божества, сияющие вечной красотой и истиной, недоступные никому, кроме бессмертного духа. Но души также обитали с ними до того, как они были ниспосланы в наши смертные оболочки. Тогда, обитая в небесном царстве, они созерцали эти суверенные идеи в тихом восторге, впитывали их свет и формировали для себя точные понятия истины и бытия; теперь же они заключены в свои физические оболочки, как в темницу, и омываются стремительным потоком жизни, имея перед глазами не вечность, не совершенство, не неизменность, а мимолетные видимости, наполненные лишь уродством и мимолетностью. В то же время эти явления являются бледными копиями вечных идей, и перед мысленным взором впечатлительной души открывается другой, лучший мир, в котором она когда-то жила и который был ей так дорог, — сначала смутно, но затем все яснее и яснее. Она начинает вспоминать, как мы начинаем вспоминать свои лица, когда смотрим на их фотографии, даже если они поблекли от времени: фотографии пробуждают память, и постепенно душа, напрягая все свои силы, начинает замечать знакомые формы идей в шумном и бессвязном вихре вещей и явлений. Чем полнее он отрезан от влияний внешнего мира, чем глубже вглядывается в пеструю игру явлений, тем ярче оживают в нем воспоминания, тем ярче возникают образы давно забытых идей. Он все больше и больше поднимается над чувственными восприятиями, которые чужды ему с рождения, и постепенно начинает создавать концепции, соответствующие его воспоминаниям, — концепции, которые становятся все более и более сложными, все более и более возвышенными.

Заключение

В своих трудах великий мыслитель подвел как бы итог всему предшествующему научному и философскому развитию в Древней Греции. Они затрагивают широкий круг тем, которые сегодня изучают астрономия, механика, физика, биология, зоология, политическая экономия, эстетика и другие науки.

В его учении не было четкой системы именно благодаря этому факту, благодаря подвижности мысли философа, наследие Платона актуально уже несколько веков.

Список литературы

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва: Проспект, 2000.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Род его отца восходил к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери Платона, был афинский реформатор Солон. Учение Платона очень трудно излагать, так как он не был догматиком. Все его работы сохранились, они имеют форму диалогов, в которых главным персонажем является Сократ.

Основа философии Платона – это учение об идеях. Он утверждал, что идеи выступают не только основой человеческих качеств, но и основой всей действительности. Идеи – это подлинная реальность, прообразы вещей, отношений ценностей. Они связаны между собой и неизменны. Каждому классу чувственных предметов соответствует некоторая идея. По отношению к чувственным вещам идеи одновременно и их причины и образцы, по которым были созданы эти вещи.

Таким образом, учение Платона – это объективный идеализм, так как материя рассматривается как производное от нематериальных идей. Идеи вечны, они не зависят от условий пространства и времени. Напротив, мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели. Все вещи существуют только потому, что существуют идеи этих вещей. Вещи сами по себе несовершенны, они портятся и меняются. Идея же характеризуется абсолютным совершенством.

Гносеологическую позицию Платона можно определить как рационализм. Идеи невозможно постичь чувственным опытом, мир идей умопостигаем. Но если мы не можем постичь идеи на уровне чувственного опыта, то как, в таком случае, мы их осознаём? Дело в том, что идеи присутствуют в нашей душе изначально. Платон создал миф, по которому человеческие души изначально находились на небесах, где они передвигались по небосводу на колеснице, запряжённой двумя лошадьми, одна из которых исполнена влечений к истине и добродетели, а другая склонна к буйству, под её напором колесница срывается с небосвода и падает вниз.

С этих пор душа заключена на земле в человеческом теле, только изредка она может припомнить то, что созерцала на небесах. Воспоминания эти пробуждаются под влиянием чувственных впечатлений. Итак, душа могла обрести идеи лишь тогда, когда она не была соединена с телом и не отягощалась чувственными впечатлениями. Притом идея – это не мысль какой-то отдельной личности, а высшая самостоятельная реальность. Значит, помимо непосредственно осязаемого мира существует изначальный, сверхчувственный и бестелесный мир, представленный идеями.

Платон утверждает, что людей можно разделить на три категории:

1. Люди, живущие своими потребностями, они должны работать. У них вожделеющая (чувственная) душа. Эта категория включает земледельцев, ремесленников и торговцев, именно им дозволено иметь личную собственность. Однако от управления общественными делами они полностью отстраняются и получают минимальное образование.

2. Люди со страстной (аффективной) душой. Это класс стражей, они охраняют и защищают общество. Стражи нуждаются в продуманном образовании, которое включает гимнастику и музыку (поэзия, танец и музыка в современном значении этого слова). Таким путём стражи должны учиться мужеству, презрению к смерти и нравственному благородству. У стражей не должно быть никакой собственности, их личная жизнь находится под строгим контролем со стороны правителей.




3. Люди с разумной душой. Они подчиняют всю свою жизнь созерцанию идей и постижению знаний. Это слой правителей-мудрецов и философов. Образование этих правителей - философов является особенно длительным и основательным. Оно включает овладение геометрией, а также другими отраслями знаний, и в первую очередь, диалектикой.

Удел рабов здесь вовсе не рассматривается, ибо их относят к говорящим орудиям, носителям мускульной силы.

В платоновском государстве феномен частной жизни приносится в жертву социальному целому. Не существует брака, все жёны и дети общие. Платон своеобразно истолковал принцип социальной справедливости (каждый человек делает то, к чему он наиболее приспособлен). Правителям, как и стражам запрещалось иметь семью и личную собственность. Детей предполагалось с трёх лет помещать в государственные воспитательные заведения.

Социальная утопия Платона кажется возвышенной и отвратительной одновременно. Каждый человек в этом обществе значим лишь как функциональный элемент социального целого. Человек как личность растворяется в социуме.

Объясняя происхождение окружающего нас мира, Космоса, как упорядоченного мироздания, Платон создаёт миф о Демиурге. Демиург – это мастер, творец. Для того, чтобы Космос получился совершенным, демиург устроил ум в душе, а душу в теле, и таким образом построил Вселенную. Мировое тело было построено с соблюдением строгих пропорций между четырьмя элементами – землёй, водой, воздухом и огнём. К нему была присоединена мировая душа, и результатом этого явилось небо, включающее звёзды, планеты и солнце.

Далее, в Космосе были созданы живые существа, в том числе и человек. Объяснение природной действительности – не самая сильная сторона философии Платона. Он не смог убедительно объяснить происхождение материального мира, не объяснил существование идей зла, лжи, преступления, уродства. Высшей идеей он провозглашает идею добра. Это позволяет заключить, что мир устроен наилучшим образом. Как мы видим, Платон столкнулся с очень сложными вопросами.

Историческое значение философии Платона в том, что:

· впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

· впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Род его отца восходил к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери Платона, был афинский реформатор Солон. Учение Платона очень трудно излагать, так как он не был догматиком. Все его работы сохранились, они имеют форму диалогов, в которых главным персонажем является Сократ.

Основа философии Платона – это учение об идеях. Он утверждал, что идеи выступают не только основой человеческих качеств, но и основой всей действительности. Идеи – это подлинная реальность, прообразы вещей, отношений ценностей. Они связаны между собой и неизменны. Каждому классу чувственных предметов соответствует некоторая идея. По отношению к чувственным вещам идеи одновременно и их причины и образцы, по которым были созданы эти вещи.

Таким образом, учение Платона – это объективный идеализм, так как материя рассматривается как производное от нематериальных идей. Идеи вечны, они не зависят от условий пространства и времени. Напротив, мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели. Все вещи существуют только потому, что существуют идеи этих вещей. Вещи сами по себе несовершенны, они портятся и меняются. Идея же характеризуется абсолютным совершенством.

Гносеологическую позицию Платона можно определить как рационализм. Идеи невозможно постичь чувственным опытом, мир идей умопостигаем. Но если мы не можем постичь идеи на уровне чувственного опыта, то как, в таком случае, мы их осознаём? Дело в том, что идеи присутствуют в нашей душе изначально. Платон создал миф, по которому человеческие души изначально находились на небесах, где они передвигались по небосводу на колеснице, запряжённой двумя лошадьми, одна из которых исполнена влечений к истине и добродетели, а другая склонна к буйству, под её напором колесница срывается с небосвода и падает вниз.

С этих пор душа заключена на земле в человеческом теле, только изредка она может припомнить то, что созерцала на небесах. Воспоминания эти пробуждаются под влиянием чувственных впечатлений. Итак, душа могла обрести идеи лишь тогда, когда она не была соединена с телом и не отягощалась чувственными впечатлениями. Притом идея – это не мысль какой-то отдельной личности, а высшая самостоятельная реальность. Значит, помимо непосредственно осязаемого мира существует изначальный, сверхчувственный и бестелесный мир, представленный идеями.

Платон утверждает, что людей можно разделить на три категории:

1. Люди, живущие своими потребностями, они должны работать. У них вожделеющая (чувственная) душа. Эта категория включает земледельцев, ремесленников и торговцев, именно им дозволено иметь личную собственность. Однако от управления общественными делами они полностью отстраняются и получают минимальное образование.

2. Люди со страстной (аффективной) душой. Это класс стражей, они охраняют и защищают общество. Стражи нуждаются в продуманном образовании, которое включает гимнастику и музыку (поэзия, танец и музыка в современном значении этого слова). Таким путём стражи должны учиться мужеству, презрению к смерти и нравственному благородству. У стражей не должно быть никакой собственности, их личная жизнь находится под строгим контролем со стороны правителей.

3. Люди с разумной душой. Они подчиняют всю свою жизнь созерцанию идей и постижению знаний. Это слой правителей-мудрецов и философов. Образование этих правителей - философов является особенно длительным и основательным. Оно включает овладение геометрией, а также другими отраслями знаний, и в первую очередь, диалектикой.

Удел рабов здесь вовсе не рассматривается, ибо их относят к говорящим орудиям, носителям мускульной силы.

В платоновском государстве феномен частной жизни приносится в жертву социальному целому. Не существует брака, все жёны и дети общие. Платон своеобразно истолковал принцип социальной справедливости (каждый человек делает то, к чему он наиболее приспособлен). Правителям, как и стражам запрещалось иметь семью и личную собственность. Детей предполагалось с трёх лет помещать в государственные воспитательные заведения.

Социальная утопия Платона кажется возвышенной и отвратительной одновременно. Каждый человек в этом обществе значим лишь как функциональный элемент социального целого. Человек как личность растворяется в социуме.

Объясняя происхождение окружающего нас мира, Космоса, как упорядоченного мироздания, Платон создаёт миф о Демиурге. Демиург – это мастер, творец. Для того, чтобы Космос получился совершенным, демиург устроил ум в душе, а душу в теле, и таким образом построил Вселенную. Мировое тело было построено с соблюдением строгих пропорций между четырьмя элементами – землёй, водой, воздухом и огнём. К нему была присоединена мировая душа, и результатом этого явилось небо, включающее звёзды, планеты и солнце.

Далее, в Космосе были созданы живые существа, в том числе и человек. Объяснение природной действительности – не самая сильная сторона философии Платона. Он не смог убедительно объяснить происхождение материального мира, не объяснил существование идей зла, лжи, преступления, уродства. Высшей идеей он провозглашает идею добра. Это позволяет заключить, что мир устроен наилучшим образом. Как мы видим, Платон столкнулся с очень сложными вопросами.

Историческое значение философии Платона в том, что:

· впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

· впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

Идеи (эйдосы) вoплoщаются в амoрфную материю, из кoтoрoй вoзникают вещи. Челoвек - сoединение тела, кoтoрoе смертнo, и души, кoтoрая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтoжимы. Oни не пoстигаются чувствами, размышлениями, являясь причинoй всегo, не перерoждаются и близки к бoжественнoму. Мир вещей прoтивoпoлoжен миру идей. Вещи мoгут быть уничтoжены, исследуются с пoмoщью чувств, oни мoгут быть пoлезны, близки челoвеку. Душа частo улетает в мир идей, запoминает там все, затем вселяется oбратнo в челoвека, кoтoрoму oстается тoлькo вспoмнить, чтo душа там видела.

Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология - основные составляющие платоновской философии.




В окружающем мире он выделял бытие - душу и небытие - материю, которая ничто без души. Он считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи с неодушевленной материей. Душа, по его мнению, не только идея, но и цель вещи.

Так как понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Не менее важной для Платона была связь души с этикой, так как он считал, что душа человека отличается от души животного тем, что является не только источником активности, но и хранительницей его разума и нравственности. Таким образом, впервые в психологии появилась идея о качественном (а не только количественном) отличии души человека от души других живых существ. При этом, вслед за Сократом, Платон утверждал, что это отличие в содержании души связано с существованием в ней этических категорий, которые человек постигает разумом.

Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против теории детерминизма Демокрита, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. По Платону, разум не только позволяет понять, где добро и где зло, но и помогает выстраивать поведение в соответствии с этим знанием. Этим человек отличается от животного, поведение которого побуждается страстями, не осмысливается и потому непроизвольно и несвободно. Так в психологии появилась важная мысль о том, что свобода человека, возможность произвольного поведения связаны с необходимостью осмысления этого поведения, его причин, т.е. разум и является основой, гарантией этой свободы.

Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей.

Индивидуальная душа есть образ универсальной мировой души.

И разум, и страсти входят в содержание души, которая, по мнению Платона, состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Он ввел этический критерий, по которому делил душу на части, так как вожделеющая и страстная части души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным.

Другое — разумное — начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала.

В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями.

Черный конь - вожделеющая душа - не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть.
Белый конь - благородный (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой; он также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре.
И наконец, разумную часть души он отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя движением коней. В описании души Платон придерживается четких, черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души, причем разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная - плохими, более низкими частями.

В другом диалоге Платон, описывая душу, сравнивает ее со стадом овец, которое охраняется собаками и пастухом.

При этом вожделеющая душа, естественно, подобна бессмысленным овцам, которые, побуждаемые своими влечениями, могут забрести куда попало и погибнуть.
Страстная душа, подобно собаке, старается охранить человека от заблуждений, но она может быть эффективной только в том случае, если слушается команды пастуха, т. е. разума.

Таким образом, Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые не всегда можно примирить при помощи разума. При этом возможность такого примирения, как уже говорилось выше, Платон с годами оценивал как более вероятную, хотя мысли о противоборстве добра и зла, страстей и разума в душе человека всегда оставались для него важнейшими. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели: " Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена, и если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью. Живя, люди должны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга". Миф о бессмертии души изображает перевоплощение душ — то ниспадающих с неба на землю, то восходящих с земли на небо, как циклический процесс. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. В описании проявлений души Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольствию и страданию.

Платон писал о том, что в практической деятельности человека успех его поступков всецело зависит от сознания того, каков этот поступок, каков его смысл, и без разумного понимания невозможно ни жить, ни действовать. Знание также гарантирует от ошибок, заблуждений, связанных с путаницей того, что такое хорошо и что такое плохо: только тот, кто приобрел знание, осуществляемое в понятиях, гарантирован от того, чтобы вещи, различные по существу, в силу их случайных свойств и второстепенных сходств считать тождественными.

Однако, несмотря на такое внимание к памяти, Платон считал ее, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Платон развивал идеи Сократа, доказывал, что мышление есть диалог души с собой, т.е., по сути, мышление он отождествлял с
внутренней речью . Соединяя эти психические процессы между собой, Платон фактически впервые поставил вопрос о сходстве и различии их развития и об их генетических корнях. Именно эти вопросы со временем стали центральными для психологии и приобретали новые аспекты на протяжении веков, особенно с начала экспериментального изучения мышления и речи в XX в.

В то же время Платон доказывал, что развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний о вещи, так как опирается на исследование окружающих предметов, т.е. копий настоящих знаний о них. Описывая процесс познания, Платон приводит в пример людей, замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего мира, проникающим в пещеру, стараются составить суждение об этом мире. Жизнь человека в мире чувственных вещей уподобляется жизни узников, прикованных на дне темницы — пещеры, из глубины которой они могут видеть через широкий просвет лишь то, что находится у них прямо перед глазами; они видят лишь тени от самих себя и от людей и предметов, которые наверху, а не сами эти предметы, и слышат только отзвуки голосов сверху.Так и человек по одним копиям предметов хочет понять их настоящую суть и обречен в таких попытках на неудачу. Тем не менее возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на инсайт (озарение), который позднее описала гештальтпсихология. Тем не менее, несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с инсайтом, они совершенно различны по содержанию, так как озарение Платона не связано с открытием нового, но лишь с осознанием старого, того, что уже хранилось в душе.

Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир.

Философский смысл мифа людей в пещере таков: созерцание чувственного мира изменяющихся явлений не дает знания, но только мнение. В мнении душа обращается к вещам и их отображениям, к бытному, вечно возникающему, но никогда не сущему (слушать, смотреть, любить прекрасные звуки, цвета, образы). Мнение — это нечто промежуточное между знанием и незнанием. Оно есть ни незнание, ни знание: мнение темнее знания и яснее незнания. Мнение — это чувственное познание, низший вид знания. Познание, направленное на бытие (идеи), т. е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Это интеллектуальное знание, высший вид знания, существует в двух видах. Во-первых, рассудок. Рассудок относится к области идей, но при этом душа пользуется образами, которые почитает изображающими. Например, геометр занимается видимыми формами и рассуждает о них, но мыслит не о них, а о тех, которые этим уподобляются: о четырехугольнике и его диагонали самих в себе, а не о тех, которые изображены и т. д. Пользуясь образами, люди стараются усмотреть те, которые можно видеть не иначе, как мыслью. Разум, или ум,— это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Здесь душа направлена на сущее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу, к сущности любого предмета, силой одной диалектики.

Само искусство, с точки зрения Платона, может приносить не только благо, но и зло. Это связано с тем, что, воздействуя на чувства (страстную часть души), искусство затемняет разум и мешает осознанной регуляции поведения. Поэтому под действием искусства люди могут совершать неправильные, ненужные поступки. Могут внезапно заплакать или засмеяться, сказать неожиданные слова и т.д. Поэтому в своем идеальном государстве Платон весьма жестко ограничивал роль искусства. Он даже считал необходимым провести отбор сказок и мифов, которые рассказывают матери и няни маленьким детям, чтобы неудачными примерами не портить их. Точно так же он изгонял театр, за исключением нескольких высоко моральных эпических произведений, но ни в коем случае не комедий. После театральных масок им были изгнаны и музыкальные инструменты, за исключением лиры и кифары для города и пастушьей свирели для деревни. При этом он исходил из того, что только небольшой круг музыкальных произведений пригоден для воспитания юношества и способен сформировать социально значимые и одобряемые идеалы. По его мнению, положительную роль играет та музыка, которая придает словам дополнительный лад, новое значение. Платон писал о том, что детей надо учить соединять поэтические (эпические) строфы с музыкой, так как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, делают их более кроткими, чинными и уравновешенными.

Влечение к познанию идеи принимает в учении Платона форму любви — Эроса.

Эрос как восприятие вечного в преходящем проходит четыре ступени, осуществляется постепенно в четырех формах:
любовь к прекрасным телам,
к прекрасным душам,
к красоте знания,
к идее как вечной и неизменной красоте, не смешанной ни с чем материальным.

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни.

Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Различаются
низшие и высшие удовольствия (первые связаны с физическими потребностями, вторые — с эстетическими и умственными занятиями);
удовольствия, свойственные трем началам души;
сильные (большие) и малые (в сильных отсутствует мера, а несильным свойственна соразмерность);
душевные удовольствия предваряют телесные.

Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, где он признан создателем теории объективного идеализма, но и в психологии. Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, а также впервые сформулировал положение о внутреннем конфликте души. Проблема внутреннего конфликта мотивов стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе, а его подход к проблеме познания отразился на позиции рационалистов.

Рекмоендованная литература:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии

Читайте также: