Лебединая песня шуберт история создания кратко

Обновлено: 08.07.2024

В последние полтора года жизни Шуберт написал замечательные песни, которые позже были найдены в рукописях композитора. Они были произвольно объединены издателями в сборник с названием "Лебединая песня". В сборник вошли: 6 песен на слова Генриха Гейне(1797-1856) крупнейшего из немецких поэтов; 7 песен на слова Людвига Рельштаба (1799-1860) поэта и музыкального критика; и "Голубиная почта" на текст Иоганна Габриэля Зейдля (1804-1875) малоизвестного австрийского поэта и археолога.

Стихотворения Рельштаба вошедшие в "Лебединую песню" совершенно различны и даже противоположны по содержанию и не связаны общим сюжетом: "Вестник любви" и "Прощание" светлые и беззаботные, "Приют" - мрачное и драматичное. Стихотворения Гейне композитор взял из "Книги песен", которая объединяет 88 стихотворений. Шуберт выбрал 6 и озаглавил их. Из них лишь "Рыбачка" ничем не омраченное произведение, наивное и бесхитростное. Все остальные трагичны: "Атлант", "Ее портрет", "Город", "У моря" и "Двойник".

Песни "Приют" Рельштаба и "Голубиная почта" на стихи Зейдля получили признание публики раньше остальных. Они прозвучали 30 января 1829 года, спустя два месяца после кончины композитора в Обществе любителей музыки в Вене, на благотворительном концерте. На сборы с концерта был поставлен памятник на могиле Шуберта.

14 песен составляющие цикл "Лебединая песня" абсолютно не схожи между собой по стилю. Композиции на стихи Рельштаба и Зейдля светлы, беззаботны. Вокальная мелодия и фортепианное сопровождение простые. Самым популярным сочинением Шуберта, символом его творчества стала "Серенада" на стихи Рельштаба. Мелодия красива, певуча, сразу запоминается, гитарный аккомпанемент, форма простая со множественными повторами.

Очень мрачны композиции на стихи Гейне. Их даже можно назвать монологами. Здесь не широкая распевная мелодия, а музыкальная декламация, которая чутко передает все нюансы стиха. Скупой фортепианный аккомпанемент лишен изобразительности. Аккорды мерно повторяются, напоминая траурный марш или пассакалию. Трагический колорит усиливается диссонирующими застывшими гармониями.

Трагизмом наполнены гейневские песни: "Атлант" - отражение скованной силы, безбрежного, но без бурных всплесков страдания; "Город", словно застыл в своей безысходности, без лучика надежды; "Двойник", начинается как суровая повесть и завершается взрывом неудержимого отчаяния.

История создания

Музыка

Франц Шуберт / Franz Schubert


По мере того как в тексте нарастает душевное смятение, в со­провождении преодолевается, нарушается неизменная повторность и завершенность басовой фигуры. А самый драматичный момент, выражающий беспредельные страдания, передается цепью неожи­данных смелых модулирующих аккордов. Совпадая с интонациями возгласа в мелодии, они создают впечатление почти бредового ужаса. Эта музыкальная кульминация приходится на точку золо­того сечения:




Возрастная категория: 5-6 классы.

Цель урока: обзор творчества последнего года жизни композитора.

Задачи урока:

Оборудование к уроку: презентация по теме урока, музыкальные фрагменты произведений Ф. Шуберта.

ХОД УРОКА

Основанное на поверье возникшем в древности, будто лебеди поют перед смертью, свидетельство об этом находится в одной из басен Эзопа (VI в. до н. э.).

Современный язык называет лебединой песнью последнее, предсмертное творение человека.

Он заставил поэзию звучать, а музыку разговаривать…

За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах.

Главное же место занимают песни. Шуберт является автором более 600 песен, в том числе, на стихи Иоганна Вольфганга фон Гёте, Генриха Гейне и других знаменитых немецких поэтов.

Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность, раскрывающая необъятный внутренний мир человека – мечтательный, страдающий, протестующий. Именно благодаря Шуберту жанр песни вошел в классическую музыку и получил свою форму. Жанр, ранее считавшийся незначительным, композитор возвел в степень художественного совершенства.

С песен Шуберта начинается история немецкой романтической вокальной лирики, которая найдет претворение в творчестве Шумана, Брамса, Франца, Вольфа и многих представителей музыкального романтизма последующих поколений.

Франц Петер Шуберт - гениальный австрийский композитор.

Он прожил всего 31 год, но своим творчеством определил новую романтическую эпоху в музыке. Перелистывая страницы последнего года жизни композитора, мы обозначили его временной цикл с осени 1827 г. по осень 1828 г.

Шуберт вернулся в Вену. Позади остались Альпы с их дикой и суровой красотой, воспетые в песне "Приют": Горный поток, чаща лесов, голые скалы - мой приют.

Природа и человек. Гордый и одинокий, находящий счастье в одиночестве и в союзе с природой.

Зима. Казалось, крыши обогнали время. Их юная белизна пришла с новым годом. А снег все падал медленно и вяло. И каждый шаг приближал его к новому, 1828 году.

Весна. 26 марта 1828 года состоялся первый авторский концерт. Шуберт был счастлив, ибо впервые убедился, что музыка его близка не только избранным, друзьям, ибо его искусство, наконец, обрело широкое и полное признание.

Концерт принес и материальный успех. Он роздал долги, а их накопилось немало. Купил собственное фортепьяно - роскошь, которую до сих пор он так и не мог себе позволить.

Именно теперь он пишет удивительно много и удивительно хорошо. Он создает Большую до-мажорную симфонию, фортепьянные экспромты, кантату "Победная песнь Мириам", струнный квинтет, работает над оперой "Граф фон Глейхен", ми-бемоль-мажорную мессу, произведение, проникнутое высоким трагизмом, сочиняет три фортепьянные сонаты.

Имя Шуберта приобретало все большую известность не только на родине, но и за ее пределами.

Лето. Над городом стояло сизо-желтое марево из пыли и зноя. Однажды, когда знойное лето уже подходило к концу и, казалось, худшее уже осталось позади, Шуберт вдруг почувствовал себя плохо. На другой день недомогание не исчезло. Не покидало оно его и потом. Видимо, он был в том состоянии, когда болезнь уже сама собой не проходит. Он решил бороться с недомоганием, а именно так представлялась ему болезнь. Ибо, рассуждал он, если хоть на миг спасовать перед немочью, она тут же сомнет тебя и уже не скоро поднимешься.

Последняя Осень. Уже наступила осень, холодная и дождливая. Но ни сырость, ни холод не могли помешать ему. Чем хуже ему становилось, тем упрямее он боролся с недугом.

Он боролся с болезнью так же мужественно, как всю жизнь боролся с невзгодами. Исхудавший и обессиленный - теперь он целыми днями почти ничего не ел…

…теперь Шуберт уже не думал ни о настоящем, ни о будущем, ни о жизни, которая, видимо, уже прошла, и ни о смерти, которая, вероятно, скоро придет.

В бреду, забывшись, он вспоминал музыку. И она утешала его.

Шуберт умер 19 ноября 1828 года в самом буйном расцвете сил как человеческих, так и творческих, он умер на пороге новых великих еще более многочисленных свершений.

Парк, густой и тенистый, по вечерам он одуряюще пах жасмином.
Пруд, подернутый изумрудью тины у берегов и лазурный посредине.
Лебеди, воздушно-белые, словно отраженные облака, и черные как смоль, с горделивой неторопливостью проплывающие по тихой воде…
…Шуберт с трепетом вглядывался в жизнь.

Из воспоминаний поездки в имение графов Эстергази.

История появления "Лебединой песни" Шуберта связана с именем Бетховена. Удивительно сложились судьбы этих двух людей, живших рядом, в одно и то же время, в одном и том же городе и занимавшихся одним и тем же делом - музыкой. Их пути шли параллельно.

Шиндлер (секретарь) принес Бетховену около 60 песен Шуберта, частично изданных, а в большинстве рукописных. Он хотел развлечь больного, а заодно познакомить с творчеством Шуберта. Число песен привело Бетховена в изумление. Он никогда не предполагал, что можно так много написать. Когда же Шиндлер сказал, что композитором создано свыше 500 песен, пораженный Бетховен отказался верить.

- Поистине в этом Шуберте живет искра божия, - восторженно повторял он.

- Этот еще заставит весь мир говорить о себе! Так Бетховен, благословил Шуберта.

Из всех стремлений, пожалуй, только одно осталось неосуществленным - эта встреча с Бетховеном. Она состоялась, когда Бетховен уже лежал на смертном одре. Смерть разгневанной рукой сорвала с него завесу забвения. После кладбища друзья зашли в трактир помянуть умершего. Шуберт глухо и твердо произнес: - Наверно, скоро один из нас последует за ним. - За того, кому суждено пойти следом. Эта фраза прозвучала так неожиданно, что друзья молча поставили кружки на стол, и только Шуберт выпил до дна. Много лет спустя, вспоминая об этом дне, друзья говорили о каком-то сверхъестественном прозрении, озарившем Шуберта. Шуберт получил одобрение Бетховена, когда самого Бетховена уже не существовало…

Последний год жизни Шуберта был богат творческими событиями и растущего признания.

26 марта в Вене, состоялся первый авторский концерт Шуберта, и его музыка была принята публикой восторженно.

7 стихотворений Рельштаба различны по содержанию и никак не связаны друг с другом. 1-я и последняя песня имеют общую тональность - G –dur , тем самым создается замкнутость. Номера чередуются по принципу контраста.

Одна песня на стихи Зейдля - № 14 "Голубиная почта" G –dur , простодушна и полна света и тепла.

Остановимся на нескольких песнях более подробно. Серенада.

Шуберт за свою непродолжительную жизнь обращался к жанру серенады несколько раз.

Это "Утренняя серенада" для голоса и фортепиано, Серенада для меццо-сопрано и четырех женских голосов и знаменитая "Вечерняя серенада" из цикла "Лебединая песня".

По свидетельству русского поэта Н.П.Огарева, автора известного перевода на русский язык текста "Вечерней серенады", Рельштаб остался недоволен шубертовскими песнями на его тексты. Описывая встречу за ужином с Ф.Листом и Л.Рельштабом в 1842 году в Берлине, Огарев замечает:

-"За ужином был поэт Рельштаб – несносное существо. Сухой критик.

-"Вечерняя серенада" ("Standchen") – его лучшее произведение.

-Он уверяет, что Шуберт испортил его стихи. Дурак нестерпимый".

Но в мемуарах "Из моей жизни", изданных в 1861 году, Рельштаб не высказывает какого-либо порицания шубертовским песням. Возможно, сказалась возросшая известность песен Шуберта, с которой поэту пришлось считаться.

Впервые перевод лирического поэта Николая Платоновича Огарева (1813 - 1877) появился в составе повести И. И. Панаева "Актеон" (1841).

«Песнь моя летит с мольбою

Перед слушателем встает картина ночной неги и искренности любовного восторга. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию. Воздушный звуковой фон, подобно эху, имитирует мелодические концовки.

Огарев считал свое произведение связанным в гораздо большей мере с музыкальной интерпретацией, чем с поэтическим оригиналом. Поэтому неудивительно, что стихи Огарева с музыкой Шуберта стали популярной песней, волнующей души людей уже почти два столетия.

Эта песня является кульминацией и итогом развития трагической темы в творчестве Шуберта.

Во второй строфе мелодический диапазон расширяется до децимы.

Третья строфа возвращает мелодику в русло скованной речитации. Смелое вторжение в чуждую тональную сферу вскрывает всю дисгармонию душевного состояния человека.

А самый драматичный момент, выражающий беспредельные страдания, передается цепью неожиданных смелых модулирующих аккордов, совпадая с интонациями возгласа в мелодии, они создают впечатление почти бредового ужаса. Эта музыкальная кульминация приходится на точку золо­того сечения.

Через всю песню проходит краткий, скованный, мрачный мотив фортепианной партии, повторяющийся по принципу basso ostinato, создавая образ роковой неизбежности.

ВЕК УХОДИЛ В ВЕЧНОСТЬ…

Франц Петер Шуберт - гениальный австрийский композитор.

Он прожил 31 год, на его могиле известный поэт того времени Грильпарцер написал:

"Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды".

Король песен – называли Шуберта при жизни, а главным богатством его была музыка.

Композиция, написанная в трёхдольном размере и тональности ре минор, заключена Шубертом в куплетную форму и имеет небольшое вступление и достаточно развёрнутое заключение.

Серенада открывается четырёхтактовым инструментальным вступлением. Его равномерные гармонические созвучия впоследствии будет звучать в аккомпанементе на протяжении всего произведения. Далее начинается плавно льющаяся серенада, лёгкая и изящная мелодическая линия которой украшена триолями. После первого и второго предложения в первой части, которая представляет собой период, композитор вставляет инструментальные проигрыши, имитирующие мелодические концовки вокальной партии. Вторая часть куплета – тоже период, заканчивается мечтательно настроенным проигрышем. Затем следует репризно повторяющийся второй куплет, а после него кода, в которой мелодия становится более взволнованной, страстной и призывной.

Шуберт написал 9 симфоний. Самая известная "Неоконченная симфония"

8 симфония Шуберта создавалась изначально как переложение для двух фортепиано, и в фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, но в партитуре композитор записал только две и не возвращался более к ней.Именно по этой причине она и получила название Неоконченной.




Композиция, написанная в трёхдольном размере и тональности ре минор, заключена Шубертом в куплетную форму и имеет небольшое вступление и достаточно развёрнутое заключение.

Серенада открывается четырёхтактовым инструментальным вступлением. Его равномерные гармонические созвучия впоследствии будет звучать в аккомпанементе на протяжении всего произведения. Далее начинается плавно льющаяся серенада, лёгкая и изящная мелодическая линия которой украшена триолями. После первого и второго предложения в первой части, которая представляет собой период, композитор вставляет инструментальные проигрыши, имитирующие мелодические концовки вокальной партии. Вторая часть куплета – тоже период, заканчивается мечтательно настроенным проигрышем. Затем следует репризно повторяющийся второй куплет, а после него кода, в которой мелодия становится более взволнованной, страстной и призывной.

Шуберт написал 9 симфоний. Самая известная "Неоконченная симфония"

8 симфония Шуберта создавалась изначально как переложение для двух фортепиано, и в фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, но в партитуре композитор записал только две и не возвращался более к ней.Именно по этой причине она и получила название Неоконченной.

Читайте также: