История создания головоломок кратко

Обновлено: 16.05.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость и

А. Маркушевич.

Для своей научно-исследовательской работы я не случайно выбрал тему головоломок. Мне очень нравится математика. Изучая этот предмет можно получить не только математические знания, но и определённый стиль мышления– аналитический. Представителей данного стиля мышления отличает логическая, тщательная манера решения проблем.

Актуальность. Мои сверстники, так же, как и я, часто играют в игры в своих телефонах. Я наблюдал за ребятами на переменах и сделал вывод, что многие заняты компьютерными играми. Даже на простое общение не остаётся времени.

Мы живем в веке компьютерных технологий. Без интернета мы не можем представить свою дальнейшую жизнь. Главное, чтобы компьютер нам помогал, а не овладевал нашим разумом. Что можно для этого сделать? Как объяснить, что есть множество логических игр, которые помогают интересно проводить время, развивая умственные способности? Как развить свой интеллект, привить любовь к математике- царице всех наук. Могут ли головоломки в этом помочь?

Я думаю, что многих ученых интересует эта проблема. Задавая себе эти вопросы, я решил узнать больше о головоломках и выяснить: будут ли такие игры интересны моим сверстникам?

Цель: Изучить возможности математических головоломок.

Объект исследования: головоломки и логические задачи

Для того, чтобы добиться цели моей работы, я поставил перед собой задачи:

Узнать историю возникновения головоломок.

Выяснить, как создаются головоломки.

Наглядно продемонстрировать изучаемый предмет.

Произвести опрос одноклассников.

Разобрать какие виды головоломок более интересны.

Провести мастер-класс по решению головоломок.

. Привлечь одноклассников к логическим играм.

Определить, как совместное решение головоломок влияет на успеваемость и сплоченность коллектива.

Сделать соответствующие выводы.

Гипотеза: Головоломки развивают круг интересов, связанных с математикой, способствуют улучшению знаний, повышают заинтересованность в освоении логических игр в процессе общения.

Для подготовки научно- исследовательской работы и достижения цели были применены методы исследования:

- поиск источников информации;

- сбор и получение научно-значимой информации;

2. Основная часть. Головоломки в нашей жизни.

«Предмет математики столь серьёзен,

что не следует упускать ни одной возможности

Основная форма обучения в школе – урок. На уроках математики мы учим формулы, определения, решаем задачи и примеры. Математика – основа точных наук. В жизни много увлекательных и полезных предметов из разных областей знаний, при изучении которых не обойтись без понимания математики.

Окружающая действительность, с которой мы контактируем, вызывает у нас интерес, формируемый в зависимости от склонностей учащихся. Чем разнообразнее вопросы, над которыми приходится размышлять, тем устойчивее интерес.

Почувствовать любовь к предмету, научиться самостоятельно, добывать знания, нестандартно мыслить можно при помощи учебников и научной литературы, но гораздо увлекательнее, получить этот опыт во время игры.

В последующих главах я рассмотрел, каким образом изучение математики можно сделать занимательным процессом.

2.1 История возникновения головоломок.

«Господь сотворил целые числа,

Головоломки известны человечеству с глубокой древности. Из различных исторических источников, изображений на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах учёные в наше время находят оригинальные логические задачи. [2]

Итальянцы Фибоначчи ( XIII век)(Прил.3), которому принадлежит знаменитая задача о кроликах (Прил.4) и Тарталья ( XVI век) (Прил. 5) включали головоломки в свои научные изыскания.

Шахматы, завезённые в Европу еще в XI веке, стали толчком для изобретения новых логических задач и связанных с ними головоломках.

Широкое распространение головоломок приходится на XIX - XX века. Американец Сэм Ллойд (Прил.6) стал известен, благодаря шахматным задачам.(Прил. 7). Первую головоломку он придумал в 14 лет. В его руках задачи превращались в увлекательные истории. Именно благодаря ему и англичанину Генри Дьюдени (Прил. 8) головоломки проникли в газеты и стали популярны среди широких масс населения.

Самой популярной головоломкой с 1975г. и по сей день во всем мире является кубик Рубика, который изобрел венгерский архитектор ЭрноРубик(Прил.9). Кубик стал не только игрушкой, развивающей внимание, логику и терпение, но и объектом для исследования математиков и инженеров. В 1980 г. его собирали каждый пятый житель Земли.

Делая вывод из собранного материала, я могу сказать, что с древних времён людям нравятся задачи, для решения которых нужны не только формулы, но и хорошо работающая голова, а именно фантазия и сообразительность. На протяжении веков создавались различные головоломки, которые интересны и познавательны в наше время.

2.2 Демонстрация изучаемого предмета.

«Математика – это искусство давать

У головоломок нет общепринятой классификации, но мне хотелось бы представить те, с которыми лично приходилось разбираться:

Механические. (С подвижными частями и креплениями).(рис.2.1)

Разборные (детали которых имеют разную форму и из них надо собрать определённую фигуру). (рис. 2.2)

Конструкторы. LEGO . (помогает понять каким образом из маленьких деталей можно делать большие и сложные сооружения.).(рис.2.4)

Пазлы (сборка изображений из плоских мелких фигурок).(рис. 2.5)

Пазлы 3 D (сборка объёмных изображений). (рис 2.6)

Верёвочные и проволочные (в которых надо распутать и освободить какую-то часть). (рис 2.7)

Текстовые (ребусы, кроссворды, сканворды и т.д.) (рис 2.8)

Детские развивающие головоломки (магнитные).(рис 2.9)

Пятнашки. (путем переставления нужно получить правильный результат) (рис 2.10)

Решая задачи над вышеперечисленными головоломками, я сделал вывод, что это не просто времяпровождение, а увлекательное занятие, от которого трудно оторваться. Так хочется добиться положительного результата! Думаешь, используешь разные варианты, а когда приходишь к верному решению, понимаешь, какой вариант самый оптимальный. Думаю, что именно таким образом можно развивать логику и повысить результат обучения математике.

2.3 Примеры создания головоломок.

«Нет ни чего важнее,

Заниматься решением головоломок намного проще, если её можно взять в руки, ощутить размеры и формы, оценить взаимное расположение деталей, понять возможности их перемещений. [1]

После того, как Владислав справился с заданием, я задал ему вопросы, и получив ответы внес их в опросный лист:

Нравятся ли тебе головоломки?

Любишь ли ты собирать модели с помощью конструктора?

Хотелось бы тебе иметь много различных головоломок дома?

В вашем классе многие дети увлекаются компьютерными играми?

Какие тебе игры больше нравятся : головоломки или компьютерные?

Бывают ли у тебя трудности с решением задач по математике?

Много ли времени уходит у тебя на решение сложных задач?

Хочешь ли ты решать головоломки вместе со мной?

Согласен ли ты каждый день этим заниматься?

Анализируя ответы первоклассника, видно, что у ребёнка могут возникнуть проблемы с математикой, ему нравятся логические игры также как компьютерные. Не хочется, чтобы он забивал свою голову бесполезной информацией. Дабы этого избежать, я решил систематически заниматься с Владом не играми в телефоне, а всяческими головоломками. Чтобы свободное время мы проводили с интересом и пользой для ума.

2.4. Опрос. Анализ. Мастер-класс.

«Правильному применению методов

можно научиться, только применяя их

Для того чтобы добиться цели моей работы мне надо было попытаться привлечь одноклассников к логическим играм, показать математику как науку захватывающе-интересную. Развить желание глубже изучать этот предмет.

Что я для этого сделал?

Одним из методов моей работы является наблюдение. Я решил применить этот метод в школе. Для этого, однажды, я принёс кубик Рубика в школу. Начал собирать на перемене, ребята заинтересовались и через несколько дней тоже стали приносить эту головоломку для занятий на переменах.

Между уроками одни крутили кубик, другие наблюдали за результатами. У многих ребят появился интерес и желание самостоятельно разобраться в сборке кубика. Затем головоломку стали приносить в школу ученики других классов.

Но не всем нравятся подобные задачки, потому, что если не получается прийти к верному решению сразу, то у некоторых пропадает интерес. Иными словами, то, что может быть лёгким для одного, для другого может оказаться очень сложным.

В классе предложил ребятам ответить на вопросы моей анкеты. Одноклассники с интересом заполнили бланки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История возникновения головоломок. Презентация выполнена учеником 5б класса .

Описание презентации по отдельным слайдам:

История возникновения головоломок. Презентация выполнена учеником 5б класса .

История возникновения головоломок. Презентация выполнена учеником 5б класса , средней школы №73 Ждановым Вадимом

Первое появление на свет Некоторые головоломки известны с глубокой древности.

ВЕЛИКИЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ Наиболее широкое распространение головоломки получили н.

 Сэм Лойд Генри Дьюдени

Сэм Лойд Генри Дьюдени

Кубик рубика Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 197.

Кубик рубика Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

Пазлспорт С 1992 года проводятся чемпионаты мира по пазлспорту — интеллектуал.

Пазлспорт С 1992 года проводятся чемпионаты мира по пазлспорту — интеллектуальному виду состязаний, в котором участники соревнуются в скоростном решении головоломок на бумаге. варианты пазла 2D и 3D

Дело рук мастера боится Известен множеством головоломок на бумаге и как автор.

Дело рук мастера боится Известен множеством головоломок на бумаге и как автор заданий чемпионатов мира по пазлспорту профессор математики из США Эрих Фридман.

ссср В России и странах бывшего СССР известны Сергей Грабарчук−старший, Анато.

ссср В России и странах бывшего СССР известны Сергей Грабарчук−старший, Анатолий Калинин, Владимир Красноухов, Леонид Мочалов, как создатели механических головоломок, а также Андрей Богданов, Борис Кордемский, Ольга Леонтьева, Яков Перельман, Владимир Португалов, Риад Ханмагомедов, Михаил Хотинер, как авторы головоломок на бумаге.

загадки Если шар, гладкий куб и цилиндр будут одновременно пу­щены вниз по на.

загадки Если шар, гладкий куб и цилиндр будут одновременно пу­щены вниз по наклонной плоскости, что первым очутится внизу?

100 и 1000000 Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству.

100 и 1000000 Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.

Мальчик предложил отвернуть по одной гайке с каждого из трех ко­лес и закрепи.

Мальчик предложил отвернуть по одной гайке с каждого из трех ко­лес и закрепить ими четвертое колесо. Сделав это, человек смог до­ехать до ближайшего гаража на прочно закрепленных колесах. Меняя колесо своей машины, человек уронил все че­тыре гайки его крепления в решетку канализацион­ного стока, откуда достать их было невозможно. Он уже решил, что застрял здесь, но проходивший мимо мальчик подсказал ему очень дельную мысль, которая позволила ему поехать дальше. В чем состояла его идея?

В то время, когда на стебле появляется завязь огурца, необходимо ее поместить.

В то время, когда на стебле появляется завязь огурца, необходимо ее поместить, не нарушая стебля в бутылку через горлышко, и в таком виде оставить огурец дозревать. Как известно огурцы созревают очень быстро, и через несколько дней огурец вырастет внутри бутылки. Всем известно, что есть способ поместить в бутылку мо­дель корабля. Но как сделать, чтобы в бутылке оказался целый спелый огурец, не повредив бутылку?

147 Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это.

147 Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и туже букву. Что это за число?

Может, например если человеку 50 лет, а его внуку или внучке 1 месяц. Одного.

Может, например если человеку 50 лет, а его внуку или внучке 1 месяц. Одного человека спросили: — Сколько вам лет? — Порядочно, — ответил он. — Я старше некоторых своих родственников почти в шестьсот раз. Может ли такое быть?

Кофе стоит 1 доллар 5 центов, а кубик сахара - соответственно 5 центов. Чашка.

Кофе стоит 1 доллар 5 центов, а кубик сахара - соответственно 5 центов. Чашка кофе с кубиком сахара стоит 1 доллар 10 центов. Известно, что кофе дороже кубика сахара на 1 доллар. Сколько стоит само кофе, и сколько стоит кубик сахара?

Всем спасибо за внимание!!

Всем спасибо за внимание!!

Краткое описание документа:

История возникновения головоломок. Презентация выполнена учеником 5 "б "класса Ждановым Вадимом.

Первое появление на свет.

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Содержание

История

Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

С 1992 года проводятся чемпионаты мира по пазлспорту — интеллектуальному виду состязаний, в котором участники соревнуются в скоростном решении головоломок на бумаге.

Знаменитые авторы головоломок

Наиболее знаменитыми создателями головоломок являются Генри Эрнест Дьюдени [2] , Сэм Лойд, Мартин Гарднер, Эрнё Рубик, Оскар ван Девентер.

Известен множеством головоломок на бумаге и как автор заданий чемпионатов мира по пазлспорту профессор математики из США Эрих Фридман [3] .

В России и странах бывшего СССР известны Сергей Грабарчук−старший, Анатолий Калинин, Владимир Красноухов, Леонид Мочалов, как создатели механических головоломок, а также Андрей Богданов, Борис Кордемский, Ольга Леонтьева, Яков Перельман, Владимир Португалов, Риад Ханмагомедов, Михаил Хотинер, как авторы головоломок на бумаге.

Виды головоломок

Общепринятая классификация головоломок отсутствует, можно лишь условно разделить их на несколько групп:

Конева Валентина Борисовна

1. Введение. Актуальность. Цель и задачи_____________________________ с.

2. Теоретическая часть

2.1 История возникновения головоломок:____________________________ с.

2.2 Виды головоломок_____________________________________________ с.

3. Головоломки для решения

3.1 Задачи со спичками_______________________________________________ с.

3.2 Старинные задачи________________________________________________ с.

3.3 Логические задачи________________________________________________ с.

3.4 Задачи – шутки____________________________________________________ с.

5. Заключение________________________________________________________ с.

6. Список литературы__________________________________________________ с.

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

Головоломки это – очень интересно и познавательно. Различные виды задач и головоломок привлекают нас своей логикой и таинственностью. Поэтому я захотел сделать работу по этой теме. Считаю эту тему актуальной, так как в процессе работы с головоломками развивается смекалка и умение мыслить неординарно. Решение головоломок - отличный способ проведения досуга, особенно семейного времяпровождения, ведь они развивают интеллект, сообразительность и креативность мышления. Правильно найденный ответ на заковыристое задание поднимает уровень самооценки, вселяет уверенность в собственных умственных способностях и просто повышает настроение.

Для начала я решил провести анкетирование ребят 4-х и 5-х классов. Я задал им такие вопросы:

  1. Любишь ли ты решать различные головоломки: логические задачи, задачи-шутки, задачи со спичками? _______________________________________
  2. Часто или редко ты этим занимаешься? _____________________________
  3. Займись развитием смекалки! Реши старинную задачу: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.

Результаты представлены в следующей таблице:

Головоломка - загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера.

Цель работы: привлечь внимание школьников к решению головоломок

- изучить теоретические сведения по теме;

- собрать различные занимательные задачи, головоломки, задачи со спичками

- решить эти задачи самому

- напечатать сборник головоломок для ребят-одноклассников и провести конкурс в классе

- обобщить изученный материал и представить в виде исследовательской работы.

•чтение и анализ теоретических сведений по теме;

•обобщение и систематизация

2. Теоретическая часть

2.1 История возникновения головоломок:

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Вспомним хотя бы загадку Сфинкса, предложенную Эдипу:

“– Скажи мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.

Эдип тотчас ответил: – Это человек! Когда он мал, когда ещё лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днём, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берёт костыль; тогда он ходит на трёх ногах” (Н.А.Кун “Легенды и мифы Древней Греции”).

Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

С 1992 года проводятся чемпионаты мира по пазлспорту — интеллектуальному виду состязаний, в котором участники соревнуются в скоростном решении головоломок на бумаге.

Безусловно, в начале начал была математика.

По сути, многие древние задачи представляли собой головоломки, которые использовались в обучении. Решение каких-то из них влекло за собой дальнейшие успехи математики, что, в свою очередь, способствовало разнообразию самих головоломок, так как расширяло их тематическую содержательность.

Уже в древней Месопотамии, почти пять тысяч лет назад, составляли и решали достаточно сложные алгебраические задачи на определение неизвестной величины. Позже в Древнем Египте появились первые задачники.

Задачи, помещенные в них, были просты с точки зрения сегодняшнего дня, но уже тогда многие из них имели житейскую наполненность, а это приближало бесстрастные вычисления к реальности. Их безошибочно можно отнести к головоломкам, так как относительная простота сочеталась с изрядной долей содержательности, превращая поиски решения в увлекательное занятие.

Шотландский египтолог Хинд обнаружил папирус, датируемый XVII веком до нашей эры, посвященный математике. Он представляет собой свиток длиной около пяти с половиной метров и шириной около пятнадцати сантиметров. Писец Ахмес, написавший текст, утверждает, что скопировал его с оригинала двухсотлетней давности. Задача 79 из папируса имеет следующее содержание: В семи домах содержат по семь кошек. Каждая кошка ловит семь мышей в день, а каждая мышь, останься она живой, съела бы за тот же день семь колосьев пшеницы. Если каждый колос может дать семь гекатов зерна, сколько всего здесь перечислено?

Математика формировалась неравномерно, в разное время вклад в ее развитие сделали Вавилон, Древняя Греция, Китай, Индия. Кстати, математика в Вавилоне имела дело не только с арифметикой, но и с алгеброй, серьезно обгоняя в этом отношении Египет. Интересно, что в Вавилоне использовалась шестеричная система счисления.

2.2 Виды головоломок.

Танграм — первая игра-головоломка. Появившаяся в Китае более 4000 лет назад. Из семи разных частей одного квадрата нужно составлять разнообразные фигуры. Известно около семи тысяч различных комбинаций. Правила этой игры просты. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей; при этом они не должны перекрываться. Суть этой игры не только и не столько в собирании первоначальной фигуры — из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т. д. Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

Пятна́шки — популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чепмэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесёнными числами, заключённых в квадратную коробку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов (и в три раза больше для набора в 8 элементов), соответственно в коробке остаётся незаполненным одно квадратное поле. Цель игры — перемещая костяшки по коробке добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.

Рубик и его кубик

Всемирно известный кубик изобрел скромный дизайнер, преподаватель Будапештской академии прикладных искусств и ремесел Эрни Рубик. Он родился в столице Венгрии в семье поэтессы и конструктора. И хотя глава семьи разработал более 30 типов планеров и самолетов, это не принесло семье богатства: фирму отца национализировали коммунисты.

Окончив школу и институт, Эрни увлекся предметным трехмерным моделированием. Это сегодня не составляет большого труда изобразить на компьютере любое трехмерное тело в любой проекции, разделить его на части и вновь собрать. Тогда о таком можно было лишь мечтать. Пытаясь втолковать непонятливым студентам основные понятия теории групп, молодой преподаватель придумал наглядное пособие, состоящее из 26 деревянных кубов, раскрашенных в разный цвет. Эрни Рубик решил оставить только 54 внешние грани: одноцветные – у 6 центральных кубиков, двухцветные – у 12 боковых и трехцветные – у 8 угловых. В центр он поместил механизм, который, с одной стороны, прочно связал все кубики воедино, а с другой – позволял свободно вращать их относительно друг друга.

Над этим устройством он думал дольше всего. Вид хорошо обкатанной гальки на берегу Дуная подсказал изобретателю идею убрать все лишнее. Это решило исход дела. Оставалось самому собрать кубик так, чтобы каждая грань была лишь одного цвета. Он затратил на это 2 минуты и 15 секунд. Как выяснилось позднее, в этой головоломке возможны 43 квинтильона комбинаций. Если на каждую затратить одну секунду, для полного перебора потребуется 1,4 миллиарда лет!

3. Практическая часть.

3.1 Задачи со спичками

1) Восемнадцать спичек образовывают 6 одинаковых прилегающих друг к другу квадратов. Заберите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадрата.

3.2 Старинные задачи. ( найти и поместить сюда не менее 10 старинных задач, знать их решение)

3.3 Логические задачи (10 задач)

1) Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причём каждому досталось целое яйцо. Могло ли так случиться?

2) На острове было 13 красных, 15 зеленых и 17 синих хамелеонов. Если встречаются два хамелеона разного цвета, то они одновременно меняют свой цвет на третий (например, синий и зеленый - меняются на красный).

Может ли случиться так, что через некоторое время все хамелеоны окажутся одного цвета?

3.4 Задачи – шутки (10 задач)

1) “Две ноги на трёх ногах,

А четвёртая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали на весь дом –

Да тремя по четырём!

Но четыре завизжали

И с одною убежали.

(Две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная)”. К.И.Чуковский

Я считаю, что нужно чаще заниматься решением занимательных задач и головоломок.

Читайте также: