Религиозная власть это кратко

Обновлено: 01.07.2024

Следует отметить, что вопрос о взаимоотношениях религии и государства очень сложен и многогранен. В принципе, всю политическую историю человечества можно (правда, вовсе не обязательно) представить с одной стороны, как борьбу за власть между церковью и государством, с другой — как обоюдовыгодное сотрудничество между религиозной и светской идеологией.

Социальная иерархия была основой для моральной иерархии: благородные (букв. рожденные во благе, т.е. добродетельные по определению) и чернь, не способная к добродетельной жизни. Соответственно, люди делились на тех, кто служит, и тех, кому служат (опять же, по определению). Придание власти сакрального характера, ее морально-религиозное оправдание лишь усиливало то, что и так существовало.

Граждане передают часть своих прав (право на управление, прежде всего, право на управление самими собой - человек как исключительный собственник самого себя) государству в пределах законодательно оформленных границ.

Государственная власть не должна иметь интересов, выходящих за интересы, доверенные ему гражданами, более того, именно интересами граждан и должна быть ограничена власть государства.

Как следствие, это государственная власть подконтрольна гражданам, она должна быть ответственна перед ними.

Политическая система имеет несколько иных названий: в различных кругах ее обозначают как политический режим, политическая идеология, а также политико-идеологической доктриной. Среди наиболее известных политических систем следует выделять демократию, тоталитаризм, авторитаризм и теократию. По мнению политологов и историков, за всю историю своего существования различные сообщества испытали на себе более 20 различных типов политических систем. В некоторых странах они менялись в зависимости от внутренних и внешних факторов, а в некоторых странах политический режим, который правил сотни лет назад, сохранился и по сей день.

Как особое явление, политическая система выполняет несколько основных функций. Во-первых, это функция конверсии, которая предполагает преобразование ряда общественных потребностей и требований в реальные политические решения. Во-вторых, функция адаптации, выраженная в приспособлении политической системы к постоянно меняющимся экономическим, социальным и духовным условиям, которые также подвержены влиянию не только внутригосударственных факторов, но и внешним факторам. В-третьих, благодаря политической системе происходит максимально универсальная и приемлемая мобилизация людских и материальных ресурсов. Это могут быть денежные средства, налоговые выплаты, а также избиратели, которые примут участие в выборах политической партии или главы государства.

Также среди функций социальной системы мы отметим охранительную, внешнеполитическую, консолидирующую и распределительную. Все они оказывают серьезное влияние на общественно-политическую систему как на внутригосударственном уровне, так и при реализации внешней политики государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Государство и религиозные организации

Государство не имеет право определять одну ведущую религию, поэтому любое вероисповедание или религиозная организация может стать для человека ведущим, в зависимости от его ценностей, мировоззрения, воспитания. Государство также не может вмешиваться в определение гражданами своего собственного отношения к религии, что дает человеку полную свободу выбора, которая будет лишь поддерживаться законом и не будет наказана.

Еще один факт – религиозное объединение не обладает полномочиями, в которым сможет выполнять функции органов государственной власти. Таким образом, они негласно стоят на ступень ниже, чем высшие органы власти. К тому же, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных видов льгот, оказывает материальную и финансовую поддержку, что в определенной степени делает религиозную организацию зависимой от государства.

В случае, если религиозное объединение выйдет из-под ответственности представителей власти, то это не влечет за собой ограничений в правах членов конкретных объединений на участие в управлении делами государства. Например, люди по-прежнему имеют право принимать участие в выборах как на муниципальном, так и на общегосударственном уровне. Помимо этого, представители религиозного объединения вправе попросить органы государственной власти Российской Федерации об объявлении некоторых религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях (как по всей стране, так и в отдельно взятых регионах).

Роль религии и религиозных организаций в политической деятельности общества

Сегодня, как и десятки, и сотни лет назад религия по-прежнему играет роль в политической деятельности общества. Она влияет на политическую жизнь в большей части мира, даже на тех территориях, где проживают люди, не исповедующие ни одну известную религию. Решающим образом она влияет на политическую культуру большинства народов мира, поскольку деятельность властных органов учитывает интересы и культурную жизнь общества, ее духовную наполненность.

Большинство стран используют в составной части символики государства религиозные знаки и символы. Тем же приемом пользуются представители политических партий и общественных организаций. Во многих странах религиозные праздники объявлены национальными, и в эти дни люди не посещают рабочие места, даже если они не относятся к религиозной части населения.

В рамках влияния на политическую деятельность государства, религия выполняет несколько функций:

Романова Елена Вениаминовна, кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения и теологии АлтГУ

Политическая элита России стремится пользоваться различными ресурсами влияния, в том числе и ресурсом церкви. Для большинства политических элит при построении своего имиджа использование ресурсов религиозной власти приобретает особую ценность. Через поддержку религиозной власти можно получить большие симпатии со стороны отдельных граждан или всего общественного мнения.

Потенциал религиозной власти в политическом пространстве России

Политическая и религиозная власть исторически активно друг с другом взаимодействовали, конкурировали, находились в конфронтации, содействии. Но на любом историческом этапе и политическая, и религиозная власть играли и играют большую роль в развитии общества.

– духовное лицо претендовало на титул и выполнение функций Наместника Христа: папа Римский, патриарх Московский;

– светский владыка претендовал на титул и выполнение функций Наместника Христа (византийский император, германский император Римской империи, московский царь).

Среди основных источников власти церкви, несомненно, главная роль принадлежит авторитету. Политический авторитет церкви – это чувства симпатии со стороны отдельных граждан и населения в целом, по отношению к конкретным лицам, органам и центрам власти, так или иначе ассоциированным с церковью, например, выступающим с декларацией или оценкой ее ценностей. Такие чувства могут быть позитивными и колебаться от узнавания до любви, и негативными – от ненависти до безразличия. Цель приобретения политического авторитета – побудить подчиненных к добровольным и желаемым для властей поступкам, например, на выборах, акциях гражданской поддержки властей, их политического курса.

Авторитет в политическом процессе выступает в двух формах. Для властей и правящих элит авторитет выступает как их политический ресурс, который можно формировать, накапливать, а затем пересылать по адресатам, с тем чтобы превратить их в политические симпатии со стороны отдельных граждан или всего общественного мнения. На другом конце политического процесса – для подвластных, населения, общественного мнения – авторитет властей означает ответные чувства объекта власти – в виде социализированной симпатии.

Высшей формой авторитета как ресурса власти выступает доверие. Доверие становится в условиях расширения границ демократии, усиления признаков гражданского общества главным мерилом эффективности общественной системы, основным фактором ее политической стабильности, базовым условием способности страны к модернизации. Без этого политического ресурса все остальные источники власти, несмотря на все их правовое оформление, становятся нелегитимными, то есть непризнанными, утратившими доверие в глазах широких масс населения. Это относится даже к закону, который, как показывает опыт России и многих других стран, при отсутствии доверия, уважения и позитивного узнавания центров власти и их элит, остается неорганичным, слабо встроенным инструментом властного регулирования. Для большинства политических элит авторитет приобретает особую ценность еще и тем, что технически это легко мобилизуемый, управляемый и манипулируемый источник власти.

Политическая элита России стремится пользоваться различными ресурсами влияния, в том числе и ресурсом церкви. Ресурсы церковной власти в данном случае можно выразить через такие ценностные понятия, как мораль, совесть, нравственность, этика. Действительно, церковь традиционно считалась хранительницей авторитета высочайшего класса в виде авторитета морали. Именно в ее недрах абсолютные моральные ценности долгое время сохранялись и воспроизводились во все новых поколениях верующих. Поэтому долгое время политическая элита России считала, что Русская православная церковь сможет передать другим центрам власти (армии, службе безопасности, правительству, президенту, губернаторам и мэрам, крупным бизнесменам и т.д.) свой моральный авторитет. В результате в стране повсеместное распространение получила практика благословения политических лидеров и политических акций. Церковное благословение получают претенденты на власть, представители правящих элит. Благословляются разнообразные профессиональные, служебные и военные акции, благословляются сами чиновники и руководители всех рангов. Более того, освящаются новые заводы, общественные здания и коммерческие центры, подводные лодки, военные и гражданские суда. Передача морального ресурса может происходить и в процессе простого (но запечатленного в СМИ) акта переговоров, бесед, общения с властной элитой. Однако, такая практика стала демонстративной, политизированной и меркантильной.

Кроме того, религиозная власть может рассматриваться со следующих позиций:

· степень влияния религиозных организаций на политический процесс;

· интенсивность лоббирования своих интересов в органах власти;

· степень влияния на социальную жизнь и культуру;

· степень влияния религиозного фактора на массовое сознание.

Если взять за критерий социальный охват населения, то в условиях отсутствия статистики по индивидуальной религиозной принадлежности единственным установленным государством фактом является количество религиозных общин. Самый факт создания гражданами религиозного общества свидетельствует о социальном волеизъявлении какой-либо группы, и потому количество общин все же отражает объективную картину социальной активности верующих, в жизни которых религиозная мотивация играет значительную роль.

С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, принимающих религиозную власть, можно выделить пять больших конфессиональных массива, а также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения:

1. Русская Православная Церковь – свыше 8 тысяч приходов и братств.

2. Мусульмане – 2,9 тысячи общин.

Приведенные данные говорят о достаточно большой социальной базе религиозной власти. Состояние религиозной власти определяется особенностями социально-политического развития российского общества. Сегодняшнее состояние, анализ тенденций и перспектив позволяет определить тенденции усиления религиозной власти в современном российском обществе:

· усилившаяся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего;

· свобода религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний;

· потребность населения в национальной и политической мифологии и в ритуале как художественной форме самоосмысления общества;

· разрушение сферы социальной помощи, обусловившее потребность как в бескорыстной заботе, так и в непосредственной магии, поэтому возрастает роль религии в предупреждении антисоциальных явлений [4, с.16–17];

· потребность в поддержке религиозной властью политических властей в легитимизации их населением.

Можно выделить и ослабляющие религиозную власть факторы:

· перерыв в 70 лет в преемственности взаимодействия религиозных объединений с населением, утрата ими прошлого и отсутствие нового опыта, а также невежественность нынешней политической элиты в религиозных вопросах;

· формирование всей современной культуры общества и общественного самосознания в секулярном качестве при господствующей роли науки, в отрыве от религиозных представлений или в негативном отношении к ним.

· дискредитация своей деятельности лидеров некоторых религиозных объединений, обнародование в печати фактов продажи религиозными объединениями гуманитарной помощи, предназначавшейся беднейшим слоям населения России, кроме того, занятие не всегда чистоплотным бизнесом (торговля табаком, алкоголем, драгоценными металлами и т.д.), связь с криминальными структурами.

· главной потерей традиционных религий в средствах воздействия на массовое сознание является развитие современных средств массовой коммуникации и информации [5, с.215–216].

На современном этапе своего развития религиозная власть использует ресурс публичной демонстрации своей позиции по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики: регулярные обращения к населению Патриарха, митрополитов, выступления служителей религиозных организаций в средствах массовой информации по моральным и духовным проблемам современности, публикации и обсуждения в обществе социальной концепции [1] . Важным каналом наращивания политического авторитета может являться демонстрация своих дружеских связей с политическими лидерами на всех уровнях. Естественно, при этом происходит обмен видами авторитета, но не всегда он эквивалентен. Как правило, он происходит по инициативе властей и то лишь в тех случаях, когда правящая элита нуждается в авторитетных ресурсах церкви. Можно почти с уверенностью предсказать, что как только церковь исчерпает свое влияние на население, она и ее авторитет утратят всякий интерес для центров политической власти России.

Литература

1. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

2. Воробьева М. На пути к диалогу: религиозный выбор России // Религия и право. 2003. №2.

3. Полосин В. Религия и социальный охват населения // Религия и право. 1998. №1–2.

4. Михеев Р.И., Владимиров Д.А. Роль религии в предупреждении антисоциальных явлений // Религия и право. 1999. №2.

Религиозно-священный характер власти главным образом определил преемство власти правителя. Строгого порядка престолонаследия, тем более жесткого соблюдения принципа передачи престола от отца к сыну, древневосточная монархия не знала. Более важным, чем следование семейной традиции старшинства, здесь считалась условная пригодность к выполнению воли богов, некая предначертанность, особая отмеченность судьбой. Нередко трон переходил по принципу родового старшинства братьям и племянникам, наследовать могли и женщины. Наследие престола от отца к сыну считалось исключением и, для того чтобы быть признанным, нуждалось в основательной мотивации. Эту мотивацию создавали, как правило, мифологизированные качества наследника: родство с богами, особая избранность. Вместе с тем не считалось недопустимым, чтобы престол получил кто-либо из совершенно посторонних прежнему правителю. В таких случаях происходила процедура священного узаконения через символический брак с богиней, посредством священного по своему смыслу (хотя не исключался и реальный брачный союз) бракосочетания с кем-либо из женской линии прежде царствующего дома.

5. Религиозное понятие жизни

5. Религиозное понятие жизни Фашизм концепция религиозная [7]; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником духовного общения. Кто в религиозной

Религиозное насилие

5. Религиозное понятие жизни

5. Религиозное понятие жизни Фашизм концепция религиозная [7]; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником духовного общения. Кто в религиозной

Религиозное сообщество

Религиозное сообщество Мало найдется вещей более впечатляющих, чем огромная территориальная протяженность исламской Уммы, раскинувшейся от Марокко до архипелага Сулу, Христианского мира, простирающегося от Парагвая до Японии, и буддистского мира, тянущегося от Шри

Глава 5 Религиозное возрождение

Глава 5 Религиозное возрождение В предыдущей главе мы пришли к выводу, что одной из причин возвышения Нормандии при Вильгельме Завоевателе было формирование новой аристократии, интересы которой совпадали с интересами герцога. Но могущество, которого достигла эта бывшая

Религиозное развитие

Религиозное развитие Религиозное развитие Римской империи при Августе можно понять только, если учитывать особенности римской религии и возрождение этой религии в эпоху гражданских войн. Но с другой стороны, нужно учитывать и личное отношение Августа к религии, его

СОБСТВЕННО РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА

СОБСТВЕННО РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на той позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением. Возникает, однако, существенный вопрос о

Национально-религиозное восстание

Национально-религиозное восстание Положение Украины перед народным восстанием.Деятельность митрополита Петра Могилы пришлась на годы, предшествующие народному восстанию под руководством Богдана Хмельницкого и последующих событий, которые, в конечном счете, привели к

ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ Все те, кто во времена поздней Республики размышлял о причинах гражданских войн, о дезинтеграции римских граждан, особенно сенаторского слоя, и о бедах того времени, были единодушны в том, что политический распад и явления разложения были

8. Мифологическое и религиозное сознание

8. Мифологическое и религиозное сознание Мифолого-религиозное сознание включает следующие компоненты: вера как психологическая установка принимать определенную информацию и следовать ей независимо от степени ее правдоподобности или доказанности, часто вопреки

Религиозное развитие

Религиозное развитие Почитание традиционных римских государственных богов, а также всего греко-римского пантеона достигло при принципате высшей точки своего распространения и интенсивности. Граждане и провинциалы, даже вольноотпущенники, соревновались в

4. Религиозное сознание

3. Религиозное манипулирование

Читайте также: