Синкопа это в музыке кратко

Обновлено: 03.07.2024

Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую. Что это значит? Давайте попробуем разобраться.

В музыке есть своя мера времени – это равномерное биение пульса, каждый удар – это доля такта. Доли бывают сильными и слабыми (как ударные и безударные слоги в словах), они чередуются в определенном порядке, называемом метром. Музыкальное ударение, то есть акцент обычно приходится на сильные доли.

Одновременно с равномерным биением долей пульса в музыке чередуются самые разные длительности нот. Их движением образуется ритмический рисунок мелодии со своей логикой ударений. Как правило, ударения ритма и метра совпадают. Но иногда случается противоположное – ударение в ритмическом рисунке появляется раньше или позже, чем сильная доля. Таким образом, происходит смещение ударения и возникает синкопа.

Когда возникают синкопы?

Давайте рассмотрим самые характерные случаи возникновения синкоп.

СЛУЧАЙ 1. Синкопы чаще всего возникают при появлении длинных звуков на слабом времени после коротких длительностей на сильном времени. Причем появление звука на слабом времени сопровождается толчком – выбивающемся из общего движения ударением.

примеры синкопы

Посмотрите нотный пример и послушайте фрагмент аудиозаписи этого танца. Запомните этот пример, он очень характерный.

Глинка - Краковяк - синкопы

СЛУЧАЙ 2. Все точно так же, только длинный звук на слабом времени появляется после паузы на сильной доле.

синкопы после пауз

Чайковский - Декабрь - синкопы

СЛУЧАЙ 3. Наконец, синкопы возникают при появлении длинных звуков на границе двух тактов. В таких случаях нота начинает звучать в конце одного такта, а заканчивает – уже в следующем. Две части одного звука, расположенные в соседних тактах, соединяются с помощью лиги. При этом продолжение длительности занимает время сильной доли, которая, получается, пропускается, то есть не ударяется. Отчасти сила этого пропущенного удара передается следующему звуку, который появляется уже на слабом времени.

междутактовые синкопы

Какие бывают виды синкоп?

В целом синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Названия говорят сами за себя и каких-то дополнительных разъяснений тут, наверное, даже и не нужно.

Внутритактовые синктопы – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной четвертью). Между долевые охватывают несколько долей в одном такте (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).

синкопы внутридолевые и междудолевые

Междутактовые синкопы – это рассмотренный нами выше случай, когда длинные звуки появляются на границе двух тактов и их части соединяются лигами.

Выразительные свойства синкоп

Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.

Без синкоп не обходится ни одна вокальная мелодия. Синкопы могут быть так же основой ритм-секции и аккомпанемента. В любом случае синкопа является признаком усложнения ритма, когда ритмическая организация перестает совпадать с метром. Важно понять, что синкопа возникает при смещении акцента на слабую долю . Поэтому давайте рассмотрим какие бывают акценты и связанные с ними виды синкоп.

Акценты и их значение в метре.

Метр - это попросту говоря счет, повторение определенных долей через равные промежутки времени. В разных музыкальных размерах счет ведется разными длительностями: в 3/8 - восьмыми, в 4/4 - четвертями (знаменатель дроби в размере - признак метра). В любом случае метр подразумевает движение равными длительностями .

Вторая важная характеристика метра - акценты , или так называемые сильные доли. Доли - это длительности, которые лежат в основе счета (в размере 4/4 это четверти). Акцентом является первая доля в каждом такте. Благодаря этому мы слышим границы тактов (РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два-три-четыре и т.д.).

Межтактовая синкопа.

Если смещение акцента происходит с первой доли одного такта на последнюю долю предыдущего такта, мы имеем дело с межтактовой синкопой . Здесь всегда появляется лига - знак увеличения длительности, который продлевает звучание ноты за тактовую черту. Лиговаться могут любые длительности.

Междолевая синкопа.

Междолевая синкопа связана с тем, что основные метрические акценты - доли, перекрываются звучанием между собой. Это происходит, когда мы отказываемся от "прямого ритма", совпадающего с метрической сеткой и начинаем либо "укрупнять" длительности, соединяя соседние доли (первый такт на рисунке - четверть-половинка-четверть - классическая междолевая синкопа), либо сначала дробить доли на более мелкие длительности, а потом соединять их в произвольных вариациях (второй такт - дробление первой и четвертой четверти на восьмые). Замена любой доли паузой (третий такт) - тоже создает синкопу.

Внутридолевая синкопа.

Доли могут быть разбиты на более мелкие длительности - восьмые, шестнадцатые и т.д., которые будут сгруппированы под "общей крышей". "Крыша" - признак доли, она указывает на то, что все мелкие длительности, находящиеся под ней исполняются на один счет. В такой группе мелких длительностей акцентируется первая нота - благодаря этому мы отчетливо слышим момент наступления каждой доли.

Внутридолевая синкопа называется так потому, что смещение акцента происходит в группе мелких длительностей, образующих долю. В первом такте возникновение синкопы связано с укрупнением длительности, - вторая и третья шестнадцатые сливаются в восьмую. Второй и третий такты - все доли разбиты на восьмушки и начинаются с восьмых пауз - так же типичный пример синкопирования для блюза и джаза. Четвертый такт - доля начинается с шестнадцатой паузы. Пауза всегда будет давать эффект синкопирования, так как из-за отсутствия той или иной ноты акцент автоматически сместится на следующий звук.


Невозможно себе представить ни один из современных музыкальных стилей без такого ритмического элемента как синкопа. Этот ритмический прием придает музыке то, без чего она не может называться музыкой, а именно выразительность и динамичность.

Прежде чем перейти к определению понятия “синкопа” очень важно узнать, что такое слабое и сильное время доли.

Каждая доля такта, независимо от того сильная эта доля, относительно сильная или слабая, имеет сильное и слабое время.

Сильное время – это начало каждой доли. Это то время, на которое приходится удар метронома (реального или воображаемого). Остальное время доли – слабое.

Синкопа – это ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра смещением акцентов с сильного времени на слабое. Проще говоря, синкопа – это несовпадение реальных акцентов с метрическими.

Междутактовая синкопа появляется, когда нота, звучащая в одном такте, продолжает своё звучание в следующем такте, т.е. звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. Например:

В этом в и следующих примерах синие ноты сверху - обозначают начало каждой доли. Звук бас-барабана в этом видео подчеркивает сильное время каждой доли, чтобы вы лучше почувствовали смещение реальных акцентов относительно метрических.

Внутритактовая междолевая синкопа образуется в том случае, если начинающийся на слабой доле звук продолжительнее, чем на предыдущей сильной, либо когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли. Например:

Внутритактовая внутридолевая синкопа появляется внутри доли (при мелких длительностях) в том случае, когда первая нота, совпадающая с сильным временем, короче остальных нот данной доли. Например:

Кроме того, синкопа может образоваться, если слабая доля особо выделена (акцентирована) (например, громкостью ноты, приходящейся на сильное время слабой доли). В этом случае ритмическая опора нередко смещается с сильной доли на ту же по счёту слабую на протяжении нескольких тактов. Для примера, предлагаю сравнить две одинаковые записи. В первой слабая доля не акцентирована:

Синкопа также может образоваться после паузы, приходящейся на сильное время доли. Как, например, в первом видео к этой статье (1,2,4 такты).


К другим статьям раздела "Теория музыки"

  • междутактовые синкопы;
  • внутритактовые синкопы.

Оба вида синкоп (в зависимости от длительности ноты) могут быть двухдольными или трёхдольными.

Пример синкопы

Рисунок 1. Пример синкопы

Итоги

Вы знаете, что синкопа используется в музыке, делая мелодию более красивой. Кроме того, теперь вы можете распознать синкопу не только на слух, но и в нотном письме.

Читайте также: