Религиозная ситуация в беларуси кратко

Обновлено: 02.07.2024

За последние два десятилетия конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни белорусского общества.

Общая численность действующих культовых зданий составляет 2783, строящихся – 205.

Количество священнослужителей – 3473, из них – 131 иностранных, преимущественно приглашаемых для занятия религиозной деятельностью религиозными организациями Римско-католической церкви в Республике Беларусь (71).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1714 православных приходов, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, 1 миссию. Действует 1740 православных храма, еще 165 строятся.

С 2014 года действует Духовно-административный центр – Минская Экзархия, включающий 19 синодальных отделов и комиссий.

Римско-католическая церковь в Республике Беларусь объединяет четыре епархии, которые насчитывают 499 общин. Действует 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей. Общины располагают 513 культовыми зданиями, 31 строится.

Греко-католическая церковь в Республике Беларусь представлена 16 общинами, в которых работает 15 священнослужителей. Действует 5 культовых зданий.

Протестантские религиозные организации представлены 1039 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 13-ти религиозных направлений.

В трех иудейских религиозных объединениях насчитывается 51 религиозная община, которые располагают 9 культовыми зданиями.

Также в республике действуют 24 мусульманские религиозные общины. Действует 6 мечетей и 3 молитвенных дома, в том числе Соборная мечеть в г.Минске, официальное открытие которой состоялось 11 ноября 2016 г.

Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью.

Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Республика Беларусь имеет уникальный для всех стран СНГ опыт сотрудничества с религиозными организациями. В 2003 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью, в рамках которого были разработаны совместные программы сотрудничества. Их реализация позволяет обеспечить участие церкви там, где наиболее востребован ее опыт и авторитет: в сферах воспитания и образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, охраны окружающей среды.

Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания.

В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Конституции Республики Беларусь запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

В соответствии с действующим законодательством религиозные организации подлежат государственной регистрации, которая придает им статус юридического лица и позволяет полноценно осуществлять предусмотренную уставными документами религиозную, хозяйственную, благотворительную и иную деятельность, устанавливать связи и контакты с юридическими лицами в стране и за рубежом. Государство гарантирует право граждан на совместное вероисповедание. Граждане имеют право создать религиозную организацию, зарегистрировав ее в порядке, определяемом законодательством.


Беларусь - многоконфессиональное государство. Эта страна прошла через сложный период становления как нации. На протяжении всей своей истории она была в составе то одной европейской страны, то другой, и это очень сильно сказалось на местной культуре. Религия в Беларуси также несет отпечаток сложной, но захватывающей истории белорусского народа. Об этом мы и расскажем.

Белорусский католический храм.

Религия в Беларуси: история

Вплоть до XI века нашей эры территория современной Беларуси была частью древнерусского государства и вместе с другими его регионами была обращена в православие. После распада Киевской Руси на территории Беларуси возникло несколько отдельных государств-княжеств, самым известным из которых было Полоцкое. Широко известна православная святая Евфросинья Полоцкая, крест которой до 1995 года был одним из государственных символов Республики Беларусь. Из этого следует, что изначальной, базовой религией в Беларуси было все-таки православное христианство.

Пришествие католичества

Но в XII веке религиозному единству на белорусских землях был положен конец. После того как большая часть современной территории этой страны попала под влияние Великого княжества Литовского, религия в Беларуси попала под влияние католичества. Конечно же это произошло не сразу: язычники-литовцы и их князья долгое время метались между двумя цивилизационными центрами, поочередно принимая то православие, то католичество. Но итоговый выбор был все-таки сделан в пользу западного христианства. Так предки белорусов почти на 1000 лет оказались во власти католического государства. Естественно это не могло не сказаться на религии в Беларуси, несмотря на всю толерантность литовцев.

Греко-католический храм.

Беларусизация ВКЛ

Религиозная политика Великого княжества Литовского действительно была весьма толерантной. Первоначально католичество никак не насаждалось, а представители православной белорусской аристократии имели возможность вливаться в литовскую шляхту и со временем полностью ее славянизировали. Среди имен магнатов ВКЛ уже в XVI - XVII веках мы не встречаем почти ни одной собственно литовской фамилии. Литовские статуты - главные законодательные акты государства - писались не по-литовски, но по-старорусски. Предки современных белорусов в то время называли себя не иначе как литвинами, добровольно подчеркивая свою принадлежность к Литовскому государству.

Литургия в белорусской церкви.

Полонизация и окатоличивание

Когда ВКЛ начала сближаться с Польским королевством, перенимая его обычаи и культурные традиции, для православия в Беларуси началась трудная эпоха. После объединения двух государств в единую Речь Посполитую в XV веке, польские власти начали процесс полонизации (ополячивания) православного восточнославянского населения Украины и Беларуси. Предков современных белорусов и украинцев - фактически русских людей - буквально заставляли становиться поляками и принимать католицизм. Этот сложный социально-политический и культурно-религиозный процесс в итоге и привел к образованию отдельных русинской (украинской) и литвинской (белорусской) идентичностей.

После Кревской и Люблинской уний ко всему букету религий в Беларуси добавилось еще и грекокатоличество, или униатство. Униаты являются бывшими православными, сохранившими свой литургический обряд, церковный стиль и характерную храмовую архитектуру, но при этом поклявшиеся в верности римскому Папе. После того как литовские князья приняли на службу бывших монголо-татарских воевод, выделив им имения на территории Беларуси, западная часть белорусских земель быстро обросла живописными мечетями и минаретами. Большое скопление евреев в таких городах, как Минск, Орша, Брест и Могилев, придавали всему ансамблю религиозно-культурной жизни в Беларуси особый насыщенный колорит.

Православие в Беларуси.

Религия в современной Беларуси

Беларусь прошла через симбиоз с Литвой, усиленную полонизацию, русификацию в Российской империи, коренизацию в СССР, и в 1991 году впервые в своей истории стала независимым государством. Все эти испытания и культурные метаморфозы не могли не сказаться на религии Беларуси как государства. В первые годы независимости в страну тут же хлынули протестантские миссионеры и разного рода сектанты. Баптисты заводили радостные хороводы. Анабаптисты призывали рядовых уличных зевак переходить в свою веру. Мормоны стучались в дома и предлагали поговорить об истинном понимании Библии. Саентологи предлагали белорусам пройти сеанс одитинга, дабы избавиться от травматических воспоминаний и обрести внутреннюю гармонию.

В итоге мы имеем следующую статистику по религии в Республике Беларусь среди верующих:

  • православных - 80 %;
  • католиков - 10 %;
  • всех остальных (мусульман, протестантов) - 10 %.

При этом около половины белорусов являются атеистами, что является довольно высоким показателем. Очевидной тенденцией является уменьшение числа католиков и рост числа православных.

В церкви на богослужении

При анализе религиозной ситуации в современной Белоруссии важно учитывать характер тех разнообразных процессов, которые происходят в политической жизни как самой страны, так и за ее пределами. Можно четко обозначить события, с которых началась современная Белоруссия. Это распад Советского Союза и принятие в июле 1991 года Верховным Советом БССР Декларации о государственной независимости.

Гомель — При анализе религиозной ситуации в современной Белоруссии важно учитывать характер тех разнообразных процессов, которые происходят в политической жизни как самой страны, так и за ее пределами.

Можно четко обозначить события, с которых началась современная Белоруссия. Это распад Советского Союза и принятие в июле 1991 года Верховным Советом БССР Декларации о государственной независимости.

Следует подчеркнуть, что для Белоруссии опыт самостоятельного государственного существования оказался новым. Поэтому процессы трансформации в нашей стране идут довольно тяжело. Очень большое влияние на них, в том числе и в религиозной сфере, оказывает политика, проводимая государством.

Отметим, что трансформация религиозной сферы Белоруссии со времени обретения страной государственной независимости имела во многом принципиальный характер и оказала очень существенное влияние на состояние общественного сознания.

Прежде всего, трактовка религии со стороны государственной идеологии изменилась на прямо противоположную: в Советском Союзе она рассматривалась как “пережиток прошлого” и “единственная легально существующая форма антикоммунистической идеологии”, в независимой Белоруссии религия (прежде всего, православие) официально была провозглашена “основой духовности” и “неотъемлемой частью национальной культурной традиции”.

Однако, это следует подчеркнуть, что изменения официального отношения к религии можно рассматривать как один из показателей характера трансформации и в религиозной сфере современной Белоруссии. Причем, этот показатель имеет, скорее, внешний характер и не затрагивает тех процессов, которые происходят внутри самих конфессий. В последнее время остро ощущается необходимость налаживания нормальной религиозной жизни в стране, чтобы религия стала частью общественной жизни.

Главным объективным показателем изменений в религиозной сфере Белоруссии является рост числа религиозных организаций. Так, за период с 1988 по 2014 годы количество религиозных общин увеличилось более чем в 4 (с 768 до 3280), а религиозных направлений — в 3 раза.

Если же говорить о характере религиозности подавляющего большинства белорусов, то она имеет преимущественно декларативный характер. В Белоруссии был проведен ряд социологических исследований религиозности населения. Их результаты очень существенно расходятся между собой. Как правило, провластные структуры подчеркивают, что большинство белорусов являются верующими, и подавляющее количество их — православные.

Мы приведем те цифры, которые считаем наиболее реалистичными. Согласно опросу, проведенному в 2011 году Институтом социологии Национальной академии наук Белоруссии, “истинно верующим” считает себя каждый пятый белорус, среди них к православию себя относят 57,3%, к католичеству — 34,5%, к протестантству 31%. При этом на вопрос “Были ли Вы в последние выходные в храме?” положительно ответили только 6% участников опроса.

Белоруссия является традиционно поликонфессиональной страной, на ее территории мирно уживались представители различных религий. Не было серьезных столкновений, а также преследований на религиозной почве.

Наглядным примером традиционной для Белоруссии веротерпимости является то, что в центре многих городов и сейчас рядом стоят православная церковь, католический костел и синагога. Также следует подчеркнуть, что в отличие от наших соседей — России и Польши — на территории Белоруссии, ни одна из религий никогда не была безусловно господствующей и всегда существовал баланс между представителями различных конфессий.

Важно учитывать, что традиционная для Белоруссии поликонфессиональность требует в настоящее время дополнительных усилий по обеспечению нормального взаимодействия между представителями различных религиозных направлений.

Тем не менее, следует учитывать, что до недавнего времени руководство Белоруссии всячески подчеркивало свою ориентацию на Россию, как братскую, восточнославянскую страну. В религиозной сфере это выразилось в том, что среди всех конфессий, существующих в Белоруссии, приоритеты властей отдавались преимущественно православию.

Ситуация в религиозной сфере Белоруссии несколько изменилась после того, как на должность руководителя православной церкви в Белоруссии Священным Синодом Русской Православной церкви был назначен рязанский митрополит Павел (Пономарев). Он сменил Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, который был на этой должности с 1978 года, пользовался колоссальным авторитетом и являлся сторонником и одним из инициаторов межрелигиозного диалога в стране.

Таким образом, в ближайшее время возможны некоторые изменения в религиозной сфере Белоруссии: ослабление межрелигиозного диалога, большая ориентация руководства Белорусской Православной церкви на Москву и в связи с этим — подчеркивание со стороны руководства Белоруссии поликонфессионального характера религиозной ситуации в стране и необходимости обеспечения равных возможностей для деятельности различных религиозных направлений.

Однако эти предположения имеют гипотетический характер, и их обоснованность может быть подтверждена (или опровергнута) только дальнейшим развитием религиозной сферы в Белоруссии.

Читайте также: