Религии в африке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Религии в Африке имеет несколько компонентов , которые издревле большое влияние на культуру и философию. Христианская религия укоренилась в африканском от I - го века, в основном , в римской Африке севере континента , прежде чем дать путь к VII - го века в ислам , который располагался на восточном побережье и на севере континента в северном окраина зоны к югу от Сахары. До начала XXI - го века, традиционные африканские религии держали важное место в странах Африки к югу от Сахары .

Религиозные ландшафты в Африке претерпели значительные изменения за столетие и продолжают быстро развиваться.

В начале XXI - го века, две основные религии христианство и ислам. Ислам оказывает большое влияние на весь Северной Африке , практически всей Западной Африки (где, в местах, то анимизм присутствует), и часть Центральной Африки (Чад) и меньшинство в южной и центральной части Африки. Христианство , тем временем, присутствует во всех Южной Африке и почти весь Центральной Африке и в Восточной Африке .

Что касается традиционных религий, то они редко составляют большинство в стране, но встречаются повсюду в Африке к югу от Сахары , сосуществуя с двумя другими религиями, чаще всего формируя синкретизм .

Остальные религии составляют меньшинство, за исключением Маскаренов, где индуизм широко присутствует.


Резюме

История



Хотя под его юрисдикцией один из первых погромов прошла и философ Ипатия был линчевали христианских фанатиков, то епископ из Александрии Кирилл является святой , отец Церкви и доктор веры. Христианскому .


Среди древних религий Африки, традиционные религии были мало изучены до недавнего времени , потому что, передаваемый устной традиция с помощью картин, статуй и инициатических символов , которые не были выявлены иностранцам, они были приравнены к. Анимизму : их история , поэтому малоизвестно.

Те, кто живут в Северной Африке, известны через интерпретацию романа : религия Древнего Египта, в частности, благодаря ее успеху у греков, а затем и у римлян, которые распространили культ Исиды . Местные божества ассимилированы греко-римским пантеоном, что позволило сохранить некоторую информацию о культах, предшествовавших завоеванию, но прошедших через фильтр римской культуры. Например, пуническое божество Мискар приравнивается к Нептуну. Религиозные обычаи Римской империи различаются по провинциям. Таким образом, кажется, что поклонение водам и источникам, очень сильное в Римской Галлии, очень мало распространено в Северной Африке.

Это было в то время в римской Африке и византийский Египет , что христианство укоренилось из I - го века и быстро разработало. В III - го века, церковь Александрии было один из столпов восточного христианства , было место рождения христианского монашества и Didascalia , один из крупнейших духовных школ . Христианская община римской Африки была самой многочисленной в латинском христианстве . Отсюда произошли Тертуллиан , который первым теоретизировал концепцию Троицы , и Августин Гиппопотам , отец церкви, чья мысль должна была иметь решающее влияние на христианский Запад в средние века и в наше время .

Раздираемые теологическими конфликтами , эти общины просуществовали недолго после завоевания мусульманами Северной Африки . Со времен поздней античности в Эфиопии , Эритрее и Египте сохранилось только православное христианство в его монофизитской форме . Эфиопия считается вторым старейшим христианским государством в мире после Армении , что делает эту традицию в 330 году.

Иудаизм также очень старый в Африке: это свидетельствует от древности вдоль побережья Средиземного моря , то Магриба как в Машрике и исчезает с историческими событиями ОГО - го века , после второй мировой войны .

Ислам проник в Северную Африку с VII - го века. При Омейядах преемники Мухавии I расширили границы Халифата до Инда на востоке и до Атлантического океана на западе, включая Пиренейский полуостров . Он постепенно распространился на юг через транссахарские торговые пути .

  • Расширение в эпоху Мухаммеда622 - 632 гг.
  • Расширение в течение первых четырех халифов632 - 661 гг.
  • Расширение династии Омейядов661 - 750

После того, как арабы завоевали Северную Африку и исламизировали берберов (иногда не без сопротивления), исламизация Африки к югу от Сахары была в основном делом самих африканцев к югу от Сахары ( хауса , пеулс , диулас . ) в непосредственной связи с торговлей. из соли , специй , слоновой кости и рабов , потому что становится мусульманином не только способствовало процветанию через торговлю, но сохранившийся от рабства , так как Коран запрещает поработить единоверца, как Билал ибн Рабах . Благодаря торговле золотом и солью, империя Гана , расположенная по обе стороны нынешних Мали и Мавритании , была тогда самым могущественным и богатым политическим образованием к югу от Сахары: торговцы, в основном мусульмане, создали исламизированную политическую элиту вокруг король, который, однако, оставался, как и его население, верным традиционным африканским религиям .



Площадь реки Сенегал , правившей королевство Tekrur частично исламизированы от VII - го века и будет массово IX - го века; королевство Канет , который будет поглощать Борн XII - го века, устанавливается с VIII - го века к северу от нынешнего Чаде является исламизированной от IX - го века. Songhai , скрещивались с берберой спасаясь от наступающего араба, поселились в начале VII - го века вдоль берегов Нигера , где они основали маленькое королевство, исламизирована IX - го века, которая станет мощной империей сонгай ( в том числе пика будет в XV - го и XVI - го века).


Восточной работорговля является мощным фактором в распространении ислама, принятого в качестве средства освобождения .

Восточное побережье континента, омываемое Индийским океаном , долгое время посещалось торговыми мореплавателями, последовательно египтянами , греками , византийцами и арабами : во времена развития ислама, культуры суахили , культурного скрещивания между Африкой и арабами. Здесь развернут мусульманский мир ; Исламизация области записывается с VIII - го века, мусульманские торговые города основаны или разработаны. Но «мусульманские купцы ограничивали свою деятельность прибрежными поселениями, внутренние районы избежали исламского влияния. " Более запозданием, с XVII - го века , они проникли внутрь вдоль дорог восточного раба , по тем же причинам, что и в Западной Африке .

Христианизация распространилась из невольничьих портов, особенно в устьях рек Сенегал , Нигер , Конго и Замбези . Затем вверх по течению этих рек были созданы католические и протестантские миссии. Однако прогресс этих миссий ограничен пределами земель ислама.

Между конца XVIII - го века и в начале XIX - го века , была массивной исламизация Западной Африки.

В конце XIX - го века , новая волна евангелизации затрагивает Африку в период колонизации, в том числе большинство стран в Центральной Африке, Южной и Юго. В Западной Африке христианство интегрировано в Буркина-Фасо , Кот-д'Ивуар и Нигерию .

Основные религии

Африканские традиционные религии


Изучение традиционных африканских религий началось сравнительно недавно, описания принадлежат христианским миссионерам. До 1960-х годов говорили только об анимизме , сводя их к примитивному верованию, приписывающему душу всем элементам Природы. Эти религии на самом деле охватывают обширные системы убеждений, в которых мы находим общие представления, но также и различия в зависимости от этнических групп.

В странах Африки к югу от Сахары религиозные представления рассматривают жизнь как часть цикла: предки остаются в виде духов и могут проявляться или возвращаться как их потомки. Несмотря на почитание бесчисленных духов, большинство африканских религий включает веру в верховного Бога- творца вселенной: его зовут Руг среди Сереров , Олодумаре среди йоруба , Маву для овец . Если культ передан духам, предкам или ориша, а не повелителю вселенной, то это потому, что последний отошел и недоступен, и желательно умиротворить "промежуточные" силы вселенной. . 'заступаться перед ним.

Эти религии сталкиваются с быстрыми изменениями в африканском обществе, связанными, среди прочего, с урбанизацией, разрушающей общественную жизнь. Кроме того, обряды инициации играли роль прогрессии в социальной шкале; с прогрессом в учебе именно школа все больше рассматривается как путь к успеху.

Некоторые страны и народы проявляют настоящее сопротивление среди приверженцев африканской религии. В этом случае :

  • в Бенине и Того, где исповедуют африканскую религию большинство;
  • во многих странах Гвинейского залива, в частности народами фон-гбе , эве и йоруба , практикующими воду ;
  • в Камеруне - Бамилеке и Бамуны ;
  • в Габоне, по части клыков и Mitsogo , с Бвитью ;
  • в Мали, многими мандинго , особенно Malinkés , Bambaras и догонов ;
  • в Сенегале - Sereres , Diolas , этнические группы восточного региона, Badiarankés ;
  • в Центральной Африке, среди великой нации Конго ;
  • по нилоты долины Омо, динка , нуэр , Hamer , Nyangatom и т.д.
  • различными группами масаи в Кении и Танзании;
  • в южной части Африки - шонами .

Общины вуду есть за пределами Африки, на Гаити и в Бразилии . Существует также течение кемитов в африканской диаспоре и в Африке.

Однако традиционные африканские религии сохраняются по всей Африке, особенно благодаря синкретизму с исламом и христианством. Действительно, если сегодня большая часть африканцев являются мусульманами или христианами, на них по-прежнему сильно влияют религии происхождения.

Современное христианство


Если в 1910 году в Африке был только 1% христиан, то в 2010 году в мире было около 23% христиан.

Христианство остается в значительной степени меньшинством в Северной Африке, но стало наиболее широко распространенной религией в Африке к югу от Сахары (63%), опередив ислам (30%) и традиционные религии. В начале XXI - го века, Африка является континентом , где число христиан растет быстрее.

Такое развитие событий в значительной степени связано с ростом евангельских протестантов , но также и с ростом числа других африканских институциональных церквей, которые составляют в общей сложности 36% населения стран Африки к югу от Сахары, а доля католиков составляет 21%.

Евангелизм появился в Африке в Либерии в 1914 году и в современной Буркина-Фасо в 1921 году. Евангелические церкви были захвачены самими африканцами в англоязычных странах, таких как Гана или Нигерия, прежде чем распространились в соседних франкоговорящих странах Кот-д'И. Ивуар, Бенин и Того. В 1960-х и 1970-х годах началась новая волна евангелизации с евангелизацией. Самым успешным послушанием в Африке является евангелизация пятидесятников . Евангелическое христианство распространилось также из Кении в Эфиопию, Уганду и Танзанию. В Африке 165 миллионов евангелистов, что составляет четверть от общего числа верующих в мире. В Нигерии и Гане пасторы используют видеокассеты для распространения своей веры. Таким образом, Пятидесятническая церковь Ганы имеет 28 филиалов в Африке. Точно так же у международного центра евангелизации в Уагадугу есть восемь филиалов в Африке.

Что касается независимых церквей в Африке , то замечательное исследование оценило их в 1968 году почти в 6000. В 2004 году эти деноминации оценивались более чем в 11 500, большинство из которых совершенно неизвестны на Западе.

Развитие этих церквей может привести к пересмотру традиционных классификаций (православные / католические / протестантские) и к установлению новых типологий.

На межконтинентальном уровне Ганская пятидесятническая церковь распространилась примерно на двадцать стран на других континентах. Это межконтинентальное развертывание заимствует миграционные потоки, их можно оценить в 530 000 человек в Европе и 320 000 человек в Северной Америке. Это позволяет Европе получать пользу от африканских священников, пасторов и пророков. Мы можем оценить, что христианство Иль-де-Франс составляет половину влияния и / или африканской тенденции.

Современный ислам


Распределение юридических школ в современном суннитском исламе : маликизм в сине-зеленом, шафеизм в темно-синем и ханафизм в зеленом.

В Африке 45% жителей исповедуют ислам; они представляют 1/3 мусульман в мире.

Их распределение на континенте неодинаково: доля мусульманского населения составляет около 98% в Северной Африке и около 30% в странах Африки к югу от Сахары.

Подавляющее большинство - сунниты ; Однако шиитские меньшинства присутствуют в Танзании и Нигерии .

Меньшинства

Еврейское меньшинство присутствует в основном в Южной Африке , где проживает более 70 000 евреев , в основном ашкенази европейского происхождения. Некоторые народы, такие как лемба в Южной Африке, абайудайя в Уганде и евреи игбо в Нигерии, также считают иудаизм потомками потерянных племен Израиля . Beita Израиль , чье присутствие в датах Эфиопии назад в эпоху царя Соломона и царицы Савской , эмигрировал в Израиль массово во время Операция Моисея в 1984 и операции Соломона в 1991 году.

Индуизм очень мало представлены , за исключением острова Маврикий , где он является религией большинства

Сожительство религий

Между исламом и христианством

Условия сожительства между исламом и христианством очень разнятся в зависимости от страны. В странах Магриба ислам, которого большинство, является официальной религией. Тунис и большинство стран Западной Африки имеют светскую конституцию, гарантирующую свободу вероисповедания.

Религиозный терроризм

Почти все африканские религии содержат идею единого бога, который является верховным творцом. Большинство африканских народов имели уникальное имя для Высшего Существа до введения христианства или ислама. Несмотря на широко распространённую веру в верховное существо, большинство божественных функций было делегировано другим существам, меньшим богам, духам или предкам.

Верховное существо и другие боги

Верховное существо обладает личными качествами и обособлено от других духовных существ. Часто Верховное Существо также является первопредком. Солнце, дождь, небо и другие природные явления являются проявлениями Верховного существа. Наиболее часто Высшему существу приписывается созидательная деятельность. Однако часто возникает ощущение, что Верховное существо отстранилось от творения. Высшему существу редко поклоняются напрямую, и нет необходимости пытаться умиротворить его дарами или жертвоприношениями.

Магия и колдовство

Практики, связанные с манипулированием духовной силой, тесно связаны с религиозными практиками. Африканцы верят, что духовная сила может заключаться в словах, чарах, лекарствах и других предметах. Обладание этой силой позволяет людям вызывать благоприятные события или предотвращать зло. Эти силы также могут быть использованы для причинения вреда людям. Невидимой злой силе колдуна или ведьмы, обладающей слишком большой силой, которая может быть эгоистично использована для причинения вреда другим, необходимо противопоставить более могущественную силу.

Происхождение

Традиционные религии Африки столь же разнообразны, как и почти 2 000 языков, на которых говорят на континенте. Каждая религия берет своё начало в культуре определённой группы людей, испытывает влияние окружающих культур и тесно связана с повседневной жизнью. Общие черты

В целом, коренные африканские религии не представляют духовный и физический миры как отдельные; скорее, религия вплетена в общие общественные верования, а духи и божественные существа часто участвуют в борьбе людей. Такое практическое применение многочисленных африканских религий с самого начала служило тем клеем, который объединял отдельные общины и укреплял их чувство самобытности.

Несмотря на многочисленные различия между традиционными религиями Африки, существуют определённые общие черты. К ним относятся: верховное существо, которое обычно считается ответственным за все творение; пантеон низших божеств; духи предков, которые вмешиваются между физическим и божественным мирами; жертвенные церемонии, чтобы завоевать благосклонность богов или духов (обычно включающие смерть живого существа); практические правила и ритуалы, регулирующие повседневную жизнь.

Возникновение и влияние

Истоки религий коренных народов Африки нельзя объяснить каким-то одним событием или основателем, хотя некоторые традиции восходят к определённой дате или периоду доисторического времени.

Более того, эти религии не развивались в вакууме. Хотя в наше время много говорится о влиянии ислама и христианства на африканские духовные традиции, обе эти основные религии оказывали и оказывают влияние на различные коренные африканские религии, начиная с первого века нашей эры. В частности, торговцы из Центральной Азии и Ближнего Востока вдохновили многие верования жителей прибрежных районов Африки. Они также привезли африканские верования с собой на родину. Некоторые учёные считают ислам самостоятельной традиционной африканской религией, поскольку он появился во многих районах до внутренней африканской миграции народа банту, чьи обычаи и традиции поклонения появились во многих районах лишь около 300 г. н.э. Многие из основных постулатов ислама оказались особенно совместимы с верованиями коренного населения, и в Эфиопии существует одна из самых древних в мире форм христианства. В то же время, прозелитизм – общая черта многих основных мировых религий – практически не существует в коренных африканских религиях, поскольку считается, что такая практика является уникальной частью культуры.

Основы веры

Ритуалы и церемонии

Тесная связь между духовной и физической жизнью в африканских религиях привела к появлению широкого спектра религиозных ритуалов, праздников и обрядов, направленных на обращение к различным божествам, их умиротворение и общение с ними. Эти церемонии связаны с такими событиями, как рождение, смерть, переход от полового созревания к взрослой жизни, брак, земледелие, охота и война. Хотя отдельные люди могут обращаться к богам или духам самостоятельно, наиболее сильные связи между людьми и божественным переживаются сообща. Поэтому религиозные церемонии часто включают пение, танцы и музыку, которые служат своего рода культурным клеем, укрепляющим общинные связи.

Боги и природа

Практически все религии коренных народов Африки также предполагают тесную связь между богами и природой. В мифе о сотворении мира кенийского народа масаи верховный бог Энкай создал все человечество из одного дерева, которое он разделил на три части, по одной, представляющие каждое из местных племён. Затем Энкай распределил между каждой группой различные природные ресурсы. Племена лугбара и ланги в Уганде почитают определённые священные камни; народ кикуйю в Кении молится перед горой Кения; а народ койсан, который является древнейшей этнической группой Африки, придаёт особое значение фазам луны и характеру осадков. Болезни – часто рассматриваемые как наказание богов или работа завистливого соседа – лечатся сочетанием местных растений и обращений к богам.

Распространение и развитие

Распространение и развитие многих коренных религий Африки включает в себя историю миграции, торговли и распространения идей не только на континенте, но и во всем мире. Традиционные религии Африки распространялись не путём откровенного религиозного прозелитизма или массового принятия новых религий, а скорее путём медленного культурного слияния на протяжении многих тысяч лет. Невозможно проследить развитие многих сотен – возможно, тысяч – отдельных религиозных традиций Африки, особенно в отсутствие чётких основателей, институтов и иерархии. Однако многие учёные изучали влияние африканских традиционных верований в континентальном и глобальном масштабах. Пределы распространения

На протяжении большей части истории Африки распространение отдельных религий было ограничено несколькими ключевыми факторами. Возможно, самым важным является то, что религии коренных народов не рассматриваются как отдельные сущности, а скорее как часть повседневной жизни определённой культурной группы. В целом, религия не является чем-то общим или навязанным другим группам, а скорее является уникальной частью повседневного существования каждой группы. Кроме того, традиционные африканские религии развивались и передавались почти исключительно через устные традиции и обмен историями о сотворении мира и другими мифами, которые не обязательно переводились на другие языки.

Влияния

В то же время, бесчисленные религии коренных народов континента, безусловно, влияли друг на друга, особенно там, где различные этнические группы пересекались. Одним из основных событий в развитии традиционных религий в Африке стала миграция народа банту, первых земледельцев Африки, из мест их исконного проживания на территории современных Нигерии и Камеруна, начавшаяся около 5 000 лет назад. Примерно к 400 году н.э. банту распространились по всей Африке к югу от Сахары, привнеся аспекты своей культуры и религии, основанной на земледелии, охотникам-собирателям по всему континенту.

Коренные африканские религии также оказали влияние и испытали на себе влияние религий, впервые возникших в других странах, особенно иудаизма, христианства и ислама. Давно налаженные торговые пути между Африкой, Европой и Ближним Востоком позволили широко обмениваться идеями, по крайней мере, с первого века нашей эры.

Африканские религии в Америке

В более современные времена трансатлантическая работорговля принесла многие традиционные религии Западной Африки в Америку. Переживая ужасы рабства, многие африканцы полагались на свои родные религии, которые придавали им силы. Такие верования стали особенно распространены в Южной Америке и Карибском бассейне, где африканские рабы смогли продолжить многие лечебные аспекты своих религий после того, как нашли растения, похожие на те, которые они знали в своих собственных тропических и экваториальных домах.

Во многих случаях традиционные африканские верования сочетались с верованиями коренных народов Америки или с христианской практикой рабовладельцев. Такое смешение культур привело к возникновению некоторых наиболее известных религий африканской диаспоры, включая Воду на Гаити, Кандомбле в Бразилии, Сантерию на Кубе и Пало, которая развилась из религиозных практик Центральной Африки в контролируемых испанцами странах Карибского бассейна.

Современные практики

Трудно оценить количество людей, которые до сих пор исповедуют традиционные африканские религии, в основном из-за высокого уровня смешения, или синкретизма, между этими духовными традициями и традициями христианства и ислама. Хотя коренные африканские религии издавна испытывали влияние друг друга, а также христианства и ислама, колониализм, а теперь и глобализация быстро расширили сферу влияния христианства и ислама. Такие тенденции позволили этим двум основным мировым религиям за относительно короткий промежуток времени обрести миллионы новых последователей, и огромная часть их роста произошла в Африке. Упадок традиционных религий

Сегодня около 10% жителей Африки к югу от Сахары относят себя к традиционным религиям. Напротив, почти 500 миллионов (около 45% всего населения континента) считают себя христианами, а около 234 миллионов (21%) исповедуют ислам. Религиоведы объясняют упадок традиционных верований – не только в Африке, но и во всем мире – недостаточной организованностью и институционализацией этих духовных традиций по сравнению с основными мировыми религиями. В традиционных африканских религиях нет формальной иерархии руководства и священных текстов, которые позволили внедрить христианство и ислам в различные культуры мира. В то же время, растущая урбанизация и глобальное влияние в Африке к югу от Сахары способствуют использованию общих языков – в первую очередь английского, французского и суахили – в ущерб языкам коренных народов, которые лучше всего описывают и развивают традиционные религии.

Переплетение верований

Однако упадок традиционных африканских религий – это ещё не вся история. Как и в прошлом, границы между коренными африканскими верованиями и христианской и мусульманской традициями часто размыты. Многие африканцы, считающие себя христианами или мусульманами, продолжают использовать традиционные верования, обряды и лечебные практики в своей повседневной жизни. Это явление наиболее ярко выражено в сельских районах континента, где меньше контроля со стороны религиозных лидеров.

Недавние исследования религии в странах Африки к югу от Сахары показали, что значительное число африканцев верят в защитную силу духов или предков. Такие традиционные верования особенно сильны в Танзании, Мали, Сенегале и Южной Африке, где многие верят, что жертвоприношения духам или предкам могут защитить их от несчастий. Сегодня многие христиане и мусульмане преуменьшают, презирают или даже демонизируют вплетение традиционных африканских верований в ткань своих религий. Таким образом, многие африканцы, которые до сих пор придерживаются местных ритуалов и верований, менее охотно признаются в этом, а многие из их религиозных верований оказались в подполье, что ещё больше увеличивает неопределённость будущего африканской традиционной религиозной практики.

В то же время традиционные африканские религиозные верования продолжают жить и в некоторых частях Америки, особенно в Латинской Америке и Карибском бассейне. Вуду на Гаити, Кандомбле в Бразилии, Сантерия и Пало в испаноязычных странах Карибского бассейна – все это живые, растущие религии, которые можно проследить непосредственно в африканском происхождении и влиянии.

В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии, включая народные и синкретические [1] .



Содержание

Авраамические религии

Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям. [2]

Христианство



Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Ислам



В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д'Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.

Иудаизм

Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Дхармические религии

Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.

Индуизм

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). [3] Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии. [3]

Буддизм

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д'Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго. [4]

Сикхизм

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).

Традиционные религии


Традиционные религии



Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

Христианско-африканские культы

Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии. [5]

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом [6] :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека. [7]

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты [5]

Наиболее значимым являются:

    ; - церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Бахаи



Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.

Нерелигиозность

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах

Распространение религий в Африке

См. также

Примечания

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Религии Африки" в других словарях:

Деколонизация Африки — Африка на карте мира Африка континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света,… … Википедия

АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ — Комплекс религ. представлений народов, населяющих Африку к югу от Сахары. Иерархию сверхъестественного в Тропической Африке можно условно разделить на следующие уровни (от низшего к высшему): группа (семейная, родовая, этническая), состоящая из… … Православная энциклопедия

Африканские традиционные религии — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия

Государственный музей истории религии — У этого термина существуют и другие значения, см. Музей истории религии. Координаты: 59°55′54.06″ с. ш. 30°18′06.14″ в. д. /  … Википедия

Институт стран Азии и Африки — при МГУ Институт стран Азии и Африки (сокращённо ИСАА) факультет Московского государственного университета … Википедия

Африканские традиционные религии — (African traditional religions). Тесно связаны с опред. этнич. группами, более 700 из к рых проживают к Ю. от Сахары. Хотя их религ. верования отличаются друг от друга в отношении тотемов и культов, существуют и нек рые общие черты. А.т.р. в… … Народы и культуры

Новые африканские религии — (African new religions). Подсчитано, что с 1930 х гг. в Африке, к Ю. от Сахары, возникло до 7 тыс. новых религ. движений, объединивших ок. 32 млн. приверженцев. Большинство из них сочетают элементы африканской традиционной религии и внесенных… … Народы и культуры

Ха(народ Африки) — Ха Общая численность: 990 тысяч (на 2001 год) Расселение: Танзания Язык: киха Религия: Протестантизм … Википедия

Одной из шести частей света является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.

религии африки

Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?

Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.

Африка: интересные факты

Здесь были найдены первые останки самых древних людей. Ученые доказали, что человечество зародилось именно в этой части света.

Наряду с самыми известными мировыми религиями, такими как христианство, ислам и буддизм, в некоторых уголках континента существуют и экзотические религии народов Африки: фетишизм, древние культы и жертвоприношения. Среди самых необычных из них - поклонение звезде Сириус, которое распространено в племени догонов, одного из многочисленных племён западной части континента. А в Тунисе, например, государственной религией считается ислам. Его исповедует большая часть населения.

Интересно, что в одной из самых экзотических стран Африки - Эфиопии - не принято выражать бурные эмоции. На улицах и в общественных местах следует воздерживаться от любого проявления чувств.

какая религия в африке

Одна из самых распространенных религий - ислам

В середине 7-го века Северная Африка была завоевана арабами. Захватчики принесли с собой ислам. Применяя различные меры убеждения к коренному населению - освобождение от налогов, получение определенных прав и т. д. - арабы внедряли новую религию. Ислам очень быстро распространялся по континенту и в некоторых местах соперничал с христианством.

Религия Африки в 19 веке

Первые европейские колонии здесь появились в 15-м веке. С этого времени в Африке начинает распространяться христианство. Одна из ключевых идей этой религии - существование прекрасного, беззаботного потустороннего мира - нашла свое отражение в местных обычаях и культах. Итогом этого стало повсеместное развитие христианства. На континенте строились школы для африканских детей, в которых не только учили читать и писать, но и знакомили с новой религией. К 19-му веку христианство уже широко распространилось в Африке.

культы и религии в африке

Распространенные культы и религии Африки

Но воспринимая постулаты общеизвестных религиозных верований, африканское население продолжает придерживаться и древних культов:

  • Культ вождя. Он распространен во многих африканских племенах в различных проявлениях. К вождю относятся как к колдуну или жрецу, а в некоторых местах Африки прикосновение к нему даже карается смертью. Глава племени должен уметь делать то, что не может обычный человек: вызывать дождь, общаться с духами умерших. Если же он не справляется со своими обязанностями, его могут даже убить.
  • Культ вуду. Одна из самых мистических религий, зародившаяся в Западной Африке. Она дает возможность человеку напрямую общаться с духами, но для этого необходимо принести в жертву животное. Жрецы исцеляют больных, снимают проклятия. Но известны и случаи, когда религию вуду используют для черной магии.
  • Культ предков, или духов. Занимает важное место среди традиционных религий Африки. Особенно развит в земледельческих и скотоводческих племенах. В его основе вера в то, человеческая душа после смерти продолжает существовать и может вселиться в дерево, растение или животное. Дух предков помогает в повседневной жизни, уберегает от неприятностей.
  • Культ животных, или зоолатрия. В его основе лежит страх человека перед дикими хищниками. Особым почитанием пользуются леопард и змеи.
  • Культ вещей и предметов - фетишизм. Одна из самых распространенных религий Африки. Предметом поклонения может стать любая вещь, поразившая человека: дерево, камень, статуя и другое. Если предмет помогает человеку получить то, что он просит, то ему приносят различные подношения, если нет, то заменяют другим.
  • Ибога - самая необычная религия Центральной Африки. Свое название она получила от наркотического растения, применение которого вызывает галлюцинации. Местные жители верят в то, что после применения этого средства, душа покидает тело человека и он имеет возможность общаться с духами животных и растений.

религия африки в 19 веке

Особенности религий африканского народа

Интересно перечислить отличительные черты религий народов Африки:

  • Уважительное отношение к умершим. Проведение специальных ритуалов, при помощи которых обращаются за помощью к духам. Умершие оказывают большое влияние на существование живых.
  • Отсутствие веры в рай и ад, однако представление о загробной жизни у африканцев имеется.
  • Беспрекословное выполнение наставлений старших. Вообще, культуры и религии Африки основаны на традиции передачи главных понятий о жизни и обществе через устные рассказы от старшего к младшему.
  • Во многих африканских племенах устойчива вера в высшее существо, которое сотворило мир и руководит всей жизнью на земле. К нему можно обращаться только в исключительных случаях: засуха, наводнение, угроза для жизни общества.
  • Вера в мистические превращения человека. С помощью специальных культов человек может усилить свои физические и умственные способности.
  • Поклонение предметам, наделенным мистическими свойствами.
  • Жертвы богам может приносить любой человек.
  • Большое количество различных обрядов, связанных с различными периодами в жизни человека: взрослением, свадьбой, рождением детей, смертью.
  • Близость к природе и любовь к земле.

культуры и религии африки

Самые популярные традиции и обычаи Африки

Ни одна страна мира не вызывает к себе такого пристального внимания туристов. Одной из причин является большое количество интересных обычаев. Самые любопытные из них связаны со свадебными ритуалами и семейной жизнью. Вот лишь некоторые из них:

  • Невеста идет пешком к дому жениха и сама несет своё приданое.
  • У дома будущего мужа собираются женщины и кричат на девушку. Считается, что эти действия помогают обрести счастье молодоженам.
  • После свадьбы муж с женой не должны несколько дней выходить на улицу.
  • В Эфиопии проживает племя хамеров, в котором чем больше шрамов на теле женщины, тем счастливее она считается. Доказательством любви мужа служат еженедельные побои.

Информация для туристов

Африка - удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
  • Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
  • Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
  • Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
  • Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
  • Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
  • Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.

религии народов африки

В заключение

Религии Африки разнообразны. Самое главное, что каждый житель имеет право сам выбирать ту, которая будет ему по душе. Конечно, есть ещё такие места на континенте, в которых поклоняются различным культам и совершают обряды, не приемлемые для туристов, но в целом религии Африки направлены на сохранение мира и благополучие человека.

В 1900 г. христиане и мусульмане в Африке южнее Сахары были религиозными меньшинствами, в то время как основную часть населения составляли последователи традиционных верований. Число мусульман увеличилось с 11 млн в 1900 г. до 234 млн в 2010 г. (что составляет 15 % от общей численности мусульман в мире). За тот же период число христиан увеличилось с 7 млн до 470 млн чел. (21 % христиан в мире). При этом общая численность населения в Африке в целом увеличилась вдвое с 1982 по 2009 гг. и в четыре раза с 1955 по 2009 гг., к 2013 г. население Африки составляло около 1,1 млрд чел. (15 % населения мира).

Христианство. История христианства в Африке насчитывает около двух тысяч лет. С I в. н. э. христианство начинает проникать на африканский континент через северные районы – территории современных Египта и Судана. Коптская православная церковь была основана, по преданию, апостолом Марком в 42 г. В начале IV в., при правителе Эзане, христианство становится официальной религией государства Аксум. Тогда же основывается эфиопская ортодоксальная (православная) церковь. С VII в. по мере распространения вглубь Африканского континента ислама (через арабских торговцев-мусульман) позиции христианства значительно ослабевали. Однако с XV в. вместе с европейскими путешественниками и торговцами в Африке появляются католические миссионеры. С середины XIX в. вместе с колониальной экспансией миссионерская деятельность резко активизировалась.

Римско-католической церковью были созданы специальные ордена и миссионерские общества (Белые отцы, Общество африканской миссии и др.). Несмотря на усилия христианских миссионеров по лечению больных и обучению местного населения грамоте, успеху христианизации африканцев в значительной степени мешала рознь между отдельными направлениями христианства. Немаловажное значение имела "практичность" традиционных африканских религиозных представлений, их неразрывная связь с общественным устройством и противостояние новой религии, которая предпринимала попытки разрушить привычное мировосприятие. Более того, связь новой для африканцев религии – христианства – с рабовладением, работорговлей и колониализмом была очевидной.

К 1910 г. только 9 % населения Африки было христианским, из них 80 % христиан приходилось на Эфиопию, Южную Африку, Египет и на Мадагаскар. К 1970 г. численность христиан в Африке возросла до 38,7 %, в 2010 г. достигла 48,3 % общей численности населения. На Юге Африки христианство упрочивает свои позиции. Мусульманское сообщество в основном представлено иммигрантами и их потомками, а также потомками привезенных сюда из мусульманских стран работников (так называемыми "капскими малайцами" или "цветными"). Численность христиан в Южной Африке возросла с 78 % населения в 1970 г. до 85 % в 2010 г., с ожидаемым приростом до 90 % к 2020 г.

В настоящее время последователи англиканской церкви и протестанты составляют большинство среди христиан главным образом в Нигерии, католики – в Демократической Республике Конго, ортодоксальные христиане в Эфиопии. По общей численности католики составляют наибольшую часть христианского населения стран Африки.

Христианство в Черной Африке отличается многообразием форм исповедания: от древних форм восточной ортодоксальной церкви в Эфиопии и Эритрее до сравнительно недавно учрежденных афрохристианских синкретических религий.

Источник: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки/ под ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И. И. Филатовой. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. - 704 с. ил.

Читайте также: