Метафоры стихотворения три пальмы лермонтова кратко

Обновлено: 08.07.2024

Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.

Образ пустыни контрастирует с образом оазиса. Эти два пространства символизируют жизнь и смерть. Образ каравана, расположившегося на отдых под пальмами, в обобщённом виде рассказывает историю человеческого рода.



Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Сюжет

Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.

Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.

Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.

История создания

Три пальмы лермонтов

Литературоведы относят его к зрелому периоду творчества романтика, когда его взгляды уже полностью сформировались, а юношеские искания прекратились, сменившись горечью разочарования и недовольством своей судьбой.

Но тематика у Лермонтова гораздо более трагична. Он размышляет о жизненном смысле, предназначении человека в целом и себя в частности, приходит к неутешительным выводам.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

Композиция стихотворения

У баллады кольцевая композиция. Она выстраивалась на противопоставлении в первом и последнем катрене темы жизни и смерти. В первом четверостишии Лермонтов описывает райскую жизнь в оазисе среди пустыни. В завершающей строфе этот островок рая умирает, становясь никому не нужной кучкой пепла. Песок больше не сдерживают прекрасные пальмы и он уничтожает ручей — источник жизни. Посреди сухой, душной пустыни больше нет оазиса, а без него она предвещает одиночным путникам только гибель.


В стихотворении Лермонтов отчетливо выражает личное мнение. По убеждениям автора каждый, кто желает жить для окружающих и доставлять пользу людям, обязательно окажется использованным, растоптанным и уничтоженным теми, кого волнует исключительно личная польза.

Актуальность

Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.

Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.

Композиция и жанр

Стихотворение по жанру представляет собой глубокую лирическую балладу, написанную в традициях восточной притчи. Основные черты данного жанра, которые можно найти в тексте — экзотическая обстановка, на фоне которой разворачивается действие. Кроме того, это свойственная романтизму идея бунта против существующего порядка, стремление к достижению идеала. Сам сюжет был взят Лермонтовым из восточной легенды и переосмыслен.

В композиции текста можно выделить несколько структурных частей:

Урок литературы

  1. Описание мирной жизни пальм. Здесь царит гармония, образы очень поэтичные, красивые, у читателя не возникает негативных мыслей. Пустыня не представляется жаркой и безжизненной, скорее это таинственное экзотическое место действия.
  2. Бунт. Деревья недовольны своей судьбой и обращаются с гневной речью к богу.
  3. Появление каравана. Сначала ничто не предвещало трагедии. Деревья искренне рады тому, что смогли предоставить тень уставшим путникам.
  4. Сумерки, гибель. Наступила ночь и, желая развести костер, люди безжалостно уничтожают пальмы, столь гостеприимно встретившие их совсем недавно.
  5. Разрушение. Пустыня радуется тому, что последние зеленый островок уничтожен. Над пепелищем летает коршун — символ смерти.

Таковы композиционные особенности текста, его краткий сюжет. Используемый размер — четырехстопный амфибрахий, который позволяет придать стиху восточное мерное звучание.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы I категории

Лепехина Ирина Владимировна

Урок литературы в 6 классе.

Цели урока

Методы:

  1. Слово учителя.
  2. Работа в группах.
  3. Создание таблицы.
  4. Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.
  5. Выразительное чтение стихотворения. Анализ лирического текста.
  6. Беседа.
  7. Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению.
  8. Обобщение.

Оборудование урока: учебник, словарь литературоведческих терминов, интерактивная доска, распечатки тропов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация, интернет.

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему

. На доске:
(Портрет М.Ю. Лермонтова)
— Чей портрет вы видите на доске? (Слайд 1)

Слово учителя.

— Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке? (Слайд 2)

3.Анализ стихотворения с составлением таблицы.

— в тетради начертите таблицу для составления опорного конспекта.

Послушаем внимательно это стихотворение. (Слайд 3)

Вопросы на восприятие текста.

— Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Красота природы и гармония человека с миром) (Слайд 4)

Запишите в таблицу.

— Как вы поняли главную мысль стихотворения? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) (Слайд 5)

Запишите в таблицу.

Беседа по вопросам:

-Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?

-Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?

8)

— Давайте обратимся к сюжету стихотворения (составление плана стихотворения) (Слайд 7,

1) Жизнь гордых пальм в пустыне.

2) Их обращение к Богу.

3) Пальмы встречают гостей.

Беседа по вопросам.

2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).

-А теперь посмотрим, как автор изображает караван. (Слайды 9, 10, 11, 12)

— найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

— какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

— найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди — малые дети, пальмы — питомцы столетий).

1.Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

2.Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

4.Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).

3.С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).

4.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

(Пали-упали, одежду сорвали — сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).

5.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

7.Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

8.Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

9.Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

10.Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

11.А вы оправдываете этих людей? Почему?

Анализ стихотворения с точки зрения художественных средств.

— Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

4.Объяснение нового.

— Вслушайтесь еще раз в строки:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

— Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. (Слайд 16, 15)

— Что означают слова питомцы столетий

— Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. (Слайд 17)

5. Самостоятельная работа (работа в парах)

Определите, какие художественные средства использует автор в предложенных вам отрывках

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая
махровой главою,
Приветствуют пальмы
нежданных гостей,
И щедро
поитих студёныйручей.
И только замолкли –
в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь,
как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Но только что
сумракна землюупал,
По корням упругим
топорзастучал,
И пали без жизни
питомцыстолетий!
Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены
былителаих потом,
И медленно жгли их до утра огнем.

(Коллективная проверка с комментированием тропов). (Слайд 19, 20, 21)

-Запишите в таблицу, какие художественные средства использовал автор в стихотворении.

6. Итог урока.

— Ответим на главные вопросы урока:

— описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).

3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Выставление оценок.

7. Рефлексия.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

8.Домашнее задание

Ответы

первое отродье было золотое: без бича и побуждения,

медный — по серебряной быстро наступила,

последняя порода — железная.

золото, медь, серебро и железо. овидий классифицирует четыре поколения людей, употребляя названия четырех металлов.

потому что , бажов хотел рассказать не о даниле-мастере, а про каменный цветок хозяйки медной горы , который понять ему, в чем заключается истинная сила мастерства.

снова бой,стоит солдат,снова в строи , вперед комбат ,пришла война , бесстрашно к людям , и никогда мы не забудем , о природе , те тропинки ,тех ,и те снежинки что летят , и словно теплым покрывалом точно пух оно упало на нас вдруг .

Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова

Стихотворение Лермонтова было написано в 1838 году, являющееся притчей, в которой есть глубокий смысл. В этом произведении, автор выделяет главных героинь, как три пальмы, находящиеся в пустыне, в которой ни разу не было человека. Но ручей, протекающий на просторах той пустыни, превратил этот безжизненный, окутанный мраком кусочек планеты, в настоящий и прекрасный рай.

Единственная проблема заключается в том, что этот удивительный мир, не доступен никому из живых существ. Три пальмы молят о том, чтобы наконец осуществилась их мечта и они смогли помогать путникам найти дорогу и укрывать их от яркого солнца. Их просьбы услышал автор, помог осуществить их мечту. Недалеко от них, появилось много желаемых гостей. Они представляли собой целый караван торговцев. Но пальмы ещё не знают о том, какую опасность представляют собой эти люди. Вскоре, их будут колотить топорами, гости будут нуждаться в огне. После руки живого существа, этот рай преображается в прежнее место, полное мрака и темноты.

Первый вопрос, являющийся актуальным в этом произведении — отношение человека к природе. Раскрывается тема о том, что человек может погубить природу ради собственной выгоды. Философская мысль стихотворения заключается в том, что прежде чем просить чего-то у Бога, в начале, необходимо подумать о последствиях, которые могут произойти. Если жизнь идёт по определенной прямой, которая сформирована высшими силами, то нужно что раз подумать, прежде чем просить изменений в ней. Попытка изменить что-то в своей жизни, может повлечь за собой множество последствий, которые будут вам неприятны.

Лермонтов, непосредственно связывает человека с пальмами. Пытаясь прервать цепь задуманных событий, нужно помнить о том, какие изменения могут произойти потом. Не многие задумываются о том, что такое изменение, может послужить разочарованием, а не к желаемому результату. Разочарование, с точки зрения библейского значения, убивает в вас не только душу, которая то и дело разорвётся от обиды, но и тело тоже не мало страдает. Желания — прекрасная вещь, но они могут и не сбыться. Человеку всегда нужно осознавать свои возможности и не задумываться о координатных последствиях в своей жизни, ведь они приведут к губительному исходу.

Пейзажная лирика Лермонтова

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Философский смысл стихотворения

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов – три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Композиционные особенности


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема произведения – Нужно довольствоваться малым. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением. Ещё одна тема – смысл жизни.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных четырёхстопным амфибрахием с использованием парной рифмовки.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим бесполезным существованием. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не приносят никому пользы.

Метафоры – пылающая грудь, гордо кивая махровой главою.

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной.

Олицетворения – щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни ( “степи аравийской земли” ), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10. В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!” . И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!” .

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.
Написано произведение четырёхстопным амфибрахием – трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — парная, мужская и женская.

По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных двусложным трехстопным амфибрахием с использованием рифмы секстина со смежной рифмовкой.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.

Метафоры – песок крутился столбом, пылающая грудь

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой.

Олицетворения – родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

Произведение “Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838 – ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликована в “Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студеной водой” из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!”.

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

Бог отвечает на просьбу — тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Жанр, направление и размер

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Философский смысл стихотворения

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов — три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Основная мысль

Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

Лермонтов, Три пальмы. Какова основная мысль этого произведения?

Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, — это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей — дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм — это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, — нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

Композиция стихотворения

У баллады кольцевая композиция. Она выстраивалась на противопоставлении в первом и последнем катрене темы жизни и смерти. В первом четверостишии Лермонтов описывает райскую жизнь в оазисе среди пустыни. В завершающей строфе этот островок рая умирает, становясь никому не нужной кучкой пепла. Песок больше не сдерживают прекрасные пальмы и он уничтожает ручей — источник жизни. Посреди сухой, душной пустыни больше нет оазиса, а без него она предвещает одиночным путникам только гибель.


В стихотворении Лермонтов отчетливо выражает личное мнение. По убеждениям автора каждый, кто желает жить для окружающих и доставлять пользу людям, обязательно окажется использованным, растоптанным и уничтоженным теми, кого волнует исключительно личная польза.

Композиционные особенности

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые – они волнуют человечество испокон веков.

Читайте также: