Барокко в испании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Только в конце XVII века, когда во всей Европе распространился стиль барокко, испанская архитектура, которая всегда внешне, выглядела живописной и эффектной, сразу приняла стиль барокко. Испанские зодчие применяли его в основном в культовых сооружениях; обращенные к массам, они нуждались именно в таком стиле: украшательство, внушительность показывали силу и мощь духовенства. Культовые сооружения Испании времен барокко мало отличались от подобных сооружений в Италии.

Ярким представителем стиля барокко был архитектор Хосе Бенито Чурригера (1665-1725), он происходил из семьи архитекторов и скульпторов.

Чурригера и его ученики оставили большой след в архитектуре Испании. Помимо архитектурных сооружений, он выполнил много декоративных работ, особенно в культовых сооружениях: создал большие, резные, позолоченные алтари. Манера работы Чурригеры получила название чурригереск. Последователи этой манеры создавали архитектурные памятники, которые по обилию и причудливости форм превзошли самого Чурригеру.

Стиль чурригереск приобрел популярность как национальное испанское барокко. Поверхности, обработанные в этом стиле, отличаются живописностью, сложными декоративными дугообразными и извилистыми формами. Криволинейные очертания сооружений в стиле чурригереск придавали интерьеру неповторимый образ.

Пример стиля барокко в дворцовых постройках — дворец маркизов Дос Агуас в Валенсии. Декоративное убранство фасадов этого дворца носило характер утонченности, роскоши и богатства.

Во второй половине XVIII века в Испании начинается строительство в стиле классицизма. Происходит наступление классицизма на чурригереск, и наблюдается постепенный отход от стиля барокко.


ЭПОХА БАРОККО В ИСПАНИИ

Архитектура барокко – это период в архитектуре европейских стран и Америки, длившийся примерно 150 – 200 лет. Барокко охватило все сферы культурной жизни человека, но наиболее ярко отразилось в архитектуре и живописи.

В испанской архитектуре барокко появилось в начале XVII века. Суровая простота умершего в 1597 году Эерреры (создателя Эскориала), еще сохраняла прежнее влияние, Гомес де Мора создал Пласа Майор в Мадриде (1621) и занялся строительством коллежа Клересиа в Саламанке.

Рисунок 1. Пласа Майор в Саламанке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благодаря влиянию барокко, исходившему в большей мере от Италии (Карло Фонтана построил церковь в Саламанке, 1681), строгая архитектура Эрреры сменилась более свободным и вычурным стилем. К слову, испанская архитектура всегда отличалась живописностью форм, поэтому барокко здесь нашло для себя весьма благоприятную почву.

Утрехтский договор между Францией и Испанией, подписанный в 1713 году, стал разумным компромиссом, обеспечившим Европе несколько десятилетий относительного мира. Благодаря достигнутому равновесию между двумя государствами вновь расцвели новые центры художественного творчества. В Испании возродилась активная строительная деятельность, и, несмотря на то, что Филипп V приглашал многих французских архитекторов для проектирования своих дворцов (например, Робера де Кота в Буэн-Ретиро), испанские специалисты создали целый ряд сооружений, ничем не обязанных французской архитектуре:

Готовые работы на аналогичную тему

  • портал дворца Сан-Тельмо (Фигероа);
  • монастырь Паулар (Франческо Хуртадо);
  • Пласа Майор в Саламанке (братья Чурригера).

Наиболее примечательные достижения в испанском барокко были связаны с именем архитектора Хосе Чурригера и его учеников. Последователи этого зодчего долгое время развивали его манеру и создали так называемый стиль чурригереско.

Хорошим примером жилого дома-особняка начала XVIII века является дворец маркизов Дос Агуас (Валенсия). Внешний декор фасадов здания характеризуется роскошью и творческой изощренностью, максимально приближаясь по архитектуре к французскому рококо.

Вторая половина XVIII века в испанской архитектуре характеризовалась постепенным отказом от барочных форм и усилением позиций классицизма.

Пик развития стиля

Рисунок 2. Сантьяго-де-Компостела. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чурригереско характеризуется максимальной насыщенностью плоскостей, фантастически сложными сплетениями и декоративностью. Все образцы данного стиля отличаются динамикой и живописностью композиции. Следует упомянуть интерьер Сакристии картезианского монастыря – Чертозы в Гранаде (архитекторы – Мануэль Васкес и Луис Аревало). Именно во внешнем виде этого здания чурригереск достиг своей кульминации. Поверхности стен заполнены извивающимися и изогнутыми деталями, некоторые мотивы заимствованы из древнемексиканских и древнеперуанских образцов. Криволинейность форм здания здесь максимально усложняет архитектурный эффект.

Индивидуальность стиля чурригереско выражается в архитектуре собора Сантьяго-де-Компостела.

Пласа Майор в Саламанке

Появление площади Пласа Майор датировано 1756-м годом. Известно, что приказ о строительстве новой площади был издан Филиппом V, она должна была стать подарком для горожан за помощь в борьбе за испанское наследие.

До начала строительных работ участок у церкви Святого Мартина был весьма загрязнённой площадкой и представлял большой интерес для торгашей. Созданием площади, внешне схожей с мадридской решалось несколько проблем:

  • исключение очага преступности;
  • увеличение доходов города;
  • получение площадки для городских представлений.

Выполнение проекта площади было поручено Альберто де Чурригуэра, одному из известнейших испанских архитекторов того времени. Площадь имеет форму прямоугольника в плане и выстроена в стиле барокко. Прямоугольник со всех сторон окружен трехэтажными зданиями с арками (за исключением муниципалитета).

Как уже отмечалось выше, визуально площадь сильно напоминает Мадридскую площадь (она имеет аналогичное название). Недалеко от площади в Саламанке располагается романский храм Сан-Мартин, в честь которого была названа предыдущая площадь. Сегодня центральную площадь Саламанки посещают тысячи туристов, она является одной из главных достопримечательностей города.

Архитектура Испании в эпоху возрождения

На своей родине (в Италии) Ренессанс получил на ранней стадии все признаки бесстрастного классицизма. Но в Испании все происходило совершенно по-другому.

Как одним из направлений эпохи Ренессанса стало формирование архитектурного стиля платереско, в котором нашли свое определенное продолжение многие стили зодчества: мавританское наследие, элементы постготического исабелино и скульптурная детализация. Этому направлению архитектуры, которое сформировалось в 16 веке стали присущи многие черты именно Ренессанса: декоративные мотивы, ордерные элементы (определенные формы колонн и канделябров). Такие элементы внесли упорядоченность в хаотичную пышность готики.

В большинстве случаев новые идеи затронули не конструкцию зданий, а фасады. Наибольшей известностью расцветшего платереско можно считать фасад университета в Саламанке, где наблюдается присутствие огромного количества изображений Фердинанды, Изабеллы, фруктов, завитков. Многие старались при оформлении фасадов использовать изображение лягушки, считалось, что именно оно приносит удачу. В Саламанке в описанном стиле украшены практически все здания.

Авторские фасады

Несмотря на то, что имя автора фасада университета в Саламанке не известно, но именно с приходом Ренессанса в Испанию появилась традиция связывать архитектурные работы с именами мастеров, что их выполняли. Благодаря этому обрели свою известность следующие зодчие:

  1. Хуан де Бадахос, который оформил фасад пристанища для паломников Сан-Маркос (ок. 1514) в Леоне.
  2. Алонсо де Коваррубиас, что возглавил строительство кафедрального собора в Толедо в 1630-х годах. Немного позже он стал придерживаться менее вычурного стиля ренессанса.
  3. Родриго Хиль де Онтаньон, который оформлял фасад университета в Алькада-де-Энаресе и получил звание ведущего архитектора Испании 16 века. Его работы отличаются сдержанностью и уравновешенностью в гармоничном сочетании с большим разнообразием элементов и форм.

Особенности Ренессанса в Андалусии

дворец Каденас

Фото: Дворец Каденас

На территории Испании огромное количество зданий которые основывались на принципах готики, а в некоторых из них есть все элементы, свойственные итальянским сооружениям. Но все же можно встретить огромное количество примеров академизма Ренессанса. Такие здания выделяются своей сдержанностью в композиции.

Начиная с 1520 года, на территории Испании все большее предпочтение начинают отдавать симметрии и торжественности Античности, что приводит к укреплению на полуострове эпохи Высокого Возрождения.

Платереско в основном реализовывался в Кастилии и Леоне, а вот в Андалусии архитекторы отдавали предпочтение классическому направлению. Ярким примеров архитектуры Позднего Возрождения можно считать дворец, что расположился в центре Альгамбры. Он был спроектирован в 1527 году зодчим Педро Мачука (ученик Микеланджело). Это дворец с круглым внутренним двором и двухэтажной ротондой. Более ярким примеров архитектуры Позднего Возрождения больше не встретишь.

Позже создатель Золотой лестницы (Elcalera Dorada) в кафедральном соборе Бургоса приступил к реставрации кафедрального собора Гранады. Старое здание было дополнено колонами, полукруглой аркой и куполом. Андерес де Вандельвира в свое время украсил весь город Убеде постройками в стиле ренессанса. Он занимался проектами зданий по предварительному заказу богатых горожан. Именно его работой является монументальная больница Сантьяго и дворец Каденас (Palacio de las Cadenas). Эти два здания стали прекрасным дополнением коллекции архитектурных памятников периода Ренессанса в Испании.

Суровый Ренессанс

Дворец-монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал

Фото: Дворец-монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал

Не долгое время испанские архитекторы отдавали классическому направлению в архитектуре Ренессанса, очень скоро произошел резкий поворот. На третьем этапе эпохи Возрождения в зодчестве стала наблюдаться несвойственная Испании сдержанность.

Новый строгий аскетически суровый стиль стал полной противоположностью торжественности платереско. Торжественные здания Мачуки, Вандельвиры и де Силоэ ушли в прошлое. Основоположником нового направления стал любитель античности Хуан де Эррера. Его лучшим произволением архитектуры стал дворец-монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал. Это огромный комплекс, целиком его можно увидеть только с высоты, представлял прямоугольное сооружение с огромным количеством внутренних дворов, базиликой, дворцом и мавзолеем.

Внешне от сооружения веет настоящим академизмом. В этом комплексе ярко представлен голый Ренессанс, обнаженный до самых основ. От него веет военной мощью и духовным аскетизмом, что было свойственно для Испании 16 века.

Разработкой проекта сначала занимался Хуан Буатиста де Толеда, но заканчивал его уже Эррера в 1584 году. На строительство ушел всего 21 год. В своих работах не украшенную суровую простоту использовали кроме архитектора Эррера и другие молодые художники, например, Хуан Гомес де ла Мора, который занимался проектом площади Майор в Мадриде.

Особенности испанского барокко

В 17-18 веке испанские архитекторы снова вернулись к направлениям итальянского зодчества. Вместо классической строгости снова стала появляться помпезность и изысканность. Стоит отметить, что появление барокко не привело к появлению огромного количества новых архитектурных построек.

Изысканность и помпезность реализовывалась в украшении существующих зданий и сооружений. Также черты этого стиля стали наблюдаться и в работах скульпторов. Стоит отметить, что причиной того, что барокко не прижился на полуострове в полной мере, можно считать самобытность Испании. Если и использовались определенные элементы барокко, то исключительно в пределах традиционного ригоризма местных, этнических и религиозных вкусов.

Короли архитектурной драматургии: архитекторы Чурригера

Площадь Майор в Саламанке

Фото: Площадь Майор в Саламанке

Стиль, основоположником которого стал Эррера, очень медленно уступал позиции новому направлению. При строительстве новых зданий, как и прежде, наблюдалась определенная сдержанность и умеренность даже на раннем этапе барокко. Но немного разнообразия в строительство внес Алонсо Кано, когда в 1667 году занялся оформлением фасада гранадского собора. В его ранних работах наблюдалась определенная сдержанность, которая еще преобладала над пышностью и великолепием барокко. Ведь зодчий руководствовался канонами строгой архитектуры.

В 18 веке на территории полуострова стал преобладать стиль архитектуры чурригереско, который был назван в честь двух братьев архитекторов Чурригера.

Особенности этого стиля были определены старшим братом Хосе Бенито де Чурригера, который в своих творениях стал использовать сочную эффективную декоративность. В какой-то степени его можно назвать скульптором, руководствуюсь его работой по созданию коллекции головокружительных алтарей для церкви.

Наиболее известным считается алтарь, выполненный для монастыря Сан-Эстебан в Саламанке (1692 г). Творение старшего брата, как архитектора, менее известны. По заказу одного из банкиров им был выполнен проект небольшого городка Нуэво-Бастан в 1709 году, где он придал церкви, дворцу и стекольной фабрике весьма непретенциозно классический облик.

А вот архитектурным произведениям Альберто Чурригера свойственна большая торжественность и помпезность. Его основным творением, благодаря которому он вошел в историю, можно считать площадь Майор в Саламанке. Однако лучшими представителями чурригерского стиля считаются зодчие, которые занимались не непосредственным строительном, а украшением порталов растительными узорами, ангелочками, спиралевидными колоннами. Примером можно считать портал здания Музея истории города (Museo Municipal) в Мадриде.

Лучшие работы испанской архитектуры

Кафедральный собор в Мурсии

Фото: Кафедральный собор в Мурсии

Лучшим произведением испанского барокко можно считать оформление западного фасада в Саньтьяго-де Компостеле, который носит название Эль-Обрадойро. Оформление его проводилось в 1740 году известным архитектором Фернандо Касас-и-Новоа. Причудливая чарующая взгляд композиция сложилась из гармоничного сочетания тонких колонн, статуй святого Иакова и его учеников и прочего традиционного набора элегантного щитового декора.

Испанские зодчие очень часто работали над существующими зданиями, декорировали их в соответствии новых стилей. Такое смешение направлений зачастую нарушало общую гармонию композиции, но в случае с собором в Саньтьяго-де Компостеле получилось настоящее архитектурное чудо.

Еще одной удачной работой того времени можно считать фасад кафедрального собора в Мурсии. Он был украшен горгульями и херувимчиками из светлого камня. Стоит отметить, что стиль чурригереско, который сформировался в Испании, получил еще более шикарное и помпезное воплощение в Латинской Америке.

Барочные дворцы на французский манер

Королевский дворец в Мадриде

Фото: Королевский дворец в Мадриде

В эпоху барокко испанские монархи не стали прибегать к услугам своих архитекторов, они захотели французской помпезности. Поэтому ушли далеко от существующего в Испании на тот момент стиля чурригереско. Архитекторы, которых вызывали из Франции и Италии, были далеки от испанских традиций.

По проекту Джованни Баттиста Саккетти по приказу Филипа Пятого был построен в Мадриде Королевский дворец (Palacio Real). Это очень элегантное сооружение, в котором насчитывалось около 2800 комнат, по своей архитектурной композиции оно очень напоминало Лувр. В одном из залов дворца стены были отделаны фарфоровыми панелями. Только по этому можно понять, что король не скупился на средства при строительстве.

Еще одним грандиозным строением этого времени можно считать Королевский дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (La Grania de San Ildefonso) в Сеговии, который был построен по образцу и подобию Версаля.

Новое направление неоклассицизм

Базилика Божьей Матери Пилар в Сарагосе

Фото: Базилика Божьей Матери Пилар в Сарагосе

Уже в конце 18 века испанские архитекторы, как и зодчие Европы, стали склоняться к более рациональному и зрелому. Теперь отдавали предпочтение неоклассицизму, в котором правильным направлением считалось подражание древней благородной архитектуры. Влияние этого направления не стало стишком обильным и ограничилось всего несколькими зданиями, которые были выполнены по заказу короля Карла Третьего в целях облагораживания Мадрида.

Самым известным архитектором того времени стали Хуан де Вильянуэва. Именно по его проекту началось строительство музея Прадо, что открылся только через 30 лет. Классицистические идеи этого направления реализованы с характерными чертами и барокко, но при этом образные колонны выполнены достаточно простыми и без дополнительного декора. Также проектами Вильянуэва стали виллы в Эскориале, на которых король размещал своих гостей.

Другим представителем неоклассицизма в архитектуре стал Вентура Радригес (сын каменщика). Он стал автором непритязательного фасада кафедрального собора в Памплоне. Также Родригес принимал участие в проведении реконструкции базилики Божьей Матери Пилар в Сарагосе, именно его вариант получился более ярким, так как он понял, что здание будет смотреться более эффектно с 11 куполами и 4 минаретами.

Особую окраску стиль барокко приобрёл в Испании, художест­венная атмосфера которой отличалась религиозной экзальтацией и склонностью к мистике. В отличие от итальянского, испанское ба­рокко воскрешало атмосферу национального средневековья.

Эскориал. Современный вид

Архитектура

Антонис ван Дейк

Наибо­лее известным учеником Рубенса был замечательный портретист А. ван Дейк, который довёл до совершенства жанр роскошного па­радного портрета в стиле барокко. В Англии им были написаны портреты первых Стюартов, их родственников и приближённых. Творчество ван Дейка способствовало формированию национальной традиции портретной живописи, ставшей основным жанром английского изобразительного искусства XVII в.


Испанское барокко это нить Архитектура барокко который развился в Испания, это провинции, и бывший колонии.

Содержание

История


По мере того как влияние итальянского барокко проникало через Пиренеи, они постепенно вытеснили по популярности сдержанный классицизирующий подход Хуан де Эррера, который был в моде с конца шестнадцатого века. Еще в 1667 году фасады Гранадский собор (к Алонсо Кано) и Хаэнский собор (к Эуфразио Лопес де Рохас) предполагают, что художники свободно интерпретируют традиционные мотивы испанской соборной архитектуры в эстетической идиоме барокко.

В Мадрид, народное барокко, уходящее корнями в Herrerian и традиционное кирпичное строительство было развито в Plaza Mayor и в Королевском дворце Эль-Буэн-Ретиро, который был разрушен во время французского вторжения войск Наполеона. Его сады до сих пор остаются Парк дель Буэн Ретиро. Это сдержанное кирпичное барокко 17 века до сих пор хорошо представлено на улицах столицы во дворцах и площадях.


В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство того времени обращалось к эмоциям, а не к уму. В Churriguera Семья, которая специализировалась на проектировании алтарей и ретаблей, восставала против строгости классицизма Herreresque и продвигала замысловатый, преувеличенный, почти капризный стиль украшения поверхностей, известный как Churrigueresque. За полвека они преобразовали Саламанка в образцовый город Churrigueresque.


Три самых ярких творения испанского барокко - это энергичные фасады Университет Вальядолида (Диего Томе и Fray Pedro de la Visitación, 1719), западный фасад (или Fachada del Obradoiro) Собор Сантьяго-де-Компостела (Фернандо де Касас и Новоа, 1750), а Hospicio de San Fernando в Мадрид (Педро де Рибера, 1722), чья криволинейная экстравагантность, кажется, предвещает Антонио Гауди и Модернизм. В этом случае, как и во многих других, дизайн включает игру тектонических и декоративных элементов, мало связанных со структурой и функцией. В центре внимания витиеватого орнамента находится тщательно вылепленная рамка главного входа. Если мы уберем запутанный лабиринт сломанных фронтонов, волнистых карнизов, лепных панелей, перевернутых конусов и гирлянд с довольно простой стены, к которой она приставлена, форма здания не пострадает ни в малейшей степени. Тем не менее, чурригереское барокко предлагало одни из самых впечатляющих сочетаний пространства и света с такими зданиями, как Гранада Чартерхаус (ризница Франсиско Уртадо Искьердо), который считается апофеозом стилей Churrigueresque, применяемых во внутренних помещениях, или El Transparente из Собор Толедо к Нарцисо Томе, где скульптура и архитектура объединены для достижения заметных световых драматических эффектов.

В самой богатой имперской провинции Испании 17 века, Фландриявитиеватые декоративные детали были более плотно связаны с конструкцией, что исключало опасения излишков. Замечательное слияние испанского, французского и голландского барокко. эстетика можно увидеть в Аббатство Авербоде (1667). Другой характерный пример - церковь Святого Мишеля в Лувен (1650–70) с его пышным двухэтажным фасадом, группами полуколонн и сложной совокупностью скульптурных деталей во французском стиле.

Шесть десятилетий спустя архитектор Хайме Борт-и-Мелиа был первым, кто представил Рококо в Испанию (Собор Мурсии, западный фасад, 1733 г.). Величайший практик испанского стиля рококо был местным мастером, Вентура Родригес, ответственный за великолепный интерьер Базилика Богоматери Колонны в Сарагоса (1750).

Читайте также: