Религии дальнего востока кратко

Обновлено: 04.07.2024

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в VI–V в. до н. э. в Древней Индии. Сейчас насчитывают около 0,5 млн последователей буддизма. В современной России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии и Тувы.

Существует гипотеза, согласно которой буддизм во II тысячелетии мог попасть сюда вместе с племенами из Центральной Азии, но поскольку никаких серьёзных подтверждений этому нет, обратимся к официальной версии. Всё начиналось в IV-V веках нашей эры, когда племена мохэ пришли на территорию современных Приморья и Приамурья. С севера мохэсцы соседствовали с древними палеоазиатскими народами, которые занимались охотой, оленеводством и рыболовством. На западе они жили рядом с лесными охотниками и полукочевниками шивэйцами (предками монголов), кочевниками киданями и тюрками. На юге граничили с древнекорейским государством Когурё, где был распространён буддизм.


После того, как китайская империя Тан разгромила Когурё, когурёсцы бежали на север — в страну союзных мохэских племен. Они и мохэское племя сумо стали тем ядром, вокруг которого начали объединяться мохэ. Они успешно отразили посланное покарать их китайское войско, и в 698 году их вождь Да Цзожун провозгласил образование государства Чжэнь. В 713 году, после нормализации отношений с китайцами, государство получило новое название — Бохай, под которым и вошло в историю.


В X веке начались столкновения между бохайцами и соседним государством Ляо, в которых последнее побеждает. В 926 году, за 62 года до крещения Руси, кочевники взяли резиденцию бохайского короля и Цветущее государство перестало существовать. Однако уже в конце XI века Ляо приходит в упадок, а в 1125 году его уничтожают чжурчжэни, поднявшие восстание. На территории, которую занимало Бохай, возникает новое государство — Золотая империя (Цзинь).

Буддизм в Золотом государстве

В период своего расцвета Чжурчжэньская империя занимала Маньчжурию, часть северного Китая и северной Кореи, Приморье и Приамурье. Именно чжурчжэни придумали пороховые снаряды, один из которых нашли в Ананьевском городище — в пяти километрах к западу от железнодорожной станции Веневитиново Надеждинского района Приморского края.


Буддизм у чжурчжэней появился в период формирования этнического самосознания и государственности, а несколько позже он занимает своё место в конгломерате трёх религиозных учений — буддизма, даосизма и конфуцианства. В Корсаковском могильнике Приморья обнаружили объёмную, литую, бронзовую, с позолотой скульптурку стоящего Будды, которая однозначно принадлежит эпохе чжурчжэней. Но впоследствии в борьбе с даосизмом буддизм потерял своё главенство, и если буддийские храмы и монастыри не переходили в руки даосских монахов, то приходили в упадок.

Буддизм в российском и советском государствах

К XVII веку, когда началось активное русское освоение Дальнего Востока, буддизм уже был одной из важнейших религий восточной Азии. Даже у эвенков Приамурья чувствовалось его влияние на культуру и быт: в их пандемониуме были персонажи буддийской мифологии. Так, например, у хинганских тунгусов появляется дух Яма (в буддизме бог смерти и верховный судья загробного царства). Но нужно заметить, что в Китае, Японии и Корее чиновниками буддизм оттеснялся на второй план в пользу конфуцианства — идеологии, ставшей официальной для этих профессиональных управленцев.


В целом это время можно описать как относительно спокойное: буддисты демонстрировали лояльность к властям, а правительство не форсировало события на слабо управляемой периферии, по соседству от которой располагалась китайская империя Цин, официально патронировавшая буддизм. Даже после революции 1917 года новые власти некоторое время не трогали буддизм, однако в середине 1920-х годов начались массовые репрессии. Имущество буддистов по всему СССР национализируют, дацаны разрушают, книги изымают и уничтожают (из 35 000 томов дацанских библиотек удалось сохранить лишь 1 700). К 1938 году арестованы более 15 000 представителей буддийского духовенства, идут массовые расстрелы лам и послушников.

И немного про ислам

Первые мусульмане на российском Дальнем Востоке появились практически сразу после освоения отдельных его регионов русскими, однако никогда не составляли значительной доли населения. Например, в Благовещенске в конце XIX века было всего 308 мусульман, в основном татары и башкиры. И после Октябрьской революции ситуация, конечно же, лучше не стала — молебные дома мусульман разрушали или национализировали, а самих верующих притесняли.

Читайте также: