Пир в замке феодала в средние века кратко

Обновлено: 02.07.2024

С нашим давним и полюбившимся многим читателем экспертом Зои Лионидас, историком, лингвистом, переводчиком с древних языков, мы продолжаем наш разговор о средневековом пире.

- Скажите, Зои, начало праздненства знаменуется подачей блюд. Как происходило это в то время?

- Так зарождался этикет?

- Какие же существовали правила?

- В сущности, правила были достаточно единообразны: не кричать, не махать руками, не хватать с блюда лучшего куска, и т.д. – надо сказать, они практически не изменились с тех пор, за одним любопытным исключением: женщинам полагалось есть несколько меньше чем их мужьям и братьям, воздушные и грациозные создания, каковыми полагались тогдашние дамы не могли демонстрировать прилюдно столь земного и тривиального свойства как хороший аппетит. Но вернемся.

- Наша трапеза набирает обороты.

- Подавалось всё горячим?

- В замках кухня, как правило, располагалась в удаленном крыле или даже в отдельном здании – во избежании пожаров, а для того, чтобы блюдо не остыло во время длинного путешествия по холодным коридорам, хитроумные изобретатели того времени придумали переносную жаровню, или очень толстые выпуклые блюда, которые закрывали пищу с обеих сторон а для верности еще оборачивались толстым полотенцем, создавая некое подобие термоса. Посему, еда прибывала горячей и аппетитной, к полному удовольствию гостей.

- Что было модным ставить на потеху публики?

- В качестве спектаклей могли выступать Библейские и античные сюжеты, в частности, на пиру, данном в честь коронации любимой супруги, Карл VI приказал поставить в пиршественной зале мини-крепость, должную изображать древнюю Трою, вокруг которой разворачивалось батальное действо – троянцы против греков.

Подобные представления не только развлекали гостей, но и позволяли им несколько отдохнуть после каждого блюда, прежде чем приступить к следующему. Кроме того, на балконе над пиршественной залой обязательно играла музыка, и подача блюд могла из раза в раз прерываться танцами, до которых наши предки были весьма охочи, несмотря на недовольство церковников.

Трапеза элиты предполагала не только богатое меню, но и включало в себя ряд важных обычаев. Пир в замке не был простой попойкой.

Гостеприимство в Средневековье: литературный штамп?

Произведения эпохи Средних веков в описании пиров и трапез знатных особ по большей части обладают целым набором стереотипов. Рассказывается о сеньорах и их гостях, которых те с удовольствием балуют угощениями. Если мы говорим о классическом периоде, о Высоком Средневековье, то в западноевропейских странах на рубеже 12−13 столетий ни кулинария, ни столовый этикет ничем особо не выделялись. И только к концу 13-го века, во времена правления французского короля Филиппа IV Красивого, происходят значительные перемены: мода на куртуазные романы подталкивает средневековую аристократию к более вежливому отношению к посетителям своих поместий.

1.jpg

Прибывших гостей хозяин принимал в соответствии с церемониалом. У въезда в свои владения сеньор встречал уважаемого посетителя, оказывал ему помощь в спешивании, а также отдавал приказ слугам принять оружие у гостя и следить за его лошадью. Далее одна из дочерей сеньора набрасывала на плечи визитёра плащ, и по звуку рога, в который трубил слуга, уважаемый гость отправлялся принимать водные процедуры перед трапезой. Руки мыли под умывальником или в большом тазу, который слуги приносили вместе с полотенцем в зал, где проходило пиршество.

За столом у сеньора.

3.jpg

Подобных описаний застолий герцогов и графов, баронов и рыцарей сохранилось огромное количество. Некоторые совсем не отличаются друг от друга. Но где заканчиваются типичные литературные приёмы и начинаются реальные свидетельства?

Средневековый социум — явление очень динамичное. Долгое время даже королевский двор западноевропейского монарха не имел постоянной локации. Человек из благородного семейства, обладающий ценным имуществом, априори был гостеприимным: это было продиктовано обычаем, который являлся важным элементом идентичности сословной элиты.

Средневековое застолье в замке сеньора

Стол в огромном зале донжона замка собирали из досок, которые специально клали на козлы. Белая скатерть — редкость, её использовали исключительно в праздничные дни. О столовых полотенцах речи даже не шло. А золотая или серебряная посуда редко выставлялась — в основном графы и герцоги использовали оловянную или глиняную кухонную утварь.

Распитие вина за столом.

Вино перед трапезой наливали в чаши на несколько человек: соседи за столом либо пили из одной емкости, либо использовали индивидуальные кубки (если таковые были у хозяина поместья). Виночерпий по требованию гостей обновлял сосуды с вином.

Только что приготовленные блюда на стол приносили накрытыми полотенцем. Оно снималось в момент подачи гостю. Подобный обычай был введён не только для сохранения температуры блюда, но и в качестве меры безопасности: считалось, что таким образом можно помешать отравлению еды. Литература повествует также о специальных слугах, которые занимались дегустацией приготовленной пищи. Существуют и совершенно фантастические рассказы о профилактических свойствах зуба змеи и рога единорога, с помощью которых выявляли яд в блюде.

5.jpg

Порядок подачи яств слабо освещён в источниках той поры. Хроники и литературные произведения рисуют совершенно полярную картину. Обед в замке гостеприимного сеньора открывали и пирогами, и супом, и сырами, и даже фруктами. Хотя пироги в отдельных случаях являлись финальным пунктом в банкете хозяина поместья и его гостей.

Средневековые миниатюры изображают господский стол со всеми блюдами сразу: горячие и холодные закуски, дичь, соленья и сладости. Неудивительно предположение, что на подобной трапезе ели всё и сразу. Но если мы говорим о мясных и рыбных блюдах, то крупную дичь ели в первую очередь, а затем — птицу и рыбу. Употребление выпивки завершалось сладкими винами (ликёрами) или особой настойкой с пряностями.

Продолжительность подобного мероприятия варьировалась от пяти до восьми часов. Обед длился около полутора часов, а ужин — два с половиной и более. Вечерняя трапеза затягивалась, ведь гостей ждала развлекательная секция — жонглёры, паломники с рассказами о путешествиях, труверы со стихами и музыкальное сопровождение.

Статистика королевского двора и резиденции герцога

Двор короля Франции образца 1330 года имел внушительный штат из 75 поваров, 33 виночерпиев и 21 хлебодаров. Огромные кухни, буфеты, дрессуары, вертела и музыканты на помосте — обязательные условия любого застолья средневековой элиты. Бургундские герцоги в 15-м столетии принимали на своих праздничных трапезах по 300 гостей. Гости собирались два-три дня в поместье хозяина. По данным французских медиевистов, тридцать сотрапезников поглощали за три дня гигантский объём пищи и выпивки: 40 свиней, 4 телёнка, 80 цыплят, 10 коз, около 25 головок сыра, 210 пирогов и бисквитов, 1,8 тыс. кондитерских изделий, 450 л вина. Хлеб и вода не в счёт.

7.jpg

Такие излишества породили ряд стереотипов о кухне средневековой знати, но тем не менее именно кулинария высокого сословия во многом оказала влияние на формирование западноевропейской кухни в целом.

Пир в замке

Сеньор, устраивая пир, стремился выказать свою щедрость и гостеприимство. В большом зале замка слуги устанавливали огромные столы и устилали полы ворохами душистых трав и цветов. Гости размещались на скамьях, покрытых коврами и подушками; сеньор сидел на возвышении в кресле под балдахином за отдельным столом. Перед началом трапезы трубил рог, и слуги вносили кувшины и тазики с водой для омовения рук. Затем начиналось пиршество: после зажаренных целиком оленьих туш подавались окорока дикого кабана, медвежатина, жареные павлины и лебеди, громадные пироги с начинкой из дичи. Мясо поливали соусом из перца и гвоздики. Гости ели руками. Двузубая вилка, появившаяся в Венеции в XI в., долгое время оставалась роскошью. Вместо тарелок за столом использовались внушительных размеров ломти хлеба, которые иногда клали на деревянные кружки. Пропитанный мясным соком и соусом хлеб бросали после еды собакам, непременным сотрапезникам хозяев в любом замке. Со временем вместо хлеба стали использовать тарелки из олова, серебра и фаянса. Рот и руки вытирали краем скатерти, салфетки появились в Европе лишь в XV в.

Обязательной принадлежностью пиршественного стола была солонка : почётные места за столом располагались ближе к ней . Скатерть ткали из ниток двойного кручения, вся она покрывалась вышивкой и украшалась бахромой.

На пиру господ развлекали пением, танцами и акробатическими номерами бродячие артисты - жонглёры: музыканты и шуты, фокусники и акробаты. В XIV в. они стали разыгрывать интермедии - диалоги в стихах на сюжеты басен или пантомимы в перерывах между переменами блюд. Профессиональные поэты и певцы - менестрели - самозабвенно исполняли баллады о славных рыцарях и Прекрасных Дамах прошлых времён. Правила хорошего тона запрещали рыцарю есть торопливо, сморкаться в скатерть, облизывать пальцы и лезть ими в горчицу или соль, бросать в общее блюдо обглоданные кости, ковырять ножом в зубах. Прежде чем пить, следовало вытереть губы, возбранялось говорить с набитым ртом. Пить дозволялось только в промежутках между сменами блюд. Пиры, как правило, сопровождались танцами. С XII в. танец входил в число обычных для рыцаря занятий. Придворный танец стал порождением куртуазной культуры, суть которой составлял культ Прекрасной Дамы. Поэтому важными элементами танца были преклонение колена и поклон. В XIII в. на юге Франции зародился парный танец, в котором обыгрывалась любовь рыцаря к даме сердца. Обычно танец начинала одна пара, затем к ней присоединялись другие и чинно двигались по кругу.

Было принято приглашать на танец даму или девицу, сидевшую рядом за столом, и в течение вечера ни в коем случае не менять партнёршу.

Сундук Истории

вторник, 4 ноября 2014 г.

Средневековый пир

Слово пир ассоциируется у нас в первую очередь с изысканной пищей и роскошно убранным залом. Однако на заре Средневековья пиршества благородных сеньоров отличались от их ежедневного меню не столько этим, сколько количеством подаваемой на стол пищи. И только в эпоху расцвета европейской средневековой цивилизации стали придавать большее значение кулинарным изыскам, застольным манерам и приличествующей случаю одежде.


Королевский пир. Средневековая миниатюра

По сути, первым роскошным пиром, упомянутым в исторических источниках, является обед, устроенный в крытом зале Сомюра в честь Альфонса де Пуатье, младшего брата короля Людовика Святого (1241 г.). Причем автор Жан де Жуанвиль особенно был впечатлен количеством гостей и богатством их одежд:

Пир в замке или во дворце всегда проходил по установленному ритуалу. Общий порядок был таков: вначале подавали закуску – салаты или фрукты. Затем суп, жаркое – основное блюдо и соусы на основе пряных трав, именно они задавали тон трапезе. Однако следует учесть, что жаркое готовилось из нескольких видов дичи, птицы и мяса, тем более, если речь шла о пире. После этого делался перерыв, в течение которого гостей развлекали трубадуры, жонглеры, музыканты.



На десерт подавали сладости, пирожные, засахаренный имбирь и фрукты. Из напитков гипокрас (смесь меда, пряностей и вина), сладкие вина, а также настоянные на травах. Для иллюстрации познакомимся со свидетельством очевидца, оставившего нам перечень блюд, подаваемых во время пира в итальянском городе Пьяченца:

Иногда городское управление даже издавало указы с целью обуздать чревоугодие, сопровождавшее пиршества. Например, во Флоренции в 1330 году регламент ограничил трапезу 20 (!) переменами блюд. Возникает закономерный вопрос, сколько же их было до этого?


Пока же такой привилегии удостоился лишь епископ Парижа Эймери де Меньяк – в честь которого и собрались гости. Более того, в его услужении было три стольника, в то время как у остальных приглашенных по одному. В течение долгой трапезы подали несколько перемен блюд: жаркое, рыбу, похлебку в котелках, кашу, рагу, фрукты, сладости, а после перерыва вино и пряности.

Пир, особенно во дворце короля, знатного вельможи или церковного прелата, требовал не только точного соблюдения ритуала, своевременной смены блюд, но и предварительной подготовки к банкету. За все это отвечал распорядитель, который во Франции носил титул сенешаля дворца. В его обязанности входил контроль за слугами, а также за тем, чтобы на кухню вовремя были доставлены продукты, вино и дрова в достаточном количестве, а в пиршественный зал – свечи, факелы, мебель.


В Средние века пища имела четко выраженный классовый аспект. В предыдущих статьях мы рассмотрели, чем питались основные социальные группы той эпохи: крестьяне, горожане и аристократия, включая церковных иерархов. Однако нельзя обойти молчанием трубадуров . Не всем из них повезло так, как герцогу Гийому Аквитанскому, – уж он-то точно не заботился о ежедневном пропитании. Но ведь многие трубадуры происходили отнюдь не из привилегированных слоев общества.

Конечно, пока поэт жил при дворе богатого покровителя, то питался с хозяйского стола. Но во время поисков другого ценителя поэзии, трубадуру приходилось довольствоваться будничной пищей – сыром, хлебом, морской или речной рыбой в постные дни, похлебкой и дичью по праздникам.

Средневековое праздничное застолье
В похлебку, ежедневное блюдо на юге средневековой Франции, для густоты добавляли кусочки размоченного хлеба, реже мяса. Слабоалкогольное красное вино пили каждый день, тогда как белое шло на нужды церковной литургии. Ну и, конечно, фрукты, в изобилии произраставшие на юге Европы, – сливы, яблоки, вишни, груши, терн, орехи, финики, миндаль.

Миндальное молоко использовали для приготовления паштетов, кремов, соусов, начинки для пирогов. Впрочем, эти кулинарные деликатесы подавались на стол сеньоров, поэтому были доступны трубадуру только в сытное время его пребывания в замке очередного богатого покровителя.


* Отель-Дьё - самая старая больница в Париже, существующая и по сей день.


Читайте также: