Пир в замке феодала в средние века кратко
Обновлено: 02.07.2024
С нашим давним и полюбившимся многим читателем экспертом Зои Лионидас, историком, лингвистом, переводчиком с древних языков, мы продолжаем наш разговор о средневековом пире.
- Скажите, Зои, начало праздненства знаменуется подачей блюд. Как происходило это в то время?
- Так зарождался этикет?
- Какие же существовали правила?
- В сущности, правила были достаточно единообразны: не кричать, не махать руками, не хватать с блюда лучшего куска, и т.д. – надо сказать, они практически не изменились с тех пор, за одним любопытным исключением: женщинам полагалось есть несколько меньше чем их мужьям и братьям, воздушные и грациозные создания, каковыми полагались тогдашние дамы не могли демонстрировать прилюдно столь земного и тривиального свойства как хороший аппетит. Но вернемся.
- Наша трапеза набирает обороты.
- Подавалось всё горячим?
- В замках кухня, как правило, располагалась в удаленном крыле или даже в отдельном здании – во избежании пожаров, а для того, чтобы блюдо не остыло во время длинного путешествия по холодным коридорам, хитроумные изобретатели того времени придумали переносную жаровню, или очень толстые выпуклые блюда, которые закрывали пищу с обеих сторон а для верности еще оборачивались толстым полотенцем, создавая некое подобие термоса. Посему, еда прибывала горячей и аппетитной, к полному удовольствию гостей.
- Что было модным ставить на потеху публики?
- В качестве спектаклей могли выступать Библейские и античные сюжеты, в частности, на пиру, данном в честь коронации любимой супруги, Карл VI приказал поставить в пиршественной зале мини-крепость, должную изображать древнюю Трою, вокруг которой разворачивалось батальное действо – троянцы против греков.
Подобные представления не только развлекали гостей, но и позволяли им несколько отдохнуть после каждого блюда, прежде чем приступить к следующему. Кроме того, на балконе над пиршественной залой обязательно играла музыка, и подача блюд могла из раза в раз прерываться танцами, до которых наши предки были весьма охочи, несмотря на недовольство церковников.
Трапеза элиты предполагала не только богатое меню, но и включало в себя ряд важных обычаев. Пир в замке не был простой попойкой.
Гостеприимство в Средневековье: литературный штамп?
Произведения эпохи Средних веков в описании пиров и трапез знатных особ по большей части обладают целым набором стереотипов. Рассказывается о сеньорах и их гостях, которых те с удовольствием балуют угощениями. Если мы говорим о классическом периоде, о Высоком Средневековье, то в западноевропейских странах на рубеже 12−13 столетий ни кулинария, ни столовый этикет ничем особо не выделялись. И только к концу 13-го века, во времена правления французского короля Филиппа IV Красивого, происходят значительные перемены: мода на куртуазные романы подталкивает средневековую аристократию к более вежливому отношению к посетителям своих поместий.
Прибывших гостей хозяин принимал в соответствии с церемониалом. У въезда в свои владения сеньор встречал уважаемого посетителя, оказывал ему помощь в спешивании, а также отдавал приказ слугам принять оружие у гостя и следить за его лошадью. Далее одна из дочерей сеньора набрасывала на плечи визитёра плащ, и по звуку рога, в который трубил слуга, уважаемый гость отправлялся принимать водные процедуры перед трапезой. Руки мыли под умывальником или в большом тазу, который слуги приносили вместе с полотенцем в зал, где проходило пиршество.
Подобных описаний застолий герцогов и графов, баронов и рыцарей сохранилось огромное количество. Некоторые совсем не отличаются друг от друга. Но где заканчиваются типичные литературные приёмы и начинаются реальные свидетельства?
Средневековый социум — явление очень динамичное. Долгое время даже королевский двор западноевропейского монарха не имел постоянной локации. Человек из благородного семейства, обладающий ценным имуществом, априори был гостеприимным: это было продиктовано обычаем, который являлся важным элементом идентичности сословной элиты.
Средневековое застолье в замке сеньора
Стол в огромном зале донжона замка собирали из досок, которые специально клали на козлы. Белая скатерть — редкость, её использовали исключительно в праздничные дни. О столовых полотенцах речи даже не шло. А золотая или серебряная посуда редко выставлялась — в основном графы и герцоги использовали оловянную или глиняную кухонную утварь.
Вино перед трапезой наливали в чаши на несколько человек: соседи за столом либо пили из одной емкости, либо использовали индивидуальные кубки (если таковые были у хозяина поместья). Виночерпий по требованию гостей обновлял сосуды с вином.
Только что приготовленные блюда на стол приносили накрытыми полотенцем. Оно снималось в момент подачи гостю. Подобный обычай был введён не только для сохранения температуры блюда, но и в качестве меры безопасности: считалось, что таким образом можно помешать отравлению еды. Литература повествует также о специальных слугах, которые занимались дегустацией приготовленной пищи. Существуют и совершенно фантастические рассказы о профилактических свойствах зуба змеи и рога единорога, с помощью которых выявляли яд в блюде.
Порядок подачи яств слабо освещён в источниках той поры. Хроники и литературные произведения рисуют совершенно полярную картину. Обед в замке гостеприимного сеньора открывали и пирогами, и супом, и сырами, и даже фруктами. Хотя пироги в отдельных случаях являлись финальным пунктом в банкете хозяина поместья и его гостей.
Средневековые миниатюры изображают господский стол со всеми блюдами сразу: горячие и холодные закуски, дичь, соленья и сладости. Неудивительно предположение, что на подобной трапезе ели всё и сразу. Но если мы говорим о мясных и рыбных блюдах, то крупную дичь ели в первую очередь, а затем — птицу и рыбу. Употребление выпивки завершалось сладкими винами (ликёрами) или особой настойкой с пряностями.
Продолжительность подобного мероприятия варьировалась от пяти до восьми часов. Обед длился около полутора часов, а ужин — два с половиной и более. Вечерняя трапеза затягивалась, ведь гостей ждала развлекательная секция — жонглёры, паломники с рассказами о путешествиях, труверы со стихами и музыкальное сопровождение.
Статистика королевского двора и резиденции герцога
Двор короля Франции образца 1330 года имел внушительный штат из 75 поваров, 33 виночерпиев и 21 хлебодаров. Огромные кухни, буфеты, дрессуары, вертела и музыканты на помосте — обязательные условия любого застолья средневековой элиты. Бургундские герцоги в 15-м столетии принимали на своих праздничных трапезах по 300 гостей. Гости собирались два-три дня в поместье хозяина. По данным французских медиевистов, тридцать сотрапезников поглощали за три дня гигантский объём пищи и выпивки: 40 свиней, 4 телёнка, 80 цыплят, 10 коз, около 25 головок сыра, 210 пирогов и бисквитов, 1,8 тыс. кондитерских изделий, 450 л вина. Хлеб и вода не в счёт.
Такие излишества породили ряд стереотипов о кухне средневековой знати, но тем не менее именно кулинария высокого сословия во многом оказала влияние на формирование западноевропейской кухни в целом.
Сеньор, устраивая пир, стремился выказать свою щедрость и гостеприимство. В большом зале замка слуги устанавливали огромные столы и устилали полы ворохами душистых трав и цветов. Гости размещались на скамьях, покрытых коврами и подушками; сеньор сидел на возвышении в кресле под балдахином за отдельным столом. Перед началом трапезы трубил рог, и слуги вносили кувшины и тазики с водой для омовения рук. Затем начиналось пиршество: после зажаренных целиком оленьих туш подавались окорока дикого кабана, медвежатина, жареные павлины и лебеди, громадные пироги с начинкой из дичи. Мясо поливали соусом из перца и гвоздики. Гости ели руками. Двузубая вилка, появившаяся в Венеции в XI в., долгое время оставалась роскошью. Вместо тарелок за столом использовались внушительных размеров ломти хлеба, которые иногда клали на деревянные кружки. Пропитанный мясным соком и соусом хлеб бросали после еды собакам, непременным сотрапезникам хозяев в любом замке. Со временем вместо хлеба стали использовать тарелки из олова, серебра и фаянса. Рот и руки вытирали краем скатерти, салфетки появились в Европе лишь в XV в.
Обязательной принадлежностью пиршественного стола была солонка : почётные места за столом располагались ближе к ней . Скатерть ткали из ниток двойного кручения, вся она покрывалась вышивкой и украшалась бахромой.
На пиру господ развлекали пением, танцами и акробатическими номерами бродячие артисты - жонглёры: музыканты и шуты, фокусники и акробаты. В XIV в. они стали разыгрывать интермедии - диалоги в стихах на сюжеты басен или пантомимы в перерывах между переменами блюд. Профессиональные поэты и певцы - менестрели - самозабвенно исполняли баллады о славных рыцарях и Прекрасных Дамах прошлых времён. Правила хорошего тона запрещали рыцарю есть торопливо, сморкаться в скатерть, облизывать пальцы и лезть ими в горчицу или соль, бросать в общее блюдо обглоданные кости, ковырять ножом в зубах. Прежде чем пить, следовало вытереть губы, возбранялось говорить с набитым ртом. Пить дозволялось только в промежутках между сменами блюд. Пиры, как правило, сопровождались танцами. С XII в. танец входил в число обычных для рыцаря занятий. Придворный танец стал порождением куртуазной культуры, суть которой составлял культ Прекрасной Дамы. Поэтому важными элементами танца были преклонение колена и поклон. В XIII в. на юге Франции зародился парный танец, в котором обыгрывалась любовь рыцаря к даме сердца. Обычно танец начинала одна пара, затем к ней присоединялись другие и чинно двигались по кругу.
Было принято приглашать на танец даму или девицу, сидевшую рядом за столом, и в течение вечера ни в коем случае не менять партнёршу.
вторник, 4 ноября 2014 г.
Средневековый пир
Слово пир ассоциируется у нас в первую очередь с изысканной пищей и роскошно убранным залом. Однако на заре Средневековья пиршества благородных сеньоров отличались от их ежедневного меню не столько этим, сколько количеством подаваемой на стол пищи. И только в эпоху расцвета европейской средневековой цивилизации стали придавать большее значение кулинарным изыскам, застольным манерам и приличествующей случаю одежде.Королевский пир. Средневековая миниатюра |
По сути, первым роскошным пиром, упомянутым в исторических источниках, является обед, устроенный в крытом зале Сомюра в честь Альфонса де Пуатье, младшего брата короля Людовика Святого (1241 г.). Причем автор Жан де Жуанвиль особенно был впечатлен количеством гостей и богатством их одежд:
Пир в замке или во дворце всегда проходил по установленному ритуалу. Общий порядок был таков: вначале подавали закуску – салаты или фрукты. Затем суп, жаркое – основное блюдо и соусы на основе пряных трав, именно они задавали тон трапезе. Однако следует учесть, что жаркое готовилось из нескольких видов дичи, птицы и мяса, тем более, если речь шла о пире. После этого делался перерыв, в течение которого гостей развлекали трубадуры, жонглеры, музыканты.
На десерт подавали сладости, пирожные, засахаренный имбирь и фрукты. Из напитков гипокрас (смесь меда, пряностей и вина), сладкие вина, а также настоянные на травах. Для иллюстрации познакомимся со свидетельством очевидца, оставившего нам перечень блюд, подаваемых во время пира в итальянском городе Пьяченца:
Иногда городское управление даже издавало указы с целью обуздать чревоугодие, сопровождавшее пиршества. Например, во Флоренции в 1330 году регламент ограничил трапезу 20 (!) переменами блюд. Возникает закономерный вопрос, сколько же их было до этого?
Пока же такой привилегии удостоился лишь епископ Парижа Эймери де Меньяк – в честь которого и собрались гости. Более того, в его услужении было три стольника, в то время как у остальных приглашенных по одному. В течение долгой трапезы подали несколько перемен блюд: жаркое, рыбу, похлебку в котелках, кашу, рагу, фрукты, сладости, а после перерыва вино и пряности.
Пир, особенно во дворце короля, знатного вельможи или церковного прелата, требовал не только точного соблюдения ритуала, своевременной смены блюд, но и предварительной подготовки к банкету. За все это отвечал распорядитель, который во Франции носил титул сенешаля дворца. В его обязанности входил контроль за слугами, а также за тем, чтобы на кухню вовремя были доставлены продукты, вино и дрова в достаточном количестве, а в пиршественный зал – свечи, факелы, мебель.
В Средние века пища имела четко выраженный классовый аспект. В предыдущих статьях мы рассмотрели, чем питались основные социальные группы той эпохи: крестьяне, горожане и аристократия, включая церковных иерархов. Однако нельзя обойти молчанием трубадуров . Не всем из них повезло так, как герцогу Гийому Аквитанскому, – уж он-то точно не заботился о ежедневном пропитании. Но ведь многие трубадуры происходили отнюдь не из привилегированных слоев общества.
Конечно, пока поэт жил при дворе богатого покровителя, то питался с хозяйского стола. Но во время поисков другого ценителя поэзии, трубадуру приходилось довольствоваться будничной пищей – сыром, хлебом, морской или речной рыбой в постные дни, похлебкой и дичью по праздникам.
Средневековое праздничное застолье |
Миндальное молоко использовали для приготовления паштетов, кремов, соусов, начинки для пирогов. Впрочем, эти кулинарные деликатесы подавались на стол сеньоров, поэтому были доступны трубадуру только в сытное время его пребывания в замке очередного богатого покровителя.
* Отель-Дьё - самая старая больница в Париже, существующая и по сей день.
Читайте также: