Рейхстаги и ландтаги в германской империи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Так называется в Германии, в противоположность рейхстагу, периодическое собрание представителей в отдельных государствах, входящих в состав империи, а также в отдельных провинциях (провинциальные ландтаги). В средние века и в начале новых Л. были строго сословными; представлены на них были дворянство, духовенство и города, причем даже совещания иногда происходили отдельно по сословиям (см.). В течение XVIII в. Л. во многих государствах Германии или вовсе исчезли, или влачили самое жалкое существование, не имея влияния на ход государственной жизни. По окончании Наполеоновских войн германские правительства постепенно вводили конституционное устройство. В одних государствах (напр. Нассау в 1814 г., Шаумбург-Липпе-1816, Вальдек-Пирмонт-1816) Л. устраивались по старинному сословному принципу; в других, в которых ландтаги сохранились, они были только реорганизованы, с сохранением сословного принципа, но с некоторыми уступками современным требованиям (Вюртембер — 1819, Ганновер — 1819, Брауншвейг -1820); в третьих, наконец, к которым принадлежали как государства, в которых еще сохранялись старинные представительные учреждения (напр. Саксония, в 1830 г.), так и государства, в которых не осталось и тени представительных собраний (напр. Бавария; первая ее конституция относится к 1808 г., но она не была осуществлена на деле; следующая, осуществленная, дана в 1818 г.), Л. с самого начала были организованы по принципу всесословного представительства. Позже всех учредила у себя Л. Пруссия, сначала, в 1847 г., на сословном начале (см. Соединенный Л.), потом на представительном, в современном смысле слова, и Ольденбург (1849). В настоящее время повсеместно в Германии, за исключением только Мекленбурга, Л. построены на представительном принципе. В Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберге, Бадене и Гессене Л. делится на две палаты: верхнюю (см. Верхняя палата) и нижнюю, составляемую посредством выборов по избирательным округам; избирательное право повсеместно ограничено более или менее высоким имущественным цензом (см. Представительство). В остальных германских государствах Л. состоит из одной палаты депутатов. Мекленбургские вел. герцогства, управляемые на основании конституции 1755 г., имеют один общий Л., членами которого состоят все владельцы рыцарских имений и 48 депутатов от привилегированных городов, причем такие важные города, как Висмар и Ней-Стрелиц, не имеют своих представителей. Эти чины совещаются иногда вместе, иногда отдельно. О пределах власти Л., их отношениях к верховной власти и проч. см. Парламентаризм и государственное устройство соответственных государств. В Пруссии существуют также провинциальные Л., заведующие местными делами (см. Пруссия, государственное устройство). См. Felix Störk, "Handbuch der deutschen Verfassungen" (Лпц. 1884). В Австрии Л. существуют во всех представленных в рейхсрате королевствах и землях и являются органами местного самоуправления. Членами их состоят архиепископы и епископы (в Тироле — также 4 выборных представителя от низшего духовенства), ректоры университетов и депутаты от тех же 4 избирательных курий, по которым происходит избрание депутатов рейхсрата (см.).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Ландтаг — в Германии" в других словарях:

ЛАНДТАГ — (нем.). 1) дворянские, собрания в прибалтийских губерниях. 2) периодические собрания парламента в Германии. 3) в Австрии народная представительства отдельных коронных земель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

Ландтаг — Ландтаг. Так называется в Германии, в противоположность рейхстагу,периодическое собрание представителей в отдельных государствах, входящихв состав империи, а также в отдельных провинциях (провинциальныеландтаги). В средние века и в начале новых Л … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ландтаг — (нем. Landtag, от Land земля, страна + Tag собрание) 1) представительный законодательный орган в землях (областях) Германии и Австрии; парламент в Лихтенштейне; 2) в средние века собрание сословных представителей в феодальных немецких княжествах … Энциклопедия права

ЛАНДТАГ — ЛАНДТАГ, ландтага, муж. (нем. Landtag) (полит.). Название парламентов отдельных государств, входящих в состав Германии. В фашистской Германии ландтаги уничтожены. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Ландтаг — … Википедия

ландтаг — а; м. [нем. Landtag] 1. В Австрии, Германии: орган самоуправления области или земли (9 зн.). 2. В средние века в Германии: съезд сословных представителей в феодальных немецких княжествах. * * * ландтаг (нем. Landtag, от Land земля, страна, Tag … … Энциклопедический словарь

Ландтаг в Германии — Так называется в Германии, в противоположность рейхстагу, периодическое собрание представителей в отдельных государствах, входящих в состав империи, а также в отдельных провинциях (провинциальные ландтаги). В средние века и в начале новых Л. были … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ландтаг — ЛАНДТАГ, а, м В Австрии и Германии: орган самоуправления области или земли. Выборы в ландтаг … Толковый словарь русских существительных

ландтаг — (нем. Landtag, от Land земля, страна. Tag собрание) 1) в Средние века органы сословного представительства в германских государствах; 2) местные органы власти в отдельных германских княжествах XVI XVII вв.; 3) представительный орган… … Большой юридический словарь

ЛАНДТАГ — 1 . (нем. Landtag, от Land земля, страна и Tag собрание) 1) В княжествах ср. век. Германии собрание или съезд сословных представителей возникших в 13 в. т.н. земских чинов дворянства, духовенства и городов. С развитием неогранич. княжеской власти … Советская историческая энциклопедия


Рейхстаг и имперский суд. Кроме императора, были еще два имперских учреждения — рейхстаг и имперский суд.

Организация рейхстага с XIV века приобрела постоянный характер. Это учреждение (называвшееся также имперским сеймом) состояло из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей городов. Все эти коллегии заседали отдельно и собирались вместе только в каких-либо торжественных или исключительных случаях, но не для решения государственных дел.

С XVIIвека эти коллегии получили название имперских сословий или чинов (Reichsstande, status imperii).

Однако наличие центральных учреждений не обеспечивало единства империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингента в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям (matricula) сообразно с силами страны, причем постоянно были жалобы на не соответствующие возможностям требования.

Не располагало имперское правительство и достаточными материальными средствами в имперской казне. Поэтому имперские учреждения не могли обеспечить выполнение своих решений, тем более, что они проводились одним из курфюрстов.

Ландтаги. В каждом отдельном государстве Германии тоже образовались сословия (чины), которые приобрели для себя известные привилегии и стали замкнутыми корпорациями.

Организация этих сословий отличалась большой пестротой. В большинстве государств образовались три замкнутые и совершенно независимые друг от друга курии: духовенства, рыцарей и горожан. Последние пользовались незначительным весом и существовали только там, где города получали особые привилегии. Собрания курий назывались ландтагами, которые окончательно сформировались в XIV веке. Права земских чинов были разнообразны. В большинстве случаев на их обязанности лежало обращаться к владельцам земель с различными ходатайствами и петициями. В принципе земские чины могли принимать участие в управлении страной, но на самом деле, если они и приглашались государями для Обсуждения государственных дел, то пользовались только совещательным голосом. Однако при решении вопросов о долгах страны согласие земских чинов было обязательным.

С XVII века по мере усиления в германских государствах абсолютизма значение ландтагов падает.

Правовое положение различных групп населения. К X веку Свободное население разделилось на две основных группы: податное сословие—крестьянство, и военное сословие — рыцарство. Рыцарство стало господствующим классом, который взял на себя функцию управления и военное дело, а крестьянство должно было содержать его своим трудом.

Рыцарство окончательно сложилось в XIII веке и превратилось в замкнутое сословие.

Рыцарство разделялось по степени знатности и богатства на ранги. Саксонское и Швабское зерцалы свидетельствуют о том, что среди рыцарей было семь рангов по порядку расположения щитов (В войске (Heerschildorndnung). Представители различных разрядов занимали различное положение в государстве.

Следующую низшую группу феодального общества Германии составляли горожане (бюргеры) и свободные крестьяне. Бюргеры пользовались особыми городскими правами и некоторой автономией. Они платили налоги и выполняли определенные повинности, но податными не считались, так как город выполнял все повинности коллективно и каждый отдельный бюргер обложению не подлежал. Свободное крестьянство сливалось в общей массе податных людей (Pfleghafte или Schossbare Leute). Среди свободных крестьян находились такие, которые владели собственностью, не неся никаких повинностей перед феодалами (ал л о д и с т ы), и чиншевики, уплачивавшие за владение землей определенную сумму (ценз или чинш). Крестьянство было неоднородно и делилось на несколько слоев. Верхний — зажиточный слой (в Вестфалии, Фрисландии и Баварии), из которого подбирались судьи в общинных судах (шеффены), и низший слой — представители малоземельных крестьян (Mansler). Они занимались батрачеством и не были полноправными членами крестьянской общины.

Несвободные люди делились на к р е п о с т н ы х (homines advocati, Vogterleute, Horige) и холопов (servi, Leibeigene). Положение крепостных характеризовалось тем, что они получали от феодалов в вечно-маследственное держание земельные наделы (тяглые гуфы) и отбывали феодалам денежные и натуральные повинности, а также барщину. Нормы этих повинностей были фиксированы обычаем. Кроме того, крепостные уплачивали поголовный налог и пошлину при получении наследства. Иногда от них требовалась пошлина при вступлении в брак.

Холопы жили при дворах феодалов и получали от них содержание. Их повинности не были определены обычаем и устанавливались по произволу господ. Холопы полностью зависели от своих господ. Впоследствии число холопов сократилось, так как их сажали на землю, приравнивая к крепостным.

Важной особенностью политического развития Германии в Средние века является ее постепенный распад на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого XIX в. Экономические и политические условия развития Германии способствовали ее раздробленности. Феодальная раздробленность была закреплена Золотой Буллой 1356 г, согласно которой император избирался и избирать его могла коллегия курфюстров, состав которой был строго определен. Император обязывал курфюстров не вмешиваться во внутренние дела князей. Единой империи как таковой не существовало. Золотая Булла закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредотачивалось в руках семи курфюстров. Было узаконено право князей империи вести войны друг против друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т. е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получали все права самостоятельных властителей. Объединявшая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство. Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название "избирательных капитуляций" и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв. "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья - княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д. Решения рейхстага приводились в исполнение за счет средств отдельных земель, входивших в состав империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.

Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

В XIV в. отдельные княжества-государства трансформируются в сословно-представительные монархии, отличающиеся известным многообразием форм. В большинстве государств сформировалось три замкнутых курии - духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества и по структуре больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако в большинстве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Правда, их согласие обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Но в этом случае князь всегда мог получить нужное решение при помощи двух сословий, свободных от уплаты налогов, но принимавших участие в расходовании этих средств, - высшего духовенства и рыцарства. Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право противостояния налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т. д.

Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были по своей сути более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей империи.

С развитием феодализма происходят изменения в сословно-классовой структуре общества. Было проведено довольно резкое различие между верхними слоями — аристократией и низшим дворянством. Из аристократии выделилась небольшая группа светских и духовных феодалов — курфюрстов. Почти полностью исчезло среднее дворянство. Основную массу низшего дворянства с 14 века составили министериалы. Из господских слуг они вступали в рыцари и таким образом становились свободными и входили в ряды дворян. Этот процесс совпал с развитием рыцарства. Окончательно утверждается взгляд, что рыцарем могло стать только лицо дворянского происхождения. Позднее, с развитием капиталистических отношений, значение рыцарства падает, и оно приходит в упадок. Большинство рыцарей разоряется, изыскивая источники дохода, они не пренебрегают простым грабежом, в частности, городов.

Немецкие города делились на три вида: имперские города, бывшие непосредственными вассалами короля; вольные города, не платившие налоги и пользовавшиеся полным самоуправлением; княжеские города, статус которых определялся князем, на территории которого они находились. Население городов было неоднородно. Верхние слои городского населения образовывали патрициат, состоявший из купечества, слившегося с земельными собственниками. На следующей ступени стояли ремесленники, а в самом низу — плебейские массы: подмастерья, поденщики.

Государственный строй

Высшее управление Германией сосредоточилось в руках коллегии курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.

Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство.

Рейхстаг созывался императором 2 раза в год, иногда раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Обсуждались дела по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление земского мира, организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав империи, что обусловливало неустойчивость решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.

Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами. У него не было постоянного общеимперского войска. Не существовало общеимперского суда.

Власть князей в отдельных землях первоначально не была неограниченной. В этих землях существовали собрания местных чинов или ландтаги — сословные представительства духовенства, дворянства и горожан. В некоторых землях в этих собраниях встречаются и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты, но в некоторых землях таких палат было две (духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Поэтому, когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями.

Компетенция ландтагов была не одна и та же в различные периоды их развития.

Ландтаг считался верховным судом княжества, пока не образовались особые суды, к которым впоследствии перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаг в ряде государств стал апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал дела, не входившие в юрисдикцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая то или иное влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае прекращения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских государств объявление войны могло быть произведено лишь с согласия ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям все чаще и чаще приходилось обращаться за денежными субсидиями к ландтагам. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т. д.

Таким образом, ландтаги, в известной мере, ограничивали власть князей и были, по сути своей, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг, что дает основание полагать о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей империи.

Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.

Читайте также: