Регламенты палат федерального собрания рф кратко

Обновлено: 04.07.2024

Принятие каждой палатой своего регламента и самостоятельное решение ею вопросов внутреннего распорядка своей деятельности – это выражение ее автономии, традиционной для парламентских учреждений.

Регламенты палат Федерального Собрания утверждаются, изменяются и отменяются постановлениями палат.

Что касается внутреннего распорядка работы палат, то, например, в Государственной Думе он согласуется Советом Думы.

В Совете Федерации с учетом того, что его члены до последнего времени работали практически не на постоянной основе, распорядок ограничивался графиком заседаний, который утверждался самим Советом. На месяц планировалось одно-два заседания продолжительностью три дня каждое. Возможно, в скором времени будет установлен новый распорядок.

Правовым основанием порядка работы Федерального Собрания и его палат является Конституция РФ и регламенты палат. Правовой гарантией функционирования парламента и его палат являются Конституция РФ и федеральные законы, которые приняты в ее развитие.

В ст. 99 Конституции РФ говорится, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Кроме этого, в ст. 109 и 117 Конституции РФ закреплены специальные гарантии функционирования Государственной Думы. Основные принципы порядка работы российского парламента содержатся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации. В Конституции РФ в прямой или косвенной форме отражены следующие принципы функционирования палат:

- законность (легитимность) деятельности парламента;

- постоянная деятельность палат;

- раздельная работа палат (за исключением отдельных вопросов, предусмотренных Конституцией РФ);

- открытость работы палат;

- коллегиальность работы палат.

В регламентах Государственной Думы и Совета Федерации предусмотрены дополнительные принципы работы палат. Некоторые конституционные принципы развиваются и конкретизируются.

Принцип законности (легитимности) деятельности парламента вытекает из самой природы

гл. 5 Конституции РФ, где определена легитимность существования парламента с конкретными полномочиями, закрепленными за каждой палатой.

Принцип постоянно действующего органа означает, что на протяжении всего созыва или периода работы палат они вправе в любое время собираться и принимать решение по вопросам своей компетенции.

Принцип раздельной работы палат (ч. 1 ст. 100 Конституции) вытекает из предназначения, компетенции и различных интересов палат. Однако в ряде случаев палаты могут проводить совместные заседания (см. ниже).

Принцип открытости (ч. 2 ст. 100 Конституции) означает, что граждане (избиратели) должны иметь возможность наблюдать работу своих парламентариев. Конституционный принцип открытости работы палат дополняется в регламентах тем, что палаты работают гласно, и дается перечень организаций и лиц, которые могут присутствовать на их заседаниях, в том числе средства массовой информации. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они вправе проводить закрытые заседания.

Принцип коллегиальности работы палат означает, что ни одно решение в палатах российского парламента не может приниматься кем-то единолично. В частности, заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. При этом парламентарии обязаны присутствовать на заседаниях своих палат. Например, о невозможности присутствовать на заседании палаты депутат Государственной Думы заблаговременно информирует руководителя депутатского объединения либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы.

Парламентарий имеет право выражать и настаивать на любых своих убеждениях, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Совместные заседания палат. Конституция РФ предусматривает возможность совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

В Конституции РФ указан перечень возможных вопросов, по которым могут проводиться совместные заседания двух палат. Кроме заслушивания посланий Президента РФ, возможны заслушивания посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств (ч. 3 ст. 100 Конституции).

Обычно члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы совместно собираются с представителями других ветвей власти и должностными лицами для заслушивания посланий Президента РФ.

При заслушивании ежегодных посланий Президента РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы знакомятся с намерениями и программой действий Президента РФ. Они, как правило, касаются вопросов внутренней и внешней политики государства, положения в стране, законодательных предложений и так далее.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также заседают совместно при вступлении в должность Президента Российской Федерации, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, причем в этом заседании участвуют и судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

В настоящее время такие заседания палат проходят без специальной регламентации.

По-видимому, палатам Федерального Собрания для проведения совместных заседаний целесообразно разработать и принять общий регламент.

В парламентской практике зарубежных стран при организации совместных заседаний палат парламента (если они предусмотрены Конституцией) применяется либо специально для этих случаев выработанный регламент, принимаемый совместным решением палат, либо регламент одной из палат (как правило, той, которая избрана прямым голосованием).

Основы порядка работы палат парламента определены в ст. 100, 101 Конституции РФ (рис. 1).

РЕГЛАМЕНТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ (от франц. "reglement, regle" - правило) - нормативный правовой акт, регламентирующий внутреннее устройство палаты, общий порядок ее работы, порядок (процедуру) участия палаты в законодательной деятельности, в решении иных вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы. Содержание регламентов палат во многом совпадает. Каждый из них с достаточной степенью детализации определяет: порядок избрания председателя палаты и его заместителей, формирование комитетов, постоянных и временных комиссий, иных органов палаты (Совета Государственной Думы). Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты: начало работы палаты, организационно-правовые формы ее деятельности, порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений; процедуры контроля за использованием электронной системы; проведение парламентских слушаний и др. Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры: порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение; рассмотрение законопроектов в Государственной Думе и принятие федеральных законов; повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации; рассмотрение Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой; повторное рассмотрение палатами федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции РФ и внесения в нее поправок; осуществление палатами права законодательной инициативы.

Особенности Регламентов палат определяются характером их несовпадающей компетенции. Соответственно Регламентом Государственной Думы определены процедуры реализации палатой ее конституционных полномочий, связанных с дачей согласия Президенту РФ на назначение Председателя РФ; рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству; назначением на должность и освобождением от должности Уполномоченного по правам человека; выдвижением палатой обвинения против Президента РФ и др. Регламент Совета Федерации устанавливает процедуры, связанные с: утверждением изменения границ между субъектами РФ; утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначением выборов Президента РФ, рассмотрением вопроса об отрешении Президента РФ от должности и др. Регламент палаты утверждается ее постановлением, его исполнение является обязательным для палаты. Контроль за исполнением Регламента, а также обобщением предложений по внесению в него изменений и дополнений возлагается на специальные комитеты, в Совете Федерации - на комиссию по Регламенту и парламентским процедурам; в Государственной Думе - на комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Полезное

Смотреть что такое "РЕГЛАМЕНТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — одна из палат Федерального Собрания (парламента РФ). Согласно ст. 11 Конституции РФ, ГД ФС РФ участвует в осуществлении государственной власти. Она относится к законодательной ветви власти. Впервые этот орган был предусмотрен Положением о… … Энциклопедический словарь конституционного права

Регламент Государственной думы — Российской Федерации нормативный акт, регулирующий порядок работы Государственной думы, определяющий её внутреннее устройство и принятые в ней парламентские процедуры, в том числе порядок её участия в законодательной деятельности и иных вопросах … Википедия

РЕГЛАМЕНТ — (польск. reglament от фр. reglement, от regle правило) 1) нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого либо государственного органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда и… … Юридический словарь

регламент — (польск. reglament от фр. reglement, от regle правило) 1) нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого либо государственного органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда и… … Большой юридический словарь

регламент — а; м. [франц. règlement от règle правило] 1. Правила, регулирующие порядок проведения какой л. работы или деятельности какого л. учреждения, организации Соблюдать, нарушать принятый р. Установить р. работ по сборке сложного изделия. Внести в р.… … Энциклопедический словарь

РЕГЛАМЕНТ — в конституционном праве: нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления. В наши дни каждый такой орган, приступая к работе, начинает с… … Энциклопедический словарь конституционного права

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона[1]. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или,… … Википедия

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Председатель Совета Федерации России — Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации … Википедия

Регламент Государственной Думы является нормативным актом, который регулирует порядок ее работы, внутреннее устройство и парламентские процедуры. Обязанности по контролю за соблюдением регламента, обобщению предложений по его изменению и разъяснению отдельных его положений возлагается на Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту

Регламент Государственной Думы

Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
от 22 января 1998 года № 2134-II ГД

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

  1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
  2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

  1. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи.
  2. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
  4. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
  5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
  1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет .
  2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации .
  2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления .
  3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
  1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей .
  2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
  1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
  2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
  3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
  4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
  1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
  2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
  3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации .
  1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
  2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
  4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
  5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий ;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации ;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации ;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации .

  1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации .

а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;

а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации ;

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации ;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности .

  1. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Часть 1 дополнена новым пунктом "в", буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

  1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения .
  2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
  1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
  2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
  3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
  5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Читайте также: