Регионализация это в обществознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ — развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств. процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях[1] 1) Регионализация - - англ. regionalization; нем. Regionalisierung. Развитие , укрепление экон., полит, и прочих связей между областями или государствами, входящими в один регион ; возникновение региональных объединений государств.

2) Регионализация - (regionalization). Разделение социальной жизни по региональным структурам или зонам .

Процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях[1]

В современном европейском контексте также прослеживается тенденция к сотрудничеству стран на региональном уровне посредством членства в региональных организациях. Главная цель: осуществление многостороннего взаимодействия для решения актуальных проблем, а также для обмена опытом по всем направлениям развития: экономическом, социальном, политическом, культурном и т. д.

Что касается непосредственного участия регионов в делах и формировании политики ЕС, то последнее несколько десятилетий регионы стремятся продвигать себя и свои интересы внутри европейского пространства, к примеру, посредством открытия своих офисов в Брюселле.

Во второй половине 80-х годов Европейским союзом началась разработка инициативы INTERREG в целях развития межрегионального сотрудничества и стимулирования полноценного участия приграничных регионов в экономике Европы. Программа успешно развивается и в настоящее время работает уже четвертое поколение инициативы INTERREG IV.

Создание субрегиональных организаций — пример приграничного сотрудничества, которое не только приносит экономические выгоды, но и создает климат доверия, способствуя поиску конструктивных решений по преодолению кризисов, а также по реализации совместных проектов, нацеленных на достижение благосостояния вовлеченных в процесс государств и их регионов.

Кроме того, постепенно к регионам переходит роль акторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона, то есть создание имиджа региона, инвестиционно привлекательного климата, а также ориентация на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Примером международного маркетинга региона может послужить деятельность Представительство региона Стокгольма в Санкт-Петербурге

Общие причины регионализации заключаются в стремлении сделать власть более эффективной, переложить на региональные власти часть ответственности за принимаемые решения, удовлетворить стремление тех или иных слоев общества к самоуправлению.

Уве Булманн выделяет следующие общие причины регионализации и децентрализации национальных государств в ЕС:

- попытка модернизации политических систем, которая всегда опирается на особые национальные традиции; попытка предоставить регионам более широкое поле для маневра, то есть самостоятельного роста, внутреннего развития и привлечения внешних ресурсов перед лицом глобализации;

- отражение культурно-исторических проблем и ответ на требования территориальной автономии, расширения политических прав регионов;

- углубление интеграционных процессов и их проникновение в компетенции регионов[1].

Причины дисперсии власти (от национального уровня вниз) в либеральных демократиях можно обобщить следующим образом:

- центральное правительство пытается избежать ответственности за некоторые решения, то есть переложить их на другие плечи (к примеру, заведомо непопулярные решения в области налоговой политики);

Во-вторых, модели регионализации в разных странах не дублируют друг друга; выбор той или иной модели в большой степени обусловлен историей территориально-политического строительства (территориальной консолидации) страны и конкретной политической практикой и институциональным дизайном.

В целях содействия европейскому регионализму и усиления роли отдельных территорий в 1985 г. была создана Ассамблея регионов Европы (АРЕ), объединившая к концу века свыше 300 территориальные общины Западной, Центрально-Восточной и Восточной Европы с населением 400 млн. человек. Первыми членами АЕР из Восточной Европы стали Московская и Ленинградская области, Республика Карелия (Россия) и Одесская область (Украина). В основу региональной политики ЕС положены принципы территориальной концентрации капитала, финансирования целевых программ, сотрудничества с местными властями и передачи конкретных управленческих решений на наиболее оптимальный территориальный уровень (принцип субсидиарности). Принцип субсидиарности в общественных отношениях предусматривает приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. Распределение прав и обязанностей по исполнительной вертикали осуществляется на основе делегирования конкретных решений на тот территориальный уровень, где они могут исполняться наиболее эффективно. Каждый регион представляет собой выражение отличительной политической самобытности, отражающей демократическую волю принимать наиболее предпочтительные формы его организации. В отличие от существующей налоговой политики декларацией предусмотрено изменение отношений региона и государства. Не государство оставляет часть налогов региону, а наоборот, регион частично или полностью передает налог государству.

Регионы различаются величиной, политико-административными особенностями, имеют различные уставы и рассматриваются как важнейший элемент построения единой Европы. Согласно Декларации АРЕ, регион является государственным территориальным образованием, соответствующим уровню, непосредственно предшествующему уровню государства. Регион имеет собственную Конституцию и правительство с соответствующими политическими полномочиями. Многообразие исторических, языковых, культурных, социально-экономических и географический связей различных народов, отождествляющих себя со своими регионами, представляет собой неисчерпаемое европейское богатство. Региональная самоорганизация общества как закономерный естественно-исторический процесс формирования региональных общностей имеет стихийный или целенаправленный характер. В последнем случае создаются соответствующие региональные управленческие центры и структуры (например, международные региональные организации, совнархозы в СССР, федеральные округа в России).

Регионализа́ция — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях [1]

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, причем это становится характерным не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. То есть по мнению, И. М. Бусыгиной, глобализация представляет собой с одной стороны сочетание процессов концентрации и централизации, а с другой — деконцентрации и децентрализации. Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз.

Описание

В современном европейском контексте также прослеживается тенденция к сотрудничеству стран на региональном уровне посредством членства в региональных организациях. Главная цель: осуществление многостороннего взаимодействия для решения актуальных проблем, а также для обмена опытом по всем направлениям развития: экономическом, социальном, политическом, культурном и т. д.

Что касается непосредственного участия регионов в делах и формировании политики ЕС, то последнее несколько десятилетий регионы стремятся продвигать себя и свои интересы внутри европейского пространства, к примеру, посредством открытия своих офисов в Брюселле.

Во второй половине 80-х годов Европейским союзом началась разработка инициативы INTERREG в целях развития межрегионального сотрудничества и стимулирования полноценного участия приграничных регионов в экономике Европы. Программа успешно развивается и в настоящее время работает уже четвертое поколение инициативы INTERREG IV.

Создание субрегиональных организаций — пример приграничного сотрудничества, которое не только приносит экономические выгоды, но и создает климат доверия, способствуя поиску конструктивных решений по преодолению кризисов, а также по реализации совместных проектов, нацеленных на достижение благосостояния вовлеченных в процесс государств и их регионов.

Кроме того, постепенно к регионам переходит роль акторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона, то есть создание имиджа региона, инвестиционно привлекательного климата, а также ориентация на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Примером международного маркетинга региона может послужить деятельность Представительство региона Стокгольма в Санкт-Петербурге

Под регионализацией понимается процесс перераспределения государственных полномочий в пользу регионов, а также учет региональных интересов и потребностей в политике, экономике, управлении, планировании. Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения. Иными словами, не всякий регионализм влечет за собой регионализацию. Если процессы регионализма развиваются снизу, из регионов, то регионализация, напротив, идет сверху, с национального уровня.

В настоящее время глобализация и регионализация являются ведущими процессами мирового развития, главными векторами современности. Для многих стало очевидным, что объединение государств и создание надгосударственных структур является оптимальной моделью, способной эффективно реагировать на внешние и внутренние вызовы. Процессы регионализации играют важную роль в трансформации пространства регионов. Данные процессы могут выступать в двух формах:

Регионализация как интеграция

Регионализация выражается в сближении группы близко расположенных стран с возможным их объединением в отдельную группу. Регионализация - это своеобразная глобализация в ограниченных масштабах.

Регионализация как локализация

2)региональные экономические интеграционные объединения;

3) национальные экономики;

Последний, пятый тип регионализма получил название межгосударственный. Он характеризуется участием национальных государств в качестве региональных акторов, преследующих цели обеспечения безопасности и/или развития внутри региона экономического сотрудничества. Примерами такого регионализма являются политические/военные и экономические блоки, существующие в современном мире (НАТО, ЕС, ВТО и др.).

2. Различные аспекты понятия регионализация: понятия, актуальные проблемы и тенденции

Определение №1

Регионализация - это образование новых регионов путем объединения стран.

Определение №2

Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.

Определение №3

Регионализация как интеграция

Регионализация выражается в сближении группы близко расположенных стран с возможным их объединением в отдельную группу. Регионализация - это своеобразная глобализация в ограниченных масштабах.

Определение №4

Регионализация как локализация

Регионализация – это социально-культурная, политическая экономическая автономия территориальных сообществ, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций.


  • Первое определение регионализации в наиболее широком смысле, которое рассматривает образование макро регионов (ЧКР)

  • Второе определение показывает регионализацию, как инструмент децентрализации с соблюдением принципа субсидиарности.

  • Третье определение показывает процесс регионализации как интеграцию

  • Четвертое наоборот как процесс локализации.

Процессы регионализации играют важную роль в трансформации пространства регионов. Данные процессы могут выступать в двух формах:

3. Взаимосвязь процессов глобализации и регионализации, интеграции и локализации

Глобализация — объективный процесс в современных международных отношениях, высший этап интернационализации, основанный на развитии информационно-коммуникационных технологий. Регионализацию международных отношений необходимо рассматривать в контексте глобализации. В подходах к анализу этих двух процессов нет единства. Одни считают регионализацию составной частью глобализации, другие — как альтернативу.

С одной точки зрения, глобализм и регионализм действуют однонаправленно (взаимозависимость, рост трансграничного движения факторов производства, нацеленность на решение экологических и социальных проблем). В этом случае регионализм рассматривается как ступень на пути к глобализму.

2)использование конкурентных преимуществ в большом экономическом пространстве;

3)главные импульсы этих процессов исходят из развитой части мира;

4. Причины регионализации

В современных обществах регионализацию можно рассматривать как результат процесса кризиса национального государства, что выражается в диффузии власти. Общие причины регионализации заключаются в стремлении сделать власть более эффективной, а также переложить на региональные органы часть ответственности за принимаемые решения, удовлетворить стремление тех или иных слоев общества к самоуправлению.

Для многих стало очевидным, что объединение государств и создание надгосударственных структур является оптимальной моделью, способной эффективно реагировать на внешние и внутренние вызовы. Процессы регионализации играют важную роль в трансформации пространства регионов. Данные процессы могут выступать в двух формах:

2) национальное хозяйство постепенно утрачивает возможность самостоятельно справляться с экономическими, экологическими, социальными, научно-техническими и прочими проблемами, а потому стремится объединить свои усилия с усилиями других, как правило, соседних стран;

3) стремление стран, вне зависимости от уровня их экономического развития, принимать участие в формировании региональных интеграционных объединений;

2)социо-культурные: стремление сохранить свою культурную и экономическую идентичность;

3) достижение региональной автономии, в результате идеологии региональной элиты и деятельности социальных движений;

4)экономические: развитие внутрирегиональных связей в зависимости от хозяйственной специализации региона

Если говорить о регионализация и децентрализация национальных государств Европейского союза были обусловлены комплексом причин. Первая причина заключалась в попытке предоставить регионам более широкое поле для самостоятельного роста, внутреннего развития, привлечения внешних ресурсов в противовес угрозе глобализации. Вторая причина – рост требований территориальной автономии, расширения политических прав регионов. Третья – углубление интеграционных процессов и их проникновение в компетенции регионов.

Еще до проявления глобализации международных отношений на планетарном уровне, этот процесс активно проходил на уровне региональном. Исходя из экономических, военных и политических соображений близкорасположенные страны объединялись в отдельные группы. Иными словами, проходил процесс регионализации.

Условно можно выделить старый и новый регионализм. Старый регионализм был естественным процессом, подчиненным объективным факторам. Новый регионализм предполагает наличие свободного выбора. Региональные объединения старого типа старались изолироваться от других государств и регионов, в задачи нового входит активное взаимодействие с международными акторами.

Современный регионализм – это регионализм открытого типа, подразумевающий активное взаимодействие отдельных стран и регионов, которые находятся в условиях экономической взаимозависимости. Регионализация на современном этапе решает не только вопросы сотрудничества в сфере экономики и безопасности, но и в таких сферах, как экология, культура, наука, социально-политическая сфера. В роли акторов выступают не только государства, но и негосударственные организации и субнациональные элементы.


Старый регионализм

Новый регионализм

Существовал в условиях биполярности

Развивается как современная версия многополярности

Формировался в значительной степени "сверху", под контролем двух конкурирующих сверхдержав

Формируется "снизу", т.е. процесс современной регионализации содержит элементы спонтанности и автономии его акторов

Носил протекционистский характер

Стремится к реализации идей "открытого регионализма", совместимого с экономической взаимозависимостью

Как правило, четко ориентировался на решение либо экономических проблем, либо проблем безопасности

Более многомерен, поскольку включает в себя торгово-финансовое, экологическое, социально-политические и иные измерения

Включал в себя исключительно отношения между суверенными государствам

Предполагает участие негосударственных и субнациональных акторов

6. Трансграничный регионализм: причины, этапы и формы

1. Понятие трансграничной регионализации

С политической точки зрения можно говорить о трансграничном регионализме тогда, когда осознается взаимозависимость интересов по обе стороны границы и достигается высокая степень взаимодействия между органами власти соседних государств. В таком случае трансграничный регионализм предстает в виде пространственно-интегрированной формы политического сотрудничества.

Возникновение трансграничного регионализма во многом обусловлено процессами экономической глобализации, требующей укрупнения рынков и новых подходов к пространственной организации экономики. Но во многом трансграничный регионализм — это реакция на недостаточную способность государств и международных организаций решать глобальные вопросы.

Под регионализацией понимается процесс перераспределения государственных полномочий в пользу регионов, а также учёт региональных интересов и потребностей в политике, экономике, управлении, планировании (Трейвиш, Артоболевский $2001$). Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс её перераспределения. Иными словами, не всякий регионализм влечёт за собой регионализацию. Если процессы регионализма развиваются снизу, из регионов, то регионализация, напротив, идёт сверху, с национального уровня. В то же время и регионализм, и регионализация — антонимы централизма, централизации, унификации, хотя их далеко не всегда можно отождествлять с дезинтеграцией и сепаратизмом.


Регионализацию можно рассматривать как естественный результат наблюдаемой сегодня трансформации национального государства, которая, в частности, находит своё выражение в так называемой диффузии власти: она в нарастающих масштабах переходит как наверх, к наднациональным и межгосударственным организациям и структурам, так и вниз, к регионам, местным сообществам, гражданским институтам (Со1отег $2007$).

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная власть

Во-вторых, политическая регионализация позволяет сократить дистанцию между политической элитой и рядовыми гражданами. Известно, что в крупных политических системах элита в меньшей степени представляет интересы граждан, что порождает так называемый демократический дефицит. Регионализация же предоставляет гражданам новые каналы политического участия, вовлекая их в политику на тех уровнях, которые прежде были закрыты для прямого социального действия. Здесь уместно сослаться на опыт Франции, где процессы регионализации в $1970$-е и $1980$-е годы привели к созданию регионов, основным политическим институтом которых стали региональные советы, избираемые населением напрямую. Наконец, в-третьих, регионализация укрепляет принципы диалога и компромисса между различными уровнями самой государственной власти.

Глобальная регионализация

Процесс глобальной регионализации имеет свои характерные черты.

  1. Планируемый положительный результат для всех участников регионального объединения, возможность получения экономических и политических преференций от участия в макрорегиональном проекте.
  2. Этот процесс не является стихийным, это заранее и четко планируемый процесс, организованный, требующий большой подготовительной работы и воспринимаемый его участниками как объективная необходимость.
  3. Создание в результате самодостаточной, нестабильной и открытой системы.
  4. Асинхронность экономической и политической интеграции.
  5. Наличие регионального лидера, который инициирует интеграционные процессы и является их главным двигателем.
  6. Историческая и этноконфессиональная общность не имеет большого значения, но может при определенных условиях тормозить интеграционные процессы или повышать их поступательную динамику.
  7. Совпадение экономических моделей развития, политических систем и доминирующей системы ценностей повышает шансы на успех региональной интеграции.

Глобальная регионализация проявляется следующим образом.

Во-первых, интеграция локальных сообществ и соединение их в макрорегион. Основаниями для такой интеграции выступают как внутренние (экономическое партнёрство, схожесть политической культуры и институтов, социокультурная близость, например, идентичная цивилизационная матрица), так и внешние факторы (общие ориентиры внешней политики, стратегии взаимодействия с глобальным миром и его актёрами, решение задач макрорегиональной безопасности и др.).

В-третьих, на базе интеграции и локализации возникает качественно новое геополитическое и геоэкономическое образование, члены которого (суверенные государства) передают часть своих функций на наднациональный уровень. Границы таких макрорегионов могут совпадать с границами геоцивилизаций (например, ЕС). В данных образованиях наблюдается тенденция к замыканию торговых и инвестиционных потоков внутри системы, что способствует достижению ещё большей самодостаточности, независимости от внешней среды, стабильности и безопасности.

Особенностью глобального регионализма является временная асинхронность формирования макрорегионов. Так, в Европейском союзе процесс развивается хотя и достаточно противоречиво, но тем не менее с прогрессивной динамикой.


  • Регионализа́ция — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.

регионализа́ция

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: слоновий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «регионализация»

Предложения со словом «регионализация»

  • Однако регионализация может быть лишь промежуточным этапом трансформации человечества.

Сочетаемость слова «регионализация»

Регионализа́ция — сложный процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.

Дополнительно

Предложения со словом «регионализация»

Однако регионализация может быть лишь промежуточным этапом трансформации человечества.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.

Однако, то, что это чудо произошло, не повод рассчитывать, что оно повторится с нами в XXI веке, после конфедерализации, новой регионализации и удельности, подобной той, что развивалась в XII веке.

Читайте также: