Реформы сервия туллия и их политическое значение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Органы управления при организации государства в Древнем Риме:

    1. рекс (выборный вождь; военные, жреческие и судебные полномочия, мог издавать общеобязательные постановления);
    2. сенат (совет старейшин родов);
    3. народное собрание (общие вопросы; его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом).

    В организации римской общины привлекает внимание ее стройность: 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.

    Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация.

    Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями.

    Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

    Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

    Реформы Сервия Туллия

    Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы:

    1. все свободное население Рима (члены римских родов, и плебеи) - было разделено на имущественные разряды.
    2. деление свободного населения по территориальному принципу (усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации).

    В основе деления по имущественному признаку - размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

    Деление свободного населения по территориальному признаку заключалось в образовании 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

    Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя , заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

    Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

    Причины реформ. Одной из основных причин реформ Сервия Туллия явилась необходимость поддерживать стабильность в формирующемся римском обществе. Другой причиной можно назвать потребность создания более стройной военной организации. Также не стоит забывать о политическом смысле реформ, который заключался в попытке царей найти социальную опору власти у других социальных групп помимо родовой аристократии.

    Административно-территориальная реформа. Второй значимой реформой Сервия Туллия было деление территории Рима на городские и сельские трибы,к которым теперь должны были приписываться граждане и откуда они призывались на службу. Всего была создана 21 триба: 4 городских и 17 сельских, объединявших и патрициев, и плебеев. Замена старого деления территории, основанного на кровно-родственном принципе, на новое – административно-территориальное – привело к ослаблению позиций родовой знати.

    Значение реформ. По своему историческому значению реформы были близки раннему законодательству Солона в Афинах и привели к демократизации римского общества, дали возможность допустить к высшим должностям, как гражданским, так и военным, разные слои населения. Однако реформы имели половинчатый характер, поэтому не удовлетворили ни знать, ни народ и не ослабили социального напряжения. Деятельность следующего правителя Тарквиния Гордого вызвала у римлян возмущение. Он был объявлен тираном и свергнут в ходе восстания. В Риме возникла республика.

    Причины реформ. Одной из основных причин реформ Сервия Туллия явилась необходимость поддерживать стабильность в формирующемся римском обществе. Другой причиной можно назвать потребность создания более стройной военной организации. Также не стоит забывать о политическом смысле реформ, который заключался в попытке царей найти социальную опору власти у других социальных групп помимо родовой аристократии.




    Административно-территориальная реформа. Второй значимой реформой Сервия Туллия было деление территории Рима на городские и сельские трибы,к которым теперь должны были приписываться граждане и откуда они призывались на службу. Всего была создана 21 триба: 4 городских и 17 сельских, объединявших и патрициев, и плебеев. Замена старого деления территории, основанного на кровно-родственном принципе, на новое – административно-территориальное – привело к ослаблению позиций родовой знати.

    Значение реформ. По своему историческому значению реформы были близки раннему законодательству Солона в Афинах и привели к демократизации римского общества, дали возможность допустить к высшим должностям, как гражданским, так и военным, разные слои населения. Однако реформы имели половинчатый характер, поэтому не удовлетворили ни знать, ни народ и не ослабили социального напряжения. Деятельность следующего правителя Тарквиния Гордого вызвала у римлян возмущение. Он был объявлен тираном и свергнут в ходе восстания. В Риме возникла республика.

    История Рима с 13 века до н.э. - 5 н.э. Самый первый период - Царский период (753 - 509 года до нашей эры). Год основания Рима – 753 до н.э.
    Начинается эпоха семи царей, благодаря правлению и действиям которых Рим стал впоследствии столь могучим.

    Ромул (753-716). Создал армию, сенат, заложил основные системы управления, которые будут в Риме эволюционировать, но не меняться. Разделил людей на патрициев и плебеев. Ввел такие понятия, как Триба, Курии. (Легенда) Похищали Собинянок, так как своих девушек было мало.

    Нума Помпилий. Заложил все основы экономической жизни Рима. Полностью скорректировал религиозную жизнь, создал календарь, при нем возникает культ бога Януса. Практически не вел войн.

    Тулл Гостилий — по легенде, третий царь Древнего Рима. Правил с 673 по 641 г. до н. э. При нём был разрушен город Альба-Лонга, а границы Рима впервые вышли за пределы городских стен.

    Луций Тарквиний Древний

    Луций Тарквиний Гордый. Тирания. Активное расселение, двигаются вглубь полуострова.

    Социальное деление базировалось на понятии рода - это была база. Каждый род имел общее имя - номос. В имени римлян всегда будет фигурировать приставка о принадлежности к роду. Каждый род состоял из семей. Семья - более мелкое образование. Они часто перекликались и переливались друг в друга, смешивались. Каждый род включал в себя в среднем 5 семей.

    В начале республики в Риме образовалось 300 родов. Эти 300 родов делились на 30 курий. Все 30 курий делились на 3 трибы. Возможно, происхождение понятий "курия" и "триба" произошло от религии или войны.

    Следующее деление на патрициев и плебеев. Патриции - "патор" - отец. В Риме никто не говорил, что патриции были аристократы, а плебеи - нищие. Первая версия происхождения патриций и плебеев.

    Патриции - коренные жители Альбе Лонге. Плебеи - это пришлые жители, различные пришедшие к Альбе Лонге племена Италиков.

    Вторая версия происхождения патриций и плебеев. Патриции - это люди с деньгами, а плебеи - небогатые (не нищие)

    Третья версия происхождения патриций и плебеев. Патриции - те, которым доступны все религиозные культы, а плебеем не все.

    У патрициев широкие права, хорошие политические, военные и экономические возможности, плебеи же в этом ограничены.

    Существовало также деление на патронов и клиентов. Это люди с взаимообязанностями и взаимными правами. Патрон необязательно богатый, а клиент не обязательно бедный, хотя в начале республики именно так и было. Патрон должен помогать клиенту в трудный год, помогать его детям, он должен отстаивать его интересы в суде. Клиент должен выступать, как военная сила, если его призовет патрон. Клиент всегда должен давать патрону деньги, не спрашивая на что. Патроны были людьми здравыми и не разоряли клиентов. Оба явления были наследственны. Клиент и патрон настолько близки, как люди в браке. Просуществует данное явление до падения Рима.

    Строилось деление верховной власти.

    Главный правитель - Царь - человек выборный всегда, его власть не наследственна, но если выбрали, то это почти всегда до смерти. Царя выбирал сенат. У него не может быть кровного наследника.

    Сенат - 100 человек (четная численность, что недопустимо при голосованиях) и всегда поддерживал данное количество.

    Реформы Сервия Тулия

    Предлагает новое социальное деление. Он предлагает делить территориально все общество на трибы (другое понятие, чем ранее). Предлагает сделать городские (4 шт) и сельские (17-21 шт) трибы.

    Предлагает также делить общество по экономическому признаку. Предложил делить общество на классы (classis). Первый класс - у кого 100 тысяч и более ассов (асса - медная мелкая по номиналу монета Рима). Второй класс - у кого 75 тысяч ассов. Третий класс - у кого 50 тысяч. Четвертый - у кого 25 тысяч. Пятый класс - 12,5 тысяч ассов. Также существовали инфраклассы - пролетарии (proles - род, дети), они представляли из себя тех, у кого нет денег, а есть только дети.

    На основании классового деления происходило военное наполнение. Люди из первого класса составляли пехоту, конницу. В пехоте нужно иметь коня, а в пехоте амуницию: наколенники, защиту ног, запястий, шлем и так далее. Нужно было иметь возможность обмундировать себя. Все остальные классы шли в легкую пехоту, где не предполагалось амуниция, кроме меча. Незащищенные люди выставлялись вперед, а все тяжелые назад.

    Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Центурия - 100 единиц. Первый класс выставлял 18 конных центурий и 80 центурий пехоты. Второй, третий и четвертый класс выставлял по 20 центурий. Пятый класс выставлял по 30 центурий. Пролетарии в армию никого не отправляли, так как те не могли быть войнами.

    Для Римлянина служить в армии была большой радостью и честью.

    Было четыре центурии музыкантов. Собирались из всех классов талантливые люди. Иногда одну центурию выставляли для уборки помоев за армией.

    Всего центуриев было 193. Это была большая цифра, которая поражала своим количеством в то время.

    Тулий предложил новый вид народного собрания - центуриатные комиции (comitia), предложив собираться не по куриям, а по центуриям (не родами, а войнами). Одна комиция - один голос. Получилось так, что судьбы решали те, у кого были деньги, покупая голоса центурий.

    У историков есть большие сомнения на тему того, как это было на самом деле. В 6-7 веках никакого денежно ценза не было (он был введен в 4 веке до нашей эры), мерилом богатства была земля, а отследить у кого, сколько земли сложнее намного, чем проследить у кого сколько денег. Перепись населения также случилась в 443 году, а до него никакого населения Рима не переписывалось, и сказать, сколько человек было невозможным. Данные археологии говорят, что люди воевали и организовывались в структуры по родовому признаку. Они были далеко не по 100 человек. Есть версия, что все это лишь концепт на бумаге Сервия Тулия.

    Реформы проходили не в полном объеме. В результате снизилось влияние рода, пусть и незначительно.

    Все это приводило к хронической социальной напряженности и вывелось это в борьбу патрициев и плебеев

    В VI в. до н. э. Рим оказался на некоторое время в подчинении этрусков. Предпоследний римский царь, Сервий Туллий, происходивший из этрусской династии, провел ряд реформ, нанесших удар по родовому строю и определивших характер ранней римской государственности. На смену родоплеменному делению римского общества пришел территориальный принцип. Сервий Туллий разделил римский народ на четыре новые территориальные трибы, к которым было приписано и патрицианское, и плебейское население, проживавшее на их территории. Таким образом, плебеи были формально включены в состав формирующейся римской гражданской общины.

    Другой мерой Сервия Туллия было деление всего римского народа на пять разрядов. Критерием этого деления стал имущественный ценз, в основе которого лежал размер имущества гражданина, оцениваемый в медных ассах – ранней римской денежной единице. Первый разряд представляли самые богатые граждане Рима, чье имущество оценивалось в 120 тыс. ассов. Ко второму разряду относились те, чье имущество приравнивалось к 70 тыс. ассов, к третьему – 50 тыс., к четвертому – 25 тыс., к пятому – 12500 ассов. Самые бедные римляне, не вошедшие ни в один из разрядов, были названы пролетариями, то есть не имевшими никакого иного богатства, кроме своего потомства.

    В связи с таким делением римлян по имущественному признаку гражданское ополчение раннего Рима получило новое устройство. Каждый имущественный разряд должен был выставить для службы в войске определенное число сотен воинов – центурий. Первый разряд выставлял 80 центурий тяжеловооруженных воинов и 18 центурий всадников. Граждане второго, третьего и четвертого разрядов выставляли по 20 центурий пехотинцев. Представители пятого разряда были обязаны включить в ополчение 30 центурий легковооруженных воинов. Таким образом, из общего числа 193 центурий больше половины (98) формировались представителями первого имущественного разряда.

    В результате реформы Сервия Туллия произошли значительные изменения в политическом устройстве ранней римской гражданской общины. Центурия стала не только войсковой, но и политической единицей. Если прежде народное собрание в Риме собиралось по родовым куриям, куда плебеи не имели доступа, то со времени Сервия Туллия куриатные комиции теряют свое значение и на первый план выходят уже центуриатные комиции. Каждая центурия имела по одному голосу в народном собрании, а это означало, что представители наиболее обеспеченных слоев граждан имели явное преимущество при голосовании в центуриатных комициях. Плебеи получили право участия в народных собраниях этого типа.

    Реформами Сервия Туллия был нанесен сильнейший удар по родовым отношениям, сковывавшим развитие римского общества. Теперь в основу государственного устройства были положены принципы территориального деления и имущественные различия. Так постепенно формировался государственный строй раннерабовладельческого римского государства, ставшего со временем гегемоном не только Италии, но и всего Средиземноморья.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Дети Сервия Туллия

    Дети Сервия Туллия Сервий Туллий никогда не забывал о заговоре Марциев, приведшем его к власти в обход законных сыновей Тарквиния Приска (хотя, конечно большую роль тут сыграла и вера царицы Танаквиль в божественные предзнаменования). Желая сохранить мир в царской семье,

    1.2. Небесный огонь, связываемый с зачатием или рождением Сервия Туллия или же с его младенчеством

    2. Крещение Христа в Иордане описано Ливием как попытка погасить водой Небесный Огонь вокруг головы Сервия Туллия

    3. Мать Сервия Туллия, то есть Мария Богородица, была этрусской женщиной, вероятно, русской Оппозиционная иудейская версия о якобы низком происхождении Сервия Туллия = Христа тоже отразилась у Ливия

    3. Мать Сервия Туллия, то есть Мария Богородица, была этрусской женщиной, вероятно, русской Оппозиционная иудейская версия о якобы низком происхождении Сервия Туллия = Христа тоже отразилась у Ливия Оказывается, Тит Ливий, как, кстати, и Плутарх, рассказывая о рождении

    17.1. Попытка бегства Сервия Туллия Его настигают и убивают

    17.1. Попытка бегства Сервия Туллия Его настигают и убивают Тит Ливий сообщает: «Тут Тарквиний… решается на крайнее. Будучи и много моложе, и много сильнее, он схватывает Сервия в охапку, выносит из курии и сбрасывает с лестницы, потом возвращается в курию к сенату. Царские

    17.4. Дочь Туллия, активно участвующая в убийстве своего отца Сервия Туллия, и коварная жена — убийца Андрея Боголюбского

    17.4. Дочь Туллия, активно участвующая в убийстве своего отца Сервия Туллия, и коварная жена — убийца Андрея Боголюбского Тит Ливий особое внимание уделяет тому факту, что в убийстве царя Сервия Туллия участвовала его ДОЧЬ Туллия, ЖЕНА Луция Тарквиния Гордого. Вернемся еще

    17.6. Повозка, придавившая Сервия Туллия, и крест, под тяжестью которого рухнул Христос

    17.6. Повозка, придавившая Сервия Туллия, и крест, под тяжестью которого рухнул Христос Почему Тит Ливий и Анней Флор упоминают О ПОВОЗКЕ ИЛИ КОЛЕСНИЦЕ, под которой на какое-то время оказался распростертым на земле окровавленный Сервий Туллий? Историк Секст Аврелий Виктор

    21. Евангельские Ирод и Иродиада у Ливия Гибель Иоанна Крестителя дала вклад в рассказ о гибели Сервия Туллия

    21. Евангельские Ирод и Иродиада у Ливия Гибель Иоанна Крестителя дала вклад в рассказ о гибели Сервия Туллия 21.1. Рассказ Ливия о Тарквинии Гордом и Туллии-Свирепой В Евангелиях царь Ирод появляется два раза. Первый раз — во время рождения и младенчества Христа. Ирод

    21.4. Злобная Иродиада натравливает Ирода на Иоанна Крестителя Туллия-Свирепая натравливает Луция на Сервия Туллия

    21.4. Злобная Иродиада натравливает Ирода на Иоанна Крестителя Туллия-Свирепая натравливает Луция на Сервия Туллия Согласно Евангелиям, злобная Иродиада возненавидела Иоанна Крестителя за его вмешательство в ее семейные дела. «Иродиада же, злобясь на него, ЖЕЛАЛА УБИТЬ

    Читайте также: