Реформы городского самоуправления на кубани кратко

Обновлено: 05.07.2024

В целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества, Указом Президента России от 10 июня 2012 года № 805 в Российской Федерации установлен День местного самоуправления. Этот день будет отмечаться ежегодно 21 апреля, в день издания Жалованной грамоты городам, положившей начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

История образования и развития местного самоуправления в России берёт своё начало с 50-х годов XVI века, пройдя различные преобразования в дореволюционный и советский периоды.

И только после принятия Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление получило возможность всестороннего развития и стало отвечать природе своего назначения. В положениях закона определена сущность местного самоуправления и дано его четкое определение. Оно сформулировано следующим образом:

"Местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных границ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

В целом во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ, с учетом мнения жителей Кубани, было создано 426 муниципальных образований: 7 городских округов, 37 муниципальных районов и 382 городских и сельских поселений.

В целом на территории края интересы пятимиллионного населения представляет 100 депутатов Законодательного Собрания края.

Территория города Краснодара в границах муниципального образования составляет 841,4 квадратных километра, или 1,1 процента территории Краснодарского края. Город разделен на четыре внутригородских округа: Западный, Карасунский, Прикубанский и Центральный. В границах муниципального образования находятся 5 сельских округов и 29 сельских населенных пунктов.

Численность постоянного населения Краснодара по расчетным данным органов статистики составляет на 01.01.2016 — 1250 тысяч человек, или 22,7 процента населения края, из которых 91 процент относится к городскому населению и 9 процентов — к сельскому.

Структуру органов местного самоуправления Краснодара составляют: городская Дума Краснодара, глава муниципального образования город Краснодар, администрация муниципального образования город Краснодар, Контрольно-счетная палата муниципального образования город Краснодар.

Интересы жителей города представляют 48 депутатов городской Думы Краснодара.

Граждане, проживающие на территории города, осуществляют местное самоуправление посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Краснодаре – это тот институт, который обеспечивает развитие экономики и социальной сферы, решает ключевые жизненные потребности человека и во многом обеспечивает сохранение социально-политической стабильности в городе. Это сегодня признается на всех уровнях власти, в том числе и подавляющим большинством краснодарцев.

Главная задача местного самоуправления города Краснодара – обеспечить благоприятные условия для наших жителей, а это: чистые вода и воздух, благоустроенная территория, социальная и транспортная инфраструктура, возможность достойно зарабатывать и отдыхать.

Административно-территориальные преобразования. 8 февраля 1860 г. на Кавказе были образованы две новые административно-территориальные единицы: Кубанская и Терская области. В состав Кубанской области вошли территории Черноморского казачьего войска, Старой линии (северо-восточная часть края от устья реки Лабы до границы со Ставропольской губернией) и Закубанье. Граничила она с Областью Войска Донского на севере, со Ставропольской губернией и Терской областью на востоке и юго-востоке; площадь области составила свыше 81 тысячи квадратных километров. Осенью того же года Черноморское казачье войско было объединено с бригадами Кавказского линейного войска. Новое образование стало называться Кубанским казачьим войском. Военная и гражданская власти объединялись: наказной атаман Кубанского казачьего войска являлся и начальником Кубанской области.

На Кубани в это время проживало около 600 тысяч человек. Менее всего было заселено Закубанье, так как более полумиллиона горцев в итоге Кавказской войны эмигрировали в Турцию. Еще до завершения войны правительство начинает проводить мероприятия по заселению этой территории, в частности, раздает участки земли собирающимся осесть здесь казакам и офицерам. В 1862 г. издается "Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России", в ходе реализации которого сюда прибыло около 9 тысяч семей.

В 1866 г. император Александр II утвердил "Положение о заселении Черноморского округа" . Переселенцы, среди которых были не только русские, но и молдаване, грузины, эстонцы, а также выходцы из других стран: турецкоподданные греки и армяне, чехи, - пользовались различными льготами. Но в целом заселение округа сопровождалось большими сложностями и долгое время шло низкими темпами.

Приток переселенцев в Кубанскую область резко усилился после принятия Государственным советом в 1868 г. положения, разрешавшего селиться и приобретать недвижимую собственность на землях казачьих войск лицам невойскового сословия (без испрашивания согласия войскового начальства и станичных обществ).

С образованием Кубанской области и Черноморского округа существенно меняется административно-территориальное деление и управление краем. На землях бывшей Черномории сохраняются прежние три округа: Екатеринодарский, Ейский и Таманский. Территория же бывшего Линейного войска распределяется между шестью бригадами и шестью полками (причем некоторые станицы третьей и четвертой бригад находились в пределах Ставропольской губернии). В целом это создавало некоторую путаницу в системе управления. В Закубанье, заселенном горцами, создается система военно-народных округов. Сначала их было три: Верхнекубанский, Бжедуховский, Абадзехский, а с 1866 г. - пять: Псекупский, Лабинский, Урупский, Зеленчукский и Эльборусский. Военно-народное управление было создано с целью постепенной интеграции горского населения в систему российского административно-территориального управления и рассматривалось как переходная мера. Военно-народные округа просуществовали до 1871 г., когда в горских землях было введено гражданское управление.

В 1869 г. издается указ "О преобразовании административных учреждений в Кубанской и Терской областях", согласно которому Кубанская область подразделялась на пять уездов: Баталпашинский (с центром в станице Баталпашинской), Ейский (с центром в г. Ейске), Темрюкский (центр - г. Темрюк), Екатеринодарс-кий (г. Екатеринодар становится центром уезда и области), Майкопский (с центром в Майкопе, который был преобразован из укрепления в город). В 1876 г. в Кубанской области было учреждено два новых уезда: Закубанский и Кавказский. Их центрами стали поселок Горячий Ключ и селение Армавир соответственно. В 1888 г. вместо семи уездов в Кубанской области учреждается семь отделов: Ейский, Темрюкский, Екатеринодарский, Майкопский, Лабинский, Кавказский и Баталпашинский. Это было не гражданское, а военно-казачье административное устройство. Во главе отделов стояли атаманы, подчиненные непосредственно наказному атаману Кубанского казачьего войска.

Буржуазные реформы 1860 - 1870-х годов. Период масштабных административно-территориальных преобразований на Кубани совпал с проведением в стране целого ряда важнейших реформ, начало которым положило величайшее событие в истории России: 19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право. Личную свободу получили миллионы крестьян. Несмотря на свою ограниченность (введение временнообязанного состояния, выкупные платежи, растянувшиеся на десятилетия), крестьянская реформа знаменовала начало новой эпохи в истории страны - эпохи буржуазного развития.

На Кубани крепостных среди представителей славянского населения было немного, их освобождение юридически оформили к 1863 г., всего было учтено 1064 человека. Отмена же крепостного права среди горского населения затянулась на несколько лет. Только в 1868 г. было официально объявлено об освобождении горских крестьян Кубанской области (16 500 человек).

Освобождение крестьян в России вызвало цепную реакцию реформ, самой радикальной из которых стала судебная (1864 г.). В результате ее проведения было произведено резкое упрощение системы судопроизводства, сокращено число судебных инстанций; суд стал бессословным, гласным, состязательным; полиция лишалась функции предварительного расследования. Создавалась единая для всей страны апелляционная инстанция - уголовно-кассационный и гражданско-кассационный департаменты Сената. Исключительное общественное значение имели институты присяжных заседателей и адвокатуры. Судьи и судебные следователи были несменяемы. Вынесение приговора стало исключительным правом суда, административные власти в этот процесс вмешиваться не могли. Только суд определял наказание за совершенное преступление. На Кавказе реформа была проведена в 1866 г. Для Кубанской области и Черноморской губернии окружной суд создавался в Екатеринодаре, а судебная палата - в Тифлисе. Но сами судебные уставы вводились здесь с существенными ограничениями: мировые судьи назначались, а не избирались, были установлены ограничения для суда присяжных.

В горских округах Кубани судебная реформа проводилась особым образом. Здесь создавались горские словесные суды. Судопроизводство велось по адатам (обычному праву) и шариату (мусульманскому праву). Нормы адатов, различные у отдельных племен, сводились в единую систему, причем осуществлялась их постепенная трансформация с целью приближения к общегосударственной правовой системе. Словесные суды рассматривали только споры между горцами и те ситуации, в которых горцы выступали ответчиками. Здесь разбирались такие преступления, как "умыкание" (похищение женщин), убийство, нанесение увечий, воровство. Воровство каралось штрафом, повторное - двойным штрафом, а за совершение воровства в третий раз следовала административная ссылка, как и за убийство. Горский словесный суд можно считать своеобразной аналогией мирового суда, т. к. три его депутата избирались; с другой стороны, такие суды не были свободны от вмешательства администрации, представитель которой также включался в состав депутатов.

В 1864 г. в России началось проведение земской реформы. Земские учреждения создавались для руководства местным хозяйством, просвещением, здравоохранением. Они являлись выборными органами. Избиратели делились на три курии: уездные землевладельцы, городская и крестьянская курии (причем для участия в выборах от первых двух курий требовался определенный имущественный уровень, а выборы по третьей курии являлись многоступенчатыми). Несмотря на свою ограниченность, земская реформа сыграла важную роль, позволив частично решить проблемы здравоохранения и просвещения в российской деревне. Но на Кавказ, в том числе и на Кубанскую область, этот закон не распространялся, хотя при разделении области на уезды в 1869 г. и предпринималась попытка ввести отдельные элементы земских структур.

Большую роль в развитии региона сыграла реформа городского самоуправления. Вместо сословных шестигласных дум, утвержденных еще Екатериной II, вводились всесословные, представительство в которых основывалось на принципе единого избирательного ценза. Думы избирались на четыре года. Исполнительным органом городского самоуправления становилась городская управа, избираемая гласными дум. Городской голова одновременно возглавлял и думу и управу. В компетенцию городского самоуправления входило руководство местным хозяйством, решение вопросов благоустройства и развития транспорта, здравоохранения, пожарной безопасности. Частично на средства города содержалась городская полиция.

Выборы гласных (депутатов) проходили по трем куриям (разрядам), каждая из которых избирала равное число гласных. Разряды выделялись в соответствии с суммой уплачиваемых жителями городских налогов: в первый входили крупные налогоплательщики, во второй - средние, в третий - мелкие. Члены каждой курии в целом уплачивали по одной трети общей суммы городских налогов. Неплательщики городских налогов и те, кто не владел недвижимым имуществом, к участию в выборах не допускались. В большинстве своем это были рабочие и мелкие служащие. Таким образом, выборы в городские думы не являлись всеобщими и равными.

В Кубанской области реализация городской реформы началась с существенным запозданием - в 1874 г. Первыми городское самоуправление по новому Городовому положению ввели Ейск, Екатеринодар, Темрюк, затем Майкоп и Новороссийск. В областном центре выборы в думу состоялись весной 1874 г. Избрано было 72 гласных, а городским головой стал потомственный почетный гражданин П.И. Якунинский.

Последней из крупных буржуазных реформ 1860 - 1870-х годов стала военная (1874 г.). Была введена всеобщая воинская повинность, рекрутский набор отменялся, срок службы сокращался до шести лет в пехоте и до семи на флоте. Военная реформа на Кубани распространялась на представителей невойсковых сословий, причем горское население вместо воинской повинности выплачивало специальный налог. Некоторые изменения коснулись и порядка прохождения службы казаками. В 1882 г. были приняты "Положения о военной службе казаков Кубанского и Терского казачьих войск", согласно которым служилый состав войска делился на три разряда: приготовительный (в котором казаки находились три года), строевой (в общей сложности на действительной службе и на льготе - двенадцать лет) и запасной (пять лет). Общий срок службы составлял двадцать лет (вместо прежней бессрочной службы).

Реформы 1860 - 1870-х годов имели огромное значение для страны. Они заложили основу для развития капиталистических отношений. Но стремление правительства сохранить самодержавный строй предопределило их ограниченность. Реформы не смогли устранить коренных противоречий в общественном развитии.

Реформы 1860-1870-х гг. с учетом своеобразия местных условий затронули и Кубанскую область. Некоторые же из них здесь вообще не проводились, например земская реформа. Отличительной особенностью было и то, что крепостное право среди кубанского казачества было выражено слабо (крепостных было мало, и в основном ими были дворовые люди). Это было связано не только с вольнолюбивыми традициями казачества, но и с действовавшим с 1797 г. указом о запрещении продавать крестьян без земли. Черноморское же дворянство, фактически владевшее землей, формально не имело частной собственности. Поэтому большинство зависимых людей в войске считались дворовыми, т. е. безземельными крепостными, работавшими в качестве слуг при хозяйской усадьбе. В 1857 г. таких дворовых в Черномории числилось 749 человек, или 0,5 % от всего населения. Что, однако, роднило крепостных Центральной России и Черномории - это их полное бесправие. Показателен в этом отношении пример из жизни крепостных крестьян А. А. Головатого.

В 1870 г. правительство приняло решение наделять офицеров и чиновников Кубанского казачьего войска участками земли в потомственную собственность. Это было своеобразное пенсионное обеспечение. Только 80 отставных генералов стали хозяевами земель по 800-1500 дес каждый. Большинство же офицеров получили до 500 дес, т. е. стали среднепоместными владельцами. Всего войсковым офицерам и чиновникам было отмежевано на Кубани свыше 400 тысдес земли. Категорию крупных помещиков составили лица, получившие "пожалованные" земли. Среди получивших землю были представители известных в России фамилий: князья Голицын, Щербатов, Лобанов-Ростовский, графы Шереметев, Сумароков-Эльстон, Коцебу, бароны Розен, Врангель, Меллер-Закомельский и др. Каждый из них приплюсовал к своему родовому имению в Европейской России ещё по 5—8 тыс. дес. Активный участник покорения Северного Кавказа граф Н. И. Евдокимов получил на Кубани 10700 дес. Всего же в Кубанской области российской и местной аристократии было пожаловано более 0,5 млн. дес. удобной земли. Выделив около 12 % земельного фонда под частные владения, правительство большую часть земельной площади Кубани оставило для казачества. Как видим, помещичье землевладение оказалось на Кубани незначительным. В Европейской России оно составляло свыше 36 %.

Наряду с земельными преобразованиями на Кубани шла и подготовка к отмене крепостной зависимости у горских крестьян. В 1865 г. в прокламации к горскому населению русское правительство заявило о невозможности сохранения крепостного права у горцев. В 1866 г. были запрещены купля и продажа крестьян.

Судебная реформа 1864 г. коснулась главным образом русского населения Кубани. В горских округах действовали окружные сословные суды. Во главе их стояли начальники округов или их помощники. Менее важные дела разбирали аульные суды. Все споры решались в горских судах по адату (по обычаю). Если по адату было трудно решить вопрос, применялись общероссийские законы.

С 1879 г. в казачьих станицах стали действовать суды, которые избирались станичными сходами. Они принимали дела по возмещению убытков, не превышавших 100 руб. Имели право наказывать штрафом до 3 руб., арестом до 7 дней или шестидневным выполнением общественных работ. Наряду со станичными судами были ещё третейские суды, к которым обращались казаки по общему согласию. С 1891 г. в кубанских станицах стали действовать и суды почетных судей - один на две-три станицы. Эти суды являлись более высокой инстанцией по сравнению со станичными. Большинство дел в станичных судах регулировалось неофициальными нормами или традициями. Надзор за выполнением решений « типичных судов осуществляли станичные атаманы. Крупные дела (убийства, разбои и т. д.) рассматривали окружные суды. Бывали случаи, когда станичники, нарушая правовые нормы, совершали самосуды над конокрадами и ворами. Власти боролись с пережитками казачьего самоуправства.

Проведенная в России в 1879 г. реформа городского самоуправления не миновала и Кубань. В Кубанской области в это время статус города имели Екатеринодар, Майкоп, Анапа, Темрюк и Ейск. В Черноморском округе - Новороссийск. Однако городское, самоуправление кубанская администрация посчитала возможным ввести только в Екатеринодаре и Темрюке (как наиболее развитых торгово-промышленных городах области). Весной 1874 г. состоялись выборы в екатеринодарскую городскую думу. Избрано было 72 гласных (так называли тогда депутатов думы). Половину из них составляли представители купечества. Первым городским головой стал купец П. И. Якунинский.

В 1874 г. в России началась военная реформа, основой которой была всеобщая воинская повинность для лиц, достигших 21 года. Для казаков военная служба издавна была привычным делом. По уставу 1875 г. для Донского войска, вскоре распространенному и на Кубанское, мужское казачье население заступало на службу с 18 лет. Три первых года молодые казаки числились в приготовительном разряде, т. е. проходили воинскую науку в родной станице. Затем четыре года были на действительной службе в казачьих частях. После этого восемь лет они числились на "льготе" с периодическими лагерными сборами и 5 лет - в запасе. На военную службу казак должен был являться со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Кроме того, в станицах казаки осуществляли правоохранительные функции: охраняли важнейшие объекты, конвоировали заключенных; иногда и гибли в мирное время, исполняя свой служебный долг.

Военная реформа не распространялась на горцев. Отчасти это было связано с обещанием Александра II не обращать их в солдаты. В то же время с горцев взимался налог "взамен воинской повинности". Во время войн горцы на добровольной основе привлекались в армию, прежде всего в кавалерийские части, где они славились как мастера конной атаки.

С ОПОРОЙ НА ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ОТВЕТТЕ НА ВОПРОСЫ ( Запишите вопрос в тетрадь, рядом поставьте + или -)

1. Кубанская область образовалась в 1858 году?

2.Заселение земель в Прикубанье велось с целью окончательного покорения горских племён?

3.Земельные наделы переселенцы получали в основном в аренду?

4.Колонизация Кубани приводила к обнищанию и расслоению казачества?

5.Кубанская область была образована в 1860 году?

6. Колонизация Кубани велась высокими темпами?

7.В 60-70-е годы Черноморская губерния была малонаселённой?

ПРОЧИТАЙТЕ ИТОГ, ЗАПИШИТЕ ИТОГ В ВИДЕ ОДНОГО-ДВУХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Итог урока: таким образом, затронувшие Кубань преобразования были прежде всего следствием общероссийских реформ 60-70-х гг. XIX в. В то же время трудно переоценить значение ликвидации рабства и крепостничества в горских районах, осуществленной быстрее, чем в центральных губерниях России.

В целом же реформы на Кубани при всей их незавершенности и половинчатости способствовали экономическому, общеполитическому и культурному развитию края, внутреннему сближению его народов, устранению их экономической разобщенности, вхождению Кубани в народнохозяйственную систему России.


Парламент Кубани поддержал концепцию федерального законопроекта об организации местного самоуправления. Накануне на внеочередной 65-й сессии ЗС Кубани депутаты путем заочного голосования поддержали проект федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на пресс-службу Заксобрания Краснодарского края.

Напомним, ранее документ был детально изучен в комитетах. Его обсуждению также будет посвящено планерное совещание депутатов.

Законопроект подготовлен сенатором РФ Андреем Клишасом и депутатом Государственной Думы Павлом Крашенинниковым в развитие норм Конституции о единой системе публичной власти.

Действие закона в случае его принятия будет направлено на совершенствование организации местного самоуправления. Им предусматривается, в частности, что местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях (внутригородских муниципальных образованиях) городов федерального значения. При этом сохраняется разделение на городские и муниципальные округа. За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий.

Также предусматривается три вида преобразования муниципалитетов: объединение, разделение и изменение вида. Структура же органов местного самоуправления останется неизменной — в нее входят представительный орган муниципального образования, глава, местная администрация, контрольно-счетный орган и иные органы в соответствии с уставом.

В случае принятия проекта закона Государственной Думой основная часть его положений вступает в силу с 1 января 2023 года с переходным периодом до 1 января 2028 года.

При этом объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с образованием муниципального округа осуществляется при согласии их населения, выраженного представительными органами. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения упраздняются.

Содержит документ и другие положения, направленные, как считают его авторы, на создание новой системы организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

По результатам подсчета голосов концепция федерального законопроекта одобрена большинством депутатов ЗСК.

Принятое решение прокомментировал председатель ЗСК Юрий Бурлачко.

"Вопросы совершенствования системы местного самоуправления всегда были в числе приоритетов органов государственной власти края. Новый этап муниципальной реформы должен пройти под знаком полного учета мнения и интересов жителей Кубани. К обсуждению законопроекта мы намерены привлечь членов Общественной палаты Краснодарского края. В ближайшее время совместно с департаментом внутренней политики мы проведем в муниципалитетах зональные совещания, посвященные обсуждению предстоящих изменений, нюансов реализации законопроекта. Также каждый комитет ЗСК совместно с профильными органами администрации края проведет аудит отраслевых нормативных правовых актов, чтобы определить порядок внесения в них изменений с учетом содержания проекта федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", — отметил Юрий Бурлачко.

Читайте также: