Показать усилия российской федерации по разрешению конфликтов на территории бывшего ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

9 декабря 1991 г. тремя представителями славянских республик был юридически закреплен факт прекращения существования СССР как единого государства. В результате было образовано аморфное СНГ, которое уже 26 декабря того же года включило в себя 11 бывших союзных республик, за исключением стран Балтики и Грузии.

Это обстоятельство породило целую плеяду территориальных проблем для вновь созданных государств. В числе наиважнейших нужно особо подчеркнуть пограничные споры и проблему установления собственно государственной границы. Наиболее важным моментом здесь является факт неточного закрепления в прошлом административных, а ныне государственных границ, а также проблемы тесно связанные с границами: режим пересечения государственных границ, таможенные и пограничные проверки, защита русского населения в приграничных районах, разрушение семейных связей и многое другое. Кратко перечислим территориальные и этнические конфликты на территории бывшего СССР, предварительо разделив эти конфликты на две большие группы: военные конфликты и конфликты невоенного характера.

Начнем с военных конфликтов, таких три: Молдово-приднестровский, Грузино-абхазский, Армяно-азербайджанский.

Молдово-приднестровский конфликт, возникший в конце 80-х гг. к началу 1992 г. принял военную окраску. Суть проблемы состоит в том, что, получив государственный суверенитет, Молдова, расколотая по этническому признаку на три части: молдаване, русские и гагаузы, стала открыто попирать права и свободы не молдаван. Особенно явно это проявилось по отношению к русским, которые были объявлены "колонизаторами". Учитывая тот факт, что на левом берегу р. Днестра и в городе Бендеры русское население проживает компактно, особому террору подверглась именно эта часть населения суверенной Молдовы.

Приднестровье не желает признавать себя частью Молдова на том основании, что:

во-первых, территория Приднестровья никогда не принадлежала Молдавии исторически и была подарена Сталиным в знак присоединения к СССР в 1940 г.,

во-вторых, на территории Приднестровья компактно проживает именно русское, а не молдавское население,

в-третьих, правящий режим Молдовы использовал прямое насилие против русского и русскоязычного населения Приднестровья в 1992 и 1993 гг.

Самопровозглашенная республика Приднестровья вправе ставить вопрос о своем самоопределении и присоединении к России в качестве ее полноправного субъекта или о реализации своего права на самоопределение.

Похожая ситуация наблюдается на территории Грузии. Республика Абхазия, провозгласив себя суверенным государством в 1992 г., вооруженным путем отстояв свою независимость в 1993 и 1994 гг., пытается строить самостоятельную государственность или войти в состав России полноправным ее субъектом.

Абхазия аргументирует свою позицию на основании похожих доводов. Однако, если Приднестровье готово признать себя автономным районом Молдовы при определенных условиях, то руководство Абхазии заявляет, что Абхазия ни за что не признает себя частью суверенной Грузии.

Ситуация в Таджикистане несколько иная. На фоне внутренней гражданской войны, Таджикистан испытывает на себе двойное давление: собственной вооруженной оппозиции и агрессию со стороны Афганистана, которая частично сдерживается вооруженными силами Российской Федерации.

Условно говоря, Таджикистан разрывают на части следующие партии: прорусская, некоторые представители которой заявляют о необходимости присоединения Таджикистана к России; проафганская, она же антирусская, требующая немедленного вывода из Таджикистана российских войск и выдворения всех русских и русскоязычных; и узко националистическая, ратующая за независимый и Великий Таджикистан.

Что касается армяно-азербайджанского конфликта, то мы не будем уделять ему большого внимания, отметив лишь, что поводом к его возникновению послужила политика притеснения армянского населения в Нагорном Карабахе (армян в Карабахе около 90%) со стороны руководства Республики Азербайджан.

К этно-политическим конфликтам невоенного характера можно отнести такие территории: северный район Эстонии, Латвия, Крым и Севастополь, Закарпатье, Восточная Украина, Осетия, Лезгины, Северный Казахстан, Средняя Азия, наконец,Чечня.

Кратко охарактеризуем все эти регионы и их проблемы. В трех населенных пунктах на севере Эстонии: в Нарве, в

Кохтле-Ярве и в Силамяэ, компактно проживает русское население, составляющее 90% всего населения этого района.

Латвия этнически делится на две части: собственно латыши около 53%, русские, украинцы, белорусы около 40% и другое население. Имеются районы ( в основном это крупные центры), где русское население превалирует. Например, Рига столица Латвии.

Особую проблему являет Украина. Имеется целых три крупных территориальных проблемы: Закарпатье, Крым и Севастополь, Восточные области Украины.

Проблемы в Восточной Украине сродни проблемам и на Севере Эстони, с той лишь разницей, что украинцы и русские два очень близких народа.

Закарпатская проблема заключается в том, что нынешний украинский режим попирает права коренного народа этой местности русин. Русины (иное название русськие) компактно проживают на территории Ужгородской, Ивано-Франковской и Черновецкой областей Украины. Требования этого народа сводятся к полной независимости от Украины и возможному присоединению к Российской Федерации.

Особую проблему составляет Крым и Севастополь. Суть этой проблемы заключается в том, здесь налицо не этнические, а политические распри. Регион имеет и чисто конституционно-правовые проблемы. Кратко история этих проблем такова. В 1947 г. г. Севастополь выводится Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из состава Крыской области РСФСР и становится городом республиканского подчинения. в 1954 в нарушении действовавшего законодательства РСФСР Крым передается Хрущевым УССР. О городе республиканского подчинения Севастополе не говориться ничего. Севастополь продолжает оставаться субъектом РСФСР. В 1978 г. по новым Конституциям РСФСР и УССР по странной причине Севастополь молчаливо передается УССР, т. е. становится городом республиканского подчинения не РСФСР, а УССР. Учитывая то, в Крыму проживает подавляющее большинство русских, не считающих себя украинцами, проблема обостряется. Кроме того, проблема Севастополя и Крыма связана с проблемой Черноморского Флота.

В этой связи, необходимо полностью подтвердить решение Верховного Совета РФ 1993 г. "О подтверждении российского статуса города Севастополя".

В настоящий момент, населению полуострова удалось добиться частичной автономии от Украины. Создана Республика Крым в составе Украины, избран и действуют Президент и Верховный Совет этой республики. В то же время, Украинский парламент предпринял попытку упразднить Крымскую автономию и, тем самым, поставил ситуацию в Крыму на грань возможной гражданской войны. Особенно проблема осложняется наличием на полуострове дислоцированного там Черноморского Флота, который может стать самостоятельной силой в разрешении Крымского конфликта.

Осетинский и лезгинский народы находятся приблизительно в равном положении, с той лишь разницей, что Осетия имеет коституционно-правовой статус с Российской Федерации и Грузей, а лезгины не имеют своей государственности вообще, и в настоящий момент компактно проживают в Дагестане РФ и Азербайджане.

Проблема Северного Казахстана сродни проблемам в Эстонии и в восточных областях Украины.

Средняя Азия болеет проблемой абсолютно необоснованной ненависти к русским и русскоязычным. Приходится констатировать тот факт, что из этих государств русских всячески пытаются изгнать, волна беженцев и вынужденных переселенцев продолжает возростать.

Наконец, существует проблема Чечни. К сожалению, в настоящий момент этот конфликт перестал быть невоенным, стал военным в прямом смысле слова. Действия российских войск в этой республике наглядно демонстрируют, к сожалению, неспособность руководства Российской Федерации реагировать адекватно на адекватную угрозу. Не может вызывать сомнения тот факт, что в Чечне не было борьбы чеченского народа за свою независимость, а действия руководства республики нельзя оценить иначе как сепаратизм. Главное отличие сепаратизма от борьбы народа за свою независимость истинные интересы народа. Если интересы народа совпадают с его выходом из состава другого государства и создание своего собственного, тогда мы имеем дело с подлинным правом народа на самоопределение, если интересы народа не совпадают мы имеем дело с сепаратизмом, когда интересы правящей политической элиты выдаются за желание народа.

Лакмусовой бумажкой в решении вопроса, что это сепаратизм или борьба народа за свою независимость является проведение плебисцита на основе прямого, тайного, независимого волеизъявления народа. Такого плебисцита в Чеченской Республике никто не проводил. Вместо этого, там был создан открыто террористический криминальный режим. Тем не менее, эта территориальный конфликт на территории бывшего СССР.

Закрепленный в Уставе Организации Объединенных Наций принцип права народов и наций на самоопределение также способствует осознанию многими этносами своего места в постоянно меняющемся мире. Это отчетливо прослеживается по событиям, происходящим в бывшем Советском Союзе. Сам распад этого государства породил огромные территориальные сложности для входящих в него республик. Административные границы союзных республик подобно ножу разрезали целые народы на части. К таким народам можно отнести,например, осетин и лезгинов, но самым большим народом, попавшим в такую ситуацию является русский народ. Около 25 миллионов русских оказались за пределами Российской Федерации из-за "мудрого" политического решения. Но русский народ компактно проживает в северных районах Эстонии, в крупных промышленных центрах Латвии, на восточном берегу Днестра в Молдове, в Крыму и восточных областях Украины, наконец, в северном Казахстане. Все эти проблемы не могут разрешиться сами собой, а требуют пристального внимания юристов, этнографов, историков и политиков. Главной осью этого букета проблем явится необходимость пересмотра административных границ бывшего СССР с целью исправления этой ненормальной ситуации.

Российская Федерация является правопреемником бывшего СССР. В силу этого обстоятельства, Российская Федерация имеет несколько проблем, так сказать, оставшихся в наследство от СССР. Например, демаркирование российско-китайской границы на Дальнем Востоке, решение территориальной проблемы с Японией по поводу южных Курил, проведение переговоров с Норвегией в связи с установлением западной границы Северного полярного Сектора.

Крупные территориальные вопросы поднимаются в связи с ситуацией на Каспии, особенно остро эта проблема проявилась после подписания Азербайджаном контракта с ведущими мировыми нефтяными компаниями о разработке запасов нефти континентального шельфа Каспийского моря. Имеются проблемы в Охотском и Азовском морях.

Иными словами, можно констатировать наличие большого числа территориальных проблем, которые теснейшим образом связаны с интересами и безопасностью России.

13 тысяч километров государственных границ России не демаркирована, более того, на многих участках границ нет даже таможенных постов. Контрабанда, оружие и наркотики свободно перемещаются через государственные границы России и угрожают нашим национальным интересам. Известное утверждение "граница на замке", к сожалению, потеряло свой прежний смысл. Огромные пространства России фактически оказались не защищенными.

Мы уже описали территориальные проблемы вкратце. Теперь остановимся несколько подробнее на пограничных спорах со странами Прибалтики и СНГ.

Особенностью территориальных отношений со странами Прибалтика являются многочисленные реальные и потенциальные территориальные претензии. Эти претензии возникают также в связи с противоречием двух принципов международного права: нерушимости границ и права наций и народов на самоопределение. Кроме того, между РСФСР и государствами Балтики были заключены договоры о линии прохождения государственных границ в 1920 г.: с Эстонией 2 февраля 1920 г., с Литвой 12 июля 1920 г., с Латвией 11 августа 1920 г. В результате, РСФСР были навязаны неестественные дискриминационные границы.

В 1940 г. в результате вхождения государств Прибалтики в Состав СССР, государственные границы были упразднены и установлены административные границы между союзными республиками. Эти границы были установлены произвольно в ущерб территориальным интересам стран Прибалтики.

Именно эти административные границы и являются в настоящий момент государственными. Часть 1 статьи 5 Закона "О государственной границе РФ" позволяют Федеральным органам Российской Федерации устанавливать государственную границу без международных договоров, что и было сделано Российской Федерацией в 1993 г., когда Указом Президента Российской Федерации была демаркирована граница Российской Федерации со странами Прибалтики в одностороннем порядке.

Кратко остановимся на реальных и потенциальных претензиях со стороны прибалтийских государств к Российской Федерации. Эстония открыто претендует на Печорский и Кингишинский районы Псковской и Ленинградской областей соответственно, а также устанавливает 12-ти мильный предел своим территориальным водам, что существенно затруднит плавание российских торговых судов в Финском Заливе.

Латвия потенциально может выдвинуть претензии в отношении Пыталовского района Псковской области России, которая находилась под суверенитетом Латвии до 1940 г.

Литва также потенциально может выдвинуть территориальные претензии к Калининградской области (ряд общественно-политических сил этой страны уже открыто заявил об этом), кстати, Калининградская область теоретически представляет собой сферу борьбы трех европейских держав: Германии, Польши и Литвы. К тому же необходимо провести государственную границу по приграничным озерам и разделить исключительную экономическую зону и континентальный шельф в Балтийском море, богатые рыбой и янтарем.

Ответные территориальные претензии могут быть представлены и со стороны Российской Федерации, ибо все прибалтийские государства имеют районы с компактным проживанием русского и русскоязычного населения. Кроме того, геополитические интересы Российской Федерации в Прибалтике очевидны: выход к Балтийскому морю необходим России для торговли с Европейскими странами и частью США.

Установление государственных границ со странами СНГ выглядит в настоящее время весьма проблематично. Связано это со множеством причин. Отметим некоторые из них. Общая протяженность государственных границ Российской Федерации составляет 60932 км, из них морских 38808 км, сухопутных, речных и озерных 22124 км. Около 13 тысяч километров государственной границы России со странами СНГ и эти границы почти никто не охраняет, за исключением небольших таможен со смежными странами, Соглашения по которым подписаны и действуют. Кроме того, на ряде участков государственной границы Российской Федерации с государствами Закавказья установлены пограничные посты. Пограничные войска Российской Федерации обеспечивают безопасность государственных границ Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстанаи Армении. Однако, в целом проблема охраны государственных границ не решена. Этому, отчасти, способствует установление тесных дружественных отношений внутри СНГ между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном. Рассматриваемая нами выше возможность объединения нескольких государств в одно, аналогично мешает установлению четких государственных границ. Более того, установление государственных границ с Украиной и Беларусью нарушило бы семейные связи народов, в установка границ с Казахстаном отрезало бы несколько миллионов русских, компактно проживающих на Севере этого государства.

Для установления государственных границ со странами-участниками СНГ необходимы двусторонние договоры о делимитации и демаркации, что тот час повлечет за собой, территориальные споры и возможно приведет к вооруженным конфликтам между странами.

В практике межреспубликанских отношений возникли некоторые территориальные неувязки; в частности, карты разного года издания устанавливают различное прохождение административной границы в СССР. Даже некоторые колхозы оказываются разрезанными на части, не говоря уже о населенных пунктах.

Самим национальным интересам России противоречит немедленное установление линии государственной границы и ее демаркация.

Для решения территориальных вопросов международное право выработало систему мер, направленных в соответствии с принципом мирного разрешения споров, на такое такое решение вопросов, при котором степень возможных издержек сведен к минимуму.

24. Население государства с точки зрения международного права

Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в стране иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов). Правовое положение населения государства регламентируется, прежде всего, нормами национального права страны, в которой оно проживает. Государство осуществляет в отношении своего населения три вида юрисдикции – законодательную, исполнительную(административную) и судебную.

Однако значительную роль в регулировании прав и свобод индивида играет и МП. Его роль в данном случае выражается, в частности, в том, что:

1) государства в силу обычноправовых норм международного права взаимно признают исключительную юрисдикцию государств в регулировании правового статуса лиц, составляющих их население;

2) они взаимно согласились признавать право отечественного государства в установленных случаях оказывать содействие своим гражданам, находящимся на иностранной территории, в осуществлении их прав, предусмотренных для иностранцев;

3) обычно на взаимных договорных началах государства регулируют вопросы, касающиеся коллизии их внутригосударственных норм об определении статуса лиц, относящихся к категории их граждан (в частности, заключая соглашения об исключении двойного гражданства);

4) регулируют на уровне норм общего международного права правовое положение лиц, входящих в состав их зарубежных органов внешних сношений.

СССР пропагандировал дружбу народов. Однако с Гласностью и Перестройкой вскрылись проблемы, которые ранее замалчивались. В нескольких частях большой страны вспыхнули столкновения граждан, поводом к которым послужили этнические и географические споры. С развалом единой страны конфликты значительно обострились.

Конфликт в Нагорном Карабахе (1988 – 1994)

Напряжение в районах Нагорного Карабаха начало расти еще в последние годы существования союзного государства, а образование суверенных стран сопровождалось полноценной войной.

На попытки Карабаха образовать собственное государство официальный Баку ответил вводом войск. Сепаратистов поддержал Ереван и этнические армяне со всех концов света.

Боевые действия продолжались 3 года и стоили участникам 20 тысяч человеческих жизней.

Видимых результатов не добился никто. Карабах по-прежнему официально входит в состав Азербайджана, но, по сути, не контролируется Баку. Местное политическое образование не признается мировым сообществом и находится в подвешенном состоянии.

Осетино-ингушский конфликт (1992)

Межнациональная резня в Ингушетии и Северной Осетии стала первой ласточкой националистических конфликтов в Российской Федерации в 1990-е годы.

Камнем преткновения стал небольшой клочок территории, Пригородный район – административная единица республики Северная Осетия - Алания.

Еще с советских времен свои претензии на эти территории предъявляли в руководстве Ингушетии.

Градус противостояния постоянно возрастал, и все закончилось началом боевых действий в ряде сел кавказских республик. Было введено чрезвычайное положение. Для прекращения гражданской войны были использованы армейские части.

Погибшими в этой междоусобной бойне числятся больше 600 человек, а проживавшие в зоне конфликта ингуши были вынуждены бежать.

Война в Приднестровье (1992)

Летом 1989 г. на волне подъема националистических движений в СССР правительство Молдавии признало образование союзной республики незаконным. Земли Молдавии назывались оккупированными румынскими территориями. Регионы левого берега Днестра с таким заявлением не согласились и образовали собственную Молдавскую ССР.

В 1991 г. обе республики провозгласили свою независимость. Началась война. Основу молдавской армии составили прорумынские националисты, а на территории Приднестровья было сформировано ополчение. Молдаване попытались взять города Бендеры, Дубоссары и несколько небольших поселений, но местные жители оказали войскам сопротивление. Мосты через Днестр были разрушены.

Война не нашла отклик среди молдаван, в армии были во множестве отмечены случаи дезертирства и уклонения от службы. Тем не менее, сражения продолжались до 1992 г. и прекратились только благодаря усилиям Москвы.

Грузино-осетинские и грузино-абхазские конфликты (1991 – 1993, 2008)

Вражда Грузии с Абхазией и Южной Осетией имеет в своей основе противоречия во взглядах на статус республик. В союзные времена в составе Грузинской ССР оба нацменьшинства имели автономию, но затем Союз распался, а последовавшее принятие новой конституции суверенной Грузии дестабилизировали обстановку в этих областях.

Развязалась война, и на стороне сепаратистов выступили добровольцы со всего Кавказа. Их участие помогло осетинам и абхазам выйти из-под контроля Тбилиси.

Бойню удалось прекратить только при содействии Москвы. Противостояние оказалось замороженным на полтора десятка лет. Мятежные республики официально оставались в составе Грузии, но де-факто были суверенными государствами.

Статус-кво попытался нарушить президент Саакашвили в 2008 г., но проведенная российской армией операция по принуждению к миру не позволила Грузии вернуть контроль над Цхинвалом и Сухуми.

Чеченские войны (1994 – 1996, 1999 – 2009)

Чеченская кампания стала одним из самых ярких символов 90-х годов в России. Проблемы в Чеченской республике начались с попыток местной национальной элиты вывести регион из состава РФ. Обеспечить закон и порядок в регионе были призваны подразделения регулярной российской армии.

Первая кампания завершилась разгромом сепаратистов. Но на территорию республики хлынули радикальные исламисты, целью которых было вывести из-под контроля Москвы весь Кавказ. Война в республике продолжалась до середины нулевых и закончилась победой федеральных сил.

Гражданская война в Таджикистане (1992 – 1997)

Гибель СССР омрачилась не только межнациональными конфликтами, но и гражданскими противостояниями. Самая страшная междоусобица произошла в Таджикистане.

Все началось в 1990 г. с погромов нетаджикского населения. Затем были выборы президента, результаты которых не признала исламистская оппозиция. Начавшиеся столкновения радикалов и проправительственных сил быстро переросли в бойню всех против всех.

Положение усугублялось соседством с неспокойным Афганистаном, из которого исламисты регулярно получали пополнение и вооружение.

На несколько лет Таджикистан остался фактически без центрального управления. Страной правили полевые командиры, резавшие мирное население и промышлявшие контрабандой наркотиков.

Лишь в 1997 г. лидеры оппозиции и официальный Душанбе смогли договориться. По условиям соглашения полевые командиры прекращали сопротивление в обмен на места в правительстве и звания в регулярной армии.

Война на Донбассе (2014 – н.в.)

Стороны активно использовали не только автоматическое оружие, но и тяжелую боевую технику. Сейчас официальное правительство не контролирует большую часть Донбасса, на территории которого была провозглашена суверенная республика.

Большую часть всех кровавых событий в бывших братских республиках пришлось разрешать правительству России. Только благодаря вмешательству Москвы было остановлено кровопролитие и восстановлен диалог противоборствующих сторон.

Военные конфликты между странами СНГ, влияние на их урегулирование Российской Федерации. Особенности защиты Россией Южной Осетии в конфликте с Грузией. Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция России в приднестровском конфликте.

Рубрика Политология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 15.11.2013
Размер файла 53,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ

  • Введение
  • Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации
    • 1.1Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция Российской Федерации
    • 1.2Защита России Южной Осетии в конфликте с Грузией

    Введение

    После распада СССР было создано некоторыми входящими в него государствами Содружество Независимых Государств (СНГ), которое основано на принципах суверенного равенства его участников. В настоящее время в СНГ входят такие государства как Российская Федерация, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан. Отметим, что Туркмения и Украина, ранее подписавшие соглашение о вступлении в СГ, его не ратифицировали, а Грузия в 2009 г. покинула Содружество.

    В качестве источника в курсовой работе использовано заявление генерала А.И. Лебедя, который был командующим 14-й общевойсковой гвардейской российской армией, прекратившей конфликт в Приднестровье Лебедь А.И. Заявление командующего 14-й общевойсковой гвардейской российской армией. 4 июля 1992 г. г. Тирасполь //Лебедь А.И. За державу обидно. М., 1995 .

    Эта тема хорошо освещена в литературе, посвященной конфликтам на территории СНГ.

    Цель работы - показать, какую роль играет Российская Федерация в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ.

    Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации

    В Нагорно-Карабахский конфликт оказались вовлечены два независимых государства - Азербайджан и Армения.

    В период перестройки в октябре 1987 г. армяне Нагорного Карабаха, и самой Армении на многотысячных митингах с националистической окраской потребовали воссоединить НКАО с Арменией. Азербайджанцы, проживавшие в Армении, вынуждены были бежать. В феврале 1988 г. из-за погромов армян в азербайджанском городе Сумгаите в Нагорный Карабах перебрались тысячи армянских беженцев. 20 февраля 1988 г. областной Совет НКАО обратился в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Азербайджанской ССР с требованием передать НКАО Армении.

    В июне 1988 г. Верховный Совет Армении согласился на то, чтобы Нагорный Карабах вошел в состав Армянской ССР. Однако Верховный совет Азербайджана принял противоположенное решение о сохранении НКАО в составе Азербайджанской ССР с последующей ликвидацией автономии. 12 июля 1988 г. областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана.

    Однако последнее решение не было поддержано 18 июля 1988 г. Президиумом Верховного Совета СССР.

    Власти Азербайджана признали это незаконным и приняли решение об упразднении автономии Карабаха. Все это привело к том, что в сентябре между армянами и азербайджанцами начался затяжной вооруженный конфликт, приведший к большим человеческим жертвам. Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские вооруженные отряды при поддержке властями Армении и армянскими диаспорами из других стран отстаивали независимость края. военный конфликт осетия россия

    В последующих боевых действиях карабахских армян иногда поддерживали части регулярной армии Армении. В мае 1992 г. вооруженные формирования Нагорного Карабаха захватили Шушу, а позднее - Лачин. Так был создан коридор, который соединял Армению с Карабахом, до этого разделенных азербайджанскими вооружёнными силами.

    Однако летом 1992 г. азербайджанцы предприняли успешное контрнаступление, во время которого повторно взяли Агдере (Мардакерта) и заняли Геранбойский (Шаумяновский) район к северу от Карабаха. Но этот успех был кратковременным.

    В феврале 1993 г. армянские и нагорно-карабахские вооруженные формирования провели широкомасштабное наступление, в результате чего взяли большую часть Агдеринского (Мардакертского) района и часть Кельбаджарского района на западе от Нагорного Карабаха. В это же время шли сражения в Физулинском и Агдамском районах. Азербайджан вновь потерял Агдере (Мардакерта), что было связано с проблемами во внутриполитической ситуации республики.

    Гусейнов перестал подчиняться верховному командованию Азербайджана, поэтому в феврале 1993 г. его отправили в отставку. Он оставил фронт и увел свои войска домой в Гянджу, превратив их фактически в свою личную армию. После этого хаос в азербайджанских военных частях резко усугубился, в них сильно упал моральный дух, широко распространилось дезертирство.

    Россия, Совет Безопасности ООН попытались урегулировать карабахскую проблему, однако их усилия были фактически игнорированы как армянами Нагорного Карабаха, так и властями Армении.

    Армяне Нагорного Карабаха воспользовались событиями в Баку. Для Азербайджана этот период был очень сложным во внутриполитической сфере, поскольку там происходила смена власти, в чем принимал активное участие С. Гусейнов, пытавшийся совершить переворот. Однако победил Г. Алиев, лидер Азербайджана советского периода.

    К концу 1993 г. Г. Алиев, восстановивший некоторый порядок в азербайджанской армии, дал приказ к контрнаступлению. Азербайджанским войскам удалось вернуть некоторые территории, в частности, на севере Кельбаджарского района. Однако к февралю 1994 года они были остановлены армянскими вооруженными силами.

    В июне 1994 г. министры обороны Армении и Азербайджана вместе с командующим вооружёнными силами карабахских армян подписали документ о перемирии, которое действует до сих пор, несмотря на периодические перестрелки и вялотекущие столкновения. Война в Карабахе привела к победе армян. Азербайджан потерял контроль над этой областью.

    Таким образом, война в Карабахе привела к военной победе армян. Плохо оснащённая армия Азербайджана, а также внутриполитические неурядицы привели к тому, что карабахские армяне, поддержанным Арменией, нанесли поражение значительно превосходящим по численности азербайджанцам. Соглашение о прекращении огня было достигнуто благодаря усилиям России.

    1.2 Защита России Южной Осетии в конфликте с Грузией

    В настоящее время Северная Осетия входит в состав Российской Федерации, однако с Южной Осетией этого не произошло.

    20 сентября 1990 г. Юго-Осетинский областной совет провозгласил автономную область Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой. 9 декабря прошли выборы в ее Верховный совет.

    С этого времени продолжается противостояние между Грузией и Южной Осетией. В августе 2008 г. оно особенно накалилась, и произошла так называемая Пятидневная война между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией, Абхазией и Россией, с другой.

    До сих пор Южная Осетия не признана международным сообществом. Правительство Грузии рассматривает ее как административную единицу своей страны -- Цхинвальский регион. Эта позиция грузинских властей была основной причиной вооруженного конфликта 2008 г.

    Толчком к конфликту послужили и события, связанные с Косово. 17 февраля 2008 г. о своей независимости в качестве республики Косово объявил автономный край Сербии Косово и Метохия. Это было признано рядом стран, в том числе и США, что вызвало негативную реакцию у руководства России, которое считало, что это обострит положение с признанием независимости на внешнеполитической арене у других непризнанных государственных образований. Признание независимости Косово и Метохии всколыхнуло и боявшуюся потерять относящиеся к ней политически территории Грузию, и стремящуюся к независимости Южную Осетию. Это послужило еще одной причиной конфликта.

    9 августа в Южной Осетии была создана ударная группировка российских войск. Сюда перебросили подразделения 58 армии и 76 Псковскую воздушно-десантную дивизию. Утром, пытаясь разблокировать силы российских миротворцев, эти формирования вошли в Цхинвали и начала бои с грузинскими войсками, штурмовавшими город. Однако, понеся потери в людях и технике, группа была вынуждена отступить. Продолжался артиллерийский обстрел с обеих сторон. Российская авиация наносила удары по территории Грузии. Российские военные корабли вошли в территориальные воды Грузии и приступили к боевому патрулированию. В Абхазии началась высадка морского десанта в районе Очамчира и переброска частей воздушно-десантных войск на аэродром Сухуми.

    10 августа произошел бой на Черном море. Российские корабли (2 больших десантных корабля и 2 корабля охранения) встретились с 5 грузинскими катерами, которые, несмотря на предупредительные выстрелы, продолжали идти к российским кораблям. В результате российские корабли потопили один корабль, один повредили, а три заставили выйти из боя.

    11 августа российские войска, перейдя границы Абхазии и Южной Осетии, вторглись на территорию Грузии и без боя заняли западногрузинский город Зугдиди. Грузинские войска оставили город Гори (основная военная база грузинский войск) и село Хурча. Был сбит грузинский самолет Су-25, который атаковал 58 армию. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.

    13 августа колонна российской военной техники вышла из грузинского города Гори и направилась в сторону Тбилиси. Грузия приняла план урегулирования конфликта, но с оговорками. Так, по просьбе М. Саакашвили убрали пункт об обсуждении статуса Южной Осетии и Абхазии. 14 августа на служащих ООН в Гори напали неизвестные. Российские войска передали контроль над Гори грузинским полицейским, вместе с которыми в Гори въехало несколько групп журналистов. У некоторых из них забрали автомобили (журналисты обвинили в этом осетинских ополченцев). В окрестностях Гори был обнаружен грузинский спецназ. Ситуация в городе и его окрестностях вновь обострилась. Продолжались обстрелы и грабежи. 15 августа грузинская полиция, которой российские части накануне передали контроль над Гори, по распоряжению российского командования была снова оттуда выведена. 16 августа военные действия завершились подписанием президентом России Д. А. Медведевым, президентом Грузии М. Саакашвили, а также руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия плана мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Это обозначило завершение военных действий.

    Как указывает M. Dzhindzhikhashvili, боевые действия, которые разрушили столицу Цхинвали, угрожали поджечь широкомасштабную войну между Грузией и Россией, а также создать напряженность между Москвой и Вашингтоном. Грузия заявила, что была вынуждена начать штурм из-за нападения повстанцев; сепаратистов […]. Президент Грузии Михаил Саакашвили обвинил Россию в агрессии против его страны. Россия заявила, что необходимо действовать, чтобы защитить своих миротворцев и мирных жителей Южной Осетии, где большинство жителей имели российские паспорта Dzhindzhikhashvili M. Georgia fighting continues over South Ossetia // Die Welt. 09.08.08 .

    В итоге этих событий Республика Южная Осетия стала частично признанным государством - ее признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Тувалу. Но окончательного разрешения этот конфликт не получил до сих пор.

    Таким образом, военные действия в конфликте между Южной Осетией и Грузией начала Грузия. Ее вторжение было остановлено вводом российских войск. В результате конфликта Южная Осетия стала частично признанным государством.

    Глава 2. Приднестровский конфликт. Позиция России

    Приднестровский конфликт - это конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой, который начался еще в 1989 году после обретения Молдавией независимости.

    После принятия закона о государственной языке 3-4 ноября 1989 года было выдвинуто предложение о создании автономии в Приднестровье, где в декабре - январе был проведен референдум по вопросу о создании Приднестровской Автономной Республики. Более 90 % принявших участие в референдуме людей высказались за создание автономии.

    Ситуация обострилась после избрания в 1990 году нового состава Верховного Совета Молдавии, в котором представители Приднестровья оказались в меньшинстве и не имели возможности оказывать влияние на законодательную деятельность. После угроз, психологического давления и даже избиений они покинули парламент.

    В июле этого года Народный фронт потребовал переименования Молдавии в Румынскую Республику Молдова, что вызвало негативную реакцию жителей Приднестровья и Гагаузии. В связи с этим в 1990 году была провозглашена независимость Гагаузии, а также была образована Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе СССР, что вызвало негативное отношение как со стороны правительства Молдавии, так и националистических организаций.

    Эти вооруженные действия были прекращены благодаря вмешательству России. Российские войска под командованием генерала А.И. Лебедя для защиты мирных граждан вмешались и прекратили кровопролитие в регионе.

    До сих пор безопасность в Приднестровской области обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики. Также здесь присутствуют военные наблюдатели от Украины.

    Путем переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ до сих пор достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось.

    Таким образом, конфликт в Приднестровье был спровоцирован непродуманной национальной политикой руководства Молдавии. Он был прекращен благодаря вмешательству России.

    Глава 3. Защита Россией границ Таджикистана

    В 1992-2005 годах группа российских пограничных войск осуществляла в Таджикистане охрану южных границ.

    С 1986 года охрана границы СССР в Таджикистане находилась под контролем Оперативной группы Краснознаменного Средне-Азиатского Пограничного Округа КСАПО) КГБ, возглавлявшей Пянджский, Московский, Хорогский и Ишкашимский пограничный отряды. Также здесь нес службу Мургабский пограничный отряд, входивший в состав Краснознаменного Восточного пограничного округа.

    После распада Советского Союза в 1991 г. единая советская пограничная служба распалась, и оказалась ослабленной охрана государственных границ новых суверенных государств, возникших на постсоветском пространстве. Внутренние границы между ними фактически стали прозрачными.

    Летом 1992 года офицерские собрания пограничников приняли обращение к президенту России Б. Н. Ельцину с просьбой принять пограничные отряды таджикско-афганской границы под юрисдикцию Российской Федерации, а в августе пограничные войска получили российский статус. 19 октября 1992 года на базе этих войск была создана Краснознаменная Пограничная группа Российской Федерации в Республике Таджикистан.

    В начале 1993 года обстановка на таджикско-афганской границе резко обострилась. В марте в части границы у афганской провинции Саманган не шли постоянные столкновения с вооруженными афганскими боевиками, которые в количестве примерно 1000 человек базировались на территории Афганистана. Так, ночью 8 марта 1993 г. 50 боевиков напали на 9-ю заставу Московского пограничного отряда. Пограничники уничтожили 11 бандитов на переправе и разогнали остальных. 16 марта в ходе вооруженного столкновения боевики потеряли убитыми 17 человек. Но прорваться им через границу не удалось.

    Обстановка на таджикско-афганской границе продолжала оставаться сложной. 29 мая 1993 года после обстрела из минометов и гранатометов боевики атаковали 11-ю заставу Московского отряда. Погибло несколько российских пограничников. Внезапная атака с воздуха пришедших на помощь заставе двух российских вертолетов вынудила боевиков отступить.

    13 июля 1993 года на 12 пограничной заставе Московского пограничного отряда произошло столкновение пограничников с боевиками, в результате которого погибло 25 российских пограничников. Вечером этого дня застава была освобождена от бандитов.

    7 августа в 1993 года Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан выступили с совместным Заявлением о мерах по нормализации обстановки на таджико-афганской границе. 24 декабря 1993 г. в Ашхабаде эти страны и присоединившийся к ним Туркменистан подписали Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ. Охранять таджико-афганскую границу стали дополнительные воинские части Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Увеличилась численность Пограничной группы России до 12 тысяч человек.

    После 27 июня 1997 г., когда было подписано Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, произошло некоторое снижение напряженности на таджикско-афганской границе, уменьшилось количество обстрелов пограничных застав.

    В 1999 г. обстановка на таджикско-афганской границе снова осложнилась в связи с нападениями вооруженных формирований талибов и устремившейся в Таджикистан до 300 тыс. человек беженцев. Пограничники несли службу в усиленном режиме.

    С сентября 1998 г. российские пограничники начали передавать постепенно службу на границе своим таджикским коллегам, что было завершено летом 2005 года. После этого российские пограничники оказывали Таджикистану помощь в качестве советников по организации охраны государственной границы.

    Пограничная группа была переведена в 2003 г. в введение ФСБ и преобразована летом 2003 г. в Краснознаменное Пограничное управление ФСБ РФ в Республике Таджикистан.

    Таким образом, российские пограничные войска, осуществляя в Таджикистане охрану южных границ, не допустили на пространство Таджикистана и СНГ боевиков из Афганистана, сдерживали контрабанду наркотиков. После того, как в Таджикистане прекратилась гражданская война, российские пограничники постепенно передали охрану границ этой страны национальным вооруженным силам.

    Россия, сама неоднократно переживавшая техногенные катастрофы и подвергавшаяся атакам террористов, принимает самое активное участие в решении проблем региональной и международной безопасности. С помощью мирового сообщества и самостоятельно а стране ликвидируются запасы химического оружия, утилизируются ядерные отходы, сокращаются арсеналы обычных вооружений, начата работа по повышению уровня физической и технической защиты потенциально опасных для населения объектов. Российская Федерация участвует в урегулировании региональных конфликтов, миротворческих операциях различных форматов (ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ), борьбе с международным терроризмом, морским пиратством и наркоугрозой.

    В своей внешней политике российское руководство уделяет приоритетное внимание урегулированию региональных конфликтов на постсоветском пространстве , которые находятся в непосредственной близости от границ Российской Федерации, оказывают прямое воздействие на безопасность российского государства и затрагивают его национальные интересы.
    К настоящему времени таких конфликтов четыре: грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, нагорно-карабахский и приднестровский. Хотелось бы сразу отметить, что названия конфликтов чисто условны и ни в коей мере не отражают их природу, сущность, причины и содержание. В каждом из них есть свои составляющие и особенности политического, стратегического, экономического, этнического, демографического, идеологического, исторического, языкового, географического и другого характера. Большую роль при этом играют позиции заинтересованных третьих стран (России, Армении, Турции, Ирана, Румынии, Украины, Белоруссии), региональных и международных организаций.

    Ни чем не спровоцированная открытая агрессия Грузии в августе 2008 года против Южной Осетии и российских миротворцев вынудило российское руководство провести военную операцию по защите местного населения и российских военнослужащих и принуждению агрессора к миру. В итоге Россия официально признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии и стала гарантом их территориальной целостности и безопасности. Как представляется, альтернативы такому решению российских властей не было. В результате впервые за долгие годы народы вновь образовавшихся государств получили возможность приступить к восстановлению разрушенных войной жизненно важных объектов, элементов инфраструктуры, налаживанию экономик и решению социальных проблем. Вслед за Россией Абхазию и Южную Осетию признали Венесуэла и Никарагуа. Таким образом, новые государства стали полноправными субъектами международного права.

    Россия продолжает активно участвовать в миротворческой операции в Приднестровье и всячески поддерживает мирные инициативы сторон этого конфликта и международных посредников по налаживанию мирного диалога и взаимопонимания между Кишиневом и Тирасполем. И хотя позиции сторон еще далеки от окончательного определения статуса Приднестровья, благодаря усилиям России здесь не льется кровь и люди по обоим берегам Днестра имеют возможность мирно трудиться и общаться со своими соседями.

    Самым трудным и запутанным на данный момент остается азербайджано-армянский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Велики масштабы произошедшего размежевания населения: сотни тысяч армян бежали из Азербайджана и примерно такое же количество азербайджанцев из Нагорного Карабаха. Семь районов Азербайджана (помимо Нагорного Карабаха) остаются оккупированными армянскими вооруженными силами. Достигнутое сторонами при посредничестве России в Бишкеке в 1994 году перемирие носит весьма хрупкий характер. К сожалению, на линии разъединения сторон пока нет российских или международных миротворцев, позиции сторон по будущему статусу региона диаметрально противоположны, поэтому вероятность новых вооруженных столкновений здесь остается весьма высокой. России на двусторонней основе и в рамках так называемой Минской группы международных посредников удается лишь проводить регулярные встречи на высшем уровне и закрытые переговоры сторон конфликта.

    Иванов Станислав Михайлович - ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат исторических наук.

    Posted on May. 15th, 2010 at 03:24 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

    Цель данной курсовой работы - исследование развития в России подходов к миротворчеству на территории бывшего СССР с помощью миротворческих сил с анализом того опыта, который получен российскими войсками в рамках миротворческих операций.

    Содержание
    Работа содержит 1 файл

    Курсовая конфликты в снг.docx

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ

    должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
    РОЛЬ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ СНГ
    по курсу: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН СНГ

    СТУДЕНТКА ГР. 2012г
    подпись, дата инициалы, фамилия

    1. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы. 4

    1.1 Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств. 4

    2. Россия в составе СНГ: степень участия и влияния 9

    2.1. Стратегии взаимодействия России со странами- участниками СНГ 9

    2.2. Деятельности России в составе СНГ 10

    3. Развитие в России представлений о роли миротворческих сил в урегулировании конфликтов 12

    3.2 Советское наследство 16

    3.3 Молдавия. Приднестровье 18

    3.5 Южная Осетия 24

    Список используемой литературы 30

    Введение

    На территории бывшего СССР Россия осуществляла и продолжает осуществлять до настоящего времени четыре миротворческие операции: на территории Молдовы в Приднестровье, в Таджикистане и на территории Грузии — в Южной Осетии и в Абхазии. Условия проведения всех этих операций разнятся между собой не только в силу различий мандатов российских миротворцев, но и, что более значимо, в силу целого комплекса историко-культурных различия регионов, отдаленных друг от друга более чем 3000 км, а также политических и военных особенностей конфликтов на этих территориях.
    Российская миротворческая активность при всей ее непоследовательности сдерживает развитие вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, но остановить вооруженные конфликты изолированно от международных институтов не способны ни Россия, ни СНГ, под флагом которого стремятся сегодня выступать российские политики. Следует также подчеркнуть, что миротворческая активность в СНГ является важным элементом национальной безопасности России и, в конечном счете, служит поддержанию внутренней стабильности в стране.
    Цель данной курсовой работы - исследование развития в России подходов к миротворчеству на территории бывшего СССР с помощью миротворческих сил с анализом того опыта, который получен российскими войсками в рамках миротворческих операций.

    1. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы.
      1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств.

      Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать формировать новый регион, или войти в уже существовавший. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Непризнанные государства отстаивали свои территориальные и политические интересы, что в результате привело к многочисленным вооруженным конфликтам, которые не заканчиваются и сейчас.

      Основу Содружества Независимых Государств составляет Устав, который был принят 22 января 1993 года, и различные акты, в том числе Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, установленное между Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г., в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к СНГ присоединилась Грузия.

      Международной юридической базой для формирования сотрудничества бывших республик СССР стал Договор о создании Экономического союза СНГ, который был подписан в Москве 24 сентября 1993 г. и состоял из 7 глав и 34 статей, в сферу действия которых входило:

      - формирование условий постоянного развития национальных экономик договаривающихся сторон в интересах повышения уровня жизни их граждан;

      - обеспечение поэтапного создания общего экономического пространства на основе рыночных отношений;

      - создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;

      - разработка совместных экономических проектов, представляющих общий интерес;

      - решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

      Таким образом, СНГ обеспечило институционально- организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства.

      Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция, оказание взаимной помощи.

      1.2. Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ

      22 января 1993 года был подписан очень важный для Содружества документ - Устав Содружества Независимых Государств, он установил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.

      В Уставе СНГ установлены условия членства государств в Содружестве, цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, устранения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях. А также особый акцент ставится на тот факт, что входящие в СНГ государства - самостоятельные и равноправные субъекты международного права.

      Членом СНГ может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

      Государства-члены СНГ устанавливают взаимоотношения в рамках принципов уважения независимости, неприкосновенности государственных границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, развития взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, выполнения принятых на себя обязательств.

      Таким образом, в соответствии с Уставом, Сообщество основано на базе суверенного равенства всех его членов, государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

      За два года до принятия Устава СНГ Соглашением о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была составлена структура Содружества. В состав координационных институтов вошли:

      - Совет глав государств;

      - Совет глав правительств;

      - Совет министров иностранных дел;

      - Совет министров обороны;

      - Совет командующих пограничными войсками;

      - Совет коллективной безопасности;

      - Межгосударственный экономический комитет;

      - Межгосударственный валютный комитет;

      - Межгосударственный статистический комитет;

      - Комиссия по правам человека.

      Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено также в Уставе СНГ.

      На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные помогать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.

      К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

      - обеспечение прав и основных свобод человека;

      - координация внешнеполитической деятельности;

      - оборонная политика и охрана внешних границ;

      - сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства;

      - развитие транспорта и связи;

      - охрана здоровья и окружающей среды;

      - вопросы социальной и миграционной политики;

      - борьба с организованной преступностью.

      К нижеперечисленному можно добавить еще два основныхнаправления: борьба с терроризмом и развитие гуманитарных связей.

      Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

      Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.

      Основой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях. Важную роль в процессе формирования нормативно-правовой базы Содружества сыграла Российская Федерация. Но ее миссия не ограничивается разработкой и анализом международно-правовых актов. Россия была призвана взять на себя лидерство в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.

      2. Россия в составе СНГ: степень участия и влияния

      2.1. Стратегии взаимодействия России со странами- участниками СНГ

      Россия - крупнейшее государство-участник Содружества Независимых Государств. Она составляет более половины населения и более 60% совокупного дохода СНГ, занимает лидирующее место в реформировании экономики, российский рынок наиболее ёмок.

      Читайте также: