Реформы 60 80 годов 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

Основные идеи:

Результаты:

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.
  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Судебная реформа

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.

18 февраля 1855 г. на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права. Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.

Земельная реформа.Основным вопросом в России на протяжении XVIII—XIX веков был земельно-крестьянский. В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

Земская и городская реформы. Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохране­нию — проводили работу, на которую у госу­дарства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В круп­ных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов. Однако выборы проводились на цензовой основе, и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления, образования и медицинского обслуживания. Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.




Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей. Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные пала­ты. Была вве­дена должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената, кото­рый стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию — до 1,5 лет, университет или институт — до 6 месяцев.

Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы 3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социаль­но-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо под­готовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

18 февраля 1855 г. на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права. Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.

Земельная реформа.Основным вопросом в России на протяжении XVIII—XIX веков был земельно-крестьянский. В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

Земская и городская реформы. Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохране­нию — проводили работу, на которую у госу­дарства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В круп­ных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов. Однако выборы проводились на цензовой основе, и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления, образования и медицинского обслуживания. Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей. Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные пала­ты. Была вве­дена должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената, кото­рый стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию — до 1,5 лет, университет или институт — до 6 месяцев.

Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы 3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социаль­но-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо под­готовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

Буржуазные реформы, которые проводились в 60-70 годы 19 века, повлекли за собой кардинальные изменения, затрагивающие ключевые не только государственные, но и социальные аспекты. За небольшой временной отрезок было принято решение реализовать многочисленные законодательные правки по разным направлениям: экономика, образование, культура.


Император Александр 2

В 1855 году во время кровопролитного сражения у границ Севастополя, скоропостижно уходит из жизни Николай 1. В результате титул правители переходит к старшему сыну. В дальнейшем он входит в российскую историю как Александр 2 Освободитель.

Новый император мгновенно вступил на престол полноправным правителем – в возрасте 36 лет. Что характерно, Александр 2 не имел четко разработанной политической и экономической программы. Это обусловлено отсутствием принадлежности к либералам и реакционеров.

Причины и предпосылки

Александр не воспринимал и не разделял отдаленных от жизни идей и мировоззрений. Отдавал предпочтение практическим действиям, но не рисковал. Это обусловлено пониманием того, что без имеющихся компромиссов и определенных уступок невозможно организовать эффективное государственное управление. Поэтому Александр 2 был уверен в целесообразности требуемых преобразований в узких политических кругах в период управления.

К середине 19 века новое правительство, включая консервативные круги прекрасно понимали, что крестьянский вопрос требовал незамедлительного решения. Многочисленные попытки правителя смягчить имеющуюся ситуацию не повлекли положительных последствий. Это обусловлено протестное настроение настоящей армией помещиков.

В результате окончательно сформировались буржуазные реформы на русских землях. Это обусловлено тем, что крепостничество окончательно изжило себя в экономическом плане. Многочисленные помещичьи хозяйства стремительно теряли развитие, что влекло за собой существенные финансовые вливания с государственной казны.

Суть реформ

Проведение многочисленных реформ повлекло за собой изменения в разных направлениях. Рекомендуется ознакомиться с каждым из них подробней, чтобы избежать недопонимания.

Отмена крепостничества

Буржуазные реформы, проводимые в 19 веке, затронули большую часть населения – крестьянство. Многие сходились в едином мнении, что крайне важно вносить соответствующие изменения. Для этого принято решение создать Главный комитет, в чьи обязанности входит рассмотрение крестьянского дела.

Александр 2 утвердил требуемое распоряжение для успешного внедрения реформ. В нем представлена исчерпывающая информация о разработке с последующим созданием ряда комитетов, подразумевающие под собой полное освобождение крестьян. Главными положениями принято считать:

  • земельные наделы остаются в праве собственности помещиков;
  • земельный участок передается в полноправную собственность крестьян в результате отработок либо оброка;
  • крестьяне получают разрешение на выкуп персонального угодья у помещиков.

В результате можно с уверенностью говорить о формировании выгодных условиях для крестьян. Утвержденные Положения являются благоприятными для возможности сохранения непосредственной зависимости главной части местного населения от помещиков. Проводимые реформы принуждают крестьян оформлять арендное соглашение на земельные наделы, причем с заведомо тяжелыми требованиями.

Земская реформа

Согласно с разработанными Положениями, земские учреждения вынуждены состоять из представителей всех имеющихся сословий, причем учитывая имущественные цензы. Избрание осуществлялось раздельно и подразумевало несколько категорий избирателей:

  • землевладельцы;
  • городское население;
  • крестьяне.

В результате буржуазные реформы Александра 2 предусматривали передачу руководящей роли представителям буржуазии и помещикам, а имеющиеся проблемы несут реализацию хозяйственных потребностей. Причем деятельность находится под жестким контролем дворянства и губернаторов.

Городская реформа

Реформа проводилась в 1870 году. В соответствии с установленными нормами, принято решение о создании городской думы, берущую на себя роль распорядительного местного органа. Следовательно, изменения касались напрямую органов самоуправления и базируются на едином принципе.

Внедренные положения не позволяют выйти за жесткие рамки исключительно по многочисленным хозяйственным вопросам. К примеру, городская дума берет на себя обязанность по благоустройству местной территории, образовательных учреждений и развития системы здравоохранения.


Судебная реформа

Обновленная торгово-промышленная деятельности, а также производство, требовало судебных изменений. Причем общественные связи не остались без внимания. Суд требовал реформирования с последующим освобождением от непосредственного воздействия дворянской администрации. В результате можно с уверенностью говорить о юридическом равенстве и безопасностью прав собственности земельных наделов и прочего имущества.

После утверждения изменений, суд разделяется на несколько разновидностей:

Дополнительно принимается решение о создании военного суда. Главная задача – эффективное ведение политических процессов.

Военные преобразования

После унизительного поражения царской армии у берегов Крыма, принимается решение о реформировании. В результате наблюдаются изменения в Военном министерстве, что повлекло разделение с одновременным формированием военных округов. Отменяется набор военнослужащих рекрутом. В результате утверждается повсеместная военная повинность сроком в 6 лет.

Реформа образования

Реформы Александра 2 предусматривают создание современных образовательных учреждений с целью эффективной подготовки высококачественных специалистов. В разных регионах страны запускаются высшие учебные заведения. Предусматривается образование для представителей слабой половины человечества.

Значение изменений

Проводимые реформы сложно переоценить. После отмены крепостного права последовало беспрекословное утверждение капитализма. В результате формируется несколько слоев населения – буржуазия и пролетариата.

Великие буржуазные реформы Александра 2, проводимые в 60-70 годы 19 века несли с собой кардинальные перемены, затронувшие все самые важные аспекты жизни не только государства, но и общества. За такой сравнительно короткий срок был реализован целый ряд реформ, касающихся таких областей, как экономика, образование, культура, управление, военное дело. В этой статье буржуазные реформы кратко будут рассмотрены и описаны по всем пунктам.

Российский император Александр 2

В 1855 году во время канонады, прогремевшей у стен осажденного Севастополя, внезапно умирает Николай 1. Титул императора переходит к его старшему сыну. Позднее он войдет в великую историю России как Александр 2 Освободитель.

Новый император вступил на престол уже сформировавшейся личностью - в 36 лет. Надо сказать, что до этого момента у него не было своей конкретной политической или экономической программы, так как он не был приверженцем ни либералов, ни реакционеров.

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века

Предпосылки

Александр Николаевич не воспринимал и не разделял далеких от жизни идей и мировоззрений. Он предпочитал действовать, но в то же время и не шел напролом. Он прекрасно понимал, что без компромиссов и некоторых уступок с его стороны невозможно эффективно управлять государством. Поэтому Александр 2 был уверен в необходимости преобразований в политических кругах, управляющих государством.

Новый император стремился изменить устоявшиеся порядки, веками существующие на территории России. И начал он с того, что вернул декабристов из Сибири и разрешил гражданам свободно выезжать за границу. Кроме того, он поставил новых людей, более умных и образованных, на многие весьма важные государственные посты. Также в Кабинете министров появился его брат Константин, убежденный либерал.

В середине 19 века новое правительство, а также консервативные круги уже четко понимали, что крестьянский вопрос надо решать во что бы то ни стало. Попытки властей хоть как-то смягчить крепостное право ни к чему не привели, так как против этого выступала целая армия помещиков.

Наконец, предпосылки буржуазных реформ в России касательно крестьянского вопроса созрели окончательно. Крепостничество изжило себя экономически. Помещичьи хозяйства, держащиеся на плаву только благодаря труду закрепощенных крестьян, приходили в упадок. Это сильно беспокоило власти и правительство, которые выделяли огромные деньги на поддержание помещиков и их хозяйств.

Отмена крепостничества

Буржуазные реформы 60-70 годов не могли не затронуть основную часть населения Российской империи – крестьянство. Многие сходились во мнении, что преобразования в этой сфере необходимо провести в первую очередь. Для этого в 1857 году правительство создало Главный комитет по крестьянскому делу.

Буржуазные реформы 60-70 годов

Для проведения этой реформы Александром 2 было составлено предписание. В нем говорилось о необходимости создания целого ряда комитетов, которые бы занимались разработкой проекта по освобождению крестьян. Вот основные положения этого предписания:

  • вся земля должна сохраняться за помещиками как их личная собственность;
  • земельные наделы у помещика крестьяне могли получить только за отработки или оброк;
  • крестьянам дать разрешение на выкуп своей усадьбы у помещика.

Какие же условия ставили перед ними, чтобы они могли освободиться от крепостной зависимости? Конечно же они не были выгодными для крестьян. Положения 1861 года создали самые благоприятные условия для того, чтобы сохранить кабальную зависимость основного населения страны от помещиков. Кроме того, буржуазные реформы 19 века принуждали крестьян брать в аренду хозяйские земли на заведомо тяжелых условиях.

Земская реформа

Она началась 1 января 1864 года. Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века, касающиеся не только уездных, но и губернских земских учреждений, предполагала создание принципиально новых органов местного самоуправления. До этого закона они были чиновничье-бюрократическими и сословнопомещичьими. Это означало, что судили крестьян помещики, а чиновники-дворяне охраняли их господство на государственном уровне.

В итоге, буржуазные реформы Александра 2, которые вводили так называемое всесословное земство, опять же передавало всю руководящую роль буржуазии и помещикам, а проблемы, которые они могли решать касались только местных и хозяйственных нужд. К тому же вся их деятельность была под контролем предводителей дворянства и губернаторов.

Буржуазные реформы Александра 2

Городская реформа

Она вышла в свет 16 июня 1870 года. Согласно этому положению создавались городские думы, которые исполняли роль распорядительных органов, а также городские управы в виде исполнительных органов. Таким образом, буржуазные реформы 1860-1870 годов, касающиеся местного как земского, так и городского самоуправления были построены на одной и той же основе.

Новые положения не давали им выйти за тесные рамки решения только лишь хозяйственных вопросов. Городские думы, например, занимались благоустройством города, разрабатывали противопожарные меры, обустраивали школы и больницы, заботились о торговле и т.д. Зависимость городского самоуправления не только от губернаторов, но и от правительства была еще большей, чем у земств.

Буржуазные реформы кратко

Судебная реформа

Новая торгово-промышленная деятельность, производственные отношения, а также городская и земская управы нуждались в обновленных судах. Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века не могли не затронуть такие важные сферы общественных связей.

Суды необходимо было реформировать таким образом, чтобы они стали свободными от любого влияния дворянской администрации. Кроме того, они должны были гарантировать юридическое равенство для всех сословий и охранять оправа на собственность. Для этого Александр 2 20 ноября 1864 года подписал распоряжение о введении судебной реформы, дополненной новыми уставами. Они устанавливали принцип всесословия.

В рамках новой реформы создавалось 2 вида судов. Первый – это окружной, в обязанности которого входило разбирательство по гражданским и уголовным делам и судебные палаты, исполняющие роль кассационных инстанций. Вторым видом были мировые суды, рассматривающие только различные мелкие правонарушения. Также был создан и институт присяжных поверенных или адвокатов, который оказывал гражданам юридическую помощь.

Буржуазные реформы 60-70 гг. вводили также наличие военных судов, которые предназначались для ведения политических процессов. Но вместе с тем сохранялись особые волостные для крестьян и специальные суды для священнослужителей. А это, надо заметить, нарушало новый принцип всесословности.

Великие буржуазные реформы Александра 2

Военные преобразования

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века коснулись и армии. Эта необходимость была вызвана, прежде всего, поражением Российской империи в Крымской войне и теми внешнеполитическими задачами, которые можно было решить исключительно при помощи армии. Она во все времена стояла на страже сохранения единства государства, и без нее невозможно было решать вопросы, касающиеся межгосударственных отношений.

Также армия – это важнейший орган царского самодержавия, при помощи которого оно боролось с волнениями, время от времени вспыхивающими во многих уголках страны. Она должна быть всегда сильной, политически устойчивой, а главное боеспособной.

Буржуазные реформы 60-70 годов, касающиеся преобразования армии, первым дело обновили Военное министерство, а также все государство было поделено на военные округа. Рекрутские наборы солдат были отменены. Вместо них ввели всеобщую воинскую повинность. Она касалась мужчин возрастом от 20 лет. Также изменили сроки военной службы. Вместо прежних 25 установили 6-летний срок для солдат и 7-летний для служащих на флоте.

Предпосылки буржуазных реформ в России

Реформа образования

значение буржуазных реформ

Важность реформ

Значение буржуазных реформ трудно переоценить. После того как было отменено крепостное право, капитализм в России утвердился окончательно и бесповоротно. Из отставшей сельскохозяйственной страны она стала стремительно превращаться в аграрно-индустриальную.

Также отмена крепостничества обусловила разложение самого крестьянства как класса. Этот процесс сыграл крайне важную роль в формировании двух новых классов – буржуазии и пролетариата.

Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века имели огромнейшее значение для Российской империи и ее дальнейшего развития. Благодаря им страна превратилась в буржуазную монархию. Но, несмотря на то, что реформы были очень важными, они все же оказались половинчатыми и в некоторой степени непоследовательными.

Читайте также: