Реформация в швейцарии причины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Появились новые теоретики Реформации и ее самостоятельные течения.

Произвол местной олигархии вызывал недовольство швейцарского бюргерства. Оно мечтало об объединении страны под сильной центральной властью, о запрете наемничества, обуздании аппетитов церкви и секуляризации ее земель.

События в соседней Германии сильно повлияли на швейцарские кантоны. В Берне, Базеле, Санкт-Галлене и других землях и городах началась Реформация. Страна раскололась на католиков и протестантов.

Одним из центров не только швейцарской, но и европейской Реформации стал большой и процветающий город Женева. Местное бюргерство было настроено в пользу церковной реформы и принимало у себя лютеранских проповедников, эмигрантов из католических кантонов и других стран. Среди них оказался француз Жан Кальвин (1509–1564) – один из виднейших теоретиков Реформации.

В своих теоретических взглядах Кальвин исходил из того, что в мире властвует абсолютное божественное предопределение. Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, он уже обречен на вечное проклятие или предопределен к спасению. Никакими усилиями, добрыми делами или правильными поступками он не может изменить то, что ему предначертано. Почему же столь пессимистическое учение и проповедь аскетизма приобрели столько сторонников среди бюргерства – активной, предприимчивой и уверенной в себе части общества?

Кальвин учил, что еще в своей земной жизни человек способен узнать, избран он или обречен. Показателем был успех в его мирском занятии. Кем бы он ни был – скромным слугой, подмастерьем, ремесленником или богатым купцом, он должен стремиться к наивысшему успеху в своем звании или профессии. Удача в делах, успех и были знаком того, что человек предназначен к спасению. Это побуждало к упорному труду и послушанию. Беднякам, людям низкого звания, слугам следовало быть скромными и терпеливыми, чтобы ими были довольны их хозяева. Мастерам, предпринимателям, купцам – преумножать свой капитал (но, как учил Кальвин, не ради самого богатства, а чтобы узнать свою судьбу).

Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатства. Она как нельзя лучше отвечала склонностям бюргерства и предпринимателей эпохи раннего капитализма.

Организация кальвинистской церкви сильно отличалась как от католической, так и от лютеранской. Ее основу составляла община верующих, которые сами избирали своих старшин – пресвитеров. Они руководили жизнью общины, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью ее членов.

Особых священников, возведенных в сан, в кальвинистской церкви не было. Проповедников-пасторов избирали из наиболее образованных и подготовленных вести службу. Пресвитеры и пасторы составляли консисторию – орган, руководивший духовными и светскими делами общины. Для решения теоретических вопросов веры собирались съезды кальвинистских пасторов – конгрегации. Независимость общин от какой-либо верховной власти, принцип выборности делали кальвинистскую церковь более демократичной, чем католическая или лютеранская. Однако из-за постоянного вмешательства руководства в частную жизнь верующих говорить о духовной свободе членов общин не приходилось. Кроме того, при жизни самого Кальвина он пользовался непререкаемым авторитетом среди своих последователей; малейшие отступления от официальной точки зрения, высказанной им, карались с такой же непримиримостью, с какой католическая церковь боролась с еретиками.

Идеи Кальвина имели большой успех в основном среди городского населения Европы: они получили распространение в Нидерландах, на юге Франции, в Англии, Шотландии, в ряде германских княжеств. Позднее эмигранты, спасавшиеся от преследований властей и католической церкви, перенесли их и в Америку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

В Швейцарии

В Швейцарии Вопрос 11.31Чем прославился проповедник цюрихской церкви Святого Петра Иоганн Каспар Лафатер?И кто такой князь Северный, с которым Лафатер обстоятельно беседовал в 1782 году?Вопрос 11.32Русские путешественники, которым случалось в Цюрихе беседовать с Лафатером и

В Швейцарии

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Сейм в Шпейере, 1526 г. Новые церковные порядки. Цвингли и реформация в Швейцарии. Европейские замешательства до мира в Камбрэ. Протестанты. Турки под стенами Вены. Аугсбургский сейм

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Сейм в Шпейере, 1526 г. Новые церковные порядки. Цвингли и реформация в Швейцарии. Европейские замешательства до мира в Камбрэ. Протестанты. Турки под стенами Вены. Аугсбургский сейм Последствия мятежаЭто восстание крестьян так же мало повредило делу нового

КОММУНИСТ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ

КОММУНИСТ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ Родился Шахт в рабочей семье: отец — маляр, мать — уборщица. Сам он с 14 лет пошел по стопам отца — начал работать маляром, затем три года — подручным электромонтера на заводе. В 1918 г. вступил в Коммунистический союз молодежи Швейцарии, быстро

1. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ

1. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ В XVI в. территория Швейцарского союза увеличилась за счет еще трех кантонов – Базеля, Шаффгаузена (1501) и Аппенцелля (1513), а также некоторых земель, присоединенных в ходе борьбы Берна с Савойей (Ваадт и др.). Теперь в союз входило тринадцать

К главе 26 Реформация в Швейцарии. Феодальная реакция и контрреформация в Европе

Глава 1. Кальвинизм против католицизма в Западной Европе

Глава 1. Кальвинизм против католицизма в Западной Европе Весной 1559 г. послы Филиппа II Испанского и Генриха II Французского встретились на нейтральной территории — в епископском дворце в Като-Камбрези, небольшом городке на границе Франции и Голландии, — для подписания

Капитализм и кальвинизм

Капитализм и кальвинизм Была ли связь между развитием бизнеса и религиозным рвением? Стремились ли воинствующие протестанты к капиталистической экспансии, пока реформа католицизма не воспрепятствовала им? Было ли неким совпадением то, что наиболее предприимчивые

Кальвинизм

Под небом Швейцарии

Под небом Швейцарии В Швейцарии отчетливый русский след проступает с XVIII века. Двенадцатиметровый крест в углублении скалы близ города Андерматта с надписью на русском языке напоминает о легендарном переходе через Альпы войск А.В. Суворова в 1799 году. Есть неподалеку и

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских князей и даже от империи Габсбургов. В экономическом отношении разные кантоны Конфедерации

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ В 20–30–е гг. XVI в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были

Русичи в Швейцарии

Русичи в Швейцарии Идеолог русского национализма Иван Александрович Ильин (16/28.03.1882, Москва -21.12.1954, Цюрих) – русский учёный, классик русской философии, составил идею воспитания нации, русского народа, на классических русских традициях и фундаментальных основах,

В Швейцарии

В Швейцарии

Особенности политического устройства Швейцарии и их влияние на Реформацию

В XV веке Швейцария только формально входила в состав Священной Римской империи. Фактически она была независимой, и ее государственное устройство резко отличалось от типичного в то время для Европы.

Швейцарские кантоны представляли собой самоуправляющиеся и самоорганизовывающиеся общины, почти независимые друг от друга. Общие вопросы решались коллегиально, собранием представителей кантонов. То есть, Швейцария представляла собой конфедерацию на республиканских началах.

При этом среди 13 кантонов наблюдались заметные различия в уровне экономического и общественного развития. Если некоторые из них находились еще на патриархальной стадии, то городские (например, Базель или Цюрих) развивали ремесла и торговлю, там уже появлялись мануфактуры. Соответственным было и управление – важную роль играл городской патрициат, состоящий в основном из крупных купцов и банкиров-ростовщиков.

Из-за этих различий в Швейцарии имелась социальная база как для Реформации, так и для католической реакции. Развитые городские кантоны тяготели к новому, а отсталые не видели причин отказываться от привычных религиозных норм.

Основные направления швейцарской Реформации

Хотя лидеры швейцарской Реформации контактировали с Лютером и его последователями, они не переняли учение Лютера буквально. В Швейцарии обнаружились свои проповедники-реформисты, и учение их получило даже большее распространение, чем лютеранство. Базой для развития этих учений стали богатые города с развитой буржуазной прослойкой – Цюрих и Женева.

Учение У. Цвингли и первая попытка утверждения реформации в Швейцарии

В 1523 году городской магистрат Цюриха предложил провести реформирование церкви в кантоне священнику Ульриху Цвингли (1484-1531). Он имел университетское образование и немалый практический жизненный опыт, общался с Лютером, но не во всем согласился с ним.

У. Цвингли

Религиозная община по Цвингли организовывалась на республиканских основах, проповедники и руководство избирались среди достойных ее членов. Община сама решала все вопросы, связанные с религией – в известном подчинении светским властям и под их контролем. Такую реформу Цвингли провел в Цюрихе, затем еще в нескольких кантонах.

Однако укреплению и дальнейшему распространению цвинглианства помешал известный радикализм его основателя. Цвингли во многом походил на чешских таборитов – он был сторонником республиканской формы правления, защищал права мелких собственников, требовал проведения не только церковных, но и некоторых социальных реформ. Из-за этого цвинглианские кантоны не были поддержаны протестантскими германскими князьями, когда у них разгорелся конфликт с лесными кантонами, оставшимися приверженцами католицизма. Цвингли погиб в этом конфликте, а его учение начало приходить в упадок.

Кальвинистская Реформация в Швейцарии

В 1536 году центр Реформации в Швейцарии переместился из Цюриха в Женеву, куда прибыл из Франции богослов-протестант Жан Кальвин (1509-1564). В отличие от Цвингли, он был выходцем из богатой семьи, однако вел аскетический образ жизни. Кальвин имел хорошее образование, а из Франции уехал, опасаясь преследований.

Ж. Кальвин и основы его учения

Этот проповедник разработал собственное учение, отличное от лютеровского. По Кальвину, человек не может спасти свою душу верой и безгрешным поведением, ибо божьим промыслом заранее предопределено, чья душа спасется, а чья – нет (догмат о предопределении). Однако человеку не дано постичь этот промысел, и потому он должен вести себя так, будто является божьим избранником и обязательно будет спасен. Недовольство не следует проявлять в любом случае, ибо это возражение божьей воле.

Церкви Кальвина не требовались священники и епископы. Верующие должны были избирать пресвитеров для руководства общиной, дьяконов для сбора и распределения благотворительных пожертвований и пастырей для чтения проповедей. В значительной степени Кальвин ставил светские власти в зависимость от пресвитеров.

собрание кальвинистских пресвитеров

В разных странах кальвинизм обретал разные отличия от собственно учения Кальвина – возникали более жесткие и более мягкие его варианты. Способствовало разнообразию и то, что остатки цвинглианцев влились в кальвинистские общины. К примеру, в Англии кальвинисты-пуритане опирались скорее на цвинглианство, чем на кальвинизм в чистом виде. Вскоре кальвинизм стал едва ли не более популярным и распространенным реформационным учением, чем лютеранство.

Контрреформация и религиозные конфликты в Европе

Католичество не собиралось просто так делиться своим влиянием с протестантами – это относится и к церковному руководству, и к монашеству, и к верующим мирянам. Кампания противодействия католиков распространению Реформации известна под названием Контрреформации.

Первым ее актом считается официальное отлучение папой Львом Х от церкви Лютера (1520 год). О завершении кампании говорить не приходится, хотя основной накал борьбы спал уже в конце XVI века.

В первые годы Реформации католическое руководство относилось к ней, как к очередной ереси – с уверенностью, что это учение можно будет быстро подавить силой и уговорами. Однако все же церковь отреагировала ограниченной критикой некоторых проступков своих служителей (в том числе пап) в далеком прошлом, а также созданием новых монашеских орденов. Они должны были послужить символами обновления церкви и укрепить ее авторитет.

Игнатий Лойола - основатель ордена иезуитов

В 1542 году появилась папская булла, расширяющая полномочия римского инквизиционного трибунала. После этого в католических странах усилились преследования протестантов, а в Италии было казнено несколько скептически настроенных ученых (самый известный пример – Дж. Бруно).

С 1545 по 1562 год (со значительными перерывами) заседал Тридентский церковный собор. Он был призван разработать меры по реформированию церкви. Собор отменил торговлю индульгенциями, ограничил возможности продажи церковных должностей и получения доходов с них. Однако и речи не шло о пересмотре основных католических догматов и об ограничении роли папского престола. Впрочем, набравшие силу светские правители (в том числе католики) уже не позволили папству восстановить свою светскую власть.

Кроме собственно церковных мероприятий, Контрреформация проявилась в открытых вооруженных конфликтах в Европе. Борьба католической Испании с реформаторскими движениями в Нидерландах стала толчком к Нидерландской буржуазной революции. Францию во второй половине XVI века раздирали религиозные войны между католиками и кальвинистами-гугенотами. Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда в Париже состоялась массовая резня протестантов, стала символом силового противостояния религий.

Варфоломеевская ночь в Париже - апогей Контрреформации

Религиозный фактор имел значение и в межгосударственных войнах – Тридцатилетней войне и войне Англии с Испанией, завершившейся разгромом Непобедимой армады. Нетерпимость ко всем верованиям, кроме католичества, в Речи Посполитой, стала одним из поводов для начала войны под предводительством Б. Хмельницкого на Украине – в это конфликт было втянуто Крымское ханство и Московское царство.

Итоги Контрреформации

В результате длительного противостояния католиков и протестантов в Европе сложилось региональное распределение религий. В ряде стран (Испания, Италия, Франция, южногерманские княжества, Речь Посполита) сохранились позиции католичества. Северная Европа, Швейцария, Северная Германия, Англия стали протестантскими государствами.

После периода религиозных войн отношения католиков с протестантами стали несколько спокойнее, хотя взаимная напряженность сохранялась довольно долго. Католики в протестантских странах и протестанты в католических подвергались ограничениям и преследованиям.

Зародившийся в Швейцарии кальвинизм стал одним из самых популярных протестантских учений. Его популярность вскоре догнала и даже превзошла популярность лютеранства и англиканства.

Орден иезуитов из-за своих методов вскоре был признан нежелательным во многих государствах и изгнан. Однако орден существует и сегодня. Кроме политических интриг, он известен организацией школ, где давали качественное образование и весьма специфическое, жестокое воспитание.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШВЕЙЦАРИИ К НАЧ.16 В.

· Швейцарский союз в форме конфедерации зародился в конце 13 в. и окончательно сложился к нач. 16в. после двухсотлетней борьбы против австрийских Габсбургов.

· Ядро - созданное в 1291г. объединение трех "лесных" кантонов: Швиц, Ури и Унтервальден. К этому объединению постепенно присоединялись другие кантоны, "союзные земли" и фогтства (подвластные территории).

· 13 полноправных кантонов в 16 в: 7 городских, 5 сельских ("лесных") и 1 смешанный (Цуг).

· 15 ноября 1315г. – швейцарцы победили войска СРИ. Начало независимой Швейцарии.

· 1477г. - покончили с существованием Бургундского государства.

· 1499 г. - разгромили войска немецких князей и по Базельскому миру добились фактической независимости конфедерации от СРИ.

· По своей структуре Швейцарский союз являлся конфедерацией. Постоянных органов центральной власти не было и общие вопросы решались полномочными депутатами кантонов на общесоюзных сеймах (тагзатцунгах).

· Все кантоны делились на 2 группы: - "лесные- с/х, более отсталые (Швиц, Ури, Унтервальден и др.) "городские" - более развитые (Цюрих, Базель, Берн и др. ).

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШВЕЙЦАРСКОЙ РЕФОРМАЦИИ:

· С одной стороны, не было гнета императора и церковь значительно слабее.

· проблема военного наемничества

· С другой стороны, острые проблемы между кантонами;

· Проблемные отношения швейцарских кантонов с соседними странами, к-е стремились поставить горные проходы, через которые шли торговые потоки, под свой контроль

· К нач.16 в. в Швейцарии много эмигрантов, туда было выгодно бежать. Свобода мысли.

· У церкви нет сильного союзника

· Основной движущей силой были бюргерские слои, которые не могли удовлетвориться лютеранской трактовкой реформационных идей.

Лютеранство не могло стать идеологией нового времени, ибо с 1520-21гг. стало принимать узко национальный характер. "Половинчатость" лютеранства, "оглядывавшегося на дворянство и князей".

УЛЬРИХ ЦВИНГЛИ. (1484 - 1531).

Родился в семье зажиточного альпийского крестьянина. Отец хотел сделать из сына священника. В результате хорошее образование, был причастен к гуманистам. Сохранил почти гуманистический менталитет. Как и Лютер, посвятил себя духовной карьере. Начал агитационную деятельность, направленную против наемничества и католической церкви в Цюрихе. Уже в 1516 г – свои высказывания. Самостоятельные.

· Стройная и последовательная программа преобразований

· Много общего с лютеранством (Священное Писание - единственный источник слова Божьего, Оправдание верой. Отрицание необходимости посредничества католической церкви. Отрицание индульгенций, икон, мощей, монашества, целибата, пышности культа и т. д.).

· Отказ от причастия и крещения. Это лишь символы.

· Идея "дешевой церкви".

· Цвингли терпимее Лютера. Для него характерны гуманность и определенная диалектичность. Не разделять категории, а синтезировать их. Тезис "Верю, чтобы познать",

· Божественное предопределение судьбы человека.

· Республиканизм, более жесткая и последовательная критика католицизма и решительность в проведении социальных и политических реформ.

В учении Цвингли происходит эволюция Реформации от схоластики ко все большему рационализму и прагматизму.

· 1522г. Цвингли отказывается от сана священника, женится, открыто порывает с католицизмом.

· На диспуте 1523г. наносит поражение своим оппонентам-католикам и начинает осуществлять реформу церковного и политического устройства в Цюрихе.

· Закрыты монастыри и секуляризовано церковно-монастырское имущество

· из церквей были удалены иконы и мощи святых.

· Запрещено ростовщичество, наемничество и получение пенсий от иностранных монархов.

· введено богослужение на немецком языке

· Цвинглианство распространилось и победило в нескольких кантонах, которые объединились с Цюрихом в союз евангелических кантонов(1527).

· 1529г. ландграф Филипп Гессенский и некоторые другие немецкие князья подняли вопрос о примирении цвинглианства и лютеранства с целью заключения союза против императора Карла V. Была устроена встреча Лютера и Цвингли в Марбурге. Переговоры шли тяжело и во время них Лютер прямо заявил: "Ваш дух и наш дух несогласны между собой".

· С весны 1524 г. начинаются крестьянские выступления.

· Власти Цюриха, чтобы расколоть движение, пошли на уступки. В мае-июне 1525 г. крестьяне представили свои требования, близкие германским. Частично муниципалитет их удовлетворил. Сняли личную зависимость, малую десятину, сняли торговые ограничения, началась судебная реформа. Поставили охрану, чтобы швейцарские крестьяне не соединились с немецкими.

· Началось преследование анабаптистов.

· Поражение крестьянской войны в Германии послужило сигналом к "контрреформации". Католические кантоны восстановили католицизм, города начали преследования анабаптистов. Цвингли решил выйти из кризиса путем усиления личной диктатуры, что привело к дальнейшему падению его авторитета. Потянулись слухи, что он хочет захватить власть.

· Конфликты с лесными кантонами. Берн не поддержал Цюрих. Войска Цюриха потерпели поражение. И в битве при Каппеле в 1531 г. Цвингли был убит. Союз протестантских кантонов распался.

· Преемником Цвингли стал его друг Генрих Буллингер (1505 - 1575).

· По Тигуринскому соглашению 1549г. с Ж. Кальвином он добился устранения разногласий. Цвинглианство слилось с кальвинизмом.

Жан Кальвин и его учение.

Жан Кальвин (1509-1564).

· Принцип оправдания верой (= Лютер)

· Евангелие – единственный источник истины. (= Лютер)

· Теория мирского аскетизма. Кальвин осуждал роскошь. Приобретенные богатства надо пускать в дело. Запрет развлечений. В воскресенье надо посещать церковь и изучать Библию.

Политическое устройство общества: Кальвин не предусматривал коренного изменения соц. устройства. Кальвин считал земную власть не божественным, а земным ковенантом (соглашение). Поэтому монархи – это не божественные помазанники. Закон выше монарха, но Кальвин не требовал изменения полит. системы.

Законные формы правления: республика, монархия, аристократия.

Незаконные: тирания. Право народа на восстание, если правительство прибегает к тирании. Кальвинизм запрещал своевольные восстания и волнения.

Устройство церкви: институт священства полностью уничтожался, в организации церкви восторжествовали республиканские принципы: ве­рующие сами избирали тех, кто должен был наставлять в делах веры. Наряду с пастором кальвинистская община из­бирала также старейшин (пресвитеров) и дьяконов: первые ведали администрацией общины, вторые — милостыней. Центральным ин­ститутом этой церкви являлась консистория, состоявшая из 12 ста­рейшин и пяти пасторов, которые были одновременно и должност­ными лицами государства.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

    (Г, 1483–1546) (Г, 1497–1560) (Д, 1494–1561) (Швец, 1493–1552) (Швейц, 1484–1531) (Швейц, 1509–1564) (А, 1489–1556) (Шот, 1514?–1572)

Реформация в Швейцарии (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Швейцарии в XVI веке

Содержание

Цвинглианская Реформация

Начало Реформации в Швейцарии

Реформация в Южной и Западной Европе пошла по другому пути, чем в Центральной, Северной и Восточной. Если в этих регионах поддержка реформаторов обеспечивалась земельными правителям, то в Швейцарии, конфедерации независимых территорий, города сами выбирали то вероисповедание, которое считали верным. Начало же этому было положено в Цюрихе, где в 1518 году священником кафедрального собора был избран известный проповедник Ульрих Цвингли. Уже хорошо изучивший Библию, он в своих проповедях начал учить народ тому, что спасение достигается не соблюдением религиозной обрядности, а верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Необходимо заметить, что Рим первоначально достаточно безразлично отнёсся к новому реформатору — назревала война с Францией, а из всех швейцарских кантонов только Цюрих поддержал Папу, предоставив в его распоряжение свои войска. Даже изгнание Цвингли торговца индульгенциями монаха Самсона удостоилась не осуждения, а похвалы представителя местного епископа.

Так продолжалось до 1522 года, когда Цвингли сам пошел на обострение ситуации. Сперва в марте 1522 года он с кафедры высказался об отсутствии необходимости соблюдения церковного поста (и соответственно, уплаты церковного штрафа за его несоблюдение), а в июле того же года написал два открытых письма — епископу Констанцскому и членам Швейцарского Союза о вреде целибата и разрешении духовенству вступать в брак. Это был уже вызов. Однако и этот вызов не вызвал ожидаемых мер со стороны римского священноначалия — напротив, папский легат передал Цвингли письмо, в котором ему сулились огромные блага, если бы он стал поддерживать интересы Рима. Однако Цвингли проигнорировал эти предложения.

В это время цюрихский городской совет назначил проведение диспута, на котором Цвингли на основании Библии должен был доказать истинность своего учения. На диспут были приглашены архиепископ и представители всех кантонов, однако приехали только представители Шаффхаузена. Архиепископ прислал своего викария Фабера, которому была дана установка выслушать Цвингли, но в прения не вступать. В свою очередь реформатор основательно подготовился к диспуту, написав 67 тезисов — программу как церковной, так и государственной реформы, которую он собирался на этом диспуте защитить. Диспут начался 29 января 1523 года. Фабер как мог, увиливал от полемики, однако Цвингли ухватился за его неосторожное высказывание о необходимости заступничества святых и потребовал обосновать этот тезис на основании Библии. Несостоятельность аргументов Фабера была очевидна даже сторонним наблюдателям. На следующий день Фабер заявил, что прочитал тезисы и готов отстаивать позицию Церкви, однако в этот день его поражение было сокрушительным. По итогам диспута Цюрих впредь отказался признавать власть Констанцского архиепископа и приступил к широким церковным реформам.

Церковные реформы в Цюрихе

Помимо прочего, Цвингли приступил к переустройству церковной организации — если раньше вся власть принадлежала епископам, то Цвингли усилил демократические тенденции в организации церкви, поставив во главе приход — (конгрегацию), который сам избирал себе проповедника. Приходы составляли Синод (Собор). В дальнейшем такая форма церковной организации получила название конгрегационализм, и в настоящее время весьма популярна среди различных протестантских деноминаций. Для подготовки кадров новой церкви в Цюрихе при активном участии Цвингли был открыт университет — Каролинум. Помимо этого были реорганизованы имеющиеся церковные школы и открыто много новых.

Однако даже столь решительные меры со стороны Цвингли имели критиков, требовавших более радикальных преобразований. Как и в других местах Европы, такая борьба проходила под знаменем анабаптизма, который в Цюрихе возглавили Конрад Гребель и Феликс Манц. Участники движения готовились начать восстание — как в соседней Германии, однако энергичные меры властей позволили его предотвратить. В 1527 вожди анабаптистов во главе с Феликсом Манцем были утоплены.

Религиозные войны в Швейцарии и смерть Цвингли

Примеру Цюриха последовали Берн, Базель, Шаффхаузен, Санкт-Галлен и Гларус, где постепенно к власти пришли сторонники Реформации, однако часть так называемых лесных кантонов Швиц, Ури, Унтервальден и Цуг и города Люцерн и Фрибур остались верны католицизму. В конфедерации назревал раскол. В 1528 году католики предложили устроить диспут, от которого до сих пор всячески уклонялись. Подозревая ловушку, Цвингли не принимал в нём участия, послав туда Эколампадия из Базеля и Берхтольда Галлера из Берна. Со стороны католиков на нём выступили Экк и Фабер. Однако уже до окончания диспута католики объявили себя победителями, а Цвингли торжественно предан церковному проклятию, и всякие изменения в церковных обычаях запрещены.

В 1529 году между кантонами возник первый конфликт. Поводом его был арест в Швице цюрихского священника Якоба Кайзера, который был сожжён несмотря на протесты Цюриха. В ответ Цюрих и Берн выдвинули свои силы к Каппелю. Однако при посредничестве других кантонов между противоборствующими сторонами был заключен мир, по условиям которого протестантские кантоны являлись победившей стороной и получали значительную денежную компенсацию. Так называемая первая Каппельская война закончилась, так и не начавшись.



Однако стороны продолжали активно готовиться к новой войне. Тогда как католические кантоны заручились поддержкой эрцгерцога Австрии Фердинанда, Цвингли искал поддержки у протестантских князей Германии. Для этого он обратился к Филиппу Гессенскому. Тот предложил Цвингли встретиться с Лютером, что произошло в городе Марбург. Однако итоги диспута оказались далеко не теми, что ожидал Цвингли — Лютер отказался признать в нём единоверца, в результате чего швейцарцы не получили помощи из Германии.

20 ноября 1531 года был заключен второй мирный договор, в результате которого реформаты потеряли все плоды своей первой победы. Католицизм был насильственно водворён в некоторых спорных территориях. О проведении Реформации в других кантонах не могло быть и речи.

Кальвинистская Реформация

Женева — новый центр Реформации

Швейцария всё же осталась одним из главных оплотов Реформации, однако центр движения сместился из Немецкой Швейцарии во Французскую — из Цюриха в Женеву. Первоначально это движение возглавил Гийом Фарель, который ещё в начале 20-х годов был вынужден из-за своих взглядов эмигрировать из Франции. Здесь он активно занимался реформаторской деятельностью, помогал Цвингли, Эколампадию, Буцеру, принимал участие в налаживании контактов с вальденсами. В 1532 году Фарель проповедовал в Женеве. Своей проповедью он привлёк множество сторонников, однако вызвал своими речами недовольство руководства города и был изгнан. Однако при помощи властей Берна, который оказывал Женеве военную помощь, ему удалось вернуться в город. В 1536 году городской совет Женевы принял решение об установлении в городе реформированного богослужения. Однако Фарель чувствовал, что ему не хватает способностей встать во главе движения.



Для большей эффективности Кальвин предлагал использовать государственный аппарат, чтобы приводить в исполнение более суровые наказания. Надо заметить, что наказания оказались чересчур жестокими — так в 1546 году 58 человек было казнено и 76 сослано. В 1553 году власти города Женевы вследствие решения Консистории сожгли известного учёного и проповедника Мигеля Сервета, который проповедовал антитринитарное учение.

В результате напряженного труда Кальвина, Фареля и их единомышленников Женева в итоге стала новым центром Реформации. В 1549 году Кальвином и Буллингером было подписано цюрихское соглашение, в результате которого произошло объединение кальвинистов и последователей Цвингли. В 1559 году была создана Женевская академия, занявшаяся подготовкой кадров для новой конфессии. Из Женевы учение реформатов распространилось в многие страны Европы: Францию, Шотландию, Венгрию, Польшу, Нидерланды и даже Германию. В настоящее время реформаты являются одной из крупнейших протестантских деноминаций. Сам Кальвин умер в 1564 году, а его преемником стал Теодор Беза, ректор Академии.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: