Реформация в польше кратко

Обновлено: 18.05.2024

Хотя Возрождение и было типично западным движением, в XV в. оно распространилось уже по всей Центрально‑Восточной Европе, а самыми первыми его форпостами были Прага и Буда. Оба этих города, в свою очередь, влияли на Краков, откуда тенденции того, что вполне можно назвать пре‑Возрождением, проникли до литовских и русских земель федерации Ягеллонов. В XVI в. этот процесс был ограничен исключительно этой федерацией, где культура Возрождения, находившаяся на пике своего расцвета, могла успешно развивать свое восточное крыло. В Венгрии она была обречена ввиду османского завоевания, и даже в более удачливой Чехии упадок национальной культуры под чужеземной властью плохо сказался на ее развитии. В обеих странах движение Реформации теперь было гораздо привлекательнее для тех, кто искал новый стимул для своей борьбы за национальное выживание.

В Польше, где XVI в. тоже был золотым веком национальной цивилизации в тесной связи с Западом, процветание Возрождения теперь было неотделимо от современного ему религиозного кризиса. Это в равной степени справедливо для сравнительно краткого периода преобладания протестантизма в интеллектуальной жизни этой страны и для реставрации католицизма в последней половине этого века. Ведь в Польше, в которой вместо Контрреформации, навязанной иностранным влиянием, возрождался католицизм из собственных источников, в результате возникла тесная связь католицизма и стремления к национальной независимости, подготовленная последним поколением Возрождения и приведшая к особой барочной культуре Польши в XVII в. Весь этот процесс остановился, разумеется, на восточной границе федерации Ягеллонов, но внутри своих границ он способствовал спонтанному ополячиванию правящих классов и в Литве, и на русских землях, где интерес к гуманизму и дискуссиям того времени создал тесную культурную общность с поляками. Отсюда и отзвуки всех этих событий в конституционных спорах, которые формировали политическую структуру федерации.

Во всех этих отношениях правление Сигизмунда I было периодом подготовки к решающим успехам, достигнутым при его сыне. Под властью старого короля влияние Реформации было довольно ограниченным. Лютеранство вскоре должно было появиться в западных провинциях по соседству с Германией, особенно в городах и Польской Пруссии, но оно никогда не было особенно привлекательным для польского населения. Сигизмунд I, однако, был встревожен и пытался остановить это продвижение посредством суровых, но редко исполняемых указов, которые не могли уменьшить интерес к церковной реформе. Этот интерес был вызван, как и в других странах, реальными злоупотреблениями в церкви, путешествиями и учебой в иных странах, распространением протестантской литературы, а также к концу его правления – первыми контактами с реформаторами ненемецкого происхождения, включая даже антитринитариев, которые появились в Польше. Так как этот интерес разделял и молодой Сигизмунд‑Август, все сторонники Реформации с нетерпением ожидали его восшествия на престол.

Тем временем культура Возрождения наконец сформировалась при его отце – покровителе архитектуры и литературы, какими были и его самые знаменитые доверенные лица, и жена‑итальянка Бона Сфорца, которая привезла в Польшу много выдающихся итальянцев, а также политические идеи страны своего происхождения. Поистине символичным было восстановление старого королевского замка на холме Вавель в Кракове, начавшееся до приезда королевы, в результате которого появился один из красивейших памятников эпохи Возрождения в восточной части Европы. Но это же культурное направление также отражено и в собрании государственных документов, писем и отчетов, которые охватывают все время правления Сигизмунда I. Это собрание документов называетсяActa Tomiciana по имени Петра Томицкого – епископа Краковского и вице‑канцлера, который олицетворял польский гуманизм в самых лучших его проявлениях. В нем также содержатся произведения ведущих писателей того времени, пользовавшихся великолепной латынью эпохи Возрождения, которые часто оказывались польскими дипломатами при дворах западных стран.

В этом отношении семья Ласких выделялась особой разносторонностью. В следующем поколении из нее вышел вождь польского протестантизма. Сыграв важную роль в английской Реформации,Johannes a Lasco , как его звали за границей, вернулся в Польшу, когда при Сигизмунде‑Августе казалось возможным создание национальной церкви, отделенной от Рима. С начала царствования нового правителя в 1548 г. действительно шли публичные дискуссии и в сеймах, и в синодах различного уровня. В добавление к давним спорам между духовенством и знатью по вопросам церковной десятины и церковной юрисдикции эти дискуссии поднимали самые деликатные догматические вопросы, вызывавшие разногласия. В 1550 г. молодой король встал на сторону иерархов, чтобы добиться их поддержки в признании его брака с литовской аристократкой Барбарой Радзи‑вилл. Однако вскоре после своей коронации она умерла, и Сигизмунд‑Август никогда не был всерьез склонен останавливать протестантское движение силой. Напротив, даже в Риме он был готов поддержать по крайней мере более умеренные притязания религиозных реформаторов в отношении использования родного языка в богослужениях и сосуда для причащения для мирян, равно как и отмену целибата для духовенства.

Такая программа была также выдвинута одним из самых талантливых писателей того времени Станиславом Ожеховским – священником, женившимся, несмотря на протест его епископа. И хотя впоследствии он стал пламенным защитником католицизма, другие представители быстро развивающейся национальной литературы, такие как известный политический писатель Анджей Фрич‑Моджевский или Миколай Рей, которые первыми с поразительным успехом использовали польский язык, оставались тесно связанными с религиозными тенденциями, которые к середине века привлекали к себе самые выдающиеся умы страны.

Такое сотрудничество было необходимо, во‑первых, поскольку с 1565 г. раскол между протестантами и антитринитариями, движение которых вскоре обрело свой центр в Ракове, наконец закончился и, во‑вторых, потому, что почти в тот же год католицизм снова начал набирать силу. На Сейме 1562–1563 гг. протестанты провели в жизнь решение о том, что ни один приговор церковного суда не будет приведен в исполнение государственными властями. Но после Трентского собора, декреты которого были приняты королем, когда они были представлены ему в 1564 г. папским нунцием, начался стихийный возврат в католическую церковь, главным образом посредством индивидуальных переходов в нее представителей ранее ведущих протестантских семей. Помимо нунциев, которые теперь постоянно жили в Польше, первые иезуиты, приехавшие сюда, во многом способствовали этой перемене, а католические иерархи продемонстрировали новое рвение под руководством кардинала Станислава Хосиуса.

Сигизмунд‑Август сделал решающий вклад и в создание такой атмосферы терпимости, и в сохранение католической традиции в Польше, потому что он отвергал все предложения положить конец своему долгому, несчастливому и бездетному браку с Екатериной Австрийской и развестись с ней. Более того, подобно своему отцу, он оказался просвещенным покровителем гуманизма Возрождения, который в Польше оказал более долговременное влияние, чем Реформация, и продлился до конца века. Интерес к литературе, проявляемый королем, собравшим великолепную библиотеку, вдохновлял всех писателей того замечательного поколения, включая первого великого поэта, писавшего на родном языке, Яна Кохановского. И именно на службе у последнего Ягеллона величайший польский государственный деятель эпохи Возрождения Ян Замойский, бывший ректор университета в Падуе, в котором получали образование многие польские юристы, готовился совершить свои выдающиеся достижения во время правления следующих монархов.

Люблинская уния

Распространение западной культуры в ее типичном выражении в эпохи Ренессанса, протестантской Реформации и католической Реставрации до самых дальних границ Центрально‑Восточной Европы было сильно ускорено Люблинским сеймом в 1569 г., который сделал польско‑литовский союз тесно связанной федерацией и определил ее структуру на более чем 200 лет. С другой стороны, Люблинская уния была подготовлена и стала возможной благодаря постепенному проникновению западной культуры вглубь литовских и русских земель Великого княжества – процесс, который начался еще в XV в., но развивался главным образом с начала XVI в.

В этот переходный период, однако, казалось совершенно ясно, что уния основана не столько на юридических формулировках, сколько на реальной общности, которая связывала воедино части королевства Ягеллонов. В области международных отношений эта общность была продиктована, во‑первых, постоянной опасностью, исходившей от вторжений татар, угрожавших юго‑восточным пограничным землям и Великого княжества Литовского, и королевства Польского. Более того, хотя только Великое княжество, особенно его белорусские и украинские провинции, оказалось открыто для агрессивной политики Москвы, было очевидно, что этой растущей опасности можно противостоять только с помощью Польши. Просьбы Литвы о такой помощи – и военной, и финансовой – всегда получали полную поддержку королей. Сами поляки стали все больше понимать, что помогать сопротивлению Литвы – в интересах их собственной безопасности. Так, когда сроки перемирия, которое в 1522 г. положило конец второй войне Сигизмунда I с русскими, истекли в 1533 г. со смертью Василия III Московского и когда литовцы воспользовались малолетством Ивана IV, чтобы возвратить себе обширные утраченные территории, польские вспомогательные войска снова способствовали достижению ограниченных успехов в этой третьей войне.

Но польско‑литовские переговоры, которые, несмотря на множество перерывов и колебаний, продиктованных изменяющейся политической и военной обстановкой, продолжали поглощать время сеймов в обеих странах в течение шести лет перед Люблинской унией, также были естественным результатом растущей ассимиляции королевства и Великого княжества посредством польского посредничества и поэтому способствовали не только развитию общего образа жизни, но и стихийному ополячиванию самых влиятельных высших слоев общества.

Подготовленная земельной реформой, которая сильно улучшила экономические условия, в соединении с новым кодексом законов Литвы, который отличался во многих отношениях, эта реформа 1564–1566 гг. явилась в большой степени принятием польского государственного устройства, включая ее привилегии для всего мелкопоместного дворянства и учреждение в провинциях сеймов как основы для самоуправления и парламентского правления. Последние юридические ограничения, дискриминирующие греко‑православную веру, по такому случаю были отменены. Когда, наконец, оба сейма были созваны на совместную сессию в Люблине у польско‑литовской границы, между ними едва ли были какие‑то юридические различия.

Однако на практике противодействие нескольких влиятельных семей Великого княжества Литовского, которые особенно враждебно отнеслись к постоянному слиянию двух сеймов, оказалось таким сильным, что обсуждение длилось почти шесть месяцев и в начале марта было даже прервано из‑за выхода из него литовских лидеров. В конце концов они уступили под двойным нажимом. Во‑первых, король решил, что в королевство будет включена не только маленькая, всегда спорная провинция Подлясье, но и вся южная часть Великого княжества; провинция Волынь и Украина с Киевом будут переданы Польше с гарантиями местной автономии, включая использование русского языка как официального и равные права для православных. Сигизмунд‑Август хотел главным образом, чтобы поляки участвовали в защите протяженной восточной границы. Его решение также соответствовало желаниям большинства населения, которое теперь присоединилось к русским провинциям самой Польши.

В то же время огромное большинство литовцев тоже оказывало сильное давление на лидеров оппозиции. В конечном счете все они, за исключением одного из Радзивиллов, вернулись в Люблин. Там под руководством члена семьи Ходкевич 1 июля они подписали хартии унии, которые были одобрены королем через несколько дней и оставались в основном без изменений до раздела содружества в конце XVIII в.

Люблинский сейм, который не прерывался до 12 августа, также определил положение двух меньших частей федерации. Так называемая Королевская Пруссия, то есть Польское Поморье, теперь разделенная на три провинции, стала неотъемлемой частью королевства, представленной в общем сейме. Однако особые привилегии города Гданьска (до 1945 г. носил название Данциг) вызвали некоторые разногласия, которые даже посланная туда на следующий год комиссия не смогла разрешить.

Весь вопрос был частью гораздо большей проблемыDominium maris Baltici (лат. господство на Балтийском море), равно как и вопрос о Ливонии. И хотя полное владение этой страной еще не было урегулировано при Сигизмунде‑Августе, в Люблине было решено, что Ливония, наделенная большой автономией, будет принадлежать как общее владение и Литве – ее непосредственной соседке – и Польше. Это решение соответствовало желаниям ливонцев, которые хотели, чтобы их защищали оба государства Ягеллонов.

Успех сейма 1569 г. был большой личной победой короля, который принимал активное участие в обсуждениях. В Люблине он также принял вассальную присягу от князя Молдавии и нового герцога Пруссии Альбрехта Фридриха, который годом раньше стал наследником своего отца Альбрехта. Ему суждено было стать последним представителем прусской ветви Гогенцоллернов, но их бранденбургские кузены уже получили право наследования, и это был еще один вопрос, который связан с равновесием сил в Балтийском регионе.

Реформация и Контрреформация характеризовали деноминационное развитие в Королевской Польско-Литовской республике с 16 по 18 века.

Оглавление

Идеи реформации сначала распространились в немецких городах Данциг , Торн , Эльбинг в польской Пруссии через местных жителей, которые учились в Виттенберге, и от купцов. Доминиканский монах Якоб Кнотх проповедовал лютеранские идеи в Данциге еще в 1518 году . С 1525 года евангелические проповедники работали в пяти церквях города после восстания в Данциге . В 1526 году король Сигизмунд I своим личным появлением предотвратил это развитие событий, некоторые протестанты были казнены, другие бежали.

Это сделало невозможным официальное учреждение протестантских общин в Польше и Литве в течение следующих двух с половиной десятилетий. Тем не менее, протестантские общины формировались в городах и аристократических поместьях в Польско-Пруссии, Великой Польше и Малой Польше, хотя в основном они существовали в частной среде (так называемый криптопротестантизм ). Католические священники и ученые, распространявшие лютеранские идеи в своем офисе, были свергнуты, например, Якоб фон Илжа в Кракове в 1534 году, Панкратий Клемме в Торне в 1537 году и Ян Секлучян в Познани в 1543 году. Протестанты из Польши-Литвы были взяты в княжество Пруссия .

Вторая Реформация (1548–1573)

Только после смерти короля в 1548 году ситуация постепенно изменилась. В том же году в Польшу приехали чешские братья , изгнанные из Богемии и Моравии из-за их протестантских настроений, которым новый король Сигизмунд II Август разрешил им свободно исповедовать свою религию . Их религиозная практика оказала влияние на польскую среду.

Хотя в 1550 году король издал указ, который еще больше криминализировал протестантскую деятельность для других жителей Польши и Литвы, большинство светских сенаторов в Сейме (Рейхстаге) уже в этом году были протестантами. В 1552 г. исполнение указа 1550 г. было приостановлено. Официально возникли первые протестантские приходы лютеранского вероисповедания, особенно в городах польской Пруссии (Данциг, Торн, Эльбинг, Мариенбург, Грауденц), и реформированные в Малой Польше и Литве, где особенно поощрялись и под защитой канцлера князя Миколая Радзивилла .

В 1555 году сейм официально одобрил размещение протестантских общин в аристократических владениях. В том же году в Малой Польше произошел первый союз реформатских и богемских братьев. В 1557 году король издал официальную привилегию, позволившую существовать протестантским общинам.

В последующие годы новые общины возникли в Польской Пруссии, Великой Польше, Малой Польше и Литве, причем реформатское (кальвинистское) влияние также усиливалось в лютеранских общинах. В 1562 году Унитарная церковь польских братьев отделилась от реформатов , отвергнув , среди прочего, Троицу Божью и крещение младенцев . Реформатская церковь, которая придерживалась Троицы и крещения младенцев, затем называлась Ecclesiaformata maior (≈ Великая реформатская церковь), а унитарианская - как меньшая реформатская (≈ Малая реформатская церковь).

В 1570 году лютеране, реформаторы (кальвинисты) и богемские братья встретились в Сандомире, чтобы обсудить создание польской протестантской национальной церкви. Однако было только взаимное признание соответствующих конфессий и возможность обмена духовенством, но не слияние ( консенсус из Сандомира ). В радикальные реформации унитарии не были включены в консенсусе Сандомирской.

В 1573 году король Сигизмунд II Август издал указ о терпимости, который позволил каждому жителю республики свободно исповедовать религию, включая евреев и мусульман. В то время такая форма была уникальной для Европы.

Контрреформация (1575–1768)

Когда новый король вступил в должность, положение протестантов снова ухудшилось. В 1595 году лютеране отменили сандомирский консенсус, тем самым положив конец совместным действиям трех основных реформационных церквей страны.

В 17 веке репрессии против протестантов усилились. В 1648 г. польские братья были изгнаны из Польши.

В 1717 году сейм принял закон, запрещавший протестантам строить новые церкви и занимать высокие государственные должности. В 1724 году протестанты были казнены в Торне, и почти все протестантские церкви в городе были возвращены католикам. В 1730 и 1734 годах правовое положение ухудшилось новыми законами.

Официальное равенство протестантов (и православных) существовало только в 1768 году, но только под массовым давлением России и Пруссии. Только после первого раздела Польши эти законы могли быть введены в действие в 1775 году.



В 16в. в Польше развернулась реформация. Главной особенностью польской реформации было то, что она опиралась на шляхту. Именно это определило быстрый успех реформации в середине 16в. и ее неустойчивый характер. Другой особенностью было то, что здесь укоренились радикально-реформационные течения, т.к. долгое время проводилась политика веротерпимости.

Первым среди протестантских движений в Польше распространилось лютеранство. Оно нашло приверженцев среди городского немецкого бюргерства Силезии, Великой Польши и Поморья. В 40-е гг.16в. в Польше появились общины Чешских братьев, наследников гуситской традиции. В середине 16в. прочное место в шляхетской среде завоевал кальвинизм.

Но успехи реформационного движения были непрочными. Шляхта, удовлетворившись достигнутым, охладела к протестантскому учению, в самом реформационном лагере произошел раскол. С последней четверти 16в. начинается спад реформационного движения в Польше. С 1564г. иезуиты (ударный отряд контрреформации) начали свою деятельность в Польше. Сложившаяся обстановка заставила протестантов перейти к обороне. В 1573г. протестантам удалось добиться предоставления им и вообще иноверцам религиозной свободы.

В течение первой половины 17в. католическая церковь постепенно отвоевывает позиции. Ведущие фигуры контрреформации в Польше — кардинал Станислав Гозия и иезуит Петр Скарг. Особенность контрреформации в Польше в том, что здесь нельзя было применять метода прямого насилия, т.к. свобода вероисповедания была гарантирована в 1573г. Поэтому опирались, прежде всего, на пропаганду, убеждение и полемику с протестантизмом. Использовались также приемы прямого административного давления: на государственные должности назначались прежде всего католики, судьи-католики принимали решения, дискриминирующие протестантов и т.п.

Результатом всех этих целенаправленных действий было формирование в Польше конфронтационной атмосферы и воспитание нового поколения шляхты, искренно религиозной и преданной католицизму. Борьба с протестантизмом сопровождалась внутренними преобразованиями в католической церкви, затронувшими все уровни и структуры. Укрепились связи польской церкви с Римом.

Вместе с тем, по мере того как ослабевало сопротивление протестантов, и господство католицизма в Польше становилось все более бесспорным, польский католицизм терял свою наступательность, энергию и силу. В конце 17 — начале 18в. католическая культура в Польше снова начинает клониться к упадку.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Реформация в Польше

Сенокос. Гравюра. XVI в.

Сенокос. Гравюра. XVI в.

Реформационные идеи находили отклик во всех слоях польского общества — среди плебейских масс города и крестьянства, в средних слоях горожан и в шляхте, а также в среде светских магнатов.

Причины этого заключались в могуществе и особых привилегиях католического духовенства.

В XVI в. церковные владения составляли в Польше 1/5 всей земли. Церковная десятина, взимавшаяся как с крестьян, так и с других слоёв населения, была весьма разорительна и вызывала всеобщее возмущение, равно как и особые сборы в пользу папской курии, церковных судов и т. п.

Требования отмены десятины, церковной юрисдикции и распространения на духовенство государственных повинностей и налогов сделались важными пунктами, вокруг которых развёртывалась политическая борьба на сеймах.

Как и других странах Европы, широкие слои населения ставили в связь погоню католического духовенства за материальными богатствами с его моральным вырождением, с его формальным и равнодушным отношением к вопросам веры.

Нараставшее в разных слоях польского общества возмущение против церковного землевладения, против стяжательства католического духовенства и его бесцеремонных методов феодальной эксплуатации содействовало распространению в Польше реформационных идей.

Уже в XV в. в Польшу проникло гуситское учение. Оно нашло особенно благоприятную почву в Великой и Малой Польше и в Поморье.

Под его влиянием реформационное движение зародилось в Польше ещё до выступления Лютера.

Одним из его ранних представителей в конце XV — начале XVI в. был Бернат из Люблина, который свои разоблачения папской церкви и борьбу против схоластики сочетал с пропагандой в духе учения таборитов, направленной против феодальной эксплуатации.

Одновременно в оппозиционных шляхетских кругах Польши распространялись идеи умеренного гусизма.

После выступления Лютера в Германии немецкая часть населения польских городов стремилась придать реформационному движению в Польше характер лютеранства. Вначале идеи Лютера были популярны и в плебейских кругах польских городов.

Однако вскоре отдельные плебейские элементы, особенно в Поморье, стали толковать учение Лютера в радикальном духе. Появились также приверженцы анабаптистских идей.

Заседание польского сейма. Гравюра. XVI в.

Заседание польского сейма. Гравюра. XVI в.

Свою пропаганду среди ремесленников и крестьян Яков из Ильжи и его ученики связывали с восхвалением физического труда и технических знаний и с критикой схоластики.

Как и в других странах, в Польше со второй половины 20-х годов XVI в. в анабаптизме одержали верх сторонники непротивленчества и мирного сектантства.

Политической слабостью польских городов объясняется то обстоятельство, что они были мало затронуты реформационным движением. Отдельные прогрессивные деятели из числа сторонников Реформации, проникнутые патриотическим настроением и стремлением к социальной свободе, оставались одинокими.

В Кракове реформационное движение горожан приняло характер гуманистического вольнодумства и критики церковной идеологии с позиций естествознания.

С конца 30-х годов XVI в. ре-формационные учения интенсивно распространяются среди шляхты и части магнатов. Светские феодалы, стремившиеся к обогащению путём секуляризации церковных земель и к достижению большей независимости от государственной власти, избрали орудием своей политики кальвинизм.

Он привлекал шляхту своей церковной организацией, облегчавшей вмешательство именитых людей на правах старейшин общин в церковную жизнь, в деятельность синодов и школ, что привело бы к зависимости церковных общин от-шляхты. Интересам шляхты отвечал и тезис Кальвина о праве сословно-представительных учреждений не повиноваться королевской власти.

В то же время представители шляхетско-кальвинистской реформации не допускали изменений и новшеств в области феодального строя. Даже такие просвещённые кальвинисты, как Миколай Рей и Анзельм Гостомский, считали необходимостью умеренную феодальную эксплуатацию крестьян.

Ариане, как и анабаптисты, традиции которых они продолжали, оставались сектой, не искавшей революционных путей. Их организация сложилась уже в эпоху католической реакции и контрреформации.

Читайте также: