Реформация в европе и церковная реформа 17 века в россии общее и особенное кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раскол Русской православной церкви с самого начала и не без оснований сравнивают с Реформацией в Европе – расколом католичества и отделения от нее протестантских церквей. Действительно, между этими явлениями есть общее: массовое выступление священников и прихожан против духовной тирании, произвола, стяжательства, мздоимства и нарушения норм христианской морали церковной иерархией. Однако на этом сходство кончается, а различия в результатах русского Раскола и европейской Реформации были колоссальны.

Политическая и общественная жизнь в Европе была изначально основана на сосуществовании и борьбе феодализма с церковной властью, к которым в XII-XIV веках добавилось городское самоуправление. Эти институты имели автономию, им приходилось воевать и договариваться, но ни один из них не покушался на независимость, не говоря уже о самом существовании, другого. Поэтому во время Реформации эти самостоятельные структуры выбирали свою сторону в разгоревшейся борьбе: английский король, феодалы Северной Германии, часть французских феодалов, а также муниципалитеты Нидерландов и Швейцарии выбрали протестантизм, у них оказалось достаточно сил, и, что важно – правовых оснований для того, чтобы выйти из-под контроля папства.

При этом следует учитывать, что европейская Реформация сопровождалась совсем не только компромиссами, но и войнами, и чудовищными зверствами наподобие Варфоломеевской ночи. Дело в том, что на фоне войн и резни компромисс все-таки был возможен и со временем стал реальностью, в то время как в Московском государстве его не могло быть в принципе.

В Европе крупнейшим и сильнейшим католическим орденом был францисканский: последователи святого Франциска Ассизского обладали огромным влиянием на население, Римский престол и светские власти, а они призывали к искоренению пороков церкви, к бедности и честности священства. Таким образом, основа протестантизма была заложена самими католиками. В России духовные предтечи старообрядчества – стригольники, жидовствующие и нестяжатели – были уничтожены (в том числе физически) задолго до Раскола и не оставили духовного наследия.

В православии же существование монашеских орденов невозможно в принципе, поскольку православная церковь так же жестко вертикально структурирована, как и государство. Любое несогласие трактуется как опасная ересь, подлежащая искоренению.

В Европе, как и в России, церковный раскол сопровождался массовыми насилиями и религиозными войнами, особенно жестокими во Франции, Германии и Великобритании. В Европе в нескольких ключевых странах протестантизм после кровавых конфликтов победил (Англия, Нидерланды, Швеция, Дания, Норвегия, северогерманские государства). Вестфальский мир 1648 г. поставил точку в войнах католиков и протестантов, которым пришлось найти формулу мирного сосуществования. Примечательно, что в странах победившего протестантизма католики открыто исповедовали свою веру, имели все гражданские права и не подвергались гонениям. В России же никонианство одержало сокрушительную военную и политическую победу, разгромив старообрядцев силой, частично уничтожив, частично разметав по отдаленным углам страны и превратив в маргинальные, угнетенные группы изгоев. Больше двух столетий, вплоть до Манифеста 17 октября 1905 г., старообрядцы подвергались непрекращающимся гонениям.

Еще до начала Реформации католическая церковь начала энергично развивать образование, а на Нюрнбергском рейхстаге 1522-1523 гг. Римский папа Адриан VI официально признал ошибки и преступления, совершенные папами и высшими католическими иерархами.

В ходе Контрреформации католики образовали ряд новых монашеских орденов, призванных защищать католицизм, но не с оружием в руках, а убеждением, человеколюбием и правозащитной деятельностью. Помимо продолжавших активную деятельность францисканцев, в 1526-27 гг. появились ордена театинцев и капуцинов, также проповедовавших бедность церкви и подвижничество; на эти же позиции перешел и влиятельный орден кармелитов. В 1530-е гг., в разгар борьбы протестантов с католиками, возникли ордена варнавитов и бонифратров, посвятившие себя заботе о больных, орден урсулинок, помогавших девушкам и женщинам, и самый могучий и революционный орден иезуитов. Этот орден, основанный на беспрекословном подчинении Римскому папе и борьбе с врагами католицизма, сыграл огромную роль в защите прав бедных и угнетенных; особенно известны иезуиты строительством миссий в Латинской Америке, в которых дикие индейцы получали защиту от работорговли, а также образование, обучались современным ремеслам и сельскохозяйственным навыкам. Иезуиты создали прогрессивную систему образования и распространили ее по всему католическому миру: иезуитские школы и училища стали образцом для подражания не только в католическом мире, но и в протестантских, и в православных странах.

В Московском царстве, напротив, после Раскола официальная церковь фактически отказалась от социальных функций – образовательной деятельности, благотворительности и правозащиты. Во-первых, потому, это этим занимались прОклятые и истребленные боголюбцы, объявленные раскольниками. Во-вторых, из-за того, что никакой идейной оппозиции церкви в обществе не стало, и бороться за умы и сердца прихожан стало не с кем, что-либо доказывать - некому. Церковь, поддерживаемая государством, чувствовала себя абсолютно уверенно – до тех пор, пока она сама поддерживала государство, воздерживаясь от его малейшей критики.

Тридентский собор 1545-46 гг. запретил торговлю индульгенциями и церковными должностями, создал специальную службу по борьбе со злоупотреблениями, демократизировал церковное управление. Развитие образования было объявлено одной из важнейших функций церкви. Католическая церковь, хотя и утратила влияние примерно в половине европейских стран, отчасти превратилась (далеко не в полной мере, конечно) в прогрессивный общественный институт. К концу XVII века деятельность инквизиции заметно ослабевает; с середины XVIII века во Франции явочным порядком прекращается преследование протестантов, а в 1787 г., перед Великой французской революцией, гугенотам возвращают равные права с католиками.

Европейская Реформация и сложный процесс, именуемый Контрреформацией, пролили много крови. Однако они постепенно сформировали светское, современное, либеральное, образованное общество. Именно Реформация стала детонатором Промышленной революции, начавшейся в Англии и Голландии и распространившейся на Францию, Швецию и Германию. В России же Раскол лишил старообрядцев возможности духовного и экономического развития, а официальную церковь сделал костной силой, не желающей никакого социально-экономического прогресса. При Петре I церковь была напрямую подчинена монархам, при Екатерине II церковные владения подверглись секуляризации, однако никаких попыток сопротивления с ее стороны не предпринималось. Это было связано в большой степени с падением авторитета церкви, формализацией ее деятельности и уменьшением ее нравственного влияния на верующих. После Раскола церковь не проявляла никакой активности в социальной сфере, лишь изредка проявляя недовольство любыми прогрессивными начинаниями (развитием образования, конституционными проектами, планами отмены крепостного права и даже строительством железных дорог и использованием пароходов).

Общим у Реформации и Раскола является только то, что они относились к христианским конфессиям – католической и православной. Никакие другие общие нити их не связывают. Это принципиально два разных события – по содержанию и последствиям.

В то время как Реформация стала революцией духа, изменившей отношения человека с Богом, Раскол, по сути, явился следствием попытки патриарха навести порядок в обрядах и текстах.

Провозглашение Мартином Лютером в 1517 году принципа обретения человеком спасения только по Божьей и ничьей больше благодати, освободило человека от клерикального гнёта, вывело его из тьмы страхов и предрассудков в свет примирения и прямого, без посредников, общения с Богом. Судьба человека больше не зависела от того, кто и как истолкует за него Евангелие, какими карами будут ему угрожать и увязывать его спасение с покупкой индульгенций. Отныне верующему уже не надо было больше искать защиты и посредничества у святых – он сам становился святым. Он сам мог теперь, читая Евангелие, общаясь напрямую с Богом, понять, что от него ждёт Бог, что он должен делать.

Реформация индивидуализировала человека, что в свою очередь в течение следующих 100-250 лет изменило отношение человека к власти, к труду, к знанию, вызвав волну дальнейших преобразований. В совокупности они стали источниками экономического и научно-технического подъёма, модернизации социально-политических систем. Свободное предпринимательство повело к упразднению абсолютизма, формированию новой экономики на базе частной собственности и свободного рынка, политическому плюрализму и утверждению власти закона. Идеи Лютера охватили много стран. Протестантская Европа начала стремительное развитие и вступила в Новое время.

Через 140 лет после Лютера российский патриарх Никон решил в 1653 г. провести давно назревшую меру: устранить накопившиеся за века разночтения в вероучительных книгах. Разночтения эти были вызваны неточными, а подчас и неправильными переводами, ошибками, неизбежными при копировании списков. Патриарха в его решении поддержали высшие архиереи Православной Церкви на специально созванном Соборе. Алгоритм действий был простым и логичным: взять за основу греко-византийские книги и перевести их, либо, сверяясь с ними, внести соответствующие изменения в действующие тексты, что и было сделано.

Необходимость церковных изменений, прежде всего в текстах, была обусловлена рядом факторов. Россия понемногу открывалась Западу: присоединение Украины, находившейся под польским влиянием; появление в Москве и других городах иностранцев, призванных помочь в обучении армии и развитию промышленных производств, торговли; образованность Никона, помноженная на его властолюбие.

Но тем, кто решил противостоять Никону, ни Евангелие, ни суть веры не были интересны, а скорее всего – и даже понятны. Их тревожила только внешняя сторона. Они боялись, что потеряют веру за количеством перстов, поклонов и написанием имени Христа, но потеряли саму веру. Ни попытки осмысления, ни диалог – бой и раскол. Непостижимо, но в стране из-за этого началась чуть ли не новая гражданская война. За этим противостоянием выросли жестокосердие, ненависть, гордыня – всё то, что Христос осудил. Путь фарисеев оказался более лёгким.

Раскол не оказал на историю России благотворного влияния. Он не оставил следа в плане идей, концепций, не вызвал духовного раскрепощения, которое бы повело к экономическим и политическим преобразованиям. Более современная и образованная часть высшего духовенства натолкнулась на огромный айсберг невежества и глухого непонимания. Сторонники самодельных традиций, самоизоляции и самодостаточности могли улавливать только то, что было видно глазу – внешние изменения, - но не то, что должно быть доступно разуму.

Удивительно вот ещё что: середина XVII в., когда совершился Раскол, было временем роста абсолютизма, окончательного установления крепостного права, экономической слабости страны, ещё не полностью преодолевшей разруху после Смуты. Но ни одна из этих острейших проблем не вызвала в народе столь бурной реакции и желания изменить положение дел, как несогласие с количеством перстов при крещении и приведение церковных текстов в соответствие с оригиналами.

Смута стала суровым испытанием для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения отечеству и церкви.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти 450 московских церквей. В числе пленных оказался митрополит Филарет.

После восьмилетнего пребывания в польском плену в Москву возвратился в 1619 г. отец царя Михаила – митрополит Филарет. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. Он был, по-существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца.

Главное, чего удалось добиться Филарету – укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Стремясь противодействовать усилившемуся в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Православной Церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон – митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Она прошла в 1653-1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Созванный в 1654 г. церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх, получив необъятную власть нал верующими, вскоре выступил с идеей первенства власти церковной над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Но это заявление царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршии богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, думая, что царь будет просить его вернуться, однако, царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном. Для суда в 1666 г. был созван церковный Собор. Царь осудил Никона в том, что он самолично отрекся от патриаршества, присутствовавшие же церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, заточив его навечно в монастырь.

Одновременно Собор 1666-1667 гг. поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному Уложению 1649 г. им грозила смерть на костре.

Таким образом, Собор 1666-1667 гг. положил начало расколу в Русской Православной Церкви.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум, который с юных лет посвятил себя церкви. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже был сослан в Сибирь. Но он нигде не мог смириться с новой реформой и на церковном Соборе он был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, в затем вновь заключен. 11 апреля 1682 г. протопоп и его сподвижники были казнены, заживо сожжены.




Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к резкому конфликту церковного и светского руководства. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее фактического превращения в придаток самодержавной власти.

Смута стала суровым испытанием для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения отечеству и церкви.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти 450 московских церквей. В числе пленных оказался митрополит Филарет.

После восьмилетнего пребывания в польском плену в Москву возвратился в 1619 г. отец царя Михаила – митрополит Филарет. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. Он был, по-существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца.

Главное, чего удалось добиться Филарету – укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Стремясь противодействовать усилившемуся в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Православной Церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон – митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Она прошла в 1653-1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Созванный в 1654 г. церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх, получив необъятную власть нал верующими, вскоре выступил с идеей первенства власти церковной над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Но это заявление царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршии богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, думая, что царь будет просить его вернуться, однако, царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном. Для суда в 1666 г. был созван церковный Собор. Царь осудил Никона в том, что он самолично отрекся от патриаршества, присутствовавшие же церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, заточив его навечно в монастырь.

Одновременно Собор 1666-1667 гг. поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному Уложению 1649 г. им грозила смерть на костре.

Таким образом, Собор 1666-1667 гг. положил начало расколу в Русской Православной Церкви.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум, который с юных лет посвятил себя церкви. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже был сослан в Сибирь. Но он нигде не мог смириться с новой реформой и на церковном Соборе он был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, в затем вновь заключен. 11 апреля 1682 г. протопоп и его сподвижники были казнены, заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к резкому конфликту церковного и светского руководства. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее фактического превращения в придаток самодержавной власти.

Реформация в России и в Европе: в чём разница?

Кадр из фильма "Лютер" 2003 г.

Интересно, что значительный вклад в дело Западно-Европейской Реформации внесли греческие православные богословы, эмигрировавшие в Европу после взятия Константинополя турками в 1454 году. Именно они, как носители греческого языка, вывели Библию на передний план и помогли очистить её от ошибок официального латинского перевода — Вульгаты. Они во многом и обозначили тот спектр богословских вопросов, глашатаем которых сделался Мартин Лютер.

Мы можем сделать вывод, что такого широкомасштабного и яркого явления, как Западно-Европейская Реформация, не было в России по той причине, что основные богословские и практические вопросы, на которые так бурно среагировала Реформация на Западе, либо вовсе не были актуальны для Руси, либо стояли не так остро. Это не означает, однако, что в России не было или нет нужды в изменениях, в Реформации. Такая нужда есть — как для каждого человека в отдельности, так и для всякой организации, включая церковную. Но Русской Реформации свойственна иная динамика и иные выражения.

Читайте также: