Реформа совета федерации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Статья 2. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации - представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, а член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемого путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва членом Совета Федерации - представителем в Совете Федерации от данного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть избран член Совета Федерации, избранный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия которого были прекращены досрочно. Решение об избрании члена Совета Федерации - представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

За свою историю Совет Федерации Федерального Собрания РФ – палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования. Конституция РФ 1993 г. (ст. 95) запретила общий принцип, согласно которому в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от субъекта федерации – по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции.

Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г. регулировалось тем, что жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов Совета Федерации от субъекта; причем выборы в первый Совет Федерации проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно, ни законодательно.

В период с 1995 по 2000 гг. на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.12.95 № 192-ФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили глава субъекта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т.д.) и глава представительного органа субъекта РФ (областной Думы, Законодательного Собрания и др.)

Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губернаторов" — редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации — работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость очередного реформирования Совета Федерации, осуществленного в 2000 г.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:

-упразднен принцип членствав СоветеФедерации по должностии совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;

- Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;

- одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого — избирает представительный (законодательный) орган.

Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002.

Главный результат реформы Совета Федерации — разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.

В то же время, установленный с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:

- не известны избирателям;

§ отношения к региону, который они представляют(не проживают в нем, не работают и т. д.);

- реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом.

Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т.ч. и в прямом смысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).

Особенно явственно недостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г:, когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанностям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.

В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.Ф

За свою историю Совет Федерации Федерального Собрания РФ – палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования. Конституция РФ 1993 г. (ст. 95) запретила общий принцип, согласно которому в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от субъекта федерации – по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции.




Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г. регулировалось тем, что жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов Совета Федерации от субъекта; причем выборы в первый Совет Федерации проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно, ни законодательно.

В период с 1995 по 2000 гг. на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.12.95 № 192-ФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили глава субъекта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т.д.) и глава представительного органа субъекта РФ (областной Думы, Законодательного Собрания и др.)

Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губернаторов" — редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации — работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость очередного реформирования Совета Федерации, осуществленного в 2000 г.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:

-упразднен принцип членствав СоветеФедерации по должностии совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;

- Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;

- одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого — избирает представительный (законодательный) орган.

Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002.

Главный результат реформы Совета Федерации — разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.

В то же время, установленный с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:

- не известны избирателям;

§ отношения к региону, который они представляют(не проживают в нем, не работают и т. д.);

- реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом.

Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т.ч. и в прямом смысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).

Особенно явственно недостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г:, когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанностям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.

В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.Ф

Федеративная реформа в России (Федеративная реформа Путина) — преобразования в федеральных отношениях, осуществлённые в России в 2000-е годы.

Задача укрепления федеративного строя была принципиально поставлена новым политическим руководством страны. Первыми серьезными шагами на данном пути стали создание в мае 2000 г. семи федеральных округов и начало работ по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Вслед за этим, В. В. Путин указал на важность развития института федерального вмешательства, что нашло реализацию в закреплении за Президентом права роспуска законодательных органов и отрешения от должности глав субъектов Федерации, выведении глав ветвей власти из Совета Федерации. С этого времени для губернаторов актуальным стало не столько противостояние с центром, сколько с полпредами в округах. В то же время, обладая в основном полномочиями, а не финансами, полпреды стали скорее комиссарами, не создав угрозы сепаратизма на уровне округов. [1]

Активное продолжение централизаторской политики нашло отражение в курсе на укрупнение субъектов Федерации. Начало в 2003 г. было положено объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Вслед за этим началась работа по укрупнению Красноярского края, Тюменской области. [2]

Планомерное усиление полномочий федерального центра продолжалось и в дальнейшем. В частности, особо отметим закон 2003 г., среди прочего, вводивший институт временной финансовой администрации. Большое значение имело ограничение влияния регионалов на формирование и текущее регулирование работы местных подразделений федеральных ведомств. Органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговые, таможенные, финансовые и др. в основном стали регулироваться из центра. Логическим завершением данного курса стала отмена выборов губернаторов. Предложение такого порядка ряд губернаторов внесли еще в 2000 г. Однако лишь после победы на выборах 2004 г. В. В. Путин подписал соответствующий закон. [3]

Содержание

Первые крупные инициативы президента России Владимира Путина после инаугурации (7 мая 2000 года) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в Совете Федерации были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей. После принятия в августе 2000 года закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами.

Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан Государственный совет, в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов.

В мае 2000 года указом Президента В.Путина были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В то время многие законы в регионах противоречили Конституции России. В стране в связи с этим царил правовой хаос, который в том числе угрожал суверенитету России. Достаточно вспомнить принятие рядом регионов во время кризиса 1998 года антиконституционных актов, препятствующих вывозу продовольствия за пределы регионов и фактически вводящих внутренние таможни. Формирование единого правового пространства, начавшееся в 2000 года, завершилось в своей основе уже в 2001 году.

После образования в 2000 году федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на чётком разграничении компетенции между Российской Федерацией и её субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Дмитрия Козака, поэтапно (в 2003—2004 годах) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы.

За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счёт своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов.

Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы.

Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путём давления на федеральную власть.

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 года продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 года с предложениями по новому порядку избрания губернаторов. В конце 2004 года это предложение стало законом. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента России избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Своё недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.

Современная реформа федеративных отношений проводится в четыре этапа: [4]

  1. период 2002—2003 связан с деятельностью Комиссии по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
  2. в 2003—2004 годах была создана законодательная база для преобразований в сфере федеративных отношений и местного самоуправления;
  3. с 1 января 2005 года начала действовать новая система разграничения полномочий между Российской Федерации и ее субъектами обеспеченная усовершенствованной структурой межбюджетных отношений;
  4. с 1 января 2006 года началась реформа местного самоуправления и совершенствование системы федеративных отношений, обусловленное новым порядком наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счёт присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 года законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области.

Реформирование территориально-государственного устройства России, приведение местных законов и нормативных актов в соответствие с общефедеральными имеет существенный экономический аспект. Дело в том, что тем самым обеспечивается единое нормативное пространство на всей территории РФ, что, в свою очередь, является неотъемлемым элементом формирования единого общероссийского рынка. В этом смысле региональная реформа способствовала тенденциям экономического роста, наметившимся в экономике в 2000 года.

Результатом реформы 2000 г. стало создание в России федеральных округов, которое помогло добиться усиления роли центра и восстановления единого правового пространства. [6]

Состав верхней палаты парламента может расшириться, а часть сенаторов получит мандаты пожизненно. Закон о новом порядке формирования Совета Федерации публикует "Российская газета". Документ был предложен президентом в развитие новых положений Конституции.


Сейчас Совет Федерации - палата регионов, в нее входит по одному представителю от законодательной и исполнительной ветвей власти каждого субъекта РФ. Всего Совфед насчитывает 170 человек. До принятия поправок в Конституцию президент имел право назначить еще не более 17 сенаторов - представителей Российской Федерации, но ни разу этой возможностью не воспользовался.

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Теперь правила меняются, и в палате появляются разные категории сенаторов. Для представителей регионов порядок прежний: одного делегирует в Совфед губернатор, другого - Законодательное собрание из числа своих депутатов. Срок работы этих сенаторов зависит от срока полномочий органа, который они представляют.

А дальше - все по-новому. Президентская квота увеличивается с 17 до 30 человек. В законе указано, что они назначаются на шестилетний срок, но семеро могут получить мандаты пожизненно. Это граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной.

Критерии отбора кандидатов на должности сенаторов - представителей Российской Федерации определяет президент, равно как и порядок их назначения. Они должны соответствовать общим требованиям: быть не моложе 30 лет, обладать безупречной репутацией, постоянно проживать в России и не иметь иностранного паспорта или вида на жительство.

По словам главы Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса, основанием для включения их в состав палаты станет указ главы государства. В публикуемом законе лишь указано, что сенаторы - представители РФ должны закрыть счета в зарубежных банках до подписания указа о наделении полномочиями.

Еще одна новелла касается экс-президента России. У него теперь тоже появляется право стать пожизненным сенатором. Бывший глава государства может написать заявление о наделении его полномочиями члена Совфеда (либо отказаться от этого). "Заявление может быть подано однократно", - уточнил Андрей Клишас.

Закон, как известно, обратной силы не имеет, поэтому в документе предусмотрено переходное положение для президента РФ, прекратившего исполнение своих обязанностей до принятия этого закона. Он также сможет подать заявление и получить пожизненно сенаторские полномочия. Это право возникает у него сразу после вступления закона в силу.

Документ также вносит ряд уточнений, касающихся всех членов Совета Федерации. В нем перечислены номера статей Уголовного кодекса, осужденные по которым не смогут претендовать на сенаторское кресло. Раньше запрет касался только совершивших особо тяжкие преступления. Теперь путь в верхнюю палату закрывает и обвинительный приговор по статьям средней тяжести. Даже после того, как судимость снята или погашена, будут действовать сроки ограничения: за особо тяжкие преступления - 15 лет, за тяжкие - 10 лет и средней тяжести - 5 лет. В течение этого времени человек не сможет претендовать на место в Совфеде.

Состав верхней палаты парламента может расшириться, а часть сенаторов получит мандаты пожизненно. Закон о новом порядке формирования Совета Федерации публикует "Российская газета". Документ был предложен президентом в развитие новых положений Конституции.


Сейчас Совет Федерации - палата регионов, в нее входит по одному представителю от законодательной и исполнительной ветвей власти каждого субъекта РФ. Всего Совфед насчитывает 170 человек. До принятия поправок в Конституцию президент имел право назначить еще не более 17 сенаторов - представителей Российской Федерации, но ни разу этой возможностью не воспользовался.

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Теперь правила меняются, и в палате появляются разные категории сенаторов. Для представителей регионов порядок прежний: одного делегирует в Совфед губернатор, другого - Законодательное собрание из числа своих депутатов. Срок работы этих сенаторов зависит от срока полномочий органа, который они представляют.

А дальше - все по-новому. Президентская квота увеличивается с 17 до 30 человек. В законе указано, что они назначаются на шестилетний срок, но семеро могут получить мандаты пожизненно. Это граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной.

Критерии отбора кандидатов на должности сенаторов - представителей Российской Федерации определяет президент, равно как и порядок их назначения. Они должны соответствовать общим требованиям: быть не моложе 30 лет, обладать безупречной репутацией, постоянно проживать в России и не иметь иностранного паспорта или вида на жительство.

По словам главы Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса, основанием для включения их в состав палаты станет указ главы государства. В публикуемом законе лишь указано, что сенаторы - представители РФ должны закрыть счета в зарубежных банках до подписания указа о наделении полномочиями.

Еще одна новелла касается экс-президента России. У него теперь тоже появляется право стать пожизненным сенатором. Бывший глава государства может написать заявление о наделении его полномочиями члена Совфеда (либо отказаться от этого). "Заявление может быть подано однократно", - уточнил Андрей Клишас.

Закон, как известно, обратной силы не имеет, поэтому в документе предусмотрено переходное положение для президента РФ, прекратившего исполнение своих обязанностей до принятия этого закона. Он также сможет подать заявление и получить пожизненно сенаторские полномочия. Это право возникает у него сразу после вступления закона в силу.

Документ также вносит ряд уточнений, касающихся всех членов Совета Федерации. В нем перечислены номера статей Уголовного кодекса, осужденные по которым не смогут претендовать на сенаторское кресло. Раньше запрет касался только совершивших особо тяжкие преступления. Теперь путь в верхнюю палату закрывает и обвинительный приговор по статьям средней тяжести. Даже после того, как судимость снята или погашена, будут действовать сроки ограничения: за особо тяжкие преступления - 15 лет, за тяжкие - 10 лет и средней тяжести - 5 лет. В течение этого времени человек не сможет претендовать на место в Совфеде.

Читайте также: